Зимней серии 2006 года был вопрос: куда устроителям очередной выставки передвижников порекомендовал повесить свою картину Всюду жизнь (1888) ее автор, Ярошенко.
Но в 1888 году появилась картина «Всюду жизнь» — и оказалась высшей точкой в творчестве Ярошенко. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Свобода, доступная птицам, – предмет зависти арестантов. В 1883 году началось всенародное строительство собора во имя Святителя Николая. В толпе сдержанный смешок.
Первые взрывы не причинили храму большого вреда, ведь строился он надежно, на века. – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). Алтаев (псевдоним писательницы М. В. Ямщиковой) рассказывает, как приняли картину «Всюду жизнь» первые зрители: «Первая встреча была пышная, многолюдная, полная горячих слов и восхищений. То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. Голуби тоже не блестят.
Погибли все могилы. Все. Там женщина (вдова), крестьянин, солдат и казак. Картина писалась ровно за пятьдесят лет до гибели храма. Деревянная платформа серая.
Жизнь и лечение в Кисловодске делают свое дело. Они гораздо человечней многих, оставшихся по другую сторону вагона на свободе. Сегодня они опять вместе.
За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям— кто это). «Художник, помогающий Вам видеть и понимать красоту, увеличивающий таким образом количество радостей жизни и поводов её любить, а следовательно и сил бодро и энергично в ней участвовать, -исполняет ли основную задачу искусства или нет. »— спрашивает Ярошенко.
Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Все новые килограммы взрывчатки закладывались под стены собора. Ничто не предвещало будущих гроз над храмом. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Внутри вагона темень.
Кроме одной. Ярошенко создает ряд пейзажных полотен с видами на Иерусалим, пишет портреты и наброски жителей Святой Земли. Только один человек в вагоне смотрит в противоположную сторону. «Всюду жизнь» — высшая точка в творчестве Ярошенко потому, что — вне зависимости от рассуждений и доводов биографического, общественного искусствоведческого порядка — именно эта картина стала для большинства зрителей, современников и потомков, главной картиной художника.
Он стоит коленопреклоненно в молитвенном сосредоточении. Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами). Чудо это подействовало и на зевак и даже на вандалов-разрушителей.
Ярошенко – русский художникпередвижник, крайне разносторонняя личность. Радость, доброта, умиление при виде ребёнка, кормящего птиц, — не исключительное, а обычное их душевное движение.
Пути Господни неисповедимы. Он стал поистине духовным центром кавказских Минеральных вод. Вверх летели кресты и кости давно усопших знатных кисловодчан. Небо блеклое. Он вырисовывается на фоне окна в позе героя «Заключенного» с ещё одной картины Ярошенко, что более чем очевидно указывает на то, что этот человек. Вся картина кажется выцветшей – небо серое, голуби кажутся тоже не оченьто яркими, сероват перрон, да и вагон давно обшарпался – и только лица людей притягивают взгляд, выбиваясь из общей серости.
Нет намека на редкую улыбку, на то, что радость от обычных добрых мелочей вроде кормления голубей для них необычна. За их спинами, в темноте вагона, виден силуэт ещё одного арестанта. Интересно, что Ярошенко вернулся к теме забытого храма за два года до своей смерти. Слова Ярошенко в известной мере противоречат теоретическим установкам Толстого, требованиям, предъявляемым им к искусству, но в полной мере соответствует его художественной практике. Скорее преступен суд и строй их осудившие. Нигде не дано оценки их невиновности, но он не выглядят, как злодеи. Арестантский вагон.
Последние годы жизни Ярошенко посвятил поездке на Урал, где на угольных рудниках искал прототипы для задуманной картины из жизни рабочих. Предпочтение отдавал портретам и сюжетным сценкам (как правила из жизни крестьянства, с так называемой «народной тоской»), работал стиле реализма, порой вызывая своими картинами множество споров и крайне разносторонних реакций как зрителей, так и критиков. «Всюду жизнь» — наиболее скандальная его картина, вызвавшая бурление и брожение умов, обвинения в идеализации и обелении обыкновенных преступников, а также обидные дразнилки вроде переиначивания названия в «Всюду тенденция». И малыш, который, возможно, впервые увидел голубей из-за решётки. Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. Мы видим только его тёмный силуэт.
Старики и дети, женщины и молодежь днем и ночью дежурили у последнего приюта художника. И отвечает: «Ограничивая задачу искусства одною моралью и педагогической стороной, Вы ответите отрицательно и будете не правы, так как задачи и содержание произведений искусства могут и должны быть так же разнообразны, как сама жизнь». Лица людей, смотрящих на них, светятся. Они освещенывнутренним светом. — Такое сочетание, сколько продуманности: ребёнок и женщинаи этот человек, отмеченный позором — «Всюду жизнь»— ведь это символ — Заметьте: женщина в своей невыносимой скорби находит великое чувство любви к божьей пташкегде любовь там и бог — Ну, запахло «толстовщиной». И вроде бы сама собой.
На холсте изображены узники арестантского вагона, наблюдающие за голубями. То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. Нет оснований видеть в картине иллюстрацию к рассказу или— ещё невероятнее— к учению. Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решеткой. 22 октября 1888 года новый собор был освящен.
Он даже намеревался дать картине название Где любовь, там и бог». С пасхальных дней 2000 года начались постоянные службы в нижнем, а по большим праздникам и в верхнем храме возрожденного Никольского собора, в пяти шагах от которого, как и прежде, находится могила Николая Александровича Ярошенко. Символы Ярошенко — не дешёвые аллегории, не бутафория, придуманная ради ловкого выражения некой ординарной мысли, они — обобщенная реальность, реальность, поднятая до символа.
Что же их ждёт там, чем они могли заслужить такую судьбу. «Кочегар», «Заключенный», «Курсистка», портреты кисти Ярошенко — все это часто воспроизводится, знакомо людям с детства, по букварям, по школьным учебникам, по календарным картинкам и репродукциям из массовых журналов, но все же для многих, для большинства зрителей Ярошенко — это «Всюду жизнь», более того, «Всюду жизнь» — это Ярошенко: картина как бы исходная точка, с которой начинается интерес к художнику и познание его. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям — кто это).
Что это – совпадение или откровение свыше. Арестованных куда-то везли. Ярошенко излечивает туберкулез, но Пути Господни неисповедимы.
В 1896 году он пишет новый вариант картины. Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ.
На картине «Всюду жизнь» изображены арестанты, которых везут на каторгу. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. Тема социальных противоречий.
— Гораздо глубже надо подойти, психологичнее Здесь выражение социальной психологии понимаете» Суть воспроизведенного А. Алтаевым диалога в том, что «ярошенковская публика», зная своего художника, встречает насмешкой предположение, будто он мог свести смысл картины к формуле «Где любовь, там и бог»: в картине Ярошенко надо искать «социальную психологию», к ним с точки зрения «ярошенковской публики» «глубже надо подойти». «ЯВИ ТЯ СТАДУ ТВОЕМУ» (Олег Селедцов, г. Майкоп // «Правило веры», 13, декабрь 2002 г. ) Пути Господни неисповедимы. Сразу же. И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. Рассказ Толстой написал за 3 года до появления картины Ярошенко.
Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. И власти сдались. Для Дмитрия Менделеева на Белой вилле была даже оборудована специальная лаборатория. В церковном хоре пели лучшие певцы России Шаляпин и Собинов. Могила осталась нетронутой.
Зарешеченное окно. В книге «Памятные встречи» Ал. И эта единственная, не тронутая взрывной волной, могила была Николая Александровича. Похоронили художника у собора, где по традиции хоронили видных жителей города. Вообще обращение к библейской тематике ярко проявляется в позднем творчестве художника.
Стоит в Кисловодске величественный пятиглавый красавец собор, чьи золотые купола видны из разных концов прекрасного города-курорта, а рядом, в нескольких метрах от алтаря, приютилась могила выдающегося русского художника, одного из ярчайших передвижников. Так и стояла она более полувека одна на пустой соборной площади, словно напоминая жителям и новым гостям курорта о некогда возвышавшемся здесь храме, носившем то же имя, что и выдающийся русский художник. Он отныне не одинок в кипучем житейском море. Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решеткой. Работа написана под впечатлением от рассказа Л. Н. Толстого «Чем люди живы. » и ее первоначальное название было «Где любовь – там и Бог».
От взрывов стали сокрушаться могилы. А нравственная красота— за ними.