Методом данной работы являются традиционный искусствоведческий анализ отдельных, наиболее важных произведений художника, а также сравнение их с произведениями других современных Неффу мастеров. 23 Об этом писал П. Петров, по словам «лиц знакомых с профессором» — факт, говорящий о том, что легенда об оглушительных успехах молодого художника была к началу 1860-х годов (благодаря рассказам самого Неффа) достоянием многих друзей и знакомых. Многочисленные работы художника Тимофея Неффа (образа, портреты, вельможные красавицы и сценки из жизни курляндских крестьян) давным-давно украшали залы императорских дворцов и вельможных аристократов, своды храмов.
Нефф Тимофей Андреевич (1805-1875)- выдающийся эстонский исторический, религиозный живописец, портретист, придворный художник императора Николая I. Даю согласие на обработку моих персональных данных. Тимофей Андреевич Нефф – исторический, религиозный живописец, портретист, придворный художник императора Николая I, хранитель картинной галереи Эрмитажа, профессор. Имя «Тимофей Андреевич» художник получил в 1844 году, когда Неффу было пожаловано дворянство2. В оценке личности Неффа и его работ преобладает восторженный оттенок, понятный, если принять во внимание, что книга написана дочерью художника.
Нефф Тимофей Андреевич (Тимолеон Карл фон Нефф) (1805-1876) – знаменитый живописец XIX века, представитель зрелого академизма, придворный художник Николая I, талантливый портретист, автор монументальных храмовых образов и картин на исторические темы.
При этом необходимо помнить о принципиальной разнице между ними: Брюллов по характеру импульсивен, его работы более живописны (в узком значении этого слова) Нефф — более сдержан, у него нет того, что называется «силой кисти» — следствие немецкого художественного образования. А в 1866 году Нефф приступил к строительству господского дома. Большое значение имеет глава «Мастерская. Карл Тимолеон фон Нефф (Carl Timoleon von Neff) – таково настоящее имя Тимофея Андреевича Неффа – родился 2 октября 1804 в усадьбе Пюсси Эстляндской губернии (ныне это территория Северной Эстонии). Мать Карла, 19-летняя Фелиците Нефф, приехала из Франции, чтобы учить языку детей из состоятельных семей, служить гувернанткой. Летом 1816 года в имение Кюти приехал Карл Кюгельген, который стал для Неффа первым учителем живописи. Кстати, она находится там до сегодняшнего дня. Особое внимание уделено изящной «дугообразной» линии Неффа, указывается на ее связь с изучением Рафаэля и эллинистической скульптуры отмечается пристрастие к «чувственной» линии в творчестве других мастеров эпохи романтизма.
Карл Тимолеон Нефф (по русски – Тимофей Андреевич)- исторический, религиозный художник, портретист, придворный художник императора Николая I, хранитель картинной галереи Эрмитажа, профессор. На первом ярусе главного иконостаса – иконы Св. Riga, 1902, lk. Эту задачу, прежде всего, выполняет «Научный список произведений Неффа». Приведем некоторые из них.
Его избирают членом флорентийской Академии художеств. Владимира 2-й степени. родился 2 сентября 1804 года (по другим данным – 2 (14) октября 1805 г. ) в усадьбе Пюсси Эстляндской губернии. За эту работу Нефф получил пожизненный пенсион и разрешение на поездку в Рим. Прибалтийский юноша чтил императора Николая.
«Росписи Бруни в отношении композиции и стиля, работы Неффа в отношении цвета и мастерского их исполнения кажутся мне здесь самыми лучшими», — делает вывод Готье3. Став в это время главой «византийского направления», художник был вынужден считаться с одной из основных его черт — «археологизмом», но, все же, возрождая «византийскую традицию», стремился к духовному его постижению. Близость к царской фамилии имела для художника благоприятное обстоятельство — способствовало его карьерному росту. С 1864 года Т. А. В 1842 г. предпринял третью поездку в Рим, откуда вскоре был вызван обратно в СПб. И тому не оставалось ничего другого, как вместе с мальчиком вернуться домой на мызу Кюти.
Макария, об особенностях их характера подчеркнул значение для той же картины двух факелоносцев — с римским и германским типом лиц — означающими веру и сомнение отметил жизненную убедительность («портретность») изображенных персонажей в «Покрове Пресвятой Богородицы». Достаточно всего лишь подружиться с разноцветными мелками и не бояться теней. Художник Майкл Нефф (Michael Neff) — мастер теневой живописи.
Исаакий Далматский"), "Воздвижение Креста" и "Спаситель во гробе", две иконы, вставленные в пилястры того же храма, "Ангел смерти", "Ангел молитвы" и "Вознесение Господне", запрестольный образ в церкви имения г-на Головнина в Рязанской губернии по части жанра — "Неаполитанские прачки в гроте" ("La cucumella nelle grotte "), "Купающаяся девушка" (в Императорском Эрмитаже), "Неаполитанка, сидящая в барке у руля" и "Молодой неаполитанец на скале, у моря" (в московском Публичном музее) и, наконец, по портретной живописи — портреты великих княгинь Марии Николаевны, Екатерины Михаиловны и Елены Павловны императрицы Александры Феодоровны, баронессы Ливен, баронессы Штакельберг, князя Николая Максимилиановича Лейхтенбергского, сенатора Капгера и др. В 1832 г. он получил звание придворного живописца и признан назначенным в академики. Порядок ведения работы, характер композиции и линии исследование «палитры художника» — все это чрезвычайно ценно не только для историков искусства, но и для реставраторов работающих с произведениями Неффа.
W. Neumann. Его статьи, появляющиеся в «Северном сиянии», содержали призывы к художникам обратиться к окружающей действительности и стоят в одном ряду с выступлениями в печати В. В. Стасова, К. Варнека, М. Л. Михайлова, Л. М. Жемчужникова, П. М. Ковалевского6. (Разве не вызывают восхищения изображения молодых женщин на полотнах художника. ) А среди поклонников таланта Неффа были и члены императорской семьи. Лучшие произведения Т. А. Неффа – иконы Исаакиевского собора. Традиционно перечисляются факты биографии и произведения (сведения о многих их них почерпнуты у Грюневальдт), но не более того.
Его искусство космополитично. В 1864 г. назначен хранителем картинной галереи Императорского Эрмитажа. Уже сегодня можно говорить о значительном научном и художественном открытии расчистка множества других живописных работ художника (особенно образов в нишах Исаакиевского собора, находящихся не в лучшем состоянии), позволила бы относиться к уровню мастерства Неффа без скептицизма.
Нефф не сразу пришел к религиозной живописи. тельною выделкою материй на драпировках. 90, 93, 96, 130, 132, 145, Н. П. Собко. Особое место в творчестве Неффа занимает камерный портрет, в котором он как художник- романтик, лелея образ женской грации, создает образы своих знаменитых «купальщиц», дев божественной красоты. М., 1996, с. 73—132) фамилия Неффа упоминается лишь дважды и то мельком.
По окончании обучения в Германии Нефф совершил поездку в Италию (Рим), где изучал произведения Рафаэля, Тициана, Микеланджело и других великих мастеров. В Риме художник приобрел высокую покровительницу в лице великой княгини Елены Павловны, по совету которой приехал в 1826 году в Петербург, где вскоре приобрел большую известность своими портретами и другими работами, в особенности после того, как получил звание придворного художника и был назначен состоять при Императорском Эрмитаже. кн. Анализ таких картин, как «Две итальянки», «Неаполитанский пастушок», «Грот Кукумелла», «Портрет великих княжон», «Две нимфы в гроте» позволяет утверждать о приверженности художника к аллегорическим и символическим истолкованиям сюжетов. вел. В это время Нефф — один из характерных представителей «византийского направления» в русской живописи 1860-х годов большая часть художественной деятельности мастера связана с работой над образами для православных храмов.
великомученицы Екатерины и Св. Все последующие русскоязычные материалы, сосредоточенные в словарях, справочниках, каталогах и историях искусства, так или иначе в общих чертах повторяли оценку творчества данную Петровым и Сомовым. С 1855 по 1864-й преподавал в Академии художеств. Это делает фигуру Неффа особенно актуальной в качестве объекта исследования.
56-59. 14, д. 14-Н, л. 136-138. В 1998 году была осуществлена реставрация четырех живописных оригиналов Неффа для нижнего ряда главного иконостаса Исаакиевского собора. В образе «Воздвижение честного креста» Булгарин тонко почувствовал авторский замысел, говоря о контрастном противопоставлении изящной фигуры Св.
Серьезного влияния на молодого Неффа «назарейцы» не имели, хотя он и был знаком со многими из них. Только по одной этой причине русская художественная критика (особенно в 1860-е годы) могла предпочесть Неффу Брюллова.
При этом он уже значился под именем Тимофея Андреевича Неффа. При крещении получил имя Тимолеон Карл. Окончив в феврале 1825 года учебу, Нефф впервые поехал в Рим.
Оно приносит европейское признание живописцу. Дальнейшую его судьбу решил случай. Карл Тимолеон сам начал и расписывать стены и потолки комнат, но не успел закончить, вот таким образом продолжил за него эту работу его сын Генрих фон Нефф.
В одних источниках значится, что ему заказали портрет графини Барановой – якобы дочери императора Николая I. В других – что он выполнил групповой портрет детей императора, великих княгинь Марии Николаевны, Ольги Николаевны и Александры Николаевны. (Timoleon Karl von Neff, 1805—1876) — исторический художник и портретист род.
в Эстляндии. Александра Невского, Св.
и его окрестностей. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах.
Не меньшую известность, чем портретная живопись, Неффу принесла монументальная живопись. П. Петров // Русское искусство.
С 1826 г. жил и работал в России. — М. : Терра, 2001. Исаакия Далматского, Св. 14 РГИА, ф. 789, оп.
чества художника в силу общего характера издания (биографический словарь) также не дана. Необычайно ценным изданием, по приводимым в нем сведениям из жизни Неффа, является книга посвященная В. фон Кюгельгену, другу юности Неффа. 25 Ценность ее для нас заключается, прежде всего, в упоминании имени Неффа в письмах Кюгельгена или родственников последнего. 1899 г. Автор подчеркивает определяющее значение символа для немецкой и русской художественных школ, значение неизмеримо большее, чем формальные признаки романтического направления — «динамизм композиции», «насыщенность цвета» и «яркость освещения».
Полевого В. М. Есть у Неффа также несколько картин из народных итальянских и эстляндских нравов. Наиболее известные из картин этого рода: «Неаполитанские прачки в гроте», «Купающиеся нимфы», «Молодой Неаполитанец, сидящий на скале у моря», «Девушка, собирающаяся купаться» и др. Это характерно для первой серьезной монографической статьи о художнике появившейся в 1862 году в журнале «Северное сияние». 5 Она появилась в то время, когда требование времени шло уже вразрез со взглядами художника да и П. Н. Петров — автор этой статьи — не был поклонником творчества Неффа. С 1849 г. – профессор за иконостас в Исаакиевском соборе. За росписи царских врат и пилонов в Исаакиевском соборе Нефф получил звание профессора и возможность преподавать живопись в Академии художеств, а спустя два года стал академиком.
Его мать Луиза Фелиците Нефф приехала из Франции, отец неизвестен. Петров отмечает следующие особенности творчества Неффа: это, во-первых, отсутствие «мысли или общей идеи» во-вторых, отсутствие характеров в-третьих, — ориентирование на вкусы широких зрительских масс и, наконец, — яркость колорита. Дрезден и Рим», включает в себя эпизод поступления Неффа в дрезденскую Академию «анекдотизм» повествования говорит о том, что этот эпизод был семейной легендой и, вероятно, художник об этом часто любил вспоминать, так же как и об окончании Академии «всего за год». 24 Большую часть главы занимает первое дрезденское письмо Неффа и отрывки из других его писем комментарии Грюневальдт в этой главе сводятся к минимуму.
В истории русского искусства его отсутствия не замечают до сих пор1. 58). Некоторые неточности (например, в датировках произведений), которые есть в монографии, не умаляют ее значения для исследователей жизни и творчества Неффа. Важнее то, что в работе была осуществлена попытка «расшифровать» аллегории и «второй смысл» конкретных произведений романтизма и прежде всего, Неффа. Готье подчеркивал станковый характер образов Неффа, объясняя это тем, что его работы (особенно семь образов в нишах столбов) находятся всегда близко от зрителя хвалил его «точный и ловкий рисунок», «верное чувство цвета и игры светотени». В 1850 году Нефф купил на имя жены мызу Пийра недалеко от Раквере, где обустроил ателье.
были перевезены в Эстонский художественный музей в Таллинне. Занимался у К. Ф. Савинов А. Н. Н. А в господский дом Мууга, построенный с любовью великим художником, переехала местная школа, основанная в 1796 и ютившаяся в не подходящем для учебного заведения помещении. Хотя с точки зрения художественного мастерства вклад Неффа в русское искусство довольно скромен, он оставил несколько произведений, заставляющих говорить о достойном соперничестве с «великим Карлом» («Две итальянки», «Грот Кукумелла», образа Исаакиевского собора и некоторые другие).
Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М. : Издательство «Искусство», 1962. Baltische Maler und Bildhauer des XIX Jahrhunderts. 1866, т. III, стр.
Елены и величественной фигуры Св. 1 Так, например, в большой по объему и обстоятельной статье П. Ю. Климова «Живописное убранство Храма Христа Спасителя» (в сб. : Храм Христа Спасителя. В диссертации подробно рассматриваются стилистические особенности «византийского стиля» в русской живописи 1860-х годов на примере дошедших до нас произведений Неффа. тт.
Бесспорно новыми являются те факты, которые связаны с его пребыванием в Эстонии. (Разве не вызывают восхищения изображения молодых женщин на полотнах художника. ) А среди поклонников таланта Неффа были и члены императорской семьи.
В стилистике Нефф скорее опирается на творчество швейцарца Леопольда Робера, нежели на «ретроспективизм» Овербека или Корнелиуса. Особенно интересны страницы о «византийском направлении» в живописи шестидесятых годов и отношении к нему Неффа — малоисследованная страница русского искусства XIX столетия. — С. 53.
Так, благодаря свидетельству о первом награждении Неффа орденом Св. Парадокс заключается в том, что помимо своей воли Нефф, много позже, станет во главе «византийского направления», задача которого будет схожа с задачей «назарейства», — возрождение духовности средневекового искусства. В 50-х годах XIX века по заказу великой княгини Елены Павловны он делал композицию музыкального зала Михайловского дворца. Среди них К. -Д. Путешествие в Россию.
— 692 с., «Популярная художественная энциклопедия» Под ред. М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. С главными же произведениями Т. А. прп. Вскоре Фелиците встретилась с молодым бароном Генрихом Зеге фон Мантейффель.
Портретов написано Неффом очень много. Есть у Неффа также несколько картин из народных итальянских и эстляндских нравов. середины XIX века. Прежде всего, выявлено своеобразие творческого метода Неффа, свидетельствующего о принадлежности художника к романтическому направлению в живописи. Эти существенные разделы диссертации помещены в приложения.
Новость о талантливом и способном живописце из Европы дошла и до Императора. Нефф не принадлежит к их числу. Это ли не свидетельство высокого мастерства живописца, получившего образование у частных учителей и занятий в одной из студий Дрездена (1823—1825). Первой работой на тему храмовой росписи было оформление капеллы в Александрии в Петергофе.
Художник много работал с натуры, но руководствовался принципом «выбора», отражая самое прекрасное и абсолютное, что есть в природе. Специально для этого Грюневальдт знакомится со многими произведениями Неффа, недоступными ей ранее, систематизирует материал и располагает его по главам в хронологической последовательности. Петров. За время путешествия по Италии (1835 – 1837 гг. ) Нефф копировал произведения старых мастеров XVI в. и, прежде всего, Рафаэля.
М., 1990, с. 201. блгв. Сформировавшись как художник под воздействием романтических идей, Нефф в стилистике своего искусства стоял ближе к классицизму или, точнее сказать, к тому «реформированному классицизму», крупнейшим представителем которого во Франции был Энгр и менее крупные мастера, такие, например, как швейцарец Л. Робер. Однако, книга писалась не столько как воспоминания об отце, сколько как монографическое исследование о «значительном художнике XIX столетия». Другая не менее важная задача: создание «Летописи жизни и творчества с использованием письменных источников (архивные материалы, периодическая печать).
Но даже сам факт сопоставления этих имен говорит о многом. апостола Петра, св. 59.
Приблизительно тогда же Неффу был дан заказ на девять образов для готической церкви в Императорской даче Александрии в Петергофе, который он исполнил в 1834 году. В 1839 году за живописные работы для малой церкви Зимнего дворца, в том числе за весьма удачный образ «Тайной Вечери», Карл Тимолеон Нефф получил звание академика, а 19 апреля 1844 года ему был пожалован дворянский титул. — М: Изобразительное искусство 1987. великих мастеров и в 1826 г. прибыл в СПб., где вскоре приобрел своими портретами и другими работами известность в кругу высшего общества. Живопись Неффа открылась во всем своем блеске.
Словарь русскихъ художниковъ, Т. III, вып. Как придворному живописцу, Неффу надлежало учить царских детей рисованию. Этот хотел открыть в Мууга дом-музей прадеда и собрать здесь все его работы. По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. Нефф был последним представителем «романтического этапа» в развитии русского религиозного искусства XIX века, с его мистицизмом и стремлением к эмоциональной убедительности сюжета. Кюгельгена, далее учился в Дрезденской академии художеств (1823-1825).
Майкл Нефф (Michael Neff) — художник, что рисует теньХудожником может стать каждый. В главном алтаре собора – работа Неффа Спас Нерукотворный. Автор парадных портретов и отличающихся внешней красивостью картин (Портрет великой княгини Марии Николаевны, 1846, ГТГ Две девушки в гроте, 1859, ГРМ). 59) «Приверженцы итальянщины напротив, привыкли отделываться общими местами, относиться к жизненным явлениям почти всегда безотчетно и только со стороны одной декоративной обстановки, не углубляясь во внутреннюю сторону человека — рычаг его внешней деятельности» (там же, стб.
Анны 3-й степени. Вот таким образом повествование о первой половине жизни Неффа занимает в монографии гораздо меньше места, чем последние двадцать-тридцать лет жизни художника. Откуда взялось такое отчество, точно не известно, но в российских каталогах он пишется именно так.
Это оправдывает сравнение художника с «поздними немецкими назарейцами», оброненное вскользь А. Н. Бенуа. — 40 726 стр., П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. Он доверил дело совсем неизвестному человеку, но бесспорно талантливому портретисту.
Майкл в буквальном смысле этого слова разукрашивает тени, добавляя им жизни и цвета. С 1839 г. – академик за живописные работы исполненные для Малой церкви Зимнего дворца. С 1864-го – хранитель картинной галереи Эрмитажа. Для нее Нефф был «чужим», «немцем».
Таким образом, Грюневальдт не столько изучает, сколько собирает материалы о художнике. пол. Ей посвящены почти половина страниц монографии. Имел чин тайного советника, был награжден орденом св. Николая Мирликийского, Св. Недоверие, связанное с тем, что автор книги дочь художника исчезает, когда убеждаешься, что рассказ об отце основан на документах (письма Неффа, его друзей и знакомых) или рассказах художника (в некоторых случаях подтверждаемых в другой литературе и архивах).
Он был противником в церковной живописи узкого стилизаторства и набиравшего силу «позитивизма», проявившего себя в живописи храма Христа Спасителя, в росписи Владимирского собора в Киеве и произведениях В. Д. Поленова. I. С. -Пб. По поводу картины Т. А. Неффа «La cucumella nelle grotte».
Им также были созданы семь образов для ниш пилонов:Рождество БогородицыСошествие Св. — Т. 3. Среди важного вопросов раннего периода, затронутых в диссертационной работе, — вопрос о «назарействе» Неффа в связи с «Портретом неизвестной в зеленом платье». XIX в. ).
Не обойден в работе и вопрос о художественных влияниях. Проект дома и парка был составлен самим хозяином. Именно вот таким образом трудно определить вклад художника в искусство второй трети и середины XIX века, важнейшим лозунгом которого было понятие «национального». Свои высшие официальные звания российский художник Карл Тимолеон (Тимофей Андреевич) Нефф получил за росписи малой церкви Зимнего дворца (звание академика) и иконостаса Исаакиевского собора (профессора Академии) в Петербурге.
Первый крупный заказ – образа для готической капеллы на даче «Александрия» в Петергофе. Перед нами, таким образом, еще один «первоисточник» не уступающий по своей значимости монографии Грюневальдт. Восторженную оценку получила живопись Неффа в Исаакиевском соборе в очерках Теофиля Готье, писавшихся в конце 1850-х — начале 1860-х годов и вышедших отдельным изданием в 1867 году в Париже.
— «Северное сияние», 1863, т. 12, стб. После этого Нефф приступает к созданию галереи портретов семьи Романовых, пишет портрет Петра I как императора, подтвердившего в 1710 году привилегии балтийских дворян, который ему заказало Рижское дворянское собрание. С 1864 года Нефф был смотрителем Эрмитажа, в его обязанности входила реставрация картин, а также оформление стен царских комнат. Теофилъ Готье. С 1855 года Нефф занимался преподавательской деятельностью в Императорской Академии художеств. Родом из Эстляндии. Итальянские сцены и виды в русской живописи.
Нефф стал приемным сыном Генриха Отто Зеге фон Мантейффеля. Из них наиболее известны: по религиозной живописи — образа в нижнем ярусе главного иконостаса Исаакиевского собора, воспроизведенные теперь мозаикой (в том числе лучшая из всех религиозных картин Неффа: «Святой Исаакий Далматский»), «Воздвижение Креста» и «Спаситель во гробе» (в столбищах того же храма), «Ангел смерти» и «Ангел молитвы» (собственность Государя Императора), «Ангел Воскресения», «Христос, Богоматерь и 4 евангелиста», в церкви лейб-гвардии Семеновского полка, в Петрограде, «Христос, благословляющий детей» и «Богоматерь», в церкви Академии Художеств, 31 образ иконостаса Храма Спасителя в Москве, «Вознесение Господне», запрестольный образ в церкви имения графа Головина, Рязанской губернии и иконостас русской церкви в Висбадене по жанровой живописи — «Купальщица» (1858 в музее Александра III), «Две молодые девушки в гроте» (1859 там же), «Итальянка» (в Третьяковской галерее), «Неаполитанка, сидящая в барке у руля» и «Молодой неаполитанец на скале у моря» по портретной живописи — портреты императрицы Александры Фёдоровны (в берлинском королевском дворце), великой княгини Марии Николаевны, Екатерины Михайловны и Елены Павловны, баронессы Ливен, баронессы Штакельберг, князя Николая Максимилиановича Лейхтенбергского. Так, например, первая глава, «Годы учебы.
Его живописное мастерство знакомо не только россиянам. Через 10 лет семья Неффа у наследников приемного отца приобрела и мызу Мууга. и 4 доп.
После исполнения в 1832 г. группового портрета детей императора Николая I (великих княгинь Марии Николаевны, Ольги Николаевны и Александры Николаевны) был приглашен ко двору и назначен придворным художником. «Грация сочинения», «изящество письма», яркость колорита — все эти достоинства Неффа присущи и Брюллову. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. Он по-прежнему много работает.
апостола Павла (переведены в мозаики во втор. Далее: Петров, 1863) «привычное, знакомое, ближе к сердцу и понятиям — это характер страны, придающий искусству оригинальность» (там же, стб. — Т. 1. Достоинства и даже заслуги его перед русской художественной школой (на чем настаивали современники художника) были заслонены гигантской фигурой Брюллова.
Талант художника всего ярче выказывался в портретах, преимущественно женских, грациозных по постановке фигур и приятных по краскам, хотя и не всегда вполне схожих вследствие стремления их автора приукрашать натуру. Искусство Неффа не анализируется, преобладает «описательный» стиль. Именно там было создано большинство его картин. С 1844 по 1857 гг.
Портретов написано Неффом очень много.