В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства. Эдвард Мунк краткая биография норвежского живописца, графика и экспрессиониста изложены в этой статье.
Усиливает ощущение удушающей атмосферы сама фактура холста и тягучие мазки, вторящие волнообразным цветовым линиям. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. 76-летний Мунк воспринял это как личную трагедию и показал себя истинным патриотом своей страны.
Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Живое побеждает смерть.
Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании.
«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. В его судьбу вторглась война. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника.
В него вошло около трехсот листов. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились – Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, – его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Делал несколько шагов.
«Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», – сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. В гравюре и литографии Мунк воплощал те же сюжеты, что и в живописи, но с гораздо большей энергией, силой и оригинальностью. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. В Париже Мунк посещал студию Леона Бонна, где началось увлечение художника импрессионистической живописью.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях.
В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло).
Осенью он едет в Париж. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Вскоре семья переселилась в столицу.
Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Среди них были шведский писатель и художник Август Стриндберг, польский поэт Станислав Пшибышевский, немецкий историк искусства Юлиус Мейер-Грефе, сыгравшие определенную роль в творческом развитии Мунка.
Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Бонна высоко оценивал способности Эдварда к рисованию, но не одобрял его вольного обращения с цветом. Струящийся дым, расходящийся в концентрических кольцах фона, создающих ритмическую основу композиции и неровный, меняющийся свет вызывают ощущение преодоления материальности, превращают изображение в видение, почти мираж. Образы, полные драматизма и тревоги, порой отмеченные печатью гротеска, но основанные на жизненных впечатлениях, несут в себе размышления о судьбе человека, смысле бытия.
В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти.
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии – впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании.
Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии.
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества.
Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские.
В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Он издает вопль. Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времён его жизни.
Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании.
Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.
Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь». В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5.
Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны.
Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Работа печаталась в различных цветовых комбинациях и весьма высоко котируется в наследии Мунка. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
В конце 1880-1900-х гг. Оно у Мунка изображено отражающимся в воде одного из фьордов южного побережья Норвегии, но написано при этом столь смело и стилизованно, что заставляет вспомнить художников-абстракционистов.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Останавливался, думая о чем-то. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. Уже в середине 80-х гг. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. De gustibus non est disputandum.
Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Его краски стали резче и интенсивнее. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности.
К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Графика Мунка поражает разнообразием техники. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина.
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими. Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми». «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом.
Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. Мунк писал себя обнаженным, на одной из картин он стоит в темной комнате, его тело объято пламенем, лицо искажено, он в аду.
В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра.
Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Достоевского «Преступление и наказание».
Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Литография, на которой изображена английская скрипачка, превратилась в поэму о любимой женщине. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В 80-е гг.
В свободное время Мунк активно ходил на выставки и в музеи, в том числе на экскурсии, посвящённые классическому искусству, которые Бонна устраивал для своих студентов. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Мунк практически не использоваал прямых линий. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. в творчестве Мунка намечается сдвиг, приведший в дальнейшем к принципиально новым акцентам в его искусстве. В 1885 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов.
Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. Несмотря на относительное затворничество на склоне лет, у Мунка, по счастью, сохранились друзья, разделяющие его страсть к русскому писателю. Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой».
В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Создана картина в Берлине. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску.
Его гравюры пожалуй, высшее достижение мастера. В сущности его картины 80-х гг. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и – возможно – любовницей.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». История зарубежного искусства. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Сначала его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года— художник Кристиан Крог. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве.
Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него.
От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной. Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок».
Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. В них запечатлен духовный путь мастера. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского.
Правы все. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Он рассматривает внутренний и внешний мир страдающего человека изображенного с мрачным лицом и держащегося окровавленной рукой за сердце.
Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Она не кажется воплощением невинной святости, хотя еще остается застенчивой и не совсем понимающей, что с ней происходит.
Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу.
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее. Всего он провёл там более полугода. Только на кровати светится яркое покрывало.
Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.
В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности.
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Вместе с этим аффективные расстройства в виде состояний депрессий и мании не могли не отразиться на творчестве художника: картины, написанные в состоянии депрессии, отличаются блеклым или нарочито мрачным колоритом и содержанием, в то время как в гипомании – тема картин лишена грусти, а краски полотен стали светлее.
Крайняя замкнутость, не всегда адекватное отношение к окружающим, признаки инфантилизма заставляют предполагать наличие специфических изменений личности, свойственных эндогенному заболеванию. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования». Богема стала для него второй семьей.
Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Наиболее грандиозная презентация работ Мунка состоится летом 2013 года в Осло по случаю 150-й годовщины со дня рождения художника. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Шел он не как все.
В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Мунк упорно учился. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м.
В центре композиции в кресле с высокой спинкой изображена больная девочка, немощная, с усталым бледным лицом и худыми слабыми руками. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову.
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку.
Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.
В течение 1909-1916 гг. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина.
Всего он провёл там более полугода. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Он ввёл Эдварда в круг столичной богемы, центральной фигурой которой был скандальный писатель-анархист Ханс Егер. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы.
Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов.
Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Вместе с тем мировоззрение художника формировалось не изолированно от всей общественной обстановки, которая складывалась в Норвегии под воздействием процесса интенсивного развития капитализма и роста рабочего движения. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».
Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет».
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу» – в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи.
Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта.
Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Он оставил после себя огромный архив. Некоторые из них – своего рода монологи-исповеди, обнажающие чувства, другие – сдержанные, отмеченные некоей формой отчуждения, затрудняющей проникновение в глубину.
Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза» : под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ.
Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал – консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников – привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
До того, как в 2015 году наследие Мунка перешло в общественное достояние, Музей Мунка выступал как официальный правообладатель в вопросах, связанных с коммерческим использованием его картин. Когда будущему живописцу было 14 лет, его 15-летняя сестра умерла от туберкулеза, причем случилось это через 9 лет после того, как от этой же болезни скончалась мать семейства Лаура Мунк.
Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. В это же время он создает серию замечательных пейзажей: восход солнца, который приносил Мунку радость и холмы, которые он видел из своего окна и был рад тому, что они не дают возможности наблюдать заход солнца, погружающий его в глубокое уныние. Несомненно, они не только отражали внутреннее состояние художника, но и были навеяны безрадостными событиями его детства: Мунк в пять лет лишился матери, через несколько лет умерли старшая сестра Софи и брат Андреас. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
Его творчество резко изменилось. Оборачивался, как бы ища другой дороги.
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление – прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом – в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Всего он провёл там более полугода. Они свободны от излишней повествовательности. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение.
«Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. В 1900-х гг. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом».
После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Скорбь, которая ощущается в фигурах и лицах, становится здесь символом безысходной трагедии. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности.
Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв.
Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора».
Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Мунк экспериментирует с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма. Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет».
Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Ей 26 лет и она замужем. Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается.
Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895). В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет.
Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство.
Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов.
Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Поначалу их отношения были очень тёплыми, но со временем страстность и навязчивость Туллы стали утомлять и отпугивать Мунка. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства».
За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка.
Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Лицо человека – застывшая безликая маска.
И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. входит в незавершенный цикл Фриз жизни. На картине изображена рыжеволосая девушка болезненного вида, лежащая в кровати, а за руку ее, склонившись, держит женщина в черном платье.
жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. В 1902 году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос.
Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Мадонна 1895, Национальная галерея, ОслоКрик 1893, Музей Мунка, Осло Пепел 1894, Национальная галерея, ОслоВампир 1897, Национальная галерея, Осло Звездная ночь 1893, Музей Поля ГеттиАвтопортрет с бутылкой вина 1906, Музей Мунка, Осло Улица в Асгардстренде 1902Половая зрелость 1895Голгофа 1900Обнаженная у кресла 1929Убийца в переулке 1919 Расставание 1896Женщина в синем (Фрау Барт), 1921Танец жизни 1899-1900Поцелуй 1897Нимфа 1896 Искусство Франции.
Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад).
Композиция возвращает нас к символизму 1890-х годов, что подтверждают написанные Мунком сопровождающие тексты: «Мое искусство придало моей жизни смысл.
Творчество знаменитого норвежского художника Эдварда Мунка таит в себе множество загадок. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю – видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Проект остался нереализованным. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи.
Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. Мы ощущаем величие ее скал, суровую стихию холодного моря, таинственное мерцание ночного неба.
Всего он провёл там более полугода. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем.
За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения: на них присутствовали царапины и следы от влаги, холсты были надорваны. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа.
В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк.
В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Самая, пожалуй известная работа Мунка обросла великим множеством комментариев и интерпретаций при всем разнообразии воззрений сущность их в том, что главное в картине – ее способность вызвать у зрителя глубокое личное переживание. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина.
В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет. Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии. Осенью он едет в Париж. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». ориентация норвежского искусства меняется. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение.
В нем многое привлекало внимание. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз.
Эта работа родилась как отклик на страдания старшей сестры художника, Софи, умершей от туберкулеза в 1877 году. Картина становится символом вечного возрождения жизни. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние.
В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши.
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Его портреты превосходно отражали характер человека. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.
Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве.
Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. носят пейзажный характер. Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Тихая печаль сквозит в тонком полупрозрачном профиле откинувшейся на подушку девочки, в образе поникшей у ее кресла матери.
Творчество Мунка с начала 1890-х гг. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь – результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу» : «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше. По другую сторону деревянной балюстрады Мунк представляет устрашающую стихию прибрежного пейзажа и реки.
В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Картины природы всегда преломлены через настроение художника.
Эдвард Мунк родился в 1863 году. Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Он казался странным. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты.
В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Хрен редьки не слаще.
Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Осенью он едет в Париж. Один из первых представителей экспрессионизма.
Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Это были первые опыты художника. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера.
Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами.
Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен.
Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка.
В Германии у Мунка было много друзей. Все вокруг мрачно и бледно.
Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Человек без лица – сам Мунк, потерявший смысл жизни, пребывающий в изоляции и оттого отчаявшийся до предела.
В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В этом случае его картины можно расценивать как предварительный этап работы, а графический оттиск – как завершающий. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна».
Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Обретение художником своего стиля происходило и не без влияния живописи Поля Гогена, в которой он воспринял необычность цвета, декоративность колорита и мир поэтических символов Гогена. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе.
В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Любовников как будто скрывает мгла.
Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Рядом с ней – мать. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536.
Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Маленькие бессильные руки, узкие плечи. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Портреты художника – исследование человеческой души. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету».
Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Недостаточная информация о душевном недуге художника не позволяет с уверенностью квалифицировать то или иное расстройство, однако крайняя подозрительность и выраженные идеи отношения, а также вербальные иллюзии и галлюцинации заставляют предполагать развитие приступов с персекуторным характером бреда. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни». Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти.
В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. В 1921-1922 гг.
Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими.
Похороны Мунка прошли при огромном стечении народа, в похоронной процессии особенно много было женщин. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Выглядит она очень хрупкой и ранимой.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Пластический язык обретает исключительную силу. В эти годы в живописных и графических работах Мунка, в системе его художественного мышления выявляются черты символизма. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии.
Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге.
Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
«Лунный свет скользит по твоему лицу – полному земной красоты и боли, – пишет Мунк в сопроводительном тексте. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.
Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».
На сторону юноши встали тётушка Карен и близкий друг Кристиана Мунка Карл Фредрик Дирикс, а также дальний родственник, влиятельный художник Фриц Таулов. На смену приходит пафос утверждения жизни. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. Девушки на мосту – одна из немногих картин Мунка, получивших известность после создания – признание пришло к Мунку и большинству его творений лишь в последнее десятилетие жизни художника.
Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк.
Через портрет он всегда исследовал душу человека. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.