Его «птичьи дворы» и «зверинцы» не являются натюрмортами в строгом смысле слова, однако для голландцев XVII века они входили в ту же категорию, что и изображения цветов или фруктов100. C кухонным натюрмортом нередко сближаются работы художников-жанристов, писавших сцены из повседневной жизни голландцев. Его «птичьи дворы» и «зверинцы» не являются натюрмортами в строгом смысле слова, однако для голландцев XVII века они входили в ту же категорию, что и изображения цветов или фруктов.
Большой натюрморт Рыбы на берегу моря принадлежит ученику де Пюттера, лучшему живописцу рыб Абрахаму ван Бейерену (162021 – 1690). Кажется, будто художник, еще не уверенный в успехе нового жанра, пытается убедить зрителя в его достоинствах путем занимательного выбора и обилия изображенных предметов. Для него передать характерное было так же важно, как показать красивое.
Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки.
Натюрморты этого типа впервые появились во фламандской живописи XVII века, а затем получили распространение в Голландии, Италии и Испании. В качестве развлекающих деталей использовались кошки, белки, птицы, бабочки, муравьи и улитки. Да и заказчики — чаще не вельможи, а малообразованные бюргеры — больше всего ценили произведения искусства за то, что они «совсем как живые».
Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне. Его живопись приобретает особую выразительность благодаря умелому использованию контраста тёплых и холодных цветов и различных оттенков одного и того же цвета. Чертами добродушного юмора овеяны образы крестьян в картинах Адриана ван Остаде.
В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. В подобных картинах детали наделены символическим зна-чением. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Впечатление цельности композиции поддерживается единым серо-коричневым колоритом.
Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Недавнее присутствие человека ощутимо в беспорядке, естественности, с которыми расположены только что служившие ему вещи. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675.
В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой.
Основоположником голландского натюрморта считается художник Босхарт Амброзиус 1573-1621. В своих голландских натюрмортах художник уделял особое внимание ярким цветам во всевозможных сочетаниях. Художник (или художники т. к. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный.
С этого времени он стал создавать роскошные натюрморты, отличающиеся красочностью и декоративностью. В 50-х и 60-х годах ХУ1 века положение в Нидерландах становится крайне напряженным. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых.
Чаше всего он писал «прерванные завтраки». На первом же плане были кухонная посуда и принесённые на кухню мясо, рыба и множество овощей: тыква, репа, брюква, капуста, морковь, горох, фасоль, лук и огурцы. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Натюрморты в виде букетов (в вазе, кувшине или просто на столе) обычно составлялись трех видов.
Третья разновидность композиционно встроена в фигуру треугольника. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна.
Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Голландские художники стали искать новые темы для своих полотен.
Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание.
Все элементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочной гаммой. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище.
У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82.
Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста (1590—1656). У художников следующего поколения веши уже не столько напоминают об отвлечённых истинах, сколько служат для создания самостоятельных художественных образов. Изображаемые предметы обычно располагались подчёркнуто небрежно, хаотично: это должно было демонстрировать пренебрежительное отношение к их материальной ценности, а также символизировать тщету людских деяний2255.
Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке.
Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования. Натюрморты с цветами оставались популярными у голландцев и в следующем веке. Любимая тема их натюрмортов – так называемые завтраки. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс.
Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины.
Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Но этот беспорядок лишь кажущийся, так как композиция каждого натюрморта строжайше продумана.
В поздний период творчества ван Бейерен обращается к теме завтраков, но не в прежнем скромном, типичном для Класа и Хеды, а в роскошном и пышном варианте, который будет характерен для второй половины ХУ. Предметы имеют строго определенное место и значение. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами.
Натюрморт – один из жанров, в котором голландские национальные черты проявились особенно четко. Эти образы указывают на то, что искусство вечно. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Венчают компо-зицию два крупных цветка имеющие положительное значение.
Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды.
Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. 1 столетия.
Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия. Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными.
Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон.
Развиваются естественные науки, обслуживавшие возросшие потребности хозяйства. Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок.
Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде. Вначале Ян Давидс де Хем пишет фрукты в духе Балтазара ван дер Аста, а также типичные для лейденской школы (Голландия) натюрморты vanitas с изображением книг и закуски, все в русле национального монохромного стиля: простая, уравновешенная композиция, мягкая серо-коричневая гамма, богатство рефлексов. Синий ирис олицетворяет отпущение грехов и указывает на возможность спасения через добродетель.
Голландская Вест-Индская компания была основана в 1621 году и опять-таки захватила монополию, но теперь в торговых делах с Америкой. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая В католичестве День святого Николая принято отмечать 6 декабря. Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских завтраках. К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей.
Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – Тарелка с плодами и раковины1 (1630) и Раковины.
Своих героев он часто находил среди голландской бедноты. Со времён античности художники стремились к максимально достоверному иллюзионистскому воспроизведению натуры. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры. И эту картину понемногу дописывал в течение года: например весной писал на картине весенние цветы, летом – летние, осенью – фрукты.
почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение. Тогда выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт.
Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам.
Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии.
Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Со Средиземного моря к ним везли соль, вино, лимоны, виноград и миндаль.
Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – Тарелка с плодами и раковины (1630) и Раковины. Манера письма голландцев отличается спокойной деловитостью, уверенностью, точностью и энергичностью мазка и свидетельствует о большой добросовестности и любви к самому ремеслу. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена.
Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь.
Изображаемые предметы обычно располагались подчёркнуто небрежно, хаотично: это должно было демонстрировать пренебрежительное отношение к их материальной ценности, а также символизировать тщету людских деяний. Отказ от них — один из способов спасти душу. это лучше получается у следующих поколений, когда уже лучше видно – что и как происходило, какую специфику в истории это имело.
Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. В ряде случаев им использовался вертикальный формат полотна с доминантой, заданной рёмером или высоким бокалом. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87.
Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Харлемский художник Питер Клас (1597—1661) тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение.
К кухонному натюрморту Калф обратился еще в свои молодые годы, которые он провел в Париже. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. В 40 – 50-е годы бытовая живопись является одним из главных жанров, авторы которого в истории обрели наименование малых голландцев то ли за безыскусность сюжета или же из-за малых размеров картин, а может быть и за то и за другое. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи.
На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым. В радиальной композиции (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует».
На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии.
Пчелы символизируют страсти Христовы, а бабочки – воскресенье и бессмертную богоподобную душу. 1680). К тому же нельзя забывать, что каждый предмет был частью композиции и его можно было прочитать по-разному – в зависимости от контекста и от общего послания натюрморта. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Искусствоведы считают, что в ее пышном букете затесались бабочки и пчелы (что до меня, я бабочек вижу, а пчел – увы).
Оранжево-красная скатерть, синяя ленточка часов, яркая желтизна лимона и серебристые рефлексы на стекле и металле говорят об отказе от монохромного начала, о новом понимании колорита. Сложнее становятся композиционные построения, декоративнее – краски. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам.
Синий ирис олицетворяет отпущение грехов и указывает на возможность спасения через добродетель. Расположение предметов и их выбор неслучайны.
Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Цветочные натюрморты де Хема тоже имели явный фламандский след, отличаясь барочной симфонией красок78. Т. е.
Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Это традиционный и излюбленный набор Хеды.
Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Внизу, возле вазы, обычно расположены знаки бренности – сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи в центре – символы скромности и чистоты (средней умеренности), окруженные пышными недолговечными цветами (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов и т. д. ) увенчивает композицию крупный цветок, чаще обладающий положительным значением, этакий венец добродетели (да еще в окружении бабочек и стрекоз). Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704).
у основания вазы художник изобразил символы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засохшие стручки гороха. Теперь обратим внимание на задний план. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград — об искупительной жертве Христа. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714). Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи.
де Хемом S-образная форма букета с изящными завитками, предвосхищающими стиль рококо. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание.
Среди его работ – жанровые сцены на евангельские сюжеты, а также изображения рынков и лавок. Расцветает культура. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74.
На раннем этапе преобладали цветочные натюрморты, отражавшие увлечение голландцев цветоводством. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. Тема Цветы и фрукты, включает, как правило и разнообразных насекомых. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма.
На тематику и становление натюрморта влияло не только время, но и локальные особенности того или иного города. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали.
Охотничьи трофеи -- это, прежде всего, охотничьи трофеи -- битая птица и дичь. Недаром почти в каждом голландском натюрморте (и редко во фламандском) встречаются предметы из стекла, дающие богатые возможности для решения разнообразных задач по передаче особенностей этого материала с помощью освещения. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ).
Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений. Чаще всего изображались предметы, типичные для обстановки жилища зажиточного бюргера— книги, письменные и туалетные принадлежности, разнообразные безделушки, охотничьи трофеи— причём художник стремился нарисовать их так, чтобы они казались действительно стоящими на полке или висящими на стене67. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность).
При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. В своей совокупности эти отдельные сюжеты характеризуют и пристальный интерес голландцев к сюжетам повседневной жизни и их любимые занятия и увлеченность экзотикой дальних земель (в композициях присутствуют диковинные раковины, фрукты). Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров.
Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Линии, переплетения и оттенки стеблей, бутонов, раскрытых соцветий, присутствующих в натюрморте, словно создают сложную симфонию, заставляющую зрителя не только любоваться, но и взволнованно переживать непостижимую красоту мира.
Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». На этой картине в относительно тесном пространстве сконцентрировано множество предметов— атрибутов жанра: книги, свеча, монета, зеркало, трубка, сорванные и увядающие цветы, песочные цветы и т. д. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Теперь обратим внимание на задний план. В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Отказ от них – один из способов спасти душу.
«Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Композиция как фламандских, так и голландских произведений довольно стереотипна: плотный букет, собранный в вазу или корзину, сочетается с несколькими цветами, разбросанными врозь. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Пример тому – работа Рейчел Руиш.
Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды (около 1594 — около 1680) царит живописный беспорядок. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует».
В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Плоды и омар на столе (1940) – одна из лучших работ Рейкхалса. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта.
Композиции второго типа, словно ковром, заполняют все пространство полотна. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины.
Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Основу кальвинистской церкви составляют так называемые конгрегации – автономные сообщества, управляемые пастором, диаконом и старейшинами, выбранными из мирян. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». – сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого. Виллем Калф (1622 – 1693), крупнейший голландский натюрмортист второй половины ХУ11 века исходил в своем творчестве из достижений Ф. Рейхкале и Я. Трека. Он превращается в пышное украшение жилища высокопоставленных заказчиков.
Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Натюрморт (Stilleven -- что по-голландски означает -- тихая жизнь) – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи.
Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне Вспомним, что в Притче о блудном сыне есть несколько сюжетов. Заманчиво предположить, что, возможно, этот нож был свадебным подарком самой Кларе. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует».
Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ.
В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины. И главный акцент на картине попадал на различные предметы. Буквальное повторение отдельных мотивов облегчалось существованием штудий с растений.
Все это свидетельствует о том, что Клара Петерс была весьма преуспевающим живописцем. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Создание подобных натюрмортов было примерно таким. Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим для живописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета. И эти мастерские работали круглый год, без перерывов на безцветочную зиму).
За столом у огня сидит веселая компания, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похотью. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Натюрморты этого типа впервые появились во фламандской живописи XVII века, а затем получили распространение в Голландии, Италии и Испании52.
Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Голландия стала лидером среди прочих. Погасшая свеча указывает на бренность и мимолетность человеческого существования, беспорядок на столе — на разрушение. На картинах Абрахама ван Бейерена (1620 или 1621—1690) и Виллема Калфа (1622—1693) изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов.
Натюрморт с фруктами Б. ван дер Аста иллюстрирует раннюю стадию голландского натюрморта, для которой характерен подбор несколько необычных объектов изображения: диковинных раковин, экзотических птиц и плодов, ярких, пестрых насекомых и цветов. Питер де Пюттер (до 1600 – 1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрморта. Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.
Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Изображенные драгоценные предметы говорят об изысканном вкусе ее клиентуры. Заказов на большие картины для церквей голландские художники не получали. А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение.
Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта».
Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107.
Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Демократичным бытописателем, занимательным рассказчиком был Ян Стен. Большой натюрморт Рыбы на берегу моря принадлежит ученику де Пюттера, лучшему живописцу рыб Абрахаму ван Бейерену (162021 – 1690). Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста.
Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта. Справа в глубине изображена таверна. Как следствие, голландцы неожиданно приобрели самый высокий уровень жизни в мире. Вот еще не остывшее от руки поэта перо с поблескивающей капелькой чернил, вот разрезанный гранат, слезящийся рубиновым соком, а вот надкушенная и брошенная на скомканную салфетку булка И вместе с тем это приглашение зачарованно любоваться и наслаждаться великолепием и многоликостью природы. Картины оживлены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне («Завтрак с крабом», 1648 г. ). Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным.
На картинах этого жанра изображалась разнообразная кухонная утварь и продукты, предназначенные для приготовления обеда. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти.
В каждом художественном центре страны художники предпочитали свои композиции: в Утрехте — из цветов и плодов, в Гааге — из рыбы. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии.
Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39.
Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. Справа в глубине изображена таверна. В XVII веке Амстердам стал крупнейшим торговым портом мира. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности.
На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Натюрморты Питера Класа и Виллема Хеды, окутанные холодным рассеянным светом, с почти монохромной красочной гаммой или написанные позднее натюрморты Виллема Кальфа, где по воле художника золотистое освещение вызывает к жизни из полумрака формы и живые краски предметов. Скатерть написана с благоговейной тщательностью.
Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени.