Не осуждающий, а повелительный жест Христа вызывает в памяти протянутую длань бога Саваофа на плафонной фреске Микеланджело «Сотворение человека» в Сикстинской капелле. Прошло время. Совпадение более чем многозначительное ибо для каждого итальянца число семнадцать приносит несчастье, а уж если не дай бог оно падает на пятницу, то откладываются все важные дела и лучше сидеть дома, не высовывая нос наружу. И произошло чудо — умерший брат раджи воскрес.
Скрестив ноги, он удобно сидит в кресле, называемом «савонароловским» и неспешно пишет своё Евангелие по наитию свыше. Неожиданно над их головами, закрывая полнеба, со свистом пронеслась огромная стая ранних перелётных птиц, возвращающихся из южных стран после зимовки и летящих на север. Образуется некое движение одной фигуры.
Группа компактна, легко обозрима и все действие, благодаря крупному размеру полуфигур, кажется приближенным к зрителю. Он посчитал, что самой подходящей темой картины мог бы стать эпизод из жизни юного Иоанна Крестителя — тёзки и ровесника сына заказчика. А апостол Фома ответил, что дворец уже почти готов, осталось лишь только закончить крышу. Вот таким образом молодой художник охотнее отзывался на прозвище «Караваджо», данное по названию городка, где прошли годы его детства и откуда были родом его отец и мать. А, возможно, это предостережение состоит как раз в том, чтобы не проникать в веру глубже положенного ибо она может и не являться такой чистой, если раскрыть ее темную сторону (к напримеру то обилие жестокости и насилия, которые наличествует в ее истоках). В качестве примера можно сослаться на Веронезе, что означает «веронец», хотя его настоящее имя Паоло Кальяри или на известного под именем Тинторетто Якопо Робусти, чей отец был красильщиком (tintore). Антонио Аллегри получил прозвище Корреджо по названию городка, где он родился, а уроженца Пармы Франческо Маццолу прозвали Пармиджанино.
Этот призыв прозвучал на картине зримо и психологически достоверно. Вскоре царю донесли, что Фома его обманывает. «Пусть здесь и останется, — решил Караваджо, — напоминая кое-кому обо мне». «Юный Иоанн Креститель» и «Всепобеждающий Амур» — эти два бесспорных шедевра были единственными у Караваджо, в которых он, отбросив все запреты и условности, смело воспел красоту набирающего силу молодого мужского тела, выразив радость жизни, свойственную молодости. Всю ночь бредил, вскрикивал, его мучили кошмары.
Его верными советчиками всегда были свободный от предвзятости взгляд на окружающий мир, память и природное чутьё, которым он доверял и был предан до конца жизни. Его юное лицо явно контрастирует с загорелыми старческими лицами его учеников. Апостол снова раздал все эти деньги больным, неимущим и бедным людям. Все эти детали связаны с Иисусом Христом, принёсшим себя в жертву ради спасения людей.
Бедняжка расплакалась и, запутавшись в длинном шлейфе, громко запричитала: «Мама, мама. » Хворый супруг был не в силах её успокоить, так как сам зашёлся в диком кашле и его била лихорадка. В этот день обновляется память воскресения Христова, вот таким образом Антипасха называется «неделей обновления».
И данная фигура превосходно отображает суть мысль на панно, реализованном Караваджо. Вот что немец отметил в книге «Галерея Джустиньяни», где среди пятнадцати картин кисти Караваджо особо выделен его «Всепобеждающий Амур»: «Эта работа, которая находится в одном помещении вместе с другими тремя сотнями картин самых известных мастеров, по моему настоятельному совету была задрапирована тёмно-зелёным шёлковым покрывалом и показывалась лишь в последнюю очередь иначе она затмевала бы своей броской красотой остальные не менее прекрасные произведения других мастеров»58. Спустя почти триста лет отвергнувший философа мир всё же вспомнил о нём. В тот же вечер он слёг в горячке.
Всё значительно проще с «Всепобеждающим Амуром», для которого позировал озорной подросток Чекко. Здесь он провёл почти пять лет и ему неплохо жилось и работалось. Сроки поджимали и под впечатлением увиденного на площади Кампо ди Фьори он приступил к написанию второй картины цикла «Мученичество апостола Матфея» (323x343).
Работа великолепна и по композиции и по исполнению. «Что ж, оно даже к лучшему, — подумал художник. Справедливости ради следует признать, что, несмотря на яркий колорит и тщательную прорисовку каждой детали — например, жилистые руки апостола или морщины у него на лбу, — центральная картина триады явно уступает двум боковым полотнам в силу вынужденных уступок условности и придирок церковного причта.
На картине общая многофигурность может отображать одну лишь личность (автора) и он же является совершающим движение с самим собой. Картина Караваджо «Трапеза в Эммаусе» – второе произведение художника на сюжет явления Христа. Прошло два года и раджа вновь пригласил к себе апостола и спросил, что удалось сделать за этот период. Но, к их изумлению, тела Богородицы в пещере не было, остались только погребальные одежды. «Красная горка» – народное название первого воскресного дня после Праздника Пасхи, который в церковном словаре носит название Антипасха.
Стало быть, не напрасны были его муки и старания. Затем наступила тишина — толпа умолкла и слышно было, как потрескивают дрова в костре. Во дворце можно было повстречать ещё одного художника, лет на двадцать старше Караваджо. Поэт Милези, увидев новую работу «Неверие апостола Фомы», откликнулся стихотворением, в котором сумел выразить главную мысль художника: Страшит неверие Фомы И будоражит нас не в меру. У него было множество подражавших его манере последователей не только в Италии, но и среди французских, фламандских и голландских высокоодарённых мастеров, оставивших заметный след в живописи середины XVII столетия. В отличие от спокойного «Призвания апостола Матфея» здесь с особой наглядностью и глубиной проявился дух нового динамичного искусства барокко, которое повсеместно прокладывало себе путь.
Мудрый Джустиньяни ещё задолго до совета осторожного Сандрарта прикрыл на всякий случай шёлковой кисеёй ранее купленную им картину «Неверие апостола Фомы», которая была куда более крамольной и опасной, нежели юнец ангел с его дерзко вызывающей наготой. Зато ярко освещены ступени перед алтарём, где разыгралась трагедия. Что же не устроило в картине церковный клир. Казнь была назначена на пятницу 17 февраля. В одном исподнем его повели на эшафот.
«И не будь неверующим, но верующим», – сказал Спаситель Фоме (Лк., 20:27). Антипасха отмечается всегда на восьмой день после светлого Христова Воскресения. К обнажённому Бруно подошёл священник и поднёс к лицу распятие. Караваджо симпатизировал гостеприимному хозяину и был ему признателен за предоставленные прекрасные условия для житья и работы. Вот таким образом заказчик торопил с завершением работы.
Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам. Тем более, что они не раз уже являли своё малодушие (Иуда предал Его целованием Петр хвалился быть верным до смерти и в тут же ночь отрекся от Него во время ареста Иисуса, в Гефсиманском саду, все ученики разбежались прочь). С замечательной картиной произошло непредвиденное. Эксцентричную натуру художника тяжело назвать глубоко-христианской, так как в картинах Караваджо не раз было замечена высокая степень богохульства (приравнивание девы Марии к простой земной женщине, недостойные позы для святых, крупные изображения задов, выбор в модели для изображения святых известных проституток), не говоря уже о прижизненных преступлениях автора.
С какой бы стороны вы не были, вы должны помнить, что являетесь простым смертным христианином, вера в Бога которого не статична, но всегда имеющая возможность свестись к верному решению. Никакой условности или нимбов – всё жизненно достоверно. Сам апостол Матфей на ней утратил прежний облик мудреца сократовского типа. Образуется некое движение одной фигуры.
И он сказал: «Помнишь, ты когда-то обещал отдать мне полцарства, — не нужно мне этого дара, но дай разрешение, чтобы тот дворец, который уготован тебе в Царстве Небесном, был и моим дворцом». А вот для центральной картины над алтарём Караваджо решил использовать знакомого натурщика по «Отдыху на пути в Египет».
Этот прием, характерный для периода творческой зрелости Караваджо (так называемая «темная» манера) был усвоен впоследствии его многочисленными последователями. В напирающей толпе кое-кто даже отпрянул в сторону при виде сидящего спиной парня в шляпе с плюмажем. Эта мысль оказалась революционной в эпоху жестокого подавления любого инакомыслия. В одном из номеров «Аввизи» говорится, что в праздничные дни Вечный город посетило более миллиона верующих.
Отчего он умер и где похоронен, так и осталось невыясненным. Что же значит тогда красный цвет. Настал день расставания с дворцом Мадата.
За Антипасхой следует Фомина седмица, которую и называют Красной горкой. Щупальца инквизиции проникали в самые потаённые области жизни человека. Так чем же является здесь ее изображение – Неверием Фомы или остережением Христа.
В это время умер брат раджи, которого он очень любил.
Возможно и агрессию, кровь, смертность. Но Караваджо не слушал ничьих советов и продолжал работать с прежним остервенением. Всё было готово. Свет, падающий сверху слева, образует подобие нимба вокруг головы Христа. Из карет стали выходить члены верховного суда инквизиции.
По прибытии, Аван представил апостола индийскому радже (царю Махадеван) как весьма искусного зодчего и раджа повелел Фоме построить для него великолепный дворец. Пока помощники возились с вещами, Караваджо с грустью осмотрелся в последний раз. Караваджо заверил хозяина дома, что его пожелание будет исполнено к нужному сроку.
Проклятьем его аналитического ума была подозрительность. Эта процедура вызывала особый интерес у приезжих что же касается римлян, то они таких зрелищ нагляделись вдоволь и относились к ним со свойственной им иронией. Белый цвет одежд в данном случае ассоциируется с чистой, непоколебимой верой Христа.
Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Эта связь с Учителем сразу же начала преобразовывать весь характер Фомы, что привело к огромной перемене в его отношениях с другими людьми. Композиция «Смерть Марии», замечательная безыскусственностью и силою чувств, воспринимается как подлинная народная эпическая драма. В его новой картине «Апостол Матфей и ангел» апостол выглядит благообразным крестьянским мудрецом с высоким сократовским лбом. Картина «Юный Иоанн Креститель» (128x94) пользовалась не меньшим успехом у знатоков, чем «Всепобеждающий Амур». Но счастливый владелец никому её так и не уступил.
Никакой условности или нимбов — всё жизненно достоверно. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа.
В то время и у самого Караваджо тоже появились все основания для радости. В переполненной церкви находился и Караваджо. Глубина перспективы утопает в тёмном безвоздушном пространстве.
Сказать, что Иисус отводит руку Фомы, мы не можем ибо кисть не изогнута книзу. Караваджо. Запахло гарью и палёным мясом. Казалось, сама природа воспротивилась этому вымученному браку-сделке.
В слабо освещённой комнате за столом находятся четверо просто одетых мужчин. Воодушевлённый успехом Караваджо приступил к написанию последней картины цикла «Апостол Матфей и ангел» (223x183). На картине прекрасно видно четыре фигуры изображающие сцену святого писания. Драма великого мастера заключалась в том, что, утратив доверие к церкви, он продолжал черпать вдохновение в Священном Писании в страстном порыве докопаться до истины, решительно отвергая все навязываемые ему схемы и каноны. Он изображён во всей своей откровенно плотской красе с отнюдь не ангельскими крылышками и плутовской улыбкой, словно вопрошая: «А теперь что вы на это скажете, господа хорошие. » Можно многое сказать об Амуре, этом излюбленном персонаже маньеристов со свойственными их творениям гедонизмом и явным эротизмом.
20:24). Увы, всему приходит конец. Дабы не отвлекать внимание от происходящего, нет и резких светотеневых переходов — только обыгрывание светло-коричневых и красноватых тонов.
Сам, лично, а не со слов ближних, ощутить пасхальную радость и торжество.
Так как основные символы изображения понятны (Христос – вера, Неверующие – скептицизм) стоит обратить внимание на символику других деталей. К сожалению, о замечательной картине сегодня можно судить только по копии, поскольку оригинал погиб в 1945 году в Берлине, как и упоминавшийся ранее великолепный портрет «Куртизанка Филлида».
Врач предписал кормить его крепким бульоном и специальными целительными отварами из трав. Видно, что ступни босых ног обращены к выходу. Перепуганные ребята побежали утром за Манчини.
Всё сказанное Иисусом наводит их на глубокие размышления. И Ангел разрешил ей вернуться в бездыханное тело. Тот отвечал, что выстроил царю роскошные палаты, но не на земле, а на небе. Во время своих скитаний он проповедовал всеобщий «закон любви, созвучный природе» в развитие гуманистического толкования внеисповедного христианства.
Однако Гундафора неожиданно отвлекло от этих проблем трагическое событие: умер его брат. Остальные неприметные предметы прикрыты тенью. Не стоит исключать данной оппозиционной версии ибо мы знаем, кем был автор данного произведения. «Господь мой и Бог мой. » – воскликнул святой апостол (Ин.
Именно через него заказчик Крешенци передал тогда партию дорогостоящих красок, которые, по мнению Помаранчо, должны были «придать нужную красоту и пышность». Либо вообще неясно, чья рука на картине. Что толку в запоздалом признании и невысказанных вовремя словах благодарности. При смазке цветов различаются четыре ярких цветовых пятна.
Духовенство решительно отвергло работу как противоречащую евангельским канонам. А затем, подумав, осенил крестным знамением, как бы благословляя на нелёгкое дело. Со всех сторон посыпались заказы. Гиркане жили по берегам Евфрата и Тигра и были покорены Персами.
Через пару дней неожиданно пришла помощь. Для постройки апостол получил очень много золота, которое раздал бедным и неимущим. Апостол Фома первым назвал Иисуса Господом Богом.
Но картину увидел Джустиньяни и уговорил автора от греха подальше расстаться с ней. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой. Работа великолепна и по композиции и по исполнению.
Но если все четыре фигуры являются градациями одной, то их можно обозначить как пограничные состояния одной личности, колеблющейся от светлой фигуры Христа (человека верующего) до темной фигуры Фомы (неверующего). Даже рана Иисуса отображена в надрыве одежд святого Фомы. «Неверие апостола Фомы» является основополагающим для понимания метода Караваджо при построении композиции, когда каждая деталь на картине выверена с математической точностью в стремлении добиться чёткой организации пространства. Постояв немного, старик так же незаметно уходил, как и появлялся, не проронив ни слова. 20:28).
Слава о двух шедеврах в церкви Сан-Луиджи шла по всему городу. После восьми дней опять были в доме ученики Его и Фома с ними. Сожжение Джордано Бруно, как и предыдущие подобные акты, должно послужить предупреждением всем инакомыслящим, явным и скрытым, что святая инквизиция ещё больше ужесточит свои действия в отстаивании чистоты христианского вероучения и избавлении людей от любого налёта скверны. Толпу оттеснили ещё дальше, а на помост поднялись палач с подручными. Это не значит, что он сомневался в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим.
И в данном случае, Фома не поверил не Христу, а апостолам. Златошёрстный баран упрятал мальчика от гнева отца в далёкой Колхиде — родине «золотого руна». Интересно также то, что подобный ромб образует и общее построение фигур на картине. Несмотря на критические стрелы, выпущенные многими недоброжелателями Караваджо против «Амура» и вопреки раздававшимся утверждениям, что это всего лишь пародия на скульптуру Микеланджело «Победа» во дворце палаццо Веккио во Флоренции, когда в ответ остаётся только развести руками, поскольку возражать тут бесполезно и глупо, картина пользовалась неимоверным успехом.
Интересно также то, что подобный ромб образует и общее построение фигур на картине. И тогда душа спросила Ангела, который водил ее по раю, кому принадлежит это место. Другим биографом, лично знавшим Караваджо, оказался весьма посредственный римский художник Джованни Бальоне (1573-1644), приверженец маньеризма. Кисть художника выхватывает из мрака отдельные лица в фас и профиль, руки, спины, некоторые детали в виде зажжённой свечи на алтаре или страусовых перьев на шлеме молодого воина слева, оставляя в темноте как несущественное всё остальное. — Не нужно произносить непременных в подобных случаях слов благодарности за хлеб-соль».
Брахманы – жители собственно Индии, преимущественно индийские жрецы. Не убоявшись кривотолков и злых языков инквизиция выбрала этот несчастливый день для совершения «правосудия» в её понимании. Благодаря общим усилиям Караваджо был через пару недель поставлен на ноги. Но Караваджо по-своему решает эту сцену из Священного Писания.
Изображение Караваджо отличается предельной простотой, конкретностью и выразительностью. Бактряне обитали на северо-востоке Ирана. Известно, что под контрактом поставил свою подпись и Онорио Лонги, взявшийся опекать не очень-то сведущего в практических делах друга и не отходивший от него ни на шаг после неудачи с картиной «Апостол Матфей и ангел». Упомянутый выше Иаков Ворагинский в своём сочинении «Золотая легенда», этом своеобразном католическом аналоге православной книги Четьи Минеи, пишет: «Месса шла к завершению, когда в храме неожиданно появился убийца, подосланный эфиопским царём.
Он без труда отыскал его в одной из дешёвых таверн на улице Скрофа. Помаранчо был близок к кругу кавалера Чезари дАрпино, о чём не мог не знать Караваджо. Так, почему же мне не дала спокойствия кисть руки. Иисус возможно сам затаскивает и вынимает руку неверующего из и во внутрь своей раны.
Однако у Фомы был очень тяжелый и сварливый характер. были покорены Римлянами. Как много ему прощалось этим человеком и скольким он ему обязан. Проведенный анализ показал полное взаимодействие всех фигур иногда ярко между собой контрастирующих. Пожалуй, это были последние работы, которые по радостному мировосприятию и яркому колориту могли сравниться с «Отдыхом на пути в Египет».
В этом горе он множество дней безутешно оплакивал смерть своего брата. Жест его руки, благословляющий трапезу, напоминает о Тайной вечери. Двое гвардейцев схватили её и силком уволокли в сторону. И Ангел ответил, что это — дворец его брата, для него построены эти великолепные палаты.
Вокруг столба были разложены поленница сухих дров и кучи хвороста. По внушению Господа, св. Тогда же им были написаны ещё два Иоанна Крестителя в пустыне. Изображённые на картине персонажи хорошо им знакомы и узнаваемы.
Остережением в любопытстве людей, чтобы они слишком не «ковырялись» в вере ища в ней подвохи. Простым людям, заполнившим церковь до отказа и не только знатокам, всё понятно и близко. Известна и дата его преждевременной смерти — воскресенье 18 июля 1610 года.
Царь послал узнать, как продвигается строительство. По его распоряжению к больному приставили опытную сиделку.
В толпе раздался гул, то ли осуждающий, то ли сочувствующий. Лишь бы это пошло ему на пользу. Без исключения – любопытство.
Бросив дерзкий вызов господствовавшим тогда в итальянском искусстве бесплодному академизму, погрязшему в эклектике и повсеместно утверждающемуся маньеризму с его вычурностью и изощрённостью, рассчитанным на вкусы узкого круга «знатоков», Караваджо своим бунтарством перевернул все устоявшиеся к тому времени представления о живописи, произведя настоящую революцию в искусстве и породив множество восторженных почитателей и последователей. Когда состоялась их первая беседа, брат стал ему рассказывать, что произошло с его душой после смерти. Апостол Фома был глубоко верующим человеком, он почитал Бога и неустанно молился.
Недаром одно из его сочинений так и называется «О героическом энтузиазме» в нем философ высмеивает невежество и схоластику, мужественно отстаивая собственные принципы и право каждого человека на свободу мысли. Ощущение полной сопричастности со всем происходящим на картине было более чем очевидным. Без исключения – любопытство.
А, возможно, это предостережение состоит как раз в том, чтобы не проникать в веру глубже положенного ибо она может и не являться такой чистой, если раскрыть ее темную сторону (к напримеру то обилие жестокости и насилия, которые наличествует в ее истоках). Его выводило из себя одно только упоминание имени любимца папского двора и ненавистного соперника. Белый цвет одежд в данном случае ассоциируется с чистой, непоколебимой верой Христа. Вскоре дом Джустиньяни стал местом паломничества для истинных ценителей искусства и от посетителей, жаждущих увидеть новую картину Караваджо, не было отбоя.
Он приобрёл её за сто пятьдесят скудо. Вполне закономерно, что Фома не поверил апостолам.
Вероятно, советуя задрапировать картину, немец беспокоился не только о том, что она «затмевает» все другие работы, а среди них картины Рафаэля, Джорджоне, Тициана и других великих мастеров. При первом взгляде на картину трудно определить, где происходит действие. Кое-что могли бы прояснить свидетельства биографов, которых поражала и даже пугала неординарность личности художника, стоявшего особняком среди собратьев по искусству и выделявшегося непохожестью на кого-либо из современных мастеров.
Смелая трактовка религиозного сюжета вызвала протест церковников. В центре Христос, спокойно разъясняющий смысл Священного Писания.
В упоминавшейся выше картине «Неверие апостола Фомы» (107x146) наиболее зримо и убедительно выражено кредо художника, который в своём неприятии официального искусства, отягощённого условностями маньеристского и академического толка, доводит изображение до полемической заострённости, демонстративно отказавшись от всех атрибутов святости, чьё наличие обязательно в сугубо евангельском сюжете. Кардинал Беллармино взмахнул из окошка кареты белым платком и палач поднёс зажжённый факел к куче хвороста, сваленного у ног приговорённого к смерти. Всё прошло гладко и спокойно, без упрёков и обид.
Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения. Этим произведением он ещё больше подлил масла в огонь полемики вокруг своего творчества. Теперь его искусство становится более напряженным и драматичным, а порою даже жестоким.
В 1597–1598 годах в церкви Сан Луиджи деи Франчези Караваджо выполнил для капеллы Кантарелли три монументальные композиции – «Евангелист Матфей, внимающий ангелу», «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея». Иисус говорит ему: ты поверил, так как увидел Меня блаженны невидевшие и уверовавшие. К ним присоединились оказавшиеся там же друзья Лонги, Леони, Марино и Милези.
Вознамерившись потягаться славой с самим Вазари, он сочинил свои «Жизнеописания», расположив материал хронологически по годам правления римских понтификов. Караваджо вторично обращается к образу Спасителя, рисуя вдохновенный профиль. Еле различимы отдельные элементы архитектуры в виде тонущих во мраке колонн храма. Все фигуры приближены к переднему плану, что превращает зрителя в участника происходящего поиска истины. Караваджо встречался с ним ранее у Крешенци, где тот расписывал фресками парадный зал. Но чем лучше товарищи Фомы узнавали его, тем больше он им нравился.
В церкви служат последнюю литургию по пасхальному чину, после чего закрывают «Царские врата». По рекомендации Рубенса ее купили для Лувра.
Но вернёмся к тому трагическому дню четырёхсотлетней давности. Духовенство отвергло алтарный образ. Скорее всего, здесь неточность передает саму суть – то есть движение. Фома выдал себя за архитектора и они вместе отправились в Индию.
Весь живописный цикл, ошеломивший современников своей невиданной ранее революционной новизной, дался ему с неимоверным трудом и стоил больших физических и нервных затрат. Им был понятен драматический пафос нового произведения. Своё пристрастное повествование о Караваджо он завершил сентенцией, звучащей как приговор суда: «Прескверно умер, как и жил». Кроме того, ему была присуща некоторая подозрительность и пессимизм. По сравнению с первой картиной количество персонажей доведено до тринадцати.
С помощью ломового извозчика нехитрый скарб был погружен на телегу.
Картина содержит ряд деталей, нуждающихся в пояснении. При смазке цветов различаются четыре ярких цветовых пятна. Так как основные символы изображения понятны (Христос – вера, Неверующие – скептицизм) стоит обратить внимание на символику других деталей. Состоит в том, что в картине с помощью нескольких схожих фигур или их передвижением изображены сомнения самого автора, которые может испытать в себе любой христианин.
Ждать пришлось недолго. Но с того ужасного февральского дня он возненавидел церковников за ханжество, двуличие и жестокость. Даже рана Иисуса отображена в надрыве одежд святого Фомы.
Остальные неприметные предметы прикрыты тенью. На площадь въехала вереница закрытых экипажей, сопровождаемых отрядом всадников. Какое было ликование, какая была радость, когда царь услышал, что его брат ожил. Обрадованный Гундафор послал апостолу еще золота, которое тот не замедлил раздать нищим. Всё было продумано до мелочей и вы глядело на удивление буднично.
«Неверие апостола Фомы» (1602) Холст, масло. Каков был сюжет картины и была ли она написана, так и осталось невыясненным. Что же значит тогда красный цвет. Заканчивалась великая эпоха, уходили из жизни выдающиеся её творцы и повсеместно утверждалось новое направление в искусстве, получившее название «маньеризм» и выразившее острый кризис гуманистических идей. Художник не ошибся в выборе. Картина, написанная для одной из римских церквей, была отвергнута.
Сразу бросается в глаза схожесть положения двух изогнутых фигур апостола Фомы и стоящего за ним человека. Вскоре подошёл и Манчини. На картине прекрасно видно четыре фигуры изображающие сцену святого писания.
Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе» – но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи. Картина лишний раз доказывает, сколь демократично искусство Караваджо.
Он вводит прием резкого контраста света и тени. Хорошо показана перемена этого состояния напряжением глаз и лбов. Фома доложил, что почти все готово, осталась лишь крыша. Так чем же является здесь ее изображение – Неверием Фомы или остережением Христа.
Эксцентричную натуру художника тяжело назвать глубоко-христианской, так как в картинах Караваджо не раз было замечена высокая степень богохульства (приравнивание девы Марии к простой земной женщине, недостойные позы для святых, крупные изображения задов, выбор в модели для изображения святых известных проституток), не говоря уже о прижизненных преступлениях автора. Он возвратился в свою столицу и потребовал у апостола объяснений. Неожиданно возникла проблема с натурщиком. Другие искусствоведы увидели ряд других фигур: крест, ромб и т. д.
Его лицо не выражает ничего, кроме физического ощущения боли. Собравшиеся на площади молча смотрели на полуголого человека, привязанного к столбу. А он, неблагодарный, даже не простился с ним, впопыхах покинув Милан.
«Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» – говорил Фома о Христе. Показался и щуплый монах, с которого сорвали сутану и крепко завязали рот, чтобы приговорённый к сожжению не смог обратиться к толпе или произнести слова проклятия, как это произошло в прошлом году с приговорённой к смерти Беатриче Ченчи. Но его мнением Караваджо пренебрёг. Персы обитали в южной части Ирана. Путаницу внёс сам художник.
Караваджо дорожил своей личной свободой и чурался всякого мнения, навязываемого извне. Это левая кисть Иисуса Христа. Но затем интерес к его творчеству пережил резкий спад, уступив место барокко и классицизму, а его немногочисленных оставшихся приверженцев начали именовать «караваджистами». Дрожа от холода, он стал похлопывать себя руками по бокам, чтобы как-то согреться. В историю он вошёл под этим именем.
Вон на стене висит его карандашный рисунок. Что касается «Мученичества апостола Матфея», то там сама фигура евангелиста несколько отошла на второй план, уступив место убийце и вот таким образом художнику не столь важен был типаж.
Они убедились в его совершенной честности и непоколебимой преданности. Вероятно, тогда у него оказалась в руках «Исповедь» блаженного Августина, которая помогла ему ориентироваться в сложной богословской символике и толковании библейских сюжетов. Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои подай руку твою и вложи в ребра Мои и не будь неверующим, но верующим. Но приговорённый к смерти монах отвернулся, отказавшись приложиться к кресту. Понимая это, он поостерёгся показывать картину дотошным гостям старшего брата, кардинала Бенедетто Джустиньяни, проживавшего с ним в одном доме, — их хватила бы кондрашка при виде столь необычной композиции с Христом и учениками, щупающими зияющую на теле рану.
Ужель и впрямь свободны мы, Сомненью подвергая веру. Возможно и агрессию, кровь, смертность. «Неверие апостола Фомы» является основополагающим для понимания метода Караваджо при построении композиции, когда каждая деталь на картине выверена с математической точностью в стремлении добиться чёткой организации пространства. Образ Христа очеловечен и абсолютно лишен традиционной героизации.
Остается еще одна малозначительная деталь.