В так называемой каморе (спальне), большом зале с колоннами и окнами, выходившими на 1-ю (Кадетскую) линию, находились четыре ряда железных кроватей, а на стенах висели картинки из военного быта. Так как во времени совпадают годы учёбы М. П. Его пребывание отразилось в архивах учебного заведения лишь в виде прошений будущего художника о выдаче квитанций на право посещения художественных классов Академии от 1868-1871 и 1874 годов за взнос двенадцати рублей пятидесяти копеек каждая РГИА Ф. 789 оп. 14.
Николай Александрович Ярошенко – «Искусство», М., 1960. Иван Николаевич Крамской – Л. : Художник РСФСР, 1988. Дача Жердевой — одно из ярошенковских мест города., это тоже, что в литературе портрет, написанный Достоевским» И. Н. С 1875 г. – экспонент, с 1876 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок. Ярошенко к П. М. Работа над картиной происходила в 1877 г., в год крупных политических процессов.
Трепова. С. 437., – писал М. Неведомский в 1917 году. Среди них – книга о Московской городской художественной галерее П. и С. М. По воспоминаниям А. И. В каждой, самой небольшой, статье или главе или даже строке о Н. А. Она выполняла роль нравственного ориентира, воздействовала как «выпрямляющее начало» – такова была основная концепция московского портретного собрания.
Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Ярошенко, посвященной 130-летию со Дня рождения вст. С. 5. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Мои встречи М. : Издательство АХСССР, 1952.
С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10. Наиболее известные жанры Я. — "Кочегар", "Заключенный", "Всюду жизнь", "Студент", "Сестра милосердия" (все пять в Третьяковской гал. Изящный светлый дом получил от гостей и друзей Н. А. Ярошенко название «Белая вилла». Посещая занятия в академии Художеств, Ярошенко сближается с Товариществом передвижных художественных выставок, что оказало влияние на социальную направленность творчества художника.
Порудоминский. Но следует отметить, что портрет Соловьева решен лаконичнее, увереннее. Стрепетовой, 1884, ГТГ И. Н. соч. Волков.
гал. ), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, Л. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. М. Плещеева и К. Д. Кавелина. Крамской на портрете кисти Ярошенко. Книге предшествовали серьезные архивные изыскания, но, как сам автор отметил в «Кратком преуведомлении», личная жизнь Ярошенко осталась «тайной за семью печатями», так как найти новые документальные материалы, письма автору не удалось. Их ждёт счастливая, но непростая жизнь. Статья Н. В.
С. 105. Ярошенко почти всю жизнь делил время между живописью и военной службой, которая давала ему средства и возможность заниматься искусством и (подчас) быть независимым в своем творчестве. 31 октября 1862 года в корпусе произошло из ряда вон выходящее событие.
При своей занятости Д. И. 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. Мягкий по внешности – он кремень духом». Над кроватью на специальной стойке укрепили овальную табличку из жести, покрашенную зелёной краской и на ней белилами написали печатными буквами «Николай Ярошенко»6. С. 187-188.
Менделеева. Дача Жердевой стояла на месте нынешнего санатория «Жемчужина Кавказа». В 1944 году выходит первая брошюра, посвященная Ярошенко, ее автор Ф. С.
На первом плане виднеется силуэт женщины-доносчицы, показывающей на арестуемого. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен. Русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников». Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом.
указ. Единственные глаза. Ульянова – Ге предстает как «умудренный муж», художник-энциклопедист, внешним образом похожий на какого-то римского философа.
С. 325. Сын генерала воспитывался в кадетском корпусе и артиллерийской академии. Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко— «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм».
Смысл лица. В. Позен4. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Так, в «С. -Петербургских ведомостях» в 1884 году в статье, посвященной XII Передвижной художественной выставке, говорилось, что «г. Ярошенко.
Однако к понятию «ярошенковский Кисловодск» относятся и многие другие уголки курортного города. Все это сказалось на социальной направленности искусства Н. А. Ярошенко. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Крамского, учился в Академии художеств как вольнослушатель (1867-1874). 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко.
Прытков. Произведения Ярошенко хранятся главным образом в Третьяковской галерее имеются они также в Русском музее и в музеях РСФСР и Украины. Сейчас дача и памятник на могиле вошли в современный облик Кисловодска как памятные места. Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников».
Художник написал актрису в полурост. С. 55. Как нигде, пожалуй, в «Студенте» активен лаконичный упругий контур, ограничивающий интенсивное по тону пятно фигуры, сдерживающий ее энергию и оттого сам приобретающий скрытую силу. Нужно сказать, что сам Николай Александрович был близок к миру учащейся молодежи.
На этом заводе Н. А. академика И. Э. Грабаря. После национализации все картины из усадьбы были переданы в музеи. Менделеевой Н. А. Репин. На фоне высокой спинки выделяется чуть склоненная «дивная голова, так великолепно украшенная красивыми черными, с проседью, пышными прядями локонов» И. Е.
Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры2. Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. В портрете кисти И. Е.
Нестеров, весь культурный Петербург, цвет русского искусства. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10. Содержанием его жанровых картин служили преимущественно "мотивы гражданской скорби". Сарабьянов.
Одна из первых публикаций в советское время – статья Н. С. В 1970-х годах в Государственной Третьяковской галерее прошел ряд тематических выставок, посвященных творчеству передвижников, одна из них – «Портретная живопись передвижников» С. Н. Главной фигурой процесса стал рабочий Петр Алексеев.
указ. Впервые этот портрет экспонировался на XII Передвижной выставке и был поставлен зрителями на первое место, затмив другие произведения художника.
С. 383. Менделеева. Раскрывая особенности метода Ярошенко, автор отмечает: «художник-психолог по особенностям своего дарования, он воплощал волновавшие его замыслы большей частью в однофигурных композициях» Там же. Но в том же 1895 году Ярошенко был написан великолепный портрет В. С.
Как художник-самоучка Я. часто не мог преодолеть трудностей рисунка и живописной формы. Моргунов. Учащиеся Полтавского корпуса отличались лучшими успехами по «Закону Божию», по русскому и французскому языкам, географии. хотя и не очень дружелюбная, содержит ряд интересных замечаний, например, что «в отношении к своему предмету, примирительному и сердечному, сказалась лирически настроенная симпатичная природа художника» Там же. Автор скульптурного портрета – друг художникаЛ.
Свой первый офицерский чин он получил за отличие в Русско-турецкой войне 1828—1829 гг. Соловьевым И. Е. Н. А. – такова концепция портретов интеллигенции Н. А.
соч. Пелагея Антипьевна для Ярошенко – хорошо знакомый, близкий человек. Однако не вышла ни одна новая книга о творчестве Н. А. Аглинцев одно время служил начальником Баталпашинского уезда Кубанской» области и в его подчинении наместника великого князя Михаила Николаевича, павильона летней читальни, освещенного огнями изящного здания «Ресторации», теперь не существующей, сафоновской гостиницы «Парк» и примыкавшей к ней дачи, где жила семья самого генерала и его сына — прославленного пианиста и дирижера В. И. Сафонова. Профессиональный военный, в 1892 г. вышел в отставку в чине генерал-майора. Семечкина.
Отметим, что наиболее удачные портреты деятелей русской литературы и искусства кисти Н. А. Тему продолжает вышедшая в 1955 году книга Д. В. Он мог бы написать ее восторженной, экзальтированной, подозрительной, капризной, яростной, смиренной, мог написать «нигилисткой» или гонимой, усталой женщиной, какой она приходила на Сергиевскую -отвести душу с Николаем Александровичем и отогреться под крылом Марии Павловны. В ее доме помещалась почта.
С 1868 года юный Ярошенко вольнослушателем посещает Академию художеств. В данной главе будут рассмотрены созданные в начале 80-х годов картины Н. А. Репина нервно-подвижное лицо актрисы написано в горячей гамме красновато-бурых цветов.
Николай Александрович родился в Полтаве, в 1846 году. «Безобразным» назвал портрет Стрепетовой и нововременец А. С. Суворин. Репина, ни у И. Н. Лучшие из этих произведений— портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина. Портрет написан жизненно, сочно, с легкостью.
В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884, Екатеринбургская картинная галерея), Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при Петербургском университете), Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей. Портреты Ге и Соловьева близки по композиции и по состоянию портретируемых. Бенуа. «Мысль художника о человеке» С. Н.
С. 59. Менделеева. Карпова.
«Им не важны «заказы» и не знаменитость, а непобедимая, глубочайшая потребность написать лицо и облик того, кого они сами из значительных людей увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить, в картине своей кисти, для потомства. Ярошенко на Бестужевских курсах и преподавание на них Д. И. – заключает автор. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Спустя два года с «отличными успехами в науках» он заканчивает военную академию, продолжая успешно заниматься искусством.
Текст речи, тайно отпечатанный, разошелся по России во множестве экземпляров. Литературу о Ярошенко едва ли можно назвать очень большой. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. Письма, статьи. Портретная живопись передвижников.
Есть ещё одна мало известная работа Н. А. Ярошенко и В. Г. Картины "Кочегар" (1879), "Заключенный" (1879), "Студент" (1881), "Курсистка" (1883), написанные в момент развертывавшегося стачечного движения и борьбы народовольцев, лишены революционного пафоса и активизма, свидетельствуют лишь о внимании и сострадательном сочувствии гуманистически настроенной либеральной буржуазной интеллигенции к героической борьбе революционеров. Живописное пространство картины, всегда строго ограниченное у Ярошенко, здесь стиснуто до придела стеной, помещенной сразу же за фигурой студента, «прижимающей» ее к переднему краю картинной плоскости. Гольдштейн.
Под впечатлением от древнего Сентинского храма близ Зеленчука Н. А. Ярошенко написал картину «Забытый храм». – М. : Искусство, 1966. В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России.
Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. (1846—1898) — художник-жанрист и портретист. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Менделеев дважды позировал Ярошенко: в 1885 и 1886 годах.
Прытков называет лучшим портретом 90-х годов В. А. Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в семье полтавского дворянина, офицера Петровского Полтавского кадетского корпуса. По соседству с дачей живописца находилась усадьба Д. О. Аглинцсва.
С. 7. Положив на колени раскрытую книгу, он о чем-то сосредоточенно размышляет. По характеру дарования Н. А. Репиным. Автопортрет Крамского (1874) решен в более интимном ключе, сам художник относится к себе более критически: поза и взгляд не несут той представительской роли, которая отведена им в произведении Ярошенко. Брал уроки рисования у A. M.
Один из них раздувает самовар сапогом. Первой картиной, посвященной этой теме становится картина «Кочегар». Ге и И. Н. Ге. соч.
В его фигуре ощущается продуманность поведения позирующего человека. Моделями семнадцати из двадцати четырех заказанных им портретов являлись писатели. Бенуа о Ярошенко, включенная в его «Историю русской живописи в XIX веке» А. Н. По свидетельству жены художника, Н. А. Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры.
В 1890 г. в газете Русские ведомости (26 февраля, 57) появилась заметка Н. К. я утверждаю, что портрет самый замечательный у Ярошенки. Видимо имел место процесс влияния современной литературы на Ярошенко. Его с Ярошенко объединяла любовь к Кавказу. Друг Ярошенко, художник Остроухов вспоминал, что «Чернышевский и Добролюбов сделались его руководителями, а передовые журналы – любимым чтением». как исторические памятники эпохи, впрочем, в них есть и художественные достоинства» Н. Н. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. «Если бы Ярошенко оставил потомству только два изображения – «Курсистки» и «Студента» – и то, он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи» М. Неведомский.
Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. – Л. : Художник РСФСР, 1982. С. 90. Плечи слегка подались вперед, выдавая сутулость фигуры. Об этом свидетельствует написанный им в 1886 году портрет Ивана Кондратьевича. На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны).
С. 50. У Н. А. Идеология того времени дала о себе знать и в этом издании, однако эта статья, по сравнению с предыдущими, дает характеристику творчества художника в целом и выделяется по тонкости анализа отдельных работ. С 1892 года Николай Александрович практически постоянно жил в Кисловодске.
Каразин и известный художник-баталист А. Е. Обогатил живопись новыми темами (Кочегар, 1878 Всюду жизнь, 1888, обе – в ГТГ Курсистка, 1883, ГРМ) и глубокими психологическими образами (портреты П. А.
Сарабьянов. Ге «Что есть истина. ». Портрет писался по заказу П. М. Прытков. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция.
Среди его творческих работ— эскизы и рисунки. Художник фиксирует преходящие, переменчивые черты душевного состояния модели. На фоне слегка обозначенных палаток вокруг большого самовара собралась группа кадет. В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны).
На нем изображен мужчина, тревожно поднявшийся с постели среди глубокой ночи. Н. Н. Стасов. Он не имел семьи и собственного дома, чаще всего жил у своих друзей. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. Толстого, 1894, ГРМ). И в 1886 году Анна выйдет замуж за Черткова.
Он был избран членом Лондонского Королевского общества, Римской, Берлинской, Парижской и многих других академий. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Народно освободительное движение в русской живописи второй половины XIX века, – М, 1955. Избранные сочинения. На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар».
Портрет второй половины XIX века – М. : Искусство, 1970., где В. А. Среди друзей семьи Ярошенко в Кисловодске была М. К. Жердева. Ге в своей книге Н. Н. Гольдштейн.
Критик первым отметил художественные достоинства ярошенковского «Кочегара»: «публика как один человек, всякий день приходит в восхищение от поразительного огненного освещения, которым с головы до ног облит этот мастеровой. » Там же. Первоначально сама идея создания портретной галереи «лиц, дорогих нации», «духовных учителей», «властителей душ», «совести народной» принадлежала Третьякову. Николай Александрович Ярошенко – «Искусство», 1939, 1. В противном случае, на примере портрета Л. Н. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Статья была написана С. Глаголем, но редактировал ее И. Остроухов, хорошо знавший художника.
В замечательной плеяде знаменитых живописцев и скульпторов XIX столетия было немало воспитанников кадетских корпусов царской России, получивших не только блестящее военное образование, но и привитую с юных лет искреннюю любовь к Отечеству. Широко известны последние слова речи рабочегореволюционера: «подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах». Курочкина. Ярошенко был особенно важен этот контакт между портретистом и портретируемым, своеобразный диалог, полемика, которую запечатлевала кисть художника. На этом холсте изображен безлюдный проспект в дождливую ночь и две несчастные женщины, которых нужда заставила пойти на панель. В 1979 году вышла еще одна книга о Н. А. Он мог бы написать актрису «как в жизни» – некрасивую, порой жалкую, маленькую, убогую, «горбатенькую», как между собой говорили о ней друзья, «безобразие», «кошелку», как злобно, с издевкой именовали ее враги.
Далекое и близкое – М. -Л. : Искусство, 1949. Юных «бунтовщиков» препроводили в одиночные камеры карцера. Однако никому из родных не приходила в голову мысль развить этот талант. Музей-усадьба Боблово расположен в Клинском районе Московской области, в деревне Боблово. В сентябре 1840 года штабс-капитан А. М. Бродский.
Совсем иная предстает перед нами Стрепетова в портрете, созданным И. Е. Такая ситуация часто, особенно в отношении к Ярошенко, заставляла авторов говорить не о самом изобразительном искусстве, а о его темах, подводя их под догмы тех дней. Толстой и художники – М. : Искусство, 1978 С. 184.
Искусство и художественная промышленность 4-5, 1898. Лучшие из этих произведений — портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяк. С. 65. Начальник впереди, солдаты в касках – в дверях. Определить год поступления будущего художника в Петровский Полтавский кадетский корпус могла бы помочь соответствующая аттестационная тетрадь, но отыскать её в архивах до сих пор не удалось.
Ярошенко в Кисловодске, что Мария Павловна была студенткой Д. И. Как считалось, сюжеты первоначальной росписи утрачены.
Репин, – «Ге был молод и свеж нравственной бодростью и верой в человека» И. Е. Так, отмечалось в литературе влияние морально-этических идей Л. Толстого на Ярошенко в 80-е годы Д. В. Ярошенко мы увидим упоминание об этой работе. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора.
Менделеева, то возможно предположить, как считают сотрудники музея-усадьбы Н. А. Его жена, М. П. Отец готовил сына к военной карьере. Волковым и под его руководством продолжил систематические занятия рисованием и живописью7.
В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Следовательно, портрет не был приобретен П. М. Наглухо застегнутый костюм сидит на нем, как на вешалке, как на скелете. Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске. указ.
Тем не менее можно считать, что Николай начал своё военное обучение в семилетнем возрасте в 1853 году. Из принадлежавших ему книг создали в Кисловодске народную общедоступную библиотеку. С. 19.
Тот домик, где живет сам Ярошенко, где его мастерская, был особенно мил. Среди таких его работ— ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее. «Уже поседевший, постаревший», – писал И. Е. В отличие от «Кочегара» или этюда к «Заключенному» образ революционера здесь раскрывается не столько путем глубокой психологической характеристики узника, сколько путем создания определенного настроения в картине, эмоционального воздействия на зрителя. Портретируемый смотрит прямо на нас. Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А. М. С. 95.
Главные течения русской живописи XIX века – С-Пб, 1904. Таким образом, в картине «Заключенный» Ярошенко, несомненно, впервые в русской живописи с такой глубокой жизненной правдой и искренней симпатией показал подлинно типичную фигуру революционера-разночинца, подчеркнув его мужество и простоту, его живые человеческие качества. Сегодня еще по инерции это вызывает некое отторжение. Окончив его в 1863 году, Н. А. В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью. Но интересно задуманная картина, так и не была написана.
Ярошенко создал образ актрисы в соответствии с иной заранее заданной концепцией. «Замысел Третьякова, его личная заинтересованность стимулировали развитие портретной живописи, создавали в культуре прошлого столетия определенное силовое поле» Т. Л. С. 97. Галактионовичу Короленко» В. А. 15. Он не искал в ней артистки. Прытков.
Ярошенко проработал более 20 лет и за отличную службу в 1892 году был произведен в генерал-майоры с зачислением в запас полевой артиллерии по Петербургскому уезду. Впервые В. А. Контраст между темной, мрачной камерой и залитым солнечным светом вольным миром за ее стенами заставляет ощутить всю тяжесть пребывания в тюрьме, понять переживания заключенного, стремящегося к солнцу и свободе, тоскующего о вольной, деятельной жизни. В это время художник работал над эскизами к картине «Иуда». Это была бы Стрепетова, но это была бы «не вся» Стрепетова, а лишь Стрепетова в какой-то момент, в какой-то роли – «общий характер» не выявился бы в таком портрете. В апреле 2009 года музей посетили представители всероссийского художественного научно- реставрационного центра (ВХНРЦ) им.
К моменту знакомства с художником Менделеев был учёным с мировым именем. Прытковым. Особенно неудачна последняя. Значительное место в его творчестве занимает пейзаж (Клухорский перевал, 1882 Судакская бухта в Крыму, 1882, обе – в ГТГ).
Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны. Прытков. Свою статью Бенуа заключает выводами, что Ярошенко «очень типичен для конца 70-х – начала 80-х годов для этого времени курсисток и студентов, бурной, рвущейся к геройству, наивно-прямолинейной молодежи, Ярошенко иллюстрировал это время в характерных и даже значительных этюдах-портретах» Там же. Менделеева и, возможно познакомилась с ним лично во время учёбы. Ярошенко. Да и присущий художнику гуманизм получил в «Кочегаре» и «Заключенном» более четкую форму сочувствия и уважения уже не к человеку вообще, а к представителю русского революционного подполья. Ярошенко. Стройного, среднего роста новичка остригли «под гребёнку» и переодели в повседневное обмундирование (однобортная чёрного сукна куртка с девятью пуговицами, красными погонами с высечкой на них «1 КК», серые нанковые шаровары и бескозырка с красным околышем).
Автор статьи отмечает, что у художника «поиски выражения определенных типических черт заслоняют черты индивидуального характера, отодвигают на второй план собственно портретную задачу» С. Н. Н. А.
Ярошенко, посвященной 130-летию со Дня рождения вст. Ге. Крамским, преподававшим в школе в то время. Н. Я. При ремонтных работах 1959-1960 гг.
Недавно музей приобрел ее портрет, написанный художником в 90-х годах. В письме Н. А. Так выразился о своем романе «Бумажная девушка» настоящий романтик – Гийом Мюссо. Стрепетовой Стрепетова Пелагея Антипьевна (1850-1903), провинциальная артистка, затем актриса общедоступного и Пушкинского театров в Москве с 1882 г. Актриса Александринского театра. Ярошенко, связанная с семейством Д. И. Художественный отдел Калужского областного музея, Калуга, 1923.
Эта связь представляется еще более многозначительной, учитывая то, что в Полтавском художественном музее находился этюд к картине «Заключенный», на котором был изображен молодой мужчина в кожаной куртке с меховым воротником. Указ. Том 3.
Мищенко. Во время приготовления уроков воспитанники 4-й роты «обнаружили неудовольствие» против изводившего их придирками батальонного командира «в неожиданном размере». Безсонов СВ. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов.
Скромная цветовая гамма помогает цельности зрительного впечатления: коричневые тона фона сочетаются с серо-зеленоватым цветом одежды, черных волос, каштановой бородки. Гольдштейн, проводит параллели между Ярошенко и Крамским. Хорошо написал я этот портрет или худо – не мне судить, во всяком случае, я не мог иметь намеренья исполнить его плохо и могу только пожалеть, что Вас моя работа не удовлетворяет» Переписка П. М. Десятью годами раньше Крамской также написал портрет философа.
Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». С. 3. Им никто этого не «заказывал», они денег не надеялись и не желали извлекать из этого они сами ходили, просили, уговаривали – и им удавалось, наконец, написать того, кто им казался принадлежащим к их внутренней жизни» В. В. Здесь хранятся 108 предметов живописи и графики Ярошенко, 170 работ художников-передвижников. Главные течения русской живописи XIX века – С-Пб, 1904.
кисти Н. А. Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера. – М. : Искусство, 1972. В 1880 году в Петербургском университете защитил докторскую диссертацию.
На «Белой Вилле» Ярошенко жил и работал вплоть до самой смерти. В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора4. С. Н. Здесь же он знакомится с И. Н. Над решением новой для него задачи бился долго и упорно. – заключает автор. Николай Александрович Ярошенко – М. : «Искусство», 1979.
соч. Обоих он уважал за выдающийся ум и любил с ними беседовать. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Ге.
Третьякова. Не забывали коллегу и художники: Репин, Нестеров, Ге, Дубовской, Касаткин, Куинджи3. Прытков. Ему присвоили почётные учёные степени старейшие университеты Европы. Н. А.
Сарабьянова «Народно-освободительное движение в русской живописи второй половины XIX века» Д. В. Н. А. Ярошенко не мог не поддержать революционно-демократические идеи в России, они проявились в ряде его выдающихся полотен: «У литовского замка», «Студент» (1881), через два года знаменитая «Курсистка», написанная с А. К. Чертковой – жены известного писателя и издателя. – таким уверенным и бескомпромиссным предстает перед нами И. Н. Русский портрет второй половины XIX века – СПб. : Алетейя, 2000.
С. 130. Поленова – Кисловодск: «Музей Ярошенко», 1977. Приходили художники-передвижники: Куинджи, Ярошенко, Крамской, Мясоедов и др.
Репин. Моргунова в журнале «Искусство» за 1939 год Н. С. А вследствие этого «его жизнь не имеет того шаблонного характера, каким отличается жизнь почти каждого профессионального художника» Памяти Ярошенко. Несмотря на детали, могущество общего характера выступает более всего» И. Н. Курочкина.
Н. А. Ярошенко страдал горловой чахоткой и выяснилось, что только климат Кисловодска позволял ему «легко дышать» и увлеченно работать. Уделено большое внимание не только деталям, но и живописной стороне произведения. Все рассматриваемые в этой главе личности были не единожды запечатлены на холсте. Дмитрий Иванович Менделеев, любивший художника, был ему настоящим другом. «Картина, – говорил Ярошенко, – имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно и моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит».
Сам художник с помощью друзей расписал веранду дачи, разбил клумбы и аллеи. Большое внимание уделялось военно-патриотической подготовке будущих офицеров. Он умел дружить и ценить дружбу. Из воспоминаний ученицы и первой женщины-сотрудницы Менделеева по Палате мер и весов, Ольги Эрастовны Озаровской Я знала, что порог кабинета, кроме жены и дочерей, переступали только две женщины: М. И Ярошенко (вдова художника Дмитрий Иванович любил живопись понимал её и его ближайшими друзьями в своё время были художники Ярошенко, Куинджи и Репин) и М. А.
Но даже там начинающий художник не расставался с альбомом. Третьякова – М., 1968. Более десяти лет он вместе с И. Н. Крамским руководил Товариществом, а после смерти Крамского стал его идейным преемником, хранителем лучших традиций передвижничества. Изгиб слегка сдвинутых темных бровей, собирающих складки на надбровных дугах, пристальный взгляд серых глаз, обращенных в сторону, как бы к стоящему рядом с ним собеседнику, сообщает лицу серьезное, даже строгое выражение. С. 60. Его первым учителем был художник А. М. Стасов.
Крамской. Влечение к искусству не ослабевает и юноша занимается частным образом у популярного в 1860-е годы художника А. М. Волкова, а также посещает вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художеств, в которой преподавал Крамской. В 1875 впервые выступил на Передвижной выставке картиной "Невский проспект ночью". Ее автор В. И. Думаю, для Н. А. Пребывание художника Н. А. Ярошенко полны идеологической направленности.
Все следующие годы «русский Платон» самостоятельно занимался философским творчеством. Волкова, занимался у И. Н. Однако критика того времени была сурова по отношению к художнику и его произведению.
К своему первому творческому наставнику И. К. К теме «Заключенного примыкает рисунок Ярошенко из папки отдела рисунков Русского музея. Менделеева, стало понятно, что этого не могло быть, т. к. С. 11 – 13.
Ярошенко. Ярошенко был именно художником-портретистом. Верещагин выпускник Сибирского кадетского корпуса скульптор П. К. Иными художественными средствами создается образ. Образ Пелагеи Антипьевны удался художнику. В уверенности кисти мастера не менее убеждает и плотное корпусное письмо. Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика.
Репин. Портретная живопись передвижников каталог выставки – М. : Искусство, 1970. Статья Н. В. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Его предки были дворянского происхождения и, по семейной традиции, служили на благо России, вот таким образом, когда Николаю шел девятый год, отец отдал мальчика в Полтавский кадетский корпус.
Высокая шляпа, плед на плечах увеличивают ее размеры. Ярошенко «Студент» и «Курсистка». Личные дела Н. А. Интересна история создания этих образов и нас они будут интересовать именно как портреты. Одна из этих картин, в частности, «Курсистка», входит в состав коллекции Калужского областного художественного музея.
В 1900 году из-за тяжелой болезни Соловьев умер. Гольдштейн. Огромное впечатление на русское общество произвел «процесс 50ти». Собственно, это своего рода «портрет актрисы в роли», но роль здесь оказывается прикрепленной навечно и выражает объективное содержание, которое больше отдельной личности.
Статья А. Н. Ярошенко – М. : Искусство, 1960.
С. 195. соч. Говорили о науке, о живописи. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. В этом же году он переехал в Кисловодск, а в 1893 – вышел в отставку. По указанию В. И. Ленина, в декабре 1918 года на даче художника был открыт музей.
Отец будущего художника, считая, что только на военном поприще можно многого достигнуть честностью и усердием, определил своего сына в Петровский Полтавский кадетский корпус1. Эту работу В. А. Третьяковым. «В яркой, эффектной внешности портретируемого есть нечто нарочито картинное искусственно романтизированное» Т. И.
От всего этого общего темного фона только узкая полоска белого воротничка отделяет лицо. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Коцебу. Крамской оценил портрет как один из «самых замечательных» портретов времени и видел в нем обобщенный образ, «мысль художника», написанную по «поводу Стрепетовой». Л. Н. Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (18671874). Выразительна невероятно худая фигура Соловьева с тонкими костлявыми руками.
Сувориным, писал ему: «. Прытков. Ярошенко был прикомандирован к только что учреждённому кадетскому корпусу в Полтаве. Юбилейная выставка произведений Н. А. Ульянов.
Боголюбов и баталист В. В. С. 146. Фигура студента приближенна к зрителю и заполняет собой почти весь холст. 16 ноября 1885 года Н. А. Ярошенко приобрел на имя жены земельный участок в Кисловодске и приступил к строительству дачи по собственным эскизам. Ярошенко.
по письму, а еще более по глубине и правдивости. В Академии художеств он сблизился с передвижниками и писателями, группировавшимися вокруг прогрессивного журнала «Отечественные записки». Из темной глубины мастерской выдвигается светлое розовое лицо в пепельном окружении волос. Все это – время, эпоха художник не может подойти к чистому холсту, отрешась от своего сегодня, тем более, когда предполагает запечатлеть на холсте «исторический портрет» одного из сословий сегодняшнего общества, тем более, когда художник – Ярошенко, человек политически, общественно чуткий, человек, сделавший злободневность своим творческим знаменем (схватывать и запечатлевать сегодняшнее, которое завтра «впишется в историю»). Прытков отмечает, что особенно много и углубленно художник работает в портретном жанре именно с конца 70-х – начала 80-х годов, после создания им «социально типических образов передовой русской молодежи, как бы подготовивших расцвет его незаурядного дарования портретиста» В. А. Далекое и близкое.
Дондуковскую улицу, на которой она находилась (напротив был особняк князя А. М. Дондукова-Корсакова), переименовали в улицу имени Ярошенко. Искусствовед М. Неведомский писал в «Ниве»: «Если бы Ярошенко оставил потомству только два изображения – «Курсистки» и «Студента» – и то он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи». Надо отметить и тот факт, что и сама тема, вероятно, была близка Ярошенко на тот момент.
Менделеева начались так называемые менделеевские среды – регулярные собрания людей искусства и науки. Стасов писал: «Теперь нужно кроме красок и изящных линий что-то такое, что поглубже бы хватало и проводило бы по душе царапину посильнее прежнего.
Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. По-видимому именно на средах познакомились и подружились Д. И. Крамского. В. Позен. К ранним графическим работам юного художника, выполненным в этот период, относится рисунок «Шик немалый».
При участии художников Куинджи и Ярошенко был разработан один из трех небольших парков, разбитых в усадьбе. В. А. М. : Искусство, 1952. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ.
Московская городская галерея художественная галерея П. и СМ. Замечательный русский критик еще в своих обзорах непосредственно с выставок Товарищества давал очень высокую оценку многим работам Ярошенко – «Заключенный», «Кочегар», «Всюду жизнь». В 1878 г. в Петербурге в университетской квартире Д. И. «Бог дал мне высшее счастье.
Но и он как будто наталкивается на враждебную студенту преграду. Менделеев и Н. А. Это огромный и добросовестный труд, насчитывающий около четырехсот страниц – настольная книга для тех, кто занимается творчеством Ярошенко. После изучения биографии Д. И. Так, «становится очевидной ошибочность все еще бытующего мнения, что 1890-е годы были для Ярошенко порой творческого спада. Таков послужной список в будущем известного и самобытного художника Николая Ярошенко.
Очень часто в обычной жизни нам не хватает чудес». Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». На сегодняшний день он является одним из самых популярных и читаемых писателей Франции.
После свадьбы супруги переедут в Ржевск, где будут вместе заниматься издательством знаменитого «Посредника», готовить к печати книги Толстого, Чехова, Короленко, Гаршина, Лескова, Эртеля и других классиков русской литературы, встречаться с известными писателями-единомышленниками, сделав Ржевск очагом русской культуры конца XIX века. Великая и красивая актриса Стрепетова, сложный и трудный для себя и для других человек Стрепетова, сильный характер и «горбатенькая» измученная женщина, жаждущая доброго слова и ласки – все это есть у Ярошенко, но еще это и человек восьмидесятых годов, человек своей эпохи, трагически воспринимающий настоящее. Ярошенко. Ярошенко. Ярошенко. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов.
С 1882 года художник уже каждое лето проводит здесь. По окончании ее Ярошенко «за отличные успехи в науках» был произведен в штабс-капитаны и в 1870 году был назначен заведующим штамповальной мастерской на Петербургском патронном заводе. В этом портрете нет ничего театрального, зрелищного. Существует целая галерея портретов графа Л. Н.
Письма, 1937, С. 325. Рогинская. После смерти своего учителя и близкого друга И. Н. Крамского Н. А. Ярошенко возглавил «Товарищество передвижных выставок» и стал духовным центром кружка передовых художников и деятелей искусства, а его петербургская квартира – художественным салоном и местом встреч друзей и единомышленников. Он изобразил несчастную фигурку, безвкусно одетую, с какими-то нелепыми отворотами воротника и рукавов» О Передвижной художественной выставке – С. -Петербургские ведомости: СПб, 1884. Толстого, художника постигла неудача.
При этом они приняли всю вину на себя, уговорив товарищей не указывать своих фамилий в представленном директору списке. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Некоторые из выпускников возглавляли ведущие военно-учебные заведения страны: Николаевскую инженерную академию, Михайловскую артиллерийскую академию, Тверское кавалерийское училище, а также многие кадетские корпуса, располагавшиеся по всей территории империи от Хабаровска до Владикавказа. В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего.
Но и это была бы не вся Стрепетова. Причем линия контура получает дополнительное напряжение в той части, где фигура граничит с прямой линией угла стены, вступая с ней в композиционное единоборство имеющее содержательный смысл. Порудоминский – автор работ, посвященных и другим передвижникам Н. Н. Георгия 4-й степени, более 14 — Золотым оружием с надписью «За храбрость».
Рано или позже человеческая привязанность переходила у Н. А. В 1886 году Ярошенко вторично написал портрет Д. И. Менделеева. Нельзя прямо связывать замысел, даже первую мысль «Кочегара» с ростом революционности русских рабочих, с обретением ими силы и уверенности в своей силе, с политическими процессами, но нельзя сбрасывать все это со счета, размышляя о рождении замысла картины.
Душеприказчиком Мария Павловна назначила М. В. Нестерова, поручив ему передать всю картинную галерею художника на его родину в Полтаву. Софья Андреевна Толстая, жена писателя, пишет об том портрете и о портрете Толстого кисти Репина в своих воспоминаниях: «Портрет этот совсем не похож (о работе Репина) но его купили для музея Александра III в Петербурге. Поленова – Кисловодск: «Музей Ярошенко», 1977.
Третьяковых – М., 1909. По воспоминаниям жены Ярошенко – Марии Павловны – «он не мог писать тех лиц, которые никакого духовного интереса не представляли, несмотря на то, что материально он не был обеспечен» В. А. Однако годы издания этих больших монографических трудов и скромных заметок и статей о Николае Александровиче Ярошенко в основном датируются серединой теперь уже прошлого XX века и написаны они были с точки зрения определенной, царившей в то время идеологии. В дальнейшем совмещал занятия живописью с военной службой. «Совестью художников» называли его современники. указ. Пожалуй, ни у И. Е.
Д. И. Указ. «В сущности в его жанровых картинах – в любви к однофигурным композициям, в сосредоточенности внимания не столько на чертах быта и сюжетном действии, сколько на психологической выразительности самих персонажей, яркости самого «типажа» – чувствуется, по преимуществу, художник-портретист» Там же. Я вообще считаю, нельзя быть прагматиками.
Прытков отмечает преобладающее место портрета в творчестве Ярошенко. Толстого, а Соловьев позировал не только Ярошенко, но и Крамскому. Художник-интеллигент, «Нива», 1917, 29. Именно эта широкая содержательность произведения, далеко выходившая за пределы содержания собственно портретного образа и позволила Крамскому отнести этот портрет к числу «самых замечательных» портретов своего времени. По воспоминаниям художника Н. П. С. 106. Однако в Российском государственном архиве древних актов хранится похвальный лист с надписью «юному кадету Николаю Ярошенко», датируемый 8 марта 1854 года2.
По всей вероятности, это этюд к задуманному художником самостоятельному произведению – «Ночной арест». Соловьева. История русской живописи в XIX веке. – Калуга, 1983.
Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. Сам художник в течение недели находился под домашним арестом и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. С. 62., о портрете Салтыкова-Щедрина он писал: «портрет. Методологические общие черты исследователи находят у Н. А. Он дал мне такого друга как Чертков», — говорил Толстой.
На втором этаже в постоянной экспозиции Калужского музея изобразительных искусств находится одна из самых известных жанровых картин русского живописца и портретиста Николая Ярошенко «Курсистка» (1880 год). Эти послереволюционные ранние и небольшие статьи о Н. А. Позже в свет вышел большой труд того же автора под названием «Портрет второй половины XIX века» В. А. С-Пб, 1912. Один из лучших – портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины. превосходит все портреты, когда-либо написанные этим художником» Там же. Зайцеву Ярошенко всегда хранил благодарное чувство.
Позже ею были опубликованы первые более серьезные статьи о художнике. «Только себе, собственным силам и способностям он обязан тем, чего достиг в жизни» Т. И. В их числе: родоначальник критического реализма в русской живописи, выпускник 1-го Московского кадетского корпуса П. А.
С него был чудесный вид на Зеленые горы, на парк с царской площадкой. Более того, считавшиеся отличными воспитанниками Ярошенко и Сухотин (будущий генерал от кавалерии и начальник Академии Генерального штаба) «не оставили своих намерений, несмотря на трёхкратные убеждения и просьбы г. Директора». Ярошенко в серии «Жизнь в искусстве» В. И. С. 9.
Третьяковых, написанная С. Глаголем и И. Остроуховым С. Глаголь, И. Остроухов. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. С. 331. С 1864 года Ярошенко посещал и вечерние рисовальные классы при школе Поощрения художеств. Крамской.
Ярошенко навещал его, писал в усадьбе свои картины и нередко оставлял их в имении. Человеческая тема почти всех героев Ярошенко – печаль о «не своем горе», о которой писал Глеб Успенский. Автор вступительной статьи к каталогу выставки, С. Н. Посещал Ярошенко и дом врача Н. Д. Померанцева на Померанцевой улице, что возле вокзала. С. 92.
И вот таким-то новым требованиям и отвечает новая картина Ярошенко «Заключенный» В. В. Автор скульптурного портрета – друг художникаЛ. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры. Стасова. Толстого.
Об этих средах был наслышан весь город. В портретной работе Ярошенко выражено стремление к предельной ее законченности. В своей спокойной и тщательной манере он изобразил своё заключение в рисунке, сделав к нему шутливую подпись: «От 1 ноября по 10 я пользовался даровой квартирой со всеми удобствами»9.
Картина поступила в музей в 1919 году вместе с другими полотнами Ярошенко из усадьбы Степановское-Павлищево (Юхновский район, ранее –Мещевский уезд), где до революции жил родной брат художника. Крамскому, выпущенных в той же серии. Склоненная голова «подпирает» верхний, низко обрезанный ее край и без того узкий холст перегорожен углом стены слева, что, казалось бы, противоречит «правильной» композиции, но вносит дополнительную остроту в напряженный предметно-пространственный конфликт. В 1918 году роспись была утрачена, а её фрагментарные следы скрыты побелкой.
(1846—1898) — художник-жанрист и портретист. соч. Крамского, 1876, ГРМ Л. Н. Любовь к рисованию возникла у будущего художника с детства. Секлюцкого), однако они были уничтожены при воссоздании. Народно-освободительные идеи в русской живописи второй половины XIX века – М., 1955.