Приведенные в качестве примеров, созвучные друг другу размышления о миссии искусства помогают понять причину сближения в будущем Нестерова с религиозно-философским обществом памяти Вл. «философы» — назвал Михаил Нестеров свою картину 1917 года. Картина Михаила Нестерова Философы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Когда Нестеров увидел скульптора за работой, он пришел в восторг: "Так вот ты какая. Объективно осознавали необходимость стиля и художники объединения «Мир искусства», соединявшие некоторые традиции русского реализма XIX века и тенденции стиля модерн.
Такой-то ты мне и нужна". Преображенный Нестеровым мир представал как воплощение неисчерпаемости Божественной благодати, красоты и гармонии. Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Внешне имеет "свое лицо", абсолютно законченное, русское.
Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Здесь же церковь, часовенка.
Знакомство с ученым перерастает в близкую дружбу. На предложение группы ученых написать знаменитого физиолога, Нестеров склонен был ответить отказом, хотя относился с глубоким уважением к научным достижениям Павлова.
В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях"), Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри. Художник Исаак Левитан, очарованной ее поэтичностью, сказал Нестерову, что он "заставил его примириться с монахами". Все картину хвалили, прочили ей успех.
Почти восторженно отзывался Бенуа о «Варфоломее», называя его «одной из самых таинственно-поэтичных и прелестных картин последнего десятилетия XIX века». Чтобы понять причину расхождения во мнениях относительно церковных росписей Нестерова, а заодно и противоречивость оценок большой программной картины художника «Святая Русь» (190Б, ГРМ), необходимо подробней остановиться на краеугольном вопросе рубежа XIX – начала XX веков: «искусство и религия». В отличие от «Святой Руси» эта картина была принята в русском обществе с пониманием и сочувствием. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия.
1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Это ликующий светлый мир. Руки чешутся написать ее, она согласна".
«Нестеров не иконописец. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви.
Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России) получил потом название «нестеровского». Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши. Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896). За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль.
Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Как уже отмечалось, актуальная проблема «возрождения» России мыслилась через религиозное возрождение русского народа. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. И находили его, справедливо выделяя из «композиций и икон. Братия монастыря – крестьяне северных губерний и Сибири поразили его умом, крепостью, деловитостью.
В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова. Спутнику Нестерова по путешествию, писателю В. М.
Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Кигна). Лицо горит. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало.
Таково знаменитое Видение отроку Варфоломею (будущему Сергию Радонежскому 1889–1890, Третьяковская галерея), написанное близ Абрамцево, – картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры и типически-среднерусский пейзаж. Всматриваясь в киевские росписи, они не видели, а может быть, сознательно закрывали глаза на сходство их с «образцами западного модерна в его салонно-академической разновидности» (А. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни.
Мнение А. Бенуа, считавшего, что предпринятая Нестеровым попытка перевести свое ощущение сокровенного на догматический язык строгого церковного канона оборачивалась для него утратой драгоценного «мистического идеала», верно отчасти, но все же полностью разделить его категоричности в отношении церковных работ Нестерова мы не можем. Молитва, – а не тот к кому Молитва. Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы. Стиль есть моя вера, стилизация же это вера, но чья-то.
Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские "герои". Вообще, присутствие стиля становилось в глазах критики того времени одним из важных критериев в оценке творчества художника.
Булгакова и П. А. Отроку Варфоломею, будущему Сергию, не давалась грамота, хотя он очень любил читать и он втайне часто молился Богу, чтобы тот наставил и вразумил его. Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой.
Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни— Отрок Варфоломей, к концу— Душа народа». Главная тема картины— реквием по несбывшемуся счастью. «Здесь на материнском лоне природы, где повсюду разлита Божья благодать, где все носит Божью печать, здесь убаюканные бледным нежным небом, вечно глядя на далекую, пустую от людей даль, на ровное, тихое движение вод и гнущихся под ветром трав и деревьев, – здесь они чувствуют, что в них каким-то чудом возродились – для одного временно, для другого навсегда — блаженные годы детства, божественная невинность, хрустальная прозрачность и простота детской души», – так проникновенно писал Бенуа о картине «Под благовест».
Так возникает один из лучших в творчестве Нестерова портретов. Оба монаха – "мечтатели", писал Нестеров о своей уже законченной картине. Вечереет.
Неубедительность предложенного Нестеровым выхода из кризисной ситуации, в которой находилась Россия, как одна из основных причин неудачи «Святой Руси», общей мыслью проходила в журнальных и газетных рецензиях на выставку художника. С топором да пилой в лесу Богу молимся, – говорили они о себе. Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке.
Абсолютно иначе оценивали картину художники. Лишь красное пятно броши оживляет строгость колорита. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. В 1903 году Нестеров посетил Соловецкий монастырь на Белом море в поисках персонажей для своей картины Святая Русь.
Нестеров высоко ценил творчество Мухиной. различного достоинства прекрасные и незабываемые образы святой Варвары, святых Бориса и Глеба, миниатюрное «Благовещение». Так и случилось. В этот период, помимо картин «Два лада» и упомянутой выше «За Волгой», были созданы ещё «Лето» и «Свирель».
Характеризуя религиозную живопись Нестерова, критики того времени часто использовали слово «мистицизм», нередко произнося его вкупе со словом «болезненность». Вся природа была для них святым храмом. Художник относится к ним как к живым существам.
Они искали в росписях то отрадное и тихое религиозное чувство, которое когда-то подарил им создатель «Видения отроку Варфоломею». Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Появление «Святой Руси» с ранее несвойственной Нестерову нравоучительно-морализующей направленностью, которая, по определению Н. Бердяева, есть «смерть искусству», вызвала замешательство даже у давних и благожелательных критиков художника. Но тогда.
Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Высокими достижениями раннего творчества Нестеров прочно занял место среди художников нового направления в русской живописи «рубежного» времени. Эта картина— «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой А. К. Толстого, начинающейся со слов: «Порой весёлой мая» На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии. Постепенно Иисус Христос снова стал для художников Богом». Оценки, данные Бенуа станковым произведениям Нестерова, позволяют понять причину кратковременного сотрудничества художника с объединением «Мир искусства», для которого характерным было тяготение к прекрасной старине, красоте, сказке, мечте, что было близко и Нестерову.
Бенуа очень точно использовал для определения этого настроения характерное для молитвенного состояния православного человека слово «умиление». Таинственный свет белой ночи. В "Молчании" это расстояние больше и глубже ощущается покой и благодать. Задача была не из легких.
Малоприятными для Нестерова были отзывы М. Волошина, И. Грабаря, П. Муратова. Кроме «Димитрия царевича убиенного», произведения, вполне укладывающегося в русло смысловых и стилистических поисков Нестерова, наибольшие споры вызывала картина «Святая Русь», законченная художником в 1905 году, но впервые показанная широкому зрителю на персональной выставке в 1907 году. В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений А. С. Пушкина, для сказок и былин) в «Издательстве А. Д. Ступина». Доминируют черный и белый, окрашенные голубыми и сиреневыми рефлексами. Бенуа был первым, кто заговорил о религиозности, заключенной в нестеровских пейзажах. Вдали виднеется уютная церковь.
Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. «Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение», — отзывался он о природе в картине «Видение отроку Варфоломею». «Дивные ароматы мха, молодых березок и елок сливаются в один аккорд, очень близкий к мистическому запаху ладана», – так поэтично охарактеризовал он пейзаж в картине «Юность преподобного Сергия Радонежского». Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества. Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой П. Д. Корина в 1927г. Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Соловьевым., в ней хотят видеть ясновидение, сверхъестественную силу, почти пророческий дар».
«У «Святой Руси», по воспоминаниям Нестерова, впервые пожали друг другу руки лютые враги – передвижники (Маковский) и мирискусники (Бенуа)», пришедшие к общему неприятию картины. Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы. Зато фигура Борея – вся движение, полет, порыв. Среди произведений этого цикла особо выделяется картина «Великий постриг» имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу.
Эти критики сходились на том, что: «В целом картину можно принять за какую- то неподобающую политическую пародию, точно художник хочет сказать своей верующей и страдающей Святой Руси: «смотрите, какому Христу – театральному и бездушному – несете вы свои скорби, ему не нужно веры вашей». Во многом с этим было связано настойчиво вводимое в творческое мышление понятие «национального стиля», который рассматривался как некое условие, способное объединить разных художников для достижения общей цели. Отметим также, что в русском искусстве «рубежного» времени, пронизанном мистицизмом и пророческими прозрениями интерес к религиозной проблематике приобрел определенную направленность. К началу XX века сложился достаточно мощный слой русской интеллигенции, претворяющий национальную культуру и жизнь в «христианское бытие» Евангельская тема в искусстве по-прежнему была актуальна и востребована, но в ее интерпретации произошли ощутимые изменения. За девушками следует старуха с девочкой. Залив у подножия Рапирной горы.
Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг. Он считал, что «умиление» – это сокровенное религиозное чувство, живущее в душе художника, полнее всего выражено им в пейзажах. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора.
Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. Румянец волнения окрасил ее щеки.
Вечереет. Без сомнения, церковный заказ мешал художнику в выражении своего религиозного чувства, но в тех случаях, когда этот «одаренный истинно мистической душой художник» (А. Она – лична, порывиста, пылает, а не теплится". Вся природа была для них святым храмом. Для почитателей художника главными достоинствами утвердившегося в их глазах особого «нестеровского стиля» были затаенная взволнованность религиозного чувства, неподдельная теплота и искренность в выражении «мистического переживания». В ней Нестерову удалось достичь большей стилевой цельности и смысловой значимости.
За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (18971898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры». Михееву, удается найти старую легенду об "Отроке – мученике". Поисками «русского стиля» была пронизана работа В. Васнецова и М. Нестерова над росписями Владимирского собора в Киеве, привлекшая к себе внимание общественности кажущейся возможностью «вдохнуть жизнь в давно забытое дивное искусство Андреев Рублевых и Дионисиев». Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта.
Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. Нестеров неоднократно гостит у Павлова в Колту-шах. За ней можно хорошо прятать отсутствие своей собственной веры. На его большом полотне «Святая Русь» это сказалось с необыкновенною яркостью», – отмечал Розанов.
Булгакова и П. А. По его словам, он испытал «молниеносную любовь». И. Э. Грабарь не принимал картин Нестерова и «Димитрия» в том числе, как раз потому, что не видел в них «хоть какого-нибудь намека на мистическое прозрение». С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Первая значительная картина, раскрывшая самобытность творчества Нестерова.
Подлинность дарования Нестерова ярко проявлялась в том, что глубокой религиозностью были наполнены не только те его картины, где очевиден поиск духовного начала, но и более «земные» произведения, такие, как «На горах» (1896), «За Волгой» (1905), «Два лада» (1905). внизу с левой стороны картины. В портрете С. Н. П. П. Гнедич, А. Н. Бенуа, И. Э. Грабарь не были единодушны в оценках его творчества. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого. Залив у подножия Рапирной горы.
Весной 1902г. Свет излучает вдохновенное лицо художницы, написанное теплым, желтовато-охристым тоном. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу».
Название этой работы "Под Благовест" было придумано писателем В. С. Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Но как бы ни разнились эстетические программы и цели многих художественных объединений и направлений, почти всем в той или иной мере оказался близким взгляд на Россию, «Святую Русь» как на спасительницу всего православного мира, подлинную преемницу и хранительницу восточно-христианской традиции идущей из Византии. Здесь-то, – писал критик, – и располагается сама Святая молящаяся Русь». В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Нестеров неоднократно гостит у Павлова в Колту-шах. На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь.
«Религиозный феномен» в искусстве волновал в те годы многих представителей русской культуры, о нем размышляли и русские философы начала XX века и художники. Приведенное высказывание Волошина показывает, что «Святая Русь» подвергалась нападкам не только за серьезные промахи в художественно-стилистическом плане, к этому неизбежно присоединялась в свете послереволюционных событий 190Б года критика социальная. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. В 1905—1906гг.
С Киевским показом «вчерне» законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова. Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. «Душа народа» для многих ценителей Нестерова и для самого художника стала заметным достижением, открывающим перед ним новые горизонты в творчестве. В выражении глаз – неподдельное вдохновение творца.
Иную точку зрения несколько лет спустя высказал другой авторитетный критик И. Э. Грабарь. Знакомство с ученым перерастает в близкую дружбу. Негативная оценка, которую он им давал, объяснялась тем, что в росписях Бенуа видел «лишь отголосок салонного академизма», «фальшивость и поверхностность»., очищающих ее от всякой скверны.
«Нестеров, – писал он, — только отчасти подходил к Левитану, Серову и Коровину. Интересным на этот счет было высказывание В. Дедлова (В. В деле веры, религии это необходимо. Так возникает один из лучших в творчестве Нестерова портретов. Здесь необходимо отметить, что восторженность по поводу «возрождения» русской монументальной живописи в 1890-е годы в начале XX века постепенно уступает место разочарованию и критике.
Значительная роль в этом отводилась художнику, который через создаваемые им духовно наполненные образы мог непосредственно взывать к уму и сердцу своего зрителя, пробуждая в его душе «забытую способность молиться, заставляя прозвучать чувство, замолчавшее среди торжества рационализма и жизненного торга». В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея. Не понравилась «Святая Русь» В. И. Сурикову. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Элемент игры, мистики, как обязательное условие для создания другой реальности, отличной от грубой прозы жизни, присутствовавшей в концепции «Мира искусств», в той или иной мере был свойственен всем новейшим направлениям русского искусства рубежа веков. В тот же день Ильина судила «чрезвычайка».
За это время мыслитель пережил несколько арестов, допросы в ЧК. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Сознавая справедливость критики, Нестеров, тем не менее, не отрекается от своей позиции в трактовке темы и приступает к написанию нового варианта «Святой Руси». «Искусство, – писал С. Н. Булгаков, – чувствует себя залетным гостем, вестником из иного мира и составляет наиболее религиозный элемент вне религиозной культуры.
Знакомство с Павловым перерастает в близкую дружбу. Совпадал с рассуждениями Дедлова, вплоть до самой фразеологии, отзыв М. Дмитровского: «колорит росписей большей частью болезненно-мистический, свойственный вообще кисти этого художника». Такие, которые не оставляли сомнения в том, что его необходимо немедленно расстрелять.
Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны (Избрание Михаила Федоровича на царство, 1886, Третьяковская галерея), то позднее, как бы идя вослед В. М. Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты (За приворотным зельем, 1888, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева), атмосферу религиозной легенды (Пустынник, 1888–1889, Третьяковская галерея). Таинственным «мистическим» духом была озарена и вызвавшая разноречивые отклики прессы картина «Димитрий царевич убиенный» (1898, ГРМ). Не попадайся под руку: зашибет.
Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. "С топором да пилой в лесу Богу молимся", – говорили они о себе. Художник делает с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду.
Сравнивая эскизы к «Димитрию» с самой картиной, Волошин находил «оскорбительное несоответствие замысла и исполнения». Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. По верному замечанию критика, особенность нестеровского дарования заключалась в его способности «навеять чисто русское настроение». Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке. В отличие от него М. А. Волошин, признавая, что «Нестеров — мистик и мистическое чувство делает его живопись драгоценной», тут же безжалостно утверждал: «мистическое чувство есть только в этюдах пейзажей, реже – в эскизах, в картинах его совсем нет». Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь.
Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши. Интересно сопоставить две картины Нестерова – "Молчание" и "Под Благовест". Впрочем, в спокойствии Мухиной угадывается огромная внутренняя энергия. Она воспринимается как вскрик, прерывающий нежную лирическую мелодию. «Мистицизм, который окрыляет волю человека», стремился выразить Нестеров в картине «Чудо» (1896), написанной им под воздействием «Жанны Д Арк» Бастье- на-Лепажа.
В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. Нестеров, – писал критик, – вынул из сердца русского человека молитву в особых обстоятельствах и свою личную и облек ее в краски». Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. В этом совпадали позиции священника П. А. Флоренского, назвавшего росписи Владимирского собора «лжесвидетельствами» и А. Н. Бенуа, одного из немногих критиков, подходивших к рассмотрению этих росписей с художественными критериями.
Под воздействием живописи французского символизма (П. Пюви де Шаванн и в особенности Ж. Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. В композиции трапезной Марфо – Мариинской обители, названной им «Путь к Христу» (1911), Нестеров стремился «как-то восполнить то, что не сумел передать в своей «Святой Руси». Нестеров сумел добиться их органического слияния с пейзажем. Не стало исключением и творчество Нестерова, для которого также было характерным привнесение «мистических элементов на строго реальную почву».
С одной стороны, появилась мечта о «хоровом» искусстве, которое объединяло бы людские массы, о зрелище – мистерии, возвышающем человека над повседневностью (в таком аспекте представлялась современникам Васнецова и Нестерова, да и самим художникам создаваемая ими храмовая живопись, не отсюда ли — та удивительная театральность, зрелищность, присущая ее характеру. ). Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". Не принял «Святую Русь» Л. Н. Толстой.
Другой, молодой, – трезв, схоластичен и не чужд практических мыслей о церковной карьере. Розанов, восхищенно называя ее лучшей картиной на персональной выставке Нестерова (1907), писал: «Он рисовал не реальность, а призрак – действительность, поверь веру. Краски портрета строги. Выделяя в нестеровском творчестве именно эти черты, Бенуа шел дальше и утверждал, что «несколько нестеровских картин по существу и значительности превосходят даже творчество Васнецова». В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»).
Е. Н. Трубецкой, С. Н. Дурылин. Портрет строится на контрасте статики и динамики. Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу.
Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности. Он избрал жанр парного портрета, чтобы показать два противоположных характера в едином поиске истины. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. Художник делает с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду.
Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского. Н. Бенуа). «Настроение»— это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. Черты стиля модерн с его условностью и стилизацией форм, превращающими картину в декоративное панно и реализм живописи XIX века, соединившись в творчестве художника, помогали ему создать убедительный пластический эквивалент своих поэтических «грез». Нестеров писал портрет Ильина два года. Причем определением «мистический» активно оперировали как поклонники, так и противники Нестерова, произнося это слово то явно с порицанием, то как синоним подлинной художественной ценности. Говоря о стиле, Грабарь обнаруживал его в творчестве Борисова-Мусатова и решительно отказывал в этом Нестерову: «У него – не стиль, а стилизация, то неприятное выжимание из себя всяких наивно- стей, которое все мы лет десять тому назад еще принимали за подлинное выражение эмоций только потому, что слишком мало было еще сделано и трудно было разбираться».
Закончен портрет был накануне его шестого, последнего ареста 4 сентября 1922 года. Показательно описание пейзажей, сделанное Бенуа. Утренний весенний пейзаж особенно удался художнику. В это же время для определенной части творческой интеллигенции становится очевиден непреодолимый разрыв между собственно церковной живописью в рамках православной традиции и созданными художниками «свободного, личного и вдохновенного начала» воспринималась как неудачная импровизация на церковную тему.
Нестерова привлекают самобытность и непосредственность, буйный темперамент ученого. Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы»— на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой. Во многом это было граничит с открытием подлинной древнерусской иконы., перед ними скорее можно упасть, обливаясь слезами умиления или скорби о тягостях жизни». В церкви он рассматривает пелену шитую матерью убиенного в память о нем шелками и золотом. Иначе обстояло дело с оценкой церковных росписей Васнецова и Нестерова.
Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности.
Помимо идейного содержания картин Нестеров подвергался критике Грабаря за «самый язык живописи истрепанный и наскучивший еще в 90-х годах». Характеризуя Нестерова как «художника нового периода, периода свободного, личного и вдохновенного» начала в искусстве», А. Бенуа прозорливо заключал, «что для полной и настоящей оценки этого молодого мастера, обладающего глубоким умом и поэтичной душой время еще не пришло, так как он далеко не высказался вполне. Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова. В портретах С. Н. Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души— чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита. Она приобретала скорее философский и лирический оттенок.
Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Не его дело писать «Бога», а только «как человек прибегает к Богу. Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «Святой Руси». Таинственный свет белой ночи.
Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду. Художник был восхищен древними "высокохудожественными", как он говорил, храмами и той исторической атмосферой, которую они сохраняли. Этого я не мог и не хотел». Мягкие лучи заходящего солнца заставляют ярче сверкать ее простодушные пестрые краски.