В 1888 году Нестеров создал картину «Пустынник», которая стала событием и впервые заставила заговорить о Михаиле Васильевиче как о состоявшемся художнике. Постреволюционная печаль художника открыла нам Нестерова – портретиста. Михаил Васильевич Нестеров – знаменитый русский художник, живописец. Михаил Нестеров был патриотически-настроенным художником и в 1905 году вступает в монархическую партию «Союз русского народа».
Художник создал свой «нестеровский женский образ» — образ поэтический, с чуткой и одинокой душой, полной внутренней красоты и страдания, очень русский и почти народный. Дурылин писал о «Христовой невесте»: «Когда эта крестьянская девушка в темно-синем сарафане впервые глянула с картины Нестерова, наиболее чуткими людьми почувствовалось явление нового, еще небывалого «я есмь» и в образе и в художнике, его создавшем. Михаил Васильевич Нестеров – замечательный русский художник, родился в славном городе Уфа 19 мая 1862 года. «за выдающиеся заслуги в области искусства, в связи с 80-летием со дня его рождения наградить академика живописи, художника Нестерова Михаила Васильевича орденом Трудового Красного Знамени».
Не всеми был понят в этом шедевре художник Нестеров. Но звание, которым Нестеров дорожил превыше всего, звучит проще, но значительно весомей – настоящий русский художник. Последней церковной работой Нестерова стала роспись собора вСумах, которую художник впоследствии считал весьма удачной.
Октябрьская революция просто перевернула жизнь художника – семья Нестеровых уехала на Кавказ, потов был Армавир, где художник тяжело заболел и долгое время не мог работать. Нестерова Наталья Игоревна (1944) — советский российский художник, педагог. Нестеров был членом Товарищества передвижных художественных выставок и одним из членов – учредителей Союза русских художников.
Михаил Васильевич Нестеров (19 (31)мая1862, Уфа— 18 октября 1942, Москва)— русский и советский художник, живописец, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства. Дочь художника О. М. Нестерова (см. Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я. Михаил Васильевич Нестеров (1862—1942)— русский и советский художник-живописец.
Однажды матери, как говорил Нестеров, показалось, что он «отдал Богу душу». пока Мих. Испокон веков в «господине Великом Новгороде» жили вольные крестьяне Нестеровы. Работа была представлена на XVIII передвижной выставке в 1890 году.
Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». Сзади пустынька о. Дамаскина – мы не успели в этот раз осмотреть ее. Ранние произведения Нестерова относятся к бытовому жанру: «Жертва приятелей» (1881), «Экзамен в сельской школе» (1884).
Описание картины встречи пастушка и небесного посланника наполнено неземным светом. Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. Каких прекрасных, задушевных разговоров не велось тогда между нами.
Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского. На грудь положили небольшой образок святителя Тихона Задонского. За портрет академика Павлова художник получил Сталинскую премию.
В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви. Но надо сказать, что в преподавании, особенно рисунка, «формы», художественная одаренность учителя не всегда помогает делу. Его лечили суровыми народными средствами: клали в горячую печь, держали в снегу на морозе. Образ Сергия был душевно близок Нестерову с раннего детства. Наталья Нестерова не сидела на Лубянке, не лежала в психушке, ее работы не давили бульдозерами, она не выступала с коллективными или индивидуальными действиями, которые потом можно было бы записать в графу «концептуальные акции». Ведь мне семьдесят восемь, а я жив, работаю». «Настроение»— это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников.
Михаила Васильевича Нестерова называют живописцем «Святой Руси», страны странников, богомольцев, монахов, юродивых и святых. Удивительную атмосферу создал на полотне Нестеров. Свечи зажгли, как над покойником. «Перед нами предстало чудо не только архитектуры, но и живописи.
Обстоятельный отчет о выставке сделал М. Морозов. Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея. Его семья была купеческой, родители— хорошо образованными людьми широких взглядов. Мастер верил в то, что он будет жить после его смерти, если «Отрок Варфоломей» через тридцать и пятьдесят лет еще будет что-то говорить людям.
Апологеты передвижничества говорили, что нестеровское полотно «подрывает те рационалистические устои, которые с таким успехом укреплялись правоверными передвижниками много лет». Василия Ивановича интересовали история и литература, чтение книг и еще художественный талант сына. И я принялся за этюд.
К главной своей теме «Святая Русь» художника привели немалые душевные муки. После успешных вступительных экзаменов Нестерова принимают в «головной класс». В 1883 году художник возвращается в московское училище.
Руки чешутся пописать еще». Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души— чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита. Художник-эмигрант, живущий во Франции с 1972 года «невозвращенец» Николай Дронников, представлен в экспозиции живописью шестидесятых годов и графическими портретами своих современников: Александра Солженицына. Воскресенского. Внутренняя красота была для него важнее, чем «так называемые сильные страсти». Превратил картину в подобие декоративного панно.
Флоренский, вопреки всей своей учености, учил именно этому богословию. Не боится она старцев и им она не помеха, смотрят на Божию тварь — улыбаются. На протяжении «карнавального» периода Нестеровой карты у нее часто были атрибутом игры, развлечения, безмятежного времяпрепровождения.
Ещё через год, в 1881 году, Михаил Нестеров оставляет Московское училище и поступает в Петербургскую Академию художеств. Василий Иванович Нестеров, его отец, был человеком прямым с независимым характером. Его все в городе любили, ставили в пример. В самом начале XVIII века сюда пришел отец Иоанн, бывший духовник Петра I, в схиме Иисус.
Однако он занимался усердно только поначалу, а спустя несколько месяцев «ударился» в «удалую жизнь», подружившись с более старшими соучениками. Картина вызвала самые противоречивые мнения. Все начинается с вещей 1920-х годов, а заканчивается современностью. «А той порой моя мать приметила, что я снова задышал, а затем и вовсе очнулся. Таким образом, обозначенный идеологический фон дает возможность почувствовать всю трагичность положения такого художника, каким был Михаил Нестеров. Однако на защиту шли Суриков, Васнецов, Поленов, Куинджи и даже Ярошенко, создавший эпохальные для передвижничества картины «Студент», «Всюду жизнь», «Курсистка».
Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. В этот период, помимо картин «Два лада» и упомянутой выше «За Волгой», были созданы ещё «Лето» и «Свирель». С Киевским показом «вчерне» законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова. Картину обвиняли в тяжких грехах. Ее первоначальное название «На земле мир, в человецех благоволение».
Почему-то, прежде всего и невольно внимание останавливается именно на святых. Лишь в 1920 году вновь вернулся в столицу. После революции тема «Святой Руси» не только утратила свою актуальность, но и стала невозможной.
Лица героев всех его картин написаны с конкретных людей. Ведь он был никем не заменим, его любил простой народ в «Солдатской слободке», шел к нему со своим счастьем и несчастьем, шел доверчиво, полагаясь на его мудрый суд На мою долю в жизни выпал не один такой отец Федор. Работы Н. имеются также в Киевском музее русского искусства, музеях Уфы (родина художника), Астрахани, Вологды, Волгограда, Иванова, Казани, Кирова, Кисловодска, Костромы, Н. Новгорода, Н. Тагила, Омска, Рыбинска, Саратова, Севастополя, Таганрога, Хабаровска. "Св. Так его преподавателем стал Алексей Саврасов. Отец работал с большим увлечением. Пейзажные работы мастера отличаются особой задушевностью и поэтичностью.
Со своих постов удаляются приверженцы «мягкой линии» и художественная жизнь в стране приобретает совсем другой характер. В 1885 году за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» Нестеров получил звание свободного художника. Перова, А. К.
Слева холмы, под ними вьётся речка (аксаковская Воря) Кое-что изменить, что-то добавить и фон для моего Варфоломея такой, что лучше не выдумать. Весной 1902 г. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. Сколько было в те дни у нее веры в меня, в мое хорошее будущее. ». Кураторы галереи «Ковчег» Сергей Сафонов и Игорь Чувилин собрали на выставке «Мы жили в Москве» (название позаимствовано у Льва Копелева и Раисы Орловой, авторов знаменитой книги воспоминаний, эмигрантов и диссидентов) живопись, графику, фотографию авторов разных покалений. И справа озеро, тоже малое и тоже зеркальное.
Михаил Васильевич Нестеров – необычный художник со своей собственной идеологией и особыми предпочтениями. В 1905—1906гг. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). С ранних лет в нём стала проявляться большая любовь к рисованию.
Космически-пустынные пространства новостроек на рубеже «оттепели» запечатлены в рисунках, акварелях и линогравюрах Ольги Эйгес. Нестеров вспоминал о том, как он, будучи совсем маленьким, чуть было не умер. Всё она – любимая и безвременно ушедшая. 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. А центральное место занимает «Тайная вечеря» — тринадцатичастная композиция, посвященная тем минутам, когда Иисус возвещает апостолам о предательстве одного из них. Булгакова и П. А. Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг.
В начале 1920-х годов художник вплотную обратился к портретной живописи. Уже через два года обучения в училище молодой художник начал участвовать в выставках. Карамзин, Жуковский, Пушкин – все эти «властители дум» 1810–1830 годов были желанными гостями в доме купца Нестерова. Красавица Маша осталась красавицей, но жизнь ушла. Были хорошими преподавателями Куинджи, Серов.
Его отец был купцом. Они те же, что и в 1970-е, не изменившиеся оттого, что в последнее время художница все больше работает в Америке, Германии или Франции, так как вовсе это не советские люди, а «люди вообще», как у Брейгеля или того же Магритта. автора), едва ли не впервые, зрителями, критиками и художниками было употреблено слово «настроение».
Средину. Не отсюда родятся молитва и вера. Ее картины строились чаще всего на сочетании пейзажно-архитектурных видов и людских фигур. Первым произведением в новом жанре, которым художник остался по-настоящему довольным, был портрет его жены Е. П. Нестеровой, написанный в киевской квартире в 1905г. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. Она прирожденный колорист.
А людские персонажи картин еще менее жизнеподобны. Дата рождения – 31 мая 1862 года. Горожане его почитали. Он имел свой метод — абсолютно особый, «чистяковский». или подавить дружеское влечение».
Может быть, он идет, а может быть и уйдет туда, за церковь, растает в лесу. Некоторые пытались толковать смысл картины как апологию женского иночества, как поэтическое узаконение женского страдания, однако это не так. Тем самым, не порывая с реализмом, он приблизился к символизму. «Сватать» ему кого бы то ни было (разумеется из людей, ему хорошо знакомых) было очень трудно. Почти все его модели можно отнести к категории «замечательных людей».
Сторонники реалистического направления в живописи картину «признали вредной, даже опасной». Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского. Жаль, что такие мгновения нельзя восстановить. «Настроение» — это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. Елеазаром Анзерским.
Можно даже вспомнить, что первую свою «Тайную вечерю» Нестерова написала в 1969-м — только называлась она. Идеализация заметна в том, какой фон художник выбирает для портретируемого. Таково прекрасно сотворен рай земной, воистину — «В человецех благоволение». ». Эта картина— «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой А. К. Толстого, начинающейся со слов: «Порой весёлой мая» На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии.
Вот к ним-то и придется обратиться за содействием, они, вероятно, знают «секрет», как надо учить. Варфоломей — мирское имя Сергия Радонежского.
Шретер про свою мать. Пока он "при нас", т. е. 11 ноября 1900 г. Речь идет об известном эпизоде, происшедшем в антракте спектакля «Дядя Ваня» в Художественном театре, когда Горького обступила толпа зрителей. Украшается та земля цветами и ныне каждую весну. Затем художник учился в Петербургской Академии художеств у П. Чистякова. Мимо всех ужасов современного искусства я прохожу, закрыв глаза. В1886году, спустя год после свадьбы, вовремя родов скончалась его жена Мария.
Картина — это голос автора и он до сих пор звучит. И отдышался. Вся церковная живопись (составляющая половину всех произведений Нестерова), отнимавшая так много времени и энергии у трудолюбивого художника, оставляла, тем не менее, достаточно возможности и для чистой станковой живописи.
И есть еще истинное удивление мысли о Боге — радостное богословие. В 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. При рождении дочери умерла юная любимая жена художника – Мария Ивановна Мартыновская. Но постепенно разговор стихал, работа шла сосредоточенно, молча, об усталости натуры уже не справлялся. И «утраченное время» в названии выставки начинаешь понимать не в изящном прустовском смысле, а в смысле скорее библейском — как утрату золотого века.
По преданию именно на этом месте подвижнику явилась Божия Матерь вместе со св. На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь. В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»). Все это даже прикоснуться не смеет к Нестерову.
В ней не было места Сергию Радонежскому. Вас. В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»). По его словам, он испытал «молниеносную любовь». Мирно, не спеша живут Божии старцы.
Еечертами наделяет художник героиню своей картины. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМихаил НестеровГоды жизни: 31 мая 1862 — 18 октября 1942Страна рождения: РоссияСфера деятельности: Художник «Яжил своим художеством», — писал осебе художник Михаил Нестеров. Пышный русско-византийский стиль его сбивал с толку.
Нестеров не был исключением. В это время он начинает активно искать свою нишу в русском искусстве. Это историческое событие оказалось для Нестерова своего рода чертой. В борьбе, которая велась между различными художественными группировками за утверждение пролетарской идеологии, большая роль отводилась критике, ставшей, по определению И. Маца, «орудием художественной политики». В портретах С. Н. Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «Святой Руси».
Особое место в творчестве художника занимают картины, посвященные историческим событиям. С 1879г. В 1890-е гг. Прянишников. Художник Нестеров и его картины, объединяемые этой темой, неразделимы. «По поводу ее (картины – прим. Но ученье плохо давалось ему.
Мартыновой. Многое городские виды и места — Собачья площадка, Павелецкий рынок.
В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия.
Главный труд своей жизни «Видение отроку Варфоломею» он сравнивал с самим с собой. Похвалы в адрес «постылых» картин не расхолаживали художника.
Эта девушка в сарафане, рожденная Нестеровым из его скорби по утерянной подруге, повела за собою на его картины целую вереницу девушек и женщин исполненных внутренней красоты и чистоты, но всегда отмеченных «возвышенной стыдливостью страданья»». В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»). Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны (Избрание Михаила Федоровича на царство, 1886, Третьяковская галерея), то позднее, как бы идя вослед В. М. Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты (За приворотным зельем, 1888, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева), атмосферу религиозной легенды (Пустынник, 1888–1889, Третьяковская галерея). Творчество Нестеровой последних лет представлено в 60 работах. Кориных, 1930 Портрет академика И. П.
Родился Михаил Нестеров в1862 году вУфе. Первой работой, вкоторой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста». Я был тут же и видел, как минута за минутой приближалась смерть. «Всё, что здесь изображено имеет мощный мистический подтекст. Его семья, которую отличал религиозно-патриархальный уклад, была купеческой.
После революции Михаилом Нестеровым было написано много портретов. Нестерова Л. В. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Обычно ретроспективы заслуженных художников РФ, лауреатов Госпремии и академиков Российской академии художеств в вашингтонский Музей женского искусства или аахенский «Людвиг» не возят. Он обладал внутренним мерилом, благодаря чему безошибочно определял ценность своих полотен.
Далеко впереди этой разнообразной толпы ступает крестьянский мальчик лет двенадцати, написанный Нестеровым с сына Алёши— по замыслу автора совершеннейшее выражение души народа. Картины «Христова невеста», «Царица» иллюстрации и росписи храмов, сделанные в то время, позволили следившим за его искусством говорить об особом, созданном мастером «нестеровском» женском типе. Это мерило ему не изменило при создании портретной галереи эпохи.
и А. Д. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). В этом ключе художник интерпретировал и образ святого Сергия, так как видел в нем «одного из самых замечательных людей земли Русской».
Летом 1885 года, вопреки воле родителей, Нестеров венчается с М. И.
К концу 1880-х годов он развивает тему допетровской эпохи, работая над картинами «Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской», «Поход московского государя пешком на богомолье в XVII в», «Свадебный поезд на Москве в XVII в». Дарование учителя — особое педагогическое дарование. За что Михаил Васильевич Нестеров был очень благодарен своему отцу. Поехали на кладбище заказывать могилку. «Он бодро, упорно, увлеченно работал теперь над портретом. Картину приобрел для своей коллекции Павел Третьяков.
«Житие преподобного Сергия» повествует: «Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. Так как этой тайны "нестеровской черточки" ничто не повторит, – "черточки", в которой и содержится тайна "нестеровского лица" как особого и нового типа в живописи. Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «святой Руси». Я чах да чах. В представлении художника это был глубоко народный святой, «лучший человек древних лет Руси». Произошла смена от Руси созидателей, трудников и молитвенников к России деятелей. В 1882 Михаил женится на Марии Мартыновой. Здесь художник не описывает конкретных событий.
«Если в двадцатых годах любое конкретное выступление, касающееся творчества художника, писателя или композитора, в том числе со стороны самых высокопоставленных государственных и партийных работников, сохраняло элемент факультативности, с ним можно было не соглашаться, спорить, опровергать, то в последующие десятилетия опубликованный текст был директивой, отражающей не чье-либо мнение, а сложившуюся стратификацию и любой отрицательный отзыв на творчество художника обозначал только определенную стадию погрома, неизбежно приводившего к применению мер пресечения». Иэту неброскую, лиричную, ноглубокую красоту Нестеров видел вовсем: вгероях, вокружающей ихприроде, которая накартинах мастера превращалась взнаменитый «нестеровский пейзаж». Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости.
Здесь же церковь, часовенка. Он знал его по семейной иконе и лубочной картинке, где Сергий-пустынножитель кормил хлебом медведя. Зрителю передавалось теплое любящее умиление, с которым бредущий по бережку старец в лаптях взирает на «кроткое природы увяданье» и на эту худенькую, взъерошенную елочку, на последнюю алую ветку рябины, на прибрежную луговинку с первым, робким еще снежком». В МУЖВЗ преподавателями у него были В. Г. Теперь хронология его художественной жизни уже определялась датами новых портретов. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу».
Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Первое признание пришло к Михаилу Васильевичу после написания им картины «Пустынник» (1888-89). «Отводы» сватываемых» были многочисленны, но, если в конце концов натура приходилась по душе художнику, он точно молодел». И колорит этих листов темно-серый цвет подчеркивает трагизм ситуации.
Он отошел от легковесных жанров и обратился к историко-религиозной тематике. Эта дорога производит неизгладимое впечатление. Белая церковь со свечой колокольни видна отовсюду, но подъем к ней крут. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». И снова все забывал в своем творческом порыве».
С 1889 г. – экспонент, с 1896 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок один из учредителей Союза русских художников (1903). Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Позже работал в области историко-религиозной картины (Пустынник, 1889 Видение отроку Варфоломею, 1890, обе – в ГТГ).
Булата Окуджавы, Андрея Cинявскогo. Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896). Один из них в поисках свободной жизни отправился на привольный Урал, но «поверстан был заводчиком Демидовым в крепостную неволю».
Несмотря на предельно сжатые размеры монографии, Сергей Глаголь (С. Внимания заслуживают также картины Нестерова: "Юность преподобного Сергия" (1892 – 97 в Третьяковской галерее), "Под благовест" (в Тенишевском музее, в Смоленске), "Труды преподобного Сергия" (1896 – 97 в Третьяковской галерее), "На горах" (у графа Меринга, в Киеве), "Великий постриг" (1897 – 98 в музее Александра III), "Благовещение" (собственность Государя Императора), "Преподобный Сергий Радонежский" (1891 – 99 в музее Александра III), "Святая Русь" (в музее Академии Художеств), "Святой Димитрий Царевич убиенный" (1899 в музее Александра III), акварель "Прощание преподобного Сергия с князем Димитрием Донским" в Третьяковской галерее). Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Это произведение было приобретено П. М. Нестеровское искусство – это, прежде всего, картины, объединенные темой «Святая Русь». Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду.
В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея. Младенец был «не жилец». Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1881, 1883-1886) у В. Г. Опыт минувшего и видение настоящего им подскажет, что надо делать, куда идти». Первая значительная картина, раскрывшая самобытность творчества Нестерова.
Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Киев. Но я не понимаю его. Чистякова. Юрий Фатеев и сегодня в мастерской у станции метро «Бибирево» пишет Красную Пресню, места своего детства.
Сейчас они становятся символами призрачности и эфемерности окружающего, которые иногда соединяются с чувствами тревоги и преследования. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным». Следуя классическим традициям — от живописи XVIII века до «Голубой розы» (П.
Переход мастера от «допортретного» творчества к «портретному» был обусловлен внутренними и внешними причинами. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов. «Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика Круг написан, так сказать, в фас, тогда как сама голова поставлена в профиль».
Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России) получил потом название «нестеровского». Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Лик святого старца скрыт одеянием и не виден зрителю. Природа на картинах Нестерова всегда тиха и спокойна. Михаила устроили в реальное училище К. П.
Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского. () Он был в душе поэт, художник, музыкант. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Эта трагедия сильно повлияла на все дальнейшее творчество художника. Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы.
Звание академика Нестерову принесла картина «Великий постриг», написанная в 1897 году. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Его первые работы в этом направлении вызывали непонимание даже среди собратьев-художников.
Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. Её лицо мы видим в исторических и жанровых картинах. Далее, как его надежда и завещание, звучит следующее: «.
Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Игра переходит в приглашение на казнь». Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Последний раз их совместная выставка была четыре года назад в галерее «Арт-Модерн», ныне исчезнувшем островке культуры. Им в огромной степени владел П. П. Чистяков.
В Академии, вернее, вне ее, я внимательно слушал советы умного Крамского. Безобидные пейзажи «Весна» (1931), «Лето» (1932), картины «Элегия» (1928), «Больная девушка» (1928), а также некоторые портреты «старцев» – В. Васнецова (1925), В. Черткова (1935), – оказались удобной мишенью для некоторых критиков, поспешивших уличить художника в пристрастии к прошлому, уходящему. Его приятный, задушевного тембра голос шел в душу Кто у него не бывал. Показательной в этом отношении представляется судьба резолюции 1925 года «О политике партии в области художественной литературы», в основу которой было положено бухаринское определение о смягчении классовой борьбы и о сотрудничестве с непролетарскими классами. «Тема тоже старая и давно намеченная, — писал художник А. А. У Натальи Нестеровой «жизнь вообще» — довольно печальная штука.
Он взошел на гору и основал Голгофо-Распятский скит. Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. И здоровым стал. Среди фантастов, лицедеев, лирических и романтических мечтателей 70—80-х годов москвичка Наталья Нестерова сразу же заняла особое место.
По семейной легенде, Нестеров выжил благодаря чудесному вмешательству святого. Переехавший в 1918 году в Армавир художник Нестеров Михаил Васильевич заболел. Чем-чем не поили. Богоматерь поведала, что здесь будет место духовного подвига и мученичества, с неисчислимым множеством могил и нарекла гору Голгофой.
Вот таким образом во многих продвинутых историях современного русского искусства она либо вовсе не упоминается, либо упоминается вскользь наряду с Татьяной Назаренко как пример «романтического семидесятничества». Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Именно в эти дни он познакомился со своей второй женой Екатериной Петровной Васильевой. Чтобы выбор Людвига хоть как-то оправдать, нужно проявить известную изобретательность. Турыгину, — где-то на «Рапирной горе», в «Анзерском скиту», на севере, у Студеного моря, живут Божии люди, старцы. Весной 1902г.
То, откуда мы появились, что видели в первые годы жизни, навсегда остается самым главным. Я совсем не зря решил отметить это событие в творческой биографии художника. В этой последней скромности его есть даже и таинственное. Ее функции достаточно прямолинейно декларировал А. Богданов: «прежде всего, направлять, возвещать, указывать – и только потом — анализировать, вникать, сопоставлять».
Ну, ну, еще несколько минут, сейчас кончу». Кругом лес, тишина. Однако он всегда оценивал свои картины по достоинству, не огорчался на критику. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой.
"». В 1890 году В. М. Нестеров создавал и собственные графические и живописные автопортреты.
Как иначе объяснить, что их больше интересуют плевки и помойки, чем деревья и небо. Розановская статья, действительно, не могла быть напечатана ибо «новая советская эпоха требовала и нового искусства, в происходящей переоценке всех ценностей нельзя было жить прошлым», а «задача изокритики заключалась не только в том, чтобы объяснить искусство, но и помочь изменить, перестроить его». В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова.
Мир его – исключительно мир души. После чего каждый сад культуры и отдыха на ее картинах начинает казаться потерянным раем. За девушками следует старуха с девочкой. Привычный для Нестеровой сюжет маски неожиданно оборачивается страшной угрозой. Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. С 1898 г. – академик за картину Великий постриг (ГРМ).
Начал с реалистических жанровых картин (Жертва приятелей, 1881 Знаток, 1884, обе – в ГТГ). Для этого, полагаю имеются у нас люди более подготовленные, призванные, опытные. С разума начинается одухотворение целостного состава человека, его тела и души. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Летней порой земля благоухает и ласково светится глазами озер. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Отмечая высокие достижения живописца в области портрета, он, вместе с тем, в оценке лирических, созерцательных картин Нестерова отдавал дань практиковавшемуся тогда «классовому подходу».
В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений А. С. Пушкина, для сказок и былин) в «Издательстве А. Д. Ступина». За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (18971898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры». Как сказал один близкий к нему человек, «величие Флоренского не в учености, но в преодолении ее». Последняя работа сильно отличается от предыдущих портретов художника.
Пока только это есть – еще ничего нет. Искусство должно поднимать человеческий дух, а не разрывать душу на части. во всей глубине ее старинно-религиозного осмысления, во всей чистоте ее «взыскующего. О нем сохранилось множество воспоминаний современников.
В 1874 году Михаил Нестеров переезжает в Москву для поступления в техническое училище. Жанровые картины сменяются многочисленными портретными работами. Та Русь, которую он видел в 1890 году, закрывалась завесой истории. Первая из них — «Видение отроку Варфоломею». Он посетил Вену, Венецию, Падую, Флоренцию, Рим, Париж, Дрезден.
Все они предстают на фоне неброских русских пейзажей. Нестеров начал принимать участие в организованных в Училище ученических выставках. Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой. Храм весь был покрыт фресками.
Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Здесь художнику предоставлялась полная творческая свобода. Задача была не из легких.
Таково было распоряжение отца. Меня обрядили, положили под образ. А есть и неканонические, к публике повернутые задом, уходящие в неуютную голую пустыню. «Есть богословие школьное, есть, пожалуй, богословие «салонное».
Все они написаны в традициях русского передвижничества. Он жил творчески этой работой, он молодел в ней и над нею. Семидесятилетний старичок, точно сошедший с нестеровской картины (схимник у озера), но вот такой тихий и особенный, что сядет он в лодку – лодка сама и поплывет.
Вот таким образом раскрыть творчество Михаила Васильевича представляется задачей едва выполнимой. А началом этой галереи стал двойной портрет «Философы», написанный в 1917 году. Здесь, среди однокашников, он познакомился с Левитаном, которого уже на школьной скамье все в училище называли «талантом». Эта дружба с Левитаном сыграла впоследствии немаловажную роль в развитии Нестерова как пейзажиста. Не давались ему и краски: он сам искал их и не находил. Появляются портрет С. Коровина, С. Иванова, М. Мартыновой, М. Заньковецкой.
Извилистая тропа – дорога, по которой он придет к храму. Все они написаны в традициях русского передвижничества. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Выдающийся русский советский художник Михаил Васильевич Нестеров родился 19 (31) мая 1862 года в Уфе. Недоброжелатели Нестерова были во многом правы.
Художник посетил Австрию, Италию, Францию и Грецию. Под ихвлиянием ранние картины Нестерова созданы втрадициях передвижничества. жив, – это еще не так заметно. С 1910 г. – действительный член Академии художеств. По этим полотнам его узнавали и отличали от других художников-современников. Почему только разума. Но, как отмечает биограф М. В. Нестерова, С. Дурылин, «Нестеров не был купцом по призванию.
Он рисовал мне, маленькой, картинки, учил играть и чувствовать. Имматериализовал линии, формы, краски, подчинил их декоративному ритму. Знакомство с Павловым перерастает в близкую дружбу. Голубизна неба безмятежно чиста, прозрачна.
На вершину Голгофы сейчас ведет дорога, кое-где бережно выложенная камнем. Их образы эмоциональны, просты и в то же время идеализированы. «Классовый анализ», выдвинутый в качестве основного положения в художественной критике искусствоведами – социологами, не щадит и признанных художников.
Вот я напишу пьесу – шлёпайте, сколько вам угодно. Перов и И. М. Высокопоставленное начальство из официальной иерархии искусств осознавало величину, масштаб Нестерова, как выдающегося русского живописца известного за границей, терпимое отношение к которому могло бы продемонстрировать всему миру лояльность к «старой гвардии» деятелей культуры. Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Нестеров часто вспоминал об одном батюшке из своего детства: «его все звали по его приходу «батюшка Сергиевский», – человек на редкость добрый, благожелательный, бескорыстный.
Зайцы придут кормиться из его рук, ласточка сядет на рукав. Ее официанты и правда носят свои подносы так же, как носили блюда слуги в «пирах» и «вечерях» барочных фламандцев, ее отдыхающие выпивают, поедают устриц и режутся в карты не хуже солдат в трактирах у малых голландцев — цитировать вообще свойственно художнику с академическим образованием да еще учившемуся у Дмитрия Жилинского, который был большой любитель итальянского ренессанса. Только в искусстве Нестеровой нет никакого такого цитатного интеллектуализма. Еще не окончен был другой, как он думал уже о третьем.
Позже немного выше построили храм в честь Распятия Христова. Город меняется — иногда до неузнаваемости. На момент Октябрьской революции художнику исполнилось пятьдесят пять лет. Не в колоколах, не в свече дело, – и не в обрядах: не в богатых ризах. Портретный жанр довольно органично вошел в творчество Нестерова. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого.
Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Под воздействием живописи французского символизма (П. Пюви де Шаванн и в особенности Ж. Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. Слова отца «Ты прекрасна своей душой» ярко характеризуют весь ее облик Вот если можно уловить эту неуловимую прелесть, быть может, «не от мира сего» – будет и сходство и понятно станет ее влияние на творчество отца». Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Я учился в Училище у Прянишникова, Евграфа Сорокина (одного из самых блестящих рисовальщиков своего времени, но учителя равнодушного) и у Перова.
Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Но своего учителя Нестеров застал уже при смерти. "Убор" веры был, но не было самой веры. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему.
Нестеров начинает заниматься станковым рисунком и иллюстрацией. Но уже при Екатерине II Иван Андреевич Нестеров, дед художника, сумел освободиться из этой неволи, став «вольноотпущенным дворовым человеком господ Демидовых». Нестеров глубоко скромен и от этого глубоко археологичен.
Приезжают с кладбища. В этих подлинно «сказочных» формах своей религиозной живописи, возвращающей нас к блаженным временам невозмущенного сомнением и полного мистических переживаний детства, Нестеров.
В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений А. С. Пушкина, для сказок и былин) в «Издательстве А. Д. Ступина». Он поет о старом, о древнем. Из письма М. В. Одним из любимых его преподавателей был великий Василий Перов.
Вот некоторые из них: «Портрет дочери» Ольги в чёрной амазонке, красной шапочке и хлыстом в руке известный под названием «Амазонка» (1906), портрет жены в китайском халате на воздухе (1906), портрет друга, княгини Н. Г. Яшвиль, портрет сына Алёши, портрет дочери В. Нестеровой-Титовой (1928), портрет Н. М. Нестеровой «Девушка у пруда» (1923). С Киевским показом «вчерне» законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова. Детали одной фигуры буквально во всём противопоставлены другой. Ввозрасте 12лет его отправили учиться вреальное училище, ноуже через два года онпоступил вМосковское училище живописи, ваяния изодчества. Этот человек очень сильно повлиял на раннее творчество Нестерова.
Отчасти эта поездка была связана с работой над большой программной картиной «Святая Русь». но уже без той девственности и религиозного осознания («оцерковления»), какой наделял их православный люд и которая, значит, была присуща им в той же степени, в какой она присуща холстам Нестерова, не из «головы» ее выдумавшего, а подметившего ее в самой дореволюционной действительности».
Наступило другое – страшное, непонятное. На полученные от Третьякова деньги Нестеров отправился в Европу. Усовершенствование столичного центра привело к насильственному переселению многих художников в малоосвоенные «спальные» районы, где унылые серые коробки на мерзлой, припорошенной первым снежком земле навевали невероятную тоску. Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Оттого представленые произведения и далеки от официального образа столицы Советского Союза Александр Лабас в цикле акварелей «Уезжают из Москвы» запечатлел людей, спешно покидающих город во время эвакуации. В письме в редакцию газеты «Северный курьер» Горький писал: «.
С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Как Тургенев, написав Асю, Лизу и других их сестер и подруг, создал свой женский образ и достаточно сказать: «тургеневская девушка», чтобы младшая сестра пушкинской Татьяны предстала пред нами, так достаточно назвать «нестеровская девушка», чтобы появился пред нами живой облик девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью. Вот они сидят трое, ведут тихие речи. Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «Святой Руси». Сочувственное отношение Глаголя к религиозной живописи художника, прозвучавшее в книге, явилось главной причиной того, что эта монография рассматривалась в рецензии к ней как «бесспорно устаревшая, а подобные оценки и раскрытие облика мастера немогущими нас удовлетворить». Об одном свойстве этих представлений и вообще искусства Нестеровой надо сказать особо.
Военная Москва — такая неприютная. Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы» — на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой. Положили меня на стол, под образа, а на грудь мне положили образок Тихона Задонского. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). Здесь не бушуют бури, не льют дожди, не грохочет гром и ветер не качает деревьев. – Потому-то так нелегко объяснить исключительное чувство к ней отца. Проходил, следя за ними, час-другой, пока они неожиданно куда-то скрылись и я остался один, с каким-то тревожным чувством».
Период коренной ломки «старого мира» и строительства нового общества в искусстве сопровождался бурными процессами, направленными на создание «культуры будущего». А я и вздохнул. Тема была выстрадана горем и тяжелейшими испытаниями. Нестерова есть картина «Лисичка».
И то и другое вовсе не повторяет натуру. Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы. Такое близкое, милое что-то было в ней. В «Портрете философа И. А. Ильина» (1921-1922) фоном становятся любимые автором «просторы». Никакого внешнего блеска, – пишет О. М.
внизу с левой стороны картины. Из-за болезни он долгое время не мог работать. Есть у нее вполне канонические «Адам и Ева», которые стоят лицом к публике, прикрытые фиговыми листочками, у райского древа со змием с яблоком в пасти. Место его рождения – город Уфа. «Ряд пейзажей и пейзажных деталей, — вспоминал Нестеров, — были сделаны около Комякина. Прянишникова и в Академии художеств (1881-1883) у П. П.
Советская тематика чужда Нестерову», – писал в «Правде» критик. Это, как пример и несколько вариантов «Царевны» и «Христова невеста». Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала.
— Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». До конца жизни Нестеров считал Видение отроку Варфоломею лучшей своей картиной. Витоге втворчестве художника появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой». Главная тема картины— реквием по несбывшемуся счастью. В 1902 году художник представил на обозрение публике «вчерне» законченное произведение.
Для передачи этой новой реальности он обратился к новому художественному языку. Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. В искусстве его направляла вера в мистику истоки которой уходили в далекое детство. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. В спокойный, повествовательный тон нестеровских писем 1920—1930-х годов нет-нет даи врывается сдерживаемая горечь художника, когда речь заходит о самом дорогом и сокровенном в его творчестве: «Как знать, если бы мы не стали лицом к лицу с событиями 17 года, я, вероятно, пытался бы еще более уяснить себе лик русского Христа, сейчас же приходится останавливаться над этими задачами и, по-видимому, навсегда их оставить».
Неизменной темой творчества художника оставалась и тема природы. Но и эта тема постоянно перекликалась с религиозной. Соловьева. Вечереет. Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы»— на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой.
«Я выселен с Арбата и прошлого лишен», — спел Булат Окуджава в 1982-м. Перова. При росписи храма Александра Невского в Абастумане Нестеров уже руководил оформлением и выполнил большинство работ. В 1877 году по совету Воскресенского поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился под руководством П. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и В. Г. Перова, который был его любимым преподавателем и который оказал сильное влияние на раннее творчество художника. Можно только гадать, несчастная ли любовь причина их ухода из мира или просто отвращение к его грязи и пошлости. Создана она была после глубокой личной трагедии, постигшей художника.
Почти через 60 лет вспоминал он о нем как о чем-то светлом, поэтичном, неповторимом. Эти картины отличаются вниманием кличности портретного героя иего роду занятий. 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве.
Саврасова, И. М. Михаил Васильевич страстно любил свою супругу, но в 1886 году, в мае, случилась трагедия – молодая жена родила дочь Ольгу и умерла после родов. Образы хрущевских коробок тогда же появились и в работах Гарифа Басырова — в частности, в его офортах цикла «Пригород». я сказал вот что: "Мне, господа, лестно ваше внимание, спасибо. Они чутко уловили новаторство художника. Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. Под впечатлением путешествия были также написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки».
Наконец совсем зачах. В предпочтении, которое Нестеров отдал именно этим портретам, а не написанным в том же году картинам «Страстная седмица», «Отцы-пустынники и жены непорочны» (1933), сказалось определенное влияние авторитетнейшего в художественной среде тех лет И. Э. Грабаря. Среди работ того времени «Приём послов», «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве», «Шутовской кафтан. Он воскликнул: «Стой, не двигайся, вот так тебя и напишу». Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни— Отрок Варфоломей, к концу— Душа народа». Это – события православной духовной жизни.
Он создает картины «На Руси (Душа народа)», «Святая Русь», работает над фресками для соборов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева. Русь" и "Нестеров" как-то неотделимы и всегда останутся неотделимы. Впервые приглашенный участвовать в советской выставке 1933 года «Художники РСФСР за 15 лет», Нестеров после долгих размышлений решает выбрать «Портрет братьев Кориных» (1930) и «Портрет – этюд Алексея в испанском костюме» (1933). взгляда», во всей ее «святой» покорности, забитости и униженности, во всей, наконец, безмятежности ее простецких линий. В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений Пушкина, для сказок и былин). Правда, я не искал иных, меня тянуло, как художника, к типам положительным.
конечно, тогда «Трапезой» — и что в картинах у нее полно цитат из старых мастеров, так что все это тянет на постмодернизм и «ученую живопись». расписывал Владимирский собор в Киеве, работал в области пейзажа и портрета. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». Дышать перестал. Павлова, 1935, все – в ГТГ). Не в этой – да будет прощено грубое слово – "помпе" православия.
Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России) получил потом название «нестеровского». Решили: помер. Любимым учителем Нестерова в МУЖВЗ был В. Г. Перов. Как портретиста Нестерова привлекали также выдающиеся люди его века: учёный Алексей Северцев, художник, учитель и друг Нестерова Виктор Васнецов, архиепископ Антоний Волынский («Архиерей» 1917), художники братья Корины (1930), скульпторы Шадр (1934) и Мухина, мыслители П. Флоренский и С. Булгаков («Философы» 1917), И. Ильин («Мыслитель» 1921—1922), писатели М. Горький и Лев Толстой (1907), хирург Юдин (1935), физиолог Иван Павлов (1935), народная артистка Ксения Держинская (1937), архитектор Алексей Щусев, польский пейзажист Ян Станиславский (который был близким другом Нестерова и которого Нестеров очень ценил как художника, называя его «польским Левитаном») и другие.
Михаил Васильевич вспоминал: «Чего-чего со мной не делали. Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова. Рецензию Морозова можно, в целом, признать благожелательной.
Первые существенные работы Нестерова – картины на бытовые и исторические сюжеты – стали близки по духу полотнам ведущих художников из товарищества передвижников и были высоко оценены ими. Основную часть из них составляли женские портреты. В своем рассказе о замысле картины Нестеров, очевидно, не случайно кроме «Рапирной» (Секирной) горы вспоминает и Анзерский скит, расположенный на соседнем с Соловецким острове. Слева озерцо, узкое и длинное, с плавающими по воде желтыми березовыми листьями.
Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни.
Это было граничит с особым отношением художника к портретируемым. Иоанна Предтечи. Он любил читать их вслух.
Несколько лет назад «Ковчег» показал выставку «Гибель Арбата» — в бОе годы прошлого века фотограф Александр Потресов планомерно фиксировал уничтожение исторической застройки в самом центре столицы. Таково знаменитое Видение отроку Варфоломею (будущему Сергию Радонежскому 1889–1890, Третьяковская галерея), написанное близ Абрамцево, – картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры и типически-среднерусский пейзаж. За ним последовали другие портреты близких и дорогих ему людей, преимущественно женщин, чем-то напоминающих героинь его «романа в картинах».
В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова. С другой стороны, говорить о любом художнике не просто. «Судьба», «суженая» – излюбленное слово их обоих в письмах. «Первый весенний цветок с его тонким ароматом. В другом письме, адресованном Э. Ф. Голлербаху, собиравшемуся поместить в своем сборнике материал о его творчестве, Нестеров предлагал хранившуюся у него статью Василия Розанова, «может быть, самую яркую и наиболее «розановскую» из всего им написанного о моих религиозных картинах, но статья эта едва ли сейчас пройдет в Петербурге, как не прошла она у нас в Москве». Среди произведений этого цикла особо выделяется картина «Великий постриг» имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу.
Как пережил я те дни, недели, месяцы. ». С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Свою самую известную картину «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890 гг. ) художник начал компоновать с пейзажа. Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Н. Ге судил Нестерова с толстовских позиций.
«У М. В. В этой картине гармония тишины и покоя природы сочетается с умиротворенностью человека. Нестерова привлекают самобытность и непосредственность, буйный темперамент ученого. Не принимавший и до революции религиозно-мистические картины Нестерова, Грабарь тогда недвусмысленно поставил художнику в упрек то, «что он недостаточно способствует социалистическому строительству».
Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой П. Д. Корина в 1927г. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Здесь его руководителем становится В. Г. Перов. Художник принял приглашение и отправился в Европу изучать византийскую живопись.
Нестеров создал для собора запрестольный образ «Рождество Христово». И как знать, может быть, если бы не Петер Людвиг, который кроме Бойсов и Кабаковых покупал художников, внешне вполне «гэдээрошных» и «совковых» и с начала 1980-х стал собирать свою коллекцию Нестеровой, не бывать ей в продвинутых историях искусства. На заре сначала освещается только верхушка холма, а все остальное еще в тени. Он написал в 1922 году небольшой популярный очерк о «не просто религиозном, но ортодоксально-религиозном, подлинно религиозном русском художнике, русском мыслителе и русском человеке».
Им написаны иконы для церквей в Новой Чартории (Волынской губернии) и в Гаграх (на Кавказе). Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы. Он всем видом своим как бы извиняется за то, что существует.