Картины Хеды стали больше по размерам, богаче и красочнее по колориту (например, натюрморты вЭрмитаже, Санкт-Петербург). Хеда, а также оказавший на него влияние Питер Клас – самые значительные представители такого рода натюрмортов в Голландии. Натюрморты Хеда можно читать, как записки. Заказать репродукцию Хеда Виллема Класа «Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом» можно на подрамнике или в багетной раме или без оформления.
Первый датированный 1621 натюрморт Хеды (Гаага, собрание Бредиуса) посвящен теме Vanitas (аллегория бренности) в других его картинах предметы нередко имеют также иносказательный смысл. Интересно, что Хеда – творец изумительных картин с натюрмортами, сначала пробовал себя в написании портретов и сюжетов на религиозные темы. Один из талантливых художников голландского натюрморта Виллем Клас Хеда1593-1682гг. Он был мастером традиционного натюрморта, который называлиontbijtjes, что обозначает лёгкий завтрак или лёгкая закуска. Любимые коричневые тона Хеда придают всему натюрморту своеобразную теплоту.
Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п. Эстетические принципы натюрморта были довольно консервативными: горизонтальный формат полотна, нижний край стола с изображаемой натурой строго параллелен раме. Хеда, а также оказавший на него влияниеПитер Клас— самые значительные представители такого рода натюрмортов в Голландии. Купить "Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом", художника Хеда Виллема Класа Вы можете на холсте с имитацией масляной живописи или на бумаге или на холсте с росписью масляными красками профессиональным художником.
После 1640 г. картины Хеды стали больше по размерам, богаче и красочнее по колориту (например, натюрморты в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Так, в 1631 году художник получает статус мастера в гильдии Святого Луки в Харлеме. Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала. Либо в более широком смысле Страстей Христовых Воскресения и Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас). Он начал создавать произведения, отличающиеся оригинальностью. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы.
Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. Голландские художники создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу, – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только что пользовался ими, всегда ощущается незримое присутствие человека. Художник очень точно передает материал из которого сделан каждый предмет. Подлинность того, что увидел и изобразил художник, вызывает восхищение. Оба они создавали скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов. По монографии Врома можно найти и другие аналогии: натюрморт 1642 года в частном собрании, Ларен 1643 года в собрании Финк, Брюссель (с почти тем же набором предметов) 1650 года в Музее Франса Халса, Харлеми другие. Не считая формата, у Виллема Хеды чаще всего горизонтального, названные натюрморты во многом имеют сходство с картиной.
Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Он обращался к излюбленному в Голландии типу «завтраков» — изображению накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Натюрморты Класса и Хеды исполнены особого настроения, сближающего между собой, – это настроение интимности и уюта, рождающее представление о налаженной и спокойной жизни бюргерского дома, где царит достаток и где во всем ощущаются забота человеческих рук и внимательных хозяйских глаз.
Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытуюаллегорию— либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо— в более широком смыслеСтрастей ХристовыхиВоскресения. Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображениемчерепа, например, портрет Жана Каронделя работыЯна Госсарта (см. vanitas). Любимая тема их натюрмортов – так называемые «завтраки». Важным дополнением к этим наборам являются стеклянные бокалы с вином.
Более уравновешенную композицию находим в другом натюрморте того же года (Гаага, Королевская галерея Маурицхейс) и в «Столе с завтраком» (1631, Дрезденская картинная галерея). В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность».
Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п. Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 г. и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса). Этих двух харлемских мастеров часто сравнивают. 1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе. Натюрморты таких живописцев, как Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк получили название. Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами.
Голландский художник Виллем Клас Хеда родился в Харлеме. Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок. И весь натюрморт производит впечатление сиюминутности земных наслаждений, за которыми обычно стоит разочарование, подобное внешне яркому и привлекательному, но кислому лимону. Виллем Клас Хеда умер между 1680 и 1683 годами.
Эстетические принципы натюрморта были довольно консервативными: горизонтальный формат полотна, нижний край стола с изображаемой натурой строго параллелен раме. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам.
В полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов и искусность в передаче формы, цвета, фактуры каждой мелочи самой по себе, но и живое и искреннее наслаждение, с которым раскрывается красота предметного мира. Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. Одетая в неброскую темную одежду, она воспринимается как своеобразная деталь натюрморта.
Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии. Отказ от них – один из способов спасти душу. Виллем Клас Хеда (1593/1594-1680/1682) писал однотипные натюрморты в течение нескольких десятилетий, по крайне мере они датируются как 1631 (представленный «Завтрак с черничным пирогом»), так и 1651.
1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе. Художник применяет нейтральный фон, серебристо-серые и зеленовато-коричневые оттенки («Завтрак», 1629, Маурицхёйс, Гаага «Завтрак с ежевичным пирогом», 1631, Картинная галерея, Дрезден «Десерт», 1637, Лувр, Париж). Вероятно, это была первая европейская персональная выставка. Румяный краб, а рядом лимон, который годится и в соус для морских блюд и в лимонад. К этому времени относится целый ряд портретных работ Доу (портреты отца Рембрандта в образе воина, музей, Кассель и в образе астронома, Эрмитаж, Санкт-Петербург матери Рембрандта с Библией, Государственный музей, Амстердам самого Рембрандта перед мольбертом, Музей изящных искусств, Бостон святых отшельников, Старая пинакотека, Мюнхен Картинная галерея, Дрезден собрание Уоллес, Лондон). Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды.
Скорее всего, дело происходит на террасе в светлое, но не слишком солнечное летнее утро. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались.
Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» — кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины. От персонажей его взгляд переходит к натюрморту. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. В такие натюрморты часто вкладывался аллегорический смысл.
В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима. Так, на полотне «Служанка в окне» (ок. И действительно, отдельные аксессуары этого интерьера тома «Современника», беспорядочно уложенные на столике у постели больного, лист бумаги и карандаш в его ослабевших руках, бюст Белинского, висящий на стене портрет Добролюбова приобрели в этом произведении значение отнюдь не внешних признаков ситуации, но реликвий, тесно связанных с образом человека». Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Деревянный стол изображен в той же неправильной наклонной перспективе. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа.
Еще на столе лежат два яйца. Виппера (1960-е, устно) сомневаться в авторстве Виллема Хеды и предполагать руку его сына Геррита (или Геррета), о датах и обстоятельствах жизни которого сведений почти не сохранилось. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Натюрморты (завтраки) отличаются простотой и естественностью композиций, ощущением жизни вещей их связи с человеком (Завтрак с ежевичным пирогом, 1631) Большой Энциклопедический словарь Хеда (Heda) Биллем Клас (около 1594, Харлем, около 1680, там же), голландский художник. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии.
Со временем «завтраки» Класа и Хеды уступают место «десертам» Абрахама ван Бейерена (1620/21—1690) и Виллема Кальфа (1622— 1693). Зрители неизменно замирают перед знаменитым дрезденским «Натюрмортом с ежевичным пирогом» (1631). Что же касается религиозной символики (в том числе той же «бренности»), то на нее намекают те же часы, как бы внезапно опрокинутая чаша, общее впечатление «прерванной трапезы» или, наконец (если все остается на своих местах), «божественный» свет, вкрадчиво озаряющий мягкий сумрак. Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала. Хеда прибегал к композиционным решениям Гиллиса и Флориса ван Дейка, но, в отличие от них, не боялся нарушить симметрию, располагая белую скатерть в правой или левой части и оставляя середину стола непокрытой.
Аст не пренебрегает даже самой мелкой деталью картины. Таковы картины «Кухня со сценой бегства в Египет» (1551, Художественное собрание университета, Упсала), «Натюрморт со сценой Христа в доме Марфы и Марии» (1552, Музей истории искусства, Вена), «Христос в доме Марфы и Марии» (1559, Музей старинного искусства, Брюссель), где предметы, составляющие натюрморт, обладают символико-нравоучительным подтекстом. В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчествеголландскихифламандскиххудожников XVIIв. Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше.
Вместе с утварью лежат разнообразные овощи: капуста, морковь, свекла, тыква. Вскоре художник отказался от портретов и обратился к бытовому жанру. Например, в картине И. Н. Крамского «Некрасов в период Последних песен» (1877–1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров. Он обращался к излюбленному в Голландии типу «завтраков» — изображению накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. Почти каждую свою значительную картину Аст писал в течение нескольких лет.
Этот натюрморт голландского художника Виллема Класа Хеды (Государственный Эрмитаж) написанный в 1648 году, в полной мере отражает восприятие Дома, Гостеприимства — всего того, о чем говорит Генри Уоттон. Оба они создавали скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов.
Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Связующую функцию в построении композиции выполняет свет. Художник Маринус ван Реймерсвале (ок.
На передке повозки — три яблока. Тем самым автор дает понять, как человек может победить бренность бытия.
На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Здесь же и обычный персонаж картин Аста маленький попугай. Предметы кажутся расположенными в беспорядке, свободно и естественно. Но дидактический подтекст, присущий главным образом поздним работам мастера, не делает его сцены ни тяжеловесными, ни скучными – мораль преподносится легко и весело, с жизненной активностью и задором («Расстроенное хозяйство», ок.
Хеда, а также оказавший на него влияние Питер Клас — самые значительные представители такого рода натюрмортов в Голландии. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Переходя с одного предмета на другой, он придает изображению теплоту и свежесть. Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки.
Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Художник очень точно передает материал из которого сделан каждый предмет. Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны.
Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Справа на дальнем плане зритель видит фигуру женщины. Художник Виллем Клас Хеда был одним из главных его создателей. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Все элементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочной гаммой. 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой.
Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. Хеда любил писать серебряные чаши с мерцающими бликами, кубки из венецианского стекла, перламутровые раковины. Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» июнь. Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки.
Уже в самой ранней своей датированной картине («Vanitas» или «Суета сует», 1621) Хеда выразил характерную для всей голландской живописи 17 века любовь к эмблематическим подтекстам, часто намекающим (в духе библейских псалмов и речений царя В зрелых произведениях Хеда искрится посуда, мерцают отражения на бокалах с вином (миниатюрные отражения окна, откуда падает свет), «тикают» золотые часы с раскрытой крышкой, влекут к себе аппетитные яства (ежевичные пироги, ветчина, омары) к тому же все написано с осязаемой предметностью. Пол устилает ковер с ярким орнаментом. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. В самом деле изображенные с большим живописным блеском прекрасные ткани, бокалы, венецианское стекло, часы инструменты изысканные цветы живут в натюрмортах голландских живописцев своей собственной, «тихой жизнью». мастерство Хеда значительно слабеет. Одним из его создателей стал Виллем Клас Хеда. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол.
Крестьяне, чаще всего изображавшиеся во время попоек и драк, показывались как существа грубые и жестокие. Одна из наиболее ранних работ – «Натюрморт» (1621, собрание Бредиуса, Гаага) – имеет символический смысл. Голландский художник Виллем Клас Хеда родился в Харлеме. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. На картине Брейгеля букет пылает яркими красками на фоне темноты. Художник умело располагает предметы на столе, помещая их то параллельно поверхности стола, то по диагонали.
Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой. «Натюрморт со сценой Христа в доме Марфы и Марии» (1552, Музей истории искусства, Вена), Таковы картины «Кухня со сценой бегства в Египет» (1551, Художественное собрание университета, Упсала), где предметы, «Христос в доме Марфы и Марии» (1559, Музей старинного искусства, Брюссель), составляющие обладают натюрморт, символико-нравоучительным подтекстом.
Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. В самом деле изображенные с большим живописным блеском прекрасные ткани, бокалы, венецианское стекло, часы инструменты изысканные цветы живут в натюрмортах голландских живописцев своей собственной, «тихой жизнью». Произведениям Хеды (Завтрак, 1629 г., Завтрак с ежевичным пирогом, 1631 г., Десерт, 1637 г., Завтрак с омаром, 1648 г., Ветчина и серебряная посуда, 1649 г. ) присущи тонкая передача фактуры предметов и светотени, мягкий серовато-коричневый колорит.
Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Он превращается в украшение жилища высокопоставленных заказчиков. Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей. Зрители неизменно замирают перед знаменитым дрезденским «Натюрмортом с ежевичным пирогом» (1631).
В «Завтраке с омаром» В. Хеды предметы самой различной формы и материала – кофейник, бокал, лимон, фаянсовое блюдо, серебряная тарелка и др. Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Художник применяет нейтральный фон, серебристосерые и зеленоватокоричневые оттенки («Завтрак», 1629, Маурицхёйс, Гаага «Завтрак с ежевичным пирогом», 1631, Картинная галерея, Дрезден «Десерт», 1637, Лувр, Париж). Свое главное решение она получила в жанровой картине.
Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. 1663, Вена, Музей истории искусств). Видно, что это завтрак состоятельного человека.
К подобному типу произведений относится натюрморт «Плоды и омар на столе» (1640, Эрмитаж, Санкт-Петербург), который многие исследователи причисляют к аллегориям типа vanitas («суета сует»). Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей. Одним из его создателей стал Виллем Клас Хеда. Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея.
Теперь обратим внимание на задний план. Для его натюрмортов характерны удивительная точность в передаче предметов и вместе с тем загадочная поэтичность, создающая романтическое ощущение таинственности. Объединяющее их название «монохромные завтраки» условно, оно лишь подчеркивает общую сдержанную живописную тональность. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Голландский художник Виллем Клас Хеда родился в Харлеме. Его искусство оказало большое влияние на ученика Хальса Адриана ван Остаде (1610 – 1685). В Голландии XVII в. жанр натюрморта получил большое распространение.
Здесь бочонки, ведра, тазы, миски, кастрюли, корзины. С помощью определенных предметов художник раскрывает тему vanitas (аллегории бренности земного существования). «Завтрак с бокалом-наутилусом» (1649, Художественный музей, Шверин), Так же хороши натюрморты и «Ветчина и серебряная посуда» (1649, ГМИИ, Москва), «Натюрморт с ветчиной» (1656, Музей изобразительных искусств, Будапешт), «Завтрак» (1652, Эрмитаж, Санкт-Петербург). писалась уже совершенно смятой. Натюрморты таких живописцев, как Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк получили название ontbijtjes – этот термин обычно переводится как «натюрморты-завтраки», хотя, строго говоря, ontbijtrsquoом называлась лёгкая закуска, которую можно было принимать в любое время дня. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг.
Виллем Хеда испытал влияние натюмортиста П. Класа, работавшего в Харлеме с 1617 года и выдвинулся, подобно Класу, как мастер «монохромных завтраков», то есть композиций с едой и утварью, решенных в сдержанной (хотя и не полностью монохромной) красочной манере. К 1650-м гг. С помощью определенных предметов художник раскрывает тему vanitas (аллегории бренности земного существования). 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой.
Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. В начале 1630-х гг. Жанр крестьянских сцен получил в развитие в харлемской школе, в круг Франса Хальса.
1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе. Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи.
Ранние произведения Герарда Доу написаны под влиянием Рембрандта. Вернув предметам их яркие краски, мастер открыл дорогу другим живописцам. Справа в глубине изображена таверна. Натюрморты таких живописцев, как Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк получили название ontbijtjes — этот термин обычно переводится как «натюрморты-завтраки», хотя, строго говоря, ontbijtом называлась лёгкая закуска, которую можно было принимать в любое время дня. Рядом высится массивный деревянный стул. Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п. Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 г. и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса).
писалась уже абсолютно смятой. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак»Рогира ван дер Вейдена). Хеда первым начал работать в стиле «монохромного» натюрморта, получившем большое развитие. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей.
Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды. Этих двух харлемских мастеров часто сравнивают. Но Хеда вводит в картину тему Евхаристии, к которой часто иносказательно обращались голландские мастера, то есть причастия кровью и телом Христа, напоминанием о чем служат находящиеся здесь вино и хлеб.
Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала. Гротескная острота характеристик напоминала Брувера («Драка», Ленинград, Эрмитаж «Крестьюнское общество», Амстердам, Рейксмузеум). Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. В этом городе он жил и работал до самой смерти.
Так же хороши и натюрморты «Ветчина и серебряная посуда» (1649, ГМИИ, Москва), «Завтрак с бокаломнаутилусом» (1649, Художественный музей, Шверин), «Завтрак» (1652, Эрмитаж, СанктПетербург), «Натюрморт с ветчиной» (1656, Музей изобразительных искусств, Будапешт). Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше. Предметы изображенные на картине (кувшин, блюдо, опрокинутая ваза, высокий бокал, горчичница, окорок, смятая салфетка, лимон), постоянно в тех или иных комбинациях фигурируют на картинах Виллема Класа Хеды. Красота, которая, едва родившись, начинает увядать, красота, живущая один день.
Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Вспомним, что здесь сформировался стиль Адриана Брувера.
Предметы кажутся расположенными в беспорядке, свободно и естественно. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Ценители искусства называли его «Цветочным Брейгелем» не реже, чем «Брейгелем Бархатным». Цветовая гамма полотна выстроена на оттенках зеленого и коричневого цветов. Так, Иос ван Клеве (1464 — ок.
Но произведения Хеды и мастеров его круга не создают впечатления старательных копий натуры, они одухотворены любовным и бережным отношением живописца к миру вещей, к повседневному обиходу. Во многих более поздних произведениях мастер вновь обращается к этому мотиву. 1493 — ок. Разработанная в ранний период творчества первоплановая композиция использовалась Астом на протяжении всей его жизни, о чем свидетельствует полотно «Тарелка с плодами и раковины» (1630, Эрмитаж, Санкт-Петербург), написанное уже зрелым художником. Виллем Клас Хеда любил писать серебряные чаши с мерцающими бликами, кубки из венецианского стекла, перламутровые раковины. Одним из его создателей стал Виллем Клас Хеда.
Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала. Как правило, Складки на столовой скатерти, вопреки законам перспективы, уходили параллельными линиями, в глубину предметы полотна рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. Он их зорко подмечает как человек со стороны, но уже без издевки, а, скорее, с добродушной насмешливостью («Крестьянское общество», Берлин-Далем, Картинная галерея). Натюрморт голландцы называли «stilleven», что означает «тихая жизнь» и это слово несравненно точнее выражает тот смысл, который голландские художники вкладывали в изображение вещей, чем «nature morte» – мертвая натура.
Картина, во многом аналогичная, так же подписанная и датированная 1650 годом, определяется как работа Геррита, на основании тщательного разбора ее композиционных и живописных особенностей (ранее картина шла под именем Виллема). Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей. Сила, Рядом с вазой лежат монеты, богатство и брошены власть к подножию этого символа преходящей красоты – драгоценные камни и кольцо с печаткой. Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Подлинность того, что увидел и изобразил художник, вызывает восхищение.
Один из лучших натюрмортов Хеды – «Завтрак с омаром» (1648, Эрмитаж, СанктПетербург). Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. С 40-х годов художник предпочитает более спокойные сцены – сюжеты лишились «агрессивного» характера, гротеск сменился юмором, правда в облике крестьян Остаде по-прежнему подчеркивает и утрирует ущербные черты.
В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг. Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц. В этом городе он жил и работал до самой смерти. С этого времени формирование Герарда Доу как художника шло самостоятельно. Но у Доу такая архитектурная деталь играет роль «обманки».
В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Зелёного графина и румяных яблок в вазе художник обобщил, Формы золотистого кофейника, а маленькие предметы подчинились ткани, ритму они утратили свою объёмность, они дополняют красочный акцент картины. – сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого.
В 1631 году Рембрандт оставил Лейден и уехал в Амстердам. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Преобладание у Геррита вертикальных форматов, характерная затесненность композиции, более однообразное воспроизведение фактуры, большая гладкость ложащегося по форме мазка, сведение к минимуму излюбленного приема-россыпи светлых точечных акцентов (о чем уже говорилось выше) — все эти качества характеризуют картину из Вашингтона, так же как и данную работу. Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь.
1680). Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п. Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 г. и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса). Все предметы четко прорисованы художником.