Сравнительная характеристика голландского и фламандского натюрморта на примере работ Ф. Снейдерса Битая дичь и омар и В. Хеда Завтрак с омаром. Что касается других видов натюрморта, следует вспомнить картины круга Яна Давидса де Хема, одного из крупнейших голландских мастеров натюрморта, долгое время работавшего в Антверпене. Ученикдавида Байи, голландский реалист Хем известен великолепными натюрмортами с большим числом деталей, нагруженными композициями, обилием насекомых и прочих декоративных и символичных элементов. Один из самых известных художников писавших голландский натюрморт был Ян Давидс де Хем его картины пользовались большой популярностью. Его картины отличались сочностью цветов, реалистичностью, высокой степенью прозрачности цвета. Таким образом, в своём творчестве он предвосхитил дальнейший путь развития голландского натюрморта81.
В 17 веке в голландском натюрморте появился череп, как символ бренности бытия. Одним из самых ранних натюрмортов, демонстрирующих сервировку голландского стола, является «Накрытый стол» Николаса Гиллиса (около 1580 — после 1632). 1620 — 1690) — голландский художник XVII века, мастер натюрмортов с посудой и фруктами иногда с цветами, рисовал также морские пейзажи. В голландском натюрморте всегда ощущается спокойная созерцательность и особая любовь к передаче реальных форм осязаемо материального мира. Во главе тонального голландского натюрморта стояли проживавшие в Харлеме Питер Клас и Виллем Клас Хеда.
Голландский натюрморт вдохновляет и современных художников, в свое время это был некий прорыв, который не мог остаться не замеченным. Голландский натюрморт интересен не только знатокам живописи, приглашаю вас насладиться картинами и историей. Таким образом, в своём творчестве он предвосхитил дальнейший путь развития голландского натюрморта. Уникальным культурным явлениемXVIIвека называют голландский цветочный натюрморт, который оказал существенное влияние на все дальнейшее развитие живописи в Европе. 1648 г. Спокойствие голландских натюрмортов, за редким исключением, не нарушается присутствием живых существ, но изображение вещей так проникнуто личным отношением, что в натюрморте всегда ощущается близость человека и предметы как бы сохраняют следы его прикосновения. Натюрморт («Stilleven» — что по-голландски означает — «тихая жизнь») – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи.
В голландской живописи для написания натюрмортов использовали эмблемы, каждая из которых имела свое значение. Одним из самых ранних натюрмортов, демонстрирующих сервировку голландского стола, является «Накрытый стол» харлемского художника Николаса Гиллиса (около 1580— после 1632). Именно в этот период на основе реалистических достижений голландской живописи первой половины века и открытий Рембрандта в области светотени и колорита расцвело искусство самого выдающегося из натюрмортистов Голландии – Виллема Калфа. Оно известно как голландский натюрморт и считается одной из вершин в живописи масляными красками.
Голландский натюрморт неисчерпаем в обилии тем. Еще одно направление голландского натюрморта это «Завтрак» и «Десерты» изображения пищи приготовленной, что более приятно, часто на картинах можно было увидеть морепродукты, птицу, обилие фруктов. Винсент ван дер Винне (1629 — 1702) включал в натюрморт портреты и сопровождал их написанными по-голландски изречениями: «помни о смерти» и «все изменяется». Голландский натюрморт XVI–XVII веков — своеобразная интеллектуальная игра, в которой зрителю предлагалось разгадать определенные знаки.
Отличительной особенностью его натюрмортов было непременное присутствие кольца с печаткой, намекавшего на фамилию художника (кольцо по-голландски — ring). Новые существенные изменения произошли и в голландском натюрморте – в нем окончательно побеждают декоративные тенденции. Владеть прекрасными натюрмортами могли себе позволить не только голландские вельможи, но и обычные бюргеры.
Голландский натюрморт не признает резких цветовых сочетаний, красочные тона подчинены градации света и тени. Количество цветочных голландских натюрмортов огромно, но это не умаляет их художественную ценность. Натюрморт с крабом и фруктами 1613 г. Натюрморт с корзиной фруктов 1613 г. Голландские натюрморты просты по композиции и включают, как правило, немногочисленные предметы, а фламандский художник каждый натюрморт стремился превратить в гимн богатству и изобилию даров природы.
Голландские натюрморты привлекают, прежде всего, своей художественной выразительностью, завершенностью, умением раскрыть одухотворенную жизнь предметного мира. Самое приятное направление голландского натюрморта 17 века это «Цветы и Фрукты», которые могли быть изображены вместе на одной картине, почти всегда на картинах присутствует изображение насекомых, часто бабочек. Практически в каждом голландском натюрморте присутствуют тюльпаны.
Блестящая влажная чешуя, насыщенный водяными парами воздух, свет и тени, бегущие по песчаным дюнам и синевато-серой поверхности воды, по рыбацким парусникам и фигурам моряков на берегу, создают правдивую картину жизни голландского побережья. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике.
Композиционным центром, несомненно, является блюдо с ветчиной. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений.
В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. На картинах Абрахама ван Бейерена (1620 или 1621—1690) и Виллема Калфа (1622—1693) изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов. Голландское искусство теряет связи с демократической традицией, утрачивает реалистическую основу, теряет национальную самобытность и вступает в полосу длительного упадка.
Визуальное – это вся самая разнообразная технология остановки живого движения. Вот таким образом голландский натюрморт с цветами – прежде всего ботанически точное изображение цветов и плодов, в то же время наполненное множеством символов и аллегорий. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39.
К кухонному натюрморту Калф обратился еще в свои молодые годы, которые он провел в Париже. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – Тарелка с плодами и раковины1 (1630) и Раковины.
Особенно многочисленны изображения тюльпанов. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ).
Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. Буквальное повторение отдельных мотивов облегчалось существованием штудий с растений. Искусствоведы считают, что в ее пышном букете затесались бабочки и пчелы (что до меня, я бабочек вижу, а пчел – увы). Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей.
Харлемский художник Питер Клас (1597—1661) тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. Вплоть до XVIII века букет цветов, как правило, символизировал бренность, ведь земные радости так же преходящи, как красота цветка. В 50-х и 60-х годах ХУ1 века положение в Нидерландах становится крайне напряженным. Меч и шлем с роскошным плюмажем на картине Юриана ван Стрека указывают на мимолетность земной славы.
Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа.
Пример тому – работа Рейчел Руиш. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Синий ирис олицетворяет отпущение грехов и указывает на возможность спасения через добродетель. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. В ряде случаев им использовался вертикальный формат полотна с доминантой, заданной рёмером или высоким бокалом.
В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника. Важным дополнением к этим наборам являются стеклянные бокалы с вином. Художникам также приходилось ждать смены сезонов, чтобы запечатлеть нужный цветок.
В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. В качестве развлекающих деталей использовались кошки, белки, птицы, бабочки, муравьи и улитки. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Небольшого формата выполнялись произведения, в подсчете на скромные и не большие по площади обстановки голландских домов.
«Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. В этом смысле натюрморт представляет собой образец закрытой семиотической системы.
В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций.
Сдержанная серовато-золотистая оливковая тональная гамма объединяет предметы. «Завтраки» становятся роскошнее и пышнее, поражая богатством колорита. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт.
1680). Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам.
Венчают компо-зицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Благодаря всем этим обстоятельствам голландское бюргерство стремилось к увековечиванию в искусстве своего благосостояния. От первой стадии в творчестве художников начала века с фиксированием выставленных как бы напоказ вещей художники следующего поколения перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами (Клас, Хеда). В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам.
Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь.
Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Вот еще не остывшее от руки поэта перо с поблескивающей капелькой чернил, вот разрезанный гранат, слезящийся рубиновым соком, а вот надкушенная и брошенная на скомканную салфетку булка И вместе с тем это приглашение зачарованно любоваться и наслаждаться великолепием и многоликостью природы. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. "Чтение" натюрморта было чем-то вроде интеллектуальной игры. При всей декоративности и мастерстве исполнения поздние натюрморты предвосхищают закат великой голландской реалистической живописи, наступившей в начале XVIII века и вызванный социальным перерождением голландской буржуазии в последней трети XVII века, распространением новых тенденций в искусстве, связанных с тяготением буржуазии к вкусам французского дворянства.
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Справа в глубине изображена таверна. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение.
Именно особенности эмблематического мышления XVI-XVII вв. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта». Теме быстротечности человеческого существования противопоставляется бессмертие души и знаки бренности внезапно оказываются символами спасения. Тема Цветы и фрукты, включает, как правило и разнообразных насекомых.
Эти образы символизируют неумеренность, обжорство и привязанность к плотским удовольствиям. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. Натюрморт (Stilleven -- что по-голландски означает -- тихая жизнь) – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи. Или: то, что может быть открытой поверхностью и что передает нам ценную информацию о мире. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96.
Каждый из предметов расположен так, что зритель может воспринять его фактуру, объем, мельчайшие детали. Охотничьи трофеи -- это, прежде всего, охотничьи трофеи -- битая птица и дичь. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Очень удачно и расположение всех деталей каждой картины. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». При взгляде на картину возникает ощущение неустойчивого равновесия.
Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность).
Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714).
В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Демократичным бытописателем, занимательным рассказчиком был Ян Стен. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами.
Во время своего путешествия по стране он был очарован видом этих нежных цветов. А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Голландская Вест-Индская компания была основана в 1621 году и опять-таки захватила монополию, но теперь в торговых делах с Америкой.
В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. У Хеды синий цвет узора на блюде смягчен и дан в сочетании с серовато-оливковым тоном лежащих на нем маслин. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности.
При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704). Плоды и омар на столе (1940) – одна из лучших работ Рейкхалса. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693).
Предметы имеют строго определенное место и значение. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Предметный мир в жизни Голландии второй половины века выступает все чаще в качестве свидетельства могущества национальной буржуазии. Все это свидетельствует о том, что Клара Петерс была весьма преуспевающим живописцем.
Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Теперь обратим внимание на задний план. – сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище.
Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Цветочные натюрморты де Хема тоже имели явный фламандский след, отличаясь барочной симфонией красок.
Развиваются естественные науки, обслуживавшие возросшие потребности хозяйства. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Учился у Флориса ван Дейка. Тогда включение касания в зрительный акт и есть визуальное. Скатерть написана с благоговейной тщательностью.
Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы.
Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Используя цветовой контраст, художник обнажает реальность. Эти «завтраки» отличаются простотой изображённых вещей: булочка, оловянные блюда, стеклянные сосуды — вот основные компоненты выдержанных в сероватой красочной гамме изображений. Мастера сами устанавливают цены работ и условия доставки и оплаты, сами совершают отправку покупки заказчику.
Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Первые натюрморты Питера Класа (1697/1698 — 1661) написаны в традициях «накрытых столов». Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами.
Видимое – то, что имеет кожу, оболочку, то, что поверхностно. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение.
Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Практически в каждом голландском натюрморте присутствуют тюльпаны. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии.
Заманчиво предположить, что, возможно, этот нож был свадебным подарком самой Кларе. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Эмблема – своеобразный жанр, рожденный синтезом изобразительного искусства и литературы (см. статью). Этому способствовал целый ряд факторов.
Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим для живописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста.
На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. Виллем Калф (1622 – 1693), крупнейший голландский натюрмортист второй половины ХУ11 века исходил в своем творчестве из достижений Ф. Рейхкале и Я. Трека. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. Большой натюрморт Рыбы на берегу моря принадлежит ученику де Пюттера, лучшему живописцу рыб Абрахаму ван Бейерену (162021 – 1690). Отказ от них — один из способов спасти душу.
Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Натюрморт – один из жанров, в котором голландские национальные черты проявились особенно четко. Содержимое же сосудов трактовалось по-разному. Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас». Он превращается в пышное украшение жилища высокопоставленных заказчиков. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Натюрморты Питера Класа и Виллема Хеды, окутанные холодным рассеянным светом, с почти монохромной красочной гаммой или написанные позднее натюрморты Виллема Кальфа, где по воле художника золотистое освещение вызывает к жизни из полумрака формы и живые краски предметов.
В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Отказ от них – один из способов спасти душу. Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее). За столом у огня сидит веселая компания, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похотью.
Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Заказов на большие картины для церквей голландские художники не получали. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107.
Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Натюрморты с цветами оставались популярными у голландцев и в следующем веке. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста (1590—1656). У художников следующего поколения веши уже не столько напоминают об отвлечённых истинах, сколько служат для создания самостоятельных художественных образов. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти.
Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Изображенные драгоценные предметы говорят об изысканном вкусе ее клиентуры. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь.
Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Со Средиземного моря к ним везли соль, вино, лимоны, виноград и миндаль.
Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником».
Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая. Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок.
Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Скромные Завтраки Класа и Хеды уступают место богатым десертам Абрахама ван Бейерна и Виллема Кальфа, которые включали в натюрморты эффектные фаянсовые блюда, серебряные сосуды, драгоценные кубки и раковины. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Вода – тема крещения, очищения, вино – тема причастия.
Там, куда скатерть не доходит, заметен простой деревянный стол, без всяких прикрас. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры. Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины.
Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Любимая тема их натюрмортов – так называемые завтраки. Своих героев он часто находил среди голландской бедноты. В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст. С 1617 года работал в Харлеме. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне. Питер де Пюттер (до 1600 – 1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрморта. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи.
С удивительным мастерством художник передает цвет каждого предмета. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план.
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Уже в раннем творчестве Класа проявился его необыкновенный талант живописца. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Несмотря на свою значимость и интерес со стороны публики, по мнению академий искусств, натюрморт занимал в общей иерархии жанров последнее место.
Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали.
Чаше всего он писал «прерванные завтраки». В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Среди голландских картин вот таким образом нередко встречаются вещи бездушные, но технически выполненные вполне добротно или произведения в целом малопривлекательные, но поражающие совершенством выполнения отдельных частей, в особенности деталей натюрморта. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16.
Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Жанровая специализация художников приняла и географический характер.
Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует», одним из основных предметов при этом были курительные трубки. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена.
В натюрмортах, как правило, сохранялись оба значения образа и зритель был волен выбрать один из двух смыслов или совместить их. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий».
Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам.
В скором времени тюльпаны распространили во Францию и Англию, в Германию и Голландию. В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки.
Такого рода произведения, как и мясные лавки, часто были частью так называемого цикла первостихий В Западной Европе были распространены большие живописные циклы, состоявшие из нескольких картин и, как правило, висевшие в одной комнате. Справа в глубине изображена таверна. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Картины оживлены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне («Завтрак с крабом», 1648 г. ). Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным.
Их прислал в Аугсбург германский посол при турецком дворе Бусбек. Недаром почти в каждом голландском натюрморте (и редко во фламандском) встречаются предметы из стекла, дающие богатые возможности для решения разнообразных задач по передаче особенностей этого материала с помощью освещения. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102.
Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград — об искупительной жертве Христа. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний.
Эти образы указывают на то, что искусство вечно. 1 столетия.
На них запечатлено присутствие человека в виде крошек, надкушенных булочек и т. д. Они рассказывали интересные истории, наполненные общими для картин того времени аллюзиями и морализаторскими символами. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. определяют своеобразие смыслового подтекста старинных натюрмортов. Все элементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочной гаммой. Другие символы спасения – это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бессмертную душу. Расцветает культура.
Питер Клас (см. репродукции) родился в Бургштейне в 1597 году. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. С большим вкусом художник выбирает предметы для своих произведений. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых.
На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Натюрморт XVII века, который лишен сюжетных "подсказок", превратился в одно из самых загадочных явлений в искусстве. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Теперь обратим внимание на задний план. Сложнее становятся композиционные построения, декоративнее – краски.
Он был одним из первых мастеров голландского натюрморта 17 века. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. Для него передать характерное было так же важно, как показать красивое.
Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке.
В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). В Нидерландах XVII века натюрморт приобрёл очень широкое распространение.
Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. Первые натюрморты просты – хлеб, бокал вина, фрукты, рыба, бекон. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Художник реалистично изображает этот предмет.
Тарелка с хлебом должна вот-вот упасть. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым. Это самое яркое пятно на картине.
Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. В своей совокупности эти отдельные сюжеты характеризуют и пристальный интерес голландцев к сюжетам повседневной жизни и их любимые занятия и увлеченность экзотикой дальних земель (в композициях присутствуют диковинные раковины, фрукты). Натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.
В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды (около 1594 — около 1680) царит живописный беспорядок. Скатерть не закрывает весь стол полностью.
Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»). Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма. К первому из них он был близок широтой тематики: у обоих можно встретить все разновидности жанра натюрморта – от кухонного до роскошного. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа.
Его композиция очень проста и лаконична. Вначале Ян Давидс де Хем пишет фрукты в духе Балтазара ван дер Аста, а также типичные для лейденской школы (Голландия) натюрморты vanitas с изображением книг и закуски, все в русле национального монохромного стиля: простая, уравновешенная композиция, мягкая серо-коричневая гамма, богатство рефлексов. Господствующий в стране кальвинизм был против украшения церквей картинами. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта.
На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Таково полотно "Трубки и жаровня". К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. Впечатление цельности композиции поддерживается единым серо-коричневым колоритом.
Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских завтраках. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон.
Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте.
Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. На первом же плане были кухонная посуда и принесённые на кухню мясо, рыба и множество овощей: тыква, репа, брюква, капуста, морковь, горох, фасоль, лук и огурцы. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма.
Как следствие, голландцы неожиданно приобрели самый высокий уровень жизни в мире. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Расположение предметов и их выбор неслучайны. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена.
Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Это традиционный и излюбленный набор Хеды. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта.
Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. В подобных картинах детали наделены символическим зна-чением.
Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, — всё здесь напоминает о недавнем присутствии человека. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40.
На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. В XVII веке Амстердам стал крупнейшим торговым портом мира.
Чертами добродушного юмора овеяны образы крестьян в картинах Адриана ван Остаде.