А натюрморт Хруцкого «Цветы и плоды» 1839 г. я бы даже с удовольствием приобрел. Насколько популярны натюрморты Ивана Фомича Хруцкого, судить не так уж и сложно. Натюрморты Хруцкого действительно удивляют.
Вскоре натюрморты, вышедшие из-под кисти художника Ивана Хруцкого, украшают салоны и гостиные столичной публики. Картина Хруцкого Цветы и фрукты, написанная в 1838 году, практически полностью повторяет сюжет натюрморта Цветы и плоды. Натюрморты все очень красивые, но особенно понравился «Цветы и плоды» Хруцкого И. Ф.
Хруцкий изобразил часовню на мосту через ручей Болтупы в Тринополе. Есть она на его полотнах маленькой девочкой, взрослой, беременной, постаревшей. Технически совсем не подкована :). В 2010 году исполнилось 200 лет со дня рождения Ивана Фомича Хруцкого – белорусского и русского живописца первой половины XIX века, наиболее известного в отечественном искусстве мастера живописи «цветов и плодов».
Сегодня, 30 ноября, в Третьяковской галерее (Лаврушинский, 10, залы 46–48) открывается выставка «Иван Хруцкий: искусство в диалоге культур», посвященная 200-летнему юбилею Ивана Фомича Хруцкого (1810–1885), выдающегося мастера натюрморта. Сегодня таких людей называют трудоголиками. Для архиерейского дома в Вильно Хруцкий написал 32 портрета лиц духовного звания. Однако позже перешел на пейзажную и портретную живопись.
Родился в местечке Улла Витебской губернии. Его работы соответствуют требованиям официального академического искусства.
От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов (Цветы и плоды, 1836, 1839 Натюрморт со свечой, Цветы и фрукты, Плоды, фрукты, битая дичь, все 1830-х и др. ). Эти произведения вызывали восхищение зрителей и критиков-профессионалов. Ещё одна линия творчества художника в это время представлена изображением интерьеров — своеобразным жанром в комнатах: Мастерская художника (без года), Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря (1854), В комнате (1854), В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого Захарничи (1855). Вскоре И. Ф. Хруцкий перешёл от ранних постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, к значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов: Цветы и плоды (1836, 1839) Натюрморт со свечой, Цветы и фрукты, Плоды, фрукты, битая дичь, (все 1830-х годов). Белорусский и русский художник. Также к этому периоду творчества Хруцкого относятся ряд интерьеров: «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (1854), «В комнате» (1854), «В комнатах усадьбы художника И. Ф.
Он настолько отличился своим талантом, что был отправлен для совершенствования в «чужие края». Для городской и загородной резиденций митрополита Иван Фомич исполнял виды Вильно и его окрестностей, натюрморты и интерьеры, копии с картин европейских мастеров. Много внимания художник отдает выполнению церковных заказов. По популярности к Хруцкому приближаются как четко белорусские художники Витольд Бялыницкий-Бируля и Юлиан Жуковский. Из картины в картину мастер использует почти один и тот же набор предметов. Сходство было признано необыкновенно точным иэто «рождало вдуше множество прекрасных воспоминаний».
В 1839 году он был удостоен звания академика живописи. Варнек был преподавателем Академии поклассу миниатюрной живописи ихорошо знал Оленина. Так, «Натюрморт с биноклем» (1839, Национальный музей, Варшава), был настолько популярен у современников, что на сегодня известно восемь его повторений под разными названиями. — 400 с. — 100 000 экз. Кальвария близ Вильно, основанная в 1662 году, включала 35 станций, воспроизводивших топографию Иерусалима.
В 1830-х годах Иван Трофимович поступает в Академию художеств. Характерными являются этюды – «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой», датированные 1832 годом. В этих картинах он словно погружается в повседневную, хорошо знакомую среду. П. Петров // Русское искусство. — С. 53. В 1838 году за эту работу, а также за натюрморт «Цветы и плоды» Иван Хруцкий был награждён малой золотой медалью. Вильчинского, в который вошли литографированные городские виды изданные в Париже.
Статья Петиновой Е. Ф. С какой стати ему давать уроки пареньку из Полоцка. Ученик М. Н. Воробьева, Хруцкий не оставляет пейзажной живописи на протяжении всего последующего творчества (Вид на Елагином острове в Петербурге, 1839 Вид в имении, 1847 и др. ). В 1838 году за эту работу, а также за натюрморт Цветы и плоды Иван Хруцкий был награждён малой золотой медалью. Гораздо более официально, с явными «парадными намерениями» представлен Малиновский. Среди них— «Цветы и плоды» (1836, ГТГ), картина, в которой И. Ф. Хруцкий использовал мотивы (предметы, фрукты, овощи, цветы, переходившие из одного натюрморта в другой) и композиционное решение, ставшие характерными для его натюрмортов.
Один из них разрезали пополам и обе части положили рядом с ящиком, поближе к вазе. Отец Хруцкого Фоман Хруцкий выступил против объединения униатской церкви с православной. Соединение повседневной реальности с классической гармонией картинных образов особенно выразительно в натюрмортах, где вместо нежных цветов и сочных фруктов «позируют» незатейливая кухонная утварь, овощи и грибы. Картинный образ «фигуры с плодами» пришел в русское искусство из европейской живописи. И это в 26 лет. Иван Хруцкий жил в Петербурге до 1839 года, после чего вернулся на родину и прожил в Полоцком уезде до конца жизни.
Обладатель золотых медалей мог претендовать на шесть лет в Италии за казенный счет.
nr. 1-2. Наконец, в последней, 18-томной «Белорусской энциклопедии» находим окончательное: «Белорусский художник». Портрет Миколая Малиновского (1855)— возможно, лучший из созданного им в портретном жанре.
Его натюрморты оказали большое влияние на развитие этого жанра в Российской империи. В 1830 году Хруцкий поступил в Академию Художеств. В творчестве некоторых живописцев (Алексей Венецианов, Василий Тропинин) они составили едва ли не главное направление. О ранних годах жизни Хруцкого известно не много. Награжден золотыми часами лично от императора Николая 1.
Если работа И. Хруцкого «Портрет жены» стоит ближе к академическому направлению, представленному такими художниками, как К. П. Брюллов и Ф. А. Бруни, то другая картина «Старуха, вяжущая чулок» (1838) сближает его с художниками, не имевшими академического образования, например, с А. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропипиным. Ваза наполнена полевыми и садовыми цветами. Увидев опубликованный вжурнале «Москвитянин» портрет, он разразился гневным письмом: «Почему меня втаком виде, вхалате, я недавал разрешения напубликацию». Через два года у него уже малая золотая медаль. В это время он создаёт группу похожих по стилю работ— Плоды и птичка (1833) Фрукты (1834) Виноград и фрукты, Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном, которые отличались простотой композиции. Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека (все 1842 год). Воробьева и удостоен был в 1849 году серебряной медали второго достоинства» за «пейзаж с натуры».
В начале творчества писал исключительно натюрморты, которыми и прославился. К ним примыкает группа других подобных же работ ("Плоды и птичка", 1833 "Фрукты", 1834 "Виноград и фрукты", "Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном", оба б. г. ), отличающихся довольно простыми композициями. Так обозначается главное направление творчества Хруцкого этого периода – работа над натюрмортом именуемым в официальных документах как "живопись цветов и фруктов". Для городской и загородной резиденций митрополита Иван Фомич исполнял виды Вильно и его окрестностей, натюрморты и интерьеры, копии с картин европейских мастеров. 1 В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого «Виленского альбома» Я. К. Так к нему приходят первые деньги и первое признание. Копировал в Эрмитаже. Портретные изображения, как правило, введены художником и в его интерьеры.
— 40 726 стр., Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи (под редакцией Е. В. Главное место среди них занимает большая тыква, часть которой «прячется» за букетом цветов. Этим он хотел показать, что красота, цвет, яркость и аромат цветов и фруктов не ограничиваются пространством стола, такая красота везде и ее нужно видеть в простых вещах. За три года он написал 21 портрет, то есть каждые 2 – 3 месяца. В 1838 году в лотерее, проведенной комитетом Общества поощрения художников, были разыграны работы Хруцкого «Мальчик с бабочкой» и «Девушка с яблоками» 20.
Эти его работы, выполненные в 1830-х гг. В 1830 году Хруцкий поступил в Академию Художеств. Исключительно как пейзажист проявил себя в Академии и Андрей Хруцкий. Каждый из них: плетеная корзинка с фруктами, стакан и графин, ваза с цветами – выписан почти с иллюзорной точностью, занимает строго отведенное ему место, не заслоняет собой остальные и вызывает желание рассмотреть его во всех подробностях.
Хруцкого Захарничи», 1855 обе – ГТГ, «В комнатах усадьбы художника. С 1845 года И. Хруцкий постоянно жил там. Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека (все 1842).
О ранних годах жизни Хрупкого известно не много. Варнек, Ф. А. Умер Иван Фомич 13 января 1885 года был похоронен в фамильном склепе в имении Захарничи. При этом в портрете ощущается определенный внутренний контакт между художником и героем. В том же году художник исполнил картину «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» (НХМ РБ).
Также в этот период художник часто пишет портреты, которые, как правило, введены в его «интерьеры». Он пишет иконы для Алексанро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850 – 1851) для архиерейского дома в Вильно— 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). В 1830 И. Ф. Хруцкий поступил «вольноприходящим учеником» в Императорскую Академию художеств, где существовал класс «цветочный с фруктами и насекомыми». Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М. : Издательство «Искусство», 1962. В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого Виленского альбома Я. К.
Польские исследователи успели расспросить внука художника незадолго до его смерти. Среди групповых портретов выделяется «Семейный портрет», написанный в 1854 году. Это картина «К святому месту» (конец 1840-х, ГТГ) именуемая некогда «Вид на мостик и часовню, что на потоке Кедрском в Тринополе».
По мнению одного из исследователей жанра, в европейском искусстве это было граничит с развитием буржуазного общества, представители которого предпочитали аллегорическим и «ученым» постановкам менее замысловатые и более нарядные цветочные и застольно-кухонные композиции2. Был сыном униатского священника и в 1830-х годах посещал классы Императорской Академии Художеств на правах постоянного, вольноприходящего ученика. Самый старший сын униатского священника, в принципе, должен был продолжить дело отца. Он родился 27 января 1810 года в местечке Улла Лепельского уезда, Витебкой губернии. И вот в 1844 году, в 34 года, он покупает под Полоцком землю.
Копировал в Эрмитаже. Во-первых, в 30-х годах появился дагерротип и все бросились фотографироваться. Венециановым и особенно В. А. Алексей Николаевич Оленин (1763–1843)– государственный деятель историк, археолог, художник, автор работ поискусству илитературе, президент Академии художеств оставил осебе добрую память усовременников. Почему Петербург, ведь в Вильно уже был университет с кафедрой искусств.
Семашко, по его собственным словам, предпочитал иметь «подражания знаменитейшим картинам» 25. Работа отвечает всем принятым канонам салонного искусства. Портрет Миколая Малиновского (1855 год) — возможно, лучший из созданного им в портретном жанре. Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека (все 1842).
В 1827 году он приезжает в Санкт-Петербург. Портрет строг, официален. – На самом деле это было большой удачей.
Закончил лицей в Полоцке и императорскую Академию искусств в Петербурге. На выставке в Академии в 1833 году демонстрировались его копии с картин «Коровы» П. Поттера и «Портрет поляка» (портрет Яна Собесского) Рембрандта. – Портрете жены с цветами и фруктами (1838) – молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Брал уроки у английского живописца Джорджа Доу. Ему очень нужны деньги.
«Натюрморт» – одна из эффектных композиций художника, который вошел в историю искусства прежде всего как мастер этого жанра. В 1839 году, после смерти отца, Иван Фомич уезжает из Санкт-Петербурга. Образцом произведений такого рода может служить Семейный портрет (1854) с его суховатой тщательностью в прорисовке деталей и строгой объективностью в передаче сходства изображённых. Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека (все 1842). С большим обаянием домашний уклад небогатой семьи передан в картинах с интерьерами усадебного дома в Захарничах («В комнатах (мальчики, рассматривающие альбом с картинками)», 1854, «В комнатах усадьбы художника И. Ф. От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов (Цветы и плоды, 1836, 1839 Натюрморт со свечой, Цветы и фрукты, Плоды, фрукты, битая дичь, все 1830-х и др. ).
Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека (все 1842). Венецианова, М. Н. Здесь так же, как и в Автопортрете (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения – прием, к которому художник прибегал довольно часто. Кроме единичных, персональных изображений Хруцкий пишет групповые портреты.
Работает он и как пейзажист (Вид в имении, 1847 и др. ). Поскочина и были распространены в повседневном обиходе небогатых горожан. Ивановой, Н. Ю. — СПб. : Азбука, 2000.
Среди них— представленный на выставке «Плоды и свеча» (конец 1830-х— начало 1840-х, НХМРБ). Вещи словно рассказывают о жизни обитателей дома их радостях и заботах. Ведь они похожи друг на друга. Вспоминается, как редактируя монографию Леонида Моисеенко о белорусском искусстве XIX века, я долго обсуждал с автором два варианта характеристики: «русский и белорусский» или «белорусский и русский».
Повоспоминаниям дочери Толстого, «целая семья питалась одной смородиной». В ранних работах художника обозначается основное направление его творчества этого периода – работа над натюрмортом именуемым в официальных документах как «живопись цветов и фруктов». В 1827 году он приезжает в Санкт-Петербург. В творчестве некоторых живописцев (А. Г. Венецианов, В. А. Тропинин) они составили едва ли не главное направление. Portret XIX-wiecznego artysty srednego// Biuletyn historii sztuki. Венецианова «Вакханка с фруктами на голове».
Тропининым. Как факт признания достижений художника в 1839году он получил звание академика «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей». Эти произведения вызывали восхищение зрителей и критиков-профессионалов. Возможно, это побудило Гоголя заказать Моллеру другой вариант портрета. Моделями живописца стали священнослужители, чиновники, представители интеллигенции. Портрет Миколая Малиновского (1855) – возможно, лучший из созданного им в портретном жанре. Иван Хруцкий (1810-1885).
Так к нему приходят первые деньги и первое признание. История отечественного искусства относит Ивана Фомича Хруцкого к так называемым «средним» художникам первой половиной XIX столетия1. Дейнеки). С этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты. И все девочки-женщины на его полотнах в образах «прекрасных садовниц» – его сестры.
Младших братьев он забрал в Петербург, где были сестры и мать, неизвестно. Рядом с разрезанным лимоном лежат пять груш. Вцентре таких композиций часто возвышается серебристый фаянсовый кувшин. В историю искусства он вошёл своими натюрмортами. В архиве ИАХ сохранились документы о присуждении ему звания художника из которых следует, что родившийся 3 ноября 1829 года дворянин Андрей Хруцкий обучался с 1845 года «по классу живописи пейзажной под руководством профессора М. Н.
Это звание давало дворянство, причем не только личное, но и потомственное. Среди сохранившихся произведений, приписываемых И. Ф. Кальварии – паломнические маршруты, олицетворявшие крестный путь Иисуса Христа на Голгофу, – создавались в странах с католическим вероисповеданием и включали остановки или «станции», связанные с важнейшими моментами евангельского события. Скорее всего, Хруцкий просто подносил англичанину краски. Портрет Миколая Малиновского (1850-е) – может быть, лучший из созданного им в портретном жанре. Так, в упомянутой лотерее ОПХ разыгрывалась работа А. Г.
Здесь так же, как и в Автопортрете (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения— приём, к которому художник прибегал довольно часто. Возможно, жили по родственникам. Основатель жанра академические натюрморты в живописи Беларуси. Лишь один ландшафт выделяется из этого ряда. Приобретенное П. М. Третьяковым в коллекцию Галереи в 1884году полотно «Цветы и плоды» (1839, ГТГ) станет центральным на выставке.
Еще одна линия творчества художника в это время представлена изображением интерьеров – своеобразным жанром в комнатах (Мастерская художника, б. г. Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря, В комнате, оба 1854 В комнатах усадьбы художника И. Ф. Предполагают, что «Неизвестная» – его младшая сестра. Сверху на нее художник поместил гроздь винограда. Коллекции двух музеев позволяют показать творчество И. Ф.
Художник изобразил стол, на котором разложены дары природы. Семейная группа (мать и трое детей) представлена на фоне паркового пейзажа. R. LX: 1998. Отец будущего художника, Фома Иванович Хруцкий, был греко-католическим священником.
Так, в наиболее значительной работе 1830-х годов – Портрете жены с цветами и фруктами (1838) – молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Именно за их качественное написание спустя три года после окончания обучения (1836) художнику присваивают звание академика (1839). Так, в наиболее значительной работе 1830-х гг. Это вносило в композицию атмосферу человеческого присутствия. Семейная группа (мать и трое детей) представлена на фоне паркового пейзажа.
В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого «Виленского альбома» Я. К. Вильчинского – серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже. На портреты уже не было такого спроса. И это в 26 лет. Если продолжить вести глазами дальше, то взгляд натыкается на скопление фруктов. Хруцкий стал, по сути, дважды дворянином, ведь примерно в это же время он смог подтвердить дворянский титул его семьи. S. 49-67/. Белорус. Здесь так же, как и в «Автопортрете» (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения – приём, к которому художник прибегал довольно часто.
Один из них упоминается в архивных источниках как Евстафий (или Евграф). Полевого В. М. Слева от зрителя находится небольшой ящичек, в который сложены персики.
Николаева) ОЛМА Медиа Групп, Москва 2011 г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А. А. Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. Особую прелесть интерьерам придает присутствие в них детей. Дляэтой работы ему позировал Федор Иванович Прянишников (1793–1867)– член Государственного Совета, собиратель картин русских художников, основатель одной изпервых художественных частных галерей вМоскве, которая получила название «Прянишниковской».
Но аполитичный и лояльный Хруцкий в нем никак не участвовал. Преподавателями у него были известные русские художники К. П. Но материала много накопилось, в Москве выставок много, только успевай ходить. Галя, как это прекрасно, когда так тепло.
Его интерьеры с человеческими фигурами отчасти близки работам художников венециановской школы, от которой, однако, Хруцкого отделяет стремление к эффектности красок и иллюзорности письма, присущее академическому направлению того времени. Часто пейзаж служил фоном в портретах и жанровых полуфигурах художника. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решенный в багряных тонах. Я пока над этим работаю.
Он пишет иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850—1851) для архиерейского дома в Вильно— 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). Ты где живешь. Хруцкий работает очень много. Здесь так же, как и в «Автопортрете» (1884 год), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения — приём, к которому художник прибегал довольно часто. А во-вторых, прошло кровавое восстание 1863 года, которое затронуло многих землевладельцев – кого-то сослали, кого-то расстреляли, кто-то эмигрировал.
Были уТолстого испециальные художественные приемы (он упоминает обэтом всвоих мемуарах)– иначе необъяснишь «нерукотворность» перламутровых переливов оперения бабочки иллюзорно выполненное нежно-шелковистое оперение птицы вего натюрмортах. На такую покупку в те времена имел право только православный, русскоговорящий дворянин. Здесь до 1829 года он брал уроки у английского живописца Дж. Композиционное и колористическое решение, живописная иллюзионистическая манера воспроизведения предметов в натюрмортах И. Ф. Хруцкого идет прежде всего от академических «штудий цветов и плодов».
Серебряковым, В. А. Брюллова, А. Г. Он пишет иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850 – 1851) для архиерейского дома в Вильно – 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). Воробьева, они работали, как правило, сразу в нескольких жанрах, считавшихся в Императорской Академии художеств «малыми» : писали портреты, пейзажи, натюрморты интерьеры. В собственно портретном творчестве Хруцкий проявляет себя мастером несколько суховатым и натуралистичным, выучеником скорее западной, чем русской школы.
Пластичность живописных форм и контрастное «натурное» освещение, присущие натюрмортам художника, сменяются в пейзажах плоскостностью в передаче пространства (его физическая глубина почти не ощутима), монотонным и сухим цветовым решением. Схожа с композициями Хруцкого картина «Девушка с фруктами» А. В.
Ученик М. Н. Воробьева, Хруцкий не оставляет пейзажной живописи на протяжении всего последующего творчества (Вид на Елагином острове в Петербурге, 1839 Вид в имении, 1847 и др. ). Пейзаж часто служил фоном в его портретах и жанровых полуфигурах. Кроме единичных, персональных изображений Хруцкий пишет групповые портреты. За эту свою работу Хруцкий получил малую золотую медаль. Только выглядят они гораздо более мелкими, нежели виноград на переднем плане.
Среди цветов иплодов вэтом натюрморте появляется бинокль– символ посредничества между реальным миром и«изображенным» живописцем миром вещей. В 1745 году он был послан в Петербург для выполнения золотарных работ в связи с бракосочетанием великого князя Петра Федоровича и принцессы Софии Фредерики Августы Ангальт-Цербстской – будущей императрицы Екатерины II. Медные монеты и кухонный нож на первом плане, напоминая о повседневных заботах, вместе с тем являются непременными атрибутами голландских «кухонь» и «рынков». Традиционные предметы голландских «завтраков» с«приветливо» надрезанной кожицей лимона, недопитой водой встакане, оставленными столовыми приборами исвисающей, словно второпях оставленной гроздью винограда художник повторял внатюрмортах много раз.
Избрав низкую точку зрения, художник придал пейзажу «интерьерный» характер, подчеркнув уединенность места. Хруцкого отдельные творения (Портрет Миколая Малиновского, 1855 Автопортрет, 1884), обладающие всеми признаками высокого искусства. Это единственное изображение художника, которое дошло до нас. Работая в стиле классицизма и академизма, он добился высочайших результатов. На выставке представлены произведения, созданные как во время обучения в Академии («Виноград и фрукты» (начало 1830-х, НХМРБ), «Фрукты» (1834, НХМРБ), так и периода расцвета его творчества.
Маркова, анализируя это произведение, обращает особое внимание на аллегорический подтекст внешне жанровой сцены (кисть винограда в руке девушки выступает как атрибут невинности и чистоты)21. Прощай, Италия. Именно так в Италию попал Александр Иванов, который 20 лет писал там «Явление Христа народу». Но этим грандиозным планам не суждено было сбыться. В 1842 году Евстафий Хруцкий был удостоен звания неклассного художника по пейзажной живописи27, а в 1847 и 1848 годах он упомянут в качестве ученика Воробьева, показавшего на академической выставке три пейзажа28.
Особенно это характерно для натюрмортов. Хруцкий использует теплый желтый цвет, чтобы передать спелость этих ароматных фруктов. В каких краях такая замечательная погода.
Много внимания художник отдает выполнению церковных заказов. Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека (все 1842). Тороповым и другими художниками, учившимися в ИАХ в 1820 – 1840-е годы. Но постепенно, во второй половине 1830-х годов, Хруцкий переходит от простых композиций к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов: «Натюрморт со свечой», «Цветы и фрукты», «Плоды, фрукты, битая дичь». Здесь так же, как и в «Автопортрете» (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения— приём, к которому художник прибегал довольно часто. Впрочем, есть у И. Ф. Портрет Миколая Малиновского (1855) — возможно, лучший из созданного им в портретном жанре.
В 1839 году, после смерти отца, Иван Фомич уезжает из Санкт-Петербурга. С этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты. На вазе четко выделяется рельеф, напоминающий, как мне кажется, стаю волков. Длянего важно показать поэтическую сторону жизни, внести стройность, упорядоченность ивместе стем уютность ижанровую увлекательность ввидовую панораму площади обычного провинциального города. С 1845 года и до самой смерти жил и работал в своем поместье в Захарничах в Беларуси.
В собственно портретном творчестве Хруцкий проявляет себя мастером несколько суховатым и натуралистичным, учеником скорее западной, чем русской школы. Иван Фомич (в ранних источниках — Трофимович) Хруцкий — пожалуй, самый популярный белорусский художник. Толстой писал: «Каким рисунком выскажу я эту чистую радость, это светлое удовольствие, которыми наполняется моя душа исердце вминуты, когда, отбросив все заботы, беспечно любуюсь я прелестью природы» Одна изсамых пленительных работ художника, натюрморт-«обманка» «Ягоды красной ибелой смородины» имела особый успех усовременников. Портрет Миколая Малиновского (1850-е) – может быть, лучший из созданного им в портретном жанре.
Этот жанр нередко именовался «живописью цветов и фруктов». 24 сентября 1839 года И. Ф. Хруцкий «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей» был удостоен звания академика живописи. Изменяется тематика его работ. Так или иначе, но с этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты-картины. Исполненные Хруцким копии с портрета Собесского, «Голландской свадьбы» Тенирса и пейзажа Калама продавались в 1884 году на аукционе Общества поощрения художеств5. о жизни и творчестве художника. Иван Фомич Хруцкий умер 13 января 1885 года. Остается мать и пятеро младших братьев и сестер Ивана.
В него свои лепестки опускает один из пионов, как будто желая испить питательной влаги. Он возвращается в Захарничи и превращается в настоящего помещика. — Т. 1. Там он учился у таких мастеров, как А. Г. Варнек, М. Н. Воробьёв, К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни.
Сегодня, дорогие друзья, я начну с ботанической иллюстрации. Иван Хруцкий родился 27 января 1810 года в семье греко-католического священника Фомы Ивановича Хруцкого. В нем семейная группа (мать и трое детей) представлена на фоне паркового пейзажа. Среди его работ этого периода – иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850-1851). Заслужил такие награды, как: Большая серебряная медаль ИАХ и Малая золотая медаль ИАХ.
Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решённый в багряных тонах. Успех работ способствовал тому, что художник повторял некоторые из них с незначительными изменениями, добавляя "новые" предметы: подсвечник с горящей свечой либо тлеющую сигару, спички в бумажной обертке, обрывок расходного счета с лежащей на нем мелочью. Для передачи глубины пространства он использовал эффекты световоздушной перспективы. Можно упомянуть работу Винченцо Кампи «Продавщица фруктов» (галерея Брера, Милан), где на фоне пейзажа изображена девушка с персиками на коленях и кистью винограда в руке. Брюллов и Ф. А. Бруни, то другая картина Старуха, вяжущая чулок (1838) сближает его с художниками, не имевшими академического образования, например, с А. Г.
В картине «Цветы и плоды» 1839 года из собрания Третьяковской галереи этот обыденный предмет является центром торжественной композиции, построенной по классическим законам. Иван Хруцкий родился в семье греко-католического священника Фомы Ивановича Хруцкого. Здесь так же, как и в Автопортрете (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения – прием, к которому художник прибегал довольно часто. Он много и охотно пишет портреты (в том числе религиозных руководителей западных губерний России), семейные портреты интерьеры своей усадьбы, пейзажи иконостасы для униатских церквей Вильнюса, Каунаса, Полоцка. В начале 1840-х годов И. Ф.
Первую картину написал в 22 года. Спустя годы Семашко перед своей смертью «отпускает» Хруцкого. и 4 доп. — М. : Терра, 2001. Один изучеников А. Венецианова, Зарянко получил признание какмастер «салонных» портретов, которые неизменно пользовались успехом узаказчиков.
Современников восхищали внатюрмортах Хруцкого классическая ясность игармония композиции, тонкая итщательная выписанность фактуры вещей– вплоть доиллюзорной «обманки». Он тщательно «описал» здесь каждый предмет, создав тем самым своеобразный портрет хозяина интерьера – человека образованного, педантичного, привыкшего к размеренному образу жизни. тт.
Здесь до 1829 года он брал уроки у английского живописца Дж. Втщательной прорисовке тончайшей кистью изящных изгибов цветочных лепестков, виллюзорной передаче воды встеклянной вазе художник незабывает оклассической стройности композиции, об«античном» совершенстве формы, обочищенности рисунка отвсего случайного, второстепенного. Также в этот период художник часто пишет портреты, которые, как правило, введены в его «интерьеры».
Для городской и загородной резиденций митрополита Иван Фомич исполнял виды Вильно и его окрестностей, натюрморты и интерьеры, копии с картин европейских мастеров. Вильчинского— серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже. Брюллов, М. Н. Подобные кувшины изготавливались в первой половине XIX века на петербургской фабрике С. Я. Да везде не успеешь.
К реализму, точности в деталях передвижников было еще далековато. В нижнем углу картины расположен надрезанный апельсин, за которым «скромно» прячется красное яблоко. С приходом признания к И. Ф. Хруцкому стало поступать много заказов, что объясняет обилие вариантов и повторений (с небольшими изменениями) его натюрмортов. Но до сих пор остается загадкой – кто эти женщины.
Выставка явилась одним из важнейших событий, завершающих Год культуры Республики Беларусь в Российской Федерации. Семейная группа (мать и трое детей) представлена на фоне паркового пейзажа. Перед нами холодновато-лощеный образ великосветской дамы вроскошном платье снепроницаемо-любезной маской налице. Художник и тут налаживает связи – пишет портреты предводителей дворянства Витебской губернии, Полоцкой губернии, Лепельского уездаЧерез год женится на соседке Анне-Катарине Бембновской и вскоре уезжает. И это правильно: происходил художник из белорусского шляхетского рода, родился и вырос в городке Улла Витебской области (ныне городской поселок Бешенковичского района). После смерти отца он оставляет Петербург и около 1840 года возвращается в Белоруссию в родительское имение Захареничи Полоцкой губернии.
Хруцкому, есть виды Петербурга и окрестностей Вильно. В петербургской Академии художеств картины с «разного рода цветами и плодами с различными насекомыми» нередко задавались воспитанникам в качестве учебных программ. Многие искусствоведы недоумевают, отчего ни на одном полотне художник не запечатлел свою жену, хотя писал всех родственников. - Но задолго до женитьбы он писал все время одну и ту же женщину, которую мы хорошо знаем по картине «Неизвестная с цветами и фруктами».
В этот период художник принимает участие в издании «Виленского альбома» Я. К. Хруцкий покидает Петербург и поселяется в родовом имении Захареничи под Полоцком. За эту свою работу Хруцкий получил малую золотую медаль. В 1839 г. он был удостоен звания академика живописи. Лучшим произведением этого жанра считается портрет Миколая Малиновского, написанный в 1855 году. И если Портрет жены стоит ближе к академическому направлению, представленному работами К. П. Брюллова и Ф. А. Бруни, то картина Старуха, вяжущая чулок (1838) сближает Хруцкого с художниками, не имевшими академического образования, – А. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропипиным.
Исследователь итальянской живописи В. Э. Лукавый взгляд круглого лица выражает легкую иронию. Тем не менее «плоды и цветы» играют в «Портрете неизвестной» определяющую роль не только в композиционном, но и в образном отношении. В 1827 году Хруцкий приезжает в Петербург и в 1830 году поступает в Академию художеств (АХ).
Да и в Академию художеств он поступает «посторонним» учеником. Но молодой человек, похоже, обладал сильным характером и безмерными амбициями. Так, в наиболее значительной его работе 1830-х годов— Портрет жены с цветами и фруктами (1838) — молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Голике, Ф. Г.
Там он учился у таких мастеров, как А. Г. Варнек, М. Н. Воробьёв, К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни. Жившие вРиме русские художники– пенсионеры Академии художеств иногда собирались наквартире уГоголя, где, повоспоминаниям гравера Ф. Йордана, пили чай, вели философические беседы, «внимали каждому слову Гоголя». В 1827 г. Хруцкий приезжает в Петербург и в 1830 г. поступает в АХ. Также следует отметить несколько других подобных работ – «Плоды и птичка» (1833), «Фрукты» (1834), «Виноград и фрукты», «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном». Бруни. Вероятно именно эти полотна можно увидеть в кабинете митрополита, который запечатлен на картине Хруцкого «Митрополит Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (ГРМ). Обладатель золотых медалей мог претендовать на шесть лет в Италии за казенный счет. Он пишет иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850—1851) для архиерейского дома в Вильно — 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов).
Он должен взять все заботы о семье. Пейзажной живописью Иван Хруцкий занимался на протяжении всего последующего творчества (Вид на Елагином острове в Петербурге, 1839 Вид в имении, 1847). К ним примыкает группа других подобных же работ (Плоды и птичка, 1833 Фрукты, 1834 Виноград и фрукты, Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном, оба б. г. ), отличающихся довольно простыми композициями. Так обозначается главное направление творчества Хруцкого этого периода – работа над натюрмортом именуемым в официальных документах как живопись цветов и фруктов. Какой будет пост — не знаю еще. От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов ("Цветы и плоды", 1836, 1839 "Натюрморт со свечой", "Цветы и фрукты", "Плоды, фрукты, битая дичь", все 1830-х и др. ). Эти произведения вызывали восхищение зрителей и критиков-профессионалов.
Петр I приобрел (не забывал государь о пополнении музеев российских, в данном случае для Кунсткамеры старался) оригинальные рисунки голландской художницы Марии Сибиллы Мериан из серии «Метаморфозы суринамских насекомых». «Цветы и фрукты» — один из десюдепортов (десюдепорт – наддверное панно), который был написан Иваном Фирсовым для Екатерингофского дворца в Петербурге. Пространство комнат, даже если изображена анфилада, – камерное, достаточно замкнутое. В этой области его деятельность также оказалась весьма успешной.
Очаровательных женских портретов у Хруцкого множество. Воспитанники выдающихся русских мастеров К. П. Умер Иван Фомич 13 января 1885 года был похоронен в фамильном склепе в имении Захарничи. Памятник стоит на месте, указанном по воспоминаниям правнучки. Портрет, вероятно, создавался вПетербурге впериод помолвки Марии Васильевны Столыпиной (1819–1895) скнязем С. М. Воронцовым.
За натюрморт «Цветы и плоды» он получает первую награду – малую серебряную медаль Академии художеств. Образцом произведений такого рода может служить Семейный портрет (1854) с его суховатой тщательностью в прорисовке деталей и строгой объективностью в передаче сходства изображенных. На картине изображена одна из станций так называемой Виленской Кальварии. Похоронен в поместье Захарничи недалеко от Полоцка. Тыранова (ГТГ). Весьма примечателен в натюрмортах Хруцкого фаянсовый кувшин – своего рода «фирменный» знак его произведений конца 1830-х – начала 1840-х. Иван Фомич Хруцкий известен как художник работавший в русле русской академической школы.
Кстати, в свое время я побывал на его спрятанной в лесу могиле. В вазе находится множество цветов, этот летний букет пестрит самыми яркими оттенками. Полное забвение. Наследники художника жили в Захарничах еще в 20-х годах прошлого века. Через два года у него уже малая золотая медаль. Биобиблиографический словарь. Работа была написана в период расцвета его творчества.
С 1845 года И. Хруцкий постоянно жил там. Всего в 1840-х годах Хруцкий написал более 20 портретов разных лиц23. На одной из груш висит маленькая веточка зеленого винограда. Вместе с тем полотна Хруцкого привлекали современников иллюзорным жизнеподобием, присущим живописной обманке, вызывая не только визуальные, но даже вкусовые ощущения.
Справа от вазы стоит наполовину полный стеклянный стакан. «Малые жанры» определили и творческую судьбу Хруцкого, создававшего портреты и пейзажи, но более всего известного благодаря полотнам с плодами и цветами. Доу, одновременно посещая Академию художеств вольноприходящим учеником. В «Портрете неизвестной. » художник особенно близок к европейскому стилю бидермейер, с его избыточной детализацией, повествовательностью и поэтизацией повседневности.
Вильчинского— серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже. Выставка художника, с именем которого в отечественном искусстве связан наибольший расцвет живописи «цветов и плодов» и получившего общественное признание и любовь публики еще при жизни, — первая в истории Третьяковской галереи. В собственно портретном творчестве Хруцкий проявляет себя мастером несколько суховатым и натуралистичным, учеником скорее западной, чем русской школы. Для Семашко Хруцкий написал множество портретов и пейзажей.
Экзотические плоды – лимоны, виноград, персики – соседствуют с привычными для жителя средней полосы России яблоками, смородиной, вишней и земляникой, в букетах господствуют не розы и гвоздики, а садовые пионы (любопытно, что в европейском натюрморте эти цветы получили распространение лишь во второй половине XIX века).
Один из таких натюрмортов исполненный в 1839 году («Натюрморт (Плоды)», НИИ РАХ15), возможно, входил в число произведений, за которые Иван Фомич был удостоен звания академика живописи. Пейзаж часто служил фоном в его портретах и жанровых полуфигурах. Тарновского.
Итак, Иван Фирсов первые художественные навыки получил у отца. Захарничи» (1855), «Мастерская художника». И это притом что жанр натюрморта был уже в упадке, Хруцкий возвращает на них моду и становится ее законодателем. в ландшафтной живописи. После переезда в Полоцкую губернию Хруцкий не оставляет занятий живописью, однако теперь в его работах преобладает иная ориентация и иные направления. Он пишет иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850—1851) для архиерейского дома в Вильно— 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). Эти его работы, выполненные в 1830-х гг.
Художник учился у А. Г. Варнека, М. Н. Воробьёва, К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни. Среднее художественное образование Иван Хруцкий получил в Полоцком высшем пиарском училище. Воробьева. Иван Фомич Хруцкий родился 8 февраля (27 января) 1810 года в местечке Улла Лепельского уезда Витебской губернии (ныне – территория Республики Беларусь) в дворянской семье. Образцом произведений такого рода может служить Семейный портрет (1854) с его суховатой тщательностью в прорисовке деталей и строгой объективностью в передаче сходства изображенных.
Но 84-летний старик поведал им скорее семейные легенды, чем факты. Модель «соблюдает дистанцию» исизображающим ее художником исозрителем. Его отец, греко-униатский священник Фома Иванович Хруцкий, вскоре после рождения сына был уволен со службы и перебрался с семьей под Полоцк. В 1836году художник получил за эту работу большую серебряную медаль Академии художеств и звание неклассного (свободного) живописца.
Значительная роль в портретах отводилась натюрморту. В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого «Виленского альбома» Я. К. Также в этот период художник часто пишет портреты, которые, как правило, введены в его «интерьеры». Скоро эти прекрасные плоды будут украшать стол во время семейного обеда или ужина.
Во второй половине 1840-х годов художник возвращается на родину. Воробьёв, А. Г. СПб. : Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год.
Савинов А. Н. Н. Кузнецов С. О. Художник Иван Хруцкий: проблема интерпретации творчества «среднего художника» XIX в. Вариант статьи на польском языке: Kuznecow. Писать некогда : (. На первом плане картин Хруцкого нередко можно увидеть характерный элемент традиционного голландского «роскошного завтрака» – лимон с надрезанной спиралью кожицей, а рядом с ним грубоватые овощи. Помещенные в современный контекст мотивы практически лишены символического значения.
Свое представление о человеке и окружающем его мире Хруцкий выразил и в портретном жанре. Доу и посещая посторонним учеником Академию художеств. К ним примыкает группа других подобных же работ (Плоды и птичка, 1833 Фрукты, 1834 Виноград и фрукты, Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном, б. г. ), отличающихся довольно простыми композициями. Иван Трофимович (Фомич) Хруцкий известен как мастер натюрморта и интерьера, портретист. По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт.
С. 296., «Популярная художественная энциклопедия» Под ред. Поэт К. Батюшков встатье «Прогулка вАкадемию художеств» рассказывает, какое сильное впечатление производил этот портрет налюдей, близко знавших Оленина. Невольно возникает вопрос: все ли сохранившиеся виды принадлежат кисти Ивана Фомича. Ощущение предметного восприятия натуры, своего рода «натюрмортное» видение живописца, достигает наибольшей выразительности в произведениях второй половины 1840-х – 1850-х годов, особенно в женских портретах и так называемых семейных картинах. В XIX веке изображение даров природы практически вытеснило остальные виды натюрморта. Ученик М. Н. Воробьева, Хруцкий не оставляет пейзажной живописи на протяжении всего последующего творчества ("Вид на Елагином острове в Петербурге", 1839 "Вид в имении", 1847 и др. ).
Полотно принадлежало Иосифу Семашко, о чем свидетельствует надпись на обороте. Происходят в жизни художника и другие, гораздо более важные события. Всего несколько ягод свисают с груши и эта деталь задает пространство картины.
Среди портретных произведений художника следует отметить портреты Иосифа Семашко (1842), Потираловской (1842), неизвестного молодого человека (1842). И если Портрет жены стоит ближе к академическому направлению, представленному работами К. П. Брюллова и Ф. А. Бруни, то картина Старуха, вяжущая чулок (1838) сближает Хруцкого с художниками, не имевшими академического образования, – А. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропипиным. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решенный в багряных тонах. Художник изобразил на картине не только лимон, но и много других плодов. В русском искусстве первой половины XIX века декоративные «завтраки» и «плоды» сохранили свое значение прежде всего как академические постановки.
Демонстративное богатство обстановки и одежды контрастирует с его заурядной внешностью. Среднее художественное образование он получил в Полоцком лицее. В 1844 году он приобрёл имение Захарничи в Полоцком уезде (в 20 км от Полоцка), где по собственному проекту построил дом и заложил сад.
Я же в марафоне участвую у Дмитрия. Пейзажи в творчестве Хруцкого стоят особняком, поскольку манера исполнения большинства из них значительно отличается от привычного живописного «почерка» художника, характерного для его натюрмортов и портретов. М., 1970, т. 1. Кроме единичных, персональных изображений Хруцкий пишет также групповые портреты. КакиВенецианов, Крендовский избегает ярких портретных исоциальных характеристик людей. Две ягоды винограда висят чуть ниже поверхности стола и это настоящая находка художника. Дети перед мольбертом», НХМ РБ).
Художник словно раскрашивает форму, придавая ей скульптурный объем, создавая иллюзию «ожившей фотографии». В 29 лет Иван добивается звания академика Академии художеств «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей». Но, на мой взгляд, только приближаются. Сохранились исполненные живописцем парные изображения родителей жены, Ксаверия и Александры Бембновских (оба – 1845, Национальный музей, Варшава), портреты детей четы Хруцких («Портрет сына художника», 1855, «Портрет детей» оба – Курская государственная картинная галерея им. М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г.
Белорус. Олениным «на высочайшее воззрение» Николаю I. Император удостоил автора полотен золотых часов с цепочкой «в поощрение к достойнейшим трудам» 19. Посередине мы видим высокую глиняную вазу с цветами. Здесь так же, как и в «Автопортрете» (1884), Иван Трофимович усиливает выразительность образа удачным использованием контрастного освещения. «Старуха, вяжущая чулок» (ГТГ) и «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» (обе— 1838, НХМРБ)— произведения, за которые И. Ф. Хруцкий в 1838году был удостоен малой золотой медали.
Роскошный букет радует нас яркими и сочными красками лета. Вильчинского — серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже. Глазунова (1843, НХМ РБ) и виленского историка, публициста Н. Малиновского (1847, Национальный музей, Варшава).
С большой любовью художник передает яркий колорит лета, разноцветные переливы цветов занимают центральное место на картине. Хруцкого. S. Malarz Jan Chrucki. Знаменитые русские художники: Биографический справочник.
А. А. Причем остается неясным, получил ли художник звание за конкретную работу или же его удостоили звания как известного Академии отличными трудами в портретной, пейзажной и особенно живописи плодов и овощей.