Как самостоятельный жанр живописи натюрморт начинает существовать в XVII в. в творчестве голландских и фламандских художников.
Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность». Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Это традиционный и излюбленный набор Хеды.
На другом иносказательном уровне представленные на картине фрукты, плоды, цветы и животные обозначают четыре стихии: раковины и улитки — воду бабочка — воздух плоды и цветы — землю обезьяна — огонь. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102. Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Отказ от них — один из способов спасти душу.
Чертами добродушного юмора овеяны образы крестьян в картинах Адриана ван Остаде. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека.
Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Любимая тема их натюрмортов – так называемые завтраки. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры.
Эти образы указывают на то, что искусство вечно. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали.
В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды (около 1594 — около 1680) царит живописный беспорядок. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107.
Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят.
В европейском искусстве приблизительно с XV века получили распространения изображения, призванные создать иллюзию трёхмерности. Справа в глубине изображена таверна. Охотничьи трофеи -- это, прежде всего, охотничьи трофеи -- битая птица и дичь. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма.
Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище.
Натюрморт (Stilleven -- что по-голландски означает -- тихая жизнь) – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым. Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. При всей декоративности и мастерстве исполнения поздние натюрморты предвосхищают закат великой голландской реалистической живописи, наступившей в начале XVIII века и вызванный социальным перерождением голландской буржуазии в последней трети XVII века, распространением новых тенденций в искусстве, связанных с тяготением буржуазии к вкусам французского дворянства. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. Демократичным бытописателем, занимательным рассказчиком был Ян Стен. Расположение предметов и их выбор неслучайны.
Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Красный мак, который традиционно ассоциировался со сном и смертью из-за своего местоположения в букете сменил трактовку: здесь он обозначает искупительную жертву Христа Еще в Средневековье считалось, что цветы мака выросли на земле, орошенной кровью Христа.
Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Эти образы символизируют неумеренность, обжорство и привязанность к плотским удовольствиям.
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693).
В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73.
Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста (1590—1656). У художников следующего поколения веши уже не столько напоминают об отвлечённых истинах, сколько служат для создания самостоятельных художественных образов. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Композиции второго типа, словно ковром, заполняют все пространство полотна. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»). Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия. Чаше всего он писал «прерванные завтраки».
В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Клас размещает предметы в разных планах и всячески подчёркивает трёхмерность изображаемого пространства.
Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс.
Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. Книга, которая выдвинулась из пространства картины и вот-вот упадет, муха, севшая на вазу, которую хочется прихлопнуть – типичные сюжеты для картины-обманки. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Они обратились к окружавшей их действительности, будничным событиям, происходившим изо дня в день в соседней комнате или на соседней улице.
Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая.
В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. – сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными.
Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675.
Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Тогда выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений.
Цветы, запечатленные рукой мастера, говорят особым, чувственным, языком и сообщают живописному произведению гармонию и ритм. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность).
На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки.
Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Все элементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочной гаммой.
На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма. Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует».
Третья разновидность композиционно встроена в фигуру треугольника. де Хемом S-образная форма букета с изящными завитками, предвосхищающими стиль рококо. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82.
Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». 1680).
Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени.
Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Изображенные драгоценные предметы говорят об изысканном вкусе ее клиентуры. Отказ от них – один из способов спасти душу. Например, устрицы считались эротическим символом и современникам это было очевидно: устрицы якобы стимулировали сексуальную потенцию, да и Венера, богиня любви, родилась из раковины.
Харлемский художник Питер Клас (1597—1661) тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. В подобных картинах детали наделены символическим зна-чением. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам.
Своих героев он часто находил среди голландской бедноты. Натюрморты Питера Класа и Виллема Хеды, окутанные холодным рассеянным светом, с почти монохромной красочной гаммой или написанные позднее натюрморты Виллема Кальфа, где по воле художника золотистое освещение вызывает к жизни из полумрака формы и живые краски предметов. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ.
Они как бы хранят следы его прикосновений, подчиняются ритму его движений. В неодушевленных предметах они видели особую, скрытую жизнь, связанную с жизнью человека, с его бытом, привычками, вкусами. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище.
Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Складывается даже своеобразная иконографическая схема с четким делением на пространственные зоны. Голландские художники стали искать новые темы для своих полотен. Справа в глубине изображена таверна. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven).
Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79.
Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон.
Теперь обратим внимание на задний план. Тема Цветы и фрукты, включает, как правило и разнообразных насекомых. Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее). В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки.
Сложнее становятся композиционные построения, декоративнее – краски. В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь.
Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас». Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена.
На некоторых полотнах респектабельная художница пробивала свое имя на серебряном свадебном ноже, богато украшенным фигурами, представляющих собой добродетели веры и умеренности. В радиальной композиции (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Он превращается в пышное украшение жилища высокопоставленных заказчиков. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714).
Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне. Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол.
На картинах Абрахама ван Бейерена (1620 или 1621—1690) и Виллема Калфа (1622—1693) изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов. К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека.
Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Внизу, возле вазы, обычно расположены знаки бренности – сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи в центре – символы скромности и чистоты (средней умеренности), окруженные пышными недолговечными цветами (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов и т. д. ) увенчивает композицию крупный цветок, чаще обладающий положительным значением, этакий венец добродетели (да еще в окружении бабочек и стрекоз). Жанровая специализация художников приняла и географический характер. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий».
Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109.
Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь.
Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704). Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте.
Для этого традиционный голландский натюрморт – с фруктами и цветами, охотничьими трофеями и разнообразной по материалам посудой – дополняется экзотическими насекомыми или мелкими животными и птицами. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины.
Опустевшая раковина, служившая когда-то домом для морского моллюска, твердит о бренности жизни, поникшие и засохшие цветы – о смерти, а выпорхнувшая из кокона бабочка возвещает воскресение и обновление. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. В своей совокупности эти отдельные сюжеты характеризуют и пристальный интерес голландцев к сюжетам повседневной жизни и их любимые занятия и увлеченность экзотикой дальних земель (в композициях присутствуют диковинные раковины, фрукты).
В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст. Картины оживлены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне («Завтрак с крабом», 1648 г. ). Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту.
Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта». Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе.
Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Да и заказчики — чаще не вельможи, а малообразованные бюргеры — больше всего ценили произведения искусства за то, что они «совсем как живые». Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи.
У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград — об искупительной жертве Христа. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых.
Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. И главный акцент на картине попадал на различные предметы. Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества.
Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Венчают компо-зицию два крупных цветка имеющие положительное значение.
Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки.
Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань.
В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке.
Предметы имеют строго определенное место и значение. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Можно слышать различные мнения о деятельности первого русского императора, но в данном случае художник выражает своё мнение и это мнение выражено им очень убедительно. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии.
Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Заманчиво предположить, что, возможно, этот нож был свадебным подарком самой Кларе.
Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Голландия стала лидером среди прочих. Все это свидетельствует о том, что Клара Петерс была весьма преуспевающим живописцем.
Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Такое расположение вазы подчёркивало противопоставление живой природы, видимой из окна и сорванных, помещённых в вазу садовых цветов. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки.
Более того, многие из ее картин выполнены в большом формате, а стоимость таких форматных работ была выше обычных. В то же время в их подборе и расположении скрыт сложный художественный расчет. Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок.
«Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Теперь обратим внимание на задний план. Его живопись приобретает особую выразительность благодаря умелому использованию контраста тёплых и холодных цветов и различных оттенков одного и того же цвета. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой.
На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание.
Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди.
Голландские художники, откликавшиеся на этот спрос, опирались на традиции нидерландского Возрождения, в частности, на творчество Робера Кампена, Рогира ван дер Вейдена, Яна Госсарта и других, кто в картинах на религиозную тематику широко стал использовать элементы натюрморта. Его живопись приобретает особую выразительность благодаря умелому использованию контраста тёплых и холодных цветов и различных оттенков одного и того же цвета.
Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Натюрморты в виде букетов (в вазе, кувшине или просто на столе) обычно составлялись трех видов. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31.