Картина Эль Греко Несение креста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Конечно, у него были и другие весьма значимые работы и немало. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей).
Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Некоторые из них застыли в своих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. От Него исходит Божественная благодать, она изливается на всех людей, которые Его окружают.
В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает к Небесному Отцу и молится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. С 1575 года и до конца своих дней — до 1614 — он прожил в Толедо. В сочетании с окружающим мраком это выглядит — наверное, правильно будет сказать — мистически. Его работы можно увидеть в лучших музеях Европы. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca».
Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. На той же выставке предположили, что работа вышла из под пера подражателя. По словам одного из историков, Бернарда Вермета, «несение креста»не столь характерно для Босха. К тому же цвета напоминают ему стиль1530 годов. Вероятно, эта картинаотносится работамвроде «Страстей в Валенсии» и «Христос перед Пилатом в Принстоне». Онибыли окрашены уже после смерти художника. Кпримеру, унего осталось то особое ощущение света ипространства, особый символизм, которые были виконографическом искусстве того времени. данным – ок. Луки.
Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана с 1570 работал в Риме испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание.
Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Фигура Иосифа чрезмерно удлинена и, кажется, будто она не принадлежат этому миру. Кровавых каплей от Тела Его истекло 295. С 1577 жил и работал в Испании.
Кего первым учителям относят иконописца Михаила Дамаскиноса, косвенное влияние оказал на него Феофан Критский. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Эта картина также написана в оригинальном видении художником ситуации.
Как это возможно. Эль Греко за низкую цену картину не отдал. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Огромные глаза придают особую выразительность лицу. Эль Греко тонко подчеркивает черты глубокой душевной красоты апостолов.
Художник прожил в его доме до конца своих дней. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. Последовал судебный процесс.
На Нем малиново-красная туника и синевато-стальных оттенков плащ. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Наверное, только в том случае, если Он Сам — источник этого света. Вообще, Эль Греко очень много учился, практически всю жизнь. Вытянутые пропорции фигур – узнаваемая черта живописи Эль Греко.
На их перекошенных страданием и болью лицах – ужас и отчаяние. Среди них – два разбойника, окружённые любопытной толпой. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. И как только это произошло, стало возможно пришествие в мир Спасителя — Бог вышел навстречу человеку. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др.
Они переполнены слезами и устремленные к небесам. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять.
Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов).
Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Эль Греко принадлежит высказывание о недопустимом преобладании плоти в «Страшном суде» Микеланджело. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Договорились быстро, поскольку в это время голова художника была занята уже абсолютно другим. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Однако вряд ли это справедливо.
Выступающая из сумрака толпа с беспорядочным движением копий, отблесками металлических шлемов взволнованна, тревожна. Традиционно в картинах на тему мученичества Христа художники показывают Иисуса страдающим. Художник держался на нем гордо и независимо. В странных полубезумных лицах передано состояние душевной невменяемости. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять.
К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма.
При этом, принял в лицо 73 плевка, ударений – 25 раз. Далеко не всегда это было так, однако новый вариант «Эсполио» и правда, оказался гораздо слабей. Слева от Христа – фигура задумчивого воина (римского центуриона Лонгина), который в момент смерти Иисуса воскликнул: «Воистину Божий Сын был сей. » Толпа, заполнившая верхнюю часть композиции, обуреваема низменными страстями. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее.
Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Художник прожил вего доме до конца своих дней. Город оказал на него огромное воздействие. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии.
Он говорил через переводчика и на многие вопросы отказывался отвечать. Слева — человек, который куда-то показывает и призывает следовать за собой. При этом он был человеком Ренессанса.
Город оказал на него огромное воздействие. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. И эта внутренняя настроенность явно отразилась в его работах. Наконец что-то изменилось в отношении церковников и алтарный образ украсил собор. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты.
В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Выбили у Меня два зуба. Его мечте не суждено было осуществиться, король предпочел ему итальянских живописцев. Как это возможно. При этом Меня порывали с земли за волосы и бороду 23 раза.
Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. В грудь и голову принял 58 ударений.
Тяжба художника с капитулом собора длилась долго. При этом видно, что Господь в молитве обращается к Богу-Отцу. Родился на греческом острове Крит в 1541 г. О родителях, детстве художника достоверных сведений нет. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Стефан и Св. В искусстве он пошел своим самобытным путем. Святые Стефан и Августин почтительно поддерживают тело графа.
Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Но стоимость картины в 900 дукатов была отвергнута капитулом и втрое снижена. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни в одну из школ. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Кпримеру, когда он уже жил вТоледо, кнему явился один искусствовед, человек весьма передового мышления.
В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями и делами. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея.
На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». На глазах у них происходит чудо — человеку даруют зрение. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Над материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых.
Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Грек по происхождению.
Они с ужасом смотрят на палачей, сколачивающих крест для казни. Что, вобщем-то, справедливо. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира.
Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Не осталось унего иучеников. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает.
Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Именно этот город стал для него в определенном смысле второй родиной. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Уже будучи в Толедо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд с Христа» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Положив Крест на землю, прибили Меня к нему, затем вознесли его.
Потребовалось много тысяч лет, прежде чем человечество, ценой серьезных внутренних усилий и подвига отдельных людей, смогло произвести на свет такое чистое Дитя. Да, то, что мы видим здесь ирреально. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу.
1600). К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Не осталось у него и учеников. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии.
Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. В лицо и уста пястьми ударили Меня 5 раз, от этих ударений кровь текла из уст и ноздрей. Это хорошо видно в «Исцелении слепого».
На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Благодаря подобному приему толпа, которая находится сзади Христа, оказывается над ним. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно.
Эль Греко применяет столь высокий горизонт, приближая его почти к уровню верхней рамы, что земля поднимается отвесно и изображенные на ней фигуры «соскальзывают» вниз. Работа была куплена музеем изобразительных искусств, в Генте, в 1902 году. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Кажется, что крест в руках Спасителя не давит Его своей тяжестью.
Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Эль Греко поселился в «мистическом» доме — в поместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год.
Три раза нанесли Мне удары пястью между глаз. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Как это возможно. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя.
Нанесли 72 очень сильных ударений. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Это обусловлено тем, что пространство не сокращается в глубину. Удивительны лица разбойников.
В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Там, в мастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Изгнание торгующих из храма 1570 Вашингтон, Национальная галерея Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал). Каждая его работа на рынке— событие и объект повышенного внимания, в котором интересно все: атрибуция история написания, провенанс и пр. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана.
В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Он свободно владел четырьмя языками— греческим, латынью итальянским, позднее ииспанским. АХристос пребывает как будто отдельно от них.
Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль о том, что в лице Богородицы человечество сделало Богу приношение. С богословской точки зрения это очень точная мысль.
Обладал независимым характером и собственным оригинальным стилем. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. А Христос пребывает как будто отдельно от них. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Он стал зрелым художником и при этом был полон сил, энергии. Что, вобщем-то, справедливо. Сейчас он находится вТоледо. Самый известный — тот, который сейчас находится в Парме (1570–1575). Когда «Эсполио» было закончено в 1579 году, оно вызвало у капитула собора возражения теологического характера.
Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Тому есть несколько причин.
Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. В это время он создал один из самых известных своих холстов — «Апостолы Петр и Павел». Оргас дон Гонсало Руис – уроженец и сеньор города Толедо. При этом он был человеком Ренессанса.
Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. В этом смысле его судьба схожа с участью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению — до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала в руки Мендельсону и он фактически заново не открыл этого гения. Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Чем ближе мастер к концу жизни, тем более иррациональным становится его творчество.
Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом».
На картине нет лишнего пространства, это усиливает впечатление давления мучителей на Христа. Эмоциональный эффект от картины и её композиции достигается интенсивным использованием красок. После проведения реставрационных работ в конце 2013 г. картина была выставлена среди прочих картин Эль Греко в музее Прадо (Мадрид) и в 2014 г. возвращена в Толедо. Тому есть несколько причин. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Почему так произошло. Картина вся как будто подчинена ожиданию чуда: ведь вслед за казнью наступит Воскресение.
спав с головы 8 раз, он всякий раз был возлагаем на голову снова. Взгляды и жесты персонажей картины предельно экспрессивны, что делает сцену динамичной. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей.
Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Слава Богу, что так.
Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле — речь в обоих случаях идет о конце времен. По-разному реагируют люди на происходящее. Слава Богу, что так. Имя этого художника сегодня занимает одно из ключевых мест в истории живописи. Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. На холсте мы видим Спасителя в благородном алом одеянии.
На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят к распятию. Заказчикам, как указывалось, не понравилось изображение толпы выше Христа, а также изображение на переднем плане трех Марий, о присутствии которых якобы не говорится в священных текстах. Работы последних десяти лет жизни Эль Греко проникнуты трагизмом идеей тщетности всего сущего и приближения судного дня. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк).
Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело — когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Автопортрет Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная.
ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Был известен своей благотворительной деятельностью. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) И это всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира.
Но при этом Христос, опять же и вместе с людьми — и как бы вне их. Все чувства и мысли женщин обращены к будущему, которое через несколько мгновений станет трагическим настоящим — мученической смертью Христа. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним.
На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Настоящее имя художника – Доменикос Теотокопулос и по происхождению он грек. К этому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса.
Она включала 131 том только наиболее ценных экземпляров на разных языках, не считая прочих книг. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья.
Он был чрезвычайно образованным человеком своего времени. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. И Его Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом с Ним. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни.
Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. И вновь фигура Христа здесь — центральная. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни.
Художник прожил вего доме до конца своих дней. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены.
Сейчас он находится в Толедо. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». В их выражении нет ничего подчеркнутого, активного, выявленного до конца. Мальчик слева, указывающий на сцену погребения, – сын художника Хорхе Мануэль, будущий помощник отца.
Образование он начал получать на Крите, продолжил вВенеции, позднее переехал вРим. Сейчас он находится вТоледо. Тем не менее заказчики затеяли длительные денежные препирательства с живописцем. Можно сказать, этот цикл подвел черту в художественной биографии Эль Греко.
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Почему так произошло.
В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Терзали за нос 20 раз, за уши – 30 раз. К концу жизни художник был практически разорен. Наоборот, ноша Его не тяготит, кажется легкой. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали.
К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им в Италии.