Между тем, основатель голландского цветочного натюрмортного жанра – Амброзиус Босхарт Старший был как раз фламандским живописцем. 2. 2. сравнительная характеристика голландского и фламандского натюрморта на примере работ Ф. Снейдерса Битая дичь и омар и В. Хеда Завтрак с омаром. У нас можно смотреть полностью Фламандские натюрморты 2009 года онлайн в хорошем 720 HD качестве бесплатно. Сравнительная характеристика голландского и фламандского натюрморта на примере работ Ф. Снейдерса Битая дичь и омар и В. Хеда Завтрак с омаром.
Сравнительная характеристика голландского и фламандского натюрморта на примере работ Ф. Снейдерса "Битая дичь и омар" и В. Хеда "Завтрак с омаром". Натюрморт с крабом и фруктами 1613 г. Натюрморт с корзиной фруктов 1613 г. Голландские натюрморты просты по композиции и включают, как правило, немногочисленные предметы, а фламандский художник каждый натюрморт стремился превратить в гимн богатству и изобилию даров природы. Роскошный натюрморт, около 1655 г. Франс Снейдерс В отличие от большинства фламандских мастеров творчество Снейдерса ограничено достаточно узким кругом тем: по преимуществу это сцены охоты и натюрморты. Собаки Стремясь к динамичности форм, фламандские мастера очень часто вводили в натюрморт изображения людей и животных (обычно дерущихся или преследующих друга).
В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии.
Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста).
Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Как раз данную сторону искусства Фейта представляет эрмитажное собрание, в целом, однако, далеко не с должной полнотой отражающее творчество художника. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна.
Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Если в первой половине столетия тяжесть экономической эксплуатации Испанией до известной степени уравновешивалась для буржуазии выгодами, получаемыми от включения Нидерландов в мировую империю Габсбургов, что гарантировало безопасность торговли, то во второй половине ХУ1 века положение коренным образом изменилось.
Переходы света и тени моделируют формы и создают иллюзию воздушного пространства. Но я привожу этот пример, — сердито прибавлял голландец, — вовсе не для похвалы, так как на подобной картине не больше ладу, чем гармонии в концерте музыкантов из Дейфелсхукс» — сомнительного притона в Антверпене, населенного, по словам Вейермана, «всяким сбродом». Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена.
Различия эти лежат в области психологии, религии, быта, наконец. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Буквальное повторение отдельных мотивов облегчалось существованием штудий с растений. Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских "завтраках". От первой стадии в творчестве художников начала века с фиксированием выставленных как бы напоказ вещей художники следующего поколения перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами (Клас, Хеда).
Каждый цветок в композиции имел свое символическое значение. Основу его композиций составляют деликатные гармонии разнообразнейших оттенков серого, коричневого и желтоватого тонов, которые художник любит оживлять маленькими вкраплениями более активных красных, зеленых и синих пятен. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины.
Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102. Крупнейшими мастерами фламандского натюрморта были Франс Снейдерс (1579 – 1657) и Ян Фейт (1611 – 1661). Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. Ведь изображенные на переднем плане картины играющие путти означали, по словам самого мастера, «счастье народов», «счастливые времена», «чаемое блаженство в веках». Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Он пишет натуру с каким-то чувственным восторгом перед богатством ее красок, форм, фактур. Для художника в природе нет ничего уродливого.
Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. Все это свидетельствует о том, что Клара Петерс была весьма преуспевающим живописцем.
Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31.
На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. В их числе произведения мастеров из знаменитого семейства Брейгелей: Яна Брейгеля Младшего, Яна Питера Брейгеля, Фердинанда Брейгеля а также Яна Баптиста Босхарта, Гаспара Питера Вербрюггена Младшего, Гуальтериуса (Воутера) Гисартса, Яна Филипа ван Тилена, Петера Кастелса III, Мишеля Джозефа Спекаерта, Эгидиуса Нейманса, Яна ван Хейсума и других. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. За столом у огня сидит веселая компания, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похотью. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека.
Крупным мастером монументального декоративного натюрморта из даров природы и «охотничьих сцен» был друг Рубенса Франс Снайдерс (1579—1657). Обратившись в картине «Статуя Цереры» к классическому образу плодоносных — творческих — сил природы, Рубенс в излюбленной метафорической форме выразил сущность и главную цель своего искусства — воплощение здоровой, цветущей и полнокровной жизни, создав своего рода символ «золотого века», о наступлении которого не переставали мечтать все сограждане художника. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта.
Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Отказ от них – один из способов спасти душу. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ.
Подобные полотна могут быть разнообразны по масштабу и характеру, – от сложных и многопредметных до лаконичных. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. В художественном развитии Фейта определяющую роль сыграли два обстоятельства — работа в мастерской Снейдерса и длительное заграничное странствие, в которое он отправился через два года после получения звания мастера антверпенской гильдии св.
Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии.
Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. Натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер. Воспроизводя цветы очень тщательно и умело, Сегерс подчинял композицию декоративной задаче. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус.
Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. 1 столетия. Выполненная Спайдерсом серия «лавок» для загородного охотничьего дворца архиепископа Триста в городе Брюгге (1620-е гг., Ленинград, Эрмитаж) ярко характеризует его творчество.
Первые годы по возвращении из Италии в Антверпен были для Снейдерса переломными, ознаменовав в творчестве художника переход от раннего, суховатого и статичного стиля, действительно «натюрмортного», к зрелому — к динамической живописной концепции Рубенса. Сопоставляя разнородную фактуру этих предметов и их окраску, художник добивается изысканного декоративного эффекта, но в нем нет блеска и пафоса – он звучит у Фейта как бы под сурдинку, в поэтическом ключе. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание.
Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Он любит, например, сопоставлять пушистую, мягкую золотисто-коричневую шкурку зайца, оттененную белым тоном салфетки, с нежным, шелковистым жемчужно-серым оперением куропаток («Заяц, фрукты и попугай», 1647) или помещать румяные персики с их бархатистой кожицей на фоне жестких, шершавых сочно- зеленых листьев винограда, сопоставленных, в свою очередь, с лиловым тоном бархатной скатерти («Фрукты и попугай», 1645). Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений.
«Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714). Не случайно как раз в середине XVII века во фламандском натюрморте возрождается средневековая тема «Vanitas» — «суеты сует», бренности всего сущего, тщетности мирских страстей и желаний. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение. Выбранные Снейдерсом плоды — абсолютное творение природы. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63.
Среди голландских картин вот таким образом нередко встречаются вещи бездушные, но технически выполненные вполне добротно или произведения в целом малопривлекательные, но поражающие совершенством выполнения отдельных частей, в особенности деталей натюрморта. Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – Тарелка с плодами и раковины1 (1630) и Раковины. Дополняют экспозицию роскошные букеты из живых цветов. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Композиция обычно выстраивается вокруг единого центра, которым служит сосуд с вином либо самый яркий предмет сервировки— омар.
«Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Вот, например, что писал в 1729 году по этому поводу голландский автор Кампо Вейерман, вспоминая годы молодости, проведенные в Антверпене: «. Корте писал небольшие натюрморты изящные и лаконичные, построенные на контрасте тёмного фона и светлого объекта110.
Среди его работ – жанровые сцены на евангельские сюжеты, а также изображения рынков и лавок. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик.
Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует», одним из основных предметов при этом были курительные трубки. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Теперь обратим внимание на задний план. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует».
Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. Плоды и омар на столе (1940) – одна из лучших работ Рейкхалса. В собрании музея есть его великолепное полотно Битая дичь.
В ряде случаев им использовался вертикальный формат полотна с доминантой, заданной рёмером или высоким бокалом. Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских завтраках. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. В качестве развлекающих деталей использовались кошки, белки, птицы, бабочки, муравьи и улитки. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам.
Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде. Расцветает культура. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус.
Питер де Пюттер (до 1600 – 1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрморта. Экспозиция знакомит зрителя с различными жанрами фламандской живописи XVII века. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Его натюрморты — это сказочно-щедрое изобилие различной снеди. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684).
На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Это была особая специальность во фламандском искусстве XVII века, хотя цветы вводили в свои композиции и такие разносторонние мастера, как Снейдерс и Фейт (превосходный образец цветочного натюрморта Фейта — «Цветы, фрукты и попугай» — находится в запасном фонде Эрмитажа). Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность).
Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Этому способствовал целый ряд факторов. Если работа в мастерской Снейдерса дала направление творчеству художника, сосредоточив его внимание на задачах натюрморта и анималистической живописи (Фейт, как и Снейдерс, писал охотничьи сцены, плоды, цветы и битую дичь), то наибольшее влияние на Фейта- живописца оказали, с одной стороны, венецианский колоризм, а с другой — римский караваджизм с присущим ему интересом к разработке светотеневых эффектов. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. Но букеты, встречающиеся в картинах Снейдерса (например, в «Овощной лавке»), воспринимаются не иначе, как в общем контексте его жизнеутверждающей динамической концепции натюрморта. Заманчиво предположить, что, возможно, этот нож был свадебным подарком самой Кларе.
Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди.
Написанные цельными, насыщенными, яркими красками, эти натюрморты являются великолепными декоративными произведениями (во Фландрии они украшали залы дворцов и замков) и монументальными композициями, родственными по своему размаху и празднично-приподнятому звучанию живописи Рубенса. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке.
А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Виллем Калф (1622 – 1693), крупнейший голландский натюрмортист второй половины ХУ11 века исходил в своем творчестве из достижений Ф. Рейхкале и Я. Трека.
Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными. Изображенные драгоценные предметы говорят об изысканном вкусе ее клиентуры. Подтвердить сказанное позволяет один из самых ранних образцов творческого содружества двух художников — уже упоминавшаяся выше картина «Статуя Цереры». Как напоминание об этом в последние годы перемирия появился «Союз Земли и Воды» Рубенса и, по-видимому, в один рад с ним можно поставить эрмитажную серию «Лавок» Снейдерса. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ).
Существовали различные его виды. Выставка «Царство Флоры», которая сейчас проходит в Особняке Румянцева (Санкт-Петербург), представляет коллекцию живописных полотен из собрания галереи «Модус Вивенди»— около 20цветочных натюрмортов кисти голландских и фламандских живописцев XVII— начала XVIII столетия.
Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven).
Гуманистическая образованность той поры нередко объединяла их в изображении Цереры. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста. Например, пейзажные фоны в картинах Рубенса нередко писал Ян Вильденс, а детали натюрмортного характера и изображения животных — Франс Снейдерс. Большой натюрморт Рыбы на берегу моря принадлежит ученику де Пюттера, лучшему живописцу рыб Абрахаму ван Бейерену (162021 – 1690). Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени.
На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. Так, штудии Яна Брейгеля Бархатного имел возможность использовать Амброзиус Босхарт Старший. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта».
В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Такие картины обычно предназначались для украшения домашних часовен знати, а также пышных сакристий иезуитских церквей (в 1614 году Сегерс стал членом ордена иезуитов в Антверпене). В 50-х и 60-х годах ХУ1 века положение в Нидерландах становится крайне напряженным. Недаром почти в каждом голландском натюрморте (и редко во фламандском) встречаются предметы из стекла, дающие богатые возможности для решения разнообразных задач по передаче особенностей этого материала с помощью освещения. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Жанровая специализация художников приняла и географический характер.
В поздний период творчества ван Бейерен обращается к теме завтраков, но не в прежнем скромном, типичном для Класа и Хеды, а в роскошном и пышном варианте, который будет характерен для второй половины ХУ. Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Скатерть написана с благоговейной тщательностью.
Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Впечатление цельности композиции поддерживается единым серо-коричневым колоритом. К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. В Нидерландах XVII века натюрморт приобрёл очень широкое распространение.
Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых.
Эти «завтраки» отличаются простотой изображённых вещей: булочка, оловянные блюда, стеклянные сосуды — вот основные компоненты выдержанных в сероватой красочной гамме изображений. Введение в композицию «Лавок» таких сцен вполне объяснимо: ведь в 1621 году истекал срок договора о двенадцатилетнем перемирии с голландцами и над Южными Нидерландами вновь нависала опасность военных действий. Даниель Сегерс (1590 – 1661) писал главным образом цветочные натюрморты. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали.
Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст. Предметы имеют строго определенное место и значение. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39.
Мир природы, приносящей свои дары человеку, – ведущая тема его композиций. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти.
Единство взглядов и мироощущения обоих мастеров выступает здесь особенно наглядно. Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды. Важное самостоятельное значение в искусстве Фландрии этого времени приобрел натюрморт. Средствами натюрморта Снейдерс воссоздал картину изобилия, благоденствия, процветания — воплощение дорогой сердцам его соотечественников мечты о «золотом веке», мирном, ничем не омраченном труде. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий».
Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». В сущности, он следует по тому же пути героизации натуры, что и Рубенс. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721).
Справа в глубине изображена таверна. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704). Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая В католичестве День святого Николая принято отмечать 6 декабря. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. Ведь подобно тому как Рубенс изображая мраморную скульптуру, стремится ощутить в холодном камне живую модель и передать дыхание самой жизни, так и Снейдерс в гирлянде сорванных плодов, украшающих нишу со статуей античной богини, словно воплощает пышное цветение живой природы. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти.
Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Как и Снейдерс, он превосходно знает, остро чувствует своеобразие каждой формы. К кухонному натюрморту Калф обратился еще в свои молодые годы, которые он провел в Париже. Кроме создания привычных аллегорических ассоциаций художник часто вводил их просто для положительных эмоций, для повышения коммерческой привлекательности сюжета.
Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым. Луки (1629). Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – Тарелка с плодами и раковины (1630) и Раковины. Господствующий в стране кальвинизм был против украшения церквей картинами.
Если «кабинетным» натюрмортам Снейдерса динамизм и героика образа присущи в не меньшей степени, чем его монументальным композициям (см., например, в экспозиции его «Чашу фруктов на красной скатерти»), если объективность характеристики предметного мира является для Снейдерса непреложным законом и пластические, осязательные качества предметов всегда выступают в его композициях на первый план, то Фейт воспринимает натюрморт прежде всего как определенную живописную задачу. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи.
Крупнейшим среди них был Ян Фейт (1611—1661). Снайдерс. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования.
Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон. В прекрасном Натюрморте с лебедем Снейдерс демонстрирует ошеломляющую щедрость, разнообразие даров земли. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. «Завтраки» становятся роскошнее и пышнее, поражая богатством колорита. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта.
Цветочные натюрморты де Хема тоже имели явный фламандский след, отличаясь барочной симфонией красок78. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). И они не столько обращают умственный взор зрителя к многообразию и бесконечной прелести жизни, сколько навевают мысли о ее быстротечности. Особый интерес представляют чрезвычайно редкие картины женщин-живописцев того времени— утрехтской художницы Алиды Витхоос и художницы из Гарлема— Якобы Марии Троост ван Никеле. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры. Развиваются естественные науки, обслуживавшие возросшие потребности хозяйства. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос.
В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников.
На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. Сочные плоды, овощи, битая птица, олени, кабаны, морские и речные рыбы нагромождены горами на больших дубовых столах кладовых и лавок («Натюрморт с лебедем», Москва, ГМИИ), заполняя все живописное пространство — предметы заслоняют друг друга, свисают со столов и падают на пол.
Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма.
Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Первые натюрморты Питера Класа (1697/1698 — 1661) написаны в традициях «накрытых столов». Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. К Рубенсу Снейдерс пришел не сразу. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух).
У Хеды синий цвет узора на блюде смягчен и дан в сочетании с серовато-оливковым тоном лежащих на нем маслин. И яснее становится еще одна мысль, которая не могла не волновать современников художника.
Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали.
В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. Фламандцы, как правило, стремились к динамичным мотивам, показывая животных в каком-либо действии — дерущимися или огрызающимися друг на друга, преследующими жертву или подбирающимися к добыче.
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Вербрюгген, каменные вазы Байё, пейзаж и растения Рейсберхс.
Для него передать характерное было так же важно, как показать красивое. Заказов на большие картины для церквей голландские художники не получали. Ведь популярные у фламандских анималистов сцены охоты на диких животных всегда развернуты на фоне пейзажа, тогда как большие натюрмортные композиции «населены» неизменно вводимыми в них разнообразными живыми существами.
Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим для живописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета.
Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Произведения Амброзиуса Босхарта Старшего по натуралистической тщательности исполнения близки работам Яна Брейгеля Старшего. Цветочные композиции писались во многих голландских городах – Утрехте, Делфте, Гааге, но именно Харлем стал центром развития натюрмортов изображавших сервированные столы, продукты и готовые блюда.
В творчестве же Даниеля Сегерса (1590—1661), крупнейшего во Фландрии после Брейгеля Бархатного, у которого он учился, живописца цветов, неизменно читается восходящее к средневековью основное переносное значение изображения цветка — «Vanitas», подсказанное скоротечностью его существования и словами Библии: «Трава засыхает, цвет увядает» (Книга пророка Исайи, 40, 5). Вначале Ян Давидс де Хем пишет фрукты в духе Балтазара ван дер Аста, а также типичные для лейденской школы (Голландия) натюрморты vanitas с изображением книг и закуски, все в русле национального монохромного стиля: простая, уравновешенная композиция, мягкая серо-коричневая гамма, богатство рефлексов. Ссора двух попугаев, опрокидывающих корзинку с фруктами, которые падают и катятся, создала беспорядок, ставший основой художественного порядка в картине – искусного распределения предметов в неглубоком пространственном слое, параллельном плоскости картины. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами.
То же понимание отличало и анималистическую живопись Фландрии. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. Цветочный натюрморт получил особую популярность.
Типичный натюрморт-ванитас изображал предметы, тем или иным образом ассоциировавшиеся с бренностью человеческой жизни: череп, погасшую свечу, часы, книги, музыкальные инструменты, увядшие цветы, гниющие фрукты, опрокинутую или разбитую посуду игральные карты и кости, курительные трубки, мыльные пузыри ит. д. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Недаром он стал неподражаемым мастером «кабинетного» натюрморта. Посетители выставки не только могут полюбоваться живописными цветочными композициями, но и узнать о сложной многозначной символике голландского и фламандского натюрморта, расшифровать забытый в современном мире загадочный «язык цветов».
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. В отличие от Снейдерса, который обычно строит свои натюрморты на равновесии крупных локальных пятен, часто используя в качестве своеобразного «фундамента» цветовой композиции широкие планы сочного красного тона («Чаша фруктов на красной скатерти», «Натюрморт с битой дичью и омаром»), Фейт избегает больших ярких цветовых плоскостей. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами.
Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт.
Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Хотя, как истинно фламандский мастер, он точно передает пластические особенности реальной формы, его внимание все же сосредоточено на поисках утонченных красочных сочетаний и изысканных декоративных эффектов. Большой натюрморт Рыбы на берегу моря принадлежит ученику де Пюттера, лучшему живописцу рыб Абрахаму ван Бейерену (162021 – 1690).
Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе.