Когда смотришь на картину Фёдора Моллера (1812 – 1875) «Несение креста», растет желание раскрыть Новый Завет там, где повествуют евангелисты о Скорбном Пути Спасителя и читать эти вечные страницы, которые когда-то вдохновили художника. «несение креста» — картина итальянского художника Бенвенуто Тизи по прозвищу Гарофало из собрания Государственного Эрмитажа. Сам момент этот – восхождение, несение креста – торжество глупости, подлости, ненависти, зависти, гордости, себялюбия и сребролюбия, что из картины Босха понимается просто отлично.
Таким образом, могут быть окончательно отброшены сомнения в вопросе об авторе эрмитажной картины «Несение креста».
Но обращение Господа к «дщерям иерусалимским» имеет и ещё один смысл. Яйцо традиционный символ возрождения жизни. Картины Босха полны символизма. Перед нами вполне такое традиционное, множество раз (с различными вариациями) множеством художников средневековых повторявшееся изображение, которое использовалось либо как часть алтарного изображения, допустим, одна из створок алтаря, либо как центральная часть алтаря.
Например, пожар. Первоначально эта алтарная картина была написана Рафаэлем совместно с художниками его мастерской для монастырской церкви Санта Мария дело Спазимо в Палермо (второе название картины «Сицилийское Спазимо»). Обыкновенно гвозди забиваются приблизительно в середину толщины бруска и, таким образом, отстоят от края картины не ближе 5 – 15 мм (в зависимости от размеров холста).
выполнены по рисункам Рафаэля его учениками Джулио Романо и Джованни Пенни) и определили характер его двух последних композиций – «Несение креста» (ок.
Некоторые вопросы вызывает фигура пожилого старца с седой бородой, который обнял Симона из Кирены одной рукой за плечи, а судя по левой руке, где отставлен указательный палец, он ему что-то важное говорит, что-то втолковывает, что-то объясняет, а Симон его, судя по всему, внимательно слушает. В основном строение живописи центральной части картины представляется следующим: плотный белый грунт, через который нигде не сквозит холст, покрыт общим тонким слоем темнокоричневой (почти черной) краски, без отдельных зерен. Никакой нет экспрессии, никакого нет драматизма в чертах его лица.
Он смотрит перед собой, вперед и вниз. здесь у Босха объединены как бы разные мотивы. Абсолютно очевидно выступает первоначальный формат картины без всяких приставок. Георгиевский храм в Юрьеве-Польском яркий пример реставрации в средневековой России. А лицо говорит нам об обратном: что нести крест ему, в общем-то, не очень тяжело. Вот давайте посмотрим, например, на этот крупный план.
Губы Вероники даже тронуты чуть заметной улыбкой, в руках она держит покрывало и вот с него-то, как ни странно, умоляюще смотрит на нас проступивший на ткани лик Христа. Причем мы увидим там, если приглядимся, что там как раз глаза открыты. Спина его выделяется основной пластической массой. Но Рафаэль, наиболее полно и органично выразивший суть классического периода в искусстве Высокого Возрождения, был мастером спокойных гармоничных образов, венцом которых стала «Сикстинская Мадонна». Многие из образов «путешествуют» из работы в работу.
В изобразительном искусстве существует огромное разнообразие стилей. А синий участок справа – действительно плечо Симона. На третьем курсе он поступил в мастерскую профессора Е. Е. Моисеенко. Но тем не менее мы, конечно, увидим и много уже нам хорошо знакомого и привычного. Давайте теперь посмотрим на правый верхний угол. Таким образом, персонажи эти пусть не строго геометрически, но все-таки достаточно ясно различимый крест изображают и тем самым Босх как бы еще раз нам показывает, как он расставляет персонажей на этой картине.
Во времена Босха считалось, что главным врагом католичества было мусульманство. Полутона резко отделены друг от друга и по светосиле и по цветовому оттенку. Среди произведений мастеров антверпенской школы конца XVI и первой трети XVII века необходимо отметить великолепную копию с картины Питера Брейгеля Мужицкого «Крестьянская свадьба», выполненную его сыном Питером Брейгелем Младшим (1564—1638). Горизонтальные приставки проходят через всю ширину картины, перекрывая вертикальные.
Два разбойника, один в левом нижнем углу, другой в правом нижнем углу. Лучше сохранилась на воротнике и на ухе Симона, местами на кресте.
1516 – 1517, Мадрид, Прадо) и «Преображение» (1519, Ватикан, Пинакотека). Медленно движется печальная процессия. Светлая и темная моделировка головы, видимой на рентгенограмме VI (илл. Мы знаем, что и дальше они будут над ним глумиться, делить его одежды и т. д. В нидерландской коллекции гентского музея интересно представлены портреты XV века, среди которых особо обращает на себя внимание «Портрет молодой женщины» Франса Поурбюса (1545—1581), датируемый 1581 годом и написанный художником незадолго до смерти.
Но явных указаний на это у нас здесь нет. На ткани осталось «истинное изображение» (лат. icona vera) лица Иисуса. Возможно, это и вызвало написание более расширенного мадридского варианта. Или почти не участвует, если говорить о выражении его лица.
Вместе, пересекаясь, они как бы образуют крест. Картин на этот сюжет бесчисленное множество. Александра Римская – христианская святая, почитаемая как мученица. 18 – 24). Чело его обращено вверх. Т. е.
Слои везде одинаково тонкие (за исключением бликов), беспорядочно рваные. Здесь мы видим тоже хорошо, в общем, нам знакомую композицию. Она находится в Мадриде в Королевском дворце. Система, очевидно, чужая и данной картине и вообще живописи Тициана.
В XV веке значительная часть здания обрушилась. Христос, отпечатанный на плате Вероники и сама Вероника – левый нижний угол. С пальмовой ветвью и мечом в руках изображается святая мученица Александра.
Им не мешает повторение плоских форм светлой полосы на нижней приставке. 1330–1350 – такова приблизительная датировка этой иконы. Кракелюры выражены слабее.
Начнём с фрески Джотто «Несение креста». Появление литографии в России в 1816 году во многом способствовало распространению репродукций произведений искусства, скрытых от посторонних глаз в интерьерах дворцов, галерей и церквей. Безжалостно сдавленный и подталкиваемый толпой идёт Иисус. Ясно чувствуется близость расположения гвоздей. Такой же крупный ультрамарин наблюдается в тонкой лессировке на одежде Христа (наряду с большим количеством более светлого, зеленоватого оттенка, худшего качества, употребленного для серой одежды), а также на других произведениях Тициана в Эрмитаже (небо в картине «Кающаяся Магдалина» особенно четко видно подобное построение синего цвета на одежде «Христа-вседержителя»).
Вероника, также как и Христос, закрыла глаза и молчит. Два слова о фоне. Это створка несохранившегося алтаря. Позади него обеими руками поддерживает крест Симон Киринеянин.
Чаще это живопись по дереву, т. е., в общем, то, что можно назвать иконным образом. В исследуемой частной коллекции девять яиц представляют его произведения. Этот композиционный прием обычен у Тициана. 24), просматривается и в разрывы верхних слоев краски. Идущий с 30-х годов I века, он фактически имеет более позднее официальное оформление в христианстве – с 1553 года. Мы видим фигуру Христа, несущего крест.
Т. е. За крестом и головой Симона развивается глубокое пространство. Лессировок очень мало.
При этом в нижней части изображения мы видим двух разбойников. И его внешняя физическая слепота стала как бы знаком его внутреннего прозрения. Изображение Христа, отпечатанный лик Христа на плате Вероники смотрит на нас. Опять те же алые одежды, что были у Уголино. В глазах современников это было именно восстановление: по словам летописи, Ермолин «собрал все изнова и поставил, как и прежде».
Мы видим Христа в центре, несущего крест. Далее, нижний слой или перекрыт (главным образом в центральной части композиции, где было первое изображение) также коричневым, но более светлым, непрозрачным толстым мешанным слоем или использован как темный подмалевок и на него непосредственно наложены первые подготовительные краски верхнего изображения. Ведь холст на приставке (благодаря диагональном ткани) был значительно толще основного, да еще не грунтованного на разогнутой кромке, потому край приставки пришлось сделать тоньше, чтобы стык стал ровным, а затем прокрыть его общим слоем мелового грунта. К тамким можно отнести картину «Несение креста» 1505 года. По особому «Положению» здесь изготавливались художественные изделия для представления их к Высочайшему Двору и для пожалования различным лицам и учреждениям от Высочайшего имени из Кабинета Его Императорского Величества прежде всего к Светлому Воскресению Христову – к Пасхе – празднику праздников.
17). Это яйца, представляющие художественное убранство Исаакиевского собора (1818-1858) в Петербурге и произведения из собрания Императорского Эрмитажа. На той же выставке предположили, что работа вышла из под пера подражателя. По словам одного из историков, Бернарда Вермета, «несение креста»не столь характерно для Босха. К тому же цвета напоминают ему стиль1530 годов. Вероятно, эта картинаотносится работамвроде «Страстей в Валенсии» и «Христос перед Пилатом в Принстоне». Онибыли окрашены уже после смерти художника. Незаконченный холст был использован для варианта «Несения креста». И вот сейчас, после этого короткого предварительного обзора, касающегося этого сюжета у разных европейских художников, в том числе у самого Босха, мы переходим к главной картине, о которой сегодня идет у нас речь – «Несение креста» из гентского музея.
Для сохранности субстанции очень важна постоянная и низкая температура. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Т. е. не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д. Произведения религиозного характера должны были стать образцом благочестия и подражания для верующих.
Гертогенбош. Острые, прямые грани креста контрастируют с мягкими формами тела. Больше не помогает никто. Художник и гравер Гвидо Рени при жизни имел большой успех, но гораздо более громкую славу он получил впоследствии, когда его ставили на художественном Олимпе рядом с «божественным» Рафаэлем.
Церковная история относит встречу Святой Вероники с Христом к событиям его Крестного пути: когда Христос шёл, сгибаясь под ношей своего креста, спотыкаясь и падая на Крестном пути идя к месту Распятия, к нему подошла женщина и подала свой плат (кусок ткани), чтобы Иисус мог обтереть лицо. В работах Иеронима Босха есть несколько повторяющихся сюжетов. Одно из яиц этой группы было атрибутировано уже после издания альбома. Но здесь он уже по-новому, «старше» трактует образ Христа, разработанный и осуществленный затем в эрмитажном экземпляре. Созданные им образы всегда отличались чертами глубокого драматизма.
Есть еще единственное женское лицо в левом нижнем углу. Она почти целиком закрывает участок 6 справа, заполняя самые глубокие впадины краски. Вверх идем, в центр – голова Христа. Британская энциклопедия, например, пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончился с падением Рима в 1527 году». Вернемся к картине в целом. Картины «Аллегория Ветхого и Нового завета» и «Несение креста» были куплена герцогом Луиджи Браски, однако в 1842 году русский посол в Риме убедил его продать их императору Николаю I таким образом в России оказался комплект из четырёх картин Гарофало исполненный им для монастыря Сан-Бернардино.
Христос окружен врагами. Левая граница ее сохранилась полностью. Не хочет и не принимает.
После смерти Пия VI картины были унаследованы его племянником графом Пио Браски. У палача такой глубокий взгляд, будто он говорит: «Да, я веду его на Голгофу, но вы делаете то же самое». 27): та же форма, поворот и наклон головы, черты лица, взгляд, сияние вокруг. Кричащие лгут, молчащие говорят правду. Лессировок меньше и они не носят строго систематического характера.
Рентгенограммы, сделанные с картины, раскрывают ее внутреннее строение5 (илл. Сначала густая, пастозно наложенная смесь ультрамарина с белилами, в светах доходящая до чистых белил. Соответственно и художественные образы на яйцах не были случайными.
страдания он испытывает ото всех сразу. Даже край старой кромки (шириной 10 – 11 мм), раньше загнутый на подрамник, развернут на нем отсутствуют первоначальный грунт и живопись и хорошо видны дыры от гвоздей, державших холст, расположенные в 5 – 8 мм от границы формата. На приставке 1 грунт тоже белый, но тонкий, неровный и рваный, часто нарушенный на выступающем зерне холста видны волокна нитей и частицы клея (эти нарушения хорошо заметны и на рентгенограммах и напоминают состояние проскобленного или ошлифованного старого холста). В родном городе художника, когда Иероним был еще ребенком, случился страшный пожар.
Но и там изображение головы Симона остается срезанным сверху. Здесь она воспринимается уже как темнозеленоватый оттенок.
Отсюда и несоответствие между обоими плечами на картине Эрмитажа» Интересно, что размеры эрмитажного «Несения креста» без двух горизонтальных приставок (65, 9 X 76, 5 см) почти точно совпадают с мадридским (67 X 77 см). И Христос ему говорит: «Будешь же сегодня со мной в раю». Кажется, что все происходит случайно, каждый действует по собственной воле.
Завершением служили килевидные кокошники, шатровая крыша и небольшая чашевидная главка. В отличие от прочих картин Гарофало, первоначально отправленных в Большой Гатчинский дворец, эта картина по прибытии в Россию под названием «Святая Вероника» была сразу назначена храниться в Эрмитаже4 и считалась работой Гарофало.
Основная часть холста «Святого Себастиана» так же была первоначально использована Тицианом для другой незаконченной картины. На этом мадридском изображении уже очень ясно он поддерживает крест. Здесь выделены две группы яиц – с росписью по литографиям из серии «Виды Палестины» (1842-1843) Григория Григорьевича (1802-1865) и Никанора Григорьевича (1804-1879) Чернецовых и видами Санкт-Петербурга и пригородных резиденций. И мы видим на ткани этой отпечатавшийся лик Христа.
Вот этот образ. Оно как раз имеет аналог, точнее, описание в евангельском тексте. Посмотрите вот на этот образ из Мадрида. Слева, в левом верхнем углу, мы видим несколько лиц стесненной толпы. Ультрамарин в смеси довольно мелкий.
16). Может быть, это и есть старец Иосиф Аримафейский. Т. е. Собрание Ф. ван Ланшота. 1 Подобное мнение находит подтверждение в известной нецельности и несобранности композиции эрмитажной картины. Этот человек, судя по его закрытым глазам, возможно, тоже принадлежит к числу тайных учеников Христа. Странные персонажи окружили справа внизу «злого» разбойника с веревкой на шее и садистически издеваются над обреченным. А фигура, безусловно, центральная.
Возрождение. Вместе с записями также темнеет и живопись на приставках 2 – 5. Именно в России, где Пасха как «праздник праздников» испокон веков почиталась с исключительным пиететом, возникла идея изготавливать символизирующие возрождение и надежду пасхальные яйца из «белого золота».
Левая кромка основного холста, сначала загнутая на подрамник, была разогнута. Очень интересно, что такую же фигуру мы видим и на венской работе Босха. Синий на приставке – иного характера.
Сейчас она находится в Мадриде, в Королевском музее. В озлобленной толпе она так же одинока и беззащитна, как и её несчастный сын. Фарфоровые пасхальные яйца – российский феномен. Обратите внимание, что появляется фигура и Симона из Кирены, которая поддерживает крест. Для иудеев эта казнь была особенно презренна, так как закон Моисеев гласил: «Проклят всяк висящий на древе» (Второзак.
Весьма вероятно, что образы, созданные Босхом, были навеяны художнику масками актеров, которые разыгрывали в праздничные дни на площадях и церковных папертях еще с эпохи средневековья мистерии на сюжеты из легенды о Христе. Таким образом она начала перед ним свою проповедь и положила начало обычаю. 15).
Там мы видим фигуру благоразумного разбойника. Затем идут основные полутона локальных цветов и наконец завершающие света и лессировки. Весь его темный силуэт виден при хорошем освещении (см. Т. е.
Алтарной апсиды не было. Маньеризм прослеживается у Рафаэля и Микеланджело. Теперь давайте взглянем еще на один важный композиционный момент. Вокруг него кричат, таращат глаза, а он молчит и закрыл глаза. Значительно меньше картин имеющих вполне замкнутую композицию.
Самое потрясающее из подобных его произведений – картина «Несение креста». Т. е. Мы же обратимся лишь к двум из них. Одновременно выявляется изображение совсем иной фигуры (лицо над головой Христа), написанное ранее на этом же холсте (илл.
Конечно, мы сразу по всем этим атрибутам узнаем ту самую святую Веронику, которая дала Христу полотенце, плат утереть пот с чела. Репина. Душевные муки Богоматери – это «imitation Christi» («подражание Христу»), образец, как верующие должны воспринимать тяжёлые страдания Иисуса Христа. За это она была приговорена мужем к усечению мечом.
Весь первый план картины занимает фигура Иисуса Христа. 21, 22). Коричневый в тенях лежит не лессировкой сверху, а лишь подложен снизу по грунту. Теперь история создания эрмитажной картины представляется следующей. Такое случилось впервые за все время существования Императорской академии.
8 М. В. Алпатовым устанавливается вводящая в композиционное пространство картины «балюстрада» – светлая полоса на нижней приставке подчеркивается плоскостное построение картины и строгая линейная, композиция, вписывающая все фигуры в формат, не перерезая их, что вообще не свойственно творчеству Тициана особенно высоко оценивается цветовая гармония картины при включении диссонирующего цвета воротника Симона на левой приставке искусственно притягивается золотое сечение, абсолютно не имеющее здесь места и т. д. Церковь иконы Богоматери "Достойно есть", построенная в русско-византийском стиле в 1886-1888 г., первоначально возводилась как жилая башня на углу Петровской и Вознесенской улиц Углича. – это тот текст, с которого я, собственно, начал лекцию. Группа же влекущих на казнь дана обобщенно, воины вообще слиты в одну массу. А Христос оборачивается назад и сзади, мы видим, слева стоит Богоматерь и другие женщины, возможно, будущие жены-мироносицы, дщери иерусалимские и это как раз тот самый эпизод, когда Христос, обращаясь к дщерям иерусалимским, говорит, что «не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д.
Отогнутая часть, естественно, не имела первоначального грунта, он отсутствует и на правой стороне приставки (темная полоса на рентгенограммах). Участки 1 – 5 сверху прописаны прозрачной почти черно-коричневой лессировкой (подобной слою первого изображения) из-под которой мягко сквозят нижние краски. Лицо Христа по-прежнему в центре.
Искусствоведам Босх подкинул нелегкую задачу. Первые признаки нарастающего духовного кризиса Рафаэля исчерпанности его классического стиля появились в картонах для шпалер Сикстинской капеллы (1515 – 1516 гг. ) и выразились увлечением зрелищного начала, эффектностью поз с преувеличенно «говорящей» жестикуляцией и чертами холодного совершенства. Здесь хотя глаза, формально говоря, плотно и не закрыты, но они закачены так, что фактически этот человек, этот благоразумный разбойник в данный момент как бы лишился зрения, он не видит ничего. Картина написана на дереве, ее формат приближен к квадрату.
Еще один символ, который есть почти в каждой картине, — сова. Первоначально Тициан начал писать вариант «Христа-вседержителя» исходящий от более раннего венского.
В Средневековье эта птица считалась воплощением ночи и безжалостности. И вот две фигуры здесь у Босха, скорее всего, ясно изображают этих разбойников. «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона сего заставили нести крест Его», – говорит нам евангелист апостол Матфей. Концы дуг соответствуют расположению гвоздей на подрамнике. Кракелюр в красочном слое нет. Женщина отвернулась от нас, она показана в профиль.
Правда, стоит обратить внимание на самую крайнюю правую фигуру – седобородого старца, который выделяется и одеждами своими длинными, фиолетово-синими и каким-то приветливым выражением лица и рукой, которой он указывает вперед. Итак, мы видим, что на самом деле перед нами целая система противопоставлений. не столько повествуя о сюжете изображая многочисленных персонажей, толпу, воинов и т. д., а просто выделяя Христа, несущего крест, как главный смысл этой композиции. Если оно относится к левому плечу, то положение последнего явно не соответствует правому.
Дерево, масло. Мучения распятых были ужасны. Приставки 2 – 5 сделаны из одного холста, по строению близкого к основному. Далее представлена группа пасхальных яиц с религиозной живописью по эскизам Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Осипа Чирикова, Александра Каминского, главным источником живописи которых являлось художественное убранство Владимирского собора (1862-1896) в Киеве. Остальные три кромки картины обрезаны по старому сгибу холста или очень близко от него (не далее 1 – 2 мм), на что указывает характер вытяжения нитей, аналогичный изгибам на сохранившейся левой кромке.
Т. е. Подобно известным королевским мануфактурам Западной Европы это предприятие имело статус казенного художественного производства и принадлежало короне. Человек перестал быть мерой всех вещей и центром вселенной. Это очень важная для нас диагональ. Можно посмотреть на то, как геометрически устроена композиция этой картины. Справа, в верхнем углу, «добрый» разбойник с серым бескровным лицом слушает последние наставления монаха перед смертью.
Правое лицо – нераскаявшийся разбойник, мы видим это по веревкам, которыми он связан. В «Несении креста» более поздние реставрационные записи выступают на фоне светлого старого лака в три слоя: 1 – самые темные, редкие, почти исключительно на стыках приставок и на кромках, сравнительно недавние 2 – более светлые, сделанные, вероятно, в 1850 г. (при последней дублировке в Эрмитаже) 3 – самые светлые – того же времени, что и приставки 2 – 5 (одного с ними тона). В ее руках платок, которым, по легенде, она вытерла пот с лица Иисуса и на котором отпечаталось его изображение за ней видно лицо страдающей богоматери. То, что он изображен как современный европейский город, никого опять же не смущает.
Здесь надо сказать, что в католической церкви существует достаточно подробно разработанный канон изображения крестного пути Христа или по-другому этот сюжет называется «шествие на Голгофу» или по-другому еще называется «несение креста». Это изображение опять же подчеркивает ту же примерно мысль: Христос как бы, по сути дела, сосредоточен на своей мысли, на выполнении своей миссии, своей роли в данном случае, он в каком-то смысле, будучи центральной фигурой сцены, при этом в этой сцене как бы не участвует. Мы видим человека в такой характерной шляпе и желтом плаще, который поддерживает снизу крест, как бы взваливает его себе на плечо.
59 x 51 см. Работа была куплена музеем изобразительных искусств, в Генте, в 1902 году. В 1792 году она была выкуплена у обедневших монахинь папой Пием VI причем перед покупкой картин был составлен список со стоимостью восьми произведений, в котором «Несение креста» по оценке в 1000 скуди занимало третье место2 (см. : Cittadella 1872).
Такой анахронизм вполне в ту эпоху допускался и никого не смущал. В большинстве случаев (кроме теней) прямо на белом грунте лежат локальные полутона или цветные подготовки. Предупредить повреждения можно, применяя занавески или УФ фильтры для окон. Ольга».
Что-то подобное (судя по репродукции), вероятно, есть и на мадридском экземпляре. Мы видим эту фигуру, только перемещена она чуть левее. И, судя по всему, Босх как бы изображает землю такую выжженную, сухую, какие-то окрестности Иерусалима, Христа уже вывели из города.
Да и на голове его еще мы видим при этом терновый венец, т. е. Поверх нижнего темнокоричневого слоя, в правом углу у креста, – участок 1 (см. В Евангелии этого эпизода нет, это уже не Священное Писание, это священное предание. Хотя изменение положения указательного пальца Симона на картине в Эрмитаже, написанного первоначально по мадридскому варианту, а также общий характер живописи последнего (насколько можно судить по репродукции) говорят как будто обратное. Здесь у Босха мы видим на самом деле, что вполне последовательно проведен тот же самый прием: Христос и то «малое стадо», которое с ним, те люди, которые в этой толпе его поддерживают, хотя поддерживают тайно, они Босхом как бы помечены, обозначены как люди, отвернувшиеся от происходящего.
Но никаких других персонажей здесь нет. Подобные явления наблюдаются и на приставках 3 – 5. Нидерланды. Чувствуется некоторая излишне интенсивная окрашенность их. Та же поза, т. е.
Первоначальное изображение на холсте, видимое на рентгенограммах, четко рисует мужскую голову и неясные белильные пятна, распространяющиеся от носа Христа вправо вниз, ниже локтя и на спине. Он закрывает им глаза, также как и Христу.
Гентское «Несение креста» датировано 1500-1516 годами, т. е. Фарфор как драгоценный материал стал для императорских пасхальных яиц символичным. Живопись на приставке 1 сильно разрушена. 24).
Какое точно из них написано раньше и какое позже искусствоведы сказать затрудняются, но если мы вглядимся в саму работу, то увидим, что именно здесь, в гентском «Несении креста», Босх как будто приходит, постепенно его нащупывая, к некоему новому, другому решению этой сцены. Рассказ об этом эпизоде Рафаэль представил в алтарном образе «Несение креста». На приставке – по белому грунту слой киновари перекрыт полупрозрачной смесью светлой охры с черной и красно-коричневой красками. Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых.
В верхней части и на местах гвоздей она уже значительно порвана. К нему устремлён её взгляд, скользящий над головами бессердечных мучителей. Это Уголино ди Нерио, «Путь на Голгофу», хранящийся в Лондоне, в Национальной лондонской галерее, прекрасная средневековая работа, ранний XIV век.
А на рентгенограмме IV (илл. И фрески на этот сюжет есть. Фигура Христа, точнее, не фигура, а в данном случае голова, лик Христа в терновом венце – в центре. Им всем троим суждено быть распятыми на Голгофе.
Голова эта (илл. Мы останавливаем взгляд на оттеснённой к краю фигуре Марии.
При освещении картины ультрафиолетовыми лучами верхние слои записей резко выступают темными пятнами 4 (илл. Т. е. Что еще может косвенно показать, что мы на верном пути, что мы правильно рассуждали. Слегка на выкате круглые умные глаза улыбаются чуть насмешливо, хотя взгляд кажется слегка рассеянным.
Велик смысл скорбного шествия Господа со крестом. На приставке 1 бросается в глаза бесформенное строение левой части кисти руки Симона и рукава, а также резкие негармоничные синий, красный и белый цвета на воротнике его одежды. По внутренним краям их имеются остатки какой-то старой живописи.
Молчаливый свидетель, не кричащий, не таращащий глаза, в отличие от лица справа. Многие стили сосуществуют одновременно и вот таким образом «чистых» стилей вообще не бывает. Мазки краски теряют свою типичную для XVI в. конкретность и расплывчато стушевывают форму. Для этого необходимо рассмотреть весь участок фона между лицом Симона и крестом. Но для маньеристов особого значения это не имело, так как во главу угла они ставили Божий замысел (маньеристы называли его «внутренним рисунком»), вложенный Богом в душу каждого живописца. Вот крупный план этой части картины. Сравнивая эрмитажную картину с мадридским экземпляром (илл.
Христос исключительно спокоен, можно сказать, что его лицо даже задумчиво. Она закрыла глаза, уста ее сжаты, а в руках она держит ткань.
Они вообще не видны, они в тени, глаз нет. Кажется несомненной точная передача портретного сходства с моделью. Далее, кажется непонятным синее пятно правее головы Симона. И символы этой религии, например, полумесяц можно увидеть на одеждах палача. В разных вариантах повторят художники мученический путь Христа на Голгофу. Возможно, это опять же кто-то из тайных учеников Христа, может быть, Иосиф Аримафейский.
7 На эрмитажной картине «Святой Себастьян» Тициана в верхней части, написанной на обычном холсте, также имеется подобная приставка из диагональной ткани. схему), лежит толстый мешанный слой более светлого коричневого цвета, все теплеющего по мере продвижения влево и доходящего на участке 2 до красного (типа красной охры) и на участке 3 – до киновари. Правый верхний угол: широко раскрытый, как буква «о», рот что-то кричащего человека, который сверкает из-под бровей глазами. Давайте посмотрим на один средневековый пример – пока это не Босх будет. Он закатил глаза, лицо его искажено страданием.
Очень скромное описание его дается и в каталоге картин галереи Барбариго 1845 г. Эрмитажная картина «Несение креста» написана на холсте и дублирована (т. В общем, мы видим знакомую нам картину. Правый нижний угол: вытаращенные глаза кричащего человека. В целом этот сюжет включает в себя в католической традиции так называемые 14 стояний. Господь возбраняет женщинам рыдать о Нем.
Приписывается Босху. участок 5 на схеме). Плат Вероники (sudarium) стал одним из символов страстей Господних. Вот таким образом возникали или искусственно драматизированные образы («Несение креста») или работы с оттенком академизма («Святое семейство под дубом»). А между тем очевидно, что все приставки 2 – 5 сделаны одновременно и позже первой. Во-первых, перед нами Христос, который противопоставлен всем окружающим.
Это люди, у которых, несмотря на их крик, слова не соответствуют истине. Яйца красили первоначально и до 1850-х годов только в «кровавый» красный цвет. По вознесении Спасителя на небо святая равноапостольная Мария Магдалина, пришедши в Рим для проповедования Евангелия предстала пред императором Тиверием и со словами «Христос Воскресе. » преподнесла ему красное яйцо как символ искупительной жертвы Иисуса Христа за весь род человеческий, как символ головы Адама, окрашенной кровью, пролитой на кресте. Страшное осознание зависимости человека от внешних факторов вытеснило индивидуализм, а толпа всё чаще становилась образом картин. Он что-то кричит, лицо его перекошено злобной гримасой.
И, может быть, горизонтальная граница (участок 4 на схеме) – линия далекого горизонта, над которым в глубине пламенело темное закатное небо. Маньеристические тенденции проявляются в работах Джулио Романо и Джорджо Вазари. Относительная влажность также должна быть соответственно малой.
Ну и Богородица и жены иерусалимские сзади, которых оттесняет воин с мечом. знание и зрение здесь как бы находятся в таком зеркальном противопоставлении. Храм имел кубическую форму, трёхчастное деление стен, высокие щелевидные окна. Она в центре, чуть левее и выше головы Христа. Плач и рыдания их – нравственный урок для всех нас.
Композиция картины «Несение креста» всецело плоскостная, ощущение глубины достигается посредствам изображения движения (процессия выходит из глубины картины). Единственный помощник – это Симон из Кирены.
Вся композиция вновь обретает утраченную цельность. Программа организована Союзом реставраторов Санкт-Петербурга при поддержке Комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга и при участии Ассоциации саморегулируемой организации «Балтийский строительный комплекс», Северо-Западного филиала общества с ограниченной ответственностью «Британский Страховой Дом», Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», Общегородского культурно-просветительского проекта «Открытый город», Государственной Академической Капеллы Санкт-Петербурга. Еще два изображения, которые можно отнести к позднему Средневековью. В 1840 году он испытывая денежные затруднения, решил продать часть коллекции своего дяди и несколько картин было выкуплено по распоряжению императора Николая I, в том числе и две картины Гарофало: «Брак в Кане Галилейской» и «Чудо с хлебами и рыбами» (последняя в 1931 году была передана из Эрмитажа в новообразованный Дальневосточный художественный музей в Хабаровске)3. Наконец, еще два персонажа.
И тогда, возможно, это фигура одного из тайных учеников Христа Иосифа Аримафейского, который, как мы знаем, был одним из иудеев и книжников, тайно исповедовал христианство, поддерживал Христа и потом, после распятия, выкупил его тело, обвил пеленами, положил во гробе своем в пещере, которая ему принадлежала. И слово Его обращено ко всему народу израильскому. Кривизна и выраженность изгибов нитей, ширина распространения их от кромки зависит от плотности холста и силы натягивания его на подрамник.
Синие тона – участок 6 – также лежат на глубоком коричневом слое. Однако наиболее распространенными источниками сюжетных росписей на яйцах были гравюры. В белильных же пятнах на спине и около лица Христа из «Несения креста» угадываются широкие складки одежды. Во-первых, он убирает пейзаж. Лишь на мгновение встречаются взгляды родных людей, но мы успеваем заметить прощальное выражение лица измученной страданиями матери и печальный взор идущего навстречу своей смерти, обернувшегося назад Иисуса.
Изобретатель русского фарфора Дмитрий Виноградов, получивший первые удовлетворительные пробы твердого фарфора в конце 1748 года, в своем рабочем дневнике за третью неделю марта 1749 года записывает: «Яйца точили и формовали». Несомненно, что в этом случае увеличение холста было сделано самим автором. Видны нижние слои, грунт и холст. 25) почти точно повторяет голову Христа на другой картине Тициана в Эрмитаже «Христос-вседержитель» (илл.
Здесь совершенно не возникает у нас никаких вопросов к изображению, кто есть кто на нем. На яйце в рамке над живописью ошибочная надпись: «Св. По справке 1890-1907 годов «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», в Императорском Эрмитаже находилось одиннадцать картин кисти Гвидо Рени.
Фигура Христа делается центральной. Смесь лежит непосредственно на белом грунте (в светах). Пентер5 (1883) назвал её выдающимся произведением мастера. А на мадридской работе виден город вдалеке, ясно, что изображен тот самый Иерусалим.
Дерево креста над вторым и третьим пальцами Симона (на основной части картины) прописано по первому темному слою более светлой непрозрачной коричневой краской (смесь – тип темной охры, киноварь, белила и черная) сверху лессировано прозрачной оранжево-коричневой. Заводские художники получали специальный доступ к картинной галерее Эрмитажа.
Этим же, вероятно, отчасти объясняется и вообще редкое упоминание этого варианта «Несения креста» в западной литературе и каталогах произведений Тициана. Фактура и состав красок более старые и приближаются к краскам на основном холсте. Среди многочисленных экспонированных произведений наивысшей художественной ценностью обладает картина Иеронима Босха (1450—1516) «Несение креста». Общая верхняя коричневая лессировка фона распространяется и на синие тона. Эта графическая построенность, несомненно, является отголоском великой традиции Рогира.
Имя мастера было возвращено полотну в каталоге 1976 года7. В эрмитажных каталогах 1863–1912 годов картина числится под именем Гарофало. Однако даже при поверхностном взгляде на картину видно, что она написана не на цельном холсте, а имеет приставки: по левой кромке картины – две приставки (1 и 2), справа одна (3) и сверху и снизу двойные, с продольными швами посредине (4 и 5). Изгибы нитей, образовавшиеся при натягивании холста на подрамник, резко выражены. Если верно второе, то, скорее всего, это тот самый Симон из Кирены.
.