Ярошенко Николай Александрович (1846-1898) – знаменитый русский художник второй половины XIX века, выдающийся портретист, автор жанровых картин, ученик И. Н. Крамского и его верный соратник по Товариществу передвижных художественных выставок.
Художник представил ее на IV Передвижной выставке, на которой она имела успех у публики. На «Белой Вилле» Ярошенко жил и работал вплоть до самой смерти. В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора4. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина "Всюду жизнь" (1888). Ярошенко стал вольнослушателем Академии художеств, увлеченно занимался живописью и одновременно учился в Артиллерийской академии.
Брал уроки рисования у A. M. Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко— «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм». На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг.
Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. В образе, созданном художником, выступает на первый план не знаменитая актриса, о которой И. Н. Крамской говорил, что она может быть «не только интересной, но замечательно красивой», а простая русская женщина, со строгим, чуть печальным лицом и с выражением страдания в глазах. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры. И умер Николай Александрович летом 1898 года на следующий день после того, как пробежал более 10 километров с горы Большое седло, где писал с натуры, до дома, спасаясь от дождя.
Спустя два года с «отличными успехами в науках» он заканчивает военную академию, продолжая успешно заниматься искусством. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Ярошенко вошел в историю русского искусства как талантливый портретист.
Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Волкова, посещает вечернюю школу Общества поощрения художеств, занимаясь под руководством И. Н. Лучшие из этих произведений— портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина. Трепова.
И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным.
Одной из самых известных работ раннего периода Ярошенко стала картина «Невский проспект ночью», написанной в 1874 году. Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников». Крамского, 1876, ГРМ Л. Н. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. В Академии художеств он сблизился с передвижниками и писателями, группировавшимися вокруг прогрессивного журнала «Отечественные записки». Русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников».
Ярошенко обнажил популярную на тот момент тему. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10.
За годы обучения он сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки». Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом. Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888).
Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Произведения Н. А. Ярошенко в портретном роде свидетельствуют об его способности передавать не только внешние черты, но и характер изображаемых лиц, но не отличаются особенным мастерством технического исполнения. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек. Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера.
Радушные хозяева пристроили к своему уютному пятикомнатному дому несколько флигелей для гостей. С самого детства Николая готовили к военной карьере. Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры2. Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства.
Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (18671874).
Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Великолепно раскрыт образы в портретах И. Крамского и Н. Ге. В. Позен4. А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет.
Все это сказалось на социальной направленности искусства Н. А. Ярошенко. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны. – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). К ним приезжали многочисленные друзья и гости — писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, актриса Полина Стрепетова. Ярошенко получил образование военного инженера, но испытывая непреодолимую тягу к творчеству, к живописи и имея к тому призвание, начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, где занимался у И. Н. Крамского, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74).
На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10.
На заводе Ярошенко много общался с рабочими. Профессиональный военный, в 1892 г. вышел в отставку в чине генерал-майора. В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. Ещё он брал частные уроки рисования, работал в мастерской Андриана Марковича Волкова (1829—1873) и посещал вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской. Ещё в Полтаве его учителем живописи был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805—1887). Окончив с отличием Академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет. В 1874 году он экстерном окончил Академию художеств. В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью.
Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. Об этом же писали в своих романах Ф. М. Достоевского и В. Крестовский в повести «Петербургские трущобы». Именно тогда он создал самые знаменитые портреты современников. 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является "Портрет актрисы П. А. Стрепетовой" (1884).
К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки».
Сохранившиеся рисунки позволяют судить, что под руководством своего учителя И. К. Зайцева, юный художник занимался серьезно и небезуспешно. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Она точно вобрала в себя черты героинь А. Н. Островского, которых великолепно воплощала на сцене. Друг Ярошенко, художник Остроухов вспоминал, что «Чернышевский и Добролюбов сделались его руководителями, а передовые журналы – любимым чтением».
Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции. В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной «Невский проспект». В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет.
Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. С 1875 г. – экспонент, с 1876 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок. «Совестью художников» называли его современники. Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А. М.
Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора.
Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. На пятнадцатой передвижной выставке Николай Александрович Ярошенко выступил с двумя портретными произведениями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Этот образ, как бы вызванный из преисподней капиталистического ада, должен был по замыслу художника будить мысль о несправедливости общественного строя, основанного на бесчеловечной эксплуатации, порождать в людях протест и волю к борьбе.
Более десяти лет он вместе с И. Н. Крамским руководил Товариществом, а после смерти Крамского стал его идейным преемником, хранителем лучших традиций передвижничества. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Пожалуй, самыми значительными произведениями художника 1870-х годов и наиболее яркими образами для творчества Ярошенко стали «Кочегар» и «Заключенный». В стенах Академии Ярошенко оттачивал свое мастерство, а на рисовальных вечерах у И. Крамского погружался в другую атмосферу, в среду передовых демократических идей. 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. Автор скульптурного портрета – друг художника Л. В. Позен.
Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом. Он был в самом центре художественных событий, стал активным членом Товарищества передвижников.
С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор В 1885 году Ярошенко приобрёл в Кисловодске дом, называемый «Белой Виллой», где семья проводила лето. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. Мягкий по внешности – он кремень духом». «Картина, – говорил Ярошенко, – имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно и моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит».
Два фрагмента сразу приковывают внимание к картине: огромные натруженные руки кочегара и глаза, с вопросительным упреком устремленные на зрителя. Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883). Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Особенно удалось живописцу лицо поэта, по поводу чего в свое время рецензент «Русского курьера» писал: «Милая, бесконечно симпатичная улыбка чуть заметна на губах этого красивого, словно иконописного лица, обрамленного серебром седых волос. В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. — «На качелях» (1888), «В теплых краях» (1890), «Песни о былом» (1894).
С удивительным мастерством Ярошенко создавал выразительные портреты типичных представителей своего времени. Автор скульптурного портрета – друг художникаЛ. Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен.
Его фигура и обращенное к зрителю лицо выхвачено из темноты отсветом горящей топки. Значительное место в его творчестве занимает пейзаж (Клухорский перевал, 1882 Судакская бухта в Крыму, 1882, обе – в ГТГ). Другая известная работа художника – «Студент», отличающаяся тем же одухотворенным настроением, что и предыдущая работа. Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера. В этом образе прослеживается мысль об ответственности капиталистического общества Российской Империи за нечеловеческую эксплуатацию простых рабочих.
В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора.
В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884, Екатеринбургская картинная галерея), Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при Петербургском университете), Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей. Обогатил живопись новыми темами (Кочегар, 1878 Всюду жизнь, 1888, обе – в ГТГ Курсистка, 1883, ГРМ) и глубокими психологическими образами (портреты П. А. – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894).
Он написал там множество этюдов и портретов молодой жены и друзей. Крамской оценил портрет как один из «самых замечательных» портретов времени и видел в нем обобщенный образ, «мысль художника», написанную по «поводу Стрепетовой». 7 марта 1876 года за эту картину Ярошенко был единогласно принят в члены Товарищества передвижных выставок и вскоре избран в состав правления. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы».
С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Первые выразительные по образному решению портреты Ярошенко появляются в 1870-х годов. Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника.
Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. Стрепетовой» (1884). Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ).
В основном – это были образы из народа: «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка». Начиная с «Кочегара» Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции («Заключенный», 1878 «Старое и молодое», 1881), передовой учащейся :молодежи («Студент», 1881 «Курсистка», 1883). Ярошенко проводили лето именно здесь.
Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора.
Он стал знаменитым русским художником. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии.
Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898).
Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске. В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. Если Крамского называли «разумом» передвижничества, то Ярошенко — его «совестью». Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора.
Стрепетовой, 1884, ГТГ И. Н. Трепова. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Не забывали коллегу и художники: Репин, Нестеров, Ге, Дубовской, Касаткин, Куинджи3.
Крамского. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Крамского, учился в Академии художеств как вольнослушатель (1867-1874). Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. Усадьбу назвали Белой виллой. Наболевшие вопросы русской действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в творчестве Ярошенко. Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины Кочегар (1878).
Волкова, занимался у И. Н. Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего.
– "На качелях" (1888), "В теплых краях" (1890), "Песни о былом" (1894). Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина «Всюду жизнь» (1888). Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Среди таких его работ— ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее. Знаменитая картина «Курсистка» яркий пример изображения в русском искусстве девушки- студентки.
На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Один из лучших – портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ).
Начиная с "Кочегара" Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции ("Заключенный", 1878 "Старое и молодое", 1881), передовой учащейся :молодежи ("Студент", 1881 "Курсистка", 1883). Сам художник в течение недели находился под домашним арестом и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883).
Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Толстого, 1894, ГРМ). Алексей Николаевич, как живой, глядит из рамы». Среди его творческих работ— эскизы и рисунки. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор».
В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Период расцвета его творчества попадает на 1880-е годы.