Эдвард Мунк – норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Мунк Эдвард (Munch) (12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк — 23 января 1944, Экелю, близ Осло), норвежский живописец и график, теоретик искусства, театральный художник. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописециграфик, театральный художник, теоретик искусства. Великий живописец, график и экспрессионист Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Экели, небольшом городке близ столицы Норвегии Осло. Эдвард Мунк норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства.
Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Многие картины художник писал в нескольких вариантах.
Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Этот образ тесно связан с популярным в европейском искусстве в 1890-е годы стилем «ар нуво», для которого характерны плавные, волнистые линии. В самом деле, в случае с Мунком, можно без особого труда проследить нити, связывающие отдельные полотна в единое целое. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.
Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». С одной стороны от этой линии раскинулось бескрайнее море, а с другой – жизнь во всей ее полноте, с ее радостями и печалями». В 1900-х гг. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина».
И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Но больше всего его раздражали пальцы. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Любовь, Ненависть, Рождение, Смерть, Юность, Старость, борьба с силами Природы предстают в их первобытном, очищенном от наслоений, которые принесла цивилизация, смысле. На смену приходит пафос утверждения жизни.
Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».
«Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Продажа гравюр и заказы на оформление общественных зданий (в 1910-1916гг художник выполнил большой цикл росписей в университете Осло) обеспечили Мунку безбедную старость. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер.
Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова.
Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. После обучения в Королевской школе Искусства и Дизайна в Христиании (сейчас Осло), в этом же городе в 1883 году работы Мунка впервые выставлялись на выставке Индустрии и Искусства.
Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. После еще нескольких приступов неконтролируемой агрессии в 1908 году, он был помещен в психиатрическую клинику с диагнозом душевное расстройство, где провел более 6 месяцев. После выхода из клиники Мунк меняет стиль на грубую и резкую манеру: мазки становятся крупнее, цвета ярче, классическая техника живописи искажается. Тогда же появилась самая известная картина Эдварда Мунка – «Крик». В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. В нем многое привлекало внимание. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.
Эмоциональная выразительность картины строится на контрасте двух интонаций – оптимистической и трагической, художник показывает медленное угасание жизни вопреки радостному возрождению природы. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. При всем при том нельзя не признать: семья с готовностью поддерживала его культурные устремления. Биограф Атле Нэсс уверяет, что она ни где не была замечена в его картинах. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.
Поначалу их отношения были очень тёплыми, но со временем страстность и навязчивость Туллы стали утомлять и отпугивать Мунка. В Германии у Мунка было много друзей. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни.
В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье.
В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. На сторону юноши встали тётушка Карен и близкий друг Кристиана Мунка Карл Фредрик Дирикс, а также дальний родственник, влиятельный художник Фриц Таулов12.
Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка.
Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. В 1895г Мунк перевёл «Крик», «Мадонну» и «Автопортрет с рукой скелета» в литографию (способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу). Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».
Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. К сожалению, для критиков, Эдвард Мунк так и не написал ее портрета. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине.
Свои произведения автор сравнивал с музыкой. Получается лучшая гармония красок. Проект остался нереализованным.
С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк.
Картина «Больная девочка», впервые продемонстрированная на Осенней выставке, была встречена критиками враждебно. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. На протяжении долгих 4 лет девушка настаивала на бракосочетании, что тяготило Мунка. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца.
носят пейзажный характер. Родив пятеро детей в течение семи лет, она умерла от туберкулеза, когда ей исполнилось только 30 лет. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. входит в незавершенный цикл Фриз жизни. В 1879г Эдвард Мунк поступил в Высшую техническую школу в Христиании (столица Норвегии позже была переименована в Осло). Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года».
Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Шел он не как все. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта.
Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. В это время художник обратился к жанру портрета. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой.
Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. В 1896г. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы.
Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Но в других культурных центрах Германии работы Мунка сочли революционными, «ломающими все барьеры категорий искусства».
Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Он был первым, кто заметил талант Эдварда.
«Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали.
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Моро и Метерлинк выбирают бегство. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.
Одобрение и поддержку Мунк получил и у художников, собирающихся в берлинском кафе «У чёрного поросёнка». Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен.
Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Её появление стало важным событием в экспрессионизме. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни.
В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. «Лунный свет скользит по твоему лицу – полному земной красоты и боли, – пишет Мунк в сопроводительном тексте. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Картина становится символом вечного возрождения жизни.
Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое.
А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Болезнь сестры произвела на него невероятное впечатление. Старинные немецкие городки предстают в аскетическом ритме высоких башен и островерхих фасадов домов. Существуют разные версии появления этого сюжета. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Хотя до этого Мунку никогда не доводилось работать с такими масштабными картинами, он прекрасно справился со стоявшей перед ним задачей.
Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. В эти годы Мунк курсирует между Берлином, Парижем и родной Христианией. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке.
В конце 1880-1900-х гг. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Это были первые опыты художника. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Он казался странным.
De gustibus non est disputandum. Живописные работы «Фриза жизни» («Пепел», «Звёздная ночь», «Убийца в переулке», «Автопортрет с бутылкой вина») отмечены высоким совершенством, манера и техника Мунка очень близки к постимпрессионизму динамикой, цветовыми диссонансами и нервным, жёстким рисунком. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти.
В 1900-х годах Эдвард повредил руку, что привело к ампутации пальца на левой руке. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Этот роман был болезненным для художника. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
На первом варианте небо написано в багряных тонах. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. В 1890-х годах Мунк начал работу над циклом декоративных полотен «Фриз жизни», посвящённым бремени жизни с её бедами и страстями. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. В 1921-1922 гг.
Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Осенью он едет в Париж. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане.
Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Изначально публика вообще не воспринимала его как художника. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Верю только в то, чего не вижу, но что чувствую».
Он упорно добивался какого-то очень точного ощущения в картине, придирчиво и беспощадно отклоняя несколько вариантов.
Всего он провёл там более полугода. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло).
Моро говорил: «Я не верю ни в то, что осязаю, ни в то, что вижу. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Довольно долгое время она привлекала Мунка.
Он был чрезвычайно подозрителен и во всём искал происки врагов выходил из себя, когда кто-либо говорил что-то поперёк. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного.
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. Скорбь, которая ощущается в фигурах и лицах, становится здесь символом безысходной трагедии. Что за чертовщину они там плетут. Это была невестка фрица Таулова. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера.
Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты.
В этом творческом окружении Мунк развил собственную линию экспрессивного символизма и написал ставшие впоследствии знаменитыми картины: «Голос», «Звёздная ночь», «Женщина», «Тревога», «Вампир» и классическую версию «Крика». Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Уже в середине 80-х гг. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников.
В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Такая требовательность и высокое мастерство художника были оценены по достоинству: «Крик» признан «иконой глобальной визуальной культуры» и стал вторым после «Джоконды» Леонардо да Винчи узнаваемым образом. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Пластический язык обретает исключительную силу. Портреты Мунка превосходно отражают характер человека и его внутренний мир. Он оставил после себя огромный архив. Когда выставку посетил, выразив тем самым свою симпатию и поддержку художнику, драматург Генрик Ибсен, уже обретший тогда мировую известность, это произвело глубокое впечатление на Мунка.
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Картины с этой выставки позднее войдут в более масштабный «Фриз жизни»— «поэму о любви, жизни и смерти», над которой Мунк работал все 1890-е.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В его судьбу вторглась война. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника.
Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты.
Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ.
Существует мнение, что эти мотивы присутствуют в картинах из серии «Комнаты умирающего». Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Мунк, к этому времени привыкший стойко сносить насмешки и ругань со стороны критиков, отнёсся к ситуации с нескрываемой иронией37.
Первый «Крик» (первоначальное название «Крик природы») был создан в 1893г и уже в этой картине отчётливо прослеживаются признаки экспрессионизма: бесформенный, обобщённый пейзаж представлен плоскостным соположением цветов, отличающихся ярко выраженным диссонансом, жёсткие волнообразные линии придают пространству чувство нестабильности, а бесполая изогнутая фигура-визуальное воплощение страха. Хрен редьки не слаще. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. К 150-летию со дня рождения Мунка, одного из родоначальников экспрессионизма, Норвегия выпустила почтовые марки стоимостью 20норвежских крон с изображением самой прославленной работы художника- «Крик». Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик».
Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов.
Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Согласно одной из версий, неподалёку от Экберга в непосредственной близости друг от друга располагались крупнейшая в Христиании скотобойня и клиника для душевнобольных – та самая, где лечилась сестра Мунка, Лаура. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Это было для него открытием.
Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина.
«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог. Портреты художника – исследование человеческой души.
Картина стала важной вехой не только в творчестве Мунка, но и в европейском искусстве той поры. Его искусство сплошь состоит из символов и аллегорий излюбленные темы— любовь и навязчивая мысль о смерти и Мишель Хог справедливо отмечает в своем предисловии к каталогу выставки 1974г. : «Как и многие его современники, Мунк убежден, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстраненностью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грезами Гюстава Моро или Бёклина». В это время Мунк обращается к офорту, гравюре на дереве, литографии.
Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции.
Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство.
О том, что художник ассоциировал картину со смертью, говорят его собственные комментарии к ней и тот факт, что любовь в представлении Мунка всегда была неразрывно связана со смертью. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Все они основаны на личных переживаниях художника. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями.
Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). В пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. Достоевского «Преступление и наказание». Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.
На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Художник страдал бессонницей и паранойей. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие.
Живое побеждает смерть. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Они свободны от излишней повествовательности.
Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Вообще Сезанн писал купальщиц в течение всей жизни. Первым и удачным опытом стала литография с картины «Больная девочка», новую версию которой Мунк создал по заказу норвежского коллекционера. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Многие из этих картин Мунк создал в нескольких вариантах: 6версий «Больной девочки», 7версий «Девушек на мосту», десятки вариантов «Вампира», множество «Поцелуев» и 4версии «Крика» в разных техниках. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Один из первых представителей экспрессионизма.
Создана картина в Берлине. «Фриз жизни» Мунк выставлял в 1902г на выставке берлинского Сецессиона и в 1905г в Праге. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Первая любовь его жизни появилась в 1885 году.
Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Как еще можно найти объяснить тем событиям, которые преследуют его картину на протяжении десятилетий: её воровали более трех раз, последний раз из отеля «Континенталь», вместо подлинника украли фотокопию, как утверждают сами грабители, они понимали, что это не оригинал, но не смогли остановиться, что-то темное и угрожающее управляло ими из вне. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен.
Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Из-за сокращения первоначального названия «Крик природы» до «Крика», многие полагают, что кричит существо на картине, в действительности-это изображение реакции на дикий шум издаваемый природой.
Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей.
«Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Мысли о смерти, страх перед жизнью, проявления чувственности и ощущение ее как греха, зла борьба с религиозными запретами – все это причудливо переплелось в его душе.
Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. В то время Норвегия предоставляла начинающим художникам возможность получить бесплатное художественное образование. Мунк экспериментирует с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка.
Особенно важным в биографии Мунка является 1892 г. Осенью этого года в Берлине была открыта персональная выставка норвежского мастера. «Я пишу не то, что вижу, а то, что видел»— таков его ответ на слова Моро. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем.
XXвек, отличительной чертой которого была политическая нестабильность на фоне экономического хаоса, стал веком авторитаризма, фашизма и насилия, когда многие страны были затянуты в политический водоворот. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет.
Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа». Еще одна сестра художника, Лаура, была помещена в клинику для душевнобольных, а в 1889 году от инсульта умер его отец.
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. В них запечатлен духовный путь мастера. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Ребенком он пережил и смерть матери.
Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Дело в том, что Милли любила кокетничать, вот таким образом вокруг нее всегда была уйма поклонников. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7.
Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде».
Образ ужаса с этой картины Мунк совершенствовал до конца своей жизни в серии схожих работ. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Если долго смотреть на картину, то уже хочется закрыть голову руками, чтобы защитить себя от этого пронзительного крика, реального или звучащего только у вас в голове. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк.
Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Первая дата – 1888–1889 годы. Прошло совсем мало времени, когда его младшей сестре поставили диагноз «шизофрения» из-за участившихся приступов странности. Его маниакально-депрессивным психоз позволил ему перейти барьеры дозволенного.
Именно вот таким образом она считается знаковой работой. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Делал несколько шагов.
Шестью годами ранее, в 1889 году, Мунк уже начинал разрабатывать этот сюжет, но незавершенную картину уничтожил. Всего он провёл там более полугода. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Летом Мунк едет с семьёй на съёмную дачу в Осгорстранне, маленьком городе неподалёку от деревни, в которой состоялась его первая встреча с Милли Таулов26 Осгорстранн станет его излюбленным местом и через некоторое время он приобретёт здесь собственный дом.
Возможно, крик объятого неизвестным ужасом человека не производил бы столь сильного впечатления, если бы художнику не удалось передать – даже чисто техническими средствами – внутреннее напряжение, соответствующее крику как выражению крайней подавленности. Закрашенную фигуру еще одной женщины можно заметить в правой части полотна. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников.
Каждая картина тогда, писал он, «издает свой собственный звук и эти звуки объединяются в общую мелодию». Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов.
Мунк также верил, что когда-то лун было две. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона.
В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. По воспоминаниям художника, в злополучную ночь его отец, который при всех бедах обращался к богу, ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки и ничем не мог помочь дочери. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин.
Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Осенью он едет в Париж. Жанр его произведений относится к постимпрессионизму. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Здесь он проживёт остаток жизни.
Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Он называл это «лошадиным лечением». Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета.
Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали.
Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). В мае 2012г аукционный дом Sotheby, s продал на торгах, которые длились всего 12минут, один из четырёх вариантов картины «Крик». В конце 1892— начале 1893 года у него окончательно оформляется идея «фриза»— серии картин на «вечные» темы любви и смерти. Кстати, сам художник назвал свою работу «Крик природы».
Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Постель символически связана ассоциациями с важнейшими моментами жизненного цикла: рождением, болезнью, любовью и смертью.
Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Описаник картирны: полотно считается венцом творчества Дега.
Мунк отказался от перспективы и светотеневой моделировки, композицией и отсутствием формы картина отдалённо напоминала икону. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Она называлась «Дорога никуда». Мунк вспоминал, что он увидел необычный закат и решил его изобразить.
В 1892 году Мунк приехал в Берлин со своей выставкой, которая вызвала скандал, ее пришлось закрыть. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920).
В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Я всего лишь добавила немного информации и абсолютно не говорила ничего о том как сама отношусь к художники и его творчеству. На мой взгляд Эдвард Мунк был безумным гением.
– Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Не исключено, что в качестве натурщицы позировала одна и та же девушка. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн).
жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности.
«Через всю серию картин, – объяснял он, – проходит волнистая линия побережья. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. К этому времени относятся знаменитые картины Мунка: "Крик", "У смертного одра", "Больная девочка", "Танец жизни". Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе.
Произведение относится к позднему этапу творчества художника. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным.
Выставка в Берлине закончилась для художника грандиозным скандалом с категорическим требованием немедленно забрать свои полотна (через 10лет на выставке европейского модернизма Мунк удостоился чести получить для своих работ целый зал. ). Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Здесь художник обзаводится новыми покровителями— Альбертом Коллманом и Максом Линде, которые будут поддерживать его на протяжении долгих лет. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису.
Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. С возрастом у него ослабло зрение и мастер стал работать большими цветовыми пятнами.
Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Кажется, что картину жизни облили растворителем и все предметы начинают терять форму перед тем, как превратиться в ничто. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого.
В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». В течение 1909-1916 гг. Но в среде богемы, где считалось необходимым привлекать к себе внимание любыми способами, Мунк стоял особняком. Много картин находится в Бергене. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».
Безрадостным, глухим к чужому несчастью представляется художнику мир, который он воплощает в веренице символических образов. Однако существует альтернативная точка зрения, что героини «Голоса» и «Лунного света» имеют с ней схожие черты. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Он издает вопль.
В этот период Мунк создал свою первую, теперь широко известную картину «Больная девочка», в основу которой легли воспоминания о болезни и смерти его сестры Софи. В декабре из Норвегии приходит известие— умер после инсульта отец семейства, Кристиан Мунк. В сущности его картины 80-х гг. Эти моменты были изображены на первых крупных полотнах «Больная девочка» и «Весна». Литографии Мунка высоко ценятся: в 2010г на аукционе Bonhams раскрашенная Мунком вручную литография «Мадонна» (датирована 1895г) была продана за 1, 9млн долларов и стала, таким образом, самой дорогой литографией, когда-либо проданной на аукционе в Великобритании. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Мунк).
Этому циклу он посвятил более тридцати лет. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7.
Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз.
В 1909г Мунк вернулся в Норвегию и приобрёл усадьбу Экели недалеко от Христиании. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. Ему удалось создать иллюзию движения. Но стоимость печати и материалов была так высока, что художник сделал всего несколько оттисков каждого изображения.
В этот период Мунк вел затворнический образ жизни, почти не покидал Экелю, продолжая интенсивно работать. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни.
Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Портреты художника – исследование человеческой души. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании.
Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами.
В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Его портреты превосходно отражали характер человека.
Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Сложная техника темперы и масла передает ощущение хрупкости и уязвимости человеческого существа перед этой энергией трагизма.
Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Рядом с ней – мать.
После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Впервые Мунк приехал сюда в 1892 г., несколько последующих лет он провел преимущественно в Берлине. Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа.
Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Впоследствии, в своем творчестве Мунк снова и снова возвращался к воспоминаниям о болезнях, смерти, печали. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13.
Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».
В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» Мунк отдаёт дань символизму изобразив себя между часами без стрелок и кроватью, символизирующей важные моменты жизни: рождение, болезнь, любовь и смерть. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Правы все. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.
В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Лицо человека – застывшая безликая маска. Соглашаясь с ним, Мунк отбрасывает все, что напоминало бы о банальном реализме, однако в противоположность Моро он никогда не станет писать «Божество с цепочкой для часов». Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине.
Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Мунк познакомился с ней, когда отправился вместе со своим отцом-доктором навестить маленького мальчика, сломавшего ногу.
В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства.
Фриз включает Поцелуй, Барку юности, мужчин и женщин, Вампира, Крик, Мадонну. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Графика Мунка поражает разнообразием техники.
В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Монументальное творчество Мунка положило начало созданию национальной школы монументальной живописи, а также позволило считать его одним из выдающихся мастеров европейского монументального искусства ХХ в. Представление о творческой индивидуальности Мунка будет неполным, если не сказать о его многочисленных графических и живописных автопортретах. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите.
В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Ей 26 лет и она замужем. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева.
Большинство работ Мунка объединены в циклы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть», представляющие собой размышления художника о судьбе человека и смысле бытия. Здесь же Мунк познакомился с польским писателем С. Пшибышевским, жена которого позировала для многих известных картин Мунка, в том числе и для «Вампира». Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»).
Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30.
Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании.
Всего он провёл там более полугода. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Старшая сестра Эдуарда Софи умерла от туберкулёза в возрасте 15лет, душевное заболевание у младшей сестры Лауры проявилось уже в раннем возрасте, брат Андреас умер от пневмонии тридцатилетним, сам Эдвард в детстве тоже много болел. Мунк писал о «симфоническом эффекте», который производила выставка. Новое образное отражение действительности в области пластических искусств реализуется в формах условных, трансформирующих реальность, главным образом в виде живописной системы модерна.
Картина выполнена в характерном для Сезанна стиле мазков в двух направлениях. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.
22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову.
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Как бы то ни было, эмоционально заряженная картина стала одной из первых работ экспрессионизма и для многих осталась его эмблемой, а отраженные в ней темы отчаяния и одиночества оказались главными в искусстве модернизма. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.
Сам Мунк, был болезненным ребенком. Изначально на картине их было пять. «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Творчество Мунка с начала 1890-х гг.
Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Кровь коагулировалась и образовала сгустки, которые мешали видеть – будто бы пятна накладывались на всё, на что он смотрел.
В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Его жена, которая была моложе своего мужа на 20 лет, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства».
Художник ограничился изображением головы девочки в профиль, напечатав работу в нескольких цветовых комбинациях. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии.
Таким постоянным мотивом в живописи и графике Мунка был лунный свет, преображающий все земное, доводящий изображение до ирреального. Самовыражаться в искусстве за свой счёт любой человек имеет право так, как ему заблагорассудится. В 1889г Мунк организовал в Христиании (Осло) свою первую персональную выставку, результаты которой и огорчили и порадовали: критики приняли работы Мунка в штыки, но беспощадная критика привлекла к ним внимание европейских мастеров авангарда. Художник, руководствуясь своим девизом: «Я пишу мозгом», выработал оригинальные методы работы: он несколько недель наблюдал за заказчиком (художник предпочитал писать портреты знакомых), видимо исследуя его душу, а затем создавал портрет всего за несколько часов. В том же 1902 году «Фриз жизни» впервые был выставлен в таком виде, каким его задумал художник, в галерее Берлинского Сецессиона. С того момента душевное состояние Мунка ухудшилось. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.
«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. В него вошло около трехсот листов. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств.
И в его сложении почётная роль отведена Эдварду Мунку-художнику, убеждённому, что «Не красота спасёт мир, а светлые помыслы» (Э. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Он часто писал ночные пейзажи их загадочный сумрак, северные белые ночи, превращающиеся в его полотнах в некое видение, подобное сну. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой.
Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. По примеру белых стихов, которые писали его друзья-поэты в Христиании, Мунк сопроводил пастельный вариант картины текстом: «Я шёл с двумя друзьями вдоль дороги-солнце садилосьЯ почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».
Здесь он начал посещать уроки Леона Бонна, среди студентов которого было много скандинавов. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.
Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве.
Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. За спиной старого художника-освещённые золотым светом его работы. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Тогда картины Мунка все больше были сосредоточены на изображении таких эмоций, как тревога, одиночество и экзистенциональный страх, возможно, самый яркий пример – его самая знаменитая картина «Крик».
В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. «Я почувствовал крик Природы»).
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Несколько недель, в течение которых Софи Мунк умирала от чахотки, стали одним из самых страшных периодов в жизни Мунка – в частности, уже тогда он впервые задумался о смысле религии, что после привело к отторжению от нее. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом.
Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Этот человек – сам художник. Это было воплощение его собственной изоляции, отчаянного одиночества, потери смысла жизни. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Останавливался, думая о чем-то. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он.
А после прихода Гитлера к власти в Германии, вариант этой картины из Дрезденской галерее был продан с молотка по бросовой цене как образец «дегенеративного искусства». В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Мунк вырос в очень религиозной семье. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Поиски заняли целых два года. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
«Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Он был очень религиозным человеком. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. Картина «Купальщицы» стала отправной точкой для такого направления, как кубизм.
С того момента душевное состояние Мунка ухудшилось. Грин позаимствовал наименование для своего романа. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет.
В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Эта картина честно и откровенно передает пробуждающееся сексуальное чувство, которое Мунк считал одним из самых глубоких и опасных переживаний, выпадающих на долю человека. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Первым таким «фризом» становится небольшая берлинская выставка под названием «Любовь», на которой был впервые представлен «Крик». Оборачивался, как бы ища другой дороги.
Любовников как будто скрывает мгла. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские.