В ранних натюрмортах Матисса, таких как «Натюрморт с голубой скатертью» (1909), подчеркнутая материальность предметов «перебивается» выразительным узором ткани. В период 1946–1948 годов краски написанных Матиссом интерьеров вновь стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947), построены на контрасте между светом и темнотой, внутренним и внешним пространством. Прежде чем перейти к непосредственно анализу и сравнению двух произведений — натюрморта «Персики и груши» Поля Сезанна и натюрморта «Фрукты и бронза» Анри Матисса — мне представляется необходимым определить временные (и, соответственно, стилистические) рамки, к которым относятся данные полотна. Жизнь картиныНа одной из фотографий, сделанных в декабре 1940 года в мастерской Матисса в Ницце, натюрморт «Раковина на черном мраморе» виден висящим на стене слева, а над ним висит исполненный с натюрморта коллаж из бумаги, окрашенной гуашью.
Своим ясным, жизнерадостным искусством Матисс стремился дать покой измученным душам людей в эмоциональной атмосфере XX в. Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII в., но первоначально он рассматривался как «низший» жанр. Картина Анри Матисса Натюрморт: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Когда Пикассо и Матисс решили обменяться друг с другом работами, знаменитый испанец выбрал себе «Тюльпаны и устрицы» (1943): этот натюрморт пришелся ему по душе своим напряженным колоритом. В период 1946—1948 годов краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948), построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами.
Натюрморты Матисса охотно приобретал и Сергей Щукин. В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью».
Через два года Матисс выставляет картину Роскошь (Париж, Музей современного искусства)— свидетельство достигнутой им творческой зрелости, но и она была встречена резкими нападками критики и насмешками зрителей. В композициях художника появляются вазы с роскошными цветами на фоне разноцветных занавесок и стен, окрашенных яркими красками («Вазы с ирисами», 1912 «Букет цветов на веранде», 1913, обе – в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Голубая ваза с цветами на синей скатерти», 1913, ГМИИ, Москва). Позднее картины Матисса начали скупать американские коллекционеры. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. Некоторые из учащихся женского пола запротестовали: обнаженная модель на помосте — это хорошо, но несколько неудобно, когда один из твоих товарищей голым разгуливает по классу. Картины его даже находили покупателей.
Матисс с женой посетили также Венецию. Познакомившись с живописью импрессионистов, постимпрессионистов, а также полотнами английского пейзажиста Дж. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. В 1917 обосновался в Ницце.
К этому моменту живопись уже успевает не только вырваться из оков академизма в мир реализма барбизонской школы и натурализма Курбе, но и совершить следующие, ещё более смелые шаги — сначала просто оттенить реальность мимолётным впечатлением художника (в импрессионизме), а затем и вовсе подменить её личным видением, весьма далёким от оптической достоверности (в постимпрессионизме) либо стремившимся к ней окольными путями (в неоимпрессионизме). Со второй половины 1900-х гг. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.
Таким образом, статичный на первый взгляд мотив становится драматичным сюжетом, глубоким и психологически выразительным («Биллиард», 1944, Национальный музей современного искусства, Париж «Биллиард», 1945, частное собрание). Графические и чисто визуальные знаки в композициях Брака вступают в сложные взаимоотношения друг с другом, они перестраиваются и создают причудливые пластические и смысловые комбинации («Вальс», 1912, Фонд П. Гуггенхейм, Венеция «Бокал, скрипка и нотная тетрадь», 1913, Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн). В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Тема панно — танец.
Примером позднего творчества Матисса является натюрморт 1940 года «Раковина на черном мраморе», написанный в Ницце, в тот период, когда для Франции начинались тяжкие испытания. Он свято верил, что призвание художника — воплощать в искусстве правду, которая ему открылась. Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 и др. ). Сюда вошли восемь больших полотен в жанре натюрморта. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Впрочем, пребывание в мастерской Моро было недолгим.
Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять. Едва поправившись после тяжелой операции, художник вновь приступил к занятиям живописью. Последним значительным созданием Матисса стала Капелла Четок в Вансе, где все (архитектура, росписи, витражи, мебель, ризы священников) принадлежало его творческой мысли.
Все эти полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, являются результатом долгого изучения природных форм. На следующий год познакомился с Сергеем Щукиным, который сделался его патроном. ред. ). Но когда дело касалось искусства, тогда он проявлял редкую твердость характера. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами. Можно сказать, что Матиссу удалось гармонично выразить непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Тот факт, что натюрморт «Фрукты и бронза» приходится на закат фовизма, позволяет предположить, что достижения этого стиля будут использоваться уже в рамках определённой умеренной, менее вызывающе-экспериментальной и более практической доктрины.
Морально Матисса поддерживала дружба с близкими ему по духу художниками. Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа8.
Тема панно — танец. Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. В этом контексте термин «постимпрессионизм» — по крайней мере в применении к творчеству Поля Сезанна — немного вводит нас в заблуждение, ведь в его случае речь идёт скорее о планомерном, осознанном, основательном примирении классических живописных традиций и современных художественных тенденций, ярко проявившихся в рамках той же собирательной категории постимпрессионизма в виде, например, синтетизма Поля Гогена и собственной стилистики Винсента Ван Гога. В 1891 году он оставил юридическую практику и поступил в Академию Жюлиана в Париже.
Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться.
В 1911-м году по приглашению Сергея Щукина художник посетил Санкт-Петербург и Москву.
Кроме того, то была своего рода проекция в будущее. Вот большое искусство. Ни одной лишней детали. В композициях, посвященных ночной жизни Берлина, появляются гротескные образы и фантасмагории («В ночном кафе», 1911 «За столом с вином», 1911 «Танец среди свечей», 1912, все – в Фонде Нольде, Зебюлль). Изображенные на фоне ковра предметы – вазы, фрукты, скульптура Матисса «Две негритянки» исполненная им в 1908 году, – лишившись объема, включаются в общий ритм композиции. Вероятно и в силу этих причин, а не только меньшей, чем у пейзажа изменчивости, позволявшей подолгу дорабатывать картины, Сезанн уделял такое внимание натюрмортам, к числу которых относится и картина «Персики и груши».
Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. «Он всегда выбирал лучшее», вспоминал художник. Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск (Красные рыбы, 1911, ГМИИ).
Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Далее Матисс планировал поступить в Школу изящных искусств, но это ему не удалось.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. И я повторяю все время это Анри и он так мил, не сердится, а отвечает: «Ну и что дальше. » По пути в Италию супруги остановились в Кавальере. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
Речь идет о фовизме. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Его картины становятся светлее и воздушнее («Булонский лес», ок. С 1949 по 1956 год Брак занимался созданием серии под названием «Мастерские». Тогда было много американских студентов.
Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. В 1907 году Дерен познакомился с П. Пикассо. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер.
Однако молодой художник не пожелал идти проторенным путем. Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. Германию (1908), Испанию (1910-1911), Россию (1911). «Горшок красок был брошен в лицо публике» — такая была реакция критика Камиля Моклера (Camille Mauclair).
использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно Танец и Музыка – оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона (Мастерская художника, 1911, ГМИИ). Последний оказал значительное воздействие на творческий метод молодого художника. Большие вазы и другие объемные предметы, украшающие комнаты, как будто теряют свою материальность и кажутся такими же изящными и легкими, как узоры на коврах и сосудах («Статуэтка и вазы на восточном ковре», 1908, ГМИИ, Москва «Красная комната (Гармония в красном)», 1908 «Натюрморт с голубой скатертью» панно «Танец» и «Музыка» для московского особняка С. И. Щукина, 1910, все – в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь.
Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. В 1930 совершил поездку на Таити и дважды в США. — Он заехал сюда со своей женой, направляясь в Италию. Более он сюда не приходил.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность». Для меня ответ, несмотря на известное желание вписывать всё в стройную и красивую систему, не знающую исключений, во втором: даже куда более известный «Танец» 1910-го года на центральной фигуре не обошёлся без дополнительной тени тёмно-красного оттенка. В этом контексте неудивительно, что иные натюрморты (и не только) ещё более «грубы» и «негармоничны». В произведениях 20-х гг.
Bracke). В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». Так, Матисс почти полностью отказывается от светотеневой моделировки, для выявления формы обращаясь вместо неё к сильному цветовому контрасту и клуазонистской линии-контуру о реалистичных отражениях в вазах, бутылке и бронзовой статуэтке (работы самого Матисса) речи и вовсе не идёт. Доминика и Девы Марии. В натюрморте «Фрукты и бронза» Матисс рационально упрощает художественные средства для усиления выразительности и декоративной целостности.
В духе Сезанна исполнены фигурные композиции и натюрморты 1900 года («Обнаженная натура. Упрекали в оторванности от действительности, декадентстве, непонимании современных проблем. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
В 1905-07 лидер фовизма. Позднее, правда, Репин признавал, что Матисс, хотя и «грубо, неверно, неуклюже», но «очертя голову лезет к живой черте».
Прим. Линия, очерчивая силуэты предметов, несет в себе ритмическое и орнаментальное начало. Предметы так же трудно воспроизвести, как и античную статую. В мае 1915 года он был ранен в голову. В 1897 познакомился с Писсарро. А художник Андре Дерен (Andr Derain), на которого Матисс оказал большое влияние позже назвал цвета фовистов «динамитными шашками».
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Впечатления от увиденного преобразились в чудесные натюрморты, портреты, пейзажи, где элементы экзотики вплетены в общий декоративный строй живописи Матисса («Испанский натюрморт», 1910–1911 «Севильский натюрморт», 1910–1911, оба – в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Госпожа Матисс в манильской шали», 1911, Художественный музей, Базель «Вид из окна. В 1910–1913 годах художник совершил путешествия в Испанию, Марокко и Танжер.
Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В частности, к его первым шагам в искусстве очень неодобрительно отнесся Андре Жид.
Удивленно и весело рассказал он о том, как в один прекрасный день он спросил у одной крошечной женщины, сидевшей в первом ряду, что является для нее главным, когда она приступает к картине, какую цель она преследует, что она ищет и она ответила: «Месье, я ищу новое». Но опять-таки иное, отличное от классического монотонного тёпло-коричневого натюрморта цветовое решение приходит нам на выручку: яркий цветовой контраст между холодной иссиня белой скатертью и тёплыми жёлто-красными фруктами, между скатертью и столом и полом, даже между кувшином и бордюром — всё это помогает нам увидеть природу именно так, как хотел художник, а именно — в виде гармоничного взаимодействия фундаментальных форм во всей его сложности и многообразии. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Если о Сезанне можно условно сказать, что указанную функцию он заботливо исполнял вслед за другими рвущимися вперёд, то в случае с Матиссом этим займётся собственно сам революционер (достаточно сравнить «Фрукты и бронзу» с, допустим, «Дамой в шляпе» 1905 года).
Коллекция сейчас находится в Эрмитаж и Пушкинском музеи в Москве. Матисс писал: «Черный – это тоже цвет». «Я все время повторяю себе: я в Италии. Говоря о творчестве Поля Сезанна, нередко упоминают его слова о том, что природу следует трактовать «посредством цилиндра, шара, конуса». Здесь он создает множество интерьеров, композиций, показывающих мастерскую.
Предметы на полотнах мастер словно разделяет на призматические небольшие грани, в результате чего композиции представляют собой подвижные кристаллические структуры. На мой взгляд, суть «Фруктов и бронзы» Матисса — и фовизма в целом — заключается в том, что ответ на поставленный выше вопрос в принципе не важен: главное не то, что именно нарисовано, а то, как оно нарисовано. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада).
Гораздо большую проницательность проявил уже тогда Аполлинер. Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. Особенно привлекало его творчество Караваджо, К. Коро, О. Ренуара. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Колористическая гамма Брака становится более светлой. Все студенты были в состоянии такого нервного возбуждения, что часто случались взрывы. »В начале лета 1907 года (в предыдущем, 1906 году художник побывал в Бискре) Анри Матисс без всякого энтузиазма отправился в путешествие по Италии. Когда началась Первая мировая война, Брак ушел на фронт. Благодаря двум владельцам частных галерей-тетушке Вейль и Воллару-Матисс получает возможность регулярно устраивать персональные выставки своих картин.
Мотивы, методы и приемы этих художников он использовал в своих натюрмортах, пейзажах, композициях с человеческими фигурами («Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935, собрание П. Леви, Франция «Натюрморт», 1939, галерея П. Матисса, Нью-Йорк «Мрачный пейзаж», ок. Доминика и Девы Марии. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет.
В 1901 впервые выставился в Салоне независимых, а в 1903 также в Осеннем салоне. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции. Впрочем, не видя в преподавании своего призвания, он вскоре его оставляет.
В центре размещены натюрморты с атрибутами искусств. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. Матисс всегда с горечью вспоминал о трудных годах ученичества. Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора. Занятия живописью требуют времени и денег. Щукин считался одним из основных заказчиков Матисса и обладателем лучших его работ. «Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок.
Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера. Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса Танец, 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем.
Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве.
А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. Наиболее известными работами этого времени являются «Натюрморты на круглом столе» (1918–1942), «Камины» (1922–1927), «Биллиарды» (1944–1952). Следовали новые заказы, регулярно отбирались для московской коллекции только что снятые с мольберта полотна. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. К этому и вернулся Матисс, словно устав от поиска новаторских средств выражения. «Фрукты и бронза» написаны примерно пятнадцатью годами позже, в 1909-1910 годах. Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким.
Всё это отразилось на формировании нового течения в искусстве. Трагическое мироощущение чувствуется в его натюрмортах, которые близки по настроению и духу классическим аллегориям («Графин и рыбы», 1941, Национальный музей современного искусства, Париж «Натюрморт с лестницей», 1943, частное собрание). Сам Матисс отмечал в одном из своих писем: «. Впрочем, не без трудностей.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Несколько лет тому назад он писал мне: «В Сиене перед полотнами примитивов я сказал себе: «Я здесь, в Италии, Италии примитивов, которых я любил. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.
Этот замечательный натюрморт с корзиной фруктов, как бы низвергающихся на сверкающую белизной скатерть с ярким восточным узором, не один десяток лет украшал личную коллекцию Пикассо и теперь находится в его музее в Париже. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Его мать проявляла некоторые художественные склонности, раскрашивая на досуге тарелки. Я счастлив, что, наконец, попал в Россию.
С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. Фоном им служат синее небо и зеленая трава. Ж. Помпиду, Париж).
Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. Помогает определиться в пространстве также окно. Творчество Брака 1909–1911 годов называют «аналитический кубизм». 1912, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и др. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств. Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Поначалу и широкая публика и известные русские художники приняли Матисса в штыки. Такова серия «Осенние моря» (1910–1911), написанная густыми пластами звучных красок. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Создавая картину, он забывал обо всем на свете.
Их назвали дикими (fauves) и только после того как название это вошло в историю в качестве обозначения целого течения современной живописи, оно потеряло свой первоначальный обидный, даже оскорбительный смысл. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». В 1950 получил Гран-При Венецианской биеннале.
Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. Они представляются поистине монументальными. Художник одухотворяет вещи: полотна и статуи кажутся ожившими, ведущими молчаливый диалог с окружающими их предметами («Фрукты, цветы, панно Танец», 1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Мастерская художника», 1911, ГМИИ, Москва «Красная мастерская», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Настурции на фоне Танца», 1912, ГМИИ, Москва).
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия Одалиски).
Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Основные формы легко считываются и без труда (в отличие от более поздних натюрмортов Сезанна — таких как «Яблоки и апельсины») складываются в совокупность, представляющую сюжет картины и поддержанную более сложными, составными формами, которые придают ей необходимую глубину и основательность, отделяющую постимпрессионистические полотна Сезанна от легковесных, лирических работ импрессионистов. Ж. Помпиду).
Но на деле каждое из творений мастера – итог кропотливых поисков, упорного труда, огромного морального и физического напряжения. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью».
Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». Эта картина была как раз самым яростным объектом насмешек. Танжер», «Зора на террасе», «Вход в казба», 1912, ГМИИ, Москва).
Кажется, что слепящее марокканское солнце, которое Матисс застал, приехав в Танжер во второй раз, в конце октября 1912 года, съело все очертания предметов, выжгло яркие краски прежних Матиссовых живописных панно. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе близ Ниццы (1948-53). Его учителем был мастер салонного искусства Виллиам АдольфБугро.
Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. «Я видел Матисса второй раз, — писал Дерен Вламинку. В процессе работы над эскизами для этого монументального произведения он нередко использует технику декупаж. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Пространства этих композиций отличаются масштабностью, свойственной интерьерным мотивам.
Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. Его жена вынуждена была открыть магазин мод. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.
Вскоре влечение к искусству захватило его полностью. С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Во время обучения он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. Период оккупации Франции во время Второй мировой войны художник переживал очень тяжело. Гавань» (1910, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Старый мост в Кане» (1910, Национальная галерея, Вашингтон), «Натюрморт на столе» (1910, Музей современного искусства, Париж), «Стол и стулья» (ок.
Ж. Помпиду). Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка. А Луи Восель (Louis Vauxcelles) описываю работы фовистов бросил знаменитую историческую фразу«Донателлосреди дикарей. » имея ввиду работу скульптура эпохи Возрождения, которая находилась в том же зале. Матисс тяжело переживал события тех лет, особенно то, что «люди жертвуют собой, не зная, почему и для чего они приносят себя в жертву».
Углы комнаты даёт другим цветом. В их среде он, как старший, пользовался большим авторитетом. Подобие бликов и света и тени наблюдается на вазах, бутылке, статуэтке, но стоит ли их трактовать как чистое совпадение игры света и эстетически важного с точки зрения автора цветового пятна или же как капитуляцию художника перед сложностью формы, не передаваемой исключительно линией.
Знакомство с Полем Синьяком в 1904 году также повлияло на молодого мастера, создавшего несколько произведений в пуантилистской технике («Роскошь, покой и наслаждение», 1904, Национальный музей современного искусства, Париж). Действительно, уровень детализации отличается от классического натюрморта и нам не представляется возможным, допустим, определить точный материал сахарницы, кувшина или блюда, а света и тени порой живут своей не зависимой от законов физики жизнью, порой и вовсе перебираясь за край предмета (исключительно ради выделения его границы). В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. М. У. Тёрнера, Матисс начинает применять более насыщенные краски.
Мотив танца, задорно прозвучавший в ключевой фовистской картине «Радость жизни» (1905 – 1906), определит динамизм двух «Танцев» 1910 года (Музей современного искусства, Нью-Йорк и Государственный Эрмитаж), которые в свою очередь, спустя два года, послужат «настройке» больших композиций Матисса («Настурции и Танец», 1912, вариации в Музее Метрополитен, Нью-Йорк и ГМИИ). В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество — «мост» в искусство будущего. О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов.
Очертания стола с трудом угадываются. Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. С успехом дебютировал в Салоне Национального общества изящных искусств (1896).
Он показал мне фотографии своих полотен это абсолютно потрясающе. В 40-х гг. Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола. Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих.
Впрочем и сегодняшние потомки живописного искусства (такие как цветные комиксы и графические иллюстрации, печатающиеся ограниченным количеством цветов) сталкиваются со схожими проблемами по простой, естественной причине — всё богатство форм невозможно передать с помощью только лишь линии и одного цвета, непременно придётся чем-то пожертвовать. С 1912 по 1914 год продолжается период «синтетического кубизма». Трудно себе представить большую противоположность, чем противоположность между тусклой, зализанной живописью Бугро и бурной, красочной живописью его ученика.
Его комментарии были напечатаны 17 октября 1905 в Жиль Блас (Gil Blas), ежедневной газете того времени. «Цвет и линия – это силы и в игре этих сил, в равновесии их скрыта тайна творения», – писал Матисс. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Сперва преодолев религиозную условность перспективы Средневековья и найдя отдушину в линейной перспективе Возрождения, живопись сделала круг и вновь обратилась к условностям древних искусств (не в последнюю очередь — японской графике, демонстрировавшей особый взгляд на мир и оказавшей влияние на художников-постимпрессионистов).
Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Картины Матисса этого времени характеризуются яркими локальными цветами и передают праздничное восприятие жизни. Творческая лаборатория живописцаВ самом начале XX века А. Матисс просто копировал классические произведения и даже обычные открытки. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник.
Таковы картины «Скрипка и палитра» (1909–1910, Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Женщина с мандолиной» (1910, Государственная галерея современного искусства, Мюнхен), «Натюрморт со скрипкой» (1911, Национальный музей современного искусства, Париж). Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий.
В 30-40-х гг. Он является продолжением ковра на стене. В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара, не имевшая, однако, большого успеха8. Его материальное положение долгое время было тяжелым.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Различные течения возникали и развивались, основываясь на конкретных положениях предшествующих так, например, будучи «неверно истолкованными», слова Сезанна о разложении мира на геометрические фигуры станут кубизмом, а фовизм доведёт идею выразительности цветовых сочетаний и контрастов в импрессионизме и неоимпрессионизме до логического завершения — яркого, резкого и нереалистичного, но производящего очень сильное впечатление. Однако он долго еще сталкивался с непониманием критики. Больше ничего нет. Формы предметов тесно сплетаются друг с другом, а тяжелые и вязкие краски землистых оттенков пронзает сияющее изображение белой птицы как аллегории творческого озарения и свободного полета мысли художника («Мастерская II», 1949, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф «Мастерская III», 1949–1951, частное собрание, Вадуц «Мастерская IX», 1952–1956, Национальный музей современного искусства, Париж). В 1904 году Воллар организовал его первую персональную выставку. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Но мастер не дает здесь глубину пространства в соответствии с математическими законами, а выписывает глубину лишь треугольниками незаполненного ковром пространства. «Персики и груши» датируются 1895 годом. Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом».
Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. «В Матиссе — ничего, ровно ничего, кроме нахальства», — возмущался он. Наконец, воображение художника не могли не поразить уникальные во всем мировом искусстве древнерусские иконостасы, заключавшие внутри чисто живописного ансамбля идею храма, строго конструктивной и пронизанной философским смыслом архитектуры причем все это создано только с помощью линий, цвета и света. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух.
Описание: Подключение к большому натюрморту такой фоновой детали, как огромное панно «Танец», решительно расширяло жанровые горизонты картины, заранее ограждая ее от интимизма и камерности – жанровых качеств, свойственных как натюрморту, так и интерьеру. Так, если мы будем двигаться от «Дамы в шляпе» (1905) — смелой, но смешанной, неуверенной, будто незаконченной картины — через «Вазу, бутылку и фрукт» (1906) — более чёткую, но всё ещё импульсивно-хаотичную — через «Синий натюрморт» (1907) — ещё более реалистичную и упорядоченную — через «Статуэтку и вазу на восточном ковре» (1908) — более резкую, абстрактно-плоскостную — и наконец к «Фруктам и бронзе» (1910), то увидим, как изначальная революционная идея использования «неподходящего», неприрученного именно что дикого цвета обращается как раз приручением цвета и умелым помыканием им.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Широкое признание избавляло его от нужды. Ковёр на этой картине – реальный. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Гертруда и Лео Штейн (Gertrude and Leo Stein) купили работу художника«Дама в шляпе», портрет мадам Матисс.
Все свои силы художник вложил в создание собственного искусства. Первые самостоятельные шаги художника в искусстве были встречены публикой неодобрительно. Особенно интересна серия «Биллиард», созданная в это время. Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. К началу 1910-х годов полностью сформировался художественный стиль Нольде. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи.
Как правило, художники работали в заброшенных домах на Монмартрском холме или снимали дешевые меблированные комнаты на Монпарнасе. Совершил поездки в Италию (1907). В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.
Художник и раньше знал о существовании разных путей, ведущих к одной цели. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. И опять-таки, не уходя с головой в плоскостной мир, Сезанн в меру искажает перспективу, чтобы передать нам видение человека, подробно рассматривающего единую сложную сцену с различных точек зрения: передняя часть стола предстаёт во фронтальной плоскости, верхняя разворачивается (хоть и незначительно) в обратную перспективу, а фон — стена под углом к столу, бордюр, пол, основание вешалки — существует отдельно, как нечто, что зритель, несомненно, заметил и запомнил, но с иного отвлечённого ракурса, не связанного с его первостепенным интересом. Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке.
Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем. (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Необыкновенной силы достигает в этой картине черный цвет. Марокко (1912, 1912-1913). Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
В записях Сары Стейн следует отметить следующую выдержку, относящуюся к still life, так нелепо называемому во Франции натюрмортом:1«Что касается натюрморта, то живопись состоит в окрашивании предметов, выбранных художником для своей композиции, с учетом различных качеств тонов и их отношений. Когда глаза ощутят усталость, когда все отношения покажутся нарушенными, посмотрите на какой-нибудь один предмет «Но эта же медь желтая. » Тогда откровенно кладите желтую охру и исходя из этого, согласуйте остальные тона. Скопировать предметы, составляющие натюрморт, ничего не стоит. Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет. Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. «Парижский танец» известен в трех вариантах.
В 1908 опубликовал Заметки живописца". Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». К этим людям, тайком занимавшимся вскрытиями. Доминика и Девы Марии.
Свой новый метод художник использовал не только на полотнах, но и на листах бумаги, компонуя и пробуя различные техники коллажа («Ария Баха», 1912–1913, Национальная галерея, Вашингтон «Натюрморт на столе», 1914, Национальный музей современного искусства, Париж). В итоге диагональ и «сложная» деталь в углу композиционно уравновешивают смещённую от вертикального и горизонтального центра композицию основного «героя» полотна — собственно натюрморта на столе. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). Матисс Анри Эмиль Бенуа (Matisse) (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция), французский художник, график и скульптор, лидер течения фовистов.
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Цветистое узорочье ковра заполняет почти все пространство картины. Мотивы, рожденные воображением мастера, заполняют и картины с персонажами-масками («Воитель и женщина», 1913 «Принц и наложница», 1918, обе – в Фонде Нольде, Зебюлль). В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань.
Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Он не успел ещё растратить жара своей души». К 1914 году в особняке Щукина было собрано уже 37 полотен. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
В Венеции, глядя па великого Тициана и Веронезе, на всех тех, кого принято столь несправедливо называть мэтрами Ренессанса, я увидел великолепные ткани, созданные для богачей этими великими художниками, воспевавшими скорее земные, нежели духовные наслаждения». Арагон, на которого придется непрестанно ссылаться, несмотря на то что Матиссу повезло — его творчество тщательно изучалось критиками самого высокого класса, такими, как Гертруда Стейн, Морис Дени, Андре Сальмон, Роже-Маркс, Аполлинер, Андре Жид, Жюль Ромен, Жорж Дютюи, Марсель Самба, Жорж Бессон, Териад, Андре Рувейр, Жак-Эмиль Бланш, Роджер Фрай, Андре Лот, Луи Жилле, Рене Юиг, Жан Кассу, Клод Роже-Маркс, Вальдемар Жорж, 2 Гастон Диль, Селия Бертен3 и, прежде всего, Альфред Барр, — Арагон, автор прекрасной работы «Матисс во Франции», 4 тоже отметил у создателя «Радости жизни» не особенно благосклонное отношение к тому, что принято называть «золотым веком» итальянского искусства: «Микеланджело, конечно, не его тип художника. Зритель любуется прихотливой игрой синего орнамента на бирюзовом фоне скатерти, линиями предметов натюрморта. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. В Осеннем салоне 1905 возглавил выступление фовистов.
Художественные планы располагаются в основном в параллельной плоскости они тесно сближены. Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. В 1927 получил премию Карнеги. 1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок. В отцовском доме будущему художнику трудно было пристраститься к искусству.
Мастер применяет резкую тень, которая делит объемы пополам (Вашингтон «Круглый стол», 1922, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Круглый стол», 1929, частное собрание). Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. В экспрессионизме было много противоречий. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. Такой, какой был у Матисса в его доме.
Флоральные, ботанизированные образы невольно возникают в сознании современного зрителя перед марокканскими полотнами Матисса. Возможно, в процессе изучения этого высшего этапа в творчестве французского мастера, придет новое постижение искусства Матисса, подобно тому, как он сам, в начале столетия, стал участником встречи рождающейся новой европейской культуры с обновляющими ее истоками древних восточных цивилизаций. Исполнялась мечта ее детства. «А вот извольте ли видеть, я вам скажу: один сумасшедший писал, а другой его купил» «Развесить у себя в доме столько невыносимых по наглости вещей. » — не скрываясь, злословили на светских раутах «ценители живописи».
Возможно именно после московских видений, агрессивные полотна, написанные огненными фовистскими красками предшествующего периода, могли показаться Матиссу недостаточно гармоничными. Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена искусства арабского Востока. В 1909 году Матисс приобрел дом в Исси-ле-Мулино. Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках.
В этот период он также увлекался пластическим искусством и керамикой. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию.
Отвечая на вопросы журналистов, он сказал: «Я видел вчера коллекцию старых икон. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Учился в академии Жюлиана (1891), откуда перешел в Школу изящных искусств, где наряду с Руо, Марке, Мангеном, Камуэном занимался в классе Гюстава Моро (1892-1898). Однако такова и была цель работ того периода: с одной стороны, выяснить, насколько «правильны» вековые традиции, в которые насильственно загоняли художников, а с другой — отобразить (несомненно, стремительно меняющуюся) жизнь в её сложном, но естественном движении. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
Другой — рисунок-впечатление, созданный с натуры быстро и легко иногда с одного маха. 1950, собрание П. Леви, Франция). В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
Спустя десять лет художник отправляется на Таити, а затем создает панно изображающее восемь танцующих фигур, для фонда Барнса в Филадельфии. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).