Неумолимо отсчитывая бег времени, они свидетельствуют о бренности земной красоты. Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля) красный — цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры голубой или синий символизировал все небесное, святое а зеленый — цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни. Завоевав формальную независимость, натюрморт помнил о своих корнях. Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше. Тщательно продумана композиция прекрасного натюрморта «Цветы и плоды» (1723, Эрмитаж, Санкт-Петербург), где букет из алых маков и разноцветных гвоздик гармонично сочетается с лежащими на мраморном столе фруктами.
Уснувшая, неподвижная рыба на полотнах мастера выглядит необыкновенно выразительной. Ярким цветовым пятном выделяется красное вино, до половины заполнившее высокую рюмку. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Как и все натюрморты того времени, творения Кальфа были призваны выразить иконографическую мысль о бренности — «memento mori» («помни о смерти»), служить предостережением о том, что все вещи, живые и неживые в конце концов преходящи.
Натюрморт с лангустом П. Клас. Его изобретение оказало бы огромнейшее влияние на развитие мировой экономики. Не менее красивы и букеты, написанные Хейсумом на светлом фоне. Ярким примером великолепных натюрмортов является картина «Цветы» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), написанная Хейсумом в 1722 году.
На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Такая особенность композиции, указывающая на явное обращение к зрителю, свойственна и натюрмортам других голландских художников, работавших в то время. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета. Также он написал ряд цветочных пейзажей. Художник разместил цветы не хаотично, а с определенным расчетом: внизу располагаются самые крупные (розы, маки и др. ), над ними — более мелкие (тюльпаны, нарциссы).
Самые успешные года его карьеры – это время работы в Гааге, благодаря этим работам он стал известным живописцем. С таким же мастерством показаны и обычные домашние птицы: яркие утки, куры, горластые петухи, прогуливающиеся между гордыми «иностранцами» («Домашние птицы», «Птицы в парке», 1686 — обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка.
Отец умер, когда мальчику было 6 лет. Частые «гости» картин – музыкальные инструменты, которые художники (например, Питер де Ринг) «разглядели» во многом благодаря Караваджо. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Творчество Абрахама ван Бейерена принадлежит к вершинам голландского натюрмортного жанра.
Его символом стали инструментальные пьесы «Pегреtuum mobile» («Вечное движение») самых разных композиторов: Н. Паганини, Ф. Мендельсона, Н. Римского-Корсакова и др. Мастеров натюрморта, подобно большинству живописцев Голландии, отличала узкая специализация, верность в творчестве одной разновидности жанра тем самым создавалась возможность глубокого проникновения в избранную тему. Годы жизни: 1620 – 1690.
Заказов на большие картины дляцерквей голландские художники не получали. Абрахам ван Бейерен умер в1690 году в Роттердаме. Натюрморт с рыбой П. Клас.
Особую прелесть композиции придают красиво изогнутые виноградные лозы. Ведь люди по-разному оценивали вещный мир. Композиции «vanitas vanitatum» создавали Бартоломеус Брейн, Антонио Переда, Ян ван де Велде, Ян Альбертс Ротиус, Николас ван Гелдер (картины включали изображение человеческих черепов, песочных часов, символизировавших быстротечность жизни и прочих атрибутов, напоминающих человеку, что он лишь гость на этой земле, в вечном Божьем мире). В общей сдержанной гамме натюрморта рыбы создают звучный цветовой аккорд. Создавая разные композиции на одну тему, художник в одном случае размещает улов на берегу моря (Рыбы на берегу), в другом — располагает на кухонном столе (Рыбы на столе), в третьем подвешивает на крюке на стену (Рыбы в корзине). В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима.
Еще одна излюбленная тематика – охотничья (Абрахам ван Бейерен, Хармен Стенвик). Можно спорить о том, относятся ли эти произведения к жанру натюрморта (хотя выше уже упоминалось, что для голландских живописцев натюрморт — это не только изображение «мертвой натуры»), но в искусстве Голландии подобные композиции пользовались необыкновенной популярностью. Внизу на выпавшем из вазы стебле сидит светлая бабочка — обычный элемент букетов Хейсума. Среди лучших работ художника — «Натюрморт с фруктами» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), свидетельствующий о необыкновенном колористическом мастерстве автора. Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами.
В 1650-ые и 1660-е годы он рисует китайский фарфор, стекло, серебро и фрукты. Знаменитым мастером роскошных натюрмортов был художник из Делфта Виллем Калф. Свет, падающий слева, выхватывает всю предметную группу и отделяет ее от темного фона.
Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Кальфу однако было важно другое. Творческое воображение помогает Бейерену постоянно находить оригинальные решения темы. «Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека», — говорил художник.
На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. Расцвет этого жанра закономерен в прибрежном городе, каким является Гаага. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. От своего учителя Бейерен перенял интерес к изображению рыб. 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой.
Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. За веткой с лавровыми листьями стоит красивая белая фаянсовая ваза с синим рисунком. О жизни художника известно немного. Художник разместил цветы не хаотично, а с определенным расчетом: внизу располагаются самые крупные (розы, маки и др. ), над ними — более мелкие (тюльпаны, нарциссы). Таковы картины «Рыбы на столе», «Рыбы в корзине» (обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург), «Морские рыбы и краб» (Маурицхёйс, Гаага), где сверкание серебристой рыбьей чешуи подчеркивается блеском металлической посуды: кувшинов, блюд, мисок.
Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Искусство говорит с людьми на языке символов. В 1640-х годах он писал преимущественно морские пейзажи.
В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Особое место приобрели изображения торжественных встреч представителей стрелковых гильдий. Интерес к этому жанру художник воспринял от своего учителя, Питера де Пюттера.
Однако это не так. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей. Однако и натуральное филе и котлеты делаются абсолютно одинаковыми по форме и размерам и, кроме того, панируются одинаковой панировкой (обычно кляроподобным соусом), а непосредственно перед подачей к столу и те и другие изделия обжариваются во фритюре так, что приобретают одинаковый вид — порой и сам повар не может отличить мясо-филе от котлеты. Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное.
Каких только экзотических пернатых красавцев не встретишь в его композициях. Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853—1890) отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу. Тщательно продумана композиция прекрасного натюрморта «Цветы и плоды» (1723, Эрмитаж, Санкт-Петербург), где букет из алых маков и разноцветных гвоздик гармонично сочетается с лежащими на мраморном столе фруктами.
Не только состав предметов — сама живопись становится драгоценной в этих натюрмортах. Цель художника создать красочное пиршество из плодов родной земли. Но, создавая в 1722 году «Цветы», он изменил своему правилу и воспользовался темным фоном, благодаря чему выразительность нарядного натюрморта значительно усилилась. Ягоды и фрукты на его картинах кажутся только что принесенными из сада., а также типичные для лейденской школы (Голландия)натюрморты vanitas с изображением книг изакуски, все в русле национального монохромного стиля: простая, уравновешеннаякомпозиция, мягкая серо-коричневая гамма, богатство рефлексов.
Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Натюрморт, которому посвящена эта книга, возник в XVI веке. Он родился в Гааге, работал поочередно в Лейдене, Гааге, Амстердаме и Роттердаме.
Пример тому – работа Рейчел Руиш. Перед ними – китайское блюдо, на котором лежит бокал-румер. С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации.
Основных видов натюрморта несколько. Отказ от них – один из способов спасти душу. Бейерен очень внимательно фиксирует мельчайшие свойства вещей. Так, Иос ван Клеве (1464 — ок. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей.
Ренессанс соединил античное понимание со средневековым. Большая каменная ваза полускрыта роскошным букетом. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов.
Художник тщательно выписывает мельчайшие детали, будь то цветочная пыльца, прозрачные капельки росы на плодах или едва заметные прожилки на крылышке насекомого, но это ничуть не мешает общему декоративному эффекту картины. В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Резким контрастом к этим небольшим полотнам выглядят картины фламандских художников того же времени. 1493 — ок. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды.
Также ему принадлежит ряд цветочных пейзажей. Огромную популярность приобрели сцены на рынке, «завтраки». Со Средиземного моря к ним везли соль, вино, лимоны, виноград и миндаль. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. С таким же мастерством показаны и обычные домашние птицы: яркие утки, куры, горластые петухи, прогуливающиеся между гордыми «иностранцами» («Домашние птицы», «Птицы в парке», 1686 — обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург). После веков господства в живописи религиозных, а позднее и мифологических сюжетов изображение мира предметов обрело самостоятельность благодаря замечательным достижениям голландских художников 17 века.
Несмотря на свою состоятельность, Кальф так и не обзавёлся собственным домом. Такими «посланиями» выглядят причудливые работы Джузеппе Арчимбольдо. Виллем Кальф умер в возрасте 74 лет.
Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь. На заднем плане изображены серебряный кувшин с крышкой и бокал венецианского стекла. Морской промысел очень много значил в хозяйстве Голландии и в жизни ее народа. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Корнелия была известным каллиграфом и поэтессой. Абрахам ван Бейерен является основателем гаагской гильдии художников.
Знаменитым мастером роскошных натюрмортов был художник из Делфта Виллем Калф. Лежащие на столе часы позволяют многим исследователям причислить этот натюрморт к типу vanitas («суета сует»). В 1640 году он был принят также в Делфтскую гильдию. Он часто помогал попавшим в нужду коллегам и знакомым.
В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Таким образом мастер добивался разнообразия цветовых нюансов и валеров. Иногда Бейерен переносит свои рыбные натюрморты в закрытое помещение. Уже первые Завтраки Бейерена, близкие своим демократическим характером и скромным составом предметов к традиции харлемской школы (Клас, Хеда), превосходили работы ранних голландских натюрмортистов широтой и смелостью живописи, построенной на сочной гамме коричневых, красных, желтых и белых тонов и типичным для Бейерена внутренним динамизмом (Завтрак, 1642, Москва, Гос.
Он был основателем гильдии художников в Гааге. В Средние века считалось, что обыденная, «временная» вещь, которая может сломаться испортиться, разбиться, – суть отражение одной из граней мира вечного. Теперь обратим внимание на задний план. В XVII веке Амстердам стал крупнейшим торговым портом мира.
Цветовая гамма полотна основана на оттенках желтого (занавеска), оранжевого (апельсины), бело-голубого (ваза) и зеленого (бархатная скатерть). Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. Крабы и омар, виноград и дыпя – по том временам весьма изысканные кушанья. Искусствоведы считают, что в ее пышном букете затесались бабочки и пчелы (что до меня, я бабочек вижу, а пчел – увы).
Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России». Частый персонаж его натюрмортов — муха, мирно ползущая по нежному лепестку тюльпана. Натюрморт «Закуска» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) восхищает своим красочным богатством, виртуозной передачей материальной сущности предметов: дорогой посуды из блестящего металла и стекла, сочных фруктов, пронизанных теплом летнего солнца. Ягоды и фрукты на его картинах кажутся только что принесенными из сада. Бахтин).
Оттого в средневековом искусстве художник изображает не просто раскрытую книгу, белоснежную простыню или апельсин, а символы – мудрости, чистоты, райского блаженства. Обычно в натюрмортах Снейдерса человеческие фигуры теряются среди изобилия земных даров. Художник Маринус ван Реймерсвале (ок. Рамам картин становится тесно от неиссякаемого изобилия даров природы.
Их яркая зрелищность усиливалась элементами архитектуры (колонна, ниша), отдернутым занавесом, насыщенными светло-желтыми, красными, зелеными, фиолетовыми красками (Десерт, Амстердам, Рейксмузеум). В ХХ веке русский философ Даниил Андреев говорил, что вещь – это «весть», переданная одним человеком другому. 1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе. Свободная, почти эскизная манера письма придает изображению жизнь и движение, написанная жидкой краской чешуя отливает влажным блеском. Он писал натюрморты.
Работа в других городах, соприкосновение с иными художественными кругами, вероятно, послужили импульсом к увлечению Бейерена темой богатых десертов и букетов, — именно эти разновидности натюрморта чаще встречаются в его позднем творчестве. Биография: Абрахам ван Бейерен (1620 – 1690) – нидерландский художник эпохи барокко, который известен своими богатыми натюрмортами. Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. В 1640-х годах он писал преимущественно морские пейзажи. На фотографии Натюрморт с омарами, холст, масло, 105x130.
Так, для Утрехта характерен цветочный, для Гааги — рыбный, в университетском Лейдене сложился тип ученого натюрморта vanitas (суета сует), в Роттердаме предпочитали изображения кухонной утвари в интерьере, а в Харлеме — знаменитые завтраки. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Однако этовоздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим дляживописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета. Каждый художественный центр разработал определенный тип натюрморта. Эволюция этого вида натюрморта от завтраков харлемских художников первой трети 17 века очевидна: тот же прием помещения стола у переднего края картины, на фоне глухой стены, в зависимости от группировки предметов развитие композиции по вертикали или горизонтали.
Таким образом мастер добивался разнообразия цветовых нюансов и валеров. Он писал натюрморты. Завоевав формальную независимость, натюрморт помнил о своих корнях.
Рядом с ним справедливо назвать Абрахама ван Бейерена. В Голландии сформировалось искусство, правдиво отражавшее быт, нравы, природу родины. Таков «Десерт» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), авторство которого ранее приписывалось художнику круга Яна Давидса де Хема, а затем живописцу Верендалю. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Но если вглядеться в каждую из работ, представленных в книге, то можно понять, насколько много различных «сообщений» таит в себе история натюрморта.
Ярким примером творчества Юриана ван Стрека является полотно «Закуска» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Также он написал ряд цветочных пейзажей. Как следствие, голландцы неожиданно приобрели самый высокий уровень жизни в мире. Справа в глубине изображена таверна. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых.
Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Изображая лимон, опущенный в бокал, художник с помощью тончайших цветовых градаций показывает различие между его верхней частью и нижней, погруженной в прозрачное вино. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Пышный букет увенчан листьями и тонкими стеблями, составляющими изящный узор.
В 1640 году он был принят также в Делфтскую гильдию. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Кунстхауз, Цюрих. У них родилось четверо детей.
Эрмитаж). В десертах дано изображение накрытого стола с драгоценной посудой и изысканными закусками. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой.
Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии.
В 1640-х годах Абрахам ван Бейерен преимущественно работает над морскими пейзажами. Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц. Виртуозно передана блестящая поверхность металлического блюда и изящной позолоченной статуэтки, стоящей в центре мраморного стола, покрытого темной салфеткой.
Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Эта картина представляет Бейерена как замечательного колориста, умеющего передать цвет в различных его оттенках. Таков «Десерт» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), авторство которого ранее приписывалось художнику круга Яна Давидса де Хема, а затем живописцу Верендалю. И только музыке как искусству временному подвластно воплощение образа «вечного движения». Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки.
Натюрморты с цветами оставались популярными у голландцев и в следующем веке. Он показывает богатый улов рыбы на берегу, на столе, в корзине. В 1640 году его принимают в гильдию художников в Делфте. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Название происходит от французского слова эпиграмма, что означает — насмешка. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух).
Мало что известно о личной жизни Абрахама ван Бейерена. Не менее красивы и букеты, написанные Хейсумом на светлом фоне. Художник специализировался на создании натюрмортов.
поселился в Париже. С 1650 по 1669 художник рисует, в основном, китайский фарфор, серебро, стекло и фрукты. Так, для Утрехта характерен цветочный, для Гааги — рыбный, в университетском Лейдене сложился тип ученого натюрморта vanitas (суета сует), в Роттердаме предпочитали изображения кухонной утвари в интерьере, а в Харлеме — знаменитые завтраки. Один из основателей общества живописцев Confreria pictura в Гааге в 1656.
Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Так, красный присутствует на полотне в виде глубокого тона алой скатерти искрящегося рубинового блеска в рюмке с вином, красно-оранжевого цвета апельсина. В 1650-ые и 1660-е годы он рисует китайский фарфор, стекло, серебро и фрукты. Состоит в том, что, например из 3 кг мяса лучшая его часть, но крайне незначительная используется в натуральном виде, в то время как остальная (большая) превращается в фарш и идет на котлеты.
Создавая разные композиции на одну тему, художник в одном случае размещает улов на берегу моря (Рыбы на берегу), в другом — располагает на кухонном столе (Рыбы на столе), в третьем подвешивает на крюке на стену (Рыбы в корзине). Там, благодаря своим «крестьянским интерьерам», написанным во фламандской традиции, близкой к творчеству Давида Теньера и других художников XVII в., Кальф быстро завоевал признание. Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи. Причина позднего появления натюрморта кроется в особенностях человеческой психологии.
Уснувшая, неподвижная рыба на полотнах мастера выглядит необыкновенно выразительной. На передке повозки — три яблока.
Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость.