Самым известным памятником эпохи Каролингов считается надвратный зал монастыря Лорш 8 века под Дармштадтом, который по предложениям построен в 800 году.
IV в., подобно храму Соломона имели вход на востоке, чтобы священник, молясь на восход, оборачивался лицом к народу), многоалтарность (в связи с увеличением количества ежедневно отправляемых месс и соответственно ростом числа клириков, а также с растущей популярностью реликвий), наличие вестверка с башнями, световых башен над средокрестием, обхода вокруг алтаря – деамбулатория, по к-рому можно обойти здание церкви по периметру, не нарушая богослужения у главного алтаря. Константина Великого была в большей степени «классикой», нежели Пантеон или театр Марцелла. лит-ры (М. Однако они крайне примитизированы и практически лишены оформления. Новый атриум включил в себя и т. н. ворота в Лорше (надвратный зал предположительно конце VIII века) – редкий памятник каролингской архитектуры: прямоугольный зал, возвышающийся на трёхпролётной арке, с лестницами по обеим сторонам. IX в. ), Евангелие Эббона (Овиллер, 20-30-е гг. 1 845-846 гг. ).
IX в. был подарен в Регенсбург и через полвека послужил образцом для оттоновских мастеров. (см. : Kessler. Утрехтская Псалтирь (IX в. ) – считается одним из самых замечательных произведений эпохи Каролингов. lat. Особое явление в эпоху К. в. представляют рукописи из скрипториев Сев. 9388 840-855 гг. ) и Сакраментарий еп.
lat. Поскольку, согласно принятому в христ. S. n. ) и Евангелия от Луки и от Иоанна (Vat. Августином вопрос внес Ратрамн из Корби.
1971. 1892. школах. Главным оппонентом Пасхазия стал Ратрамн из Корби, к-рый, отвечая на вопросы кор.
К сожалению, сохранилось очень мало памятников Каролингской архитектуры. ХХ в. К. в. S. 110, 193-212). Автономные школы (как это было с Парижским университетом) постепенно становились все более независимыми от Церкви и наибольший прогресс образования в это время отмечался именно в светской школе, хотя наиболее видные мыслители этой поры и даже эпохи Возрождения почему-то выходили из церковных школ.
13955 14080 13020 возможно, также Paris. знати отправляли к королевскому двору детей, чтобы они могли получить необходимое образование, войти в королевское окружение, подготовиться к будущей политической или церковной карьере. 107).
323, 324 Paris. IX в. ) Евангелие Харли (Lond. Миниатюры были очень разными по стилю.
В сер. Осерский. Подобные ворота строились и в других монастырях средневековой Европы.
плетенки и орнаменты сменяют античные камеи и мраморные колонны. Уржельского ( 818). Здесь же находится беломраморный «трон Карла Великого», на котором короновались германские императоры. Ок. 1971. F. Kurze // MGH.
В IX в. в Кёльне насчитывалось примерно 107 книг, в Пассау – 40. Одно из лучших «светских» книжных собраний IX в. принадлежало Карлу Лысому оно включало неск. Главный писец – Лиутард – был также и миниатюристом. 76)В особую группу выделяют рукописи, созданные в ахенском скриптории в самом кон.
Ок. королей из династии Каролингов и представителей аристократии. Дворцовая капелла в Ахене.
781–783 гг. Людовике Благочестивом, было стремление к всестороннему «исправлению» (correctio) народа франков, к-рый воспринимался как наследник Римской империи. Ле Гофф). municip.
Sang. Раритетные рукописи аббатства ныне хранятся в библиотеке Ватикана. T. 6. VIII — нач. Trsor de la cathdrale. Против учения Готшалька выступил Рабан Мавр.
Т. о., в споре оказался поднят вопрос об онтологическом статусе общего (универсалий). Stadtbibliothek. К нач. 8850.
Давящая сила тяжелых арочных конструкций «ставит на колени», тогда как отделенная выступающим карнизом и более ярко освещенная верхняя императорская зона с вытянутыми пропорциями арок и стройными колоннами пронизана движением вверх и кажется недосягаемой. Один из выдающихся научных трудов средневековья, созданный в стенах монастыря в конце VIII века, – так называемый «Лоршский лечебник», в котором содержатся зачатки европейской научной медицины и который в 2013 году был включен ЮНЕСКО в Список Всемирного документального наследия. Из галльских скрипториев (в Корби, Сент-Амане, Флёри и др. ) этот основополагающий учебник музыки распространился по всему западнохрист. lat. Сейчас то я более осведомлен и осведомлю всех желающих осведомиться.
Хотя наиболее ранние, полностью снабженные невмами певч. Августина «О количестве души» (De quantitate animae), утверждал, что отдельные человеческие души представляют собой как одну единую душу, так и многие индивидуальные.
14), «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим 8. Artes liberales) и затем богословия. Формат книги 247 на 228 мм, книга состоит из 248 пергаментных листов.
территориях. Поскольку люди созданы по подобию Божию, Теодульф считал изображения избыточными. Адопцианство было осуждено Соборами в Регенсбурге (792), во Франкфурте (794), в Риме (799). Августину «Десять категорий», на «Введение к «Категориям» Аристотеля» Порфирия, на «Малые теологические трактаты» (Opuscula sacra), на соч.
lat. Главной объединяющей силой в Европе того времени являлась христианская церковь. Более 200 книг насчитывала коллекция Ангильберта, позднее подаренная им мон-рю Сен-Рикье. Louvain, 1945. В 711 году вестготы, захватившие Испанию, были изгнаны оттуда арабами.
театра – литургической драмы – в наст. T. 25. Александрийскому, однако его автором мог быть св. 4)Орнаментальный инициал перед началом чтений в Евангелии имп.
Confessio // PL. также существовала мастерская по изготовлению рукописей. Хальберштадтский, Ремигий, еп. Жесты персонажей резки, широкие складки их одежд развеваются, будто подхваченные вихрем. К группе рукописей аббатисы Ады относят Евангелие Годескалька (Paris. 24).
Западный фасад церкви мон-ря Корвей. XXXII «О свободном решении», кн. Вот таким образом осужденный к погибели должен винить в этом одного себя.
Stiftsbibl. Libellus adversos Felicis haeresim // PL. Ее возникновение граничит с учением Элипанда, еп.
Толедского ( 802) и Феликса, еп. ирл. Таким образом, рождение городов и городской культуры привело к появлению наряду с традиционной церковной – новой, автономной системы образования, благодаря чему, по сути, сложилось как бы две «системы образования». Жанр исторической поэмы получил развитие в соч. Ворота, видимо, были частью стены, которой была обнесена территория монастыря и которая уже давно разрушена.
781–783 гг. Распев, сформировавшийся между 750 и 850 гг. Col. Карла Великого (Евангелие Годескалька).
эпоса. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия.
Обращаясь прежде всего к творениям блж. 2-я пол. Но, для начала немного коснемся самого города. текстах, с христианским вероучением полемика о том или об ином христ. (MGH. 1998.
В каролингских рукописях использовался новый тип письма, получивший название «каролингский минускул». В его стенах действовал скрипторий и существовала огромная библиотека древних рукописей. словам. Наконец, всё в природе находится в движении, а на картине запечатлено лишь одно мгновение. E. Tremp // MGH. инструментов (древнейшая рукопись с миниатюрами, т. н. Псалтирь из Анже (Angers.
Глава империи Каролингов Карл Великий заказал мраморные колонны из Рима и Равенны. 36. учение, а некоторые тезисы явно с ним не согласуются. Псалтирь имп. Col.
Согласно Эриугене, Бог никого и не наказывает за грехи: «Никакая природа не наказывается другой и вот таким образом наказание не накладывается Богом» (Ibid. Bibliothque de lArsenal. Bibliotheek der Rijksuniversiteit.
76)Евангелист Марк. И все завертелось.
Библиотекарь аббатства Корби пресв. Bd.
Среди памятников англо-ирландского искусства можно выделить Евангелие из Дарроу. Карла Великого. lat. Wrttembergische Landesbibliothek. ЛОРШ (Lorsch), бенедиктинское аббатство, памятник истории и искусства в Германии (земля Гессен). В них чётко прослеживаются древнеримские традиции.
Одон из Меца ориентировался на ряд раннехрист. Ок. 851 г. Эриугена представил трактат «О предопределении» (De praedestinatione liber). Script. Дунгал, подписывавший свои поэтические произведения как «ирландский изгнанник», получил известность благодаря широким познаниям в науках, а также в христианской поэзии и греческом языке. T. 50.
Травы, помогающие избавиться от недугов, братья-бенедиктинцы выращивали самостоятельно. Возрождается жанр исторической биографии. 80-х гг. часть земель была утрачена). Гинкмара Реймсского.
IX в. ) его деятельность постепенно прекратилась после смерти Карла Великого. христ. 121. десятков сочинений по богословию истории, агиографии и «свободным искусствам». Вероятно именно в силу этого факта доктрина об исхождении Св. 118v — 119)Псалтирь имп. 30 лет (80-е гг. Писание, богословские и литургические труды, агиографические произведения, поэмы.
Таким декоративным приемом создавалась иллюзия трех этажеи. Напротив, предопределение одно, но имеет как положительную, так и отрицательную сторону: «Что говорит и святой Исидор : «Двойное означает предопределение избранных к покою (requiem) и осужденных к смерти»» (Ibid. Во 2-й пол. С другой стороны, в ней получают большое развитие и миниатюры изобразительного характера. Namur Lille, 1952. ст.
в 805 г. капеллу освятил папа Лев III. Франции, основанных в VII-VIII вв. Карл Великий. Rer. В нач.
Обрамления иллюстраций представляют собой имитацию драгоценных рам. Внешняя стена имеет 16 углов. Евангелист Иоанн. Capit.
Архиеп. К жанрам исторической прозы, получившим развитие в эпоху К. в., относятся анналы и деяния (gesta). Col. Большое значение для развития культуры и образования в Средние века имели организованные Алкуином высшие школы. (Paris. империи.
IX в. был составлен «Учебник музыки» («Musica enchiriadis» предполагаемый автор – Хогер, аббат мон-ря в Вердене ранее автором этого труда считался Хукбальд из мон-ря Эльнон см. Европе возникла обширная Франкская держава. школы, позднеантичного и визант.
54 // PL. Ms. - Большое количество вопросов, так и остающихся без ответов. 16– 1-й пол. 423 Aug. Очагами культуры в Западной Европе стали монастыри. Неграмотный Карл Великий, окруженный замечательно образованными и высококультурными соседями – византийским василевсом и багдадским халифом, собрал вокруг себя кружок выдающихся ученых своего времени, деятельность которых позволила развить остатки знаний, доставшихся в наследство от античности и хранимых в монастырских библиотеках и соборах Италии, Британии, Испании.
Nouv. 13159. Из архитектуры Каролингов до нас не дошло практически ничего. в эпоху К. в. вписывается в общую картину историко-культурных и религиозно-политических тенденций в империи Каролингов. lat. «Турская школа» выделяется прежде всего изяществом своей орнаментации, выработанной под прямым воздействием художественных изделий из металла. 106.
Биографии императора, составленные в кон. воинов в основании она была подарена Эйнгардом церкви в Маастрихте (не сохр. ). 8850. Их содержание, характер подбора и интерпретации материала указывают на то, что эти тексты создавались в тесной связи с королевским двором и отражали офиц.
Церковь в аббатстве Центула (Сен-Рикье), построенная Ангильбертом. (Paris. Расширение образования было вызвано нуждами государства, его социально-экономическими идеологическими потребностями: большой империи требовалась единая идеология, а ее могли обеспечить церковь и школа. Книга написана островным шрифтом (insular script). Нередко собрания пополнялись личными фондами монахов и ученых. Частью комплекса, включавшего дворец, церемониальный зал (устроенный по образцу базилики в Трире, IV в. ) и галерею длиной 120 м, была дворцовая капелла (capella palatina).
P. 1-41). Astronomus. VIII в. из Испании переселились многие представители образованной вестгот. P. 6). С нач. историков, анналы, агиографические произведения. Вальгарий – мон-рю Сизуэн.
Определяющей была ориентация на тексты Свящ. VIII в. ) и Евангелие из Сен-Медара (Paris. стали рассматривать в контексте общей истории культуры раннесредневек. При этом школьное содержание прошло громадный путь развития от системы «семи свободных искусств» с достаточно ограниченным кругом знаний до очень сложной системы схоластического знания, включавшей в себя и коренным образом переработанные традиционные предметы, например логику и целый ряд новых предметов. H. F. Biblioteca Civica Queriniana.
центров Каролингской империи и Священной Рим. пристройки, с вестверком и атриумом, на месте которых после 1090 возведён нартекс– единственная сохранившаяся часть постройки. Монастырь как бы продолжает жить. Fol.
IX в. Ноткер Заика написал «Деяния Карла Великого» (Notker Balbulus. «Бернский Физиолог». Clm. Вторая половина хранится в Ватиканской библиотеке. De corpore et sanguine Domini.
1861 784-795 гг. ) и Евангелие из Абвиля (Abbeville. Fol. IX в., Лувр, Париж).
Rer. VIII – IX в. он часто переписывался и сохранился в 3 рукописях IX в. Во 2-й пол. Оформление лестничными башнями западного фасада впосл. В VI в. Афанасиев Символ веры был провозглашен в Испании, где велась борьба с арианством.
Fol. Субстанция хлеба и вина в Евхаристии сохраняется и после освящения (Ibid. Palat. Перед нами характерные франкские типы. IX в. (Лувр, Париж)Идею «возрождения до Возрождения» выдвинул в 1-й трети XIX в. франц.
Большое внимание уделяли в обители изучению свойств целебных растений и врачеванию. Из тех уроков истории я запомнил лишь «бесконечных людовиков, капетингов и каролингов». Вскоре она была подарена одному изродственников семьи– Хродегангу, архиеп. Но дворец, к которому она относилась исчез почти полностью. дворца изображениями 7 «свободных искусств» (Schlosser.
Пипин грамотно воспользовался моментом некой неопределенности в династии Меровингов. В венском Евангелии коринфские колонны на таблицах канонов почти совсем античные. До 827 г. (Paris. lat.
Миниатюра Евангелия из аббатства Сен-Медар в Суассоне. Гинкмар Реймсский, свт. Vita Hludovici imperatoris / Ed. В центре капеллы 8 массивных столбов поддерживают мощную аркаду. lat. К нач.
Капелла служила местом хранения важнейших государственных и церковных реликвий. Язык живописи условен. Внешняя стена имеет 16 углов. Хродеганг передал монастырю мощи святого мученника Назария, которые получил из Рима. В Трирском Евангелии сохранилась надпись: «Ada ancilla Dei». municip. Капелла в Аахене несла в себе идею государственности.
Позднее, в XIV веке, к восьмиугольному объему капеллы был пристроен обширный готический хор, укрепленный мощными контрфорсами. 417). образцам. VIII в. ) Евангелие из Лорша (ок. Первая церковь аббатства, освящённая в 774 в присутствии КарлаI Великого, была 3-нефной, с алтарём в виде отд. О влиянии деревянной архитектуры свидетельствуют треугольные щипцы в оформлении. VI в. ).
Огромного размаха достигло монастырское строительство по Бенедиктинскому уставу. De praedestinatione liber // PL. Прямоугольный в плане двор имел 180 метров в длину. XVIII. 350). 1141 869-870 гг. ), молитвенник (Mnchen.
Nouv. Из обычая тропировать мелизмы аллилуиария мессы в период К. в. возник лат. C. Lambot.
7200 7181 все – IX в. ). Одним из замечательнейшим произведений «каролингского возрождения» считается Утрехтская Псалтырь (IX в. ). lat. 1930-2009. Col. Что это за неведомые слова, меня особо не интересовало. Чрезвычайно показательна также принятая ею схема изображения евангелистов. Любовь к многоалтарным храмам с башнями впоследствии была унаследована романским стилем.
Bibliothque de lArsenal. В западной части капеллы находилась лоджия, обращенная во двор. Стефан III в обмен на военную помощь согласился и Пипин Короткий был помазан в короли.
Lib. Эта картина мира основывалась прежде всего на образах и толкованиях Библии.
lat. Регинбертом. В архитектуре главную роль играет античное влияние. Вот таким образом многие ученики едва справлялись даже с курсом начального обучения.
Так же, возможно, в качестве гостевого дома или ночлега. Феликс и др. VIII в. во 2-й пол. N 1023). VIII в. в результате завоеваний Каролингов в Зап. В 849 г. Гинкмар Реймсский написал трактат «О предопределении Божием и свободном решении» (De predestinatione Dei et libero arbitrio), дополнив его в 859/60 г. соч.
Макарий Скот, ссылаясь на трактат блж. В трактате «О родах Пресвятой Девы» (Opusculum de partu Virginis 846) Пасхазий Ратберт доказывал, что девственность Богоматери чудесным образом сохранилась даже после родов. Из произведений, созданных в этом скриптории, сохранились 3 рукописи: 2 Евангелия (Paris.
Мартина в Туре. стиля и жанра сочинений (так, Эйнгард, работая над жизнеописанием Карла Великого, вдохновлялся историческими сочинениями Светония). 121. Трактат Эриугены «О предопределении» интересен рационалистическим подходом к анализу теологических понятий и проблем, а также опорой в рассуждениях больше на логику, чем на Свящ. Fol. HB.
800 г. Изобретение невменной нотации как системы символической записи музыки (вначале в меньшей степени звуковысотности и ритма, в большей – агогики, динамики, орнаментики и всего другого, необходимого для «правильного» звучания коллективной молитвы) – великое культурное достижение К. в. Общие принципы и конкретные графемы выработанной в эту эпоху системы заложили основу кодификации музыки в Европе на столетия вперед, вплоть до наст. 952-953). Затем приступали к изучению и запоминанию букв с голоса, далее запоминали форму букв, после чего начинали учиться читать по слогам (буквосослагательный метод).
Представляет он собой фрески, очень похожие на те, которыми отделывали римские дома. XX в., когда началось системное исследование культурного подъема IX в. (Э. Такой же характер имеет и брюссельское Евангелие. Col. Глоссы на «Малые теологические трактаты» Боэция были составлены в IX в. Попытки атрибутировать их Эриугене или Ремигию Осерскому ненадежны.
Крупные собрания книг находились в распоряжении Карла Великого и Людовика Благочестивого. Около 772 года Гунделанд передал аббатство королю Карлу I Великому. Декорация всех Евангелий состоит из таблиц канонов и изображений евангелистов. апсида (VII в. ) над могилой основателя мон-ря и западная, к-рая посвящена Спасителю в Фульде выстроены дополнительный трансепт и апсида для мощей св. Содержит большое количество миниатюр, включая шесть «ковёрных» страниц, полностью занятых узорами, полностраничную миниатюру с символами четырёх Евангелистов, четыре полностраничных миниатюры с символами каждого евангелиста и шесть страниц с декорированным текстом. С 876 Л. – усыпальница нем.
При строительстве дворцовой капеллы архит. Хадоард подготовил тематический сборник, где собрал выписки на сюжеты из сочинений Цицерона, Саллюстия, трактата Марциана Капеллы, комментариев Сервия к «Энеиде» и Макробия на «Сон Сципиона». Миниатюра из Венского коронационного Евангелия. Научившись читать, ученик приступал к письму и счету. VIII — нач.
IX в. ) и принадлежавший кор. Ниже изображен так называемый «ковровый лист» этой книги. VIII в. - кон.
Алкуин долгое время работал над редактированием Вульгаты и перед ним стояла задача распространить «правильный», пересмотренный лат. Из нее император, сидя на троне, мог общаться с народом. 4 (I) 790-814 гг. ). В монастырях развивался культ священных реликвий. Большой внутренний двор и все постройки были соединены между собой открытой галереей. 790 г. Алкуин ввел в практику преподавания изучение неск.
Библий IV-V вв. Bibl. Каролингам удалось собрать при дворе самых образованных людей того времени. (Городская б-ка, Берн.
поэзии. писатели были известны гл. Писания. IX в. ) и «Комедии» Теренция (Paris. Авторы кон. Каролинги).
Августина. 1203) Термин «каролингская книжная миниатюра» используется применительно к иллюстрированным рукописям, выполненным в скрипториях, к-рые располагались на территории империи Каролингов в 80-х гг. Первый глоссарий на древненем. ворота в Лорше (надвратный зал предположительно кон. Бронзовые двери главного портала известные под названием «Волчьи ворота» изготовлены около 800 года.
Августином в своих сочинениях вопросы, главный из к-рых касался соотношения индивидуальной и мировой души («О количестве души», гл. КарлаI. Nouv. Луп Ферьерский переписал множество рукописей для себя и своих учеников. 118v — 119)С 20-х гг. В Ахене была учреждена придворная школа (schola palatina) представителям знати предписывалось посылать в нее своих сыновей. формы, христианство должно было дать новой лит-ре истинность содержания.
Латынь становится языком культуры и образования, недоступным для большинства населения. После Собора франк. bibl. P. 52), ближе всего к мозаикам и фрескам Рима и Равенны. мастеров при дворе Карла Великого косвенно подтверждается надписью: «Demetrius presbyter» – на поле 1-го листа Евангелия от Луки в коронационном Евангелии.
Разнообразие стилей рукописной миниатюры той эпохи отражает многообразие культурных традиций. Пасхазия, Ратрамн из Корби в трактате «Книга о том, каким образом Христос родился от Пресвятой Девы» (Liber de eo quod Christus ex Virgine natus est ок. Месса – это образ Страстей, в к-ром вспоминается историческое принесение Христом Себя в Жертву. Burgesbibliothek. P. 280-313), «Хроника» Фрекульфа, еп. lat. миссионерами.
районах (в ходе борьбы за инвеституру значит. P. 167-555). Анонимы), содержащий первые известные истории образцы многоголосной музыки (музыка в жанре органума записана в особой, «дидактической», форме дасийной нотации). 825) с регулярной застройкой, включавшей базилику, боковой двор – клуатр, дормиторий (спальню), рефекторий (трапезную) и склад. Germ. Источником спора стали поставленные блж. статью «Искусство Древнего Египта») пришёл пергамент — специально обработанная телячья или свиная кожа.
Увлечение архиеп. Франции во 2-й пол. основе было общим идеалом современников Карла Великого: от древних авторов следовало взять лит.
миру, связав варварскую Европу с научной и дидактической традициями античности. 1977 Koehler. Примечательно, что империя Карла распалась почти сразу же после его смерти, а система образования, созданная в его эпоху, просуществовала в разных государствах Европы едва ли не до Нового времени, народная церковно-приходская школа – вплоть до Французской революции, а в некоторых государствах и до начала XX века. 1203.
текст Библии по всей территории империи. 1203 781-783 гг. ) Трирское Евангелие аббатисы Ады (Trier. Col. испан. культом. В западной части капеллы находилась лоджия, обращенная во двор. T. 1), которое отличается вычурным стилем и сложной лексикой.
Этот скрипторий просуществовал ок. Не менее известны иллюстрированные рукописи, созданные в монастыре Св. acq. историософии делению мировой истории на 6 веков (aetates), последний, 6-й век, начало к-рого соответствовало правлению имп.
IX в. наблюдается культурный подъем в Италии – в Павии, Вероне, Милане, Риме. Августа Октавиана и земной жизни Иисуса Христа (Aug. Разнообразие форм, особенно в области орнаментации, позволяет различать многочисленные школы, связанные, преимущественно, с территорией современной Франции и прирейнскими частями Германии. Наказание состоит в отсутствии счастья, блаженства: «Итак, в большом жаре вечного огня карающее горе есть не что иное, как отсутствие блаженного счастья» (Ioannes Scotus Erigena. Вторую Библию Карла Лысого (Paris.
Существующие мозаики купола в основном относятся уже к 1870-м годам. Наибольший расцвет этот период увидел во времена правления Каролингов. Составлялись глоссарии лат.
земли, там совершаются службы на все главные Господские праздники. В 1461 году перешёл во владение курфюрстов Пфальца. В монастырях развивался культ священных реликвий.
10546) но расцвет турского скриптория пришелся на сер. В Сен-Рикье первоначально были построены 3 церкви, посвященные Лицам Св. 426). В 1232 преобразован в монастырь цистерцианцев, с 1244 или 1248 монастырь премонстрантов. lat. Капелла была облицована мрамором, а ее купол украшен мозаикой со сценой «Поклонение Агнцу» (утрачена в XVI в. ).
Эти новые принципы привели к развитию станковой живописи, а мастера перенесли их и на стенопись. Первая датированная рукопись, выполненная этим письмом, - Евангелие Годескалька (781-783). Weltliche Schatzkammer der Hofburg, до 800), Ахенское Евангелие (Ахен, сокровищница собора), Евангелия из Брешиа (Brescia. базилики нач.
Galler Klostergeschichte (Casus sancti Galli) / Ed. Их деятельность на королевской службе способствовала распространению придворной культуры за пределами двора – в мон-рях и при епископских кафедрах. вероучению, трактовались аллегорически, так, чтобы в них появлялся христ. во всем том, что на протяжении тысячелетий противостояло христианству, боролось с ним. ц. Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (866-875). 917-1258), «Хроника» Регинона Прюмского (Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon // MGH. IX в. Гравюра.
Толедские Соборы). Рукописи изготавливались на заказ в монастырских или епископских скрипториях. элиты. В 853 г. созванный по инициативе архиеп. обр.
в Санкт-Галлене: в монастырской хронике Ратберта (Ratpert. 795–800 гг. традицию: сочинения античных и христ. Brit. словесности, а главные достижения эпохи связывают с появлением оригинальной лат.
мон-ри получали плату за обучение). Conc. «Об истолковании» Аристотеля. возрождения – Каролингское и т. н. ренессанс XII в. Широкое распространение термин «Каролингское возрождение» получил в 1-й пол. Bongarsianus. мч.
На VII Вселенском Соборе присутствовали 2 папских легата, с к-рыми папа Римский Адриан I (772-795) отправил приветственное письмо участникам Собора. VIII – IX в. широко пользовались лексикой, почерпнутой из сочинений античных писателей.
Псалтирь в Средневековье служила основным пособием для овладения грамотой. 5. (Paris.
Капитулярием «Всеобщее увещание» (789) (Admonitio generalis // MGH. По инициативе имп. Так постепенно сложился нынешний облик Аахенского кафедрального собора. Мартина в Туре и близлежащего аббатства Мармутье. Gallen.
лирика и дидактические произведения. Особенностью рукописей изготовленных в этом скриптории, является разработанная иконография тронных изображений императора, к-рые восходят к позднеантичным моделям, в частности известным по рукописи «Notitia dignitatum», сохранившейся в более поздних копиях. Brit. Карла Великого, к-рые придерживались иконоборческих позиций, получив соборные постановления в сокращенном и не вполне качественном переводе, составили ответ известный как «Капитулярий против синода» (Capitulare adversus synodum).
Желая опровергнуть т. зр. Из нее император, сидя на троне, мог общаться с народом. 800 г. (Сокровищница в Вене. - Центральное пространство перекрыто куполообразным сводом на барабане с окнами. Обучение в народной (начальной) школе продолжалось, как правило, три – четыре года.
De praedestinatione liber // PL. 772 Гунделанд передал аббатство королю КарлуI Великому. Nouv. Col. Есть еще несколько руин более поздней даты постройки. музыковедами как монодико-модальная, в полном объеме присущих ей категорий из которых ранее всего были зафиксированы типовые мелодические формулы (NOEANE, NOEAGIS, NONENOANE и подобные).
T. 64. Ворота представляли собой самостоят. Духа от Отца и от Сына была принята на III Соборе в Толете (ныне Толедо) (589 см. Орнаментальный инициал перед началом чтений в Евангелии имп.
Евхаристическое Тело Христово не идентично «историческому», поскольку «историческое» Тело было ощущаемо и видимо, а евхаристическое – неощущаемо и невидимо. 9428 844-855 гг. ). T. 1. С этого времени Л. утратил былое значение. В 849 г. по инициативе архиеп.
В ней учился сам император, его дети и приближенные. 810), части к-рого хранятся в 2 б-ках: Евангелия от Матфея и от Марка (Alba Iulia. Центром Каролингского возрождения был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Дворцовая Академия», которой руководил Алкуин. 1 20-30-е гг.
Др. Хродеганг передал монастырю мощи св. Он имел три апсиды, в западной находился императорский трон. При дворе Карла Лысого в 853-877 гг. IX в. : Венское коронационное Евангелие (Wien. В эпоху К. в. появились «Муасакская хроника» (Chronicon Moissiacense // Ibid.
Канон мессы (см. : Suntrup. В IX в трактат Витрувия «Десять книг об архитектуре» не только копировали в скрипториях IX в., но и применяли содержащиеся в нем идеи на практике. лет он возглавлял придворную школу в Ахене. историк лит-ры Ж. Ж. Ампер согласно его т. зр., до эпохи итал.
1999). сюжетов агиографической лит-ры и герм. Germ. 1203)Иисус Христос. Крест кор. Ахенский Собор 817 г., созванный имп.
Rer. 80-х гг. Главной фигурой, участвовавшей в споре IX в., был Готшальк из Орбе. Храмы имеют обычно круглую форму, а их купола грубо отесаны.
В средневековой Европе царила живопись монументальная — фреска, мозаика, витраж. Алкуин разработал программу обучения, включавшую изучение латыни, «свободных искусств» (см. Медарда в Суассоне (ок. Защитником учения об исхождении Св.
Придворные богословы кор. Освящена в 805 г. Период активного строительства в империи франков продолжался с 780 по 845 г. Размах строительной деятельности был вызван упорядочением монастырской жизни и стремлением к единому типу церковной постройки – «по римскому образцу». Важнейшими являются глоссы на «Сатирикон или О бракосочетании Филологии и Меркурия» (Satyricon sive de nuptiis Philologiae et Mercurii) Марциана Капеллы, на приписываемые блж. В плане капелла представляет собой восьмигранник, вписанный в шестигранник, с квадратной апсидой (позднее перестроена в готическом стиле). кор. Трентино-Альто-Адидже, Италия). Вероятнее всего, часовня использовалась в качестве своеобразной приемной или гостиной. Картина эпохи Возрождения изображает определённое место в определённый момент времени.
Для подтверждения своей позиции Элипанд использовал отдельные места Свящ. 75)Из произведений античных авторов обращались прежде всего к творчеству поэтов (Вергилий, Гораций, Овидий), поскольку обучение стихосложению считалось важной частью грамматических штудий, но также читали труды древнерим. св. «Последующее исследование о предопределении Божием и свободном решении против Готшалька и других, придерживающихся доктрины двойного предопределения» (De praedestinatione Dei et libero arbitrio posterior dissertatio adversus Gothescalcum et caeteros praedestinatianos).
Мн. 40-х гг. T. 1. Л. Гаспаров, М. Л. Андреев, Б. И. Ярхо). Карла Лысого, написал в 859 г. одноименный трактат «О Теле и Крови Христовых» (De corpore et sanguine Domini). Fol.
32 820-835 гг. ), возможно, восходит к утраченному прототипу IV-V вв. Ок. В 8-9 веках в средневековой Европе в империи Каролингов, названной по имени императора Священной Римской Империи Карла Великого (768-814 годы), попытались возродить римские традиции и навыки каменного строительства. Над алтарями каролингских базилик часто помещались деревянные резные Распятия (не сохр. ).
Наиболее интересны глоссы на «Сатирикон или О бракосочетании Филологии и Меркурия», энциклопедию V в., оказавшую влияние на формирование цикла «свободных искусств». Дезидерия. Кон. 7. Самый знаменитый памятник, Утрехтская Псалтирь (Utrecht.
ИнтерьерДворцовая капелла в Аахене. Трирский, впервые предпринявший попытку аллегорического толкования богослужения, Смарагд, аббат мон-ря Сен-Мийель, комментатор «Искусства грамматики» Элия Доната (IV в. ) и автор трактата «Царский путь» (Via regia), богослов Рабан Мавр, Эйнгард, автор жизнеописания Карла Великого. Germ. На фресках нет спокойных, уравновешенных композиций, свойственных античному искусству. Впосл., удалившись от двора и став в 796 г. аббатом мон-ря св. Ок. Среди композиций орнаментального порядка, наряду с богатыми декоративными инициалами, для каролингских рукописей особенно характерны помещаемые в начале Евангелий таблицы канонов (параллельные столбцы, указывающие на главы и стихи отдельных Евангелий, относящиеся к тем же событиям), оформленные, как правило, в виде аркад и портиков. обителях.
Лангрский Собор (859) подтвердил постановления Собора в Валансе, за исключением осуждения тех 5 пунктов, к-рые выражали позицию Гинкмара Реймсского. Дрогона в 855 г. (Ibidem). С. 45). Используя «Комментарии на «Сон Сципиона»» Макробия, Бовон дает интерпретацию всех сложных моментов, опровергая при этом языческие учения.
lat. 781–783 гг. Примером данного подхода может служить глосса, составленная Бовоном из Корвея.
Они дают примерное представление о размерах и внешнем виде самого монастырского комплекса. «Об утешении философией» (De consolatione philosophiae) Боэция и на «Комментарии на «Сон Сципиона»» Макробия. Герона Кёльнского (970). VIII в. Алкуином и его ближайшим окружением, на короля франков возлагалась особая задача – сделать все необходимое, чтобы подготовить подданных к будущему спасению через распространение и укрепление христианства. Большинство б-к кафедральных соборов были меньше монастырских. De civ. В 8–11вв. правители.
De grammatica // PL. Писания, по-своему истолковывая их: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин 1. придворный учитель короля лангобардов, поэт и историк Павел Диакон. и рим. 1950). Августина и Боэция.
рукописях реймсского скриптория, наиболее важной из которых является Евангелие архиеп. правителей являлось укрепление христианства на подвластных территориях. Карла Великого вопрос был рассмотрен на Ахенском Соборе (809), который принял формулу Filioque. Писание. В б-ке мон-ря Санкт-Галлен сохранился план «идеального» мон-ря (ок. Различают неск.
городскими воротами (Панофский. Большинство глосс анонимны, хотя в отдельных случаях возможно установление авторства. затрагивала вопрос об источнике исхождения Св.
поручались сложные дипломатические миссии. VIII в. и известна по главной церкви аббатства Сен-Рикье близ Амьена по аббатству Фульда (792-819) по аббатству Корвей (базилика заложена в 822), где сохранились вестверк (873-885) с башнями и 3 дополнительные капеллы, отходящие от деамбулатория. В третьем ярусе – окна, сквозь которые льется свет. 233).
фон Фихтенау, П. Рише, П. Шрамм, Д. Тромпф). municip. Монастырь был основан в 764 году в правление отца Карла Великого, короля Пипина. Псалтирь — одна из книг Библии, содержащая псалмы (религиозные песнопения). постройку, стоящую на одной оси с церковью, её назначение остаётся невыясненным– возможно, она играла роль триумфальной арки по случаю коронования имп. Интеллектуальными и духовными центрами становятся мон-ри (Сен-Дени, Сен-Рикье, Сен-Вандрий-де-Фонтенель, Корби, Сен-Мартен в Туре, Эльнон (Сент-Аман-лез-О), Ферьер, Лорш, Фульда, Райхенау, Санкт-Галлен) и епископские города (Реймс, Лион, Санс, Безансон, Кёльн и Трир). по фрагментам через посредство глоссаторов и грамматиков.
При дворе была создана б-ка с произведениями древних авторов – Лукиана, Теренция, Горация, Ювенала, Марциала, Цицерона имелся «Тимей» Платона в переводе Халкидия (в этом переводе сочинение было известно до XII в. ). завершенные сочинения (Петров. Подлинное возрождение логики начинается с Алкуина. Миниатюра из Евангелия Годескалька. Ансамбль включал обширный атриум с фонтаном по образцу рим.
С 1248 года монастырь перешел под управление ордена премонстрантов. Евангелист Марк. Благодаря им ансамбль имел форму латинского креста.
Аркатура опирается на каннелированные пилястры, выполненные в духе провинциального подражания ионического ордера. В сер. - 2-й пол. В кон. С XII в. в разных странах Европы стали появляться школы (от народных до университетов), которые имели определенную автономию от церкви. В 814 г. в капелле был похоронен имп.
Библейские афоризмы, образы, сюжеты, краткие и емкие понятия («тяжел крест», «путь на Голгофу», царь Ирод, предатель Иуда и др. ) веками формировали и питали системы жизненных восприятий, оценок, нравственных понятий. Подобные школы стали открываться и в других государствах Европы. пересказа «Категорий» Аристотеля под названием «Десять категорий» (Categoriae decem авторство приписано блж. Stiftsbibl. Центром просветительской деятельности стал королевский двор.
Germ. Были построены знаменитые монастыри Сен-Рикье, Сен-Дени, а всего между 768 и 855 годами было построено 417 монастырей, 27 новых соборов и 100 королевских резиденций, помимо этого – школы, больницы, мосты, города, крепости. Это решение было негативно встречено как франк.
виллы представителями знатной франкской фамилии Рупертинов– Виллисвиндой и её сыном основана частная церковь в честь апостолов Петра и Павла. Реймсскому скрипторию исследователи в последнее время приписывают создание Библии из рим. Исследователи называют это время «открытием учений отцов Церкви» (Gemeinhardt.
в еп-ствах Руан и Мец, в монастырских школах Сен-Дени и Прюма и в др. VIII в. они превращаются в развернутое и сложно организованное историческое повествование (большие или нарративные, анналы). искусства.
P. 343-415), Сен-Бертенские анналы (Annales Bertiniani // Ibid. Ок. типов глосс: написанные на полях сочинений, а также между строками собранные глоссы (glossa collecta), существующие отдельно от того произведения, к которому они были составлены, хотя порядок комментария еще соответствовал комментируемому тексту глоссарии, т. е. глоссы к разным текстам, расположенные в алфавитном порядке. Интерьер древней капеллы Карла Великого, ныне являющейся центральной частью Аахенского собора, напоминает собой церковь Сан-Витале в Равенне (Италия). Храмы и дворцы широко украшались мозаиками и фресками. Кон. Col.
Иллюзионистические пейзажные фоны, точная передача объема и пространства, легкая, пастозная, текучая живопись, «античный импрессионизм», живые белильные мазки и блики – черты, присущие рукописям этой группы. Лоршский монастырь был влиятельным просветительским центром каролингского ренессанса. Такой узор характерен именно для язычества. сборник из той же б-ки включал фрагменты сочинений Боэция «Наставления в арифметике», Псевдо-Боэция «О геометрии», Алкуина о диалектике и риторике, поэма об астрономии «Явления» древнегреч.
844 г. Западный фасад церкви мон-ря Корвей. Широкую известность приобрел монастырский скрипторий, среди созданных в нем произведений наиболее известен «Золотой кодекс», украшенный великолепными миниатюрами. Col.
В послании Карла Великого «О попечении над образованием» (784/5 (. )) (Karoli Epistola de litteris colendis // MGH. Script. Аббаты мон-ря Сен-Вандрий-де-Фонтенель передали в собрание обители десятки рукописей. lat.
Дары преисполнены Самим Христом. Остальные постройки (кухня, школа, б-ка, дом аббата и т. д. ) предполагалось выполнить в технике фахверка (каркасная конструкция). 1971 Dodwell. municip.
Большое значение имел обмен рукописями между скрипториями при различных церквах и мон-рях. I), Библия из монастыря Мутье-Гранваль (Lond. Вот таким образом Бог не может предопределять ко злу и, следовательно, есть только предопределение к благу (Ibid. Позицию Ратрамна из Корби поддержали Рабан Мавр, Валафрид Страбон, Флор Лионский. Germ. Col.
P. 423-515). Первое свидетельство появления формулировки Filioque в Зап. Обращение к античным авторам как к культурным и лит. А самого диавола, главу всего демонического, со всеми отступниками и с ними осужденных людей, подданных диавола, равным образом (pariter) предопределил Своим справедливейшим судом к заслуженной вечной погибели на основании провидения их дурных поступков» (Gotteschalcus Orbacensis.
В нижнем ярусе – три больших арочных проема, напоминающие римские Триумфальные арки. Свидетельством расширения культурного кругозора в эпоху К. в. были всемирные хроники. триумфальной арки. Когда-то в стенах монастыря размещалась одна из крупнейших библиотек средневековья, аббатство было признанным центром распространения знаний.
Псалтири из Реймса (Bodl. 34. Роль христианства в формировании культуры средневековой Западной Европы. Патцельт, П. Леманн, Ф. Л. Гансхоф). Их ученики продолжали развивать традиции каролингской культуры. Специальностью турской школы было иллюстрирование Библий (Библия Алкуина и др. ). Миниатюра из Венского коронационного Евангелия.
Бог не обладает знанием о зле, поскольку зло, будучи недостатком (умалением) блага, не субстанциально, а акцидентально для всякой сотворенной Богом природы. Fol. По-видимому, Алкуина на посту руководителя школы сменил прибывший из Ирландии Климент, к-рый также составил учебник по грамматике, постепенно заменивший учебник Петра Пизанского. Писания и предписывалось привлекать в качестве наставников людей, к этому пригодных.
В той же живописной манере выполнены миниатюры ахенского Евангелия. Рукопись не закончена, по мнению исследователей из-за смерти еп. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы, как «песнь о Роланде» и «Роман о Розе». поколение деятелей К. в. Среди них наиболее заметны богослов Амаларий Симфозий, архиеп.
Гинкмара Реймсского и еп. Примерно в конце III в. на смену папирусному свитку (см. Germ. Bibl. В основе спора лежали неоплатонические представления о мировой душе.
Fol. Капелла служила местом хранения важнейших государственных и церковных реликвий. Вот таким образом помимо монастырских скрипториев при Каролингах важную роль играли «личные» скриптории императора и его родственников. 100. центрах каролингской духовной культуры, распространился по всему христ. император в посланиях к папе Римскому Льву III (795-816) настаивал на включении этой формулы в Символ веры.
Эта часть хранится сейчас в Альба-Юлии, Румыния и относится к библиотеке Батьяни. время также связываются c К. в. прототипы – плач «A solis ortu» на смерть Карла Великого в рукописи X в. из аббатства Сен-Марсьяль в Лиможе (Paris. acq. Содержимое — четыре Евангелия и вспомогательные таблицы в предисловии к ним. Hs. Интенсивное строительство этой эпохи известно во многом по литературным источникам (обширные комплексы монастырей и резиденций-пфальцев с дворцом и капеллой укреплениях бурги базиликальные церкви с развитой объёмной композицией и динамическим силуэтом). Главным оппонентом адопциан был Алкуин, утверждавший, что Бог усыновил человеческую природу (Alcuinus.
Его расцвет был связан с деятельностью Эббона, архиеп. Дабы привлечь паломников на территорию нового аббатства, тогдашний понтифик велел отправить сюда мощи святого Назария, выказав тем самым знак особой своей благосклонности. Add. Круг учебных текстов был более или менее ограничен, вот таким образом во мн. 60 // PL. VIII в. (Музей Санта-Джулия, Брешия)Крест кор.
Однако Ратрамн идет дальше и проводит различие между субстанцией (substantia) и природой (natura), а также между субстанцией и субсистенцией (subsistentia). 4) Рабана Мавра в 843 г. В бенедиктинском аббатстве Корби с помощью каролингского минускула были выполнены самые ранние из сохранившихся списков труда «Основы музыки» (Institutio musica) Боэция (Paris. В Х в. в Боббио хранилось 666, в Санкт-Эммераме в Регенсбурге – 513 кодексов. 10546 834-843 гг. ) и Первая Библия Карла Лысого (Библия Вивиана Paris. Представляют они постройку, чем-то напоминающую триумфальную арку. Каролинги впоследствии избрали Имперское аббатство под Вормсом местом своего последнего земного приюта: в обители похоронены основатель династии Людовик II Немецкий и его сын Людовик III Младший. Августину), «Введения к «Категориям» Аристотеля» неоплатоника Порфирия, «Об истолковании» Псевдо-Апулея, 1-го комментария Боэция на соч.
lat. Наиболее ярко это проявилось в борьбе с адопцианством. Анналы возникли в VIII в. в виде кратких записей меморативного характера и предназначались для учета времени, оставшегося до Страшного Суда (малые или хронологические, анналы).
Выдающимся автором глосс был Ремигий Осерский. В монастыре работали самые известные богословы, летописцы, каллиграфы каролингской эпохи. Монастырь имел обширные земельные владения в Оденвальде, Рейнском Гессене, Эльзасе, Лотарингии и дрцгих районах (в ходе борьбы за инвеституру значительная часть земель была утрачена). Дезидерия. Bibl.
Рабан Мавр обвинял Готшалька в том, что, согласно его учению, грешник предопределен совершать дурные поступки из чего следует, что источником такого действия является Бог: «, что Божественное предопределение есть как к добру, так и ко злу и такие есть в этом мире, которые вследствие Божественного предопределения пойдут к смерти и не смогут от ошибок и греха себя исправить» (Rabanus Maurus. Ms. догмате стимулировала разработки по схожим философским проблемам (напр., спор о характере Божественного предопределения в IX в. способствовал обсуждению вопросов о детерминизме/индетерминизме). Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Райхенау и др. ). на рассуждениях блж. Однако не следует забывать, что влияние церкви на традиции, культуру и быт пародов Европы был различным в западной (католическо-протестантской) и восточной (православной) ее частях.
«О Святом Духе» (De Spiritu Sancto), Арнон Зальцбургский в «Свидетельствах, собранных из священных томов» (Testimonia ex sacris voluminibus collecta), Смарагд в «Послании об исхождении Святого Духа» (Epistola de processione Spiritus Sancti), Адальвин Регенсбургский в «Свидетельствах о равенстве Святого Духа с Отцом и Сыном и Его происхождении от Обоих» (Testimonia de aequalitate Spiritus Sancti), а также анонимный автор в «Книжице об исхождении Святого Духа» (Libellus de processione Spiritus Sancti). Эббона античным и раннехрист. (Paris. acq.
381). Мартина – Вивьена.
А потому когда блж. IX в. двор перестает быть средоточием образования и культуры во Франкской империи. Начиналось оно с заучивания 50 псалмов на латинском языке. 121.
C. Lambot. утраченного прототипа (Dodwell. Из сочинений Кандида сохранились параграфы, «Изречения Кандида» (Dicta Candidi), в которых содержатся как оригинальные идеи, так и компиляции античных и патристических текстов.
Писания. SS. Христианские культовые сооружения в это время появляются в Ирландии и Англии. На 2-м ярусе на фасаде была ниша, как во дворце остгот.
Богатая традиция составления глосс связана с сочинением Боэция «Об утешении философией». Реформы королевской власти, направленные на развитие системы образования, дали результаты. Неск.
Благодаря этому установлению неск. lat. 390). Его герои испытывают благоговение и страх, волнение и умиротворение. Такие изображения имеются в известных рукописях турской школы: евангелии Лотаря (около 840 г. ) и Библии Карла Лысого (около 850 г. ). Истоки средневек.
50) Евангелия из Сен-Мартен-де-Шан (Paris. Назария, которые получил из Рима. Названа она так по месту хранения — в университете города Утрехта в Нидерландах. В трактате «О душе» (De anima) (853) он пытался определить отношения души, которая лишена телесности и пространства, которое окружает телесные вещи. T. 1. VIII в. ко двору Карла Великого из Италии прибыли грамматик Петр Пизанский, богослов Павлин Аквилейский, бывш. Вслед.
Новый атриум включил в себя и т. н. Фрески церкви Святого Иоанна Крестителя (780—790 гг. ) в городе Мюстере (современная Швейцария), старейшие из известных каролингских фресок. После Собора Готшальк был отдан под надзор архиеп. Карл Великий. Около 1230 года Лорш лишился иммунитета и перешёл под юрисдикцию архиепископов Майнцских. Здесь остаются в силе элементы языческого творчества. Это вестверк (зап.
II 40) и Лондона (Lond. Liber de anima ad Odonem Bellovacensem / Ed. Каролингский минускул употреблялся в европ. 152).
индивидуальными душами и мировой душой, связи с телом. Ярким примером использования римских традиций в эпоху Каролингов являются ворота с надвратным залом аббатства в Лорше (Германия), строившиеся с 774 года до 9 века.
Douce. P. 66). 746) – «Liutardus ornavit» (Лиутард украсил). 125.
В указанных рукописях обыкновенно видят произведения мастерской, существовавшей при дворе самого Карла (так называемая «дворцовая школа»). Lib. Сохранялась в капелле и продольная ориентация от фланкированного башнями фасада к алтарю. Chronicorum tomi duo // PL. и франко-саксонских школ, а изображения (таблицы канонов, образы евангелистов и Иисуса Христа), по мнению исследователей (Dodwell. на тему «Источник жизни» (см. : Underwood.
Оттуда, в ходе Тридцатилетней войны он был похищен. lat.
Оно – Тело Христово, но не телесно (corporaliter). Облаты). центрами каролингской культуры. Освящена в 805 г. Дворцовая капелла в Ахене. 101.
В VIII-X вв. Ноткер Заика (сб. В письменных источниках К. в. встречается первое в европ. 840, Парижская национальная библиотека) и «Библии Карла Лысого» (ок. Поднимаемые в трактатах Боэция темы давали возможность богословам эпохи К. в. обращаться к важным метафизическим вопросам (напр., к проблеме принципа индивидуации) и соотносить их с богословской проблематикой. После спасения, когда люди будут непосредственно лицезреть Бога, подобное напоминание станет избыточным. От эпохи К. в. сохранились тонарии (самый древний VIII в. - из мон-ря Сен-Рикье IX в. - из Сен-Дени, Компьеня, Корби, Меца и др. ) и певч.
Fol. 423). S. 70-71). 1152) и Евангелия (Paris.
смысл. Кон. Капелла перекрыта восьмичастным сомкнутым сводом. Одна из се страниц (высотой 44 см) целиком занята миниатюрой изображающей торжественный акт поднесения книги императору Карлу Лысому аббатом Вивьеном во главе процессии монахов. муз.
lat. Главной объединяющей силой в Европе того времени являлась христианская церковь. По словам Р. Краутхаймера (Krautheimer. раннехрист. Духа от Отца и от Сына в эпоху К. в. был и Ратрамн из Корби, написавший трактат в 4 книгах «Против возражений позорных греков в адрес Римской Церкви» (Contra graecorum opposite Romanam Ecclesiam infamantium libri IV). Дворцовая капелла в Аахене. В жизнеописании имп.
764 на месте рим. acq. В нач. 825–850 гг. В качестве обрамлений используются сложные архитектурные фоны, а англосакс. До 827 г. (Paris. Компилятивные по структуре, такие хроники опирались на широкую лит.
Теодульф отрицал равенство между иконами и Св. станет традиционным для романской архитектуры. Наставником Карла и руководителем дворцовой школы стал богослов и поэт Алкуин из королевства Нортумбрия (в современной Англии). Каролингская книга – книга религиозного содержания. рукописи – ненотированные («Антифонарии мессы», т. е. Градуалы, IX в. из Монцы, Райнау, Компьеня, Корби, Санлиса, Гента и др. ) и нотированные (из Санкт-Галлена, Айнзидельна, Лана, Шартра).
В епископских и монастырских школах учились по грамматике Элия Доната (IV в. ). Вскоре она была подарена одному из родственников семьи – Хродегангу, архиепископу Мецскому и королевскому архикапеллану, который преобразовал Лорш в бенедиктинский монастырь и поставил аббатом своего брата Гунделанда. Add.
Духа: исходит ли Он только от Бога Отца или от Отца и от Сына (см. Col. Bibl. In Ps.
В кон. В наименьшей степени исчезновение статуарной пластики было обусловлено и тем обстоятельством, что эта форма искусства была чужда художественным навыкам осевших теперь в Европе «варварских» народов. лексики, в к-рых значения слов устанавливались на классической и «народной» латыни. Христианство сыграло двойственную роль в развитии европейской культуры. Августин говорит об индивидуальной душе, то под «душой» он подразумевает вид. IX в. сформировалось собственно франк.
Реймсского (816-835) и ознаменован собиранием и копированием древних рукописей. С XIII в. в школе стали применять новые методы обучения. 8850 ок. 1673 г. Представители франк. Миниатюра из Евангелия Годескалька. Иногда наглядное воплощение получают отдельные метафоры и фразы. Epilogi caput III // PL. Из 200 сохранившихся книг времени Алкуина иллюстрированы 6 их декорация восходит к англосакс.
Col. Script. 347). В полемике об иконопочитании поклонение Богу, а не изображениям святых было одной из главных тем «Libri Carolini» (между 789 и 791) Теодульфа Орлеанского. 2-я пол.
392). В Реймсе их было ок. lat. IX в. полный текст компиляции известной под названием «Послание к Дардану», без иллюстраций, был помещен в энциклопедии «О Вселенной» (De universo. мастеров, один из к-рых, вероятно, выполнил иллюстрации Венского коронационного Евангелия.
Лизьё (Freculphi episcopi Lexoviensis. Дрогона (Paris. IX в. Их стиль представляет собой сплав традиций нортумбрийско-ирл.
1203. Эта новая схема базилики появилась, видимо, уже в кон.
Сохранялась в капелле и продольная ориентация от фланкированного башнями фасада к алтарю. 122. Ратрамн из Корби в отличие от Макария Скота в онтологическом плане отдавал первенство индивидуальным вещам, а не универсалиям, утверждая, что последним ничего не соответствует в реальных вещах (in rebus) и в действительности существуют только индивидуальные вещи.
В VII—VIII вв. Ок. 18723). истории иллюстрированное описание муз. Подобный тип изображений (рисунки пером в тексте), вероятно, берет начало в поздней античности, когда таким способом, по-видимому, делали иллюстрации в свитках. 4)Одним из главных способов пополнения книжных собраний было получение в дар.
180v)Евангелист Иоанн. Из рукописей этой группы сохранилось 4 Евангелия все, кроме Венского, - нач. Gesta Karoli Magni imperatoris / Ed. 17вв. На Скандинавском полуострове только в IX – X вв.
Клирики и монахи владели латынью значительно лучше своих предшественников VII – 1-й пол. VIII – нач. На стенах помещался цикл росписей на сюжеты из Ветхого и Нового заветов. пилястрами и треугольными фронтонами, поддерживающими карниз двускатной крыши.
Выделялась б-ка кафедрального собора Вюрцбурга (не менее 209 книг). Уровень образования в таких школах был немногим выше начального, в них изучали грамматику, риторику и арифметику, а также основы музыки. Вручение книги (как правило, Библии) королю монахами той или иной обители стало в IX в. частым сюжетом каролингской книжной миниатюры.
Несмотря на отсутствие верной перспективы, в этой сцене есть много реального. Возрождение античной культуры на новой, христ. IX в. в аббатстве Санкт-Галлен насчитывалось не менее 428, в мон-ре Лорш – 590 рукописей. Codex Bongarsianus. Возвращается ордерная система. Символика цвета была разработана ещё в древности.
Историки отмечали такие черты К. в., как кумулятивность, способность собирать, концентрировать и транслировать духовное (прежде всего литературное) наследие предшествующих эпох (Ж. На стороне Пасхазия Радберта выступили архиеп. 1171). В случае опасности коллекции крупных мон-рей нередко укрывали в др.
Кон. Haefele // MGH. Кроме того, ведется работа над созданием своего рода лаборатории под открытым небом. P. 557-558.
P. 1-153) и др. Строительные работы велись в 796-800 гг. Fol. Существенные изменения произошли в культуре письма. Col.
обр. Западу под названием григорианское пение (cantus Gregorianus), позднее «плавный распев» (cantus planus по К. Пейджу, «франко-римский распев»). Интеллектуальная и религиозная направленность каролингской культуры породила искусство книжной миниатюры необыкновенно высокого уровня. Тематика каролингских глосс разнообразна: это пояснения к Свящ.
«Liber hymnorum», между 881 и 887). Capit. Col. «Физиолог» из Берна (Bern. Авторы поэтических сочинений IX в. (Валафрид Страбон, Седулий Скот, Вандальберт Прюмский, Луп Ферьерский, Хейрик Осерский, Ратбод Утрехтский, Дикуил, Ноткер Заика и Готшальк) следовали больше канонам античной метрики, чем образцам раннесредневек. Во 2-ю группу входят произведения, представляющие собой вариации на тему древнерим.
пристройка) с 2 лестничными башнями для подъема на верхний ярус, где находилась имп. Они имеются в особенно известных рукописях школы — «Евангелии Лотаря» (ок. Давящая сила тяжелых арочных конструкций «ставит на колени», тогда как отделенная выступающим карнизом и более ярко освещенная верхняя императорская зона с вытянутыми пропорциями арок и стройными колоннами пронизана движением вверх и кажется недосягаемой.
ложа с мраморным троном, открытая в капеллу. Двойное предопределение не означает, что есть 2 разных предопределения. Постепенно развивалось производство книг и на франк.
Украшались и светские постройки. В развернувшейся в эпоху К. в. полемике о Божественном предопределении главный вопрос касался проблемы свободы человеческой воли. 1230 Л. лишился иммунитета и перешёл под юрисдикцию архиепископов Майнцских. Не зря же она находится прямо в воротах. Общий план отсылает к архитектуре Армянских церквей.
800), Первая Библия Карла Лысого (Библия Вивиана Сен-Мартен в Туре, 845-846), Вторая Библия Карла Лысого (Эльнон, 871-877), Псалтирь Карла Лысого (придворная школа, до 869), Сакраментарий Карла Лысого (придворная школа, 869-870), Евангелие Луазеля (Реймс, 1-я пол. 59 Troyes. писателей относятся в основном к каролингскому времени). Традиции нортумбрийско-ирландской школы перенимались на континенте, где под их влиянием сложилась «франко-саксонская школа».
В 848 г. Готшальк предстал перед участниками Собора в Майнце, где присутствовал кор. Диалектика отлична от риторики так же, как «сжатый кулак от раскрытой ладони» (Ibid. Во 2-й пол.
9) и из Брюсселя (Brux. P. 1-178), Фульдские анналы (Annales Fuldenses // MGH. Эти же черты отличают и Евангелие из Сен-Ва (Arras. 827). появились первые каменные кресты, устанавливаемые обычно на перекрестках дорог.
Карла Великого. От своего непосредственного образца – ц. Сан-Витале в Равенне – капелла отличается организацией внутреннего пространства: в отличие от визант. «Золотой кодекс» из аббатства Санкт-Эммерам в кон.
Бог желает, чтобы спаслись все и Христос умер за всех, а не только за избранных. Schatzkammer der Residenz), Псалтирь (Paris. Европы и трактовать как естественный этап ее эволюции (Г. Col.
Ренессанса было еще 2 средневек. Далее он утверждает, что любая предикация возможна в отношении природы, но не каждая природа является субстанцией кроме того индивидуальные вещи должно называть субстанциями, тогда как универсалии (роды и виды) лучше именовать субсистенциями (Ratramnus Corbeiensis. поэта Арата из Сол, трактат о медицине и др. Она могла находиться в Реймсе, Сен-Дени, Корби, Суасоне или Компьене (Koehler.
Rer. Однако, его правление на ограничивалось только завоеваниями близлежащих территорий. Стержнем политики франк. Решения Лангрского Собора поддержал папа Римский Николай I (858-867). Хрустальная гемма с портретом Лотаря II вошла в т. н. крест Лотаря изготовленный ок. время нет, но их фонды вряд ли сильно уступали собраниям др.
1154) и диалогический пасхальный троп «Quem quaeritis» из санкт-галленской рукописи X в. (St. 101. Gallen. Техника мозаики очень сложна — изображение выкладывается из мелких разноцветных кубиков смальты (сплав стекла с минеральными красками). крупных монастырей и скорее всего несущественно отличались по составу.
т. зр. Вместе с тем, появляются и собственно франкские новшества, например, вестверк. 599 90-е гг. St.
литургии и догматики от обвинений, выдвинутых К-польским патриархом Фотием I в «Окружном послании» (867). Очагами культуры в Западной Европе стали монастыри. Участники научного кружка Алкуина – Кандид, Лейдрад Лионский и др. - продолжили развитие его логических идей. Согласно сохранившимся описаниям (вероятно, неполным), в монастыре Райхенау в 822 г. было собрано 415, в Сен-Рикье в 831 г. - 256 кодексов. 800 г. (Сокровищница в Вене. IX в. При аббате Вивиане (845-851) были созданы знаменитые иллюстрированные Библии: Библия из Бамберга (Bamberg. (Paris.
E. II. Согласно Боэцию, всё, подлежащее предикации, является субстанцией, включая «ничто» (nihil), поскольку даже «ничто» должно обозначать «нечто» (aliquid). Biblioteca Documenta Batthyaneum.
книги датируются X в., нотированный Антифонарий (по К. Ливи, «архетип Карла Великого»), возможно, был составлен уже ок. Седулий Скот составил сборник выдержек и цитат из «Истории Августов» (Historia Augusta IV в. ), «Комментариев на «Сон Сципиона»» (Commentarium in Ciceronis Somnium Scipionis) Макробия (V в. ), военных трактатов Вегеция и Фронтина, сочинений Цицерона и Валерия Максима. 75)«Бернский Физиолог».
Сохранились 2 рукописи с глоссами на «Десять категорий». искусством присутствие греч. Известность получили епископские школы в Орлеане, Меце, Реймсе, Лане, Льеже и Утрехте. войсками. 825–850 гг. NS.
2788 кон. 29). IX в. ), Сакраментарий Дрогона (Мец, 844-855) и др. сочинениях каролингской эпохи, написанных в разное время и в разных местах, нередко встречаются одни и те же цитаты из древних авторов. 1930-2009.
Историзованные инициалы получат широкое распространение в эпоху готики, но для раннего средневековья такое их количество (38) необычно. В западной части капеллы находилась лоджия, обращенная во двор. Эта постройка оказала огромное влияние на дальнейшее развитие средневековой архитектуры. Однако в сер.
Философские и богословские идеи, относящиеся ко времени К. в. излагались не только в трактатах, но и в специальных комментариях – глоссах. В каталоге б-ки мон-ря Райхенау упомянут сборник, куда вошли тексты по истории, грамматике (включая раздел о стихосложении с немногочисленными выдержками из античных поэтов), арифметике, музыке, астрономии, геометрии, риторике, диалектике, географии, трактат Фавентия об архитектуре, а также трактат Псевдо-Апулея о целебных травах. lat. Афанасию I Великому, еп.
Однако на основании сохранившихся сочинений Готшалька такого вывода сделать нельзя. Nouv. Оно ощущается лишь духовно (Ratramnus Corbeiensis. Еще одним достаточно знаменитым памятником архитектуры дороманского периода являются «Ворота» в Лорше. (Городская б-ка, Берн. Диалектика представляет собой «рациональную дисциплину исследования, определения и рассуждения, а также различения истинного от ложного» (Alcuinus. Соборы 813 г. в Реймсе и Майнце предписывали проповедникам обращаться к слушателям на «народном» языке, были выполнены переводы основных молитв.
9383 845-855 гг. Теодульф Орлеанский написал «Сочинение короля Карла против синода» (Opus Caroli regis contra synodum), более известное как «Libri Carolini». Помимо атриума и нартекса к храму примыкали 2 пристройки – с севера и юга, видимо служившие библиотекой и ризницей. lat. епископы в обоснование адопцианства выбирали из Свящ. К лучшим образцам каролингских рукописей относятся Евангелие Карла Великого (Евангелие Годескалька придворная школа, 781-783), Евангелие из Сен-Медара (придворная школа, ок.
Благодаря архитектурному оформлению зала аркадам, пилястрам и полуколоннам в истории искусствоведения Королевский зал обозначается как «жемчужина Каролингского Возрождения». (Paris. Script. Современные исследователи (Дж. 13159. базилик. В этом произведении Ратрамн выступил в защиту лат.
IX в. ). Двойная ориентация возникает первоначально из традиции устраивать дополнительную апсиду над криптой: так, в базилике аббатства Сен-Рикье – вост. P. 24), для Карла Великого базилика эпохи имп. Для объяснения этого тезиса Ратрамн из Корби обращается к трактату Боэция «Против Евтихия и Нестория» (Liber contra Eutychen et Nestorium) и доказывает, что монах из Сен-Жерме-де-Фли ошибается в своей интерпретации мысли блж.
Викентий Леринский. 1971. Обозначаемая по первому приобретшему широкую известность ее шедевру —- Евангелию, написанному около 803 г. для аббатиссы Ады (Трир, Государственная библиотека), «Школою рукописи Ады», она называется также «Школою Годескалька» по имени художника исполнившего около 781 года ее раннее произведение — Евангелие 1203 Парижской национальной библиотеки. К кон.
Col. Ульманн, К. Ф. Морриссон, Й. Флеккенштайн). Большое место в обучении отводилось пению. 1980) предваряет инициал «Te igitur» с уникальной и со сложной иконографией.
времени. Иллюстративный цикл Утрехтской Псалтири состоит из неск. VIII – нач.
Бонифация. 1942. Ручки дверей отлиты в виде львиных голов. Эббона (Epernay. T. 75. Произведение художника стало пониматься по-новому — как распахнутое в мир окно.
В таком контексте опорой королевской власти оказывалась Церковь. Результаты исследований и целительской практики они зафиксировали в научном труде «Лоршский лечебник». VIII в. появляется довольно большое количество пособий по грамматике. Пентатевхов или рим.
дети из знатных семей получали в монастырских школах начальное образование, причем такая практика не всегда была непосредственню связана с «пожертвованием» (oblatio) ребенка обители (см. рукописей этого скриптория, напр. С этого времени Лорш утратил былое значение.
центрических построек – от ротонды Воскресения в Иерусалиме (IV в. ) до ц. Сан-Витале в Равенне (сер. 152), хлеб и вино призваны напоминать нам об искупительной Жертве Христа. 2. IV 28 // Opus Caroli regis contra synodum (Libri Carolini) / Hrsg. В века, следующие за переселением народов, статуарная скульптура исчезает из западноевропейского искусства на несколько столетий.
Для последней показательны черты эскизности выполнения, явственно выступающие, между прочим, в вышедшей из этой школы знаменитой «Утрехтской псалтыри» (названа по месту хранения в Университетской библиотеке в Утрехте). кор. Руководителем строительных работ и автором плана капеллы был Одо из Меца.
«Об утешении философией» нет явных ссылок на христ. Писание, а продолжением – решения Соборов, а в других местах апеллировал к конкретным авторам и сочинениям, ссылаясь при выборе книг на «Декрет о принимаемых и непринимаемых книгах» (Decretum de libris recipiendis et non recipiendis) папы Римского Геласия I (492-496). IX в. (Лувр, Париж)Карл Великий. Соборы, созванные в 816-818 гг. На смену меровингскому письму (полуунциал) пришел каролингский минускул, сформировавшийся в скрипториях Сев. 22 кон. Карла Великого (Евангелие Годескалька).
Выходцы с Британских о-вов – Фридугиз, Мартин Скот, Седулий Скот, Иоанн Скот Эриугена – оказали значительное влияние на культурное развитие Франкской империи. В этот период «активно использовались и развивались такие методы, как подача материала в логической последовательности более широкое использование наглядности (в частности иллюстрации задач в учебниках Фибоначчи), широкое использование объяснений, текстов не на латыни, а на родном языке, что также было знамением времени и значительно облегчало обучение приемы формирования творческой деятельности, основанные на развитии фантазии и воображения широко использовалась стихотворная форма подачи материала, облегчающая запоминание». 80-х гг. языке был составлен в Санкт-Галлене в сер. 20-х гг.
поколений франк. Тут, конечно же, надо понимать, что на дворе стояли VIII-IX века. Писании и Флор Лионский снова выступили в защиту учения Готшалька. Suppl 1).
Так, в ученой школе стали появляться элементы наглядности, занимательности. P. 136-239) упоминается о монастырской школе (schola claustri) и сторонних учениках (canonici), проходивших обучение в аббатстве, а на плане «идеального» мон-ря (ок. Согласно Ратрамну, хлеб и вино («телесное») суть «образы» (figurae), скрывающие Тело и Кровь Христовы («духовное»). К концу периода повествовательные сюжеты встречаются довольно часто. Staatsbibliothek. Сознательное обращение к римскому наследию в архитектуре Франции, Германии, Италии и последовавший в эпоху Карла Великого расцвет культуры дали повод некоторым исследователям назвать этот период "Каролингским ренессансом".
800 г. ) Псалтирь Дагульфа (Vindob. Cod. Людовик Немецкий. В соответствии с каролингской концепцией королевской власти, разработанной в кон.
Подобные ворота строились и в других монастырях средневековой Европы. Учебные книги почти не выносились из монастырских или соборных школ. С другой стороны, здесь получила дальнейшее развитие изобразительная миниатюра. Согласно его учению, в отношении людей имеет место двойное Божественное предопределение (gemina praedestinatio): «Я верю и признаю, что всемогущий и неизменный Бог провидел и предопределил святых ангелов и избранных людей к вечной жизни.
953): с помощью диалектики формулируется аргументация, с помощью риторики она применяется. образцам, расширение круга известных античных текстов были главными заслугами членов «придворной академии». часть библиотеки вывезена из Л. в Гейдельберг, а затем в Рим.
Другая ранняя группа рукописей, где особенно выделяются так называемые «Евангелие Карла Великого» в Вене и «Аахенское Евангелие» (Аахен, собор), теснейшим образом примыкает к позднеантичным прототипам. 369-375). IX в. ). Блж. Dei.
Каждый член «академии» носил псевдоним, связанный с античной или библейской историей: Алкуин был Флакком (имелся в виду рим. Во всех частях огромной империи богослужение происходило по римскому образцу. Теодориха Великого в Равенне, чтобы император мог обращаться к народу по окончании службы. Script. Но при этом мастер внёс в изображения и своё восприятие окружающего мира. В 1461 перешёл во владение курфюрстов Пфальца.
Рим. V в. (Symbolum Quicumque), авторство к-рого приписывается свт. 14000 870 г. ), незаконченный коронационный Сакраментарий (Paris.
Внешняя стена имеет 16 углов. 850, там же). Фреска (от шпал fresco — «свежий», «сырой») — техника стенной росписи красками, разведёнными на воде, по сырой штукатурке. Основное внимание в этой работе Алкуин уделил доказательствам (их формулированию и применению), а также определению категорий, поскольку они составляют основу, без к-рой сложные вопросы (напр., богословские проблемы) не могут быть прояснены. 795–800 гг. Миниатюра Евангелия из аббатства Сен-Медар в Суассоне. Со временем античное влияние стало заметнее и вытеснило островное.
Составитель глосс во 2-й рукописи, очевидно, был знаком с комментарием Боэция на «Категории» Аристотеля и активно использовал его в своей работе. A. Freeman. Эти глоссы использовал в преподавании Иоанн Скот Эриугена.
Выполнены «Ворота» в античном стиле и когда-то были частью монастырского комплекса, построенного примерно в 800 г. Три арки опираются на габаритные пилоны, оформленные тонкими полуколоннами. Павла», «мастеру евангелистов» и «мастеру тронных изображений» (стиль последнего обнаруживает наибольшее сходство со стилем произведений реймсской школы). Одной из наиболее характерных и первых по времени своего расцвета является школа, центр которой не выяснен и связывается то с Триром, то с Аахеном или Лоршем. Капелла перекрыта восьмичастным сомкнутым сводом.
Карла Великого, составленном Эйнгардом, содержатся сведения об украшении стен имп. Ок. Мартина в Туре и близлежащего аббатства Мармутье. Дарами. грамматики пытались решать семантические проблемы, поставленные Присцианом в «Грамматических наставлениях» (Institutiones grammaticae). III). 122.
Об этом свидетельствует надпись в Дармштадтском Евангелии (Hessische Landesbibliothek. логических трактатов: лат. Большой вклад в поиск приемлемого ответа на поставленный блж. Две др. Gesta Hludovici imperatoris.
Арочные пилоны нижнего яруса подчеркнуты стройными полуколоннами, которые увенчаны классическими коринфскими капителями, выдающие знакомство мастера с древнеримской архитектурой. Rer. Наиболее значительные скриптории в IX в. находились в мон-рях Сен-Ва в Аррасе и Эльнон (Сент-Аман-лез-О). VIII в. - 10-е гг. Из светской архитектуры появляются пфальцы — замки для временного проживания короля. Гинкмар Реймсский даровал кафедральной б-ке Реймса свое книжное собрание хореп.
Теодориха Великого (2-я пол. молитв с мелодией прежде всего в базовом (для богослужения) наборе псалмовых тонов, а затем и в др.
IX в. ). 825), к-рый сохранился в б-ке аббатства Санкт-Галлен (St. Остается только догадываться и фантазировать. 16 // PL. Текст был разорван на две части и обложку.
В декорации обильно использованы золото и серебро. При дворе Карла Великого догмат о Filioque защищали Теодульф Орлеанский в соч. Эрмольд Нигелл приводит также описание дворца и церкви в Ингельхайме (Ibid.
lat. Codex Bongarsianus. скрипториях до XII в., на смену ему постепенно пришло готическое письмо. 8), относится к сер.
Harl. Ок. Сподвижники Карла Великого составляли придворный кружок ученых, «придворную академию», на ее заседаниях велись богословские диспуты, читались лекции, обсуждались сочинения членов «академии», толковались произведения античных авторов и тексты Свящ.
Гаймон, еп. H. Steiner // MGH. В кон. Так же поступали аббаты и монахи Санкт-Галлена, Боббио и Санкт-Эммерама. 1673 г. Церковь в аббатстве Центула (Сен-Рикье), построенная Ангильбертом. Это так называемая турская школа.
Самые известные рукописи, вышедшие из этой мастерской: «Золотой кодекс» (Codex Aureus) из мон-ря Санкт-Эммерам в Регенсбурге (Monac. Вторую высшую школу Алкуин открыл в Турском монастыре. Августина, содержит и оригинальные ходы. Спасаясь от арабов, во 2-й пол. 781–783 гг.
Последняя была исполнена в Туре под наблюдением аббата монастыря св. Капелла в Аахене несла в себе идею государственности. 30-х – нач. «Об осаде Парижа» Аббона из монастыря Сен-Жермен-де-Пре (Abbonis De bello Parisiaco libri III // MGH. 1.
своего учителя Макария Скота. IX в. Эйнгард, взяв за основу «Жизнеописания двенадцати цезарей» Светония, составил «Жизнь Карла Великого» (Einhardi Vita Karoli Magni / Ed. Капелла перекрыта восьмичастным сомкнутым сводом. музыкантов и литургистов (взаимосвязь галльской и рим. P. 52-67).
1000 г. Иисус Христос. Скрипторий при дворе Карла Великого связан с именем сестры Карла Великого аббатисы Ады. В то же время причиной «живучести» созданной системы образования оказалась ее целесообразность, ее вписанность в систему средневекового общества. Rer.
Из нее император, сидя на троне, мог общаться с народом. 87-120). Filioque). аббатство являлось одним из культурных и образоват.
также ст. Даже ионические капители и аттические базы гладких разноцветных колонн на таблицах канонов имеют абсолютно правильные формы четыре евангелиста изображенные вместе на титульном листе, на фоне пейзажа, трактованы довольно мягко и живописно. Brit.
Валафрид Страбон прославился как богослов и один из наиболее ярких христ. памятников, связанных в первую очередь с имп. 60-х гг.
Во всех частях огромной империи богослужение происходило по римскому образцу. 8в. )– редкий памятник каролингской архитектуры: прямоугольный зал, возвышающийся на трёхпролётной арке, с лестницами по обеим сторонам. Здесь проходили ученые споры и дискуссии.
жанрах (формах) распева. Античная культура служила источником и примером в том, что касалось нормы лит. Между 789 и 791 гг. Церкви восходит к Афанасиеву Символу веры нач.
Близок к нему по стилю так называемый "Золотой кодекс" (Codex aureus) из Клеве, в Берлинской Королевской библиотеке. Огромного размаха достигло монастырское строительство по Бенедиктинскому уставу. Среди философов эпохи К. в. первым данную проблематику затронул Алкуин в трактате «О природе души» (De animae ratione). монахов, напр. IX в. Гравюра.
Рукописи этой группы стилистически связаны с визант. Пруденций из Труа, обвинивший Эриугену в том, что его позиция не основана на Свящ. С севера он замыкался тронным залом, а с юга – дворцовой капеллой. VIII – нач. вместо стиля (металлической палочки для письма) и калама (тростниковой или деревянной палочки) стали пользоваться птичьими перьями.
Трактат «Десять категорий» стал самым популярным учебником логики в IX в. Алкуину принадлежит специальное сочинение по логике – «О диалектике» (De dialectica), представляющее собой компиляцию из позднеантичных христианских энциклопедий («Этимологии» Исидора Севильского, «Наставления в науках божественных и человеческих» Кассиодора) и из «Десяти категорий». 318 2-я четв. Hannover, 1998. Script.
Bd. acq. Lib. В 855 г. Собор южногалльских епископов в Валансе осудил принятые Собором в Кьерзи положения и учение Иоанна Скота Эриугены.
Люди, неверно используя свою свободную волю, сами себя обрекают на вечное осуждение: «Следовательно, надлежит твердо держаться того, что никакое прегрешение (например, злодеяние) и никакие наказания за них не порождаются ничем иным, как собственной человеческой волей, дурно примененным свободным выбором» (Ioannes Scotus Erigena. IX в. и, вероятно, связанные с деятельностью Эйнгарда. VIII в. (Музей Санта-Джулия, Брешия)Период К. в. характеризуется богословскими спорами, в к-рых приняли участие все выдающиеся мыслители той эпохи. Музыка в католическом храме (фуги и хоралы Баха), равно как и церковный хор в православных богослужениях, не могла не оказывать своего влияния на музыкальную культуру народов. Fol.
Иногда появляются дополнительные миниатюры, напр. T. 12. В ней сто шестьдесят пять рисунков, каждый из которых соответствует определённому псалму. 7899 сер. O. Holder-Egger // Ibid.
Содержание полемики изложено в работе Ратрамна «Книга о душе», посвященной Одону из Бове (Liber de anima ad Odonem Bellovacensem 863). Использование темперных красок и позолоты было характерно, как кажется, для близких ко двору мастерских. В VIII в., по мере углубления христианизации франк.