Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур. Эдвард Мунк, которому жизнь доставляла мало радости, любил ее такой любовью, что в конце концов хотел слиться воедино со своими картинами, в них продолжить жизнь и существовать. «крик» ЭДВАРДА МУНКА – ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. «такое мог написать только сумасшедший» – эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик».
«без моих картин я – ничто», – признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор. В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства. Написанная в 1890-х годах картина «Расставание» буквально иллюстрирует то, как Эдвард Мунк воспринимал жизнь. «крик» — группа картин, выполненных в жанре экспрессионизма норвежским художником Эдвардом Мунком изображающая исполненную отчаяния фигуру на фоне кроваво-красного неба. Сообщается, что картина по-прежнему помещена в простую раму, которую создал для нее сам Эдвард Мунк.
Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. На картине изображен печальный молодой человек, сидящий, подперев голову рукой, на пустынном каменистом побережье, в котором узнается реальный осгорстраннский пейзаж. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.
Его так же растащили на майки, брелоки и комиксы. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Он казался странным.
Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Осенью он едет в Париж. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).
«Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние.
К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6.
Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Довольно долгое время она привлекала Мунка. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди.
На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше.
Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Его портреты превосходно отражали характер человека.
После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. В глазах страдание, широко открытый рот делает сам крик пронзительным и реально ощутимым. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания.
Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти.
Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой». За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.
Эта картина честно и откровенно передает пробуждающееся сексуальное чувство, которое Мунк считал одним из самых глубоких и опасных переживаний, выпадающих на долю человека. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства».
Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины.
В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Есть даже чипсы в виде кричащей головы, а уж цитат, то и дело всплывающих в фильмах ужасов, не перечесть.
Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. В своем творчестве художник успевает также обратиться к монументальной живописи, пишет сцены городской жизни и мажорные по цвету пейзажи. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица.
Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Всего он провёл там более полугода. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни».
Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ.
Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. В творчестве многих художников трудно выделить единственную самую значимую и известную картину, однако в случае с Мунком не возникает сомнений – его Крик знают даже люди, не питающие слабости к искусству.
Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Центральной темой творчества Эдварда Мунка стали взаимоотношения мужчины и женщины. Данные ему объяснения, что луна и серп луны – это единое целое, он посчитал глупостью и отказался согласиться с этим. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.
Художник был госпитализирован и на этом их отношения с Туллой завершились, но его психическое благополучие было сильно подорвано. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Оборачивался, как бы ища другой дороги.
Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Ей 26 лет и она замужем.
У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.
Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
В 1892 году он приступил к работе над циклом «Фриз Жизни», в котором проявилась вся болезненная сила искусства Мунка. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми».
Автору удалось скупыми средствами передать мощнейшие человеческие эмоции. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Как уже говорилось, картина Крик оказалась самой заметной во всём творчестве художника. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошёл загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку— по одной из версий, Тулла пригрозила ему самоубийством и он попытался вырвать у неё револьвер42.
Его картины стали выставляться в крупнейших музеях Европы. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге.
Образ продается и покупается до сих пор. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. Это было для него открытием.
Ребенком он пережил и смерть матери. По степени известности мотива Крик можно сравнить разве что с Джокондой да Винчи. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Останавливался, думая о чем-то. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни.
Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Между ними произошел инцидент с револьвером, когда пуля изуродовала палец левой руки художника. В 1993 году ему присудили кавалера Большого креста ордена Святого Олафа.
В конце 1880-1900-х гг. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик».
В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Но в смысле мастерства написания эти не радостные произведения таки сложнее того-же "Чёрного квадрата" ("Вообрази сам, что хочешь". В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. входит в незавершенный цикл Фриз жизни.
Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».
Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда.
Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Всё увиденное на этой выставке глубоко тронуло его понимание творчества. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни".
Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Он оставил после себя огромный архив. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее.
Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). De gustibus non est disputandum. Считается, что первой стадией обусловлена поза Мадонны, вторую Мунк отразил в литографии, сделанной в 1895 году – в левом нижнем углу изображена фигурка в позе эмбриона. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк.
От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»).
Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Делал несколько шагов. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Любовь, Ненависть, Рождение, Смерть, Юность, Старость, борьба с силами Природы предстают в их первобытном, очищенном от наслоений, которые принесла цивилизация, смысле.
Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.
Хрен редьки не слаще. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. На обезличенном до примитива лице читается отчаяние и ужас, граничащие с безумием. При всем при том нельзя не признать: семья с готовностью поддерживала его культурные устремления. Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз19, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу20.
В нем многое привлекало внимание. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Пшибышевский писал о картине «Крик»: «Невозможно даже дать представление об этой картине, – все ее неслыханное могущество в колорите. Изначально она называлась Отчаяние.
Шел он не как все. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Польский критик Ст. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892).
В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен.
Образ ужаса, который невозможно преодолеть, в этой работе просто перенасыщен эмоциями. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Эта работа родилась как отклик на страдания старшей сестры художника, Софи, умершей от туберкулеза в 1877 году.
Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее.
Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается.
Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Возможно, так случилось, так как это одно из немногих полотен Мунка, пропитанных умиротворением и спокойствием, где фигуры девушек и природа изображены в жизнерадостных красках. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора».
Изначально, художник назвал картину «Крик природы». В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7.
Мунк вырос в очень религиозной семье. Женщина изображенная на картине рядом с девушкой – тетя художника Карен Бьельстад, которая заботилась о детях своей сестры после ее смерти. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка.
На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. После открытия оформленного им актового зала в университете Кристиании Мунк приобретает усадьбу Экели неподалеку от столицы и переезжает туда. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло.
– Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
А экспрессионисты – "враги народа" – бередили не закалённые души чрезмерной чувствительностью, которая пушечному мясу империй всегда без надобности. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы.
Творчески подойдя к технике ксилографии, он распиливал доски с тем, чтобы печатать одновременно в нескольких цветах, – подобным приемом пользовался и Поль Гоген. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности.
Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. По примеру белых стихов, которые писали его друзья-литераторы в Кристиании, Мунк сопроводил картину соответствующим текстом, описывая пережитый им опыт – именно закат послужил для него стимулом к пугающему откровению: «Я шел с двумя друзьями вдоль дороги – солнце садилось. Творчество Мунка с начала 1890-х гг.
Один из первых представителей экспрессионизма. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней.
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. Первые опыты Мунка в печатной графике представляли собой инталии на сюжеты его же живописных произведений. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту.
Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования». Любовников как будто скрывает мгла. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.
Графические работы Мунка имеют острую выразительность. Образ человека – это лишенный защитной оболочки, обнаженный нерв, отзывающийся болью на малейшее прикосновение. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии.
Бонна высоко оценивал способности Эдварда к рисованию, но не одобрял его вольного обращения с цветом27. Правы все. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение.
Он выставлял свои произведения в галереях, но они вызывали слишком большой общественный резонанс и его выставки закрывали. Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека.
В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншёлля, получил её25. Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Все они основаны на личных переживаниях художника. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым.
«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.
Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Именно здесь он написал свои самые известные полотна, включая Крик в 1893 году.
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль.
Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле.
Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.
Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть.
Она оставила детям прощальное письмо полное глубокого религиозного чувства, которое потом отец им часто зачитывал. С тех пор смерть навсегда вошла в жизнь пятилетнего, в то время, Эдварда. Предполагается, что на становление его нового стиля повлияли работы Поля Гогена, которые он мог видеть во Франции. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Ревность, отчаяние, сексуальные желания обрели в этих произведениях облик психических состояний человека на грани безумия («Крик», 1893 «Пепел», 1894). Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали.
С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Картина до сей поры является символом всего экспрессионизма, совсем как Чёрный квадрат Малевича служит символом Супрематизма. Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь». Слава и признание пришли к нему только в последние годы жизни. Создана картина в Берлине.
В большинстве картин Эдварда Мунка написанных в 1890-1910-х годах прослеживается цикл, который называется «Фриз жизни». Хотя до этого Мунку никогда не доводилось работать с такими масштабными картинами, он прекрасно справился со стоявшей перед ним задачей. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца.
В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин.
Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма.