Времена года» – это коллекция из четырех медалей с изображением шедевров знаменитого модерниста Альфонса Мухи. В 1896 году мир увидел первые декоративные панно Мухи – Времена года. В том же стиле Мухи создавались и красочные графические серии (Времена года, 1896 Цветы, 1897 Месяцы, 1899 Звезды, 1902 все работы – акварель, тушь, перо), которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров. Копией картины Времена года чешского художника Альфонса Мухи на стене в доме мы продолжили цикл росписи одного загородного дома.
Описание картин Альфонса Мухи «Времена года» начинается с героинь, запечатленных на холсте. «времена года» – неповторимая серия полотен чешско-моравского художника Альфонса Мухи, яркого представителя стиля «ар-нуво».
Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX – XX столетий «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников – графиков и дизайнеров. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой.
К тому времени он решил, что его прежнее творчество исчерпало себя и задумывался о создании грандиозного цикла эпических картин на тему истории славян. Идею работы над украшениями и декоративными предметами по эскизам Альфонса Мухи ей предложил её отец, Иржи Муха, который долго и безуспешно пытался найти подходящего дизайнера. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет.
В 1895 художник сталкивается с символистами и ненадолго примыкает к ним. Родился Альфонс Муха в 1860 году. От заказов не было отбоя. На картине «Лето» героиня изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой. Он стал писать афиши, плакаты, открытки.
Описание картины, плаката Альфонса Мухи «Девушка с распущенными волосами» может выглядеть следующим образом. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Художник переезжает, становится преподавателем в крупном художественном учреждении.
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Картины отличались насыщенностью красок и деталей. В 1906 году он делает предложение руки и сердца Марии Хитиновой. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Великая актриса была очарована работой.
Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог.
Это сладкий фруктовый привкус на языке, такой сочный и липкий. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. У неё две дочери. За время проживания в Америке Муха получает множество крупных заказов.
Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Обратите внимание на венок спелых маков.
В похожем стиле было выполнено также еще несколько работ, к числу которых относится портрет дочери художника Ярославы. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». Но ее роль в его жизни трудно переоценить. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году.
Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Но судьба благосклонна к гению. Его девица-Лето дерзка и капризна.
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Художественное образование получает в Брно. В этом и есть прелесть Времен года Альфонса Мухи – в непохожести картин. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину.
Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Там он поступает в Академию изящных искусств. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Все рисунки отличались настроением и цветовой гаммой, которую тщательно подбирал Альфонс Муха. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.
С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен. Лето опустила босые ступни в прохладу воды. От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха. Первое впечатление от картины схоже с истомой перед полуденным сном. Благодаря тому, что этот цветок символизирует дурман, зритель пленится опиумным настроением работы.
В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие.
Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. Краски ложатся прозрачно, словно замешаны на воде. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. От заказов не было отбоя.
Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна.
В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры. После первой мировой войны художник возвращается на родину. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Муха выступал и как дизайнер этих постановок по его эскизам создавались платья и сценические ювелирные украшения.
Трудно понять, что за ветвь поддерживает томную деву. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера.
Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Сам Муха свято верил, что искусство должно быть доступным самым широким массам народа. Все умирает от жары Палитра «Лета» теплая с примесью холодной мяты. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т. д. ). Листья резные, а лианы, оплетающие руку женщины, напоминают дикий виноград. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Выдвинулся своими афишами для спектаклей театра "Ренессанс", парижского театра С. Бернар ("Жисмонда", 1894 "Дама с камелиями" А. Дюма-сына, 1896 "Лорензаччо" А. де Мюссе, 1896 "Медея" по мотивам Еврипида, 1898). С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров.
В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. Ее можно назвать наиболее нехарактерной для стиля художника. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле.
Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Известность художника растет.
Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. В 1905 году Альфонс Муха получает приглашение от Американского общества иллюстраторов. Этому же периоду принадлежит работа Мухи над созданием официальных банкнот и марок независимой Чехословакии. Изможденное жарой тело девицы выдает середину лета.
Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Новые моменты в жизни связаны с Парижем. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя.
Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.
Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Хитилова была соотечественницей Мухи. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
Если бы не подлинник работы автора, выдающий способ ее создания, то зритель мог бы с уверенностью утверждать, что «Лето» написано акварелью или гуашью на бумаге или картоне. Его мастерская находится над рестораном мадам Шарлотты, в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея».
Юная Весна повзрослела и перетекла в знойную деву-женщину. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Подобную технологию используют ювелиры при создании коллекций с эмалью или глазурью. Это было время творческих скитаний и поисков себя.
Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Позже у них рождаются две дочери и сын. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Листва уже начинает сохнуть, осока приобретает размытую дряхлость зелени.
Карие глаза полны усталости и спокойствия послеобеденной сиесты. От заказов не было отбоя. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге.
Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж.
Вплоть до 1923 года Альфонс Муха сотрудничал с французским ювелиром Жоржем Фуке, который заказывал у него дизайн украшений и аксессуаров, кроме того, Муха оформил интерьеры торгового дома Фуке, открывшегося в 1901 году. Но вращение в богемных кругах, знакомство с Полем Гогеном и Августом Стриндбергом играют решающую роль в формировании его как художника. Описание плаката Альфонса Мухи можно продолжать бесконечно. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов).
В 1879 году Муха был замечен и приглашён в Вену в художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт, в качестве художника театральных декораций. Иллюзорность театра Муха воспринимал очень органично, поскольку мальчиком несколько лет пел в церковном хоре города Брно. Посетители узнают и детали личной жизни автора. «Лето» выбивается из сезонной серии густотой красок и сочностью. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества.
В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже.
После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Произведение Альфонса Мухи, «Лето», является образцом виртуозной техники плоской печати. В свои тридцать шесть автор ловко играет с характерами и ужимками обольстительниц. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку».
От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров.
Такие полотна, как: Апафеоз истории славянства, Праздник Свентовита, Славянский праздник под липою и многие другие заняли своё почётное место в истории высокого искусства. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи».
Водная стихия зеркальна и сливается с горизонтом. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. Во всем виновата она, героиня сюжета. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Из предисловия:В этой книге мы представляем вниманию читателя многие из наиболее любимых плакатов и декоративных панелей Мухи, а также знакомим с малоизвестными аспектами работы художника.
В представлении принимала участие Сара Бернар. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. На полотне изображены сразу четыре эпохи развития славянской культуры и истории: древний мир, средневековье, период угнетения и светлое будущее.
Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Приведем краткое описание картины.
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя.
Слава талантливого художника, предлагающего нечто абсолютно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Интересна история внучки Мухи. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
Но важнее всего то, что эти композиции, с их захватывающими декоративными мотивами, с их неистощимым изобилием живописно – орнаментальных элементов и изысканностью каллиграфически прорисованных линий, обладали силой, способной сформировать стиль. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее).
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». В 1906 году мастер женится на Марии. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Знакомство Мухи с братьями Люмьер (создателями первого киноаппарата и движущегося изображения) побуждает его экспериментировать с созданием собственных работ – позже, работая над серией «Славянская эпопея» художник будет использовать в качестве основы для картины сфотографированные им снимки натурщиц (фото Альфонса Мухи за работой представлено ниже). Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Выставки работ Альфонса Мухи организуются в крупнейших городах Европы. Пекло уходит на нет, небо сереет, а облака окрашены пурпуром уходящего светила. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев».
Является единственным официальным музеем художника. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
Муха остался без средств к существованию. Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов.
Художник моментально становится знаменитым. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним.
В настоящее время она живет в Чехии. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников.
Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж.