Более демократичный «кухонный» натюрморт возник в Роттердаме в творчестве Флориса ван Схотена и Франсуа Рейкхалса, а лучшие его достижения связаны с именами братьев Корнелиса и Хермана Сафтлевенов. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714). За эту красочную сдержанность картины стали называть «монохромные завтраки». Единицы из гиперреалистов сохранили историческую ценность через 30-40 лет и среди них одна из первых, заявивших о себе в этом новом течении, выпускница Йельского и Нью-Йоркского университетов, англ. Одри Флэк, р. 1931 (См: В память о Мэрилин (Vanitas) 1977.
Все элементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочной гаммой. Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский.
На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес).
Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Георгия (1627) и стрелковой роты Св. Адриана (1633). Умер Халс в 1666 г. в глубокой бедности. Натюрморт превращается в украшение жилища высокопоставленных заказчиков.
Холст, масло 11588см Бидон и миски, 1908. Холст, масло. Его персонажи не замыкаются в себе, они обращают взгляды и жесты к зрителю. Уже из этого перечисления видно, как велико было разнообразие изображаемых предметов.
Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта. Холст, масло. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). 1914. Дерево, масло 48. 8 25. 8 см. Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли).
Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Подобные полотна могут быть разнообразны по масштабу и характеру, – от сложных и многопредметных до лаконичных. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. Художник отбрасывает умозрительность пространства, переключая внимание зрителя от глубинного погружения в построенную художником «сценическую коробку» на осознание им своего собственного окружения (будь то городская улица или залы галереи).
Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника. Ему, как и Казимиру Малевичу (Алогизм: Корова и скрипка, 1913. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание.
Этому способствовал целый ряд факторов. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры. Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Картон, масло.
Влияние рембрандтовской светотени заставляет краски на картинах Калфа светиться изнутри, поэтизируя предметный мир. Термин «застывшая жизнь» (голл. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение.
Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Виллем Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» — кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки.
Холст, масло 55 46 см Букет цветов в сером кувшине. Холст, акрил 102. 8 103. 5 см. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде.
В картинах Хармена ван Стенвейка и Яна Давидса де Хема с предметами, воплощающими земную славу и богатство (доспехи, книги, атрибуты искусств, драгоценная утварь) или чувственные удовольствия (цветы, фрукты), соседствуют череп или песочные часы как напоминание о скоротечности жизни. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Строже и спокойнее становится его палитра.
Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. В своей совокупности эти отдельные сюжеты характеризуют и пристальный интерес голландцев к сюжетам повседневной жизни и их любимые занятия и увлеченность экзотикой дальних земель (в композициях присутствуют диковинные раковины, фрукты). Франс Хальс (Халс, Frans Hals около 1582-1666) работал в жанре группового и индивидуального портрета, создал неповторимые детские портреты. Теперь обратим внимание на задний план. Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе— «тихая, неподвижная жизнь». Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Самостоятельное решение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX веков в работах М. А. Врубеля и В. Борисова-Масутова.
Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью.
В картинах Питера Класа изображается накрытый стол с яствами и посудой. В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта.
К 1650-60 годам, в творчестве Виллема Кальфа и Абрахама ван Бейерена, натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер, становясь роскошнее и пышнее и поражая богатством колорита. Это традиционный и излюбленный набор Хеды. На картине Геррита Виллемса Хеды мы видим блюдо, кувшин, высокий стеклянный бокал и опрокинутую вазу, горчичницу, окорок, смятую салфетку и лимон. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником».
Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Тематика и эстетика этого вида натюрморта отражает вкусы буржуазии второй половины XVII века, её стремление к богатству изяществу и роскоши75.
На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Например, нарцисс указывал на самовлюбленность и одновременно считался символом Богоматери.
Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Каждый изображенный предмет транслирует определенную идею: улитка и ящерица в данном случае указывают на смертность всего земного тюльпан, лежащий возле миски с плодами, символизирует быстрое увядание раковины, разбросанные на столе, намекают на неразумную трату денег а обезьяна с персиком указывает на первородный грех и порочность.
На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность).
Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Огромный шведский корабль «Васа», созданный в 1628 году, проплывший в гавани Стокгольма всего 1, 5 км, затонул почти со всей командой (450 человек), домашним скотом, посудой, оружием, цветными скульптурами на корме. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта— так называемых «обманок» (trompe lil). В тот момент слова для его определения еще не существовало. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Художник почти гротескно изобразил женщину с огромной пивной кружкой и совой на плече. Расположение предметов и их выбор неслучайны.
Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Термин «застывшая жизнь» (голл. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт.
Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными.
Со временем «завтраки» мастеров натюрморта, живописцев Класа и Хеды уступают место «десертам» голландских художников Абрахама ван Бейерена (1620/1621-1690) и Виллема Кальфа (1622-1693). В рамках натюрмортного жанра существовало даже разделение по отдельным темам, причем в разных городах были свои излюбленные виды натюрморта и если живописцу случалось переехать в другой город, он часто резко менял свое искусство и начинал писать те разновидности жанра, что были популярны в этом месте. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти.
Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Он превращается в пышное украшение жилища высокопоставленных заказчиков. 1972. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров.
До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. В качестве развлекающих деталей использовались кошки, белки, птицы, бабочки, муравьи и улитки108.
Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. 1914. Предметы имеют строго определенное место и значение. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик.
Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Присутствие человека обозначено «живописным» беспорядком, внесенным в расположение вещей и атмосферой уютного жилого интерьера, достигнутой передачей световоздушной среды.
Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Возвращение к предельной достоверности живописи в движении фотореализма, зародившемся в Европе и США в конце 1960-х, породило множество первоклассных, но анахронистских для эпохи культурной революции и молодёжного бунта вещей (не даром сами фотореалисты так часто вспоминают Золотой век голландской живописи). При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. 91 72, 5 см.
Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Венчают компо-зицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик.
К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли). Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи.
Демократизм его искусства обусловлен связями с традициями эпохи нидерландской революции. в стране намечаются признаки перелома. Холст, масло.
От первой стадии в творчестве художников начала века с фиксированием выставленных как бы напоказ вещей художники следующего поколения перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами (Клас, Хеда). Композиция стала спокойной и строгой. Сложнее становятся композиционные построения, декоративнее – краски. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven).
Изображаемые предметы обычно располагались подчёркнуто небрежно, хаотично: это должно было демонстрировать пренебрежительное отношение к их материальной ценности, а также символизировать тщету людских деяний2255. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта нидерландского общества— традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения— а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.
Контраст с остальной Европой был разительный. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107.
Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров. stilleven, нем. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). От изображений регентов — стариков и старух — веет печалью и смертью. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». 6650, 5см Кувшин, бокал и книга.
Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. На подобном эффекте построено ставшее распространённым после Второй мирововой войны искусство инсталляции, объединившее в одно целое и скульптуру и живопись и архитектуру. Зритель, подобно Гулливеру в Бробдингнеге (Стране Великанов), не разгуливает по залам галереи, а перенесён сквозь воображаемую четвёртую стену, — или, скорее, стекло, — внутрь натюрмортной постановки и волен обходить и разглядывать предъявленные ему кувшины и драпировки со всех сторон.
Хальс — художник смеха, веселой заразительной улыбки. Холст, масло 115 88 см Бидон и миски, 1908. Холст, масло 6249. 5см. ), в контр-рельефах пути нового искусства. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди.
Университетский Лейден создал и усовершенствовал тип философского натюрморта «vanitas» (суета сует). В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Натюрморт (Stilleven -- что по-голландски означает -- тихая жизнь) – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами.
Всем очень хотелось денег и славы. «Завтраки» становятся роскошнее и пышнее, поражая богатством колорита. Франс Халс родился около 1581 г. в Антверпене в семье ткача. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам.
Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует», одним из основных предметов при этом были курительные трубки. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Хальс восхищается гордой посадкой ее головы в ореоле пушистых волос, обольстительной улыбкой, задорным блеском глаз, выражением независимости. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. При помощи символичных предметов таких как:часы, увядающие розы, свеча художники говорили о том, что ничто не вечно в этом мире. Кроме того, некоторые предметы указывали на привычки осуждаемые моралью, такие как курительная трубка, либо на интригу при помощи письма, музыкальных инструментов и т. п. К сожалению, в современной живописи символика утрачена и даже специалисты в живописи не могут объяснить значение всех символов голландской живописи 17 века. А в те далекие времена голландцы вечерами собирались в доме владельца натюрморта рассматривали его и обсуждали что значит тот или иной символ: увядший лавровый венок -быстротечность славы, монеты-тщеславие и т. п.
8165см Ваза с фруктами, 1909. Образы Халса живые и динамичные, кажется, что люди на портретах разговаривают с невидимым собеседником или же обращаются к зрителю. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным.
Искусство характеризуется поисками в области цвета, формы, пространственного построения. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста.
Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. 1908. Здесь царят изящные фарфоровые чаши с позолотой, кубки из причудливо завитых раковин изысканно разложенные на блюде плоды. Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена.
Соответственно, на смену «монохромным» завтракам приходит сочный, красочно насыщенный, золотисто-теплый колорит. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. В 1610 г. он вошел в гильдию Св. С блеском и силой энергичная кисть художника лепит объемы форм.
«Кадры» с натюрмортом можно найти на многих картинах нидерландских художников XVI в. Легко представить в виде самостоятельной картины накрытый стол из «Семейного портрета» Мартина ван Хемскерка (ок. Им всем свойственны общие национальные черты, которые не позволят смешать их с картинами другой школы, в том числе и родственной фламандской. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74.
Замечательна его «Цыганка». На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. 244 244 см). Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Скромные Завтраки Класа и Хеды уступают место богатым десертам Абрахама ван Бейерна и Виллема Кальфа, которые включали в натюрморты эффектные фаянсовые блюда, серебряные сосуды, драгоценные кубки и раковины.
Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Термин «натюрморт» возник во Франции в XVIII в. и в буквальном переводе означает «мертвая натура», «мертвая природа» (nature morte). stilleben, англ. О жизни Халса известно немногое.
В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Но случилось иначе. 1680).
В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями.
Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704). Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе— «тихая, неподвижная жизнь». Отказ от них — один из способов спасти душу. Натюрморты Питера Класа и Виллема Хеды, окутанные холодным рассеянным светом, с почти монохромной красочной гаммой или написанные позднее натюрморты Виллема Кальфа, где по воле художника золотистое освещение вызывает к жизни из полумрака формы и живые краски предметов.
Stilleben, англ. Холст, акрил 102, 8103. 5см. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. Галерея Нэнси Хоффман, Нью-Йорк). Они появились около 1600 года — это время и принято считать датой рождения жанра. Любимая тема их натюрмортов – так называемые завтраки. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности.
Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. Харлем стал родиной самого характерного вида голландского натюрморта — «завтрака». Кроме живописцев, среди которых появлялась жесткая специализация и разделение труда, там работали те, кто готовил под картины основу – доски или холст, грунтовал изготавливал рамы и т. д. Жесткая конкуренция, как при любых рыночных отношениях, приводила к повышению качества натюрмортов до очень высокого уровня. Художник отбрасывает умозрительность пространства, переключая внимание зрителя от глубинного погружения в построенную художником сценическую коробку на осознание им своего собственного окружения (будь то городская улица или залы галереи).
С помощью музыкальных мотивов эти художники тонко передавали мир чувств своих героев. Эти образы указывают на то, что искусство вечно. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров.
Тем самым, человек рассматривался, даже при сохранении традиционной богословской «рамки», как сугубо естественное, материальное существо. Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Прошло всего несколько десятилетий после победы революции, а буржуазия уже перестала быть прогрессивным классом, опирающимся на демократические традиции. Первые натюрморты Питера Класа (1697/1698 — 1661) написаны в традициях «накрытых столов». Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей.
81 65 см Ваза с фруктами, 1909. 66 50, 5 см Кувшин, бокал и книга. Голландские художники 17 века Питер Клас (около 1597 — 1661) и Виллем Хеда (1594—1680/1682) писали многочисленные варианты «завтраков» изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета.
Часто в их творчестве можно встретить «вариации» на тему одной и той же бытовой ситуации, но с небольшими изменениями: на первый взгляд бесхитростный сюжет их картин зачастую содержит изобретательную фабулу с многочисленными деталями и подробностями, понять которую помогает музыка. В Голландии картины с изображением предметов называли «stillleven», что можно перевести и как «неподвижная натура, модель» и как «тихая жизнь», что гораздо точнее передает специфику голландского натюрморта.
Интересный взгляд на физическое устройство наружной рекламы, предстающей в лучах яркого солнца подобно каллиграфическому узору, даёт англ. Роберт Коттинхэм, р. 1935: Roxy, 1972 (холст, масло 199. 5 199. 5 см). Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Корабль был упакован до зубов всем необходимым. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. все — Государственный Эрмитаж) а уже через 3-5 лет — в серьёзном и убедительном рывке в направлении неведомых континентов — в фр. синтетической стадии кубизма Жоржа Брака (1882—1963) и того же Пикассо, особенно в серии изготовленных из картона и дерева трёхмерных формах.
Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует».
Таковы изображения детей, поющих или играющих на музыкальных инструментах («Поющие мальчики», 1624–1625). Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX века. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Охотничьи трофеи -- это, прежде всего, охотничьи трофеи -- битая птица и дичь.
Искусство теряет связи с демократической традицией, утрачивает реалистическую основу и вступает в полосу длительного упадка. Ему, как и Казимиру Малевичу (Алогизм: Корова и скрипка, 1913. Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байи). Чертами добродушного юмора овеяны образы крестьян в картинах Адриана ван Остаде. Холст, масло 5546см Букет цветов в сером кувшине.
Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам. Голландские художники 17 века Питер Клас (около 1597 — 1661) и Виллем Хеда (1594—1680/1682) писали многочисленные варианты «завтраков» изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета. Холст, масло. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым. Ряд художников, ещё с военного времени включившихся в бурный протест против безумия европейских правительств, решались на всё более радикальные разрывы с традицией (Дадаизм, Баухаус, Неопластицизм).
Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Галерея Нэнси Хоффман, Нью-Йорк). Особенностью голландской живописи была специализация художников по жанрам. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти.
Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Голландские художники существенно расширили круг затрагиваемых искусством тем непосредственное обращение к окружающей действительности стало главным фактором воздействия нового жанра на зрителя. В возрасте 84 лет Халс создает два своих шедевра: групповые портреты регентов (попечителей) и регентш приюта для престарелых (1664).
Государственные музеи, Кассель) или вазу с цветами из композиции Яна Брейгеля Старшего. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30.
В середине столетия тема скромных «завтраков» преобразуется в творчестве Виллема ван Алста, Юриана ван Стрека и в особенности Виллема Калфа и Абрахама ван Бейерена в роскошные «банкеты» и «десерты». — Амстердам).
Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. 1972.
Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта».
1908. Интересный взгляд на физическое устройство наружной рекламы, предстающей в лучах яркого солнца подобно каллиграфическому узору, даёт англ. Роберт Коттинхэм, р. 1935: Roxy, 1972 (холст, масло 199, 5199. 5 см). Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени. Холст, масло 62 49. 5 см. ), в контр-рельефах пути нового искусства. Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует».
Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. В искусстве после 1945 года, происходит тотальное вытеснение иллюзий: представленный художником предмет (если речь идёт о репрезентативном искусстве), чаще всего есть то, что он есть, не более. Наиболее радикальный слом эстетической традиции в первые годы XX века был предпринят, наряду с фовистами и экспрессионистами, молодым Пабло Пикассо (1881—1973) в его смелых опытах по обобщению форм в до-кубистической творческой кухне (Натюрморт с мёртвой головой, 1907. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны.
Творческое лицо Хальса сложилось к началу 20-х годов 17 века. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. – сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого. stilleven, нем.
Господствующий в стране кальвинизм был против украшения церквей картинами. Большое место в творчестве живописца занимает групповой портрет. Своих героев он часто находил среди голландской бедноты. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи.
В XV–XVI вв. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи.
Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. В Утрехте получил развитие пышный и нарядный цветочный натюрморт. «Детские сценки в живописи «малых голландцев» одновременно отражают гуманистическую педагогику воспитания чувств в целом, как младенческих, так и взрослых и непосредственно живописуют реальные обстоятельства семейного уклада, сливая эмблематику и натурную модель до полной неразличимости». «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию— либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо— в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения.
Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. 1908. Поющие дети Хальса – (по некоторым данным это собственные дети художника) это собирательный образ музыканта и паяца, то есть герои легкомысленные, но искренние и чистые. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. Неизменными его компонентами становятся экзотические фрукты изящные бокалы и ценные ювелирные изделия, залитые тёплым и мягким светом. Лучшими работами этого жанра стали портреты офицеров стрелковой роты Св.
Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»).
Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема. В то время, как их современники в Италии, Франции, Испании были сосредоточены на создании громадных религиозных композиций для церковных алтарей, полотен и фресок на сюжеты античной мифологии для дворцовых залов, голландцы писали небольшие картины с видами уголков родного ландшафта, танцы на деревенском празднике или домашний концерт в бюргерском доме, сценки в сельском трактире, на улице или в доме свиданий, накрытые столы с завтраком или десертом, то есть натуру «низкую», непритязательную, не осененную античной или ренессансной поэтической традицией, кроме разве современной ей голландской поэзии.
В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Все присутствующие — равноправные участники праздника.
Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Со временем «завтраки» мастеров натюрморта, живописцев Класа и Хеды уступают место «десертам» голландских художников Абрахама ван Бейерена (1620/1621-1690) и Виллема Кальфа (1622-1693). Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам.
vanitas). В 1640-х гг. Очень часто портреты Халса включают элементы жанровой сцены. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти.
В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы.
Вот таким образом голландский натюрморт с цветами – прежде всего ботанически точное изображение цветов и плодов, в то же время наполненное множеством символов и аллегорий. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Халс писал также заказные портреты, на которых в непринужденных позах размещены состоятельные бюргеры и их семьи («Портрет Исаака Массы», 1626 «Портрет Хетхейсена», 1637).
В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Теперь обратим внимание на задний план. Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса) и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же). Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102.
Эти «завтраки» отличаются простотой изображённых вещей: булочка, оловянные блюда, стеклянные сосуды — вот основные компоненты выдержанных в сероватой красочной гамме изображений. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Покоряют естественность и живость позы, острота характеристики, высочайшее мастерство использования контраста белого и черного в живописи. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами.
Здесь нет главного героя. Натюрморт превращается в украшение жилища высокопоставленных заказчиков. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь.
Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Оловянная тарелка, селедка или ветчина, булочка, бокал вина, скомканная салфетка, лимон или ветка винограда, столовые приборы — скупой и точный отбор предметов создает впечатление стола, накрытого на одну персону. Таковы лучшие полотна целых мастерских, во главе которых были Амбросиус Босхарт Старший, Якоп де Гейн Младший, Ян Баптист ван Форненбург, Якоб Ваутерс Восмар и др. 244244 см).
Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Справа в глубине изображена таверна.
Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.
Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Влиянием нидерландского натюрморта отмечены первые подобные полотна во Франции, примером является загадочный «Натюрморт с шахматной доской» Любена Божена.
Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79.
Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Демократичным бытописателем, занимательным рассказчиком был Ян Стен. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. 1530.
Луки, а в 1616 г. — в камеру риторов (актеров-любителей). 1908. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека.
«Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Картины – самое популярное украшение голландского интерьера со времен позднего средневековья, которое могло себе позволить растущее население городов.
Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Голландский натюрморт 17 века характеризует узкая специализация голландских мастеров внутри жанра.
Ян Вермеер Делфтский (Вермер Дельфтский, Jan Vermeer van Delft, Johannes Vermeer van Delft, 1632-1675) и Герард Терборх (Terborch, Ter Borch, 1617-1681) в своих картинах особенно часто обращались к сюжетам, связанным с музицированием. В том же русле, что Клас, работал другой харлемец, Виллем Хеда. Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования. Картон, масло. Это ощущение подчеркивает и колорит, выдержанный в черных, серых и белых тонах.
Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Справа в глубине изображена таверна.
В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта— так называемых «обманок». У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа. В таком же духе исполнена знаменитая «Малле Баббе» (начало 1630-х), представившая известную в Харлеме содержательницу харчевни, которую посетители за глаза называли харлемской ведьмой. Существовало несколько важных факторов, повлиявших на столь бурное развитие натюрмортной живописи. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий».
Халс не идеализирует свою модель, но образ веселой, растрепанной цыганки восхищает своим задорным очарованием. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.
Натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер. Дерево, масло 48, 825. 8см. Возвращение к предельной достоверности живописи в движении фотореализма, зародившемся в Европе и США в конце 1960-х, породило множество первоклассных, но анахронистских для эпохи культурной революции и молодёжного бунта вещей (не даром сами фотореалисты так часто вспоминают Золотой век голландской живописи).
Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. Тогда же в пределах натюрморта как жанра сформировались определенные тематические группы: например, натюрморт-обманка, на котором написанная ради иллюзорного эффекта лента с кнопками придерживает листы бумаги и мелкие предметы вроде расчески цветочный натюрморт (ваза или корзина с цветами, гирлянда) «завтраки» — обычно угол накрытого стола с серебряным блюдом, надломленной булочкой и недопитым бокалом вина «ученый» натюрморт — особенно много их писали в Лейдене: книги исписанные листы бумаги, медные измерительные приборы, часы, глобусы «роскошный стол» — стол с разными яствами, серебряным блюдом, вином в хрустальных сосудах разные варианты vanitas — вариации на тему суеты сует, хрупкости жизни и неизбежности смерти: череп, песочные часы и т. п. символы исчезающего времени. Мастерами изображения «охотничьих трофеев» и «птичьих дворов» были Ян-Батист Веникс, его сын Ян Веникс и Мелхиор де Хондекутер. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке.
Отказ от них – один из способов спасти душу. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта (см.
На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. Наиболее радикальный слом эстетической традиции в первые годы XX века был предпринят, наряду с фовистами и экспрессионистами, молодым Пабло Пикассо (1881—1973) в его смелых опытах по обобщению форм в до-кубистической «творческой кухне» (Натюрморт с мёртвой головой, 1907. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта— так называемых «обманок».
Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Виллем Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» — кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины. Во-первых, удивительный для небольшой страны уровень достижений в общественных науках, математике, физике и естествознании. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне.
В Нидерландах XVII века натюрморт приобрёл очень широкое распространение. 9172, 5см все— Государственный Эрмитаж) а уже через 3-5 лет— в серьёзном и убедительном рывке в направлении «неведомых континентов»— в фр. синтетической стадии кубизма Жоржа Брака (1882—1963) и того же Пикассо, особенно в серии изготовленных из картона и дерева трёхмерных формах23. Тема Цветы и фрукты, включает, как правило и разнообразных насекомых.
В искусстве после 1945 года, происходит тотальное вытеснение иллюзий: представленный художником предмет (если речь идёт о репрезентативном искусстве), чаще всего есть то, что он есть, не более. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека.
почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Портреты Хальса разнообразны по темам и образам.
Ещё одним новшеством, которое ван Алст принёс в цветочный натюрморт, стала асимметричная композиция букета. Они не только предлагают задуматься об изображенных предметах, но и позволяют использовать их по назначению: прочесть открытые страницы или исполнить записанную в нотной тетради музыку. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур.
На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Единицы из гиперреалистов сохранили историческую ценность через 30-40 лет и среди них одна из первых, заявивших о себе в этом новом течении, выпускница Йельского и Нью-Йоркского университетов, англ. Одри Флэк, р. 1931 (См: В память о Мэрилин (Vanitas)7 1977. В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус.
Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Зритель, подобно Гулливеру в Бробдингнеге (Стране Великанов), не разгуливает по залам галереи, а перенесён сквозь воображаемую четвёртую стену, — или, скорее, стекло, — внутрь натюрмортной постановки и волен обходить и разглядывать предъявленные ему «кувшины» и «драпировки» со всех сторон.