Призвание святого Матфея-1599-1600. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Вскоре он завершил работу.
Говорили, что Чезари со своей артелью расписывает фресками недавно возведённый на Корсо дворец для кардинала Пьетро Альдобрандини. «Никто доселе не видывал столь дальних краев. У картины имеется второе, неверное название «Концерт», но как такового его здесь нет, поскольку инструменты молчат. Так же как не могли найти ее и у римлян. Тайна осталась нераскрытой.
Тиресий предсказал Нарциссу, что тот будет жить долго, если не увидит самого себя («Коль сам он себя не увидит»). Поначалу она смутилась, думая, что придётся обнажаться перед художником. Создавая «Музицирующих мальчиков», Караваджо явно играл с огнём в желании угодить кардиналу. Нечто подобное он уже старался передать в «Юноше, укушенном ящерицей», выразив боль на лице героя и инстинктивное движение его рук.
В самом деле, любой человек, оказавшийся перед «Страшным судом», видит, что он находится на уровне изображённой на алтарной стене преисподней и его рост никак не позволяет ему стать вровень с Чистилищем, на которое он вынужден смотреть снизу вверх, запрокинув голову. Он прислушивается к издаваемым звукам, не следя за привычным движением рук. В 1608 году становится рыцарем Мальтийского ордена, затем вступил в конфликт с могущественным вельможей, был брошен в тюрьму, бежал на Сицилию. Беда с этими гордыми сицилианцами, не понимающими шуток. Они представляют собой одиночный цветок, венчающий средний либо крупный цветонос.
Вот таким образом в его литературных высказываниях появляются призывы «поверить алгеброй гармонию». Были не забыты и кое-кто из художников, поэтов, музыкантов.
Караваджо воссоздал его образ на картине «Экстаз святого Франциска» (92, 5x127, 8), где запечатлено известное историческое событие имевшее место 17 сентября 1214 года. В отличие от Аннуччи, её покладистой подружки-неудачницы, Филлида была настоящей царственной львицей, пусть и не вхожей в высший свет, но умевшей постоять за себя и взять от жизни всё, что ей было нужно. Дель Монте было за сорок, происходил он из рода венецианских патрициев. Но не исключено и другое, если принять во внимание вкусы кардинала.
Девица попала в неприятную историю и оказалась под домашним арестом за учинённый ею в доме на улице Кондотти скандал. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.
Она терпеливо позировала, оказавшись послушной натурщицей.
Богемная жизнь влекла их обоих. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Марта и Мария Магдалина-1598г Христос в Эммаусе-1601-1602. Работая над «Святой Екатериной», Караваджо проводил все вечера с очаровательной натурщицей, сопровождая её к друзьям или в театр — она была большой любительницей сценического искусства, признавшись однажды, что до замужества мечтала стать актрисой.
Ему запали в душу услышанные однажды слова из «Наставлений» преподобного: «Где любовь и здравомыслие, там нет ни страха, ни невежества»38. Отложив в сторону скрипку со смычком, он внимательно вчитывается в раскрытую партитуру. С течением времени слово «нарцисс» стало синонимом слова «самовлюбленный».
Все персонажи пребывают в постоянном вращении вокруг земной сферы. Этот внутренний (уже почти психологический) самоконтроль выводит нас к теме subjectus и obsequens maritus. Это первое письменное свидетельство осознания самого себя.
И всё же наиболее близка к истине другая версия. Однажды, весной 1598 года, с Караваджо произошёл курьёзный случай. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Всё остальное остаётся за скобками его новаторского искусства.
Официальный Рим предпочёл остаться в стороне, но в городе нарастало напряжение. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Справа от него восседает юнец, показанный со спины. На переднем плане он изобразил небольшой натюрморт со скрипкой и нотами. Любопытно другое. Каждый думает только о себе.
Но тот факт, что сам я в момент письма не понимаю смысла своих картин, не значит, что они вообще лишены смысла: напротив, смысл их так глубок, сложен, многозначен и непроизволен, что ускользает от простого анализа и определения с помощью логической интуиции. В отличие от «Отдыха на пути в Египет» невозможно прочитать и установить авторство партитуры, которая раскрыта перед юным скрипачом. Стремление писать книги – это болезнь, близкая к безумию». Известно, что после исчезновения работы Леонардо с изображением поверженной Медузы полновластные хозяева Флоренции Медичи были изгнаны восставшим народом из родного города в ноябре 1494 года.
Вот почему «Корзину с фруктами» можно считать манифестом преданности художника натуре, гимном материальному миру. – одурманивать, ошеломлять). «Две вещи сгубили меня – мои стихи и моя оплошность. При этом он шутливо добавлял, что его старший брат Гвидобальдо, родившийся десятью годами ранее в Пезаро, не удостоился такой чести и вот таким образом пошёл по научной стезе, уйдя с головой в физику и математику.
Говоря о Галилее в письме тосканскому герцогу от 31 мая 1611 года, дель Монте признаёт: «Если бы мы жили во времена античного Рима, уверен, что ему была бы воздвигнута статуя на Капитолии в честь признания его выдающихся заслуг»32. Потерял отца в пятилетнем возрасте. В этом не было ничего удивительного, поскольку Пульцоне был признанным портретистом, которому доверили однажды написание портрета самого папы, а уж по части сходства изображаемых лиц он был признанным мастером. За моей спиной – пустота. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь.
Мадонна со змеей-1606г Святой Иероним за книгой-1605-1606. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. 1596, собрание Коппи (сейчас выставляется в Палаццо Барберини), Рим), Юдифь, убивающая Олоферна-1597-1598. Позднее художник не раз вернётся к этой теме. Матфею (1599 – 1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим).
Тем самым художнику удаётся добиться поразительной иллюзии — под воздействием его кисти выпуклый щит превращается в вогнутую поверхность, на которой отрубленная голова с искажённым от ужаса лицом вопит от боли источая потоки крови. Поражала страстность, с которой монах отстаивал правоту своих идей в спорах с оппонентами, бывая иногда непредсказуемым в резких высказываниях и странных поступках. Будучи с ним на дружеской ноге, к явному неудовольствию Марио, питавшего неприязнь к весельчаку и болтуну Леони, Караваджо не переставал поражаться той лёгкости и быстроте, с какой новый приятель делал наброски с натуры, сумев запечатлеть кардинала в различных позах. Оба персонажа рельефно выступают на переднем плане из ночного мрака. К сожалению, не сохранились даже редкие его письма. Название цветка в переводе с греческого языка можно перевести как «ошеломляющий», «поэтичный».
Во время очередной охоты Нарцисс видит в реке своё отражение и влюбляется в самого себя, причем так сильно, что не может больше расстаться со своим отражением и умирает от голода и страдания. Учился с 1584 года у Симоне Петерцано в Милане. Но церковники узнали в ликующих ангелах хорошо знакомых им и многим прихожанам юнцов.
Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта.
Прекрасный, но, холодный и гордый, он отвергает их любовь. На пути в египетские земли-1596-1597. В оставшиеся четыре года жизни художнику приходилось постоянно переезжать с места на место.
Вскоре объявились ещё два помощника постарше — Бартоломео Манфреди и Марио де Фьори. В этой аллегории делается предупреждение любому смельчаку, который вдруг вознамерится «зажечь свет», чтобы рассеять тьму.
Так, шпага внизу сходится с пальмовой ветвью в вершине другого вписанного треугольника. С ним Караваджо чувствовал себя увереннее — как-никак адвокат, чье знание законов при случае всегда пригодится. Действительно, картина вызвала недоброжелатели. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью.
Мягкие переходы от тени к свету, когда наложение отдельных мазков почти неприметно, обыгрывание красных, белых и коричневых тонов — всё это придаёт яркость колориту, удивительную пластичность, жизненную достоверность четырёхфигурной композиции и приподнятое настроение. В первом и самом значительном из них – «Призвание апостола Матфея», – перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события – вторжения света Истины в самые низы жизни. Так само собой получилось, что вскоре ему пришлось приступить к написанию картины «Музицирующие мальчики» (92x118, 5). Терзаясь безответностью и безнадежностью, Нарцисс вскоре умер от неизбывной тоски. Его выбор пал на почитаемый в Риме образ святой Екатерины.
Сдержанность, послушание означают почти пассивность. Он несколько раз попадал в тюрьму.
1593, Уффици), «Гадание» (ок. Узнав, что об этом не может быть и речи, жена друга с радостью согласилась. Видимо, сознавая, сколь греховно его увлечение «белой магией», кардинал заказал любимому художнику обетную картину для своей домашней часовни, куда он время от времени заглядывал. Наиболее знаменитые сорта данной группы: «Биршеба» (белоснежный цветок на удлиненной трубке), «Маунт Худ» (чисто белый, без каких-либо вкраплений, зацветает довольно рано), «Голд Медал» (желтоватый окрас) и «Кинг Альфред» (темно-желтый, наделен трубкой с изысканным гофре по краю).
Осмотревшись, Караваджо, к величайшему изумлению, увидел среди других картин, украшавших стены гостиной, «Шулеров», «Юношу, укушенного ящерицей» и «Отдых на пути в Египет», за которые ему были заплачены какие-то жалкие гроши обходительным синьором Валентино. Супружеская любовь – это миф, согласно которому покорность как следствие силы (obsequim как следствие virtus) становится психологической и религиозной (pietas и fides). Задержанный оказался ночью не только со шпагой, но и с непонятным предметом в чехле. Коленопреклонённая героиня изображена в момент перед казнью. Как и Леонардо в своих рисунках-штудиях или в утраченной «Медузе», о которой можно судить благодаря рассказу Вазари, Караваджо тщится передать эмоциональное состояние и мимику лица в предсмертных муках, чудом избегая опасности впасть в изощрённую стилизацию, столь свойственную маньеристам или в чуждый ему экспрессионизм.
Караваджо пришлось даже слегка поволочиться за молодой женщиной и он немного увлёкся ею, сопровождая на вечеринки к друзьям. Писал портреты и жанровые сцены. Морская вода скована льдами». Это был любимый девиз римской черни в борьбе за выживание. «Пусть над этим ломают головы другие, ничего не смыслящие в живописи, — сказал он про себя, — а для меня всё давно уже ясно как Божий день».
Караваджо давно понял, что дворец Мадама — это два абсолютно разных и противоположных по самой сути мира, живущих каждый по своим меркам и законам. С первых дней пребывания во дворце Караваджо понял, каковы наклонности и вкусы работодателя и в своих предположениях не ошибся, судя по первой реакции кардинала. Юноша отверг любовь нимфы Эхо и опечаленная девушка от горя высохла, так что от неё остался один только голос. Пошли разговоры о том, что из-за сонета между художником и поэтом пробежала чёрная кошка. А что говорить о причёсанных волосах, стянутых на затылке бантом пёстрой лентой.
«Святая Екатерина Александрийская» (173x133) представляет собой продолжение попыток художника запечатлеть на холсте движение души. Нарцисс у ручья-1598-1599. Они не могли взять эту легенду у греков. Наконец, одна из случайных дуэлей закончилась убийством и Караваджо вынужден был бежать из Рима. Например, о «Корзине с фруктами» резко отозвался ярый сторонник классицизма и почитатель творчества своих земляков братьев Карраччи болонский литератор и историк граф Мальвазия, который писал: «Кому недоставало ума изображать дыни, арбузы и прочие фрукты. Это один из самых высокочтимых итальянских святых.
Ко времени написания картины, по мнению художника, «экспериментальная эпоха невероятных искажений, невообразимых кровавых осмосов, летающих разодранных внутренностей, волосатых скал и фантастических пейзажей завершилась новые образы обладают способностью к развитию и продуктивностью – качествами, присущими всякой системе». Иными словами, он охраняет «ничто», он охраняет «не-жизнь» – стыдливо прикрытые чресла, тело, до такой степени отверженное, что оно стало мертвым и его навечно прибили гвоздями к кресту. Мария Магдалина-1595-1597.
Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Нимфа Дафна, спасаясь от притязаний Аполлона, была превращена богами в лавр. Считается, что это один из миланских друзей Караваджо, навестивший его в Риме. Залы, салоны и коридоры дворца украшали великолепные произведения искусства и среди них четыре портретных наброска кисти Леонардо, картины Беллини, Тициана, Брейгеля Старшего и других выдающихся мастеров, а также образцы античной скульптуры, в том числе римские копии древнегреческих изваяний.
Как знать. Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители. Период творческой зрелости (конец XVI – первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. От него лучше держаться подальше».
Затянувшиеся «смотрины» завершились осенью 1594 года — Караваджо отдал предпочтение кардиналу Франческо Мария Борбоне дель Монте (1549—1627). 1603, Уффици «Юдифь и Олоферн», ок. Положившись на память, которая начала его подводить, кардинал записал: «Обретшая славу корзина с правдоподобно изображёнными цветами (sic. ) написана Микеланджело да Караваджо, который имел широкую известность в Риме»48.
В частности, рассказывая об оптических эффектах интересовавших многих художников, автор приходит к парадоксальному заключению, заявляя, что «с помощью простого кружочка из бумаги можно увидеть так называемый сгусток (epitome) целого мира»33. Таким образом Караваджо оказался в кругу покровителей, связанных тесными узами родства. Возможно, таким непростым путем художник Дали возвращается к классическому наследию, по крайней мере в формальном плане.
Мадонна дель Розарио-1607г Алоф де Виньякурт-1607-1608. О второй я должен умолчать 6». Кодекс хранился, как святыня, в специальном кожаном футляре под стеклом.
Картина вызвала восторг друзей и знакомых кардинала. И хотя подобные документы не оформлялись официально их можно назвать первыми брачными контрактами Запада. Так император Марк Аврелий, последователь секты Эпикура, похвалялся в своих дневниках тем, что не притронулся к служанке по имени Бенедикта и даже к рабу (которого звали Теодотом), несмотря на снедавшее его желание. Наяды оплакивают его5.
Ему льстило появляться с ней в известных местах сборища художников, поэтов и музыкантов. Однажды, утомившись на охоте, Нарцисс склонился над источником, чтобы напиться. Таким и появился на свет «Нарцисс» (112x92). Сведения, получаемые из Милана, будоражили Рим. 1595 и «Кающаяся Мария Магдалина», ок.
Например, Джованбаттиста Гварини, автор известной в ту пору поэмы «Верный пастух», посвятил циркулю эротическое стихотворение, в котором обе ножки диковинного инструмента уподобляются, как позже в стихах Джона Донна и других авторов, двум пылким влюблённым, которые охвачены одним только желанием — поскорее слиться в сладострастном порыве. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Вероятно, это та самая шпага Караваджо, которая фигурирует в отчётах римской полиции с выгравированной на клинке надписью на латыни «Nec spe пес metu» — «Нет надежды, нет и страха». Его обнажённое колено почти упирается в раму картины. Под впечатлением разговоров о музыке, которые постоянно велись в римских салонах — да и сам он был к ней не глух, — Караваджо принялся писать по просьбе дель Монте «Лютниста» (94x119). Воспользовавшись короткой паузой, он держит в руке рожок, устремив на зрителя взгляд, выражающий готовность в любой момент включиться в трио с первыми аккордами скрипки и лютни. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Караваджо не обнаружил среди приглашённых кавалера Чезари дАрпино, чему был несказанно рад.
Тут же лежащие фрукты, скрипка со смычком и раскрытая партитура. — Трубчатые нарциссы. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. Первое изображение юного помощника Караваджо появилось в романтически возвышенной картине «Давид и Голиаф» (110x91). Когда нимфы приходят за его телом, на том месте, где оно должно было быть, вырастает красивый нарцисс.
Любовь genialis превращается в любовь соnjugalis. Микеланджело Меризи де Караваджо (итал. Умер в городке Порто дЭрколе при невыясненных обстоятельствах.
За несчастную вступились все женщины, упросив богиню правосудия Немезиду покарать гордеца. «Я тот, кто тщетно пытается обратиться в камень. Караваджо запечатлел момент, когда преподобный забылся в религиозном экстазе, лёжа на земле под могучим развесистым буком. Наяды оплакивают его. Первое время Караваджо сильно нуждался.
Широкой известностью он был обязан своим многочисленным комедиям, с успехом идущим на театральных подмостках, а главное — фундаментальному научному труду по оптике «Естественная магия», чьё последнее издание в 1589 году пользовалось невероятным успехом не только в университетской, но и художнической среде. В записках моих я повествую о себе.
Приходится только диву даваться, каким образом этот шедевр, как и «Шулеры», пылившиеся веками в подвалах, вдруг оказался в американском захолустье. Со временем картина «Нарцисс» была воспринята многими художниками как образец нового искусства с нетрадиционным взглядом на человека и на мир. Возможно, что на основе полицейских протоколов, кроме упомянутых фильмов, получилось бы занимательное чтиво о нравах римской богемы при условии, если бы речь не шла о великом художнике. Как выяснилось позднее, выбор оказался более чем удачным. Наступило осеннее ненастье, когда из-за проливных дождей нельзя выйти из дома.
Вскоре в одной из гостиных дворца состоялось для узкого круга доверенных лиц обсуждение пока не успевшей попасть в «Индекс запрещённых книг» работы «Философия, основанная на ощущениях», которую монах написал в развитие идей своего учителя Бернардино Телезия, натурфилософа и противника схоластического аристотелизма. Все предметы переднего плана залиты рассеянным и слегка золотистым светом, подчёркивающим звучание красок и позволяющим даже прочитать на раскрытой странице партитуры неожиданное послание анонимному адресату: «Voi sapete chio vi amo» (Вы знаете, что я люблю вас). Но они оказались чистейшей воды домыслами и Милези, как и прежде, навещал в мастерской художника и составлял ему компанию во время ночных прогулок по игорным и питейным заведениям. Сначала Караваджо обосновался в Венеции, но в 1592 году переехал в Рим. Будучи его послом в Риме, он решил тоже не ударить в грязь лицом и сделать подарок своему патрону, но со смыслом. Святая Екатерина Александрийская-1958г Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов («Отдых на пути в Египет», ок.
Известно, что семейству Медичи принадлежал когда-то декоративный щит с изображённым на нём чудовищем, который расписал Леонардо да Винчи, о чём подробно повествует Вазари в своих «Жизнеописаниях». В отличие от английского фильма режиссёра Джармена, в котором Караваджо умирает в мрачной больничной палате, в итальянской телеверсии художник, преследуемый демоническим чёрным всадником, остаётся обессилевшим лежать на пустынном пляже, что намного ближе к истине. Эта первая работа, написанная для дель Монте в его дворце.
Теперь он написал полуобнажённых «Музицирующих мальчиков» для личного пользования влиятельного кардинала и вот таким образом не был озабочен мыслью о том, что иезуиты с их острым чутьём на крамолу доберутся и до него. Вероятно именно он позировал для «Лютниста», чем и объяснимо наличие бросающихся в глаза женских черт у изображённого на картине типичного черноокого южанина с густыми дугообразными бровями и пухлыми губами43. Август сослал Овидия на край света – в ледяной край дикой Паррасии.
Возможно, при первом же взгляде на картину своего протеже он с удивлением обнаружил в лютнисте изображение девушки, которое никак не сочеталось с полюбившимися ему «Музицирующими мальчиками». Уже упоминавшийся автор известного труда «Цицерон» Буркхардт язвительно заметил, что «Голова Медузы» — это всего лишь изображение «орущего парня, у которого вырывают зуб». Здесь, как и в первой картине, всё дышит пронизывающим каждую деталь ожиданием.
Он мечтал о своём зрителе, которому так много хотел сказать. Тогда он решил повременить и осмотреться. То был медленный, глубинный, естественный процесс иод охраной страха. В Нарцисса были влюблены многие юноши и девушки, но он с пренебрежением отвергал их.
За кофе, бесшумно подаваемым юными пажами, завязался разговор о музыке. 1593, там же), «Вакх» (ок. Перед отъездом он навестил Караваджо и попросил друга в случае необходимости оказать помощь его неопытной в житейских делах жене Катерине, поскольку на младшего брата Децио у него отныне не было никакой надежды. Времена и вкусы меняются. Сложная по композиции картина (300x180) должна была олицетворять три стихии — землю, воду и воздух.
Шулеры-1956г Музыканты-1956г Вакх-1956г Гадалка-1596-1597. Своему мадригалу Кампанелла предпослал следующую, как он выразился, «экспозицию», в которой говорится: «Поэт повествует о том, что мир погряз во тьме, когда безнаказанно вершится зло, а тем временем софисты и лицемеры своим словоблудием убаюкивают людей, страждущих в потёмках.
По такому случаю дворцовым портным для него был пошит строгий камзол. Записано верно с моих слов»47. Старый приятель Шипионе Пульцоне по прозвищу Гаэтанец после написания по заказу иезуитов большой алтарной картины «Мадонна делла Страда» украсил там один из приделов фигурами ангелов, написанных им с натуры в полный рост.
Как они могут понять их, когда я сам, «производящий» эти образы, не понимаю их. Эта картина под названием «Куртизанка Филлида» (66x53) погибла в апреле 1945 года при штурме Берлина. С непривычки Катерина держит шпагу неуверенно и немного кокетливо. Сексуальная мораль полностью перестала быть вопросом статуса. В придворном хоре кардинала дель Монте выделялся сильным голосом и яркой внешностью испанский кастрат Педро Монтойя, которого не раз приглашали выступить с хором Сикстинской капеллы, а на музыкальных вечерах во дворце Мадама он исполнял все женские партии.
Его вывел из состояния оцепенения и восторга подошедший кардинал. Когда Караваджо показал законченную картину Марио, она не вызвала у него особого интереса. Всё писалось с натуры. 1596, галерея Дория-Памфили, Рим). Она вполне оправдывала своё редкое имя гордой дочери фракийского царя Сифона. Дворец Мадама служил ему надёжной защитой от любых неожиданных неприятностей. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров.
Он начинал терять голову и пускаться во все тяжкие. Поводом послужило подозрительное обстоятельство. Для полиции было вполне привычным делом задержание за ношение оружия гражданским лицом. Эта картина, как признавал сам Караваджо, является «наиболее удавшимся ему куском живописи». Но всё эти недочёты восполняются прекрасно снятыми кадрами показа его картин.
Надо признать, что это ему удалось. Приобретя в антикварной лавке старый восточный щит из тополевой доски и натянув на него холст, Караваджо приступил к написанию «Головы Медузы» (60x55). Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Он обожал римские трактиры с их особой располагающей к дружеским беседам атмосферой, где стены обычно увешаны картинами и рисунками безвестных или обретших имя художников, которые, как когда-то он сам, расплачивались за угощение своими работами.
Караваджо понял, что его вольной жизни настал конец. Поза и возраст Давида напоминают ранее написанного «Нарцисса» с той лишь разницей, что мысль героя здесь направлена к действию, а не наоборот, как у Нарцисса, который прежде совершил необдуманное действие, нагнувшись к воде, а уж затем подумал, сколь прекрасно отражение его лица и влюбился в себя. Отвергнутые взывают к богам (в частности, к Немезиде), прося наказать Нарцисса («Пусть же полюбит он сам, но владеть да не сможет любимым. ») и та внимает их просьбам.
Не случайно имя Нарцисс (Наркисс) происходит от глагола «narkao» (греч. Обиду он помнил и встретиться вновь с бывшим работодателем не имел никакой охоты.
Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Идея увлекла Караваджо. Он выполнял заказы на весьма престижные работы. Из тела божества Гиакинта (Гиацинта) из ревности погубленного богом ветра Зефиром, Аполлон вырастил цветок.
Отличительной особенностью является трубка, равная или даже превышающая по длине доли околоцветника. Правда, пришлось на время воздержаться от ночных прогулок, что особенно его тяготило.
Дабы история не повторилась, нужна была во что бы то ни стало новая Медуза. Имеется любопытное высказывание самого художника, на которое ссылается в одном из писем коллекционер Джустиньяни, ставший чуть ли не основным его заказчиком: «Караваджо говорил мне, что вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур»42. Окраска – однотонная белая или желтая, хотя порой можно встретить и двухцветные нарциссы. Появились первые брачные договоры.
Кардинал слыл полиглотом и меломаном. Это первый созданный Караваджо пейзажный ноктюрн. Дальнейшее развитие получает понятие camera obscura, которая, как известно, применялась ещё древними греками для наблюдения за солнечным затмением. Но Караваджо всегда был склонен к авантюрам и всякие запреты только распаляли его.
Её гордостью являлся «Урбинский кодекс 1270» Леонардо да Винчи с воззрениями мастера о перспективе и световоздушной среде. Кардинал, никак не ожидавший вновь увидеть у себя «Лютниста», хоть и был несказанно рад его возвращению, на сей раз воздержался от выражения особой благодарности.
Я силюсь не умереть в молчании. Засидевшись допоздна на вилле, он возвращался пешком домой и по пути был задержан полицией. Дом братьев дель Монте считался центром либеральной мысли и антииспанских настроений. Самая большая иконография – у древнегреческого Нарцисса: сказания «Метаморфозы» Овидия («Он сам собой любуется, окаменев от удивления. Не замечая его присутствия, собеседники вели неспешный разговор.
На лице музыканта грусть. Юпитер, Нептун и Плутон-1597-1600. Маффео Барберини, будущий папа Урбан VIII-1606-1608. Караваджо, хорошо знавший нравы римской улицы и её обитателей изобразил когда-то на свой страх и риск одного из этих парней на картине «Юноша, укушенный ящерицей», вызвавшей восторг синьора Валентино и многих других коллекционеров. В зрелом возрасте он написал картину «Христос изгоняющий из храма торговцев», которую одно время принимали за произведение Караваджо, настолько она близка ему по духу и манере исполнения с неизменным использованием светотеневых эффектов, тем паче что картина значилась в посмертно составленной описи художественных ценностей, принадлежавших главному коллекционеру картин мастера — маркизу Джустиньяни.
Семь деяний милосердия-1607г Саломея с головой Иоанна Крестителя-1607-1610. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. Изображение человеческого тела во всей его естественности, упрямое преклонение перед правдой жизни далеко не всегда способствовали взаимопониманию живописца с заказчиками. Но молчат музыкальные инструменты, которым надлежит исполнить вместе с лютней любовный мадригал, так как никто из музыкантов не явился. И таким вопросом вправе задаться каждый, вглядываясь в фигуру лютниста. Генерал ордена иезуитов Клаудио Аквавива, местопребыванием которого и была церковь Джезу, выслушав сообщение своих соглядатаев и лично осмотрев капеллу Ангелов, приказал немедленно сбить «еретическую» фреску.
Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент – Федерико Цуккаро. Но на одном из листов партитуры чётко начертано латинизированное имя Gallus. Но художник недолго оставался без помощника. Отвергнутые взывают к богам (в частности, к Немезиде), прося наказать Нарцисса («Пусть же полюбит он сам, но владеть да не сможет любимым. ») и та внимает их просьбам.
Признавая яркий художественный дар и темперамент своего протеже, независимость суждений и дерзкий ум — «un cervello stravagantissimo», как он пояснял друзьям, умный дель Монте давно заметил, что на молодого художника дурно влияет любая похвала, оказываясь для него пагубной.