Фигура героини освещена ярким весенним солнцем, заставляя ее тело отбрасывать резкую тень». Его мучили кошмары, он не мог спать по ночам, ведь во сне все слова религиозного родителя оживали, приобретая визуальную форму. Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. Мунк экспериментирует с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма.
Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Он продолжает экспериментировать и расширять круг своих персонажей: среди них в этот период появляются купальщики, фермеры, рабочие, нередки также изображения животных. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве.
Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством.
– Ибо Смерть протягивает руку Жизни – такова цепь, связывающая тысячи ушедших поколений с тысячами поколений, что еще придут». Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.
В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника.
Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Через портрет он всегда исследовал душу человека.
В Германии у Мунка было много друзей. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Монументальное творчество Мунка положило начало созданию национальной школы монументальной живописи, а также позволило считать его одним из выдающихся мастеров европейского монументального искусства ХХ в. Представление о творческой индивидуальности Мунка будет неполным, если не сказать о его многочисленных графических и живописных автопортретах. В произведениях Мунка боль личных утрат ощущается столь остро, что зритель видит в них отнюдь не сколки с реальности, но именно состояния страдающей души.
Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин.
В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Выставленная впервые, эта работа подверглась уничтожающей критике — прежде всего, за жесткую манеру письма.
Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Это были первые опыты художника. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».
Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. Художник избегал подробного описания, второстепенных деталей, разработанного сложного фона. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».
Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Последняя стала позировать ему и следующие несколько лет оставалось главной музой художника. Летом Мунк арендовал небольшой домик в Осгордстранде, чуть позже приобрёл собственное жилище. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Здесь он проживёт остаток жизни.
Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. По замечанию Майкла Мармора, профессора Школы Медицины Стэндфордского университета, «Мунк был глубоко напуган глазным кровоизлиянием.
После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Художник страдал бессонницей и паранойей. Мунк упорно учился.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер.
Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. В декабре из Норвегии приходит известие— умер после инсульта отец семейства, Кристиан Мунк.
В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство.
Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение.
Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе.
В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».
Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Художник претворяет здесь завоевания художественной культуры нового времени, прибегая к вангоговской напряженности колорита. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»).
Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Всего он провёл там более полугода. Уже в середине 80-х гг.
Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Его повышенная активность, условность, фантастичность преображают обыденную реальность, придают метафорическое, символическое значение сюжету. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании.
Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. На смену приходит пафос утверждения жизни. Это продолжалось около четырёх лет и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла и показав её тело. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея.
«Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв.
В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Хотя до этого Мунку никогда не доводилось работать с такими масштабными картинами, он прекрасно справился со стоявшей перед ним задачей. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки.
Картина становится символом вечного возрождения жизни. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным.
«Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Вскоре семья переселилась в столицу. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В него вошло около трехсот листов. Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времён его жизни.
«Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Его портреты превосходно отражали характер человека. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7.
Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Старинные немецкие городки предстают в аскетическом ритме высоких башен и островерхих фасадов домов. Астроном Д. Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Йенс Мунк родился в поместье Барбу в Арендале, округ Эуст-Агдер (современная Норвегия). Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма.
Самая знаменитая картина из цикла Фриз жизни – это созданная в 1901 году картина Крик, которую можно считать программным произведением зарождающегося экспрессионизма. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Живое побеждает смерть.
В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет.
Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен.
О том, что художник ассоциировал картину со смертью, говорят его собственные комментарии к ней и тот факт, что любовь в представлении Мунка всегда была неразрывно связана со смертью. Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции.
Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Лечение не принесло плодов: хотя физическое состояние улучшилось, душевное расстройство осталось.
Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. «Лунный свет скользит по твоему лицу – полному земной красоты и боли, – пишет Мунк в сопроводительном тексте. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Что за чертовщину они там плетут.
Создана картина в Берлине. В 1930 году произошло непоправимое: у Мунка случилось кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза из-за которого он был вынужден на время оставить живопись. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года».
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Но больше всего его раздражали пальцы. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение.
Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. В течение 1909-1916 гг. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге.
Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». От поздних работ Мунка это полотно отличается своей приверженностью к реализму, хотя уже и здесь заметен преимущественный интерес внутренним переживаниям человека, а не к его внешнему облику. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Причем в этом случае его картины можно расценивать как предварительный этап работы, а графический оттиск – как завершающий.
Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.
В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным и он, художник, остановился, сокрушенный невозможностью противостоять огромной силе, которая уносит время, любовь и все сущее прочь от него. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи.
«Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Богема стала для него второй семьей. Лицо человека – застывшая безликая маска.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В 1625 году Кристиан IV вовлёк Данию в Тридцатилетнюю войну.
«Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. В течение шести лет Мунк жил в Байе (современный Сальвадор), где состоял на службе брата Диарта Диаша – Мигеля.
В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе.
В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни. На автопортретах он изображал себя старше, чем он был на самом деле, как бы фантазируя о старости, приучая себя к мысли о приближающейся смерти. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка.
Большую роль в его искусстве играли литография и гравюра на дереве, меньшую – офорт, в основном занимавший его вначале. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине.
В 1893 году он написал первый вариант «Крика». В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.
После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. «Я почувствовал крик Природы»).
За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Судя по воспоминаниям родственников, уже в этом возрасте мальчик показывал известный талант к рисованию. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь.
Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.
«Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка.
Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Теперь центром притяжения становится Париж, творчество норвежских мастеров развивается под воздействием иных импульсов, освобождаясь от сковывающих его условностей и канонов.
Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Поначалу их отношения были очень тёплыми, но со временем страстность и навязчивость Туллы стали утомлять и отпугивать Мунка. Прожив насыщенную жизнь и оставив такое колоссальное наследство, он, разумеется, стал знаковой фигурой эпохи.
Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Только на кровати светится яркое покрывало.
В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Поиски заняли целых два года. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. В следующем году он плавал с голландским конвоем к портовому городу Байе в Бразилии. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.
Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал, фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Все вокруг мрачно и бледно.
Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Изображение человека с искаженным от ужаса лицом стало не просто олицетворением страха, но и своеобразным знаком эпохи. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве.
Флотилия Мунка блокировала берега реки Везер с 1626 по 1627 год. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.
Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Как правило, Мунк создавал портреты тех, с кем находился в дружеских или реже – в деловых отношениях. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз.
В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). В них запечатлен духовный путь мастера. Осенью он едет в Париж.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Пластический язык обретает исключительную силу. Главным становится передача состояния, психологии, а не события.
Пройдя Гудзонов пролив лишь 20 августа, Мунк повернул на юго-запад и в сентябре дошёл до устья реки, которую теперь называют рекой Черчилл (провинция Манитоба, Канада). Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. В 1921-1922 гг.
Новое образное отражение действительности в области пластических искусств реализуется в формах условных, трансформирующих реальность, главным образом в виде живописной системы модерна. Большое значение художник придает ритмической структуре гравюры или картины: резкому звучанию линий, силуэтов, пятен. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс».
Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.
Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача.
Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Всего он провёл там более полугода. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Его творчество резко изменилось.
На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536.
Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова».
В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Девушки на мосту – одна из немногих картин Мунка, получивших известность после создания – признание пришло к Мунку и большинству его творений лишь в последнее десятилетие жизни художника. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна».
Именно в это десятилетие он создает произведения, в которых тема страдания, одиночества приобретает подчеркнуто мрачную окраску. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Поисками путей в Индию заинтересовалось и датское правительство.
Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Осенью он едет в Париж. Он называл это «лошадиным лечением».
Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона.
Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». На первом варианте небо написано в багряных тонах. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893).
Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).
У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет. Среди них были шведский писатель и художник Август Стриндберг, польский поэт Станислав Пшибышевский, немецкий историк искусства Юлиус Мейер-Грефе, сыгравшие определенную роль в творческом развитии Мунка.
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Его отец — бедный дворянин и офицер Эрик Мунк, отличался жёстким характером.
В основе языка этих работ – лаконичная композиция, лишенная многословности, локальный цвет, решенный нередко на столкновении тонов. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света.
Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Рядом с ней – мать. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде».
В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. В искусство ХХ в. Мунк вошел как выдающийся мастер графики с индивидуальным творческим почерком. носят пейзажный характер. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок».
«Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком».
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Он издает вопль. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину.
Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство.
Грин позаимствовал наименование для своего романа. Графика Мунка поражает разнообразием техники. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки.
Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Проект остался нереализованным. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4.
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера.
Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане.
В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). ориентация норвежского искусства меняется. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным.
Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него.
С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895). Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
Его краски стали резче и интенсивнее. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина.
Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет. Картины природы всегда преломлены через настроение художника.
Затем, уже после сокрушительного поражения датской армии 19 июля 1627 года, Мунк принял участие в нападениях на контингенты имперского генералиссимуса Валленштейна на острове Фемарн и в городе Киле (в марте и апреле 1628 года, соответственно). В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут.
Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7.
Это было место куда он стремился когда он был заграницей или чувствовал себя уставшим или истощённым. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
Портреты художника – исследование человеческой души. В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Состояние своей героини художник передает через деформированные формы и искаженные цвета, тем самым ассоциируя себя с символизмом и нарождающимся экспрессионизмом. Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз19, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу20. Немного грязи и дыр – это им только на пользу». Помимо станковой живописи, Мунк занимался офортами, чёрной и цветной литографией, работал в технике сухой иглы, акватинты, ксилографии изготовлял гравюры на дереве. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым.
Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Лунный свет мягко отделяет легкую тень от женской фигуры и рельефно выявляет фактуру стены дома, совмещенную с материалом и линейным рисунком гравировальной доски. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни».
В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Именно так и произошло: двадцатый век обернулся тяжелейшим периодом в истории человечества: революции, колониальные войны, Хиросима и Вьетнам и, наконец, две кровопролитные мировые войны. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире.
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка.
Она называлась «Дорога никуда». В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Неудача Мунка усугубилась гибелью его брата Нильса и верного друга Йоргена Даа. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы.
Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты.
Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Достоевского «Преступление и наказание».
Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. В его судьбу вторглась война. Они свободны от излишней повествовательности. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.
Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. В декабре из Норвегии приходит известие— умер после инсульта отец семейства, Кристиан Мунк. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. 9 мая 1619 года, под эгидой короля Кристиана IV, Мунк начал собирать экспедицию, в которую вошли корабли Королевского военно-морского флота Дании: небольшой фрегат «Enhirningen» (Единорог) и шлюп «Lamprenen» (Минога), с командой общей численностью в 65 человек. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею.
В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны.
Все чаще Мунк обращается к теме труда, в его живописи и графике появляются образы рабочих, рыбаков, крестьян. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства».
В это время в Париже начинают появляться живописные и графические афиши и рекламные плакаты в стиле модерн. Несколько недель, в течение которых Софи Мунк умирала от чахотки, стали одним из самых страшных периодов в жизни Мунка – в частности, уже тогда он впервые задумался о смысле религии, что после привело к отторжению от нее. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Эдвард Мунк родился в 1863 году.
Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна.
В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. В 1900-х гг. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. До того, как в 2015 году наследие Мунка перешло в общественное достояние, Музей Мунка выступал как официальный правообладатель в вопросах, связанных с коммерческим использованием его картин.
Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала.
Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше 1906 г., сочиненные художником после общения с сестрой известного философа. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Мунк также верил, что когда-то лун было две.
Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника.
Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Мунк, к этому времени привыкший стойко сносить насмешки и ругань со стороны критиков, отнёсся к ситуации с нескрываемой иронией37. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка.
Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. Солнце, дождь и ветер изменяли краски и, с точки зрения художника, гармонизировали полотна.
Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Мунк практически не использоваал прямых линий. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие.
Всего он провёл там более полугода. Мунк умер 26 июня того же года, вероятно, в результате ранения в бою у Киля. Целью экспедиции было обнаружение Северо-Западного прохода в Китай и Индию.
Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского.
В сущности его картины 80-х гг. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими.
Стремительные линии мостов, застылые, завороженные фигуры девушек, зеркало озера и мощные силуэты деревьев с пышными кронами переходят из одной композиции в другую. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. В 80-е гг.
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Получается лучшая гармония красок.
Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества.
Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания.