На картине Н. К. Рериха «На вершинах» изображено хорошо известное явление «Тум-мо» – возжжение основных энергетических центров сознания. На картине Н. К. Рериха, мудрый конь, окруженный сиянием, осторожной горной поступью несет Камень вниз, к людям. Cписок художественных произведений (картин) Н. К. Рериха за 1917–1924 гг. Лет двадцать назад к нам в Ригу привезли из Москвы большую выставку картин Н. К. Рериха.
Именно Их имел ввидуН. К. Рерих, когда писал картину «Сокровище гор».
По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением69, а также давались указания о недопустимости насильственной общины. Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени.
Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas), русский художник, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна.
Среди многоплановой деятельности бывает трудно найти наиболее яркую ее грань. Традиционно он изображается красным, с четырьмя головами и четырьмя руками, сияющим, подобно тысяче солнц, сидящим на распустившемся многолепестковом лотосе. Брамапутра означает Сын Брамы.
Он считал, что развитие подобного синтетического видения в человеке эволюционно неизбежно. «. А в 1922 году, опять же его стараниями, возник Международный культурный центр «Венец мира», где могли трудиться деятели науки и искусства из разных стран.
Родился Н. К. Рерих в Петербурге. В комнате был полный свет и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена. Рерих близко знакомится с Рабиндранатом Тагором, поддерживает теплые отношения с Гербертом Уэллсом, Джоном Голсуорси, с деятелями культуры и искусства Х. Райтом, Ф. Брянгвиным, А. Котсом, Б. Боттомлеем и др. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением».
Так когда-то творили византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские художники Востока. Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой. Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г. Ибсена в московском Художественном театре, 1912 «Весна священная» И. Ф. Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С. П. Дягилева в Париже, 1913 «Князь Игорь» А. П. Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Длинные волосы ее не вьются, но падают на плечи.
«Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. В одежде измятой ветрами, Пустынной тропою шел Бэда слепой. Подверглись репрессиям также и члены маньчжурских групп. Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936г. )— без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». 99 Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса»100. Жена, которую художник называл Ладой (по-древнерусски — любезная, милая), не только помогала Рериху создавать картины (они обсуждали темы его работ), но и сопровождала его в путешествиях. Представлен шестью выставочными залами, библиотекой, видеозалом.
Рерихи преодолевают свыше трех тысяч километров, посещая Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и Дарджилинг (Сикким). Развитию такой утонченности немало способствовали подсказки Елены Ивановны, которая обладала удивительным чувством цвета. Л. 5).
В Москве же (помимо специального отдела искусства Н. Н. К 1911 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII – Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. В академии Рерих писал в основном картины с исторической тематикой. Король Леопольд жалует музею титул «в память короля Альберта». Существовали ли работы под пропущенными в списке номерами, вопрос непростой.
Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют. 9495. И еще одно обстоятельство даёт этим местам еще более удивительное впечатление: здесь в направлении Эвереста жил провидец-отшельник Миларепа, слушающий перед восходом Солнца голоса Дэв. Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров.
Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик. Вскоре почти вся территория Бельгии была оккупирована германскими войсками. Восста. И если сознание позволяет и достаточно чутко, то это воздействие очень сильно и длительно. Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём. выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге.
Для начала он написал серию из семидесяти пяти картин изображающих древние строения. В доработанном перечне () порядок уже алфавитный и, чтобы установить верную дату создания — 1924 или 1925, — в каждом случае следует свериться с публикуемым авторским списком (либо с можно и с, следуя вышесказанному). Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на верхних— апартмент-отель. Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии.
Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург). Может быть, это конь, потерянный караваном. Вместо нимба Софии — диск солнца. С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха (Бенарес (1932), Аллахабад (1933), Люкноу (1936), Тривандрам (1938), Хайдарабад (1939), Тривандрам (1939), Ахмадабад (1939), Майсур (1939), Лахор (1940), Бомбей (1940), Тривандрам (1941), Индор (1941), Барода (1941), Ахмадабад (1941), Мадрас (1941), Майсур (1942), Хайдарабад (1943—1944), Дели (1947). — В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано — Любовь, Знание и Красота». Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще.
Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж)175, Болгария (София), Маньчжурии (Харбин), Эстонии176, Литве ит. д. Наше французское общество писало Верховному Совету о Пакте. В этом нам видится преимущество поэмы перед небольшим стихотворением. В 1910—1914 годах им была оформлена церковь св.
Интересно сравнить рериховскую Софию с ее каноническим изображением в древнерусской иконописи, описание которого приводит Флоренский: «. Сказано: Придет время, когда голод охватит весь мир. Однако из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне.
Славяне, посвященной образованию в IX веке древнерусского государства. В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати»113. Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный флигель из двух залов. Входит в руководство Скандинавского Общества помощи Российскому воину, которое финансирует войска генерала Н. Н. Юденича, после вступает в эмигрантскую организацию «Русско-Британское 1917г. С 1932 года в индийском Аллахабаде работает Рериховский центр искусства и культуры. Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. 137 В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. 137 В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта»137.
Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. и над дольним миром реет горняя София, просвечивая в нем как разум, как красота, как. В соответствии с требованиями жены С. Н. Рериха, Девики Рани Рерих, выразившей свою волю о передаче семейного наследия Рерихов в руки российского государства, было принято постановление Правительства от 4 ноября 1993 года о создании Государственного музея Рериха в качестве филиала Государственного музея Востока с размещением его в усадьбе Лопухиных, выбранной Святославом Рерихом197. Отчего так зовётся эта величественная гора.
Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие182. Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом. На полотне видим, как святые занимаются простыми земными делами, трудятся на Общее Благо. Проявляясь в течение всей жизни, мышление обуславливает всю деятельность человека. Она сама как посланец солнца, как воитель Света.
Золото, алмазы, рубины. Ждали вестей»154. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться абсолютно темными. Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Позднее Николай Константинович писал: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану». Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920года в Нью-Йорке.
были даны с учётом публикуемого авторского cписка. Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл. Вернувшись на родину, художник представил полотна «Заморские гости» (1901, Третьяковская галерея, Москва) и «Идолы» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), посвященные истории Древней Руси. В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым44. Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года.
Одновременно в Японии был организован «Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира» под руководством Г. И. Черткова. Голодая, сам он предлагал свою работу. Конечно, не физическою, но духовной пищей. Экспозиция музея-заповедника подразделена на три тематических раздела: ранний период творчества Н. К. Рериха, Центрально-Азиатская экспедиция и «Пакт Рериха» институт «Урусвати» и «индийский период творчества».
Уже после первой экспедиции Рерихи поселились в индийской долине Кулу. В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году, диплом «Правовое положение художников Древней Руси») и в Императорскую Академию художеств. Для многочисленных исследователей творчества Н. К. Рериха, пишущих на русском языке, незаменимым справочником по названиям его художественных произведений стал (и зачастую остаётся до сих пор) вышедший в 1974 году хронологический перечень В. В. Соколовского (1906–1987) (), существенно доработанный в издании 1978 г. (). Какие-то старцы стоят на дороге. Это борьба Света и тьмы. В Америке снова проявился неутомимый общественный темперамент Рериха: он организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, объединение художников с характерным названием – «Пылающее сердце».
Вечный поиск утонченности и красоты был для Рериха священным. Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом. В 1897 году П. М. У Рериха была своя идея-фикс: пережив сначала Первую мировую войну, а потом русскую революции и возмущаясь тем, как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) – «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство.
Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках испытывая постоянное тяготение к природе, художник стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого. Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975). Оно выражалось и в его историко-археологических изысканиях и в его общественной деятельности, насаждающей и охраняющей прекрасное, также и в духовном наставничестве, в литературной и художественной работе.
Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры35. На картине вся природа, весь Космос в едином порыве слушают проповедника, т. к.
хозяйство и культура». Вся эта экспедиция была одним непрерывным открытием. Огненность крыльев и тела — указание на духоносность, на полноту духовности.
В 2016 году музеем был создан отдельный филиал – Музей Рерихов. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935 «Моя жизнь», 1936–1947). Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия.
Именно так впоследствии и писал картины Рерих, называя их сочинениями. Один из выставочных залов посвящён Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924—1928). Пусть незримо, но эти силы присутствуют там реально. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой.
В 1897 году он выполнил программную композицию «Гонец. Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека. Летом 1910г. От них веяло тайной. Himalaya.
Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце43 (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915). Был вечер. В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже. Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью86, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению им удалось сделать со второй половины 1921 года89. Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества. С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках.
Помимо всего прочего, в начале века России удалось непосредственно познакомиться с индийской философией. В 1932 году отдельный зал 12 картин Н. К. Рериха был организован в музее «Бхарат Бхала Бхаван» (Варанаси)151. К ней еще большее уважение, чем к Голубой Реке. В последнем учреждении в 1898—1903гг. В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно— «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились).
С 1894 по 1902 годы Рерих много путешествует по историческим местам России34, а в 1903—1904 годах Н. К. Рерих уже вместе с женой совершает большое путешествие по России, посетив более 40 городов известных своими древними памятниками старины. Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году. С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом.
Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Какие это сокровища. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры.
С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу, Наггар). С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. (Н. К. Рерих.
говорит он от сердца. Catalogue Raisonn», составленный К. Руппертом (последняя редакция 2000 г. ). На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва другие собрания). Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года187 в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша182.
На подъёме к вершине множество пещер Канченджанги. ангепообразная фигура в царском далматике, с бармами и омофором. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. Точное воспроизведение этой нумерации по сути гарантировало от пропуска названий при переписывании и очень облегчало дальнейшую сверку, а в публикации () сами номера были опущены (без сомнения, по указанию автора). В 1920 году Н. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать масштабное трехлетнее выставочное турне по 30 городам США, а также в создании эскизов костюмов и декораций для Чикагской оперы.
Столик нервно вздрагивал и подскакивал и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз— да два раза— нет три раза— усиленное да), не Учителя ли, — то столик подскочил и ударил раз. «Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он. 130 И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир».
Что-то необычное сверкает в седле. Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений. Идет бой между двумя началами. С 1905 года в творчестве Рериха, наряду с древнерусской темой, начинают появляться отдельные восточные мотивы. Номера в списке соответствуют авторским номерам на оборотах или подрамниках картин — в тех случаях, когда их удаётся там обнаружить (с произведениями данного периода, насколько нам довелось наблюдать, такое происходит намного реже, чем с картинами последующих лет). Маньчжурская экспедиция Рериха 1934-35 годов (см.
Делая земные дела, можно мыслью высокой и прекрасной устремляться в высшие сферы, цементируя пространство красотой. В книге А. В. Яременко строчка «1925» почему-то выпала — и таким образом все они «переехали» в 1924 г. В. В. Соколовский последовал за А. В. Яременко, вот таким образом под 1924 годом у него ошибочно значатся многие произведения следующего года, среди которых большинство картин из серии «Знамёна Востока», а также работы, написанные с марта по август 1925 года, когда художник находился в Кашмире и Ладакхе. Куинджи.
Рериховские общества существуют в таких странах бывшего СССР, как Белоруссия, Украина, Казахстан, Грузия, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония134. Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908 1913—1914)— уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций и как искусствовед. В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха— «полный мыслью о служении Родине»155, обсуждает через посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину. К примеру, северный пейзаж мог выступать и под звучным топонимом и под его переводом и как карельский эскиз (см., напр., ).
В 1909—1915 годах участвует в строительстве и оформлении Санкт-Петербургского буддийского храма. В монографии список кончается работами 1925 года. И в самые трудные дни один взгляд на звездную красоту уже меняет настроение. далее) превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США».
Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде26. Свайный посёлок изображенный внизу, как бы притих в ожидании исхода схватки стихий. Роль женщины – защитницы культуры, хранительницы духовных сокровищ – воплощена Рерихом также в картине Мадонна Орифламма (1932).
Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха. Так, благодаря множеству слышанных им во время экспедиции легенд и преданий, виденных им величественных изображений, Майтрейя – грядущий мессия – предстает на его картинах в различных образах: индийского Калки-Аватара (Калки Аватар, 1932-33), монгольского Ригден-Джапо (Приказ Ригден Джапо 1927), алтайского Белого Бурхана (Знамя грядущего, 1925-1926). С 1936 года Рерих стремится вернуться на Родину: «В 1926 году было уговорено, что через десять лет и художественные и научные работы будут закончены. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал.
Леонид Андреев образно называет творимый художником мир— «Державой Рериха». 57 На общественном поприще Рерих совместно с Андреевым организует кампанию против большевиков, захвативших власть в России. Подобно знамени Красного Креста Знамя Мира, по замыслу Николая Константиновича, должно было отмечать места (как в военные, так и в мирные времена), находящиеся под защитой Пакта Мира. Она хранит пять сокровищ Мира. Небесное и земное как бы раздвоились, как бы отошли друг от друга. В очерке «Шамбала» Рерих передавал легенду о Белом Бурхане: «Глуше и дичее становятся горы от Чугучака к Алтаю. в коллекции насчитывалось более 30 тыс.
Беспредельное делает и мысли возвышенными. Рерих не получил ответа на посланные обращения. он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии»19, организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии». Работают экспозиции, посвящённые Музею им.
В 1928 году131 Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха)132. Специально для этого документа Рерихом была разработана особая символика – Знамя Мира. Когда планетный Создатель трудился над оформлением тверди, он устремил внимание на плодоносные равнины, которые могли дать людям спокойное хлебопашество. Для всесторонне взвешенного и обоснованного решения очень желателен осмотр подрамника и оборотной стороны самой картины (когда такое возможно) с целью обнаружения любых авторских помет, будь то название произведения, дата, номер и проч.
Экспедиция продолжалась до 1928 года. В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США— строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера). В России Лев Толстой звал к «опрощению» в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити в Англии философ Джон Рёскин идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем американские кантианцы-трансценденталисты (Р. У. Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Работает музей Николая Рериха в Париже (в Пале Рояль, где выставлены не менее 19 картин).
В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого20 майкопского кургана «Ошад»2122. В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета. Здесь действуют постоянные экспозиции, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов. Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований107, а затем в Западных Гималаях, в долине Куллу (англ. )русск.
С самого раннего возраста Рерих проявлял особые способности к рисованию и к шестнадцати годам начал всерьез думать о поступлении в Художественную Академию, чтобы стать профессиональным художником. Именно он может строить светлое будущее своей страны». Рериховское движение почитателей «Живой Этики», сформировавшееся в СССР во время перестройки, оказало заметное влияние на развитие нью-эйджа в России184.
Приближаясь к Брамапутре, можно найти еще больше легенд, связанных с Шамбалой. Род на род» (Третьяковская галерея, Москва) и получил за нее звание художника. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород и многие другие).
В Академии Рерих стал посещать мастерскую А. И. Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед. Так картина Гонец. Там же зародилась и Ариаварта.
Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати»108, что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916— для теософского центра в Петербурге).
Здесь еще живут престарелые люди, которые помнят их личные встречи с Махатмами. Академик Н. И. Вавилов известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции112. Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии111.
В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России»— в Лондоне, а затем в Уортинге. Наверное, нельзя более убедительно изобразить образ жены, облаченной в солнце, чем это сделал в своей картине Рерих. После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает Индонезию, Цейлон, Мадрас. Рерихи переезжают в Америку. К 1910г. Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902 «Город строят», 1902 «Бой», 1906 история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев). Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947.
По поводу же списка сказано, что «в нем неведомые и сокровенные тайны Божий». Так было собрано несколько фраз. в перечне В. В. Соколовского представляют собой обратный перевод с английского — по монографии Roerich. экспонатов из России, Германии, Италии и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже25). Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут. Картина Держательница Мира (Камень несущая) посвящена Елене Ивановне Рерих, ее особой миссии приготовления человечества к новым космическим условиям через расширение сознания и самоусовершенствование.
Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Да и сам он своей внешностью и натурой, казалось, в какой-то степени проникся душой великих гор. Детальное сравнение с описанием Флоренского показывает, что, в основном, Рерих строго придерживается иконописных правил, кроме одного бросающегося в глаза отличия.
Это, во-первых, электронный каталог «Nicholas Roerich. Среди скал и песков, в лиловых и пурпуровых тонах течет Брамапутра. Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. За порядковым номером в авторском списке следует название произведения (как правило, по-русски), техника исполнения, нередко указано имя его владельца, местонахождение, некоторые другие подробности. Рерих всегда был рыцарем Красоты и много делал для ее сохранения и приумножения. Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993).
Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация— Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом. Посылали книги. Выставки имели исключительный успех. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. «. Картины Рериха в собрании Третьяковской Галереи представляют основные этапы творческого пути художника.
В 1913 они обсуждают планы совместной экспедиции в Индию с целью изучения общности русской и индийской культур49, проект создания музея индийской культуры в Санкт-Петербурге. В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России56, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России. Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком», – писал он. Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях— финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха». Вон жёны с детьми.
В 1920-е и 1930-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»). Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами. Многие замечали, что светятся краски на картинах его. В 1900–1901 годах Николай Рерих учился в Париже.
С 1936 года начались письма, запросы. Страна Благословенного Ойрота, народного героя этого уединенного племени. Всадника не видно.
Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве»52. устанавливались по единственно доступным в то время материалам, т. е. Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики». Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок.
Художественное наследие Рериха огромно. В него входят 644 поименованных произведения (включённых в основную таблицу), которые сгруппированы по годам создания и под каждым годом пронумерованы отдельно. 2 декабря 1923 года Н. К. Рерих с семьёй прибывает из Парижа в Индию, где налаживает культурные и деловые связи. Его картины, эскизы декораций, рисунки хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. Духа в Талашкине (композиции «Царица Небесная», «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»). Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской.
Свято Знание. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. Алтай-Гималаи). Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. Г. Г. Ш извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины. Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 эскиза для росписи часовни Св. С 1929 года музей и все рериховские учреждения размещались в специально построенном здании на месте прежнего музея— 29-этажном небоскрёбе Мастер Билдинг. Необходимо принимать во внимание, что на персональных выставках этого периода (Хельсинки, Стокгольм, Копенгаген, Лондон, США) ряд работ Н. К. Рериха 1917–21 гг.
София держит список не в левой руке, а в правой и этот список раскрыт. Покровский В. А. ) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910) иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми42 (1907) изображение св. Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе. Там находится вход в священную страну Шамбалу.
Писали в Комитет по делам искусства. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника А. И. Куинджи. «На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня.
Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника. В 1900-х— начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции. Многие картины Н. К. Рериха посвящены звездной красоте Мироздания.
«Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град— врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году— одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха. С 1892 года Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. Особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии. по англоязычным источникам.
В этом идеальном мире древних царит удивительная гармония, поддержанная исключительным даром художника в композиции. С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис178 (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии179. В первой версии труда В. В. Соколовского порядок перечисления этих произведений тот же, что в монографии и восстановить истину несложно: произведения 1925 года начинаются с «Моисей Вождь» (, с. 84). В 1940 году в галерее им. В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд.
С 1905г. Вклад каждой человеческой личности в общемировую копилку определяется прежде всего тем кругом мыслей, которыми эта личность насыщает пространство. В Сиккиме Рерихи определяют будущий маршрут экспедиции и в сентябре 1924 года Рерих с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская).
Пусть теперь женщина — Матерь Мира — скажет: Да будет Свет. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там. Восстал род на род стала первой в серии Начало Руси. Но очевидцы бывали поражены утонченной точностью в передаче цветовых сочетаний.
Кан-чен-цзонд-нга – пять сокровищ Великих Снегов. И, наконец, Рерих верил, что мир на Земле есть необходимое условие для выживания планеты и для непрерывного процесса духовной эволюции и призывал людей помочь достижению мира, найдя общий язык в сознании Красоты и Знания. Или пусть они получат крылья или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота». Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев»47, появляется коллекция японского искусства. Хотя при этом всякий раз даётся ссылка и на вышедшую в Нью-Йорке несколько лет спустя книгу А. В. Яременко (1886–1984) (), которой В. В. Соколовский, собственно и пользовался, но помещённые там списки картин самостоятельной ценности не имеют, так как заимствованы (без упоминания об этом и, увы, с обычными для такой процедуры описками-опечатками) из других источников — прежде всего из этой монографии.
Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954. Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото. В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха54. В прекрасных символах старый путник расскажет вам, как в незапамятные времена из других миров упал чудесный камень – Чинтамани индусов или Норбу Ринпоче тибетцев и монголов. Или, может быть, он сбросил всадника, перепрыгивая через пропасть. Уже в 1977 году в музее был открыт специализированный рериховский зал в своей постоянной экспозиции197. Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933).
Вся красно-желтая, в пламени солнечного диска рериховская София вновь возвращает нас к соловьевскому толкованию апокалиптического сюжета. Это окружность, в которую вписаны три красных круга меньшего диаметра. Так различаются люди на равнинных и на горных.
Строя монастырь, Преподобный сам с двумя водоносами носил воду для братии (что изображено на картине), молол муку ручными жерновами, пёк просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию как раб купленный. К. Э. Циолковского А. С. Коротеев227228, академик РАН, президент Российской Экологической академии, Советник Президента Российской Федерации А. Л. Яншин224229230, академик и вице-президент Национальной академии наук Кыргызской Республики В. М. Плоских224231232. В картине это Знамя развевается над соборами и дворцами, библиотеками и музеями.
Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914 панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов. В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости». Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха.
Работа центра не прекращается даже в годы Второй мировой войны. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». Но зная основные, доминирующие мысли можно одним словом определить ее направление.
Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами50. В Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни русских святых и подвижников. С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно.
Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист46. Потом было последовательное сообщение букв. Его отец – коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать – псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). В списке строителей Общины Сергий сохранил большое место».
На картине Рериха на груди у Нагараджи просматривается Брахма в огненном сиянии. Не примитивными представлениями о язычестве веет от его работ Дочь викинга (1910), Человечьи праотцы (1911), Три радости (1916) или эскизов к декорациям оперы Снегурочка (1908) и балета Весна священная (1910-1913).
Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола88. На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского21.
На мальчика он опирался рукой, По камням ступая босыми ногами. Они могут быть истолкованы в различных аспектах. Теперь сказ идет о знаменитом черном камне. Братство». И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев.
У него много ветвей, но корень один». – он сказал, - Я пойду отдохнуть, А ты, если хочешь, начни проповедовать: С вершин увидали тебя пастухи. Но мальчик устал ягод свежих отведать, Иль просто слепца он хотел обмануть: Старик. К 2006 г. (когда впервые вышла эта статья) существовали два систематических описания художественного наследия Н. К. Рериха, где русские названия произведений периода 1917–24 гг.
Он никогда не спешил и все же его продуктивность была изумительной. Свята Красота». Смысл картины близок к мыслям Булгакова: «. В Японии Рерихов принимают на высшем правительственном уровне. Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита».
Труд, безусловно, выдающийся — особенно принимая во внимание те условия, в которых пришлось работать составителю (см., например, недавнюю статью о нём (), с привлечением малоизвестных биографических материалов). Вспомним миф «О Происхождении Гор». Что-то скрыто в этих неверных, враждующих формах облаков.
«Искусство объединит человечество искусство едино и нераздельно. Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы. В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины». Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы.
Уже в первых значительных работах таких, например как Гонец (1897), Рерих проявил себя достойным учеником своего учителя. Каков же будет этот Свет и в чем будет заключаться огненный подвиг. В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос)23. В августе 1935 года разразился кризис— Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху. Картина Мост славы (1923) изображает Сергия Радонежского, который в глубокой задумчивости идет на фоне синего моста, образованного северным сиянием, соединяющим небо и землю.
Мальчик прилег отдохнуть, а Бэда, приняв всплеск волны за говор людей, стал проповедовать. Тогда появится некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает всё человечество. С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку48 с индологом В. В. Голубевым.