Творчество норвежского художника Эдварда Мунка часто ассоциируют с такими направлениями, как символизм, экспрессионизм и эстетизм. Эдвард Мунк (род. Эта мечта Эдварда Мунка сбылась. Написанная в 1890-х годах картина «Расставание» буквально иллюстрирует то, как Эдвард Мунк воспринимал жизнь.
Портрет Эдварда Мунка изображён на банкноте в 1000 норвежских крон. «крик» ЭДВАРДА МУНКА – ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. Эдвард Мунк норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни.
«часто я просыпался в холодном поту и оглядывал свою комнату, чтобы убедиться, не в аду ли я», – сознался в конце жизни Эдвард Мунк. Хотя в творчестве Эдварда Мунка сложно найти соответствие каким-либо определенным направлениям живописи, огромное значение его творчества, способствовавшего появлению нового художественного направления – экспрессионизма, неоспоримо. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописециграфик, театральный художник, теоретик искусства. Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка.
До 1879 года Эдвард Мунк хотел стать инженером, но ему помешала болезнь. «без моих картин я – ничто», – признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор. Мунк Эдвард (Munch) (12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк — 23 января 1944, Экелю, близ Осло), норвежский живописец и график, теоретик искусства, театральный художник. В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства. Эдвард Мунк родился в многодетной семье военного врача.
Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. После смерти матери Софи и Эдварда (Лауры) она взяла на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков. Эдвард Мунк краткая биография норвежского живописца, графика и экспрессиониста изложены в этой статье. Когда Эдварду Мунку было 76 лет, фашистская Германия оккупировала Норвегию.
Эдвард Мунк (норв. Эдвард Мунк – ярчайший представитель экспрессионизма, нового течения в живописи XX века. Будущий художник Эдвард Мунк появился на свет 12 декабря 1863 в городе Летен в семье военного врача.
Эдвард Мунк (род. Эдвард Мунк, которому жизнь доставляла мало радости, любил ее такой любовью, что в конце концов хотел слиться воедино со своими картинами, в них продолжить жизнь и существовать. Текст составлен по материалам Википедии и авторской статьи А. П. Дьяченко "Эдвард Мунк: потерянный и обретённый". Эдвард Мунк (норв.
Портрет Эдварда Мунка изображён на банкноте в 1000 норвежских крон. Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур. «такое мог написать только сумасшедший» – эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик».
Мастер подчеркивает суровое величие и монументальность норвежского ландшафта, передавая его характерные особенности: небо, низко нависшее над холодным морем, безлюдные, отполированные водой и временем скалы, одинокий домик на берегу. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Одна из последних его работ – автопортрет: старый и усталый, он стоит в спальне около стенных часов.
В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой».
Бонна высоко оценивал способности Эдварда к рисованию, но не одобрял его вольного обращения с цветом. Вместе с тем мировоззрение художника формировалось не изолированно от всей общественной обстановки, которая складывалась в Норвегии под воздействием процесса интенсивного развития капитализма и роста рабочего движения. Лунный свет, который освещает поверхность воды, отражается на лице женщины, становится носителем неземных, потусторонних сил. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние.
Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно.
Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Только на кровати светится яркое покрывало. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции.
Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Все они основаны на личных переживаниях художника. Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем.
Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету».
«Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания.
В его судьбу вторглась война. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы.
В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников.
Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Лицо человека – застывшая безликая маска. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора».
Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. Ребенком он пережил и смерть матери.
Именно так и произошло: двадцатый век обернулся тяжелейшим периодом в истории человечества: революции, колониальные войны, Хиросима и Вьетнам и, наконец, две кровопролитные мировые войны. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Его краски стали резче и интенсивнее.
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Что за чертовщину они там плетут. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам.
В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. Они свободны от излишней повествовательности. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.
Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Изначально, художник назвал картину «Крик природы».
Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Не случайно в процессе работы над полотном он отказывается от мрачных смысловых атрибутов, хотя и они трактованы неоднозначно: череп животного буйно прорастает листвой, погребенное в земле тело, как щупальцами, объято корнями дерева.
Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Графика Мунка поражает разнообразием техники.
Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Реставраторы приняли нелёгкое решение отказаться от восстановления и законсервировали полотна.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло.
В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине.
Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. С их именами, к которым следует причислить и учителей Мунка, связан подъем норвежского изобразительного искусства последней трети ХIХ в. Будучи представителями нового поколения, они стремились преодолеть те влияния, которые ранее были привнесены на национальную почву из художественных центров Германии – Дюссельдорфа и Мюнхена. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. В них запечатлен духовный путь мастера.
Это было для него открытием. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка.
Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка.
В конце 1880-1900-х гг. Живое побеждает смерть. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи.
23 января 1944г. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Тогда Мунк еще не занимался гравюрой и на выставке было представлено свыше пятидесяти его живописных работ. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем.
Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Фигура женщины в черном, которая часто встречается в произведениях художника и олицетворяет собой смерть, склонила перед умирающей голову и уже держит ее за руку. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного.
Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества.
Он был вторым ребёнком в семье: у него была старшая сестра, Юханна София, две младших— Ингер и Лаура и брат Андреас. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Эдвард Мунк родился в 1863 году.
В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. носят пейзажный характер. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи.
Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Скупое, достоверное описание, напряженный язык черно-белой гравюры помогают художнику создать некий универсальный, вневременной образ природы. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна».
В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Осенью он едет в Париж.
Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (позднее эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется.
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души.
Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства.
Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада.
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Мунк практически не использоваал прямых линий. В сущности его картины 80-х гг.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Творческий дар художника ярко проявился и в таком виде искусства, как монументальная живопись. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Создана картина в Берлине. До того, как в 2015 году наследие Мунка перешло в общественное достояние, Музей Мунка выступал как официальный правообладатель в вопросах, связанных с коммерческим использованием его картин. На картине изображена рыжеволосая девушка болезненного вида, лежащая в кровати, а за руку ее, склонившись, держит женщина в черном платье.
Картину рассматривают как прелюдию к событиям XX столетия, некое тревожное предчувствие художника-визионера. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Некоторые из них – своего рода монологи-исповеди, обнажающие чувства, другие – сдержанные, отмеченные некоей формой отчуждения, затрудняющей проникновение в глубину.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Это было место куда он стремился когда он был заграницей или чувствовал себя уставшим или истощённым. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Грин позаимствовал наименование для своего романа. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.
Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920).
Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Даже тогда, когда он стал художником с мировым именем, покупались в основном его ранние произведения. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева.
Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. входит в незавершенный цикл Фриз жизни.
Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов.
Всего он провёл там более полугода. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.
Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам.
Это были первые опыты художника. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности.
В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни». Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83).
Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца.
После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы.
Но больше всего его раздражали пальцы. Она была создана в преддверии нового этапа творчества Мунка, в период, когда постепенно стихают мрачные ноты исчезают мотивы отчаяния и одиночества, так долго звучавшие в его работах. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь». Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Портреты художника – исследование человеческой души.
Здесь он проживёт остаток жизни. В 80-е гг. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
На автопортретах он изображал себя старше, чем он был на самом деле, как бы фантазируя о старости, приучая себя к мысли о приближающейся смерти. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета.
Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения. В него вошло около трехсот листов.
Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Кровь коагулировалась и образовала сгустки, которые мешали видеть – будто бы пятна накладывались на всё, на что он смотрел. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. В 1892 году Мунк приехал в Берлин со своей выставкой, которая вызвала скандал, ее пришлось закрыть.
Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Рядом с ней – мать.
У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. На протяжении всего детства Эдварда Мунки неоднократно переезжали, отчасти по требованию отцовской службы, отчасти из-за недостатка денег, заставлявшего их подыскивать более дешёвое жильё. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею.
Выглядит она очень хрупкой и ранимой. За небольшой промежуток времени он овладел всеми ее видами: черно-белой и цветной литографией, разновидностями офорта, тоновой и цветной ксилографией. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Главным становится передача состояния, психологии, а не события.
В 1900-х гг. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны.
По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен.
Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские.
По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа.
Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8.
В 1921-1922 гг. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти. В 1879 году Эдвард поступил в в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике, несмотря на то, что хрупкое здоровье препятствовало полноценному обучению.
В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Вскоре семья переселилась в столицу.
Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни".
Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. В этот период Мунк пережил несколько нервных срывов, вступал под странными предлогами в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми наконец, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством46. Картина становится символом вечного возрождения жизни. Картины природы всегда преломлены через настроение художника.
23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Этому циклу он посвятил более тридцати лет.
Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп».
Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа.
Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед.
Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. Одним из лучших среди живописных портретов Мунка является написанный им в 1909 г. портрет профессора Даниэля Якобсона – врача, лечившего художника. ориентация норвежского искусства меняется.
«Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна».
Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло).
Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Старинные немецкие городки предстают в аскетическом ритме высоких башен и островерхих фасадов домов. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Урна с прахом художника стоит в почетной роще Спасителя в Осло, городе, которому Мунк завещал в наследство все свои работы, созданные за 60 лет творческой жизни.
После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников.
В течение 1909-1916 гг. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества.
Но, осознав свое художественное призвание, он бросил школу и начал изучать основы художественной грамоты у известного скульптора Юлиуса Миддельтуна. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Его творчество резко изменилось. Осенью он едет в Париж.
В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее. Он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным и он, художник, остановился, сокрушенный невозможностью противостоять огромной силе, которая уносит время, любовь и все сущее прочь от него. Уже в середине 80-х гг.
Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Прожив насыщенную жизнь и оставив такое колоссальное наследство, он, разумеется, стал знаковой фигурой эпохи. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Проект остался нереализованным. Мунк упорно учился. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается.
Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Мунк создает произведения большой жизненной правды и человечности, выражающие его трагическое ощущение жизни. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. В 1940-м, когда нацисты оккупировали Норвегию, Мунк отказался сотрудничать с коллаборационистским правительством Квислинга.
В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову.
Пластический язык обретает исключительную силу. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. В тех же линейных ритмах с чередованием светлых и темных полос написаны северные пейзажи – лесные массивы, фьорды. Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть.
Мунк вырос в очень религиозной семье. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах.
Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Один из первых представителей экспрессионизма. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера.
Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину.
В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы.
В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина».
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало.
Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Богема стала для него второй семьей. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники.
Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Она называлась «Дорога никуда». Мунк также верил, что когда-то лун было две. Его портреты превосходно отражали характер человека.
В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншёлля, получил её25. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения.
Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Многие картины художник писал в нескольких вариантах.
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Таким постоянным мотивом в живописи и графике Мунка был лунный свет, преображающий все земное, доводящий изображение до ирреального.
На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни.
Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Луч весеннего солнца пронизывает комнату, бросая яркие блики на предметы, на исполненные страдания и печали лица. Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми».
В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе.
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Всего он провёл там более полугода. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Художник страдал бессонницей и паранойей.
От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу. Все вокруг мрачно и бледно. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом).
Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы».
«Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет.
В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет. Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности.
Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане.
Она не кажется воплощением невинной святости, хотя еще остается застенчивой и не совсем понимающей, что с ней происходит. Поиски заняли целых два года. В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. Он называл это «лошадиным лечением». Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства».
Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Творчество Мунка с начала 1890-х гг.
Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет. В Германии у Мунка было много друзей. Крайняя замкнутость, не всегда адекватное отношение к окружающим, признаки инфантилизма заставляют предполагать наличие специфических изменений личности, свойственных эндогенному заболеванию. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо.
Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7.
В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). В это время в Париже начинают появляться живописные и графические афиши и рекламные плакаты в стиле модерн. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Разве вы не знаете, что луна круглая. ».
Он в одном из своих дневников писал, что идея ее написания пришла к нему, кода он с товарищами совершал променад по мосту. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах.
Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895).
В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка.
«Я почувствовал крик Природы»). Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем.
В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7.
Получается лучшая гармония красок. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Достоевского «Преступление и наказание».
Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал ни новых тем, ни новых композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. На смену приходит пафос утверждения жизни. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.
Шестью годами ранее, в 1889 году, Мунк уже начинал разрабатывать этот сюжет, но незавершенную картину уничтожил. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования». Женщина — в полурасстегнутом платье, запустившая руки в распущенные волосы, — стоит почти в самом в центре картины. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк.
Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы.
«Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Через портрет он всегда исследовал душу человека. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.
В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал.
Он издает вопль. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер.
В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. На первом варианте небо написано в багряных тонах.
Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Незадолго от смерти художник справился с алкоголизмом и вдобавок отказался от кофе, заменив его чаем.
В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис.
Всего он провёл там более полугода. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами.
Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Довольно долгое время она привлекала Мунка.
Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство.