В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого— «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520). Обширен и ряд портретов, написанных Тицианом в этот период:в него входят серия портретов Карла V, Мужчина с перчаткой (ок.
Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру. В 1560 году они были получены заказчиком.
Так называли современники Тициана. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. В Венеции создал великолепные монументальные алтарные образы (Вознесении Марии, около 1516-1518 гг., церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари). Имя изображенной неизвестно делались попытки видеть в портрете идеализированное изображение урбинской герцогини Элеоноры Гонзага, но несходство «Bella» с портретом Элеоноры, хранящимся в Уффици, слишком велико. Отсюда тема двух Амуров, один из которых — Антэрос — воплощает чувственную любовь. В инвентаре 1613 года и других инвентарях XVII века фигурирует под названием «Три грации».
Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). На самом же деле ее живопись первоначально отличалась уравновешенностью общего тона. С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. Рядом с ней находится в рубище св.
Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. «Венера, завязывающая Амуру глаза»Около 1565 118 x 185 см Холст, масло Рим. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля.
Рядом с ней находится в рубище св. Венера и зритель видят в нем отражение нежного румянца, белоснежной кожи, золотых волос, жемчужных серег. Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). И в этом есть своя, зрительская логика.
И луврский молодой человек и Томазо Мости не выражают практически никаких эмоций. Из существующих ныне вариантов эрмитажная картина, несомненно, лучшая.
Потемневший от времени лак придал картине теплую, почти жаркую золотистость колорита. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. «Bella» принадлежит к числу самых обаятельных и типичных женских портретов Тициана. Геррон показывает пришельцу-роботу «Портрет мужчины с перчатками» кисти Тициана. Изобразительные метафоры – привычный атрибут живописи.
Вазари в своем известном труде Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих писал о Тициане как о продолжателе традиций Джорджоне: «Итак, Тициан, увидев технику и манеру Джорджоне, оставил манеру Джан Беллино, хотя и потратил на нее много времени и примкнул к Джорджоне, научившись в короткое время так хорошо подражать его вещам, что картины его нередко принимались за произведения Джорджоне»., . Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело».
В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. Картина также предполагает, что любовник вызывает у Данаи восхищение.
Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516—1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге).
Белокожесть, женственный румянец, тонкие брови и могучая шея в сравнении с худобой лица). Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре —27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Теперь мы и подошли к теме и образу рассматриваемого портрета: это тема некоего момента, непродолжительного и крайне обостренного состояния в жизни и судьбе тициановского персонажа (и некоторых других людей сходного типа), когда человеку столь сильных страстей и столь больших возможностей вроде бы предоставляется свобода действий, свобода выбора. Тициан был величай- шим художником Венеции. «Даная», утверждал он, заставит «дьявола вскочить вам на спину» и вызовет похоть даже у известного своей аскетичностью доминиканского монаха Томазо Бадиа, кардинала Сильвестро.
В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Принято считать, что картина написана Джорджоне совместно с Тицианом. Исследователи считают эту работу одной из лучших работ зрелого периода художника.
На портрете изображен итальянский художник и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) (1492 или 1499-1546) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины, оплативший Тициану ее создание. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Она застыла в безмерном горе, подобно статуе.
Обе картины неоднократно копировались. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон).
«Даная»1545-1546 120 x 172 см Холст, масло Неаполь. Эта работа новатора. Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Справедливости ради нужно отметить наличие еще одного пятна, действительно более похожего на предметную тень, – в правом нижнем углу, за рукавом и ниспадающей накидкой, хотя и в данном случае расположение тени не совпадает с направлением изображенного освещения.
Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. С этим событием, видимо, связан аллегорический смысл картины. Интерес представляет подпись художника справа под перчаткой, она выполнена в такой технике, что производит впечатление внутреннего свечения. Картина «Сельский концерт» или «Концерт под открытым небом» венецианского художника Джорджоне.
Королем живописцев и живописцем королей называли Тициана еще при жизни. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Отсюда тема двух Амуров, один из которых — Антэрос — воплощает чувственную любовь. В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого.
Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. Рука выдвигается вперед и демонстрирует жест спокойной, но твердой решимости. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон).
Во времена Второй мировой войны эта работа Тициана была в числе похищенных нацистами произведений искусства, которые были найдены в шахте в Зальцбурге и вернулась в Неаполь после окончания войны в 1947. Композиция картины довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). Похоже изображенная женщина послужила моделью так же для тициановской «Девушки в шубке» венского Музея истории искусств и «Венеры Урбинской» из Уффици.
На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. 84X69 Флоренция, палаццо Питти, Палатинская галерея Картина написана для урбинского герцога Франческо Мария делла Ровере, ставшего в 30-е годы одним из главных заказчиков Тициана.
Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея).
Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Теперь она выставлена в Вашингтоне. Это отразится в его автопортретах.
А когда художник, работая над портретом императора, однажды уронил кисть, Карл V поднял её со словами: «Услужить Тициану почетно даже императору». Много и охотно художник писал женские портреты. В инвентаре 1613 года и других инвентарях XVII века фигурирует под названием «Три грации». На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня.
Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Живопись здесь, вдохновившая позже Тернера и импрессионистов, похожа на крупные светоносные цветные пятна, которыми обозначены царственные фигуры богини и нимф. За них повествование ведут костюмы, аксессуары, в луврском портрете – постановочный условный жест. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Эдинбург. Теперь она выставлена в Вашингтоне. Последние ретуши он наводил легкими ударами пальцев, сглаживая переходы от ярчайших бликов к полутонам и втирая один тон в другой.
парную картину Диана и Каллисто (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562. Искусство каждого из больших стилей разрабатывало целые системы иносказательной символики, которыми широко пользовались художники и которые в той или иной мере умели «читать» зрители. Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Художник одет в простую и дорогую одежду.
Один из учеников Тициана оставил подробное описание того, как мастер работал в последние годы: «Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей ложем или фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. Справа – некая псевдотень, яйцевидный овал (присмотревшись, внутри него можно увидеть еще один овал, более темный) с размытым контуром и неким подобием «плеча» справа, почти сразу сходящим на нет. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Галерея Боргезе Приобретена кардиналом Шипионе Боргезе в 1608 году. И в то же время холодновато-невозмутивый герой Тициана представляется наделенным необычайной для итальянского портрета того времени полнотой жизни.
Франциска. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Сами же модели откровенно пассивны и в этом очевидное и принципиальное различие с «Неизвестным с серыми глазами», первый же взгляд на которого обнаруживает героя, обуреваемого внутренними страстями. К концу он поистине писал больше пальцами, нежели кистью». Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Создавший в 1510—1540-е годы обширную портретную галерею, он, видимо, утрачивает интерес к портрету и обращается теперь к этому жанру крайне редко.
«Крещение Христа» 1512 Рим, пинакотека КапитолинаЭту картину относят к периоду, когда Тициан выработал собственный стиль и его работы стали все менее походить на произведения Беллини и Джорджоне. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Местонахождение его в настоящее время неизвестно. В большей мере, чем другие произведения Джорджоне, картина «Сельский концерт» как бы подготавливает появление Тициана. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. Ассунта Тициана полна героического пафоса.
Его воплощением становятся две женщины — обнаженная и одетая, сидящие на краю заполненного водой саркофага из которого маленький Амур вылавливает цветы шиповника — символ земной любви. Портреты обеспечивали постоянный стимул для интереса Тициана к психологии, а также возможность найти потенциальных покровителей и завязать с ними связи. В картине «Сельский концерт» находят руку Тициана иногда даже полностью приписывая ему данную работу. Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. И, очень вероятно, что именно беспредметную метафору такого искушения изобразил Тициан в качестве фона в «Портрете неизвестного с серыми глазами». Франциска.
Созданные им образы обладают мощными силами. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Внимательно изучая работы Рафаэля и Микеланджело, Тициан постепенно вырабатывает свой стиль. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера.
В 1798 году обе картины купил герцог Бриджуотер. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. 190, 3 x 207 см. Христос не изможденный аскет и не «добрый пастырь», а именно муж, поверженный в неравной борьбе. Другие трактовки картины приведены в тексте. С этим же великим умением, при помощи всего лишь четырех цветов вызывал он из небытия обещание прекрасной фигуры.
С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. С печалью взирает на Христа дряхлый старец. Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. По своему величию и трагическому пафосу эта последняя работа великого мастера может найти параллели только в поздних скульптурных группах Микеланджело. Император Священной Римской империи Карл V, глубоко почитавший творчество Тициана Вечеллио (около1488-1576), любил повторять: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана. ». Глава венецианской школы. Найденный им образ стал прототипом для целой серии поздних композиций.
Заказчик – Филипп II Испанский, см. Большинство современных исследователей считают, что наиболее вероятной датой рождения Тициана является 1490 год. Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. Тициан работал почти одновременно над двумя заказными картинами, небольшими по размеру и выполненными на дереве на одну и ту же религиозную тему – «Мадонна с младенцем» (вторая находится в Нью-Йорке, в Метрополитен-музее). Размер картины 352 x 349 см, холст, масло. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план церкви. Любопытно, что Джулио Романо – единственный художник эпохи Возрождения, о котором написал Уильям Шекспир, точнее – в V акте пьесы «Зимняя сказка» упоминается скульптура «знаменитого итальянского мастера Джулио Романо», не смотря на то, что Джулио никогда не был скульптором.
В то же время голова Данаи повёрнута к зрителю вполоборота. К портретному жанру Тициан обратился еще в 1510-е годы и на протяжении четырех десятилетий создал обширную портретную галерею, в которой предстает как величайший портретист не только итальянского, но и всего европейского Возрождения. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал.
Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Что Тициан изобразил за фигурой «Неизвестного с серыми глазами».
Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». «Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Италия.
За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. Более о нем ничего не известно. В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр.
Увиденный и осмысленный нами образ «Неизвестного с серыми глазами», высказанные догадки и предположения – это лишь одна из возможных попыток зрительского восприятия, в немалой степени субъективная и пристрастная. Теперь одно из ведущих мест в его творчестве, как и в молодости, занимает мифологическая тематика. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Его расшифровке посвящена обширная литература. Именно эти чувства испытывает зритель при взгляде полотно «Любовь земная и Любовь небесная» (1515-1516). Тонкая, высокомерная верхняя губа, полускрытая усами и толстая выдвинутая вперед нижняя.
Главные работы той поры — «Благовещение» (1562-1565) и «Распятие» (1558), трудясь над которыми Тициан писал не только кистью, но и собственными пальцами, будто вылепливая образы Богородицы, архангелов, Иисуса и его апостолов. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя. Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. Возрождение.
Много и охотно художник писал женские портреты. О его личной жизни известно мало, говорят, что он был скуп и специально увеличивал свой возраст, чтобы добиться у покровителей сочувствия (а следовательно и денег).
Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре— 27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. У них родился сын Персей.
«Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. Над темным морем он несет её на Крит. Близко посаженные, но большие глаза, холодные, жесткие, умные, – смотрят сквозь зрителя.
Тициан упоминает о работе над «Дианой и Актеоном» и «Дианой и Каллисто» в письме Филиппу II в 1556 году 19 июня 1559 году он извещает Филиппа II, что картины заканчиваются. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Точная дата его рождения неизвестна. Мадонна с младенцем также имеет второе название – Мадонна Лохиса – по имени известного европейского коллекционера XIX века графа Гульельмо Лохиса (Guglielmo Lochis), жемчужиной собрания которого она была.
Возможно, работа писалась Тицианом для себя и до конца оставалась в доме на Бири. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея из галереяи Дориа Памфили (Соломея держит на блюде отрезанную голову Иоанна Крестителя, которому художник придал сходство с собой)., а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Неизвестно, как называл картину сам автор, — имя картине дали последующие поколения из-за того, что женщина держит в руке цветы, типичный атрибут богини Флоры. Это название так же условно, как и «Венера, завязывающая глаза Амуру». Поэт не оправдывает действия Венеры, завязывающей глаза Амуру, дабы он не смел разить стрелами и заявляет, что: «Амур незрячий, баловень-ребенок, Рукою тянется к стреле спросонок».
Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). Размер работы составляет 110 x 138 см, картина выполнена на холсте маслом. «Винченцо Мости» – один из лучших портретов Тициана 20х годов – завершает, вместе с луврским «Юношей с перчаткой», первый период творчества величайшего итальянского портретиста. В облике молодого придворного – уравновешенность, спокойное самообладание.
Когда Беллини умер (1516г. ), стал официальным художником Венецианской республики, где и оставался общепризнанным первым живописцем до самой смерти. Колорит – контрастный. Точная дата его рождения неизвестна. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. И что интересно (это можно увидеть только в непосредственном рассматривании портрета), если на близкой дистанции доминирующими в восприятии становятся освещенность лица, его энергетика, то при отходе на значительное расстояние мощное звучание лица ослабляется, зато усиливаются светоносность и напряжение беспредметной композиции фона. Этот загадочный фон не только удерживает почти лихорадочную активность лица в плоскости холста.
Картина происходит из собрания кардинала Шипионе Боргезе, в инвентаре его коллекции она упомянута в 1613 году под названием «Красота приукрашенная и красота неприукрашенная». Одним из самых глубоких по мысли и чувству творений позднего Тициана является «Пьета», законченная после смерти художника уже его учеником Пальмой Младшим. В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана.
Портрет «Мужчина с перчаткой», написанный в 1523 году, можно по праву считать лучшим портретом своего времени. Кающаяся Мария Магдалина»Начало 1530-х Дерево, масло. Так или иначе, в «Портрете неизвестного с серыми глазами» мы видим молодого человека, чья холодная и привычная аристократическая поза способна удержать, но не может (или не желает) скрывать страсти, переполняющие его в момент какого-то крайне сильного эмоционального напряжения. Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». В Неаполь поступила во второй половине XVIII века как наследство короля Карла III. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже.
Национальная галерея Шотландии (собственность герцога Сазерленда) Картина вместе с парной к ней и также находящейся в Эдинбурге композицией «Диана и Каллисто» входит в цикл «поэзии», написанных Тицианом для Филиппа II. Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом.
После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен в 1562 году семейством Гонзага, сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его же проекту и им же расписанном. Существует также ряд поздних копий. «Мадонна с младенцем» – одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. Холст, масло.
Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Так называли современники Тициана.
Возникает впечатление, что полотно Тициана дышит – ко времени создания этого произведения он пришел к новой живописной манере. Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Ключ к расшифровке аллегории картины заключается в надписи в верхней ее части: «Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet» — «Опираясь на прошлое, настоящее поступает благоразумно, чтобы не навредить будущему». «Аллегорию Благоразумия», как и все поздние работы Тициана, отличает сложная живописная структура, размытость границы между формами и тончайшее эмоционально-психологическое толкование религиозных и мифологических тем.
Картина художника Тициано Вечеллио «Оплакивание Христа» («Пьета»). Вторая особенность позволяла Тициану тонко льстить высокопоставленным людям под видом правды. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже.
Даная – героиня картин многих художников. В венском Музее истории искусств находится реплика «Дианы и Каллисто» (Тициан и мастерская). Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». В юности Джулио некоторое время работал в мастерской Рафаэля, в частности, приняв участие в росписи знаменитых комнат («станцей») Рафаэля в Ватикане.
Художнику в этой работе удалось достигнуть эффекта сфумато, знаменитого приема изобретенного Леонардо да Винчи, позволяющего передать на картине воздух, окутывающий ее героев. В качестве подарка герцогу с письмом были отосланы две картины: портрет самого герцога Аретино и портрет «Мужчина с перчаткой», на котором изображен Джироламо Адорно, покойный поверенный в делах императора Карла V в Венеции. Тициан в равной степени известен своими портретами и картинами на религиозные сюжеты, например Оплакивание Христа (около 1573-1577 гг. ). Теперешнее название картины восходит к XVIII веку.
Композиция Тициана стала основой для его более поздних работ на эту тему из которых наиболее известными являются написанные в 50-х годах XVI века «Данаи» мадридского музея Прадо, венского Музея истории искусств и ленинградского Эрмитажа. Он чувствует себя независимым. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. Картина происходит из коллекции Фарнезе в Парме. Возможно.
Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Вазари, отзывающийся о ней с восхищением, видел ее вместе с другими работами Тициана в гардеробной урбинского герцога. Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516—1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. Тициан Вечеллио — итальянский художник эпохи Возрождения.
Нимфы, которые держат атрибуты Амура, лук и стрелы, трактуются как Грации, аллегории Чистоты и Наслаждения, весталки и т. п. «Венеру, завязывающую глаза Амуру» уже можно было видеть в Москве шесть лет назад, когда она стала настоящей сенсацией выставки Россия-Европа-Россия. Мы видим необычайно высвеченное и в то же время бледное мужское лицо. Это название, как и теперешнее, условно. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Возможно, кардинал не хотел, чтобы лицо его любовницы было легко распознать. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му.
Учился в мастерской Джованни Беллини, но более глубокое влияние на него оказал Джорджоне (Тициан работал вместе с ним и завершил некоторые картины, оставшиеся незаконченными после преждевременной смерти Джорджоне). Героев картин Тициана невозможно назвать «небесными существами» — они приземлены, полновесны, чувственны, в них ощущается «языческое» начало. Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие.
Другие экземпляры Кающейся Марии Магдалины», находящиеся в музее Каподимонте (Неаполь), в собраниях Кольнаги (Лондон), Кандиани (Бусто Арсицио), значительно уступают ей. И перед ним возникает ситуация «чаши весов», но исключительно призрачная, – ведь для действительно сильной личности нет дилеммы «быть или не быть», а большие возможности всегда сопряжены с большой ответственностью. Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки. «Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
В 1530 или 1531 году по заказу мантуанского герцога художник написал картину, ныне находящуюся в галерее Питти во Флоренции. Мария держит на своих коленях обнаженное тело погибшего героя. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние.
Беспристрастная наблюдательность внесла в портрет пророческое начало: через два года Алессандро инициировал заговор пармской знати против своего отца Пьер-Луиджи Фарнезе, любимого сына Павла III Пьер-Луиджи был убит и пармский престол достался Оттавиано. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет – «Крещение Христа».
Эта работа новатора. Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже. Петра. Тициан (Тициано Вечеллио) (Titian (Tiziano Vecellio) (около 1480-1576 гг. ) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения (Ренессанс).
В картинах Тициана часто присутствует пейзажный фон, его персонажи предстают в них в счастливой гармонии с природой. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Полотно было очень популярным всегда и его гравированные изображения дошли даже в далекую Голландию к Рембрандту, который, вдохновившись им, написал свою «Саскию в образе Флоры». Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Контраст необузданной внутренней энергии и холеных аристократических черт.
Портрет относится к раннему периоду творчества Тициана (художнику было приблизительно – 25 лет) и является квинтэссенцией того, что принято называть тициановской красотой, чувственной и полнокровной. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена.
Официальный портрет благородного мужа (один из самых больших портретов Тициана) – типичная для того времени работа на заказ. Он поднял до новых высот традиционное для венецианских живописцев искусство колорита. Причиной этого была во многом слава его портретов. Петра. В 1704 году испанский король Филипп V подарил их французскому послу в Испании герцогу де Грамону, а последний преподнес их регенту Франции герцогу Орлеанскому.
Национальная галерея Шотландии. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Некоторые предполагают, что это именно то полотно, которое было у Рубенса. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья.
Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Именно это происходит между художником и бесчувственной машиной, захватившей в плен художника Геррона и его «передвижной музей». В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. Она пробыла в этом собрании до приобретения ее Эрмитажем в 1850 году.
В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. 31 октября 1546 года Джулио Романо умирает в Мантуе. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. «Актеон, подсматривающий за купанием Дианы»1556-1559 190, 3 x 207 см Холст, масло Эдинбург.
На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). Просвещенный зритель эпохи Ренессанса прекрасно ориентировался в символике изобразительного жеста, в простых предметных атрибутах типичных сюжетов и в более сложных, повествовательных аллегориях. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом.
«Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Картина является самым ранним вариантом одной из излюбленных тем Тициана. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Вот таким образом никакого особенного выбора здесь нет, а есть лишь искушение выбором. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Мастер обращается к религиозным сюжетам, трактовка которых приобретает у него довольно мрачное звучание.