Данная картина Репина является одной из самых известных полотен художника и имеет название «Мужичок из робких».
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Но на выставках изображения конкретных крестьян не случайно именовались «этюдами» : портрет все еще сохранял статус социальной привилегии. Вместо немого укора образованным классам «простой» человек становится моральным образцом для них. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. 1877Холст, масло, 60 x 49Государственная Третьяковская галерея». Об этом говорит взгляд героя – пристальный, сверлящий, даже злобный.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Мы можем найти отдельные примеры изображения представителей низших социальных слоев и обстоятельства создания некоторых произведений этого рода не всегда ясны. Илья Репин мастерски изобразил блеск во взгляде мужика, натурально выглядят и морщины.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Среди его учеников, . Но одновременно они означают, что теперь крестьянский мир становится для художников не столько социальным феноменом, сколько носителем вечных, универсальных художественных и национальных ценностей. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926).
Предшествующий картине всего на один год этюд носит имя модели – «Мина Моисеев». На волне общественного подъема, вызванного Великими реформами 1860-х годов (прежде всего освобождением крепостных), русское искусство вслед за литературой включило в поле своего зрения исключительно широкий круг явлений повседневности. Новыми тенденциями отмечены 1880-е годы.
Пожалуй, эта одна из популярнейших и узнаваемых картин мастера. Естественно, что крестьяне должны были стать важными участниками сцены. На скамейке сидят молодой празднично одетый подвыпивший мастеровой с модной гармошкой и приехавшая к нему на свидание из деревни жена с младенцем: это одно из самых острых в русской живописи изображений необратимого взаимного отчуждения, вызывающее в памяти образы «одиночества вдвоем» Эдгара Дега (например, его «Абсент», 1875 – 1876). Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Но ориентированное на универсальный античный идеал «высокое» искусство было не в состоянии решить эту проблему.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Портрет поясной, легкий наклон корпуса вперед подчеркивает нервность образа, его настороженность и выжидательность. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Среди его учеников, . Картина «Мужичок из робких» известна многим. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Фигура крестьянина смещена к левому краю картины, как будто он стремится спрятаться от направленных на него взглядов зрителей.
Не доносчик ли. Если мы учтем, что бурлаки представлены на фоне речного простора, за ними изображено влекомое ими судно (старый символ людского сообщества) под русским торговым флагом, то придется признать, что перед нами собирательный образ народа, предстающего одновременно в отчаянной нищете и первозданной природной силе. Это протокольно точное изображение конкретной местности – деревни Желны Мосальского уезда Калужской губернии: разбросанные без видимого порядка избы и сараи с вечно дырявыми крышами (лишь на заднем плане различимо строительство нового дома), тощие деревья, заболоченный ручей. Среди его учеников, .
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Так ли это – судить зрителям. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Герой картины выглядит тщедушным, невзрачным и запуганным. Новым словом на этом пути стала живопись Венецианова.
создает здесь еще более сложный и глубокий образ, чем в типах бурлаков, образ, противоречивость которого создана новыми страшными условиями крестьянской жизни в пореформенное время. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. 1877Холст, масло, 60 x 49Государственная Третьяковская галерея», замечательные достижения Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Комната небогатой интеллигентной семьи. Среди его учеников, .
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. В 1813 году Василий Демут-Малиновский создал статую «Русский Сцевола», которая воспроизводила малоправдоподобную историю, распространенную патриотической пропагандой. Эта драматическая для оппозиционной интеллигенции история побудила Репина к работе над полотном «Арест пропагандиста», занявшей почти десятилетие. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят.
Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Грабарь широко использует эту переписку.
В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Именно патриотический подъем впервые поставил задачу зримого воплощения нации. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Среди его учеников, . Таковы, например, картины 1820-х годов «Спящий пастушок» и «Жнецы» : мать и сын с серпами в руках, замершие на мгновение, чтобы не спугнуть севших на руку крапивниц. достиг здесь новых вершин реализма.
Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Другой конфликт, продиктованный социальными трансформациями эпохи, представлен в картине Владимира Маковского «На бульваре» (1886). Этими лаконичными, но действенными средствами Крамской формирует образ своего героя как человека, наделенного ненарочитым чувством собственного достоинства и внутренней благожелательной силой, «здравым смыслом, ясностью и положительностью в уме», как писал когда-то о свойствах русского мужика Белинский. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. С точки зрения психологии, это наиболее верный портрет рабочего класса.
В центральном передвижническом полотне этого времени – репинском «Крестном ходе в Курской губернии» (1880 – 1883) – современная Россия предстала ползущей под палящим солнцем бесформенной толпой, центром которой оказываются убогие в своем самодовольстве столпы провинциального общества с чудотворной иконой, а самым привлекательным персонажем – нищий горбун, которого гонит прочь стражник. На секунду замершая бабочка передает мимолетность остановленного мгновения. Но здесь важно, что Венецианов увековечивает своих тружеников в краткий момент отдыха, таким образом даруя им в глазах зрителя привилегию свободного человека – досуг. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Все заняты. Среди его учеников, . Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Стасову еще в 1876 году.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. «Мужичок из робких», как и одновременный «Мужик с дурным глазомМужик с дурным глазом. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Психологический смысл такой динамической композиции становится особенно ясен при сравнении ее со статикой и фронтальностью изображения «Мужика с дурным глазомМужик с дурным глазом.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
1877Холст, масло, 60 x 49Государственная Третьяковская галерея», образ зажиточного «крепкого» крестьянина, свидетельствуют о верности суждения Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи. Таковы «Фомушка-сыч» Перова (1868), «Мужичок из робких» и «Мужик с дурным глазом» Репина (оба 1877 года). А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. пишет картины на самые различные сюжеты крестьянской жизни, а также портреты-типы. Измученное исхудалое от недоедания и каторжной работы лицо «Мужичка из робких» с больными слезящимися глазами, весь его взъерошенный облик с всклокоченными волосами, с плохо, небрежно запахнутым армяком – все говорит о его бедности, задавленности нуждой, затравленности бесправием, униженности и замордованности.
Он постоянно «бывал на свадьбах, на базарах, в волостных правлениях, на постоялых дворах, в трактирах и в церквах», то есть там, где можно было наблюдать быт и нравы. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Этюд получился превосходный. Первая оформилась в Венеции в XVI веке. Но заслуживающим упоминания исключением является картина Репина «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве 5 мая 1883 года» (1885 – 1886), заказанная Министерством императорского двора. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались.
Характер человека раскрывается как сложный, противоречивый. Полтора года (1876 – 1878), проведенные Репиным Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. В 1870-е годы реалистическая живопись стремится не только к показу «общественных язв», но и к обретению позитивного начала в русской жизни. Наиболее совершенным воплощением этого подхода к народному типу стал «Крестьянин с уздечкой» Крамского (1883).
Не случайно в эту пору в живописи отчетливо доминировал бытовой жанр. «Мужичонко-разбойничек» называл его Мусоргский. Пафос и протест в картинах художника то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879—1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880—1892 все работы — в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) он увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета, 1901—1903, Русский музей). Она изображает портрет русского мужика.
Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Стасову. Это фактически групповой портрет людей, находящихся на самом дне русского общества.
Но в общественном сознании России XIX века крестьянство заняло абсолютно особое место: оно стало фактически синонимом понятия «нация», а сельский труженик превратился в моральный эталон для различных политических и интеллектуальных движений.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В его «Семейном разделе» (1876), словно на театральной сцене, в присутствии представителей общины совершается семейная усобица – дележ имущества. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В письме к предпринимателю Терещенко, который позже приобрел картину, художник писал, что он предлагает «этюд русского мужичка большой, в том виде, как они обсуждают свои деревенские дела». За окном летний день.
Но сквозь бесконечную усталость в чертах его лица, в его глазах видна пристальная настороженность, сквозь привычное для бедняка «искательство» – скрытая злоба, ненависть и недоверие ко всем господам и ко всякому начальству. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Да и робость его, пожалуй, выступает лишь внешней обложкой, которую он надел для виду. Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства. Напротив, название полотна, где образу Мины Моисеева придана достойная основательность, больше не содержит имени своего героя, представляя теперь крестьянина как такового. 1880 – 1883Холст, масло, 178 x 285. 4Государственная Третьяковская галерея».
«Описать этого не в состоянии, но чего только я не наслушался, а, главное, не навидался. », – сообщал Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В творчестве художников-передвижников оно воплощается в пейзаже (Саврасов, Шишкин) и портретах интеллигенции (Крамской, Перов, Репин).
Главное же – от нейтральной описательности оно перешло к социальной и нравственной оценке. «Запорожцы» (1880 – 1891) Репина или «Богатыри» (1881 – 1898) Васнецова находятся именно в этом ряду: свобода и сила ассоциируются с «простым» народом, но возможны они лишь в легендарном прошлом. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Казалось, она спит. Эта тенденция на свой лад выразилась в романах и публицистике Толстого и Достоевского. Картина «Мужичок из робких» написана в городе Чугуеве Харьковской губернии – родном городе Репина.
Сначала кажется, что мужик – человек, на самом деле из робких. Поверх нее наброшен армяк, на локте левой руки висит уздечка. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. По ним нетрудно угадать тяжёлую жизнь крестьянина и накопленную годами мудрость.
Этот обобщенный характер образа осознавался самим Крамским. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым. С ней связана и социалистическая идеология народничества с ее идеализацией крестьянской общины как не только экономического, но и социально-этического стержня нации.
Такие работы чугуевского периода, как «Мужичок из робких», выразительный тип замученного нуждой бедняка и «Мужик с дурным глазомМужик с дурным глазом. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876).
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Сходным образом можно описать устремления передвижнического реализма 1870 – 80-х годов. Но если во Франции или Германии той поры в образе «народа» как целого крестьянство занимало лишь определенную, хотя и важную долю, в России было два решающих обстоятельства, которые делали проблему его изображения ключевой. Убийство свершилось.
Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы. В 1862 году по настоянию Синода с постоянной выставки Общества поощрения художников была удалена картина лидера нового художественного поколения Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861). И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Визуальное осмысление «народного» пространства России поначалу проходило в рамках этнографии. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Репин считал сам эту картину красивой. Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Крестьянство было пока лишь одним из объектов интереса художников – правда именно сцены из сельской жизни позволили появиться произведениям, в которых обличительный пафос «шестидесятников» проявился с наибольшей отчетливостью. В ранних эскизах пропагандист плотно окружен схватившими его местными жителями (один из них роется в чемодане с прокламациями). Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Все же остальные свидетели события, включая царскую семью, теснятся на заднем плане.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Максимов не раз в дальнейшем обращался к деревенской жизни, наиболее заметные его произведения повествовали о тяжелой народной доле («Больной муж», 1881 «Слепой хозяин», 1884). Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Он выглядит забитым, застенчивым, даже диким. Зритель смотрит на него словно немного снизу.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Глядя на полотно, мы можем прочитать характеры и происхождение бурлаков: от стоического мудреца попа-расстриги Канина (коренника человеческой упряжки) до словно бы сопротивляющегося своей участи юного Ларьки (самая светлая фигура в центре этого мрачного ряда – молодой бурлак, поправляющий лямку). Драматическое социальное различие меньшинства и большинства одновременно было различием культурным: дворянство жило «по-европейски», а подавляющее большинство народа в той или иной мере следовало обычаям предков, что лишало две части нации общего языка.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Ее появление санкционировала литературная традиция, восходящая к поэме «Георгики» римского поэта Вергилия, в котором тяжелый труд земледельцев выступал залогом гармонии с природой. Он ищет здесь образы и явления, которые должны вдохновить его искусство. Перелом в отношении к народным образам связан с «Бурлаками на Волге» Ильи Репина (1872 – 1873), героями которых стали именно люди, с корнем вырванные из привычной почвы. Берег Волги.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Он идет прямо к матери. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Наиболее впечатляющий пример – «Полдень в деревне» Петра Суходольского (1864). Во «Взятии снежного городка» Сурикова (1891) праздник народной удали не имеет никаких примет времени: он может происходить и в XIX и в XVII столетии.
Именно такое – неоднозначное – впечатление производит на зрителя герой картины Репина. Провал «хождения в народ» – кампании революционной пропаганды в деревне, разгромленной правительством в 1877 году, – показал иллюзорность народнической надежды на социалистические и коллективистские начала русского крестьянства. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Портрет словно даёт понять: будьте осторожны с русским человеком. «Внутренняя его сущность не есть какая-то особенная и курьезная, а сущность общечеловеческая, почерпающая свою оригинальность исключительно из внешней обстановки», – утверждал в 1868 году Салтыков-Щедрин. Стасов присылает ему все, что он просит.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Работал весь день, не замечая времени. Репин отказался от первоначальной мысли столкнуть городское «чистое» общество на пикнике с «промозглыми, страшными чудищами» – от изображения эпизода, свидетелем которого он был сам.
Первое – произошедшая при Петре вестернизация элиты. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Это впечатление создается благодаря неровным линиям силуэта, неуравновешенной композиции. Среди его учеников, . Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Таковы бесхитростная «Портрет неизвестной в русском костюме» Ивана Аргунова (1784) исполненное спокойного благородства «Празднество свадебного договора» Михаила Шибанова (1777) или жестоко-правдивые изображения нищих Ивана Ерменёва.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Положение изменилось в XIX веке, когда человек «от сохи» стал восприниматься носителем духа нации. Крестьянин – представитель «безмолвствующего большинства» – не занимал сколько-нибудь заметного места в изобразительном искусстве до XIX века, до эпохи социальных революций и урбанизации, с которыми было связано формирование современных наций и конструирование их мифологии.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Здесь же в Чугуеве зарождается революционная тематика. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. на родине, в Чугуеве, были временем его погружения в народную крестьянскую жизнь.
Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". С другой стороны, они погружены в особый гармоничный мир, лишь отчасти связанный с реальностью.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Крестьянин занимал центральное место не только в народнических и славянофильских воззрениях, но и в идеологии православного царства Александра III. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Именно вот таким образом известный критик Владимир Стасов называл героя «мужичком-разбойничком».
Но хотя русская живопись находилась в общем идейном контексте эпохи, буквальные параллели между ней, литературой или публицистикой далеко не всегда уместны.