В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства. Эдвард Мунк биография и интересные факты из жизни норвежского живописца, графика и экспрессиониста изложенные в этой статье. Эдвард Мунк краткая биография норвежского живописца, графика и экспрессиониста изложены в этой статье.
Живописная манера Мунка, отражающая его субъективное эмоциональное состояние, отличается широким мазком, энергичной фактурой, а также сохраняет драматизм цвета, динамичное построение пространства. Мунк упорно учился. В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншёлля, получил её25.
Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.
Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Ей 26 лет и она замужем.
Но тогда не понятно, зачем Мунк подарил все свои работы, а их более полторы тысячи, не предупредив о полотне под названием «Крик». Что за чертовщину они там плетут.
В нем многое привлекало внимание. Получается лучшая гармония красок. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно.
Его портреты превосходно отражали характер человека. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. Но и природа изображалась им весьма поверхностно.
«Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Это были первые опыты художника. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Между ними произошел инцидент с револьвером, когда пуля изуродовала палец левой руки художника. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он.
Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»21, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн).
На первом варианте небо написано в багряных тонах. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом.
Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком.
После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения.
Дурная слава никогда никому не приносила ни выгоду. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Визуализация Мунком психологической травмы, которую он получил в ранней юности, стала одним из проявлений экспрессионизма. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел».
Работая с этим заказом, Мунк писал маслом на холсте, что позволило ему достичь удивительных эффектов цвета и фактуры, даже не сравнимых с теми, что обычно ассоциируются с настенными росписями. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него.
Фриз включает «Поцелуй», «Барку юности», мужчин и женщин, «Вампира», «Крик», «Мадонну». Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Первый вариант картины был создан в 1893-1894 гг., в 1895 г. была выполнена литография, а всего Мунк создал пять вариантов картины. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица.
Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой38.
Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
Лечение не принесло плодов: хотя физическое состояние улучшилось, душевное расстройство осталось. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30.
Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Изначально, художник назвал картину «Крик природы».
Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа.
У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи.
На смену приходит пафос утверждения жизни. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. носят пейзажный характер. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
«Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Он тратил несколько недель, наблюдая за заказчиком, чтобы затем написать портрет всего за несколько часов. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца.
«Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Он оставил после себя огромный архив. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы».
Она не кажется воплощением невинной святости, хотя еще остается застенчивой и не совсем понимающей, что с ней происходит. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»).
«Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Творчество Мунка с начала 1890-х гг. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине.
Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка.
Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. Они свободны от излишней повествовательности.
Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Я приостановился и изрядно отстал от приятелей.
Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.
«Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад).
«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного.
Достоевского «Преступление и наказание». Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники.
Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошёл загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку— по одной из версий, Тулла пригрозила ему самоубийством и он попытался вырвать у неё револьвер42. В Германии у Мунка было много друзей. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.
Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались.
Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Всего он провёл там более полугода. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него.
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни.
В 1893 году он написал первый вариант «Крика». «Я почувствовал крик Природы»). Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.
«Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья.
Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»19, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»20.
Он часто писал ночные пейзажи их загадочный сумрак, северные белые ночи, превращающиеся в его полотнах в некое видение, подобное сну. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. Оборачивался, как бы ища другой дороги. Бонна высоко оценивал способности Эдварда к рисованию, но не одобрял его вольного обращения с цветом27. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). ориентация норвежского искусства меняется.
В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг.
Вскоре семья переселилась в столицу. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни.
Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Картина становится символом вечного возрождения жизни. Художник был госпитализирован и на этом их отношения с Туллой завершились, но его психическое благополучие было сильно подорвано. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею.
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть.
На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза.
Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное.
И это всего две истории связанные с хранителями музея, где выставлено полотно. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета.
Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)28. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше.
Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. В 80-е гг. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Это всё конечно не пошло на пользу полотну. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве.
Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж.
Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Его так же растащили на майки, брелоки и комиксы. Мунк также верил, что когда-то лун было две. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего.
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Графика Мунка поражает разнообразием техники. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову.
Выглядит она очень хрупкой и ранимой. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. В 1900-х гг. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка.
К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»4: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада5. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Вдруг небо покраснело и мне показалось, что его окутали языки пламени. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд.
Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Кажется, что картину жизни облили растворителем и все предметы начинают терять форму перед тем, как превратиться в ничто.
В течение 1909-1916 гг. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут.
Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании11. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен.
Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»29 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца30. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа.
Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи.
Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Портреты художника – исследование человеческой души. Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами.
Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение.
Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи.
В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы.
Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Пейзаж по ту сторону перил изображен с помощью извивающихся линий бесконтурные, неопределенные разводы краски символизируют неточность и неопределенность мятущейся мысли, которая берет начало в человеческом страдании и развивается с нарастающей удушливой силой». Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника.
В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Разве вы не знаете, что луна круглая. ».
Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии.
Ни пользу. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Она была создана в преддверии нового этапа творчества Мунка, в период, когда постепенно стихают мрачные ноты исчезают мотивы отчаяния и одиночества, так долго звучавшие в его работах. Мадонна 1895, Национальная галерея, ОслоКрик 1893, Музей Мунка, Осло Пепел 1894, Национальная галерея, ОслоВампир 1897, Национальная галерея, Осло Звездная ночь 1893, Музей Поля ГеттиАвтопортрет с бутылкой вина 1906, Музей Мунка, Осло Улица в Асгардстренде 1902Половая зрелость 1895Голгофа 1900Обнаженная у кресла 1929Убийца в переулке 1919 Расставание 1896Женщина в синем (Фрау Барт), 1921Танец жизни 1899-1900Поцелуй 1897Нимфа 1896 Искусство Франции. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза.
Выставленная впервые, эта работа подверглась уничтожающей критике — прежде всего, за жесткую манеру письма. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны.
Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе.
Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Обретение художником своего стиля происходило и не без влияния живописи Поля Гогена, в которой он воспринял необычность цвета, декоративность колорита и мир поэтических символов Гогена. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем.
Как правило, большинство сюжетов, мотивов, композиций разрабатывалось параллельно в живописи и гравюре. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.
Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Уже в середине 80-х гг.
Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». На сторону юноши встали тётушка Карен и близкий друг Кристиана Мунка Карл Фредрик Дирикс, а также дальний родственник, влиятельный художник Фриц Таулов12. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.
В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Но картина пострадала больше всего именно из-за каких-то мистических совпадений. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества.
Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Прошло время и, не выдержав приступов мигрени, он заканчивает жизнь самоубийством. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди.
Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Делал несколько шагов. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль.
В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз19, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу20. В него вошло около трехсот листов. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях42.
В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Образ продается и покупается до сих пор. В свободное время Мунк активно ходил на выставки и в музеи, в том числе на экскурсии, посвящённые классическому искусству, которые Бонна устраивал для своих студентов.
Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Многие картины художник писал в нескольких вариантах. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь.
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос.
В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа». Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.
Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории.
входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Правы все.
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Поиски заняли целых два года. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна».
В конце 1880-1900-х гг. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6.
«Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Он был вторым ребёнком в семье: у него была старшая сестра, Юханна София, две младших— Ингер и Лаура и брат Андреас3. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг.
23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться».
Художник страдал бессонницей и паранойей. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности.
В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. По степени известности мотива Крик можно сравнить разве что с Джокондой да Винчи. Всего он провёл там более полугода.
Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Впоследствии в 1908 году художник попал в копенгагенскую психиатрическую клинику с душевным расстройством.
Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Осенью он едет в Париж. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Он ввёл Эдварда в круг столичной богемы, центральной фигурой которой был скандальный писатель-анархист Ханс Егер. Здесь он проживёт остаток жизни. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши.
А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Я всего лишь добавила немного информации и абсолютно не говорила ничего о том как сама отношусь к художники и его творчеству. На мой взгляд Эдвард Мунк был безумным гением. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.
Мы ощущаем величие ее скал, суровую стихию холодного моря, таинственное мерцание ночного неба. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Рядом с ней – мать.
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали.
жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. История зарубежного искусства. Всего он провёл там более полугода. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин.
Грин позаимствовал наименование для своего романа. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. С их именами, к которым следует причислить и учителей Мунка, связан подъем норвежского изобразительного искусства последней трети ХIХ в. Будучи представителями нового поколения, они стремились преодолеть те влияния, которые ранее были привнесены на национальную почву из художественных центров Германии – Дюссельдорфа и Мюнхена. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки.
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны27. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».
Но больше всего его раздражали пальцы. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега.
Шел он не как все. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Один из первых представителей экспрессионизма. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Художник стремится освободиться от магнетизма пессимистического настроения, поверить в иные силы.
Лицо человека – застывшая безликая маска. В Париже на мировоззрение художника оказывают влияние импрессионисты и скандинавские символисты, а с началом 1890-х, его творчество начинает постепенно трансформироваться, поддаваясь влиянию стиля модерн. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Образ многократно тиражировался в рекламе, комиксах, манге, аниме, появлялся на обложках музыкальных альбомов. De gustibus non est disputandum. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Проект остался нереализованным. Осенью он едет в Париж.
Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Как. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. И в итоге его полотно само подтвердило это учёное утверждение. Хрен редьки не слаще. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.
Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти».
Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера.
Он издает вопль. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях.
В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Первая дата – 1888–1889 годы.
Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Всего он провёл там более полугода. Эдвард Мунк как раз таки страдал подобными расстройствами и фобиями.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Живое побеждает смерть. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.
В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Мунк отказался от перспективы и светотеневой моделировки, композицией и отсутствием формы картина отдалённо напоминала икону.
Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. В 1918 году художник писал: «Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение тридцати лет. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке6. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Эта картина честно и откровенно передает пробуждающееся сексуальное чувство, которое Мунк считал одним из самых глубоких и опасных переживаний, выпадающих на долю человека.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. В его судьбу вторглась война.
Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. Ну, например, музейный работник по своей нерасторопности уронил само полотно. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше 1906 г., сочиненные художником после общения с сестрой известного философа. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины.
Создана картина в Берлине. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. В конечном счёте, Мунка пришлось изолировать от общества. В клинике он провёл семь или восемь месяцев и познакомился с талантливым психиатром доктором Линде.
Родив пятеро детей в течение семи лет, она умерла от туберкулеза, когда ей исполнилось только 30 лет. Кровь коагулировалась и образовала сгустки, которые мешали видеть – будто бы пятна накладывались на всё, на что он смотрел. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».
Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Летом Мунк едет с семьёй на съёмную дачу в Осгорстранне, маленьком городе неподалёку от деревни, в которой состоялась его первая встреча с Милли Таулов24 Осгорстранн станет его излюбленным местом и через некоторое время он приобретёт здесь собственный дом. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»21 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику22. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции.
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»19 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Но, осознав свое художественное призвание, он бросил школу и начал изучать основы художественной грамоты у известного скульптора Юлиуса Миддельтуна. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение.
Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Другой сотрудник также обронил полотно, но к счастью, остался жив.
Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. Портреты художника – исследование человеческой души. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны.
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Но практически тоже самое случается и с посетителями. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Пластический язык обретает исключительную силу.
Он казался странным. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников.
Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни.
Он ввёл Эдварда в круг столичной богемы, центральной фигурой которой был скандальный писатель-анархист Ханс Егер. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Он называл это «лошадиным лечением». Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м.
Она называлась «Дорога никуда». В 1909 г. Мунк после пребывания в клинике, вызванного многомесячной нервной депрессией, возвращается на родину. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты.
Что же случалось. Скажите проклятье.
Любовников как будто скрывает мгла. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма.
В 2012 году вариант картины, написанный в 1895 году, был продан на аукционе почти за 120 миллионов долларов: Крик вошел в десятку самых дорогих полотен всех времен. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Вскоре несчастье постигло и другую его сестру, Лауру: в её поведении появились странности, со временем становившиеся всё более заметными и спустя некоторое время ей была диагностирована шизофрения.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Монументальное творчество Мунка положило начало созданию национальной школы монументальной живописи, а также позволило считать его одним из выдающихся мастеров европейского монументального искусства ХХ в. Представление о творческой индивидуальности Мунка будет неполным, если не сказать о его многочисленных графических и живописных автопортретах. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет».
Останавливался, думая о чем-то. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3334.
В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. В Норвегии он долго не мог найти себе места и попеременно жил в Осгорстранне, Крагере, Витстене и на острове Иелэйя. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Кстати, «Криков» несколько, а если быть ещё точнее ровно четыре.
Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. В 1921-1922 гг.
Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Осенью он едет в Париж.
Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане.
Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. В них запечатлен духовный путь мастера. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7.
Несчастья. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то калечился на всю жизнь. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. На картине изображен печальный молодой человек, сидящий, подперев голову рукой, на пустынном каменистом побережье, в котором узнается реальный осгорстраннский пейзаж.
В сущности его картины 80-х гг.