Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1.
«Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года».
Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало.
Большое значение художник придает ритмической структуре гравюры или картины: резкому звучанию линий, силуэтов, пятен. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него.
долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». «Я почувствовал крик Природы»).
Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования.
В них запечатлен духовный путь мастера. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Он утверждал, что будет писать людей, чувствующих, любящих и страдающих при соприкосновении с живописью люди должны проникаться святостью и снимать перед картинами шляпы, как в церкви.
Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни». Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии. В течение 1909-1916 гг. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (позднее эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Маленькие бессильные руки, узкие плечи.
Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Его повышенная активность, условность, фантастичность преображают обыденную реальность, придают метафорическое, символическое значение сюжету.
Всего он провёл там более полугода. Гримаса крика искажает лицо персонажа, на котором отражаются боль и мука. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Поиски заняли целых два года. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события.
Вскоре семья переселилась в столицу. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. По некоторым данным художник был жертвой психических болезней. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.
«Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Делал несколько шагов. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти».
Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. Лицо человека – застывшая безликая маска. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. В них – судьба Мунка, человека и художника, прошедшего через закат одного века и потрясения другого. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты.
Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Самая, пожалуй известная работа Мунка обросла великим множеством комментариев и интерпретаций при всем разнообразии воззрений сущность их в том, что главное в картине – ее способность вызвать у зрителя глубокое личное переживание.
носят пейзажный характер. Любовников как будто скрывает мгла. В комнате царит полутьма, а единственное светлое пятно – лицо умирающей девушки, которое будто освещено.
У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. По другую сторону деревянной балюстрады Мунк представляет устрашающую стихию прибрежного пейзажа и реки.
Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Здесь он начал посещать уроки Леона Бонна, среди студентов которого было много скандинавов. Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной.
Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Он издает вопль.
Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль.
Когда будущему живописцу было 14 лет, его 15-летняя сестра умерла от туберкулеза, причем случилось это через 9 лет после того, как от этой же болезни скончалась мать семейства Лаура Мунк. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»4: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада5. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Осенью он едет в Париж.
Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Творчески подойдя к технике ксилографии, он распиливал доски с тем, чтобы печатать одновременно в нескольких цветах, – подобным приемом пользовался и Поль Гоген. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895).
Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж.
Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Смелая независимость Мунка, перешагнувшего узкие рамки натурализма, вызвала бурю негодования. Художник страдал бессонницей и паранойей. Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны.
Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. В 1921-1922 гг. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Его краски стали резче и интенсивнее.
Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Кровь коагулировалась и образовала сгустки, которые мешали видеть – будто бы пятна накладывались на всё, на что он смотрел.
В следующем году, однако, он принял решение оставить колледж и стать художником— к неудовольствию отца, в глазах которого этот выбор был сомнительным и с материальной и с моральной точки зрения. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Получается лучшая гармония красок.
Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь». На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом).
Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Всего он провёл там более полугода. В него вошло около трехсот листов.
После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра.
Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4.
После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.
В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Они свободны от излишней повествовательности.
Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Всего он провёл там более полугода.
Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада.
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
На протяжении всего детства Эдварда Мунки неоднократно переезжали, отчасти по требованию отцовской службы, отчасти из-за недостатка денег, заставлявшего их подыскивать более дешёвое жильё. В свободное время Мунк активно ходил на выставки и в музеи, в том числе на экскурсии, посвящённые классическому искусству, которые Бонна устраивал для своих студентов. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Кажется, что картину жизни облили растворителем и все предметы начинают терять форму перед тем, как превратиться в ничто. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Ранняя смерть матери, а потом и смерть сестры оставили глубокий след в душе художника, что позже выразилось в пристальном его внимании к темам смерти и болезни.
Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Человек без лица – сам Мунк, потерявший смысл жизни, пребывающий в изоляции и оттого отчаявшийся до предела. Поначалу их отношения были очень тёплыми, но со временем страстность и навязчивость Туллы стали утомлять и отпугивать Мунка.
Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми». Женщина в его работах предстает в различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как ясновидящая, колдунья, властная мать-смерть. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Луч весеннего солнца пронизывает комнату, бросая яркие блики на предметы, на исполненные страдания и печали лица. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29.
«Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть. Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.
Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни.
В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Останавливался, думая о чем-то.
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями – пронзительными полосами желтого, красного и синего. После этой трагедии отец, очень привязанный к детям, читавший им сказки и саги и игравший с ними, впал в унылое христианство, постоянно читал Библию, почти не обращал внимания на своих отпрысков. «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». Графика Мунка поражает разнообразием техники.
В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Все вокруг мрачно и бледно. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Это были первые опыты художника.
Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он.
Первая дата – 1888–1889 годы. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп».
Его творчество резко изменилось. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Теперь центром притяжения становится Париж, творчество норвежских мастеров развивается под воздействием иных импульсов, освобождаясь от сковывающих его условностей и канонов.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя.
Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения. Достоевского «Преступление и наказание».
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре.
Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи. Портреты художника – исследование человеческой души. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы.
Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти.
Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания будущего Музея Мунка, открывшегося в 1963 году. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны.
После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти. В этот период Мунк вел затворнический образ жизни, почти не покидал Экелю, продолжая интенсивно работать. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские.
«Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.
Ей 26 лет и она замужем. Шел он не как все. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами.
В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он.
Портреты художника – исследование человеческой души. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Вскоре он обратился к литографии, тем более что по приезде в Париж в начале 1896 года он получил доступ к лучшим печатникам и печатным станкам того времени. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»29 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца30. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании11. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Мунк упорно учился. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно.
Фриз включает «Поцелуй», «Барку юности», мужчин и женщин, «Вампира», «Крик», «Мадонну». Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Картина становится символом вечного возрождения жизни.
Эдвард Мунк родился в 1863 году. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования». Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.
– Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть.
Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Ребенком он пережил и смерть матери. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников.
Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет.
Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. Он называл это «лошадиным лечением». Многие картины художник писал в нескольких вариантах.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. В конце 1880-1900-х гг. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Всего он провёл там более полугода.
На первом варианте небо написано в багряных тонах. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии.
Все они основаны на личных переживаниях художника. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. В 80-е гг.
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. На протяжении всего детства Эдварда Мунки неоднократно переезжали, отчасти по требованию отцовской службы, отчасти из-за недостатка денег, заставлявшего их подыскивать более дешёвое жильё. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма.
Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным.
Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13.
Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Он в одном из своих дневников писал, что идея ее написания пришла к нему, кода он с товарищами совершал променад по мосту. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал.
Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Только на кровати светится яркое покрывало. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Хрупкое здоровье Мунка затрудняло полноценное обучение, но ему удалось получить образование в Королевской школе рисования в Христиании (ныне Осло). Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным.
Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Осенью он едет в Париж. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова».
В его судьбу вторглась война. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ.
На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41.
У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях42.
Многие его произведения были переведены им в офорт и литографию, которыми он овладел в совершенстве. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Искусство Мунка складывалось под влиянием произведений Метерлинка, Пшибышевского, Ибсена, Стриндберга, с которыми художник был дружен. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи.
Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график. Реставраторы приняли нелёгкое решение отказаться от восстановления и законсервировали полотна. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)28. Осенью он едет в Париж.
Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. De gustibus non est disputandum. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались.
По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма.
Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев.
Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). И хотя большинство творцов находили спасение от своих внутренних демонов в любви, то Эдвард Мунк был явно не из их числа. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение.
Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. 23 января 1944г. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22.
Правы все. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Грин позаимствовал наименование для своего романа. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки.
«Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер.
В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина.
В 1900-х гг. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Считается, что первой стадией обусловлена поза Мадонны, вторую Мунк отразил в литографии, сделанной в 1895 году – в левом нижнем углу изображена фигурка в позе эмбриона. Она называлась «Дорога никуда».
На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Мунк также верил, что когда-то лун было две. Мы ощущаем величие ее скал, суровую стихию холодного моря, таинственное мерцание ночного неба.
В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Молчаливый, нелюдимый ироничный, мрачный и подозрительный, мягкий и обидчивый, бескомпромиссный, сомневающийся и неудовлетворенный собой – свидетельство его поисков и блужданий. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Проект остался нереализованным.
Создана картина в Берлине. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895). Он оставил после себя огромный архив. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника.
«Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире.
Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Мунк практически не использоваал прямых линий. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Он был первым, кто заметил талант Эдварда.
В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа.
Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
Теперь мрачные, трагические видения, господствовавшие в работах рубежа веков, вытесняются образами света и солнца. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.
В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Творчество Мунка с начала 1890-х гг.
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Русская литература в то время завоевала огромный авторитет и потому не удивительно, что в 1883 году на норвежский язык перевели роман Ф. М. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди.
Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. В нем появились гротеск, надрыв, страх перед непознаваемостью мира и человека, болезненная эротика. Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Но прячась в погребе от многочисленных взрывов в порту, Мунк сильно простудился, застарелый бронхит вспыхнул с новой силой.
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева.
От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны27. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие.
В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. В Париже Мунк посещал студию Леона Бонна, где началось увлечение художника импрессионистической живописью. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета.
Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище».
В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету».
В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Хотя Мунки жили небогато, даже бедно, они происходили из влиятельной в культурном отношении семьи: их дальним родственником был известный художник-неоклассицист, ученик Жака-Луи Давида Якоб Мунк, отец Кристиана был прославленным проповедником, брат, Петер Андреас Мунк— выдающимся историком. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Но больше всего его раздражали пальцы. Сначала его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года— художник Кристиан Крог. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).
Здесь он проживёт остаток жизни. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства».
Живое побеждает смерть. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм.
Что за чертовщину они там плетут. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Как правило, Мунк создавал портреты тех, с кем находился в дружеских или реже – в деловых отношениях.
Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль. В это же время А. Стринд-берг написал роман Красная комната, в котором жестокость возводится в высший культ.
Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Хрен редьки не слаще. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Лишенные индивидуальности, безликие образы людей – своеобразный гротеск, к которому прибегает художник.
Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6.
В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. ориентация норвежского искусства меняется. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача.
Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского.
Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».
Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. В Париже на мировоззрение художника оказывают влияние импрессионисты и скандинавские символисты, а с началом 1890-х, его творчество начинает постепенно трансформироваться, поддаваясь влиянию стиля модерн. Мунк подчеркивает в своих ксилографиях фактуру дерева используя ее как художественный прием. Мунк трудно сходился с людьми, хотя имел достаточно друзей: предпочитая одиночество, он все-таки стремился быть среди них.
Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс».
Стремительные линии мостов, застылые, завороженные фигуры девушек, зеркало озера и мощные силуэты деревьев с пышными кронами переходят из одной композиции в другую. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45.
В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Ему приписывают маниакально-депрессивный психоз. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
«Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Это было для него открытием. Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника.
Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Он казался странным. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке6.
«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир.
Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло. Уже в середине 80-х гг. Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.
Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка.
На смену приходит пафос утверждения жизни. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа». Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа.
Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни.
Рядом с ней – мать. В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Пластический язык обретает исключительную силу. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло.
Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.
И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания.
Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве.
Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. В нем многое привлекало внимание.
Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Один из первых представителей экспрессионизма.
Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м.
По замыслу он должен был состоять из картин символического содержания, в основе которых лежала бы жизнь со всеми ее причудами, все ее вариации, ее радости и печали. Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. В Германии у Мунка было много друзей.
Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья.
Оборачивался, как бы ища другой дороги. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.
Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Мунк вырос в очень религиозной семье.
Богема стала для него второй семьей. По примеру белых стихов, которые писали его друзья-литераторы в Кристиании, Мунк сопроводил картину соответствующим текстом, описывая пережитый им опыт – именно закат послужил для него стимулом к пугающему откровению: «Я шел с двумя друзьями вдоль дороги – солнце садилось. Изображение человека с искаженным от ужаса лицом стало не просто олицетворением страха, но и своеобразным знаком эпохи. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. С приходом к власти большевиков, книги Пшибышевского, как и многих других сатанистов, мистиков и оккультистов, были запрещены. Российская империя пережила серьёзное увлечение Мунком в 1910-х годах.
Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле.
Летом Мунк едет с семьёй на съёмную дачу в Осгорстранне, маленьком городе неподалёку от деревни, в которой состоялась его первая встреча с Милли Таулов24 Осгорстранн станет его излюбленным местом и через некоторое время он приобретёт здесь собственный дом. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Разве вы не знаете, что луна круглая. ».
Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. В сущности его картины 80-х гг. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. В это время в Париже начинают появляться живописные и графические афиши и рекламные плакаты в стиле модерн. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона.
В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой».
Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа.