«фламандские пословицы» (нидерл. Nederlandse Spreekwoorden) или «Мир вверх тормашками» (англ. The Topsy-Turvy World)— написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц. «фламандские пословицы» или «Мир вверх тормашками» — написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц. The Topsy-Turvy World) – написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц. «фламандские пословицы» или «Мир вверх тормашками» — написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц. «фламандские пословицы»1 (нидерл. Nederlandse Spreekwoorden) или «Мир вверх тормашками» (англ. The Topsy-Turvy World)— написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц.
В «Нидерландских пословицах» Брейгель показывает тёмные стороны людей их неуклюжесть и уродство, ставя «сценки» с участием безымянных персонажей, призванные изобразить ту или иную пословицу с их участием. Такой материал долгие годы естественным образом вымачивался в солёной морской воде. Странная средневековая картина, одна из многих странных картин того времени.
Зачастую в одной человеческой фигуре или в одной сцене представлено сразу несколько пословиц, например: рыцарь, вооружённый до зубов (хорошо подготовленный) кусает железо (врёт) и вешает на кота колокольчик (совершает неразумный поступок). «Брейгель родился слишком поздно: он не застал радостного взлета надежд эпохи Возрождения. Из этого следует, что мрачное время хоть и угнетало людей, но не лишало надежды.
Брейгель прекрасно сознавал и хотел подчеркнуть дерзкую универсальность своей сатиры.
В «Нидерландских Пословицах» какие-то сюжеты показаны в окнах домов, как бы подсмотренные, какие-то – прямо на улице или даже в реке, некоторые разбросаны на заднем плане, но от этого их значимость не теряется. Только иногда некоторые места дополнительно прописывались вторым слоем для усиления цвета. Приложение 2). Впрочем часть нынешнего села, где я жила (которое входит в состав Советского района) представляет собой жалкое зрелище.
Эта картина создана в 1559 г. и ныне находится в собрании Берлинских Государственных музеев (Музей Берлин-Далем). «Вешать коту на шею колокольчик»– поднимать тревогу первым, поднимать скандал делать первый шаг в деликатном деле. Странная средневековая картина, одна из многих странных картин того времени.
На самом деле художников также интересовали проблемы морали и эти проблемы они воплощали (писали) на холсте. У левого края картины, на фасаде дома, выставлен шар с крестом, но обращённый вниз. «Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма». Город не город, деревня не деревня, странное какое-то поселение. «Брейгель родился слишком поздно: он не застал радостного взлета надежд эпохи Возрождения.
Брейгель умер рано. The Topsy Turvy World), подчеркивая парадоксальность поведения изображенных персонажей. Короче, после войны всех выселили (и немцев и евреев (и крымских татар впридачу) и в 50 -х годах заселили жителями Урала, которые продолжали прибывать туда вплоть до 90-х годов. Например, нидерландская поговорка «И в крыше есть щели» близка по смыслу к русской «И стены имеют уши» «Бросать деньги в воду» – означает то же, что и «ссорить деньгами», «пускать деньги на ветер» и так далее.
Покуда существует на земле такой несовершенный и порочный вид, как человек разумный – «Нидерландские Пословицы» не утратят своей актуальности, пусть пословицы на ней нидерландские, а не интернациональные, пусть они сложны для понимания, но их изучение оставляет неизгладимое впечатление.
Львов пишет: «Ошеломленное недоумение Вот, пожалуй, первое чувство, которое вызывает картина Брейгеля «Нидерландские пословицы». Это своеобразная энциклопедия нидерландского фольклора. его попытки терпят неудачу, он не получает того, на что надеется. 5.
Приложение 2). А жаль. Может быть, вначале художник составил список пословиц и поговорок.
Сбоку к нему неожиданно пристроен какой-то элемент, похожий на часовню или беседку, где происходит служение дьяволу. Позади этих двух построек остатки крепостной стены или замка. Другие пословицы указывают на человеческую глупость. «Перевернутый мир», где рассыпают розы перед свиньями, то есть одаряют недостойных, где молящийся склоняется в молитве перед дьяволоподобным существом – служит мнимым богам, – где монах подвязывает карнавальную бороду из мочалы самому господу богу. По этому изображению можно сказать, что Брейгель был наружно спокойным, но внутри, в душе, очень критичным и дерзким человеком.
Оригинальное названия картины не сохранилось. Яркие цвета и нагромождение деталей. Только иногда некоторые места дополнительно прописывались вторым слоем для усиления цвета. Лучше всего для живописных работ подходили доски с днища корабля идущего на слом.
Период времени, длившийся долгие годы перед началом Нидерландской революции – «Восьмидесятилетней войны», был полон мрачного предчувствия, что сказалось на художественной манере Брейгеля. Подобным или очень близким способом писал свои работы Питер Брейгель». Так Брейгель воплотил пословицу: «Чтобы пройти мир, надо согнуться. » Мало того, что этот мир, который мог бы быть так же прекрасен, как его краски, как его деревья, как его моря, перевернут и извращен, он еще заставляет человека склонить голову и согнуть спину». Этот пафос перечисления был свойствен обоим художникам, но не только им.
Задумана она была, видно высокой и прочной, должна была замыкать крепостную стену. Большая часть из них, а именно 85, расшифрована. «Но на берегу залива, выводящего в открытое море, грозным напоминанием о безысходности стоит виселица. Он родился вовремя, чтобы ощутить горечь гибели этих надежд». Зимний дуб нужно долго вымачивать, чтоб добиться нужных качеств и долговечности. При этом его картины очень красивы и краски не изменили цвет от времени.
Директор этого музея два года назад рассказывала мне, что работает чисто за символическую плату, все экспозиция музея сделана энтузиастами и вход в музей свободный. А ведь был бывший колхоз-миллионер. Так Брейгель воплотил пословицу: Чтобы пройти мир, надо согнуться.
Именно так воспринимали картину ее первые зрители. Рабле не мог видеть картин Брейгеля. Теперь всё хозяйство в руках трех частников (оказавшихся в нужном месте в нужный час). Картина стыдит человека.
Вот её истинное назначение. Не зря готовил основу и краски, рассчитанные на века существования в этом мире. Неизвестно, «читал ли Брейгель роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», который к тому времени был уже известен в Нидерландах. Источником пословиц всегда была жизнь во всем бесконечном разнообразии. Сквозь эту сферу, согнувшись в три погибели, на коленях проползает человек.
Иногда указывают, что примерно в это время один из антверпенских книгоиздателей выпустил в свет словарь пословиц и поговорок. это заслуживает уважения. Знание фольклора может дать человеку знание о народе и в конечном итоге о самом себе. Иное значение: его конец близок. 8. «Биться головой об стену» – он захотел сделать невозможное, дело было заведомо обречено на неудачу, он получил мучительный отказ. 9. «Один стрижёт овцу, другой свинью»– один использует ситуацию по мере возможного, другой стремится извлечь выгоду любой ценой один пребывает в довольстве, другой впадает в нищету. 10. У Бранта в «Корабле дураков» также встречается: «Тот, кто привязывает коту колокольчик, позволяет крысам бегать, где им хочется». 11. «Быть вооружённым до зубов» – быть хорошо оснащённым для какого-либо дела. 12. «Этот дом имеет вывеской ножницы»– в богатом доме есть чем поживиться.
Таким образом, можно предположить, что Брейгель следовал технике школы нидерландских мастеров того времени. Это своеобразная энциклопедия нидерландского фольклора. С. Л. Но что за люди движутся от церкви к роще. Почти одновременно с Брейгелем страну пословиц описал в своем романе «Пантагрюэль» французский писатель Франсуа Рабле.
Итак, Перевернутый мир, мир вверх дном, мир наизнанку. Рабле не мог видеть картин Брейгеля. Описать, перечислить как можно больше прежде неописанного и неисчисленного было их сильным и важным побуждением. Напротив этой замысловатой постройки ютится едва не рушащийся хлев. Сквозь эту сферу, согнувшись в три погибели, на коленях проползает человек.
В этом образе и заключён подлинный смысл картины: мир перевернут вверх дном. Но вряд ли Брейгель обращался к нему. у меня есть целый альбом фоток из краеведческого музея пос Советского (в прошлом Ички). На этих картинах нет гармонии переходов, как не было гармонии в душе художника.
Первое ощущение, еще не осложненное анализом, – ощущение силы и напряженности цвета его красный пылает, столкновение красного с синим звучит с предельной силой. – Франс Хогенберг. Это слепые, положившие друг другу руки на плечи. Этот яркий образ в картине символизирует «перевернутый мир», который и становится главной темой картины. Этот пафос перечисления был свойствен обоим художникам, но не только им.
Например, женщина набрасывает мужчине на плечи плащ, это означает, что она изменяет ему, эквивалентом чего является: «наставляет рога». В альбомах это удивительное произведение Брейгеля называют порой «Мир вверх тормашками» (англ. Он был вообще свойствен и искусству и науке того времени. Приложение 3). Приложение 3).
«А происходит здесь много удивительного. История нем и евр периода только в редких письменных свидетельствах. Период времени, длившийся долгие годы перед началом Нидерландской революции – «Восьмидесятилетней войны», был полон мрачного предчувствия, что сказалось на художественной манере Брейгеля.
После просушки картины оставалось прописать фон лессировками заранее составленных тонов и работа была закончена. Такой материал долгие годы естественным образом вымачивался в солёной морской воде. «Она бы привязала чёрта к подушке»– она не боится ни Бога, ни дьявола: эта мегера способна обуздать самого строптивого молодца упряма как чёрт. 2. Так же, художник ставит сценки с участием предметов быта, как например, пироги на крыше дома, означающие пословицу «Крыша покрыта сладкими пирогами» – иллюзия изобилия (См. Любопытны некоторые параллели между ними. Они выглядят как картинки в пособии – у каждого своё место и значение. И если б не они, то село бы уже вымерло, как и сотни других крымских сел. Иногда они еще встречаются в самых сильных светах, но и то лишь в виде тончайших лессировок».
Подобным или очень близким способом писал свои работы Питер Брейгель». О внешности Брейгеля можно судить только предположительно, по рисунку, на котором художник изобразил якобы себя, в компании с гротескным заказчиком, критично тянущим свой туповатый, но длинный нос к его полотну (См. Может, правда, и их уже растащили. – выполнил гравюры с изображением 40 народных пословиц и поговорок.
В сравнительно небольшом живописном пространстве (размеры полотна 117Х163 см) художник поместил более ста иллюстраций к народным пословицам, басням, поговоркам и прибауткам. Картина стыдит человека. Он родился вовремя, чтобы ощутить горечь гибели этих надежд». Львов: «» Нидерландские пословицы» были фантазией на темы окружающей жизни: люди изображенные очень реально, совершали бессмысленные действия, в зрительных образах были воплощены в этой картине самые гротескные метафоры».
Брейгель прекрасно сознавал и хотел подчеркнуть дерзкую универсальность своей сатиры. Нидерландский художник Питер Брейгель Старший (1525–1569) зашифровал на своей картине "Фламандские пословицы" (или "Нидерландские пословицы"), написанной им в 1559 году, более ста различных фламандских пословиц, поговорок изречений и просто забавных фразеологизмов (идиом) своего времени. Значит – Брейгель не зря тратил своё время на доскональное изображение каждого сюжета. «Впусти собаку в дом, она заберётся в горшок или в шкаф»– в буквальном смысле: войти в дом и обнаружить, что собака опустошила горшок или буфет отсюда фигуральное выражение: прийти слишком поздно, упустить свой шанс, остаться ни с чем. 7. «Свинья вытаскивает затычку из бочки»– хозяин не следит за своим добром. Однако другая пословица говорит: «Чтобы пройти мир, нужно согнуться». Если посмотреть на эту картину, то может показаться, что это просто большое нагромождение бессмысленных сцен, где люди занимаются самыми странными вещами, не подающимися никакой логике.
Лучше всего для живописных работ подходили доски с днища корабля идущего на слом. Это первый шаг в познании всего богатства окружающего мира, но шаг очень важный». Зимний дуб нужно долго вымачивать, чтоб добиться нужных качеств и долговечности. Чем ближе подходила революция, тем больше Брейгель менял своё мироощущение, тем больше в его картинах становилось некого восхищения силой народа, но «Нидерландские пословицы» были написаны во времена упадка, когда в жизни художника было мало света, а пафос и бравурность предвоенных лет ещё не наступили.
Так же, художник ставит сценки с участием предметов быта, как например, пироги на крыше дома, означающие пословицу «Крыша покрыта сладкими пирогами» – иллюзия изобилия (См. Так же присутствуют животные и аллегорические персонажи, такие как бес, лиса и журавль. То есть – можно абсолютно неожиданно для себя оказаться на месте персонажа этой картины. Любопытны некоторые параллели между ними. Но вряд ли Брейгель обращался к нему. «Сидеть в золе между двух стульев»– проявлять нерешительность в каком-то деле, находиться в сложном положении, например из-за упущенного момента для принятия правильного решения. 6. Это слепые, положившие друг другу руки на плечи. На такое название указывает и перевернутый глобус, укрепленный на стене дома.
«Грызёт столб»– лицемер, столп церкви, ханжа, святоша. 3. «В одной руке она несёт воду, а в другой огонь» – она женщина неискренняя, ей доверять не стоит. В «Популярной художественной энциклопедии» об этом написано так: «Обилие фигур и деталей, живость и острота контурного рисунка, яркая жизненная выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (использованных главным образом, при изображении фигур) сочетаются в полотнах Брейгеля с монументальной цельностью композиции и величественной красотой ландшафтов исполненных гармонично красочного единства». Соприкосновение с его картинами обжигает, пройти мимо них нельзя. Всего в картине найдено и расшифровано 112 идиом: некоторые из них до сих пор используются, например, «плыть против течения», «большая рыба ест маленькую рыбу», «стучаться головой о стену» и «вооружиться до зубов». На берег мелкого и узкого ручья выходит массивная четырехугольная башня. Город не город, деревня не деревня, странное какое-то поселение.
Таким образом, можно заметить, что композиция и основные живописные приёмы (выделение цветом в том числе), задействованная в этой картине, присутствуют и в других ранних работах художника. Прежде всего, воспринимаешь ее цвет – его предельную силу и яркость. Картине этой предшествовала долгая подготовка.
Итак, «Перевернутый мир», мир вверх дном, мир наизнанку. Они выглядят как картинки в пособии – у каждого своё место и значение. «А происходит здесь много удивительного.
При этом его картины очень красивы и краски не изменили цвет от времени. «Глодать кости» – быть чрезвычайно занятым, принимать что-то близко к сердцу, обдумывать, пережёвывать, решать трудную задачу. «Фламандские пословицы» стали настолько популярны, что сын мастера, Питер Брейгель Младший, поднаторевший в копировании картин своего талантливого отца, выполнил двенадцать копий этой картины.
Они нависают над ручьем и отнюдь не скрывают, а напротив – являют миру то, что должны были бы скрывать». «Это селение нигде и всюду. Но что за люди движутся от церкви к роще.
Непосвящённому, при первом взгляде на «Нидерландские Пословицы», может показаться, что там просто мельтешат сумасшедшие люди – деревня сумасшедших. Но покуда строили башню, развалилась стена. «Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма». Непосвящённому, при первом взгляде на «Нидерландские Пословицы», может показаться, что там просто мельтешат сумасшедшие люди – деревня сумасшедших.
Все эти постройки смотрятся заброшенно, нелепо и плохо сочетаются друг с другом. Примерно в это же время другой нидерландский художник.
На этих картинах нет гармонии переходов, как не было гармонии в душе художника. Прежде всего, воспринимаешь ее цвет – его предельную силу и яркость. Глупость, ставшая повседневной привычкой и безумие, возведённое в ранг разумного начала, - вот стихия «Пословиц». Вот её истинное назначение. «Это селение нигде и всюду.
В «Нидерландских пословицах» Брейгель показывает тёмные стороны людей их неуклюжесть и уродство, ставя «сценки» с участием безымянных персонажей, призванные изобразить ту или иную пословицу с их участием. То есть – можно абсолютно неожиданно для себя оказаться на месте персонажа этой картины. Так об этом пишет С. Л. Львов: «» Нидерландские пословицы" были фантазией на темы окружающей жизни: люди изображенные очень реально, совершали бессмысленные действия, в зрительных образах были воплощены в этой картине самые гротескные метафоры". Например, женщина набрасывает мужчине на плечи плащ, это означает, что она изменяет ему, эквивалентом чего является: «наставляет рога». Но покуда строили башню, развалилась стена. Задумана она была, видно высокой и прочной, должна была замыкать крепостную стену.
Это первый шаг в познании всего богатства окружающего мира, но шаг очень важный». Соприкосновение с его картинами обжигает, пройти мимо них нельзя. Картине этой предшествовала долгая подготовка.
1. В «Популярной художественной энциклопедии» об этом написано так: «Обилие фигур и деталей, живость и острота контурного рисунка, яркая жизненная выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (использованных главным образом, при изображении фигур) сочетаются в полотнах Брейгеля с монументальной цельностью композиции и величественной красотой ландшафтов исполненных гармонично красочного единства». Но прежде всего, удивительно само место действия. Чем ближе подходила революция, тем больше Брейгель менял своё мироощущение, тем больше в его картинах становилось некого восхищения силой народа, но «Нидерландские пословицы» были написаны во времена упадка, когда в жизни художника было мало света, а пафос и бравурность предвоенных лет ещё не наступили.
Яркие цвета и нагромождение деталей. В сравнительно небольшом живописном пространстве (размеры полотна 117 Х 163см) художник поместил более ста иллюстраций к народным пословицам, басням, поговоркам и прибауткам. Из этого следует, что мрачное время хоть и угнетало людей, но не лишало надежды. Он был вообще свойствен и искусству и науке того времени. В рукописный каталог антверпенского коллекционера Питера Стивенса она вошла под названием «Перевернутый мир изображенный во многих пословицах и притчах».
Именно так воспринимали картину ее первые зрители. К этому же фрагменту применима другая голландская пословица: «Там селёдка не жарится», т. е. Может быть, вначале художник составил список пословиц и поговорок. Коровники, свинарники, огромный консервный завод представляет собой груду руин.
Она была закончена в 1559 году и изображала более сотни поговорок. Так Брейгель воплотил поговорку: «Слепой ведет слепого», так он предвосхитил тему своей будущей картины «Слепые», так он объединил красоту природы с людьми, которые не могут ее увидеть. На берег мелкого и узкого ручья выходит массивная четырехугольная башня. На территории современного села объединены вообще два бывших поселения (жителей которых не осталось, только несколько домов и мельница) Белый Кош (прежде татарское поселение было заселено евреями в 1925 году и названо Хейрус и Черный Кош (тоже бывшее татарское поселение было заселено немцами-меннонитами, а основатель меннонитов Менно Симмонс (15 век) – вообще голландец по происхождению), меннонитов гоняли по Европе за протестанство и их приютила Екатерина Вторая и потомки их попали в начале 20 века в крым и черный кош был переименован в поселение Иоханру).
Работа Брейгеля Старшего пользовалась большой популярностью. А про село вообще интересная история. На картине изображено более сотни пословиц. Так об этом пишет С. Л.
Но прежде всего, удивительно само место действия. Разобраться в происходящем на картине не так сложно – стоит лишь проследить за необычностью действий людей. А метеллолом так уже давно весь сдали. Картина «Фламандские пословицы» была максимально понятна человеку времени Брейгеля. В «Нидерландских Пословицах» какие-то сюжеты показаны в окнах домов, как бы подсмотренные, какие-то – прямо на улице или даже в реке, некоторые разбросаны на заднем плане, но от этого их значимость не теряется.