Пит Мондриан (Mondrian, Piet, настоящее имя Питер Корнелис (Pieter Cornelis Mondrian) 7 марта 1872, Амерсфоорт, Нидерланды — 1 февраля 1944, Нью-Йорк) — выдающийся нидерландский живописец и теоретик искусства.
Всемирную славу Паулюсу Поттеру обеспечили его изображения животных. Гравировал по картинам П. - П. Рубенса, Я. Йорданса, А. Блумарта, А. Ван Дейка и др.
Его называли "Рафаэлем морской живописи". Ян де Леув смотрит не в мир, а на нас. Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства.
Он не созерцает, а размышляет. Схелте Адамс Болсверт (1586 -1659).
В начале 1650-х годов путешествовал по восточной части Нидерландов и западу Германии. Побытовому жанру, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р. Так, относительно древнейшего из голл.
Однако такие общества, носившие название гильдий св. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный «Маленьким в. -Дейком». 1620-54), Саломон и Филипс Конинги (1609-56, 1619-88), Питер де Греббер, Виллем де Портер ( позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Гогстратен (1626-78). Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др. 1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р.
Родился в Лейдене в семье пивовара. Возможно его учителем был Жак де Гейн. Сын известного художника Исаака Класа ван Сваненбурга (1537-1614). Он выполнен кистью на загрунтованном холсте огромного для графической работы размера — 2 метра на 1, 7 метра (. ). Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века.
Его взгляд самоуверен и даже вызывающ. Каждая фигура Это как бы извлечение, концентрация реальности. Цветовая гамма этого яруса кажется плотной, тяжелой.
Рембрандт и Саския познакомились в 1633 году, а 22 июня 1634 года они обвенчались. Облик Саскии запечатлен на многих портретах, рисунках и офортах. Помимо картин сохранилось много акварелей, рисунков пером и гравюр Адриана ван Остаде. Голландия и Фландрия XV – XVII вв. Его картины – это образы народного сатирического эпоса изображения природы и быта деревни.
Необходимость уезжать во Францию отпала. Голландский художник, рисовальщик и офортист. — позже 1533) и его сын Дирк Якобс (две картины последних изображающие стрелковые общества имеются в Эрмитаже). Испытал влияние Корнелиса Врома. Их заменяет длительная, вневременная созерцательность. Якоб Изакс ван Рейсдал (1628/29 -1682).
Нидерландская школа живописи являлась одной из сильнейших в Европе. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени. Благодаря индивидуальному стилю художника – широкому, уверенному, с насыщенными, яркими цветами (красным, жёлтым, синим и др. ) – из этих отдельных лиц складывается художественный документ эпохи. Несмотря на наличие в ряде сцен архаичных черт, Гентский алтарь открывает собой новую эпоху в истории нидерландского искусства. Лоррену и др.
Лоррену и др. Стихия воды воплощена в знаменитых «Водопадах» Рейсдала, которые он создавал под впечатлением от норвежских пейзажей Эвердингена. Их начали собирать итальянские и фламандские коллекционеры. Этого человека можно назвать уникальной в своем роде и гениальной личностью.
1832). Из не менее значительного числа живописцев, воспроизводивших быт среднего и высшего, вообще достаточного, сословия, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Гог (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс в. Мирис Старший (1635-81), Эглон ван дер Нэр (1643-1703), Готфрид Схалькен (1643-1706), Ян ван дер Мэр Дельфтский (1632-73), Иоганнес Верколье (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668). Приехав в Рим, поселился в приходе церкви св. В «Мадонне ван дер Пале» художник превратил донатора в едва ли не главное лицо композиции. 1554, Прадо), за который, как предполагают, ему было присуждено рыцарское достоинство. Краски словно излучают свет, цвет интенсивный.
Реформация изгнала из церквей религиозные картины не было надобности украшать дворцы и вельможеские палаты изображениями античных богов и героев, а потому историческая живопись, удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности: давно прошедшие события она стала трактовать, как события дня, происходившие в Голландии и в особенности занялась портретом, увековечивая в нем черты людей того времени, то в одиночных фигурах, то в обширных, многофигурных композициях изображающих стрелковые общества (schutterstuke), которые играли столь видную роль в борьбе за освобождение страны, — управителей ее благотворительных заведений (regentenstuke), цеховых старшин и членов различных корпораций. народа над угнетавшими его испанцами. Гольциус происходил из семьи потомственных художников. 1857). Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком».
Голландия подарила нам огромное количество самых известных, самых величайших художников за всю историю искусства. Его освещенные солнцем складки синее, чем это возможно для реального цвета. Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок. художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Гэм (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрагам Миньон (1640-79), Мельхиор де Гондекутер (1636-95), Мария Остервейк (1630-93), Виллем в. Альст (1626-83), Виллем Геда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Вэникс (1640-1719). Нарастание определенности образов (Ролен – один из самых жестких образов ван Эйка) и сознательное подчеркивание единства человека с мирозданием свидетельствуют о том, что (как и в портрете четы Арнольфини) художник стоит перед необходимостью дальнейшего развития или видоизменения своей системы живописи.
1585-1666 гг. ). В год венчания Рембрандт написал известный потрет Саскии в виде древнеримской богини цветов и весны («Флора». К сожалению, произведения примитивных Голландских живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала «разбивателей икон» (beeldstormers) к уничтожению живописныхи скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный Маленьким в. -Дейком.
Так же поступил и ван Эйк. Гогартом, портретист Ян Квинкгард (1688-1772), декоративно-исторический художник Якоб де Вит (1695-1754) и художники мертвой природы Ян в. Гейзюм (1682-1749) и Рахиль Рейсх (1664-1750). Родился и умер в Антверпене. В 1639 году Рембрандт приобрел в кредит новый дом на улице Синт-Антонисбрестрат, куда и переехал вместе с женой (ныне там расположен Дом-музей Рембрандта). Джованни стоит с почти молитвенной сосредоточенностью.
1519 – 1576/1578). Это грандиозное, многочастное сооружение, размером 3, 435 на 4, 435 метра. Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Р. Родилась в Леувардене. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты, пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций.
На смену символическому реализму северного Возрождения пришел новый, мирской реализм. Около половины XVI стол. Картину «Блудный сын» можно считать лучшим полотном Рембрандта и эпилогом его творчества.
Трое их детей (Ромберт и две Корнелии) умерли вскоре после рождения. Даже в XVI веке под влиянием Рогира оставались многие художники, от Бернарта Орлея до Квентина Массейса. Остаде внимательно и любовно показывает жизнь крестьянина, его быт и окружение. В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Изак в. Остаде (1610-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стэн (около 1626-79), Корнелис Бега (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), П. в. Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт ван дер Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек. В Государственном Эрмитаже находится одиннадцать его произведений и три картины в ГМИИ (Москва).
Работал, как художник, в Лейдене, а также в Делфте, Вармонде, Харлеме, Гааге. Таким же образом «сочинял» он природу и в тех редких случаях, когда пытался писать чисто пейзажную картину. 1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род. Родился в Антверпене.
1857). Ян уделяет больше внимания человеку, чем Губерт. Лишь наиболее крупные голландские художники писали в различных жанрах. Окончательно развил свой талант под руководством художника Яна ван Гойена в Гааге.
Но он словно подчиняется своей модели, он пишет ее в отвечающем ей «характере» и живописная манера поражает несвойственной ван Эйку, но так отвечающей существу Арнольфини холодной и блестящей уверенностью. Учился у Адама ван Норта, Отто Вениуса. Христос родился и умер. Мало жестов и мало позы. Создавал гравюры, репродуцирующие произведения фламандских живописцев XVII века.
Умер и похоронен в Харлеме. Нидерландский художник начала XVII века. Естественно они изображены за дружным застольем. 1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р.
Благодаря своей предприимчивости, практическому смыслу и настойчивому труду голландцы успели превратить болота в плодоносные нивы и роскошные пажити, отвоевать от моря обширные земельные пространства, приобрести материальное благосостояние и внешнее политическое значение. Образ Джованни трактован схоже с портретами Тимофея и человека в тюрбане. Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства. корифеям французской школы. Гроб и Легенда о костях св. Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии — Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, должны быть причислены сюда Адриан в. д. Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620-91), Абрагам Гондиюс ( 1692) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Виллем Ромейн ( позже 1693), Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Вэникс (1621-60), Ян Асселейн, Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78), Томас Вейк (1616.
Арочные пролеты не открывают ни далеких просторов, ни сложных архитектурных аспектов. «Портрет мужчины в широкополой шляпе» из Касселя близок по стилистике двум мужским портретам из Эрмитажа исполненным до 1660 г. Саския ван Эйленбург (1612 – 1642). Учился у Эсайаса ван де Велде.
Две разрушительные волны иконоборчества -- в 1566 и 1581 гг. Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р. Портретные образы художника отражают глубокое осознание достоинства и ценности человеческой личности.
Затем картина была покрыта лаком. Виллем Исаак ван Сваненбург (1581/1582 -1612). Картина написана художником в 1432 году маслом по доске. Родился в Антверпене. Второе отличительное свойство голл. Там он поступил на учение к Питеру Ластману, ставшему для него настоящим наставником. Родился в Харлеме.
Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), Ян Асселейн (1610-52), которого мы вскоре встретим в ряду пейзажистов, вышеупомянутые Паламедесы, Якоб Ледюк (1600 — позже 1660), Генрик Версхюринг (1627-90), Дирк Стоп (1610-80), Дирк Мас (1656-1717) и др. Блестящий период голландской живописи тянулся недолго — лишь одно столетие. Подобный демократизм обусловлен отчасти традициями эпохи нидерландской революции. Здесь и пейзажная даль и человек и деталь предмета обладают такой подчеркнутой выразительностью, что та, в какой-то мере лишая сцену ее бытовой естественности, делая ее более «натюрмортной», придает ей огромную силу художественного и эмоционального воздействия.
В закрытом виде Гентский алтарь являет собой двухъярусную композицию, нижний ярус которой занимают изображения статуй двух Иоаннов – Крестителя и Евангелиста, по сторонам от которых находятся коленопреклоненные заказчики – Иодокус Вейд и Елизавета Бурлют верхний ярус отведен сцене «Благовещения», которая венчается фигурами сивилл и пророков, завершающих композицию. Учился у отца – Виллема ван де Велде Старшего в Амстердаме и Яна Вейнантса в Харлеме. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Около 500 гравюр было исполнено ими по рисункам Гольциуса.
Адриан ван Остаде (1610 -1685). Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. Прозрачную светоносную сцену «Благовещения» сменяет величественный и великолепный ряд фигур. Из многочисленных гравюр Унгера достойна внимания масса эстампов, появившихся в журнале Лютцова «Zeitschrift fr bildende Kunst», 18 гравюр с картин Брауншвейгской галереи, 44 с картин Кассельской галереи, сборник гравюр с картин Венского императорского музея (25 выпусков, с текстом Лютцова) и такое же издание Амстердамской галереи. Штрих, нанесенный тонкой кистью имитирует резцовую линию. Немецкий художник, график иллюстратор. 1620-1720).
Он создал множество групповых портретов как, например изображения стрелковых гильдий (объединение офицеров для охраны городов и обороны). Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) с включением геральдического льва в личный герб.
Сам художник получил в Италии прозвище Бамбоччо (итал. bamboccio, карапуз). 1826), Тереза Шварце (р. — 1535. ), Якоб Корнелисен (1480. Ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет изобразив купца Дж. Это благословение, но и утверждение высшей необходимости. Он средоточие всей системы. В картине «Мадонна у фонтана» (1439 Антверпен, Музей) оно видно в желании нейтрализовать активность перспективного построения фона (при помощи фигурок ангелов, держащих занавес и цветов) и сосредоточить внимание на образе человека. И все пространство комнаты освобождает, наполняет светом.
Последние пять лет своей жизни Боэций гравировал картины Рубенса. Художник умер в Амстердаме в возрасте 29 лет. Затем следует заметить, что большинство голл. Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Но мы, подведенные к его благословляющему и предостерегающему движению, воспринимаем его как выражение строгости, серьезности Арнольфини.
в Италии иФранции искусство мало интересовалось неодушевленной природой, не находило в ней ни своеобразной жизни, ни особенной красоты: художник вводил в свои картины пейзаж только как побочный элемент, как декорацию, среди которой разыгрываются эпизоды человеческой драмы или комедии, а потому подчинял его условиям сцены, придумывая выгодные для нее живописные линии и пятна, но не копируя природы, не проникаясь внушаемым ею впечатлением. Смерть в 1441 году прервала его дальнейшую деятельность.
Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы, между прочими, менее значительными, Иоганнес Бэрестратен (1622-66), Иоб и Геррит Верк-Гейде (1630-93, 1638-98), Ян в. д. Гейден (1647-1712) и Якоб в. д. Юльфт (1627-88). Рядом с ним Тимофей и человек в тюрбане кажутся отдаленными и недосягаемыми для живого контакта. Действие на картинах уже не происходило как в готике одновременно на одной сцене.
В 1660-1670-х годах Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. нераздельно, под одним общим названием нидерландской школы.
Нидерландский портретист XVI века, работавший при дворах Испании, Италии, Англии. Вот таким образом голландских художников нельзя распределить на школы, подобно тому, как поступаем мы относительно художников Италии или Испании трудно даже составить из них строго определенные группы и самое выражение «Голландская школа живописи», вошедшее во всеобщее употребление, необходимо приниматьтолько в условном смысле, как обозначающее совокупность соплеменных мастеров, но не действительную школу. Мы видим, как розовеет кожа на коленях и кистях рук Адама, как круглятся формы Евы. Не очень большая (0, 66x0, 62 м), она кажется больше своих реальных размеров.
И цвет в этих створках меркнет и становится теплее. Создатель жанра «бамбочатта» или «бамбочада» (жанр народных сценок, происходящих на римских улицах). Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения — две картины «Неправый суд императора Оттона», находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494-1533).
По бытовому жанру, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р. 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р.
Морской пейзаж романтичен по настроению. Свои течения существовали в каждом жанре. Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. Картина художника «Портрет жены Маргрет ван Эйк» завершает первый этап нидерландского Ренессанса и свидетельствует о вступлении ван Эйка в новую, характерную уже для 1440-х годов фазу развития искусства Нидерландов.
Художник отодвигает героев – благовествующего ангела и возносящую благодарение Марию – к краям сцены. Его творчество охватывает 130 картин. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии.
Последний ослепляет своей яркостью и смелыми мазками. Имелись также художники, специализировавшиеся на церковных интерьерах и различных видах натюрмортов, как например: «лавка», «десерт», «завтрак» и др. 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р.
На заре Нового времени нарушилась средневековая гармония между земным и небесным мирами. Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета.
Питер ван Лар (1599 – 1642). Испытал влияние Филипса Ваувермана. Следующими представлены ангелы. Мученики, по большей части епископы, - в синих облачениях. На зрителя с полотен смотрят люди уверенные в себе и завтрашнем, полные энергии («Стрелецкая гильдия святого Георгия», «Стрелецкая гильдия святого Адриана»).
1837), Лодевейк Аполь (р. Воплощенные в Гентском алтаре принципы проявились не во всех изображениях в равной мере.
Композиция построена на равновесии цветовых звучаний. вновь живет в Антверпене, в 1630 стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы. Он устремляет в пространство свой взгляд и его устойчивый жест лишен случайности. Как бы то ни было, в 1432 году Рогир становится членом городской гильдии живописцев Турне. До ван Эйков и Робера Кампена нидерландская и фламандская живопись ориентировались на интернациональную готику, которую чаще называют «прекрасным» или «мягким стилем». Портретируемый приближен к краю картины, его глаза обращены к нам (хотя все же нельзя сказать, что он смотрит на вас).
Луки в Антверпене. Не трудно увидеть современную, а не библейскую историю в «Избиении младенцев» : пытки, казни, вооруженные нападения на беззащитных людей – все это было в годы небывалого испанского гнета в Нидерландах. Это одновременно и справедливо и неправильно. Халс изображал своих героев без прикрас, с их бесцеремонными нравами, могучим жизнелюбием.
Бесконечно уходящая панорама торжественно открывается через три арочных пролета. Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Учился у Карела ван Мандера в Харлеме.
Кроме того, в наследии Гольциуса насчитывается несколько сотен рисунков и живописные произведения, относящиеся к позднему периоду творчества, когда мастер увлекся живописью. 1852) и Валли Мус (р. 1831).
Ранняя смерть прервала его многообещающую карьеру. Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения — две картины Неправый суд императора Оттона, находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494-1533). При сравнении процессии на внутренней стороне боковых створок со сценой поклонения агнцу можно заметить, что в работе Яна фигуры сгруппированы свободнее. Таковы: Михиль Миревельт (1567-1641), его ученик Паулюс Морэльсе (1571-1638), Томас де Кейзер (1596-1667) Ян ван Равестейн (1572.
Для всех пейзажей Рейсдала характерно символическое восприятие природы. Халс не только реформировал парадный заказной и групповой портреты, но явился создателем портрета, граничащего с бытовым жанром. В молчании или с пением они окружают священного агнца – символ жертвенной миссии Христа. Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами.
В колорите преобладали оттенки красного и коричневого, которые будто вспыхивали изнутри. При всей своей значительности канцлер Ролен (в вышеупомянутом алтаре) не является основным героем. К сожалению, произведения примитивных Г. живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала разбивателей икон (beeldstormers) к уничтожению живописных и скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов.
Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист. Вершина творчества Ван Эйка – монументальные алтарные композиции (Мадонна канцлера Ролена, около 1436, Лувр Мадонна каноника ван дер Пале, 1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Гроб» и «Легенда о костях св. Художники изображали мир, который их окружал, все чаще забывая о его Творце. 1824) и Христоффель Биссхоп (р. Ученик его Гэртьен ван Синт-Ян известен только по двум хранящимся в Венской галерее створкам триптиха (Св.
Родился в Утрехте. Художник легко вписался в атмосферу двора. Живописные открытия Ван Эйка сыграли важную роль в истории мировой живописи. Они отличаются пластической ясностью композиции, виртуозной чистотой и строгостью штриха. Около 1618 – 1620 гг. В 1547 году Мор был принят в члены гильдии св.
Художник и рисовальщик. Второе отличительное свойство голл. И каждая подчинена радостной, торжествующей иерархии, во главе которой – Бог. Реализация этих новых тенденций произошла около 1436 года.
Они как младшие сестры Марии. Винсент изучал теологию и даже был проповедником в бельгийском городке Боринаже. Maistre Rogier de le Pasture), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. была настоящей плодородной почвой для живописцев. В первую очередь это прослеживается в изменении передачи цветового настроения. Идеал святости подменялся идеалом бюргерской добропорядочности. Это необычайно тонко, точно и живо. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн.
Ван Лар за все время своей жизни в Риме не раз подвергался нападкам со стороны Академии св. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. Много безрассудного рвения, напора, неуёмной энергии и в индивидуальных портретах с очертаниями жанровой картины.
Картины Кокса полны жизни, блеска дорогих тканей игры света и тени. Бархатное облачение святого Домициана обретает невероятную цветовую звучность. Переехав в Харлем, в своем творчестве испытал влияние Дирка Халса и Адриана ван Остаде.
Сопровождал голландский флот во время войны с Францией и Англией. 1831). В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. Взгляд Тимофея устанавливает определенное соотношение между ним и внешним миром.
Его портреты пользовались большим спросом как у буржуазии, так и у дворянства. На смену юным, похожим не на матерей, а на старших сестер мадоннам прежних лет пришла другая – величественная, спокойно занимающая главную часть картины. Фигуры четырех участников сцены (Мадонна, святой Домициан, святой Георгий и донатор Пале) приобрели повышенную материальную массивность. Недаром при бургундском дворе подобные картины хранились в сокровищницах рядом с золотыми шкатулками, часословами со сверкающими миниатюрами и драгоценными реликвиями. Но, словно для восполнения ослабленной цветовой активности, они представлены поющими. Их нагота не просто обозначена, но предъявлена во всей ее очевидности. Этот свет в еще большей мере, чем в «Мадонне в церкви» имеет двоякую природу – он вносит начало возвышенное, но он же поэтизирует чистый уют обычной бытовой обстановки.
Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма). Напротив, «Благовещение» представляется более отстраненным, его колорит светел, а пространство не замкнуто. В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. В 1434 году Ян ван Эйк написал портрет, обычно считающийся изображением итальянского купца из Лукки, представителя интересов дома Медичи в Брюгге, Джованни Арнольфини и его жены Иоанны (Лондон, Национальная галерея). В некотором роде Гоген был более приземленной личностью, нежели В, ан Гог. Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер.
Саския принесла мужу большое приданое. И тем сильнее и материальнее явление Адама и Евы. Около 1649 года жил в Гааге, где также стал членом гильдии художников.
Супруги находятся в комнате. Франс Халс (между 1581 и 1585 – 1666). Почти все эти эстампы воспроизводят оригиналы старинных мастеров.
др. На выставке представлена гравюра С. А. Изображенные художником лица становятся конкретнее, характернее.
Кроме картин, он оставил множество рисунков, число которых превосходит 8000. Картины считаются провинциальными и второразрядными, во многих публикациях по истории искусства ранняя нидерландская живопись рассматривается только начиная с Флемальского мастера. Это исчезает в поздних портретах. В хороших оттисках и с исчерпывающей полнотой представлен в ГМИИ им. Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др. По его следам Мартен ван Вэн, прозванный Гэмскерком (1498-1574), Генрик Гольциус (1558-1616), Питер Монтфорд, прозв. Паулюс Поттер (1625-1654).
Один из этапов портретной эволюции творчества Яна ван Эйка – так называемый портрет «Тимофей». Часто изображал гротескных персонажей. Во всяком случае, в 1436 году мастер создал алтарную композицию, во многом отличную от его прежних работ, – «Мадонну каноника ван дер Пале» (Брюгге, Музей). Антонис Мор (ок. В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной.
Первыми этюдами в характерной цветовой гамме были: «Мост через Сену» и «Портрет папаши Танги». Характерно, что в картинах на евангельские темы («Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Поклонение волхвов в снегопаде») он представил библейский Вифлеем в виде обычной нидерландской деревни. Главный представитель этой отрасли живописи — знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68). Но самоценная значительность образа сочетается в них с некоторым прозаизмом трактовки. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры.
В корону, которую ангел держит над ней, - как блещет она в тени. Одним из первых начал практиковать живописные занятия на пленэре. Занимался в Лейпциге гравированием для издателя Вейгеля факсимиле с эскизов и рисунков старинных живописцев, провел несколько лет в Веймаре и, сделав в 1871 и 1872 поездку в Голландию, поселился в Вене.
В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Болсверта с картины Йорданса «Пан играющий на свирели». К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р. Художник и офортист. В искусстве этот культурный поворот выражается забвением со стороны художников тех основных начал, от которых зависела оригинальность живописцев предшествовавших поколений и обращением к эстетическим принципам, занесенным из соседней страны. Арнольфини с женой в центре небольшой исполненной мягкого света и уюта бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). Один из величайших граверов фламандской школы.
1850) и мн. Фигуры, написанные им, отличаются большей гармонией, они более последовательно, равномерно раскрывают драгоценную природу человека и мира. Таких объективных портретов ван Эйк еще не создавал. Они стоят в рост, выпуклые реальные. 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. И одежда и мебель и предметы обстановки отображались с фотографической точностью. («Больная и врач», «Гуляки», «Игра в трик-трак», 1667, – все в Эрмитаже, СПб «Больной старик», «Крестьянская свадьба» в ГМИИ имени А. С.
Перед зрителем предстают настоящие люди со всеми своими человеческими недостатками. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. -77) Фредерик де Мушерон (1633 или 1634-86) и др. Самый известный и талантливый художник из семейства ван де Велде. На самом деле, в других странах, напр. С 1659 года работал в Гааге, с 1663 – в Амстердаме.
обществе все более и более слабеет национальное самосознание испаряется национальный дух и водворяются французские вкусы и воззрения напыщенной эпохи Людовика XIV. Он довел до законченного совершенства сами приемы штриховедения. В 1641 году родился сын Титус, названный в честь сестры Саскии Титии (умер, не достигнув 30-летия).
Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена. В этих условиях родилось сложное искусство Иеронима Босха (около I450-I5I6, настоящее имя Иероним ван Акен). Произведения проникнуты настроениями умиротворенности, лиризма, тонкого юмора. 1824) и Христоффель Биссхоп (р. Среди голландцев было также немало пейзажистов, пускавшихся в путешествия и воспроизводивших мотивы чужестранной природы, что, однако, не мешало им сохранять в своей живописи национальный характер.
В сочетании с пространственностью «Поклонения» цвет одежд бога-отца пламенеет еще глубже. Художник-портретист. художников не пускается в дальние поиски за материалом для своего творчества, но довольствуется тем, что находит вокруг себя, в родной природе и в жизни своего народа. Взгляд Тимофея утверждает и сопричастность его мирозданию и наличие в нем глубокой духовной жизни. Искусство поздней готики сменяется в это время ранним Ренессансом.
1837), Лодевейк Аполь (р. В творчестве Ван Эйка портрет выделился в самостоятельный жанр. Дочь адвоката и учёного, знатного горожанина Ромбертуса ван Эйленбурга. Как и офорт резцовая гравюра относится к технике глубокой печати.
Пушкина и Государственном Эрмитаже. Учился в Амстердаме имел свою мастерскую в 1615 – 16 гг. Стиль ван Эйков часто имитировали, но никогда не могли превзойти. 1836). На его счету также работа комиссионером и различные переезды. Племянник и, возможно, ученик Саломона Рейсдала.
На выставке представлена одна из его редких гравюр «Аллегория правосудия», входящая в серию «Трон Юстиции». Учился у Франса Халса.
Напрасно было бы искать у них строгой преемственности известных эстетических принципов и технических правил не только в смысле академического стиля, но и в смысле усвоения учениками характера их учителей: за исключением, быть может, одних лишь учеников Рембрандта, более или менее близко следовавших по стопам своего гениального наставника, почти все художники Голландии, едва только проходили их ученические годы, а иногда уже и в эти годы, начинали работать по-своему, сообразно тому, куда влекла их индивидуальная наклонность и чему научило непосредственное наблюдение природы. Получил прозвище «Маленький Ван Дейк» из-за влияния, оказанного на него творчеством Антониса ван Дейка изысканной манере которого он подражал. Он загорается глубоким цветовым сиянием. корифеям французской школы.
Ван Эйк явился одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи. Несколько его работ «Птицы в парке», «Домашние птицы», «Охотничьи трофеи» хранится в коллекции Эрмитажа. Блокгорстом (1532-83), Корнелис в. Гарлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду Г. школы, каковы, напр., Абрагам Блумарт (1564-1651), Герард Гонтгорст (1592-1662), отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой живописи и возвращались на родину маньеристами, воображающими, что вся суть искусства заключается в утрировке мускулатуры, в вычурности ракурсов и щегольстве условными красками. К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р.
В этот поздний период Хальс достигает верхней ступени мастерства, тона в его работах приобретают монохромность (обычно темная, чёрная одежда, с белым воротничком и манжетами и тёмно-оливковым цветом фона). Если в портретах Тимофея и человека в красном тюрбане образ портретируемых являлся лишь частью более общего образа (образа человека как части мироздания), то здесь создание индивидуального образа исчерпывает замысел художника.
Антония», «Воз сена», «Сад наслаждений») Босх населяет причудливо-фантастическими образами, одновременно жуткими, кошмарными и комичными. Среди них — уникальный шедевр мастера, хранящийся в ленинградском Эрмитаже, — рисунок «Вакх, Венера и Церера». 1852) и Валли Мус (р. Оказал существенное влияние на Михаэля Свертса. И словно для доказательства единства двух этих аспектов жизни – всеобщего, возвышенного и реального, бытового – центральные панели «Благовещения» отводятся виду на далекую перспективу города и изображению трогательной подробности домашнего обихода – умывальника с висящим подле него полотенцем.
Они материальнее, они не сплавлены с фоном. 1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род. Если раньше мастерство исключительных талантов Жана де Бондоля, Жана Малуэля или братьев Лимбург взрастало на почве «интернационального стиля», то теперь франко-фламандские художники стали нидерландцами. Святые больше не обитали исключительно в храмах, они входили и в дома горожан. Мелхиор де Хондекутер умер 3 апреля 1695 года в Амстердаме.
Этот последний, художник разносторонний, трудолюбивый и высокодаровитый, умел, как никто до него, воспроизводить с точностью все, что ни попадалось ему на глаза и потому может считаться настоящим отцом нидерландского жанра, хотя ему приходилось писать преимущественно религиозные картины и портреты. Некоторый блеск умирающей школе придали Корнелис Трост (1697-1750), преимущественно карикатурист, прозванный голланд. Пушкина.
В этой низменной стране (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость. Но напрасно гадать о ее конкретном содержании. Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. Один из ведущих мастеров пейзажной живописи Голландии.
Иначе эта картина называется «Портрет молодого человека». Сваненбург исполнял также гравюры с картин Абрахама Блумарта и Питера Пауля Рубенса. Родился в Харлеме в семье ремесленника. Собственно, картина «Мадонна каноника ван дер Пале» написана по заказу каноника Георга ван дер Пале.
В 1583 году в Харлем приезжают Корнелис Корнелиссен ван Харлем и Карель ван Мандер вместе с Гольциусом они образуют содружество, получившее название «Харлемской Академии». Раздумьями о судьбах народа пронизано все его творчество. Виллем ван Сваненбург изучил искусство гравюры. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Коленопреклоненный ван дер Пале господствует в картине. Перелом происходит в 1580-е годы.
После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. 1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост Длинным Петром (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469.
Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Внимательный анализ алтаря позволил различить в нем работу обоих братьев – Губерта и Яна. Эти гравюры дают полное представление о творчестве знаменитых голландских и фламандских мастеров периода «золотого века». Наконец, реалистичное направление голландской школы было причиною того, что в ней образовался и развился род живописи, который в других школах до той поры не культивировался как особая, самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, плодов, овощей, живности, кухонных принадлежностей, столовой посуды и т. п. — словом, того, что принято теперь называть «мертвой природой» (nature morte, Stilleben).
Джованни Арнольфини держит за руку Иоанну (или Джованны) Ченани, свою юную невесту. Писал портреты, отличающиеся элегантностью постановки натуры, прекрасным колоритом. До Робера Кампена и ван Эйков и нидерландская и фламандская живопись ориентировались на интернациональную готику, которую чаще называют «прекрасным» или «мягким стилем». Работал в Харлеме (с 1648 – член гильдии живописцев) и в Амстердаме (с 1657).
Ван Эйк не перечисляет особенностей душевной сферы портретируемого. Одним из наиболее талантливых портретистов этой эпохи можно назвать Франса Хальса (прибл. Эрмитаже). Антонис Ван Дейк (1599 – 1641). Типические черты чем-либо отличившихся соотечественников, физиономии простых голландцев и голландок, шумное веселье простонародных праздников, крестьянские пирушки, сцены деревенского быта или интимной жизни горожан, родные дюны, полдеры и необозримые равнины, пересекаемые каналами, стада, пасущиеся на тучных лугах, хижины, приютившиеся у опушки буковых или дубовых рощ, селения на берегах рек, озер и грахтов, города с их чистенькими домами, подъемными мостами и высокими шпилями церквей и ратуш, гавани, загроможденные судами, наполненное серебристыми или золотистыми парами небо — все это, под кистью голл.
Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Одним из известных граверов конца XVI – начала XVII вв. Впереди Источник жизни. Со временем Сваненбург стал одним из лучших молодых голландских граверов начала 17 века.
Гентский полиптих братьев ван Эйк (Собор святого Бавона, Гент) – центральное произведение искусства северного Ренессанса. Гравюры с рисунков Иоахима Эйтевала из серии «Трон юстиции» впервые были опубликованы издателем Кристоффелем ван Сичемом в Амстердаме в 1605 – 1606 гг. Братья Ян и Хуберт ван Эйк в современном им искусстве занимают исключительное место. Его итальянские последователи – Микеланджело Черкуоцци и Вивиано Кодацци. Художник и офортист.
Порождения зла проникают всюду: это недостойные мысли и поступки, ересь и всевозможные грехи (тщеславие, греховная сексуальность, лишенная света божественной любви, глупость, обжорство), козни дьявола искушающего святых отшельников и так далее. Писал пейзажи с животными, картины на бытовые и религиозные сюжеты и портреты. Луки, состоял в двух обществах риторов. Эрвин Панофски даже говорил о «репатриации фламандского гения». С появлением портрета светская индивидуализированная тема стала впервые главным мотивом живописи.
Родился в Харлеме. др. Нидерландский гравер, родился умер в Лейдене. Цвет и здесь поднимает изображение на некую высшую ступень. Ранняя нидерландская живопись (редко старонидерландская живопись)— один из этапов Северного Возрождения, эпоха в нидерландской и, в частности, фламандской живописи, охватывающая в истории европейского искусства приблизительно столетие, начиная со второй четверти XV века. Фламандский художник.
1826), Тереза Шварце (р. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени.
В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. В 1646 году вступил в делфтскую гильдию св.
Этот ярус обладает свойствами панорамности. Особенно богата новейшая голл. Луки. Кроме этих художников, следует для полноты списка лучших портретистов и исторических живописцев рассматриваемого периода назвать Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрагама ван Темпеля (1622-72) и Питера Назона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Гельста, подражателя Гальсу Иоганнеса Верспронка (1597-1662), Яна и Якоба де Браев ( 1664, 1697), Корнелиса ван Цейлена (1594-1664) и Николаса де Гельта-Стокаде (1614-69). — 1535. ), Якоб Корнелисен (1480. С именем Гольциуса связаны высшие проявления искусства позднего маньеризма в Нидерландах. Главное ее предназначение – популяризация живописных произведений.
Образы жестче и определеннее. Морщины, мешки под глазами, — всё без прикрас натурально изображалось на картине. Гонзалес Кокс (1614 – 1684). Адриан ван де Велде (1636 – 1672).
Она является для него скорее качеством, определяющим место человека в мире (как для итальянских портретных изображений таким качеством была способность к действию, к активному проявлению своей внутренней энергии). С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Но они не были одиноки. Вильям Унгер (1837-1932). Ян Стен (ок.
1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост «Длинным Петром» (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469. Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р. 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р.
Картина «Благовещение» написана живописцем Яном ван Эйком в период расцвета его таланта. В алтарной работе «Мадонна канцлера Ролена» метод художника приобретает большую усложненность. Картина «Мадонна канцлера Николя Ролена» (Музей Лувр, Париж) создана Яном ван Эйком в 1435 году. Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера.
Начавший работу Губерт умер в 1426 г., алтарь же был закончен в 1432 г. Яном, который исполнил панели, составляющие внешнюю сторону алтаря и в большой степени- внутренние стороны боковых створок (впрочем, рука Яна различима и в ряде сцен, написанных Губертом, а общая цельность полиптиха свидетельствует о руководящей роли старшего брата). Обучался живописи у отца, а также помогал ему в живописных работах. За умение рисовать крестьянские типы художника называли Брейгелем «Мужицким». Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, мы должны назвать Виллема в. де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына В. в. де Вельде Младшего (1633-1707), Людольфа Бакгейзена (1631-1708), Яна в. де Каппелле ( 1679) и Юлиюса Парцеллиса ( позже 1634). Ян ван Эйк в картине «Мадонна каноника ван дер Пале» сумел создать явное господство духа невозмутимой и статической уравновешенности. Возможно, картина была заказана художнику, чтобы увековечить этот счастливый союз и, подобно свидетелю на брачной церемонии, он подписался на дальней стене: Johannes de Eyk fuit hic (Ян ван Эйк был здесь). Художник и гравер.
Они подчинены особым закономерностям. Родился в Утрехте.
По праздничным дням створки раздвигались. Некоторые работы завораживают своей композицией – на них хочется смотреть и смотреть, рассуждая о том, что именно хотел донести до зрителя художник. Стал часто путешествовать по различным дипломатическим и художественным поручениям (в этом он окажется предшественником Рубенса). Его погребение состоялось 21 января на кладбище церкви Неуве-Керк в Амстердаме.
Учился живописи у Николаса Кнюпфера в Утрехте. Марии дель Пополо. В созданных Ван Эйком погрудных портретных изображениях (обычно в трёхчетвертном развороте), отличающихся строгой простотой и отточенностью средств (Тимофей, 1432, Человек в красном головном уборе, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты Ван Эйк, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. А созерцательность для ван Эйка – не индивидуальное свойство модели. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка.
Все работы Яна ван Эйка после 1436 несут в себе отзвук пафоса объективности, который в такой резкой форме проявился в картине «Мадонна каноника ван дер Пале». 1836). Фламандский художник, ученик Питера Брейгеля Младшего и Давида Рейкарта Младшего. У лучших представителей голландской живописи это чувство красок и светотени развито до такой степени, что свет с его бесчисленными и разнообразными нюансами играет в картине, можно сказать, роль главного действующего лица и сообщает высокий интерес самому ничтожному сюжету, самым неизящным формам и образам. Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р. был нидерландский мастер Виллем ван Сваненбург.
Их так много, что перечислять их сложно даже в письменном варианте. Что может быть великолепнее его облачения.
1626 – 1679). Он брал сюжеты из быта всех слоев современного ему голландского общества изображая пирушки, сцены в шинках и тавернах, модниц зажиточного класса, знатных голландских бюргеров и т. п. живописцев, можно указать на их отречение от художественных традиций.
Художник, мастер бытового жанра. В эти портреты художник вложил всю силу своего незаурядного полнокровного дарования. В картине ван Эйка – портрете мужчины в тюрбане исполненном в 1433 году (Лондон, Национальная галерея), выражение лица становится более активным. Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. 1850) и мн. «Берег моря в Схевенингене» из картинной галереи Касселя- одно из самых известных произведений Велде. Символическое значение имеют и другие картины Брейгеля: «Страна лентяев», «Сорока на виселице», «Слепые» (страшная, трагическая аллегория: путь слепых, увлекаемых в пропасть – не есть ли это жизненный путь всего человечества. ).
Эрмитаж, CПб). 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415-1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Применял технику резцовой гравюры на меди.
Родился в Ганновере в семье историка искусства Фридриха-Вильгельма Унгера. Затем углубления на доске набиваются краской и делается оттиск на бумаге. В этой «низменной стране» (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость. Луки за неакадемичность своего искусства, однако его «бамбочады» были признаны не только в Италии и Голландии, но и почти повсеместно в Европе. Его лицо серьезно. Л. Д. Другие известные произведения: «Стадо» 1663, «Аллегория» 1663, «Охота» 1669 из ГМИИ им.
1832). Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р. Художник старательно избегает ограниченности пространства. Голландскую живопись XVII века иногда ошибочно считают искусством для среднего класса, преклоняясь перед фламандской живописью этого периода и называя ее придворной, аристократической. Детали и целое находятся в органичной взаимосвязи: архитектурные детали, предметы обстановки, цветущие растения, драгоценные камни и ткани, украшающие одежду богоматери и поклоняющихся ей фигур, как бы воплощают в себе частицу бесконечной красоты мироздания исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в Мадонне канцлера Ролена воспринимается как собирательный гармоничный образ Вселенной.
Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. Они уже не боятся заслонить пейзаж или замкнуть собой перспективу. Он не столько стоит, сколько предстоит.
Современники прозвали его «Птичьим Рафаэлем». Пушкина, «Семья художника в веселом обществе», около 1663, Маурицхёйс, Гаага). Разность между характерами, неуверенная позиция Винсента, который считал, что его живописные манеры «по-сельски скотские», рождала споры. Брейгель запечатлевает, порой в иносказательной, гротескной форме, труд и быт народа, тяжелые народные бедствия («Триумф смерти») и неиссякаемое народное жизнелюбие («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец»).
Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака де Мушерона (1670-1744) и Кареля де Мора (1656-1738). Неистощимая фантазия в сочинении композиций, виртуозное владение резцом, напряженная отточенная линия, мастерская передача эффектов освещения, чувство декоративной игры драпировок, выразительные контрасты белого и черного — неизменные приметы лучших его работ, созданных в период расцвета в 1580-90-е годы («Суд Мидаса», «Венера и Марс, застигнутые богами», серия «Ниспроверженные» по рисункам К. Корнелиссена, «Большой Геркулес», «Свадьба Амура и Психеи», «Святое семейство» по рисункам Спрангера и многие другие). Вот таким образом голл. Обе они, составляя отпрыск рейнской ветви нем. В неоконченной «Святой Варваре» (1437 Антверпен, Музей) оно заметно в трактовке второго и третьего планов, где обстоятельно изображено возведение храма, а далекие холмы получают ясное и упорядоченное решение.
Известен как художник небольших кабинетных картин, элегантных неофициальных групповых портретов изобретение которых ему приписывают. Родился в Энкхёйзене.
Всё чаще заказчиками помимо дворянства и клира выступала богатая знать и купечество. Затем следует заметить, что большинство голл. Это стремление проглядывает уже в работах вышеупомянутого Мостарта но главным распространителем нового движения должен считаться Ян Схорель (1495-1562), долго живший в Италии и основавший потом в Утрехте школу из которой вышел целый ряд художников, зараженных желанием сделаться голландскими Рафаэлями и Микеланджело.
Искупление свершилось. Алтарь становится вдвое больше (благодаря раскрытым створкам), он обретает широкую и торжественную многозвучность. Протестантские проповедники яростно изобличали церковное искусство как идолопоклонство.
Там человек сливался с мирозданием в своего рода пейзажном единстве. Свои картины на темы народных пословиц, поговорок и притч («Искушение св.
Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно — «Великая книга живописца» (t groot schilderboec) — в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов. Человек на картинах больше не идеализировался. Первые работы художника датированы 1641 годом. 1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р.
Родился в Амстердаме в известной нидерландской семье художников ван де Велде. Предположительно, Мор ездил вместе с ним. Художник полностью зависел от веяний рынка, освободившись от таких прямых заказчиков как влиятельные покровители (феодалы) и католическая церковь. — 1657), предшественники трех величайших портретистов Голландии — чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Гельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Гольса Старшего (1581-1666). Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р. Замкнулась перспектива «Мадонны канцлера Ролена», закрылось окно дрезденского триптиха.
Якоб Охтервельт ( 1670), Дирк Гальс (1589-1656), Антони и Паламедес Паламедесы (1601-73, 1607-38) и др. Широкий, детально прорисованный фон уводит взгляд в бесконечность. Ежедневно созерцая поля и быт рабочих людей, Винсент так вдохновился, что принялся рисовать. Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. Жил в Италии с 1600 года, где стал придворным художников герцога Мантуанского.
Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. Нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. В работах начинают преобладать мазки насыщенно желтого цвета, а также голубое «сверкание». В то время как итальянские мастера использовали сложные математические и геометрические средства, в частности, систему перспективы, фламандцам удавалось правильно отображать «реальность» без особого, как кажется труда.
Наконец, как на особенность голландских живописцев, можно указать на их отречение от художественных традиций. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. 1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р.
Стали формироваться региональные художественные школы. А на последнем плане – далекие синие горы. Общее состояние при такого рода восприятии одно – своего рода задумчивая печаль. Иоанна»), написанного им для гарлемского собора. Иоанна), написанного им для гарлемского собора. Но мастер приопустил его взгляд – и он уже не уходит в пространство.
Пейзажист и анималист. Но его активность и одновременно плотность – особые. А. С. Испытал влияние Рембрандта. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р.
Художник общался с учеными-гуманистами и его собственная немалая классическая эрудиция видна в произведениях с такой сложной программой, как, например, серия кьяроскуро 1590-х годов, представляющая три пары античных богов, персонифицирующих среду обитания всех живых существ: Землю (Плутон и Прозерпина), Воду (Нептун и Амфитрита), День и Ночь (Аполлон и Нокс), а последний, седьмой, лист изображает «Пещеру Вечности», служащую прибежищем Матери-природы, откуда берет начало и куда возвращается все живое. Адриан ван де Велде писал иногда картины религиозного содержания, как «Снятие со креста» (Амстердам), которые показывают, что его талант мог развиться и в этом отношении, если бы его не остановила преждевременная смерть в возрасте 35 лет. Блестящий период голландской живописи тянулся недолго — лишь одно столетие. Наконец, как на особенность голл.
В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. В этой области между голл. Нидерландская культура XVII в. представляет собой уникальный феномен в истории.
В Эрмитаже находится его работы «Выезд на охоту» и «Мужской портрет». Однако такие общества, носившие название гильдий св. От фигуры бога-отца, как от начала, как от точки отсчета, торжественно разворачивается иерархия. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Мелхиор де Хондекутер (1636 -1695). Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредан ( 1666), Дирк в. Делен (1605-71), Эммануель де Витте (1616 или 1617-92), писали внутренние виды церквей и дворцов.
др. Родился в Лейдене. Художник, рисовальщик и офортист. Буржуазный характер ранней нидерландской живописи говорит о наступлении Нового времени.
Писал сцены из крестьянской жизни, портреты, реже – пейзажи. Но Ян ван Эйк пошел еще дальше. Его герои выступают не как единичные данности, а как части множества: со всей земли в мерном движении сбираются в процессии священнослужители и отшельники, пророки и апостолы, мученики и святые жены. Эти черты ещё больше усилены в другом портрете (изображение мужчины в широкополой шляпе).
Виллем ван де Велде Младший (1633 – 1707). Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. Работам художника широко подражали многие голландские художники еще при жизни мастера. Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640).
Ритмы и формы здесь укрупнились, стали тяжелее и размереннее. -- по-видимому, уничтожили немало замечательных произведений искусства. В 1627 – 1632 гг. Начиная с 1886 года, ван Гог увлекся изучением пленэрной живописи импрессионистов и проявляет интерес к японской гравюре.
Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно — Великая книга живописца (t groot schilderboec) — в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов.