Голландский натюрморт всегда узнаваем, всегда популярен, несмотря на смену художественных стилей и эстетических вкусов. Именно в этот период на основе реалистических достижений голландской живописи первой половины века и открытий Рембрандта в области светотени и колорита расцвело искусство самого выдающегося из натюрмортистов Голландии – Виллема Калфа. Голландский натюрморт – уникальное явление в истории живописи. Во главе тонального голландского натюрморта стояли проживавшие в Харлеме Питер Клас и Виллем Клас Хеда.
Самое приятное направление голландского натюрморта 17 века это «Цветы и Фрукты», которые могли быть изображены вместе на одной картине, почти всегда на картинах присутствует изображение насекомых, часто бабочек. Сравнительная характеристика голландского и фламандского натюрморта на примере работ Ф. Снейдерса Битая дичь и омар и В. Хеда Завтрак с омаром. Один из самых известных художников писавших голландский натюрморт был Ян Давидс де Хем его картины пользовались большой популярностью. Его картины отличались сочностью цветов, реалистичностью, высокой степенью прозрачности цвета. Голландский натюрморт не признает резких цветовых сочетаний, красочные тона подчинены градации света и тени.
Голландский натюрморт вдохновляет и современных художников, в свое время это был некий прорыв, который не мог остаться не замеченным. Голландский натюрморт интересен не только знатокам живописи, приглашаю вас насладиться картинами и историей. Еще одно направление голландского натюрморта это «Завтрак» и «Десерты» изображения пищи приготовленной, что более приятно, часто на картинах можно было увидеть морепродукты, птицу, обилие фруктов. Вот и сегодня на уроке мы познакомимся с голландским натюрмортом, произведениями В. Хеда, а так же продолжим изучение основ изобразительной грамоты. Голландский натюрморт XVI–XVII веков — своеобразная интеллектуальная игра, в которой зрителю предлагалось разгадать определенные знаки.
В 17 веке в голландском натюрморте появился череп, как символ бренности бытия. Одним из самых ранних натюрмортов, демонстрирующих сервировку голландского стола, является «Накрытый стол» Николаса Гиллиса (около 1580 — после 1632). Голландский натюрморт имел большое количество разновидностей, среди которых можно выделить цветочный натюрморт, «учёный», «кухонный», а также так называемые «накрытые столы. Таким образом, в своём творчестве он предвосхитил дальнейший путь развития голландского натюрморта81.
Отличительной особенностью его натюрмортов было непременное присутствие кольца с печаткой, намекавшего на фамилию художника (кольцо по-голландски — ring). Голландские натюрморты привлекают, прежде всего, своей художественной выразительностью, завершенностью, умением раскрыть одухотворенную жизнь предметного мира. Голландский натюрморт поражает богатством тем. В голландской живописи для написания натюрмортов использовали эмблемы, каждая из которых имела свое значение.
Голландский натюрморт неисчерпаем в обилии тем. 1620 — 1690) — голландский художник XVII века, мастер натюрмортов с посудой и фруктами иногда с цветами, рисовал также морские пейзажи. Одним из самых ранних натюрмортов, демонстрирующих сервировку голландского стола, является «Накрытый стол» харлемского художника Николаса Гиллиса (около 1580— после 1632).
Новые существенные изменения произошли и в голландском натюрморте – в нем окончательно побеждают декоративные тенденции. В голландском натюрморте всегда присутствует особая спокойная созерцательность и нежная любовь к передаче подробностей, деталей. Натюрморт с крабом и фруктами 1613 г. Натюрморт с корзиной фруктов 1613 г. Голландские натюрморты просты по композиции и включают, как правило, немногочисленные предметы, а фламандский художник каждый натюрморт стремился превратить в гимн богатству и изобилию даров природы. Что касается других видов натюрморта, следует вспомнить картины круга Яна Давидса де Хема, одного из крупнейших голландских мастеров натюрморта, долгое время работавшего в Антверпене.
Оно известно как голландский натюрморт и считается одной из вершин в живописи масляными красками. 1648 г. Спокойствие голландских натюрмортов, за редким исключением, не нарушается присутствием живых существ, но изображение вещей так проникнуто личным отношением, что в натюрморте всегда ощущается близость человека и предметы как бы сохраняют следы его прикосновения. Винсент ван дер Винне (1629 — 1702) включал в натюрморт портреты и сопровождал их написанными по-голландски изречениями: «помни о смерти» и «все изменяется». В голландском натюрморте всегда ощущается спокойная созерцательность и особая любовь к передаче реальных форм осязаемо материального мира.
На картинах Абрахама ван Бейерена (1620 или 1621—1690) и Виллема Калфа (1622—1693) изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов. Натюрморты этого художника не назовешь «мертвой натурой», они наполнены жизнью, праздничностью, что соответствует общему характеру искусства Фландрии 17 века. Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. Они не только предлагают задуматься об изображенных предметах, но и позволяют использовать их по назначению: прочесть открытые страницы или исполнить записанную в нотной тетради музыку. Для этого сравнивают его с белым листом бумаги, на котором рисуют.
В Нидерландах XVII века натюрморт приобрёл очень широкое распространение. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту.
Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. Голландское искусство ХУ11 века не оставалось безразличным к достижениям живописи крупнейших фламандских мастеров. Округлые контуры блюд, бокала и сосуда пересекаются и их плавный ритм передает гармонию и целостность.
С 1617 года работал в Харлеме. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102. Сдержанная серовато-золотистая оливковая тональная гамма объединяет предметы.
Вот таким образом к работе над фоном надо относиться очень внимательно. Венчают компо-зицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Первые натюрморты Питера Класа (1697/1698 — 1661) написаны в традициях «накрытых столов». Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух).
В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Таковы полотна фламандского художника Франса Снейдерса.
Очень удачно и расположение всех деталей каждой картины. Это явствует из его произведений: белый ирис на верхушке букета в картине Амброзиуса Босхарта Цветы в металлической вазе совершенно схож с цветком на том же месте в цветочном натюрморте Яна Брейгеля Бархатного. Визуальное – это вся самая разнообразная технология остановки живого движения. Картины ожив лены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы.
Одни названия картин этого мастера, ныне украшающих залы Эрмитажа, говорят сами за себя: «Овощная лавка», «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка». В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя.
Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. При взгляде на картину возникает ощущение неустойчивого равновесия. Отказ от них — один из способов спасти душу.
В этом смысле натюрморт представляет собой образец закрытой семиотической системы. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Художник реалистично изображает этот предмет.
Тогда включение касания в зрительный акт и есть визуальное. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Тарелка с хлебом должна вот-вот упасть.
В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. В ранних своих работах художник часто использует асимметричную композицию и символику, характерную для натюрморта-ванитас: подсвечник с недогоревшей свечой, карманные часы, опрокинутый кубок. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Содержимое же сосудов трактовалось по-разному.
Вначале Ян Давидс де Хем пишет фрукты в духе Балтазара ван дер Аста, а также типичные для лейденской школы (Голландия) натюрморты vanitas с изображением книг и закуски, все в русле национального монохромного стиля: простая, уравновешенная композиция, мягкая серо-коричневая гамма, богатство рефлексов. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам.
Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста. Работа над натюрмортом разделяется па несколько этапов. Этому способствовал целый ряд факторов. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена.
Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище.
Видимое – то, что имеет кожу, оболочку, то, что поверхностно. В 50-х и 60-х годах ХУ1 века положение в Нидерландах становится крайне напряженным. Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град — об искупительной жертве Христа. Пустота отвечает не только за разделение вещей и индивидуализацию, но и за их стремление к падению. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека.
Все изображенные в натюрморте предметы кажутся залитыми светом. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Буквальное повторение отдельных мотивов облегчалось существованием штудий с растений. Он был одним из первых мастеров голландского натюрморта 17 века.
Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем.
К кухонному натюрморту Калф обратился еще в свои молодые годы, которые он провел в Париже. Натюрморты этого типа впервые появились во фламандской живописи XVII века, а затем получили распространение в Голландии, Италии и Испании52.
Первые натюрморты просты – хлеб, бокал вина, фрукты, рыба, бекон. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. Строгих правил, как читать натюрморт, конечно, не существовало и зритель угадывал на холсте именно те символы, которые хотел видеть.
Книга, которая выдвинулась из пространства картины и вот-вот упадет, муха, севшая на вазу, которую хочется прихлопнуть – типичные сюжеты для картины-обманки. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки.
Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Этим добиваются целостности впечатления от постановки. Скатерть написана с благоговейной тщательностью. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Эти образы указывают на то, что искусство вечно.
Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. Питер де Пюттер (до 1600 – 1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрморта. Большой натюрморт Рыбы на берегу моря принадлежит ученику де Пюттера, лучшему живописцу рыб Абрахаму ван Бейерену (162021 – 1690).
Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Белое полотенце лежит так, чтобы хорошо просматривались его вышивка и длина. Например, в своем натюрморте французский художник 19 века.
Расцветает культура. Начинают с обобщенной передачи объемов предметов. Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений.
Чаше всего он писал «прерванные завтраки». В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды царит живописный беспорядок.
Такого рода произведения, как и мясные лавки, часто были частью так называемого цикла первостихий В Западной Европе были распространены большие живописные циклы, состоявшие из нескольких картин и, как правило, висевшие в одной комнате. «Завтраки» становятся роскошнее и пышнее, поражая богатством колорита. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Эти «завтраки» отличаются простотой изображённых вещей: булочка, оловянные блюда, стеклянные сосуды — вот основные компоненты выдержанных в сероватой красочной гамме изображений. С удивительным мастерством художник передает цвет каждого предмета.
Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Это самое яркое пятно на картине. Картины оживлены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне («Завтрак с крабом», 1648 г. ). Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным. Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – Тарелка с плодами и раковины1 (1630) и Раковины. Веретена висят на стене.
Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Цвета, полученные смешением красок, проверяют на палитре. "Чтение" натюрморта было чем-то вроде интеллектуальной игры.
Голландские художники существенно расширили круг затрагиваемых искусством тем непосредственное обращение к окружающей действительности стало главным фактором воздействия нового жанра на зрителя112. Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Для него передать характерное было так же важно, как показать красивое. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград — об искупительной жертве Христа. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол.
В Голландии натюрморт называли «тихой жизнью». Предметы имеют строго определенное место и значение. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище.
Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. В самом деле изображенные с большим живописным блеском прекрасные ткани, бокалы, венецианское стекло, часы инструменты изысканные цветы живут в натюрмортах голландских живописцев своей собственной, «тихой жизнью». На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых.
Расположение предметов и их выбор неслучайны. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. В подобных картинах детали наделены символическим зна-чением. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди.
В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос.
На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Там, где надо, цвет усиливают повторным наложением.
Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. Все они традиционно украшены узорчатой резьбой и росписью. Стожарова с изображением льна.
Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. В этом размещении чувствуется любование натурой, стремление точно передать облик вещей.
В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Сами голландцы называли картины с изображением разнообразных предметов «тихой жизнью». Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских завтраках. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Недаром почти в каждом голландском натюрморте (и редко во фламандском) встречаются предметы из стекла, дающие богатые возможности для решения разнообразных задач по передаче особенностей этого материала с помощью освещения.
Именно особенности эмблематического мышления XVI-XVII вв. Манера письма голландцев отличается спокойной деловитостью, уверенностью, точностью и энергичностью мазка и свидетельствует о большой добросовестности и любви к самому ремеслу. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Таким образом, отношения цветов в акварельной работе постепенно подводят к натуре. Уже в раннем творчестве Класа проявился его необыкновенный талант живописца.
Теперь обратим внимание на задний план. Композиционным центром, несомненно, является блюдо с ветчиной. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30.
Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. В скором времени тюльпаны распространили во Францию и Англию, в Германию и Голландию. При необходимости цвета уточняют.
Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Каждый цвет сравнивают с остальными и при необходимости уточняют. определяют своеобразие смыслового подтекста старинных натюрмортов. Находят цвета предметов и фона, определяя основные цветовые отношения в натюрморте.
А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение. Сначала определяют размещение натюрморта на листе бумаги, т. е. создают композицию листа. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. Используя цветовой контраст, художник обнажает реальность. При таком фоне лучше всего взять для постановки предметы, контрастирующие с ним по цвету. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами.
почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами. Сохранились документы, свидетельствующие о непосредственных контактах между ботаниками-садоводами и живописцами. Этим художник достигает удивительной объемности и весомости форм. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Выполняя натюрморт в живописи, важно все время правильно видеть натуру: цельно -- при определении общих цветовых отношений и в конце выполнения работы, конкретно -- при проработке деталей, т. е. следовать принципам «от общего к частному» и «от частного к общему».
Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует», одним из основных предметов при этом были курительные трубки. В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст. Цвет фона все время сравнивают с цветом предметов. Учился у Флориса ван Дейка. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16.
В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». учил, что повседневные вещи обладают скрытым значением, а за всяким изображением должен стоять моральный урок.
Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Это традиционный и излюбленный набор Хеды. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Заказов на большие картины для церквей голландские художники не получали. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82.
Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. Теперь обратим внимание на задний план. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675.
Кроме создания привычных аллегорических ассоциаций художник часто вводил их просто для положительных эмоций, для повышения коммерческой привлекательности сюжета. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе.
Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Справа в глубине изображена таверна. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров.
Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. 1 столетия. Эмблема – своеобразный жанр, рожденный синтезом изобразительного искусства и литературы (см. статью). у основания вазы художник изобразил символы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засохшие стручки гороха.
Практически в каждом голландском натюрморте присутствуют тюльпаны. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением.
Вода – тема крещения, очищения, вино – тема причастия. Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684).
Подчёркнуто скромные по композиции и размерам произведения Фейта интересны гармонией сдержанного света, тонких оттенков коричневых, зеленоватых и светло-серых тонов. Справа в глубине изображена таверна.
Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая В католичестве День святого Николая принято отмечать 6 декабря. Отказ от них – один из способов спасти душу.
Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Там, куда скатерть не доходит, заметен простой деревянный стол, без всяких прикрас.
«Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73.
Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Или: то, что может быть открытой поверхностью и что передает нам ценную информацию о мире. Питер Клас (см. репродукции) родился в Бургштейне в 1597 году.
Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Его композиция очень проста и лаконична. Богатство и роскошь на одном полюсе и бедность и нищета – на другом заставили художников почувствовать опредмеченные в вещах имущественные отношения.
Надо следить за тем, чтобы не пересветлить цвет освещенной части. На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. Натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693).
В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста (1590—1656). У художников следующего поколения веши уже не столько напоминают об отвлечённых истинах, сколько служат для создания самостоятельных художественных образов. Развиваются естественные науки, обслуживавшие возросшие потребности хозяйства. Каждый предмет пишется тщательно. Таково полотно "Трубки и жаровня". Таковы лучшие полотна целых мастерских, во главе которых были Амбросиус Босхарт Старший, Якоп де Гейн Младший, Ян Баптист ван Форненбург, Якоб Ваутерс Восмар и др.
Плоды и омар на столе (1940) – одна из лучших работ Рейкхалса. Развитая мануфактура, возникшая на базе морских промыслов и судоходства, огромное колониальное хозяйство и ведущая роль в мировой торговле обеспечили Голландии экономический подъем. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. Впечатление цельности композиции поддерживается единым серо-коричневым колоритом. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Харлемский художник Питер Клас (1597—1661) тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство.
Господствующий в стране кальвинизм был против украшения церквей картинами. Изображение мясной лавки традиционно связывалось с идеей физической жизни, персонификацией стихии земли, а также с чревоугодием. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град — об искупительной жертве Христа. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы.
Во время своего путешествия по стране он был очарован видом этих нежных цветов. Найденные цвета накладывают крупными пятнами на соответствующие места рисунка натюрморта. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту.
Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим для живописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Последние мазки лучше делать прозрачными и яркими красками. Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь.
К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи.
С большим вкусом художник выбирает предметы для своих произведений. Особенно многочисленны изображения тюльпанов. Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. К 1650-60 годам, в творчестве Виллема Кальфа и Абрахама ван Бейерена, натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер, становясь роскошнее и пышнее и поражая богатством колорита.
В свою очередь Кик воспитал одарённых учеников— Элиаса ван ден Брука и Якоба ван Валскапелле. Их прислал в Аугсбург германский посол при турецком дворе Бусбек. Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая. Виллем Калф (1622 – 1693), крупнейший голландский натюрмортист второй половины ХУ11 века исходил в своем творчестве из достижений Ф. Рейхкале и Я. Трека. Художникам также приходилось ждать смены сезонов, чтобы запечатлеть нужный цветок.
В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды (около 1594 — около 1680) царит живописный беспорядок. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Скатерть не закрывает весь стол полностью. Контраст будет способствовать выявлению цвета и формы предметов, обогащать живописное решение всего натюрморта, выделять положение предметов на первом плане.
Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. 3).
От первой стадии в творчестве художников начала века с фиксированием выставленных как бы напоказ вещей художники следующего поколения перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами (Клас, Хеда). Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Вспомним натюрморт В. Ф. Важным дополнением к этим наборам являются стеклянные бокалы с вином. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.
В самом центре простого потемневшего от времени стола на белом вышитом полотенце лежат легкие золотистые стебли льна. Но к передаче формы может быть и другой подход. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. Неизменными его компонентами становятся экзотические фрукты изящные бокалы и ценные ювелирные изделия, залитые тёплым и мягким светом7.