В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства. Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур. Но картина «Крик», являясь самым известным полотном художника, всё-таки не может исчерпывающим образом характеризовать творчество Э. Мунка.
Герой картины — это близкий друг Мунка Яппе Нильсен, на момент написания картины вовлеченный в несчастливый роман с Одой Крог, супругой влиятельного художника Кристиана Крога. Норвежский художник Эдвард Мунк приобрёл известность в конце XIXв благодаря своим ярким, странным, символическим картинам, которые были описью человеческих несчастий. Крик Мунка повлиял не только на художников ХХ века, но и цитировался в поп-культуре: самая очевидная аллюзия на картину – знаменитая маска из одноименного голливудского фильма ужасов.
Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Сестра матери, к которой был очень привязан Эдвард, заметила способности мальчика к рисованию и способствовала поступлению его в школу живописи, о чем он мечтал.
Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими. По примеру белых стихов, которые писали его друзья-поэты в Христиании, Мунк сопроводил пастельный вариант картины текстом: «Я шёл с двумя друзьями вдоль дороги-солнце садилосьЯ почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается. Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову.
Выглядит она очень хрупкой и ранимой. И в его сложении почётная роль отведена Эдварду Мунку-художнику, убеждённому, что «Не красота спасёт мир, а светлые помыслы» (Э. Выставка в Берлине закончилась для художника грандиозным скандалом с категорическим требованием немедленно забрать свои полотна (через 10лет на выставке европейского модернизма Мунк удостоился чести получить для своих работ целый зал. ). В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем.
За спиной старого художника-освещённые золотым светом его работы. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Мунк защищается от природного вопля и фигура изображенного героя является естественной реакцией испуганного человека, спасающегося от настоящих или кажущихся катаклизмов. Ей 26 лет и она замужем. Ревность, отчаяние, сексуальные желания обрели в этих произведениях облик психических состояний человека на грани безумия («Крик», 1893 «Пепел», 1894). Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара.
Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. В 1890-х годах Мунк начал работу над циклом декоративных полотен «Фриз жизни», посвящённым бремени жизни с её бедами и страстями. После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали.
Его картины стали выставляться в крупнейших музеях Европы. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». В это время художник обратился к жанру портрета. Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой».
Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Мунк вырос в очень религиозной семье. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди.
Работа Крик — это часть живописного цикла Фриз жизни, посвященного извечным темам: любви и смерти. В этом творческом окружении Мунк развил собственную линию экспрессивного символизма и написал ставшие впоследствии знаменитыми картины: «Голос», «Звёздная ночь», «Женщина», «Тревога», «Вампир» и классическую версию «Крика». Именно вот таким образом она считается знаковой работой. Картина «Купальщицы» стала отправной точкой для такого направления, как кубизм. Одна из последних его работ – автопортрет: старый и усталый, он стоит в спальне около стенных часов.
После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Он долго не мог забыть этот инцидент если и раньше ему трудно было общаться с людьми, то теперь он стал еще более нелюдимым.
Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Все они основаны на личных переживаниях художника. Он упорно добивался какого-то очень точного ощущения в картине, придирчиво и беспощадно отклоняя несколько вариантов. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Ребенком он пережил и смерть матери.
На картине изображен печальный молодой человек, сидящий, подперев голову рукой, на пустынном каменистом побережье, в котором узнается реальный осгорстраннский пейзаж. Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет.
Он был очень религиозным человеком. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины.
Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти. По степени известности мотива Крик можно сравнить разве что с Джокондой да Винчи. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Образ ужаса с этой картины Мунк совершенствовал до конца своей жизни в серии схожих работ. В картине "Крик" фигуру человека, застывшего в немом крике, с белыми от ужаса глазами, окружает со всех сторон непонятное, невидимое, враждебное "нечто".
Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Именно здесь он написал свои самые известные полотна, включая Крик в 1893 году. Вообще Сезанн писал купальщиц в течение всей жизни. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Правы все. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам.
В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. «Через всю серию картин, – объяснял он, – проходит волнистая линия побережья. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Его портреты превосходно отражали характер человека. Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни».
Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Произведение относится к позднему этапу творчества художника. Создана картина в Берлине. Он утверждал, что будет писать людей, чувствующих, любящих и страдающих при соприкосновении с живописью люди должны проникаться святостью и снимать перед картинами шляпы, как в церкви. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Изначально она называлась Отчаяние. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически.
Живописные работы «Фриза жизни» («Пепел», «Звёздная ночь», «Убийца в переулке», «Автопортрет с бутылкой вина») отмечены высоким совершенством, манера и техника Мунка очень близки к постимпрессионизму динамикой, цветовыми диссонансами и нервным, жёстким рисунком. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. В 1892 году он приступил к работе над циклом «Фриз Жизни», в котором проявилась вся болезненная сила искусства Мунка. Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Всё увиденное на этой выставке глубоко тронуло его понимание творчества.
Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Закрашенную фигуру еще одной женщины можно заметить в правой части полотна. Картина выполнена в характерном для Сезанна стиле мазков в двух направлениях.
Творчество Мунка с начала 1890-х гг. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. В конце 1880-1900-х гг. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен.
Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Кстати, сам художник назвал свою работу «Крик природы».
Слава и признание пришли к нему только в последние годы жизни. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа.
Есть даже чипсы в виде кричащей головы, а уж цитат, то и дело всплывающих в фильмах ужасов, не перечесть. К 150-летию со дня рождения Мунка, одного из родоначальников экспрессионизма, Норвегия выпустила почтовые марки стоимостью 20норвежских крон с изображением самой прославленной работы художника- «Крик». Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».
Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Однако, «Крик» в известных нам вариациях появился не сразу. Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета.
Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. В пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. Этому циклу он посвятил более тридцати лет.
Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр).
«Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Образ человека – это лишенный защитной оболочки, обнаженный нерв, отзывающийся болью на малейшее прикосновение. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8.
В следующем году, однако, он принял решение оставить колледж и стать художником— к неудовольствию отца, в глазах которого этот выбор был сомнительным и с материальной и с моральной точки зрения1011. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу. Родился Эдвард в 1863 г. в семье врача, ему было всего 5 лет, когда от чахотки скончалась его мать.
«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. Его так же растащили на майки, брелоки и комиксы. С одной стороны от этой линии раскинулось бескрайнее море, а с другой – жизнь во всей ее полноте, с ее радостями и печалями».
Ему удалось создать иллюзию движения. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32.
В этот период Мунк создал свою первую, теперь широко известную картину «Больная девочка», в основу которой легли воспоминания о болезни и смерти его сестры Софи. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз19, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу20.
Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Делал несколько шагов. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. Описание картины: норвежский художник сделал несколько вариантов этой странной картины пастелью и маслом.
Свои произведения автор сравнивал с музыкой. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). De gustibus non est disputandum. Наиболее удалась ему роспись, главной темой которой стало Солнце — вечный источник света и жизни. Такая требовательность и высокое мастерство художника были оценены по достоинству: «Крик» признан «иконой глобальной визуальной культуры» и стал вторым после «Джоконды» Леонардо да Винчи узнаваемым образом.
А после прихода Гитлера к власти в Германии, вариант этой картины из Дрезденской галерее был продан с молотка по бросовой цене как образец «дегенеративного искусства». Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Продажа гравюр и заказы на оформление общественных зданий (в 1910-1916гг художник выполнил большой цикл росписей в университете Осло) обеспечили Мунку безбедную старость. Осенью он едет в Париж.
Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Он оставил после себя огромный архив. Много картин находится в Бергене.
Останавливался, думая о чем-то. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30.
На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» Мунк отдаёт дань символизму изобразив себя между часами без стрелок и кроватью, символизирующей важные моменты жизни: рождение, болезнь, любовь и смерть.
Не исключено, что в качестве натурщицы позировала одна и та же девушка. Почувствовав опасность для своей свободы, художник отправился в путешествие, но Тулла преследовала его по всей Норвегии и за рубежом. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Мунк экспериментирует с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма.
Архитектура дома была нелепой: что-то среднее между электростанцией и белым гробом, мебели не было – не потому, что Мунк был скуп, а потому, что убранство комнат его не интересовало. Впоследствии, в своем творчестве Мунк снова и снова возвращался к воспоминаниям о болезнях, смерти, печали. Описаник картирны: полотно считается венцом творчества Дега.
Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло.
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — так Мунк описывает момент, когда он ощутил потребность выразить охватившие его чувства. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты.
По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми». Крайняя замкнутость, не всегда адекватное отношение к окружающим, признаки инфантилизма заставляют предполагать наличие специфических изменений личности, свойственных эндогенному заболеванию. входит в незавершенный цикл Фриз жизни.
Из-за сокращения первоначального названия «Крик природы» до «Крика», многие полагают, что кричит существо на картине, в действительности-это изображение реакции на дикий шум издаваемый природой. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни.
Бетси была сестрой этого мальчика и художника поразили сочувствие и нежность, с которыми она ухаживала за братом. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь». Как уже говорилось, картина Крик оказалась самой заметной во всём творчестве художника. Одобрение и поддержку Мунк получил и у художников, собирающихся в берлинском кафе «У чёрного поросёнка». Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком.
Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Многие из этих картин Мунк создал в нескольких вариантах: 6версий «Больной девочки», 7версий «Девушек на мосту», десятки вариантов «Вампира», множество «Поцелуев» и 4версии «Крика» в разных техниках. Любовников как будто скрывает мгла.
После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Ему предшествовали полотна «Отчаяние», «Тревога» и «Меланхолия», в которых он пытался найти идеальный образ, который передаст то ощущение ужаса, то эмоциональное напряжение и тот самый кровавый закат.
Портреты Мунка превосходно отражают характер человека и его внутренний мир. В нем многое привлекало внимание. Шел он не как все. Образ ужаса, который невозможно преодолеть, в этой работе просто перенасыщен эмоциями. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. По воспоминаниям художника, в злополучную ночь его отец, который при всех бедах обращался к богу, ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки и ничем не мог помочь дочери.
Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление.
Изначально публика вообще не воспринимала его как художника. В 1909г Мунк вернулся в Норвегию и приобрёл усадьбу Экели недалеко от Христиании. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения.
К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Мунк). Но в других культурных центрах Германии работы Мунка сочли революционными, «ломающими все барьеры категорий искусства». На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее.
Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Изначально на картине их было пять. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. В них он сублимирует свои психологические юношеские травмы, связанные с неистовой религиозностью его отца, со смертью матери и сестры. Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше. Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита.
Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Главное внимание на созданных им портретах сосредоточено на лице и психологической характеристике. Оборачивался, как бы ища другой дороги. В 1895г Мунк перевёл «Крик», «Мадонну» и «Автопортрет с рукой скелета» в литографию (способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу).
Хрен редьки не слаще. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Утрированные изгибы тела женщины уподоблены изогнутым, будто закручивающимся в спираль линиям пейзажа. Мы видим, чтона картине небеса окрашены в ярко-алый цвет, который так впечатлил Мунка.
Сам Мунк, был болезненным ребенком. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования». Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни.
Здесь же Мунк познакомился с польским писателем С. Пшибышевским, жена которого позировала для многих известных картин Мунка, в том числе и для «Вампира». Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти.
Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). В 1879г Эдвард Мунк поступил в Высшую техническую школу в Христиании (столица Норвегии позже была переименована в Осло). Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Женщина — в полурасстегнутом платье, запустившая руки в распущенные волосы, — стоит почти в самом в центре картины. «Фриз жизни» Мунк выставлял в 1902г на выставке берлинского Сецессиона и в 1905г в Праге.
Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Мастера классической школы в живописи посчитали странные картины оскорбительными для просмотра, а самого Мунка назвали анархистом. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел».
Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
«Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Всего он провёл там более полугода. В 1993 году ему присудили кавалера Большого креста ордена Святого Олафа. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Большинство работ Мунка объединены в циклы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть», представляющие собой размышления художника о судьбе человека и смысле бытия.
Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Изматывающий роман с Туллой их бесконечные разрывы и воссоединения, её попытки суицида и, наконец инцидент с револьвером дурно сказались на психическом состоянии Мунка: им овладели мысли о кознях, которые строят против него враги, он стал не в меру вспыльчив и подозрителен. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Он казался странным.
Один из первых представителей экспрессионизма. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Доказывая необходимость работать циклами и сериями, Мунк утверждал, что, будучи собранными в серии, его картины становятся подобны симфонии. Некоторые исследователи отмечают, что там поблизости располагалась крупнейшая скотобойня Осло. Образ продается и покупается до сих пор.
Этот образ тесно связан с популярным в европейском искусстве в 1890-е годы стилем «ар нуво», для которого характерны плавные, волнистые линии. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев.
Художник, руководствуясь своим девизом: «Я пишу мозгом», выработал оригинальные методы работы: он несколько недель наблюдал за заказчиком (художник предпочитал писать портреты знакомых), видимо исследуя его душу, а затем создавал портрет всего за несколько часов. В мае 2012г аукционный дом Sotheby, s продал на торгах, которые длились всего 12минут, один из четырёх вариантов картины «Крик».
В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве.
С возрастом у него ослабло зрение и мастер стал работать большими цветовыми пятнами. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895).
Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Другие верят, что Мунк предвидел все катастрофы и потрясения, которые ждут человечество в XX веке и изобразил ужас перед будущим и в то же время невозможность его преодоления. Это было для него открытием.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Ведь первоначальное название на немецком, которое дал Мунк своей работе, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние.
Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Первый «Крик» (первоначальное название «Крик природы») был создан в 1893г и уже в этой картине отчётливо прослеживаются признаки экспрессионизма: бесформенный, обобщённый пейзаж представлен плоскостным соположением цветов, отличающихся ярко выраженным диссонансом, жёсткие волнообразные линии придают пространству чувство нестабильности, а бесполая изогнутая фигура-визуальное воплощение страха. Литографии Мунка высоко ценятся: в 2010г на аукционе Bonhams раскрашенная Мунком вручную литография «Мадонна» (датирована 1895г) была продана за 1, 9млн долларов и стала, таким образом, самой дорогой литографией, когда-либо проданной на аукционе в Великобритании.
Существуют разные версии появления этого сюжета.
Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал новых тем и композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. Каждая картина тогда, писал он, «издает свой собственный звук и эти звуки объединяются в общую мелодию». Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Жанр его произведений относится к постимпрессионизму.
Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Мунк вспоминал, что он увидел необычный закат и решил его изобразить. Картина «Больная девочка», впервые продемонстрированная на Осенней выставке, была встречена критиками враждебно. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Стремление к внутренней свободе толкнуло молодого художника в среду богемной интеллигенции Осло. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7.
Первым и удачным опытом стала литография с картины «Больная девочка», новую версию которой Мунк создал по заказу норвежского коллекционера. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие.
Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца.
Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». В 1889г Мунк организовал в Христиании (Осло) свою первую персональную выставку, результаты которой и огорчили и порадовали: критики приняли работы Мунка в штыки, но беспощадная критика привлекла к ним внимание европейских мастеров авангарда. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого.
.