Член Национального конвента, цареубийца, неоклассический художник, рисующий исторические сцены (Рим, Греция, наполеоновская Империя), Давид – один из редких для того времени великих французских мастеров. Давид был одним из лучших живописцев революции, а затем, с установлением империи, посвятил свой талант изображению событий наполеоновской эпохи. Картина была создана Давидом по заказу самогоНаполеона I. На ней изображён эпизод коронации императора, произошедший2 декабря1804года всоборе Парижской Богоматери. Событие такого масштаба не могло пройти незамеченным и Наполеон за несколько месяцев до коронации заказал картину, отображающую все величие этого действия, у художника Жака-Луи Давида.
«наполеон на перевале Сен-Бернар»— большая картина Жака-Луи Давида, написанная им в 1801 году и открывающая собой эпоху романтизма в европейской живописи. Портрет Наполеона был написан Давидом, когда в живописи господствовал период классицизма. В первом варианте картины Давида, Наполеон короновал сам себя правой рукой, а в левой — держал шпагу с «Регентом», прижимая к сердцу. Коронация Наполеона I прошла 2 декабря 1804 года, в соборе Парижской Богоматери, в связи с этим событием была посвящена данная картина, которую написал Жак Луи Давид.
«наполеон на перевале Сен-Бернар»— большая картина Жака-Луи Давида, написанная им в 1801 году и открывающая собой эпоху романтизма в европейской живописи1. На одной из марок фрагмент картины Жака-Луи Давида 171Наполеон на перевале Сен-Бернар187. Версаль, Национальный музей) Серией портретов Наполеона Давид создал до тех пор не существовавшую типологию историко-героического портрета. Несмотря на то, что французский император позировал мало и неохотно, художник получил от него урок стиля. Одна из самых известных картин Давида — это портрет Наполеона, генерала победоносной итальянской кампании.
Отдельной главой творчества Давида было его отношение к Наполеону Бонапарту – художник был его поклонником с их первой встречи. Низвержение Наполеона и реставрация Бурбонов вынуждают Давида эмигрировать из Франции. «посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Картина французского художника Жака луи Давида.
Давид рисовал Наполеона, когда тот был еще генералом в 1797. Картина «Наполеон на перевале Сен-Бернар» Жак-Луи Давида хранится в Мальмезон, Париж. Давид выбрал момент, когда Наполеон коронуетЖозефину, апапаПий VIIдаёт ему своё благословение. 2 декабря 1804 года проходила коронация Наполеона I в соборе Парижской Богоматери и именно этому событию посвящена данная картина Жака Луи Давида.
На блоке фрагмент картины Жака-Луи Давида 171Наполеон на перевале Сен-Бернар187.
Спартанская царевна Елена была самой красивой смертной женщиной Ойкумены. Друэ, А. Л. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. Картина «Смерть Марата» (1793 г. ) былазакончена художником меньше чем затри месяца и повешена в зале заседанийКонвента. Делакруа опятьпочувствовал интерес к современностии создал в 1830 г. картину «Свобода, ведущаянарод (28 июля 1830 года)». Клятва между тремя сыновьями и отцом – это акт сплочения народа с целью усиления государства.
Он был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-1794 гг. ), организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре. Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени. Он безошибочно выбрал талантливейшего мастера своего времени и одного из лучших в истории художников-пропагандистов. Композиция картины с сидящей у смертного ложа супруга Андромахой повторяет сцену, воспроизведенную в античном рельефе «Смерть Мелеагра», который часто копировали мастера неоклассицизма.
Вьена — основывалась на требовании достижения «правды и величия» на основе изучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. Предводитель спартанцев Леонид гибнет вместе с 300-ю спартанцами, окруженные неприятелями. Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов).
ход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1800 г. ) художник изобразил своего нового героя возвращающимся из победоносного похода в Италию. Викар, ставшие позднее прославленными мастерами. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. На них лежит печать официального заказа.
Наконец еще один решил попытать счастья. Этот знаменательный момент и изобразил Давид на своём знаменитом полотне. Рисунок везде одинаково точен так же, как и формы, почти иллюзорные по выпуклости объемов. В 1789 г. Давид становится страстным революционером. Попав в тюрьму сразу после падения Робеспьера, он снова начинает рисовать. Ванна напоминаетсаркофаг ящик, на котором, как напьедестале, начертано посвящение:«Марату — Давид», — выразительныйрубеж, разделяющий погибшего и зрителейпустое сумеречное пространство фона —образ вечности, где пребывает павшийгерой.
Как скучала кисть Давида по возвышенному и героическому. Давид изучает античную скульптуру в только что открывшемся Музее Пио-Климентино в Ватикане. Если и в бытность свою консулом Бонапарт не стеснялся судить об искусстве без всякого смущения, то теперь и подавно он не стеснялся ничего.
Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника). От холста будто идет звон тяжелого и грозного оружия. Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). Королевский музей изящных искусств. После 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, Давид был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории.
Двенадцать днейспустя их спасло судно «Аргус». Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником. Провозглашённый в 1804 г. императором Наполеон назначил Давида«первым живописцем».
Депрессия следует за крайним возбуждением. Бонапарт вошел, не обратив внимания на всеобщее смятение, два офицера его сопровождали. И Давид признается ему, а также Пейрону, Венсану, своим товарищам по Академии: «Я хочу, чтобы мои произведения имели античный характер до такой степени, что афинянин, будь он в состоянии вернуться в мир, принял бы их за творения греческого живописца»». Следующим государственным заказом Давида стала картина «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789 г. ).
Славу Давиду принесла картина "Клятва Горациев" (1784 г. ) изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Он голосовал за казнь Людовика XVI и был пылким сторонником Наполеона, которого несколько раз портретировал. Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье.
Педагогическая система его учителя — известного исторического живописца Ж. М. Провозглашённый в 1804 г. императором Наполеон назначил Давида «первым живописцем». На картине изображены: Наполеон I, Жозефина Богарне, Рамолино, Летиция — мать Наполеона, Людовик I Бонапарт, Жозеф Бонапарт, Наполеон-Карл — сын Людовика Бонапарта и Гортензии Богарне, сёстры Наполеона, Лебрен, Шарль Франсуа де Камбасерес, Жан Жак Режи де Бертье, Луи Александр, Талейран-Перигор, Шарль Морис де Мюрат, Иоахим, папа Пий VII, Давид, Жак Луи. Однажды Давид с приятелем наблюдали свиту короля, отправившуюся на охоту. Все мечтали стать ее мужем, но она всем отказывала. Когдаистёк четырёхлетний срок стажировки, он остался за границей на свой страх ириск.
В картине«Плот Медузы» (1818— 1819 гг. ) Жерикодобивался максимального правдоподобия. Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, создан на основе рисунка пером (Версаль, Национальный музей), сделанного с головы мертвого героя революции. Событие современной национальной истории впервые стало сюжетом исторического полотна «большого стиля». На перевале было холодно, дул сильный резкий ветер (его как раз в полной мере использовал Давид в качестве одного из главных элементов в своем композиционном построении), Наполеон, ехавший на муле, кутался в серый армейский плащ и был мрачен — еще трудно было предвидеть успешность такого маневра. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» – также была запрещена.
(фр. У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том. Картина была настолько велика, что не помещалась в ателье. Королевская цензура тщательно отбирала полотна для выставок, дабы избежать народного мятежа.
Сделав быстрый рисунок, Давид начал писать. В 1795—1799 гг. Давид решил писать картину в Риме и показ ее здесь вызвал подлинную сенсацию. За представленное полотно «Велизарий» (1781, Лилль, Музей изящных искусств) Давид был единогласно принят в члены Академии.
165 x 128 см. Говорили, что красота ей досталась по наследству от Зевса. Холст, масло. Учился у Буше, начинал работать в стиле рококо, но после учёбы в Риме (1775-1780 гг. ) и под влиянием искусства Древнего Рима Давид выработал строгую эпическую манеру. Сам термин «романтизм» был введёнФридрихом Шлегелем (1772—1829), немецкимкритиком, философом и писателем. Она грубила мужу, кричала на него и не скрывала, что нисколько его не любит.
Турецкого посла тоже пришлось уговаривать, чтобы он согласился позировать. «Героический» стиль полотна с изображением застывших в клятве единения фигур трех братьев Горациев на фоне дорической колоннады вызвал много подражаний у мастеров неоклассицизма в эпоху предреволюционных настроений во Франции. Картина поражает своей зрелой и поистине виртуозной техникой исполнения. Ледяной свет заливает комнату, где стоит погребальное ложе Гектора, блестит на бронзовом высоком канделябре и угасает в глубине, где траурные драпировки безмолвно напоминают о смерти. Об этом полотне с восхищением отозвался строгий критик Дидро в Салоне 1781 года.
За представленное полотно «Велизарий» (1781, Лилль, Музей изящных искусств) Давид был единогласно принят в члены Академии. В грандиозной картине «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г» (1807 г. ) Давид создал очередной миф — блеск алтаря и великолепие одежд придворных действуют на зрителя не хуже, чем убогая мебель и старые простыни Марата. Своим долгом художник считает «прославление кистью революционных мучеников», посвятив этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Королевские музеи), «Смерть Жозефа Бара» (1793, Авиньон, Музей Кальве). Давиду было заказано полотно на сюжет из Римской истории Роллена «Клятва Горациев» (1784, Париж, Лувр).
«Сабинянки» не могли насытить его искусство, давно и накрепко сросшееся с реальной действительностью. Вернувшись в Париж, художник задумал картину в память особытии, взволновавшем всю Францию. Однако огромная, перегруженная фигурами картина вызвала у зрителей лишь насмешки. Давид решил писать картину в Риме и показ ее здесь вызвал подлинную сенсацию. После 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, Давид был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции — времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI до 1789 года), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, — он был не только художником, но и известным общественным деятелем.
Художник изобразил патетический момент, когда депутаты дают клятву борьбы за идеалы Свободы, Равенства, Братства. В 1805г. У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том. Классицизм.
Давид — один из самых крупных мастеров неоклассицизма и его искусство последовательно эволюционировало вместе со стилем, выражая эстетические идеалы раннего, зрелого и позднего неоклассицизма эпохи империи — ампира (1804—1814). Масштабы Альп как будто малы в сравнении с величием Наполеона. Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня.
В настоящее время картина находится в Национальном музее во дворце Мальмезон. Жироде, Ж. Б. После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, Давид становится его безоговорочным приверженцем, а в 1804 году получает титул «первого живописца Императора». В действительности этот горный переход выглядел более прозаично. В этом полотне почти повторена композиция «Клятвы Горациев», но все акценты смещены.
Он голосует за смерть Луи XVI, монтаньяр и член Комитета общественной безопасности. -- коран запрещает изображение людей. В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». Для архитектуры ампира характерны монументальность, геометрическая правильность объемов и целостность (триумфальные арки, колонны, дворцы). Отец сам приговорил их к смерти, дабы защитить Республику, даже ценой жизни своих родных сыновей.
Схемацветовой гармонии живописца походилана глобус, в котором роль «полюсов»играли белый и чёрный цвета, а «экватор»был составлен из двенадцати чистыхкрасок — жёлтой, красной, синей и т. д. — и их производных. Братья Буассере — Сульпиций (1783—1854) и Мельхиор (1783— 1859) — собиралипамятники старинного искусства. до н. э. ), — приговорил к смерти двоихсыновей за участие в монархическомзаговоре.
Давид в сущности не очень интересовался точными обстоятельствами похода. Однако, несмотря на искреннее увлечение Давида Наполеоном, кроме превосходного по своей жизненной остроте и верности характеристики луврского эскиза, другие произведения Давида, посвященные Бонапарту, не отличаются вдохновенностью. В 1806 г. Энгр наконецсмог отправиться в Италию. до н. э. ) они одолели в бою трёх лучших воиновпротивника (тоже братьев — Курпациев), что принесло римлянам почти бескровнуюпобеду., » состоящее из портретов известных исторических лиц (здесь изображены члены большой семьи Наполеона, Талейран, держащий мантию, Евгений Богарне — пасынок будущего императора, Папа Пий VII, благословляющий Наполеона и Жозефину) имело большой успех в луврском Салоне 1808 года. Художники, создающие произведения в стиле ампир, черпали свое вдохновение в элементах античного орнамента, но они (в отличие от классицизма) ориентировались в основном на греческую, а не римскую античность. Когда20 июня 1789 г. король Людовик XVIпопыталсяраспустить заседавшее во Дворцемалых забав в Версале Национальноесобрание, его депутаты обосновались вЗале для игры в мяч на улице СвятогоФранциска в Париже и поклялись нерасходиться до тех пор, пока не вырабо- 13 июля1793 г., спустя полтора месяца послеякобинского переворота, один из еговдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1743—1793) был заколот в своей квартиредворянкой по имени Шарлотта Корде. Давид, уверявший после 9 термидора, что Робеспьер обманул его ожидания и что отныне он «будет привержен только принципам, а не лицам», не выполнил своего намерения.
Во время войны римлян с городом Альба-Лонга (VII в. до н. э. ) они одолели в бою трёх лучших воинов противника (тоже братьев — Курпациев), что принесло римлянам почти бескровную победу. Веселые восклицания, смех, оживленные голоса раздались с лужайки, расположенной поодаль. Полотно «Коронование. Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим.
Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига. Во время создания работы Давид столкнулся с массой трудностей. Где тут думать о прекрасном беспорядке красочных нитей, непосредственности движений. На первомплане — фигуры умерших и обезумевшихони написаны в натуральную величину.
Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). Да и вообще писать папу римского великая честь» Но в итоге Папа Римский позировал Давиду. По егословам, он хотел «изобразить античныенравы с такой точностью, чтобы греки иримляне, доведись им увидеть мою работу, не сочли бы меня чуждым своим обычаям». Критики увидели в ней«помесь торговки с древнегреческойбогиней».
Давид Жак Луи (David, Jacques-Louis) (1748-1825 гг. ), французский художник, выдающийся представитель неоклассицизма. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции — времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI до 1789 года), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, — он был не только художником, но и известным общественным деятелем. В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью.
Дочь откупщика, жена банкира, соединившая в своем салоне последних оставшихся в живых аристократов, сливки новой знати, литераторов и политиков, музыкантов и ученых, она умела царить над всеми и восхищать всех. Полотно «Коронование. Винкельмана. Винкельмана.
Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр). Увлечение античной культурой совпало с самыми насущными требованиями искусства героического, высокогражданственного, создающего образы, достойные подражания. Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности. Сама мадам Рекамье, прославленная тонким умом и красотой, хозяйка знаменитого салона, обладала судьбой и положением, которые редко можно было встретить в прошлые годы. Бонапарт считал, что полотно должно отражать его характер, а не демонстрировать внешность.
Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини. Приказания и исправления продолжали тревожить Давида. Но результатом его первого визита к Давиду явился замечательный эскиз, сделанный с натуры. В свою очередь победителю предложили шестнадцать испанских лошадей, а также портрет, который должен был создатьЖак-Луи Давид. Обидам, уговорам, прямым приказаниям не было конца, композицию то и дело приходилось менять.
Взгляды тех, кто ещё не отчаялся, обращены на дальний край плота, гдеафриканец, стоя на шатком бочонке, машет красным платком команде«Аргуса». Если в «Портрете Потоцкого» был известный разрыв в трактовке человеческой фигуры и коня, то здесь этого нет, художник достигает удивительного единства живописной манеры. Благожелательный прием в Салоне встретило и полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Париж, Лувр). В июле 1816 г. близ островов ЗелёногоМыса (у побережья Западной Африки)корабль «Медуза» под командованиемнеопытного капитана, получившегодолжность по протекции, сел на мель.
Пока Давид приготавливал краски и обсуждал с адъютантом детали костюма, в котором собирался писать генерала, Бонапарт внимательно разглядывал «Брута». Своим долгом художник считает «прославление кистью революционных мучеников», посвятив этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Королевские музеи), «Смерть Жозефа Бара» (1793, Авиньон, Музей Кальве). «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года» — так называется картина французского художника Жака Луи Давида. Картина была создана Давидом по заказу самого Наполеона I. На ней изображён эпизод коронации императора, произошедший 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери. Жерикожил в Италии.
Модели изображены то словно уподобленными античной статуе (Госпожа де Веркинак, 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре (Портрет госпожи Серезиа — сестра жены Давида Портрет Пьера Серезиа, оба — 1795, все — Париж, Лувр). По его словам, он хотел «изобразить античные нравы с такой точностью, чтобы греки и римляне, доведись им увидеть мою работу, не сочли бы меня чуждым своим обычаям». Событие современной национальной истории впервые стало сюжетом исторического полотна «большого стиля». Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня.
В соответствии с программой, составленной в 1776 году графом Анживийе, директором Управления королевских строений, предполагалось создание серии больших исторических полотен, «призванных оживить добродетели и патриотические чувства». Художник родилсяв Вольгасте (городе на территориисовременной Польши) в семьесудовладельца. Франция. Декор был нередко перегружен арабесками, пальметтами, фантастическими мотивами из этрусского искусства и военной атрибутикой римского происхождения (доспехами, щитами, мечами, венками, геральдическими орлами и т. п. ). Художникупредстояло запечатлеть событие, послужившее причиной её начала.
Резной крест на вершине скалы— обычный мотив среднеевропейскогопейзажа того времени. Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его. «И с глаз спала пелена», — скажет художник свою известную фразу по поводу увиденных им подлинников. Давидвместе с учениками работал над картиной«Сабинянки, останавливающие битвумежду римлянами и сабинянами». Власти прибегалик более гибким методам художественнойполитики: распределение крупных заказовна украшение общественных зданийприобрело особенный размах в правлениеНаполеона Iи ЛуиФилиппа (1830—1848).
Глаза внимательно вглядывались в даль, словно озирая позиции неприятеля. Марат был болен, вот таким образом лежал в ванне, накрытый простыней, принимая лечение от простуды. Простота обстановки придаётзрелищу особую трагическуюторжественность. Тем не менее художник вновь избралсюжет, созвучный современности:сказание о женщинах, прекратившихвойну между римлянами (их мужьями) исабинянами (их отцами и братьями), звучалов тогдашней Франции как призыв кгражданскому миру. Давил принялся за работу.
Голову его любимого ученика населяют призраки, воспламенный ум не дает ему покоя. Книга ВильгельмаГенриха Вакенродера (1773—1798) «Сердечныеизлияния монаха — любителя искусств» (1797 г. ) стала манифестом романтизма визобразительном искусстве: онапровозгласила решительный отказ отлюбых «правил красоты» и объявилаосновой творчества искреннее чувство. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом. 1775—1780 годы Давид провел во Французской академии в Риме.
Ещё в 1776 г. была разработана правительственная программа, которая поощряла создание больших картин, «призванных оживлять добродетели и патриотические чувства». Полотно представляет собой огромный холст. На этот раз Наполеон не колебался в выборе сюжета и вскоре после победы при Маренго Давид получает точное указание написать полководца «спокойным на вздыбленной лошади». В настоящее время картина находится в Национальном музее во дворце Мальмезон.
Когда сообщили, что правительство не допускает к показу эту картину, люди были возмущены и члены королевской семьи уступили. Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. По возвращении в Париж в 1780 году его целью становится получение доступа в Академию, что открывало путь к завоеванию успеха, возможность периодически два раза в год выставляться в луврских Салонах. В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо.
Давид вместе с учениками работал над картиной «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами». Не менее символичны идругие фигуры: мёртвая мать, к грудикоторой тянется младенец обнажённыйраненый грек — его кровь уходит всухую землю, а рядом валяются сломанныйкинжал и опустошённая грабителямисумка. В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника. Это был очень символичный момент. Отныне все знали его как живописца, «чей гений предвосхитил революцию».
«Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. Пятая версия, созданная Давидом, оставалась в его мастерских вплоть до смерти художника. В 1799—1801 гг.
С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию., » состоящее из портретов известных исторических лиц (здесь изображены члены большой семьи Наполеона, Талейран, держащий мантию, Евгений Богарне — пасынок будущего императора, Папа Пий VII, благословляющий Наполеона и Жозефину) имело большой успех в луврском Салоне 1808 года. В этом полотне почти повторенакомпозиция «Клятвы Горациев», но всеакценты смещены.
Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном древнеримском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в эпоху раннего неоклассицизма. В центре картины женщины в «Горациях» они безмолвствуют, в «Бруте» же бурно оплакивают казнённых сыновей и братьев. С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ. Для работы над картиной «Клятва Горациев» (1784 г. ) Давид уехал в Рим. Друэ, А. Л. В 1812 г. Давид передает Наполеону для его кабинета в Тюильри портрет в полный рост.
Вскоре после возвращения из итальянского похода молодой полководец впервые посетил мастерскую Давида. Благожелательный прием в Салоне встретило и полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Париж, Лувр). Этот набросок маслом на холсте (совсем недавно, в 1953 г., вошедший в собрание Лувра) принадлежит к лучшим портретам молодого Бонапарта. С едва тронутого красками холста смотрело сухое властное лицо с презрительным ртом и острым, выступающим подбородком. Бонапарт согласился, хотя без особой радости.
Сразу по возвращениив Париж художник принялся за картину«Алжирские женщины в своих покоях» (1833 г. ). Брюссель. Полотно представляет собой огромный холст. На втором плане — трёхпролётная аркада в каждую из арок вписана одна или несколько фигур. Тема имела созвучие и с трагедией П. Корнеля. В его честь художник создает конный портрет на фоне вымышленного пейзажа «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Национальный музей), большое историческое полотно «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижского Богоматери 2 декабря 1806 года» (1805—1807, Париж, Лувр), портрет «Наполеон в своем рабочем кабинете» (1812, Вашингтон, Национальная галерея искусства), аллегорическую картину «Леонид при Фермопилах» (1814, Париж, Лувр), прославляющее походы «Великой армии».
Большой общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в Зале для игры в мяч» (1789, Версаль, Национальный музей рисунок пером — Лувр), оставшееся незавершенным. На первый взгляд его палитра— простое сочетание ярких несмешанныхкрасок только приглядевшись, зрительоткрывает удивительное богатство тоновв этих красных, серых, белых пятнах. Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. Художник послал ему несколько записок.
Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, создан на основе рисунка пером (Версаль, Национальный музей), сделанного с головы мертвого героя революции. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника.
Художнику предстояло запечатлеть событие, послужившее причиной её начала. Обещал приехать в мастерскую в ближайшие дин. Но тайная магическая В 1810г., в год смерти Рунге, вышла его книга«Шар цветов или Конструкция соотношениявсех смешанных цветов и их родственныхсвязей, с приложением опыта выведениягармонии соотношения красок», получившая высокую оценку Гёте.
Вот таким образом этополотно стало одной из первых картин изображавшей идеал и идеи, а не физическое сходство. Брут безмолвно сидит в густой тени колоннады. Он бросил треуголку в кресло, раскланялся с Давидом. Назавтра ученики по указанию Давида соорудили помост в ателье. Он не пожелал принимать корону из чьи-либо рук, кроме своих.
Светлые и тёмныеоттенки каждого цвета стали «меридианами», проходившими от чёрного «полюса» кбелому через цветной «экватор». Произведение писалось уже в те времена, когда Наполеон был у власти, как Первый консул Французской республики, в силу чего композиция картины была сильно театрализована, то есть по замыслу создана не с целью передать реалистичное изображение, а ради того, дабы еще больше возвеличить государственного лидера страны. Его политическая деятельность и ход событий не позволяют закончить Клятву на Теннисном корте, которая должна была стать впечатляющей коммеморацией в античном стиле изображающей современное событие.
Лицо его при этом оставалось абсолютно бесстрастным. В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью. В светильнике, в изгибе спинки канапе было спокойное равновесие, неотрывное от человека. Потом он надел мундир и занял место на помосте. Пудреные волосы оттеняли загорелое лицо.
Всем была памятна его первая победа под Тулоном в декабре 1793 г., когда огонь руководимой им батареи обратил в бегство английский флот и тем самым вынудил тулонских мятежников сдаться революционным войскам его называли «генерал Вандемьер», ценя в нем смелость, с которой он в один из осенних дней 1795 г. (13 вандемьера) расстреливал в Париже роялистов, применив артиллерийские орудия в условиях городских улиц восхищались его военным талантом, побеждавшим участников антифранцузской монархической коалиции на полях Италии. И почти весь этот фон заполнен огромной фигурой всадника.
Энгр пытался передать в живописидекоративные возможности различныхвидов старого искусства: выразительностьсилуэтов древнегреческой вазописи— в полотнах «Эдип и Сфинкс» (1808 г. ) и«Юпитер и Фетида» (1811 г. ) пластикускульптурного рельефа — в работах«Сон Оссиана» (1813 г. ), «Вергилий, читающийЭнеиду семье императора Августа» (1819 г. ) насыщенные краски готическойминиатюры — в картине «Паоло и Франческа» (1819 г. ). Два года он разыскивал людей, пережившихтрагедию в океане, делал зарисовки вбольницах и моргах, писал этюды моря вГавре, портовом городе на северномпобережье Франции. В соответствии с программой, составленной в 1776 году графом Анживийе, директором Управления королевских строений, предполагалось создание серии больших исторических полотен, «призванных оживить добродетели и патриотические чувства». Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига. В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов.
Фигурыженщин удивительно пластичны. Композиция картины с сидящей у смертного ложа супруга Андромахой повторяет сцену, воспроизведенную в античном рельефе «Смерть Мелеагра», который часто копировали мастера неоклассицизма. В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. Луций Юний Брут — легендарный основатель республиканского строя в Риме, возглавивший восстание римлян против царя Тарквиния Гордого (VI в. до н. э. ), — приговорил к смерти двоих сыновей за участие в монархическом заговоре. Лицо Наполеона почти лишено портретного сходства — это уже тот идеализированный образ, который с легкой руки Давида прочно войдет отныне в наполеоновскую иконографию. Рунге глубоко чувствовал это вселенскоеединство, как и внутреннее родстворазных видов искусства: он предполагалвыставить «Времена суток» в специальноспроектированном здании, сопроводивих музыкой и стихотворным текстом. ных хребтов:кажется, что весь мир замер, послушныйвластному жесту победителя.
На них крупно написаны имена: «Bonaparte», ниже и, как бы полустертое от давности времен, слово: «Annibal» и еще ниже, у края картины: «Karolus Magnus». Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности. Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали. «Героический» стиль полотна с изображением застывших в клятве единения фигур трех братьев Горациев на фоне дорической колоннады вызвал много подражаний у мастеров неоклассицизма в эпоху предреволюционных настроений во Франции. Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. Однако за два года он успел выполнить в красках только головы некоторых депутатов и был вынужден отказаться от работы: многих участников клятвы в ходе дальнейших событий революции объявили «врагами народа» и они эмигрировали или были казнены.
Бонапарт, однако, не являлся. Задача настолько велика, что он завершает лишь Коронацию Наполеона (1806-1808 гг. ) и Распределение Орлов, две картины с реальными деталями на грандиозном плане. Модели изображены то словно уподобленными античной статуе (Госпожа де Веркинак, 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре (Портрет госпожи Серезиа — сестра жены Давида Портрет Пьера Серезиа, оба — 1795, все — Париж, Лувр). Художник сделал беглый профильный набросок головы Наполеона, написав под ним: «Генерал великой нации». Двое Горациев погибли в бою.
Картина была показана на выставке. Выяснилось, что генерал попросту забыл о данном обещании. Композиция портрета была готова в его воображении, он даже успел набросать ее на холсте.
Тем не менее художник вновь избрал сюжет, созвучный современности: сказание о женщинах, прекративших войну между римлянами (их мужьями) и сабинянами (их отцами и братьями), звучало в тогдашней Франции как призыв к гражданскому миру. «Праведное небо. Давид — один из самых крупных мастеров неоклассицизма и его искусство последовательно эволюционировало вместе со стилем, выражая эстетические идеалы раннего, зрелого и позднего неоклассицизма эпохи империи — ампира (1804—1814). Жироде, Ж. Б. «И с глаз спала пелена», — скажет художник свою известную фразу по поводу увиденных им подлинников. В полной мере использовал Давид в этом произведении и цветовой эффект.
Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли. В самом деле, художникпридал своей героине и величавуюосанку «Афродиты Милосской» (античнойстатуи, которая находится в коллекцииЛувра) и те черты, которыми наделилСвободу поэт Огюст Барбье, певец революции1830 г. : «Это сильная женщина с могучейгрудью, с хриплым голосом, с огнём вглазах, быстрая, с широким В 1832 г. Делакруасопровождал дипломатическую миссию вАлжир и Марокко.
Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, Давид становится его безоговорочным приверженцем, а в 1804 году получает титул «первого живописца Императора». Художник просил генерала подарить ему хотя бы одни сеанс, он должен написать портрет. К 1791 г. Давид написал эскиз картины «Клятва в Зале для игры в мяч» и приготовил для неё огромный холст размером пять с половиной на девять с половиной метров. Конь вздыблен, кругом крутые горные овраги, снега, дует сильный ветер и царит непогода. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов.
Конь был необыкновенно хорош – серый в яблоках, со спутанной длинной гривой. Конь вздыблен, кругом крутые горные овраги, снега, дует сильный ветер и царит непогода. Личностью Наполеона Давид был покорен сразу и достаточно глубоко.
Оставшись в одном камзоле, юноша казался совсем хрупким рядом с огромным жеребцом. Вьена — основывалась на требовании достижения «правды и величия» на основе изучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. Сам ли Давид решился на столь явную лесть или (что более вероятно) ему были подсказаны свыше имена полководцев, чей славный пример вдохновлял Наполеона при его переходе через Альпы, но так или иначе, он поместил их в своей картине.
Здесь он попадает в круг знатоков и любителей античности вместе с французским ученым и критиком А. К. правительственнаяпрограмма, которая поощряла созданиебольших картин, «призванных оживлятьдобродетели и патриотические чувства». Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. Ихгалерея в Штутгарте насчитывала свышедвухсот произведений XIV—XVIвв., большинство из которых в 1826 г. влилосьв коллекцию мюнхенской Пинакотеки (нынеэтот музей называется Старой пинакотекой, в отличие от Новой, где хранятсяпроизведения живописи XIX—XXвв. ). Первые опыты работы 1780-х годов (Госпожа Пекуль и Господин Пекуль — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов. «Брут» был выставлен в Салоне 1789 г. вскоре после штурма Бастилии. И это последнее является очень существенным обстоятельством.
Говоря о знаменитой картине «Бонапарт на привале Сен-Бернар», написанной в 1801 году, стоит заметить, что до него Давидом в 1797 г. был начат другой портрет, отличающийся большей жизненностью и драматической выразительностью (портрет остался незаконченным). Давид был также активным участником революционных событий. Картина Жака-Луи Давида, французского художника-живописца, написанная им в 1801 году.
Наполеон просит его увековечить великолепие имперского режима в гигантских композициях. В 1804 г. Наполеон назначил Давида "первым художником". Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном древнеримском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в эпоху раннего неоклассицизма. Пий VII категорически отказался позировать Давиду. Написанный за один сеанс (Наполеон вообще не любил позировать и считал, что точное сходство не важно для грядущих поколений), этот портрет проникнут чувством живого увлечения художника своей моделью.
Мелкие уколы самолюбия чередовались с прямыми унижениями. Глаза Андромахи, красные от слез, смотрят в глаза зрителю. ВИКТОР ЖАН НИКОЛЬВид на Новый мост из Лувра (Париж, Музей Карнавале) Париж, каким его можно было увидеть из мастерской Давида в Лувре, — это кусочек Сены и Нового моста. Делакруа не пытался поразитьзрителя броской экзотикой.
В его честь художник создает конный портрет на фоне вымышленного пейзажа «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Национальный музей), большое историческое полотно «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижского Богоматери 2 декабря 1806 года» (1805—1807, Париж, Лувр), портрет «Наполеон в своем рабочем кабинете» (1812, Вашингтон, Национальная галерея искусства), аллегорическую картину «Леонид при Фермопилах» (1814, Париж, Лувр), прославляющее походы «Великой армии». Давид вернулся к себе, воодушевленный мыслью о будущем портрете.