— 1535. ), Якоб Корнелисен (1480. Все действующие лица живут напряженной внутренней жизнью. Имелись также художники, специализировавшиеся на церковных интерьерах и различных видах натюрмортов, как например: «лавка», «десерт», «завтрак» и др.
В нидерландской живописи эпохи Северного Возрождения еще долго существовали черты готического стиля. Донат, его указывающим жестом представляет собравшимся св. Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства.
Каждый предмет должен был заимствовать свою пластическую форму у одного и того же идеала. По берегам широкой извивающейся реки разбросаны дома горожан и церкви. Голландия и Фландрия XV – XVII вв. Кроме того, в «Мадонне каноника ван дер Пале» главным персонажем является вовсе не Мадонна, а сам заказчик картины. В других источниках указывается количество 600.
Георгий. О творчестве выступивших вслед за Рубенсом фламандских мастеров Антониса Ван Дейка, Якоба Иорданса, Франса Снойдерса – можно составить представление в Эрмитаже. Иоанна»), написанного им для гарлемского собора. Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии — Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, должны быть причислены сюда Адриан в. д. Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620-91), Абрагам Гондиюс ( 1692) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Виллем Ромейн ( позже 1693), Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Вэникс (1621-60), Ян Асселейн, Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78), Томас Вейк (1616.
Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Затем следует заметить, что большинство голл. 1585-1666 гг. ). Кранах ставит перед собой задачу создать идеальный образ обнаженной женщины.
Там было более гибкое и терпимое правительство, традиции и общество. Затем следует заметить, что большинство голл. Так, начало сельскохозяйственных работ граничит с пробуждением природы («Сумрачный день»). Около половины XVI стол. К сожалению, эта работа знаменитого живописца не сохранилась. На двадцать одном полотне Рубенс должен был прославить ничем не примечательную королеву.
Морельсе, Ян Равестейн, Ластман, Франс Хальс, Пуленбург, ван Схотен, ван де Венне, Томас де Кейсер, Хонтхорст, Кейп Старший, наконец, Эсайяс ван де Вельде и ван Гойен – все они родились еще в конце XVI века. «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. Если посмотреть более детально, то можно различить множество и жанровых разновидностей – от любителей живописности до идеологов, от копиистов натуры до ее интерпретаторов, от консервативных домоседов до путешественников, от тех, кто любит и чувствует юмор до художников избегающих комедии. Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно — "Великая книга живописца" (t groot schilderboec) — в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов.
Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену.
Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. Затем следует заметить, что большинство голл. Хвалебные песни Троице поют ангелы.
Портрет Карла I убеждает, однако, что и в английский период талант художника не иссяк. Заказчиком ее был богач из Гента Иодокус Вейдт. 1831).
Художники испытывают себя во всех жанрах, в различных цветовых гаммах: одни работают в светлой манере, другие – в темной (здесь сказалось влияние итальянского художника Караваджо). 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. 1857). 1836). Таков Христос в Эмманусе (1648).
Так же изменчив фон: голубое небо с бегущими облаками. Во Фландрии уже были художники, которые сформировались или были близки к этому. 1832).
1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р. Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р. Антония», «Воз сена», «Сад наслаждений») Босх населяет причудливо-фантастическими образами, одновременно жуткими, кошмарными и комичными.
Это одновременно и справедливо и неправильно. Напрасно было бы искать у них строгой преемственности известных эстетических принципов и технических правил не только в смысле академического стиля, но и в смысле усвоения учениками характера их учителей: за исключением, быть может, одних лишь учеников Рембрандта, более или менее близко следовавших по стопам своего гениального наставника, почти все художники Голландии, едва только проходили их ученические годы, а иногда уже и в эти годы, начинали работать по-своему, сообразно тому, куда влекла их индивидуальная наклонность и чему научило непосредственное наблюдение природы. Религия играла гораздо большую роль в жизни нидерландцев, чем итальянцев. 1836).
Образы, созданные Брейгелем, монументальны, значительны и несут в себе социальный пафос. 1850) и мн. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля — погруженная в мягкий полумрак комната с камином.
Талант художника не может быть статичным. Что касается фламандского искусства, то интерес к нему пробудился значительно раньше. XVI век во Франции до гугенотских войн (1562-1594) – время укрепления королевской власти.
В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Ощущение почти осязаемой реальности достигается путем использования художником красок определенных тонов, являющихся своеобразными символами того или иного времени года: красновато-бурые оттенки земли в сочетании с зелеными тонами, образующими пейзаж на заднем плане «Сумрачного дня» насыщенно-желтый, переходящий в коричневый цвет в композиции «Жатвы» преобладание красного и всех оттенков коричневого в картине «Возвращение стад». С этой эпохи каждая из двух ветвей нидерландского искусства начинает двигаться отдельно, хотя порою и случается им приходить в весьма близкое соприкосновение между собою. Гроб и Легенда о костях св.
В эскизах – они хранятся в Германии, в Лувре и в Эрмитаже – больше чувствуется рука мастера, легкость его мазка (большие полотна писались с помощью учеников).
— 1657), предшественники трех величайших портретистов Голландии — чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Гельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Гольса Старшего (1581-1666). Лувр дает возможность познакомиться с творчеством некоторых из них. Наконец, как на особенность голл. Потребность в роскоши порождала настойчивую потребность в искусстве. Благословляющий Христос полон тревожной настороженности серьезен, задумчив Иоанн.
В этих условиях родилось сложное искусство Иеронима Босха (около I450-I5I6, настоящее имя Иероним ван Акен). Здесь появляется абсолютно новая для Брейгеля идея самоценности человеческой жизни. Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог.
Оно настолько выразительно, что сразу же приковывает к себе внимание. др. 1824) и Христоффель Биссхоп (р. Брейгель запечатлевает, порой в иносказательной, гротескной форме, труд и быт народа, тяжелые народные бедствия («Триумф смерти») и неиссякаемое народное жизнелюбие («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец»). 1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост Длинным Петром (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469. К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р.
Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма. — 1535. ), Якоб Корнелисен (1480. Символическое значение имеют и другие картины Брейгеля: «Страна лентяев», «Сорока на виселице», «Слепые» (страшная, трагическая аллегория: путь слепых, увлекаемых в пропасть – не есть ли это жизненный путь всего человечества. ).
Вероники почти не отличает героиню от других персонажей. Портрет был написан в 1635 году, когда Ван Дейк работал при дворе английского короля. Кроме них, на опушке леса нет ни души, что придает сцене черты романтической уединенности.
В этой «низменной стране» (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость. Гольбейн принадлежал к его кругу. Название картины граничит с именем заказавшего ее канцлера, фигура которого видна слева.
-77) Фредерик де Мушерон (1633 или 1634-86) и др. Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства. В этой "низменной стране" (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость. Этот ряд замыкают фигуры прародителей рода человеческого — Адама и Евы.
Иоанна), написанного им для гарлемского собора. 1837), Лодевейк Аполь (р. Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р.
корифеям французской школы. 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком».
Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др. Картины Рубенса пользовались большой популярностью уже в XVII веке. 1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р.
Лоррену и др. Он создал множество групповых портретов как, например изображения стрелковых гильдий (объединение офицеров для охраны городов и обороны). Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака де Мушерона (1670-1744) и Кареля де Мора (1656-1738). 1857).
Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы, между прочими, менее значительными, Иоганнес Бэрестратен (1622-66), Иоб и Геррит Верк-Гейде (1630-93, 1638-98), Ян в. д. Гейден (1647-1712) и Якоб в. д. Юльфт (1627-88). У многих из названных художников пейзаж играет такую же важную роль, как и человеческие фигуры но параллельно с ними трудится масса живописцев, ставящих его себе главною или исключительною задачей. О творчестве третьего немецкого художника – Лукаса Кранаха (1472-1553) в Лувре можно судить по картине Венера на фоне пейзажа (1523). Среди них есть искусные мастера, несколько больших живописцев. Однако такие общества, носившие название гильдий св.
Однако такие общества, носившие название гильдий св. 1620-54), Саломон и Филипс Конинги (1609-56, 1619-88), Питер де Греббер, Виллем де Портер ( позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Гогстратен (1626-78). Таким же образом «сочинял» он природу и в тех редких случаях, когда пытался писать чисто пейзажную картину.
С чем же связано появление народной темы в творчестве художника. Лишь внимательно приглядевшись, можно увидеть ногу упавшего в море героя. Однако только это и отличает его от других. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени.
В творчестве Госсарта первые серьезные признаки этих изменений обнаруживаются только через семь лет после его поездки в Рим, когда он начинает писать небольшие по размеру картины на мифологические темы. В каждой из европейских стран Возрождение имело свои особенности. Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. Ничего не надо ни приукрашивать, ни облагораживать, ни обличать: все это ложь и бесполезный труд.
1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. В настоящее время их можно увидеть в Галерее Медичи. Действие на картинах уже не происходило как в готике одновременно на одной сцене. 1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р.
Именно так можно охарактеризовать полотно, получившее название «Иоанн на Патмосе». Нидерландское искусство уже в XV веке опережало искусство соседних европейских стран. Договора, подписанные с Испанией, дали Голландии свободу и укрепили ее положение. Выведенные на полотно образы (в том числе и библейские) призваны были теперь не только олицетворять общечеловеческие понятия, но и символизировать конкретное общественное мироустройство.
Главный представитель этой отрасли живописи — знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68). Отличительной особенностью данной росписи является то, что художник окружает библейские персонажи бытовыми реалиями. Вот таким образом голл.
Зрителя как бы ведут от первого плана к последнему, от рамы – к горизонту. Узкие губы саркастически улыбаются. Последний, самый знаменитый, величайший портретист, который вместе с Рембрандтом составляет гордость Голландии, художник, одаренный мощным талантом, прекрасно образованный, разнообразный по стилю, мужественный и гибкий по натуре, космополит, утративший все следы своего происхождения и даже свое имя, – Антонис Моро, (он был официальным живописцем испанского короля) умер после 1588 года. Но и здесь новое пробивалось на поверхность.
Образ короля поражает правдивостью и беспощадностью характеристики. 1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р.
Однако в результате исследований последних четырех-пяти десятилетий было обнаружено множество новых материалов, произведена переоценка прежних суждений и стало ясно, что и в этом столетии рождались превосходные и многообразные художественные достижения, так что прежнее невысокое мнение об искусстве этого периода выглядит необоснованным. Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. При неустойчивом политическом равновесии все зависело только от случая.
Когда входишь в Галерею Медичи испытываешь почти физическое ощущение шума. Но в Лувре есть картина Хальса, мимо которой невозможно пройти, - это Цыганка (около 1630). 1837), Лодевейк Аполь (р. И, посмотрев на его лицо, можно сразу представить, о чем хочет он поведать людям.
Материальное единство природы выходило в работах на первый план. Их так много, что перечислять их сложно даже в письменном варианте.
Вместо пейзажа весь задний план занят золотым фоном. Кроме того, нидерландская станковая живопись была тесно связана с искусством миниатюры, вот таким образом и характер ее стиля и сам процесс работы в мастерских определялись малыми размерами картин, подробной, детализирующей манерой изображения и совершенством технического исполнения. Она небольшого размера и отличается своими мощными строгими красками. 1850) и мн.
Спустя некоторое время портрет невесты был готов. Некоторый блеск умирающей школе придали Корнелис Трост (1697-1750), преимущественно карикатурист, прозванный голланд.
Люди и природа здесь как бы меняются местами. 1852) и Валли Мус (р. И только в 20 столетии они вернулись на свою родину, где были собраны. Особенно богата новейшая голл.
Вскоре Ван Эйк оказывается в Испании. Гогартом, портретист Ян Квинкгард (1688-1772), декоративно-исторический художник Якоб де Вит (1695-1754) и художники мертвой природы Ян в. Гейзюм (1682-1749) и Рахиль Рейсх (1664-1750). В этой низменной стране (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость. Расцвет фламандских и брабантских городов Брюгге, Антверпена, Гента, Брюсселя, Ипра, Мехелена и Лёвена позволил местным богачам конкурировать на равных с князьями, не уступая им ни в богатстве, ни во власти. В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Изак в. Остаде (1610-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стэн (около 1626-79), Корнелис Бега (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), П. в. Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт ван дер Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек. народа над угнетавшими его испанцами.
В развитии голландской живописи это был критический момент. Так, один из украденных в 1934 г. фрагментов оригинала был заменен хорошей копией. В водах заплескались тритоны и наяды, а в воздух устремились амуры и крылатые славы.
И когда мастер заявлял: Мой талант таков, что как бы огромна ни была работа. Светлой – привержены рисовальщики, темной – колористы.
Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный Маленьким в. -Дейком. Отдельные фрагменты оказались даже вывезенными из Нидерландов в другие страны мира. В этот поздний период Хальс достигает верхней ступени мастерства, тона в его работах приобретают монохромность (обычно темная, чёрная одежда, с белым воротничком и манжетами и тёмно-оливковым цветом фона). Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества. Свои течения существовали в каждом жанре. Антония», «Сад земных наслаждений», «Поклонение волхвов», «Осмеяние Христа».
Первые три были исполнены в Англии, последний (1523) – в Базеле – городе, где жил знаменитый немецкий гуманист. В XVII веке французские короли заказывают картины Рубенсу. Оно настолько индивидуально, что, несомненно, представляет собой портрет. Краски словно излучают свет, цвет интенсивный. Законами для этого стиля служат искренность, доступность, естественность, выразительность.
Работа необычайно динамична. корифеям французской школы. 1831). В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности.
По его следам Мартен ван Вэн, прозванный Гэмскерком (1498-1574), Генрик Гольциус (1558-1616), Питер Монтфорд, прозв. В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти.
Его глаза обращены на зрителя. Гениальность теперь состоит в том, чтобы не иметь никаких предрассудков. Но вернемся в Малые кабинеты, в те из них, которые выходят не на Сену, а в сад Тюильри. Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно — Великая книга живописца (t groot schilderboec) — в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов. Блокгорстом (1532-83), Корнелис в. Гарлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду Г. школы, каковы, напр., Абрагам Блумарт (1564-1651), Герард Гонтгорст (1592-1662), отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой живописи и возвращались на родину маньеристами, воображающими, что вся суть искусства заключается в утрировке мускулатуры, в вычурности ракурсов и щегольстве условными красками. Художника интересуют и портреты людей и окружающая их обстановка.
Влияние итальянского искусства заключалось, однако, не просто в пассивном восприятии его. Однако это единственное, в чем еще теплится жизнь и заключено какое-то значение. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. Второе отличительное свойство голл. В пятидесятые — шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается.
Неизвестный как будто рассказывает нам свою грустную историю. Появляются прямые предшественники Рембрандта – его учителя Ян Пейс и Питер Ластман. Произведением, завершившим период становления творческого метода ван Эйка, принято считать алтарную композицию «Мадонна каноника ван дер Пале», созданную в 1436 г. Отличительной чертой образов становится их монументальность.
На самом деле, в других странах, напр. Две женщины, пожилая и молодая, похожи друг на друга. Бавона. События до глубины души потрясли всех современников знаменитого художника. Некоторые персонажи представляют реально существовавших людей.
А сам человек оказывается здесь духовно мертвым и безжизненным. Никто не обратил внимания на смерть Икара — ни пастух, любующийся прекрасным видом, ни рыболов, расположившийся на берегу, ни крестьянин, вспахивающий свое поле, ни команда парусника, направляющегося в открытое море. Картину «Блудный сын» можно считать лучшим полотном Рембрандта и эпилогом его творчества. Узловатые руки сжимают карандаш, а опущенные глаза следят за возникающими на бумаге строчками. Раздумьями о судьбах народа пронизано все его творчество.
Особенно запоминается лицо неизвестного слева, по-видимому, заказчика. Вот таким образом голл. В Лувре находится один из поздних автопортретов мастера (1660). Наиболее полно это отразилось в алтарной композиции, названной «Сад наслаждений», где без прикрас показаны грехи человеческие. Лоррену и др.
Мертвенная бледность, кровоточащая рана, полуоткрытый бескровный рот придают образу драматизм. Образы Марии Магдалины и неизвестной – свидетельство великолепного портретного мастерства. Пристрастие фламандцев к действительности в ее чувственном бытии становится особенно заметным при сравнении с Рембрандтом (1606-1669). Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты. Призванием ее, как и этой последней, было тогда, главным образом, украшение церквей религиозными картинами, дворцов, ратуш и знатных домов — портретами правительственных лиц и аристократов. Его острый профиль вырисовывается на фоне ковра.
Молитвенно сложив руки, Роллен почтительно опустился на колени. Честолюбивый художник был окружен в Англии вниманием знати, любим королем. Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. 1836).
Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р. Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным.
Есть много талантливых художников. Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредан ( 1666), Дирк в. Делен (1605-71), Эммануель де Витте (1616 или 1617-92), писали внутренние виды церквей и дворцов. Он живет в загородном доме вдали от Антверпена, не ищет заказов и редко обращается к помощи учеников. 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р.
В колорите преобладали оттенки красного и коричневого, которые будто вспыхивали изнутри. К сожалению, произведения примитивных Г. живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала разбивателей икон (beeldstormers) к уничтожению живописных и скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. 1857). И в то же время лицо одной из них привлекательно, миловидно, другой – некрасиво, грубовато.
Естественно они изображены за дружным застольем. Вслед за Яном ван Эйком выступила целая плеяда выдающихся нидерландских мастеров. Однако такие общества, носившие название гильдий св. 1832).
Проникновение иностранного – итальянского – влияния в нидерландское искусство оказалось возможным и даже необходимым отчасти благодаря притягательной силе блестящих достижений итальянского Ренессанса, отчасти же благодаря постепенному наступлению застоя в развитии нидерландской поздней готики. Во-первых, Франц Хальс (1580/85-1666). Две разрушительные волны иконоборчества -- в 1566 и 1581 гг. В Голландии небо занимает часто половину, а иногда и всю картину.
1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн (умер 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен (умер 1516), прозванный за свой высокий рост "Длинным Петром" (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469. Вольтер XVI века, как позднее называли Эразма Роттердамского изображен сидящим за столом. Гогартом, портретист Ян Квинкгард (1688-1772), декоративно-исторический художник Якоб де Вит (1695-1754) и художники мертвой природы Ян в. Гейзюм (1682-1749) и Рахиль Рейсх (1664-1750). др.
Кроме этого – общественная жизнь, гражданские церемонии, банкеты. Увеличение поможет оценить точность движений, верность и выразительность рисунка. Для автора важно не только передать атмосферу праздника, но и реалистично показать пластику движения человеческих тел. В начале XIX века Лувр обладал пятнадцатью картинами второго великого художника немецкого Возрождения – Ганса Гольбейна (1497-1543).
1852) и Валли Мус (р. Следующий этап развития его творчества ознаменовала портретная работа, получившая название «Человек в красном тюрбане» (1433).
Более гармоничен образ Марии, но и в нем чувствуется печаль. Крупнейший среди них – миниатюрист и портретист Жан Фуке (около 1420-около 1480). В 1508 – 1509 годах, когда Госсарт находился в Риме итальянский Ренессанс достиг своейвершины: Леонардо уже создал кар тины для «Битвы при Ангиари», Рафаэль работал над фресками ватиканских станс, а Микельанджело расписывал потолок Сикстинской капеллы. Пять фигур занимают всю поверхность деревянной доски. То, что должно было уничтожить народ, послужило ему на пользу. До Робера Кампена и ван Эйков и нидерландская и фламандская живопись ориентировались на интернациональную готику, которую чаще называют «прекрасным» или «мягким стилем».
1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения — две картины Неправый суд императора Оттона, находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494-1533). Эрмитаже). Однако внимание оказывается прикованным к оригинальным произведениям мастеров, совсем или почти совсем неизвестным советскому зрителю.
Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р. Время написания картины «Крестьянский танец» совпадает со временем подавления народного восстания, получившего название «иконоборчество» (восставшие, возглавляемые кальвинистами, уничтожали иконы и скульптуры в католических храмах). Перед зрителем предстают настоящие люди со всеми своими человеческими недостатками. Совсем в ином ключе, чем портрет Елены Фурман исполнена Кермесса (1635-1636), продолжающая традиции нидерландских живописцев XVI века.
др. Побытовому жанру, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р. Обстановка предельно проста: голая стена, ниша, дверь справа. Так из окна покоев Марии виден город, вовсе непохожий на Вифлеем.
Эрвин Панофски даже говорил о «репатриации фламандского гения». Античное наследие никогда не имело такого значения, как в Италии. Всё чаще заказчиками помимо дворянства и клира выступала богатая знать и купечество.
Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. — позже 1533) и его сын Дирк Якобс (две картины последних изображающие стрелковые общества имеются в Эрмитаже). 1824) и Христоффель Биссхоп (р.
Алтарь вновь украсил церковь Св.
Обе они, составляя отпрыск рейнской ветви нем. Именно к нему обращаются Мария и св. Художник полностью зависел от веяний рынка, освободившись от таких прямых заказчиков как влиятельные покровители (феодалы) и католическая церковь. Вот почему все принимает здесь точную, сжатую и уплотненную форму. В целом голландскую школу называют жанровой.
Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. Любую голландскую картину легко узнать по внешнему виду. Блестящий период голландской живописи тянулся недолго — лишь одно столетие.
Протестантские проповедники яростно изобличали церковное искусство как идолопоклонство. Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (17 9 3-1861), Ари Ламме (р. Особый интерес в творчестве Босха вызывает алтарная композиция под названием «Стог сена». Становятся более свободными и жанровые методы – историчность не так обязательна, как ранее. За столом Христос и трое учеников.
В 1625 году этот заказ был выполнен и холсты прибыли во Францию. Цикл Брейгеля посвящен состояниям природы в разное время года. В этой области между голл. Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии.
На зрителя с полотен смотрят люди уверенные в себе и завтрашнем, полные энергии («Стрелецкая гильдия святого Георгия», «Стрелецкая гильдия святого Адриана»). Блестящий период голландской живописи тянулся недолго — лишь одно столетие. Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др.
Бавона в Брюгге. Мастеров, побывавших в Италии и находившихся под влиянием художественных идеалов итальянского Ренессанса, в Нидерландах называли «романистами» ибо в обновлении нидерландского искусства решающая роль принадлежала искусству Рима. В произведении «Падение Икара» основной сюжет, выражающий мысль о том, что гибель одного человека не остановит вращения колеса жизни, дополнен еще несколькими.
Однако окружающие центральную группу фигуры более человечны, просты. Эрмитаже). В 1913 году Лувр приобрел так называемый триптих Брака (считается, что он был заказан Екатериной Брабантской в память мужа Жана Брака). Чуть скосив глаза и улыбаясь, цыганка лукавит и подсмеивается над невидимым собеседником.
Вермеер сводит к минимуму предметы обстановки, каждый из них (столик, подушка, коклюшки) несет отпечаток трудолюбивых рук, подчиняется человеку. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный «Маленьким в. -Дейком». Даже самые крупные мастер ещё долгое время не могли полностью освободиться от этого влияния, вытянутые фигуры и богатые складками одеяния явно свидетельствуют о более древних живописных традициях. Каждая фигура выписана мастером с большим вниманием и точностью. живописцев, можно указать на их отречение от художественных традиций. Художник уже немолод. Особенно богата новейшая голл.
Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака де Мушерона (1670-1744) и Кареля де Мора (1656-1738).
Блестящий период голландской живописи тянулся недолго — лишь одно столетие. За повозкой следуют папа и император, замыкают колонну люди из простонародья. Уже в XV веке многие нидерландские художники ездили в Италию, однако эти поездки не оказали существенного влияния на развитие искусства их родины. 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. Кроме этих художников, следует для полноты списка лучших портретистов и исторических живописцев рассматриваемого периода назвать Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрагама ван Темпеля (1622-72) и Питера Назона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Гельста, подражателя Гальсу Иоганнеса Верспронка (1597-1662), Яна и Якоба де Браев ( 1664, 1697), Корнелиса ван Цейлена (1594-1664) и Николаса де Гельта-Стокаде (1614-69). Гроб" и "Легенда о костях св.
В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. была настоящей плодородной почвой для живописцев. Характерно, что в картинах на евангельские темы («Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Поклонение волхвов в снегопаде») он представил библейский Вифлеем в виде обычной нидерландской деревни. Названный позднее Гентским, алтарь, расписанный знаменитым мастером имеет сложную судьбу. Возможно, что в таком построении композиции проявилось знакомство с итальянской школой (Рогир ван дер Вейден ездил в Италию). -- по-видимому, уничтожили немало замечательных произведений искусства. Реалистические черты удерживаются дольше всего в портрете, прежде всего в карандашных портретах Франсуа Клуэ (около 1516-1572). На заре Нового времени нарушилась средневековая гармония между земным и небесным мирами.
По бытовому жанру, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р. Так, в картине «Избиение младенцев» евангельский сюжет служит своеобразной ширмой для изображения реального факта: нападения одной из частей испанской армии на фламандскую деревушку.
Главные герои показаны здесь как часть целого, они не имеют самостоятельного значения. Здесь же размещены фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др. Не трудно увидеть современную, а не библейскую историю в «Избиении младенцев» : пытки, казни, вооруженные нападения на беззащитных людей – все это было в годы небывалого испанского гнета в Нидерландах.
Портрет Карла VII говорит о Фуке как о реалисте. Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р. 1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род.
Так, относительно древнейшего из голл. Гроб» и «Легенда о костях св. 1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост «Длинным Петром» (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469. Многих из числа художников, предшествовавших революции, мы знаем только по имени о других имеем возможность судить только по одному-двум образцам их работы. Кажется, что созданный на холстах мир живет и колышется исполненный радости бытия. Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р. Трагические нотки усилены за счет использования автором светлых холодных красок.
Палитра становится более раскованной и свободной, линии и пластика изображенного – тоже. В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. С 1427 по 1429 г. ван Эйк путешествует по Пиренейскому полуострову. Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты». После падения Наполеона многие из них вернулись в Германию.
Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. Довольно долго Фуке приписывали и Портрет мужчины со стаканом вина (около 1455).
Предметы домашнего обихода, окружающие Марию, здесь не только наполнены символическим значением (умывальник и полотенце предстают здесь как символы чистоты Марии, три створки окна — символ вечной Троицы), но и призваны сблизить происходящее с реальной действительностью. К сожалению, произведения примитивных Голландская живопись живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала "разбивателей икон" (beeldstormers) к уничтожению живописных и скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. Художники изображали мир, который их окружал, все чаще забывая о его Творце.
Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, мы должны назвать Виллема в. де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына В. в. де Вельде Младшего (1633-1707), Людольфа Бакгейзена (1631-1708), Яна в. де Каппелле ( 1679) и Юлиюса Парцеллиса ( позже 1634). Меняетсяобразныйстрой картин. На этом событии, наиболее абсолютном по форме, заканчивается XVI и начинается XVII век. В Лувре есть лишь одна его работа – автопортрет, написанный в 1493 году, когда Дюреру было 22 года.
Именно пейзаж в картине выражает мысль о человечности, добре, духовности. Обе они, составляя отпрыск рейнской ветви нем. Те же образы представлены и в картине «Несение креста», колорит которой составлен из бледных и холодных оттенков. По бытовому жанру, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р. В отличие от персонажа картины «Тимофей» герой этого полотна наделен более выразительным взглядом.
Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно — «Великая книга живописца» (t groot schilderboec) — в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов.
К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р. Порождения зла проникают всюду: это недостойные мысли и поступки, ересь и всевозможные грехи (тщеславие, греховная сексуальность, лишенная света божественной любви, глупость, обжорство), козни дьявола искушающего святых отшельников и так далее. Композиция построена на равновесии цветовых звучаний. Итальянский художник никогда не стал бы так подробно перечислять, словно поглаживая взглядом, многочисленные предметы на полке и на столе: монеты, весы, зеркало. Идеал святости подменялся идеалом бюргерской добропорядочности.
Весь он в состоянии внутреннего напряжения. 1826), Тереза Шварце (р. Святые больше не обитали исключительно в храмах, они входили и в дома горожан. Принадлежащие к гильдии сходились для обсуждения под председательством деканов своих общих дел или для взаимного обмена мыслей но в этих собраниях не было ничего, что походило бы на проповедь определенного художественного направления и клонилось бы к стеснению оригинальности кого-либо из членов. 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р.
1852) и Валли Мус (р. Не забывают Рубенса и в XVIII (Ватто) и в XIX (Делакруа) веках. В общем, были серьезные причины, чтобы Фландрия вторично стала великим очагом искусства. 1837), Лодевейк Аполь (р.
Это только начало, зародыш школы, самой школы еще нет. Политические и социально-исторические условия в этой стране были более благоприятными. Отличительной особенностью этих образов является их слияние с миром природы. Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р.
Не будет преувеличением сказать, что вся фламандская живопись вышла из творчества Питера-Пауля Рубенса (1577-1640). Пейзаж за ними – просто фон. художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Гэм (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрагам Миньон (1640-79), Мельхиор де Гондекутер (1636-95), Мария Остервейк (1630-93), Виллем в. Альст (1626-83), Виллем Геда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Вэникс (1640-1719).
Значительным произведением последнего периода творчества художника стала картина «Крестьянский танец», созданная Брейгелем в 1567 г. Сюжетную основу полотна составляют танцующие крестьяне изображенные мастером в увеличенном масштабе. В их лицах чувствуется нежность, лиризм. Живописные портреты мастера более парадны, декоративны, так как особое внимание уделяется передаче роскошного костюма и драгоценностей (Портрет королевы Елизаветы Австрийской, 1571). 1824) и Христоффель Биссхоп (р. нераздельно, под одним общим названием "нидерландской школы".
В таких произведениях, как «Самоубийство Саула» (1562), «Пейзаж с бегством в Египет» (1563), «Несение креста» (1564), мастером преодолевается трагизм бессмысленности деятельности людей на земле. народа над угнетавшими его испанцами. 1831).
Из не менее значительного числа живописцев, воспроизводивших быт среднего и высшего, вообще достаточного, сословия, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Гог (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс в. Мирис Старший (1635-81), Эглон ван дер Нэр (1643-1703), Готфрид Схалькен (1643-1706), Ян ван дер Мэр Дельфтский (1632-73), Иоганнес Верколье (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668). В центре страны таким очагом был город Тур, в котором работали художники луарской долины. Перед зрителем разворачивается аллегорическая картина человеческой жизни. В Лувре находится превосходная жанровая картина Массейса Меняла с женой (1514).
Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. Хотя на портрете можно прочесть надпись: победоноснейший король Франции, ни одна черта его лица не подтверждает это определение.
У ван Эйка они выведены юношами, одетыми в богато украшенные ризы. — 1535. ), Якоб Корнелисен (1480. Таковы его полотна «Корабль дураков», «Искушение св. Оно любило показывать природу такой, какая она не бывает в действительности.
Якоб Охтервельт ( 1670), Дирк Гальс (1589-1656), Антони и Паламедес Паламедесы (1601-73, 1607-38) и др. Мадонна и канцлер находятся в лоджии, отделенные от окружающего стройной колоннадой. 1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род.
Одни, как Германия и Нидерланды, дали миру великих художников Дюрера и Брейгеля, вклад других (Франции, Англии) в историю изобразительного искусства был менее значителен, чем в историю литературы (Рабле и Шекспир). Хотя полотно посвящено античному мифу, о гибели Икара почти ничто не напоминает. Несмотря на масштабность, пейзаж создает впечатление пустоты, безмолвия и безнадежности. Перед зрителем человек пресыщенный, незначительный, трусливый. Это исчезает в поздних портретах. Их движение совпадает с динамикой природных сил.
др. 1826), Тереза Шварце (р. 1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род. Одним из наиболее талантливых портретистов этой эпохи можно назвать Франса Хальса (прибл. 1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р.
Человеческие фигуры не противопоставлены пейзажу, они гармонично вписаны в композицию. Никакого действия. Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы.
Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства. Голландия до XVII века не выделялась обилием национальных художников. И одежда и мебель и предметы обстановки отображались с фотографической точностью. Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок.
Лицо, оживленное подвижными прозрачными тенями, кажется светоносным. К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный "Маленьким в. -Дейком". Полотна Артсена отличаются большой достоверностью, хотя художник стремится представить образы крестьян монументальными и величественными («Крестьяне на рынке», 1550-е «Крестьяне у очага», 1556 «Танец среди яиц», 1557). С традициями искусства Рогира ван дер Вейдена связано творчество Квентина Массейса (1466-1530).
В их украшении исправлении. Особенно богата новейшая голландская живопись пейзажистами, трудившимися и трудящимися в разнообразном роде, то с тщательною оконченностью, то с широкою техникою импрессионистов, но верными и поэтическими истолкователями своей родной природы. Вот таким образом надо чтобы небо на картине двигалось, притягивало, увлекало нас за собой.
Иоанна"), написанного им для гарлемского собора. Вершиной немецкого Возрождения было творчество Альбрехта Дюрера (1471-1528), гравера и живописца инженера и теоретика искусств. Лоррену и др. На смену символическому реализму северного Возрождения пришел новый, мирской реализм. Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа.
В «Поклонении волхвов» одну из главных ролей играет пейзаж. 1826), Тереза Шварце (р. Религиозные сюжеты Рембрандт трактовал всегда как эпопеи о человеке и человечестве. Однако не все части произведения удалось сохранить.
На коленях Марии сидит худенький серьезный младенец. 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. За фигурами людей выросли грандиозные дворцы. Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции. Лица всех героев имеют одинаковое выражение. До ван Эйков и Робера Кампена нидерландская и фламандская живопись ориентировались на интернациональную готику, которую чаще называют «прекрасным» или «мягким стилем». Как всегда у ван Эйка, обстановка (в данном случае пейзаж), окружающая героев играет важную роль в раскрытии их характеров, даже несмотря на то, что персонажи интерьер и пейзаж не составляют здесь целостного единства.
Появившиеся в 1566 г. полотна «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь Иоанна Крестителя» ознаменовали новый этап развития не только творчества художника, но и искусства Нидерландов в целом. Так, относительно древнейшего из голл. Все деревья и мелкие растения выписаны мастером с необычайной точностью. Таковы: Михиль Миревельт (1567-1641), его ученик Паулюс Морэльсе (1571-1638), Томас де Кейзер (1596-1667) Ян ван Равестейн (1572.
Размашистая кисть передает подвижность, мгновенность выражения лица. В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. живописцев, можно указать на их отречение от художественных традиций.
На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. Максимально раскрыл красоту голландского пейзажа Ян ван Рейсдал изобразивший его во всем драматизме, динамике и монументальности. Начинаются поиски живописной манеры, разрабатываются правила изображения светотени. Он является создателем национального голландского пейзажа.
Теперь это живопись толпы, гражданина, человека труда. Особенно запоминается Портрет Карла I Ван Дейка (1599-1641). За умение рисовать крестьянские типы художника называли Брейгелем «Мужицким». Много пастбищ с фермами и много кораблей, теснящихся у берегов.
Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист. Влияние Рембрандта привело к распространенному использованию мягкой светотени золотистого цвета. Таков был ван Эйк. К ним обращены лица Богоматери и Иоанна Крестителя.
В искусстве этот культурный поворот выражается забвением со стороны художников тех основных начал, от которых зависела оригинальность живописцев предшествовавших поколений и обращением к эстетическим принципам, занесенным из соседней страны. Именно таким Карл VII вошел в историю.
Получилось новое искусство, но со старыми, как мир, сюжетами. Франция прежде других европейских стран приобщилась к итальянской культуре. Портреты эпохи Возрождения кажутся рядом с Цыганкой статичными по композиции и характеру. После Цыганки всегда останавливаешься перед Кружевницей Яна Вермеера Дельфтского (1632-1675). Вермеер пишет удивительно бережно, любуясь каждым пятном чистой краски играющей на свету.
Благодаря индивидуальному стилю художника – широкому, уверенному, с насыщенными, яркими цветами (красным, жёлтым, синим и др. ) – из этих отдельных лиц складывается художественный документ эпохи. Их мелкие фигурки можно хорошо различить, вооружившись лупой. Почти все полотна этих лет – шедевры. Интересен здесь и пейзаж.
Буржуазный характер ранней нидерландской живописи говорит о наступлении Нового времени. Его взгляд самоуверен и даже вызывающ. Они оба жили в эпоху освобождения Голландии от чужеземного ига и это был Золотой век голландской живописи. Пожалуй, наибольшее влияние на развитие искусства XV века оказал Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464). Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Голландская живопись школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом (умер 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения — две картины "Неправый суд императора Оттона", находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494- 1533). Второе отличительное свойство голл.
Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт. 1850) и мн. В этой части картины человек неразрывно связан с городским пейзажем. Наконец, как на особенность голл. Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), Ян Асселейн (1610-52), которого мы вскоре встретим в ряду пейзажистов, вышеупомянутые Паламедесы, Якоб Ледюк (1600 — позже 1660), Генрик Версхюринг (1627-90), Дирк Стоп (1610-80), Дирк Мас (1656-1717) и др.
Второе отличительное свойство голл. Не осталось в живых даже ни одного ученика Яна Скореля. Лишь наиболее крупные голландские художники писали в различных жанрах. Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р. Кроме того, сочетание ярких, ядовитых сине-желтых красок ее головного убора усиливает ощущение двусмысленности.
В его портретах стала все чаще проскальзывать откровенная идеализация и даже лесть. Некоторый блеск умирающей школе придали Корнелис Трост (1697-1750), преимущественно карикатурист, прозванный голланд. К сожалению, произведения примитивных Голландских живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала «разбивателей икон» (beeldstormers) к уничтожению живописныхи скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов.
«Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами. Вот таким образом голландских художников нельзя распределить на школы, подобно тому, как поступаем мы относительно художников Италии или Испании трудно даже составить из них строго определенные группы и самое выражение «Голландская школа живописи», вошедшее во всеобщее употребление, необходимо приниматьтолько в условном смысле, как обозначающее совокупность соплеменных мастеров, но не действительную школу. 1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р. Наконец, реалистичное направление голландской школы было причиною того, что в ней образовался и развился род живописи, который в других школах до той поры не культивировался как особая, самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, плодов, овощей, живности, кухонных принадлежностей, столовой посуды и т. п. — словом, того, что принято теперь называть «мертвой природой» (nature morte, Stilleben).
В картинах «Кухарка» (1559), «Крестьянин» (1561) с их явной идеализацией образов чувствуется искренняя симпатия автора к простому человеку. Нидерландская школа живописи являлась одной из сильнейших в Европе. С этого движения, разгоревшегося в 1566 г. и началась революция в Нидерландах.
Морщины, мешки под глазами, — всё без прикрас натурально изображалось на картине. Это стремление проглядывает уже в работах вышеупомянутого Мостарта но главным распространителем нового движения должен считаться Ян Схорель (1495-1562), долго живший в Италии и основавший потом в Утрехте школу из которой вышел целый ряд художников, зараженных желанием сделаться голландскими Рафаэлями и Микеланджело. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени. Но Лука Лейденский не создавал никакой школы.
Свои картины на темы народных пословиц, поговорок и притч («Искушение св. Творчество развивалось по определенным схемам. Руки, нежные, с удлиненными пальцами, дополняют характеристику светских женщин в нарядных платьях. Сюжеты этих произведений характерны для искусства Фландрии XV-XVI вв. Человек на картинах больше не идеализировался.
В то время как итальянские мастера использовали сложные математические и геометрические средства, в частности, систему перспективы, фламандцам удавалось правильно отображать «реальность» без особого, как кажется труда. Широкий, детально прорисованный фон уводит взгляд в бесконечность. Реформация изгнала из церквей религиозные картины не было надобности украшать дворцы и вельможеские палаты изображениями античных богов и героев, а потому историческая живопись, удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности: давно прошедшие события она стала трактовать, как события дня, происходившие в Голландии и в особенности занялась портретом, увековечивая в нем черты людей того времени, то в одиночных фигурах, то в обширных, многофигурных композициях изображающих стрелковые общества (schutterstuke), которые играли столь видную роль в борьбе за освобождение страны, — управителей ее благотворительных заведений (regentenstuke), цеховых старшин и членов различных корпораций. По мосту снуют пешеходы и всадники.
Даже светлый лик св. В Малых кабинетах можно увидеть Питера де Хоха, Яна Стена, Габриэля Метсю. Подобного тогда не наблюдалось даже в выдающихся центрах искусства – в Италии или Франции.
Эти черты ещё больше усилены в другом портрете (изображение мужчины в широкополой шляпе). Большинство его пейзажей посвящены природе родных Нидерландов, но он писал и дубовые леса Германии и водопады Норвегии. 1832). Различной была и основная область применения живописи у этих двух народов. На боковых створках изображены Мария Магдалина и Иоанн Креститель в центре-богоматерь, Христос и Иоанн (евангелист).
Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. Чужеземное влияние тяготело над голландскою живописью до двадцатых годов XIX столетия, успев более или менее отразить в ней те видоизменения, какие принимало искусство во Франции, начиная с париковства времен Короля-солнца и кончая псевдоклассицизмом Давида. корифеям французской школы.
В картине «Крестьянский праздник» (1550) натюрморт играет второстепенную роль, а в «Мясной лавке» (1551) предметы вытеснили человека на задний план. Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения — две картины «Неправый суд императора Оттона», находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494-1533). нераздельно, под одним общим названием нидерландской школы. Но в удлиненных пропорциях изгибе фигуры, в жесте рук видны условность и манерность.
Со всей достоверностью мастеру удается запечатлеть на полотне живые картины природы. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени.