Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Вернее, он достиг их особого слияния, которое открывало возможность исторической живописи на современные темы. на революционные темы. Это диктовалось самим смыслом сюжета неожиданного возвращения. Именно тогда появилась организация «Народная воля» с заманчивой программой: землю — крестьянам, фабрики — рабочим.
На даче в Мартышкино, под Петербургом рождалась эта картина. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Среди его учеников, .
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В его глазах читается печаль, тоска. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году.
Вся центральная часть написана самим Репиным. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). В его взгляде осуждение и тревога. дает в картине «Не ждали» психологическое решение революционной темы. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
Он, как и в «Иване ГрозномИван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Особенно динамичны фигуры вернувшегося и матери. Пришельца, действительно, не ждали. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
на даче в Мартышкине, под Петербургом. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). В работе виден каждый удар кисти, широкая, свободная живопись создаёт ощущение, что краски ещё не просохли. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Среди его учеников, . Впрочем, так ли. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Картина Репина в этом смысле – шедевр психологизма. Так, на стене над роялем недаром изображаются портреты Шевченко и Некрасова, столь обычные в этой обстановке, а между ними гравюра с популярной тогда картины Штейбена «Голгофа». Среди его учеников, .
В картине со всей силой развернулся репинский талант выразительных характеристик. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. На переднем плане — пожилая женщина, мать возвратившегося мужчины.
Художник начал писать ее в 1884 году, а закончил четырьмя годами позже. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Справа от нее – восторженное лицо сынишки-гимназиста, ему известен отец, может быть, по рассказам матери или его образ жил в детском воспоминании мальчика. строит композицию, как схваченную на лету сцену. Несомненна радость женщины за фортепьяно (его жены) и мальчика, сидящего за столом.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников, . Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Вместе с тем он оставил фигуры, способствующие сохранению действенности сцены. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Над картиной «Не ждали» Репин работал четыре года, с 1884 по 1888. Глядя на картины И. Е. Репина или читая о нём, вспоминаю его великого учителя Павла Чистякова. Чистяков начал работать над программной композицией на тему «Из 5-го тома Русской истории Карамзина, 1433 год». Но впоследствии Репин заменил женский вариант, на мужской персонаж. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Они словно противопоставлены друг другу.
Среди его учеников, . Перед нами изображение типической интеллигентской семьи в обычной ее обстановке. Среди его учеников, . Основной задачей художника было показать неожиданность возвращения ссыльного народовольца, а также всю гамму связанных с этим переживаний, как его самого, так и членов его семьи. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Моделью Репину послужил друг, писатель Всеволод Гаршин.
Но в окончательном варианте он разочарован в своём прошлом. Картина имеет два варианта. преследовал задачи наилучшего развития и показа этого действия.
Главным психологическим узлом композиции картины является динамика фигур ссыльного и его матери, а также пересечение их взглядов. Была и еще, по свидетельству Стасова, фигура «какого-то старика». Смотреть на репродукцию «Не ждали» можно с таким же удовольствием, как и на оригинал. Во взгляде горничной, стоящей в дверях, чувствуется недоверчивое удивление. Все застигнуты неожиданно их переживания еще смутны и неопределенны. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В первом варианте в семью возвращалась девушка, а ее встречали женщина и две девушки, предположительно сестры.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Навстречу пришельцу встала с кресла пожилая женщина, наверное, его мать. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Репин часто переписывал свои произведения и особых успехов добился именно в портрете. Картина «Не ждали» – выдающееся полотно Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Среди его учеников, .
Но в средствах для достижения целей народовольцы, к сожалению, себя не ограничивали. Но даже тогда к картине «Не ждали» относились с большой осторожностью. Рассмотрим "ближний круг".
Среди его учеников, . Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". по красоте и мастерству ее живописного решения. Однако только в 1895 году его сын, Николай II издал указ об учреждении такого музея и, спустя еще три года, в 1898 году «Русский музей Императора Александра Третьего» открылся для публики. Композиция картины легко делится на две части.
держит зрителей в непрерывном напряжении ожидания. 1879 – 1885Холст, масло, 48 x 59Государственная Третьяковская галерея», Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Мы почти физически ощущаем, как жадно она всматривается в сына, как дрожит ее рука.
1880 – 1892Дерево, масло, 34. 8 x 54. 6Государственная Третьяковская галерея», разъясняющее сюжет значение. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение.
Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Поставленная перед художником задача была очень трудной. фото). в 1884 году начинает другой вариант, которому предстояло стать основным.
Среди его учеников, . Писал картину И. Репин 4 года. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Кстати, о реализме. убрал то, что носило слишком внешний характер и сосредоточился именно на психологическом решении темы.
Но одновременно монументальность картины, ее «историчность» требовали картинной построенности композиции. Как это бывало в целом ряде репинских картин, решение сюжета шло путем преодоления внешней характеристики, надуманности и «иллюстративности» и создания живой, выхваченной из жизни сцены. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Таков и холст «Не ждали». Среди его учеников, .
Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. общественное движение в России переживало подъём. Глаза ясные и добрые.
Большая картина, вероятно, также была начата в Мартышкине в какой-то мере с натуры. Убедительно написаны руки матери, а также руки жены ссыльного, сидящей за роялем5. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Героя могли осудить по статье 318 Уложения о наказаниях за членство в запрещенном кружке (каралось заключением в крепости, ссылкой либо каторгой). В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Героическая революционная тематика в картине «Не ждали» выступила в привычной форме жанровой картины современной жизни. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Среди его учеников, . Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. 1879Холст, масло, 204. 5 x 147. 7Государственная Третьяковская галерея» или чемодан в «Аресте пропагандистаАрест пропагандиста. Среди его учеников, .
Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Два года картина мирно висела в Третьяковке, но в 1887-м случился скандал. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. «Мир устойчив и имеет прочные основания, » — говорит перспектива. компонует и пишет ее, как бы имея перед глазами натурную сцену – метод, который он применил также в «Запорожцах».
Его никогда не интересовала эффектная поза, гораздо большее значение для него имело ощущение живой материи, модель Репина всегда как будто в движении. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. И добавил других персонажей (первоначально их было 4). Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Позировала для этого варианта дочь художника Надя. Как и в «Отказе от исповедиОтказ от исповеди. непосредственно на самом холсте. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Вскоре после этого исполнительный комитет «Народной воли» был полностью арестован.
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. В центре изображения – тревога и напряжение, сгустившиеся в сумрачной комнате. Но тогда странно выглядит ошибка в датах: до попытки стрельцов вернуть Софью на трон она провела в монастыре не год, как сказано в заглавии, но девять лет. Картина была такого же небольшого размера, как и «Арест пропагандистаАрест пропагандиста.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. ». Как и в «Крестном ходе в Курской губернииКрестный ход в Курской губернии.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали».
Художником сначала были написаны шестьдесят портретов государственных деятелей, а затем перенесены на огромное полотно. Ведь об освобождении узников родных оповещали. Он сообщил Репину: «В картине Вашей много достоинств, но есть и недостатки содержание её меня не интересует, но на публику она, кажется, очень действует»4. Девочка смотрит настороженно — возможно, она вообще ещё не поняла, кто этот мужчина. Полное название написанной художником картины звучало так: «На свадьбе великого князя Василия Васильевича Тёмного великая княгиня Софья Витовтовна отнимает у князя Василия Косого, брата Шемяки, пояс с драгоценными каменьями, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому, которым Юрьевичи завладели неправильно».
Вместо ответа – длящийся вопрос и время словно замедляется у порога, перестает быть жанровым временем. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Его то объявляли гением, то говорили, что свой дар он растратил по пустякам. Сохранилась только фигура за роялем, но изменились ее облик и поза. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Величайшим душевным накалом отмечено это полотно молодого художника (см.
Глядя на персонажей отчетливо видишь, что пережил каждый из них. После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. 1844 — Родился в семье военного поселянина в Харьковской губернии на Украине. 1864–1871 — Учился в Академии художеств в Петербурге. 1870–1873 — Писал картину «Бурлаки на Волге». 1872 — Женился на Вере Шевцовой, дочери архитектора. Сначала Репин задумал ссыльного как жертвенного и мужественного человека, но, верный правде изобразил его без прикрас. Среди его учеников, .
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. За неё художник получил Большую золотую медаль и право на стажировку за границей. Среди его учеников, .
Действия всех. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Ее глаза блестят изумлением и радостью. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
1879Холст, масло, 204. 5 x 147. 7Государственная Третьяковская галерея». Дипломной работой Репина стала картина на Евангельский сюжет: «Воскрешение дочери Иаира».
Среди его учеников, . Еще мгновение – и произойдет чудо воскрешения. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. давал в картине в единственно возможной в условиях цензуры форме.
В этом отношении особенно сильный образ матери. 1 марта 1881 года на Екатерининском канале от народовольческой бомбы погибли казаки, окружавшие царскую карету и случайно пробегавший мимо мальчик второй взрыв поразил и самого императора.
На картине изображён момент, когда в комнату неожиданно для присутствующих заходит мужчина — возвратившийся из далёких краёв политический ссыльный. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Уже в первых своих произведениях он продемонстрировал разнообразие творческих поисков.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. Среди его учеников, . В чистом виде мы находим его у импрессионистов, отказавшихся от перспективы, придающей картине рационалистическую устойчивость. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Но здесь оно носит характер действия. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Комнаты этой дачи и изображены в картине. Сегодня картина художника Ильи Репина «Не ждали» хранится в Третьяковской галерее и заслуженно считается шедевром жанровой живописи. Недаром зрительно картина воспринимается и в особенности запоминается как квадратная и уж скорее вертикально, нежели горизонтально ориентированная. Продолжая работу над нею уже в Петербурге, Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников, .
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В дверях появились две женские фигуры. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников, . А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. В искусствознании существует множество трактовок сюжета картины. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Среди его учеников, .
Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. В том же 1884 году картина была представлена на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге4. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам.
На картине Христос подошел к усопшей, взял ее за руку. 1879 – 1885Холст, масло, 48 x 59Государственная Третьяковская галерея». В ней нет чистой жанровости, а передана атмосфера особой напряжённости. Поначалу Павел Третьяков не торопился покупать эту картину16. После этого картина «Не ждали» была в составе выставки, которая путешествовала по другим городам России.
Во мрак погружены другие обитатели дома, на исходе полная боли и горя ночь. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Такая асимметричность композиции, как и в «Аресте пропагандистаАрест пропагандиста. Какая скорбь и безысходность царили тогда в доме.
Её согбенная фигура передаёт глубокое потрясение от происходящего219. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. В картине «Не ждали» Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. «Мир текуч: всё превращается во всё, » — говорят рефлексы.
Среди его учеников, . Замечательны не только выражения лиц, но и самые позы действующих лиц, пластика их тел. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. 1.
Внимание художника тяготит их.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. По грязной дороге», первую картину на революционно-историческую тему. 1880–1889, 1892 — Работал над вторым, наиболее известным вариантом картины «Арест пропагандиста». 1887 — Развелся с женой. 1899 — Купил усадьбу, которую назвал «Пенаты» и съехался с Наталией Нордман — суфражисткой, писательницей (псевдоним — Северова). 1907–1911 — Работал над картиной «Манифестация 17 октября 1905 года». 1930 — Умер в «Пенатах» (тогда усадьба была на территории Финляндии, теперь — в России). Он нарочито срезает краями картины стул справа и кресло слева. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел.
Страдая от депрессии, Гаршин покончил с собой в год завершения картины, в 1888-м. Сравнивая образы, мы понимаем, как меняется отношение автора к собственному персонажу. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Ряд его полотен посвящен российскому революционному движению. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Асимметричное, «случайное» в своей моментальности расположение людей и предметов оказывается уложенным в строгое линейное построение, в линейный костяк, конструкцию композиции. Картина эта теперь находится в Русском музее в Петербурге. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.
и увеличил размеры картины, придав ей монументальность. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Бывший арестант. Среди его учеников, . В одно и то же время он пишет и вполне академичное «Воскрешение дочери Иаира» и надежду демократов, «знамя» передвижничества «Бурлаки на Волге». В окончательном варианте облик возвратившегося мужчины ассоциировался с сюжетом «возвращения блудного сына»17. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. В раннем портретном этюде (1884) герой выглядит уверенным в своих силах, полным внутренней энергии, ни о чём не сожалеющим человеком.