Знаменитый чешский художник Альфонс Муха, картины которого сегодня можно увидеть в лучших коллекциях мира является одним из самых ярких представителей стиля модерн.
«Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Выставки работ Альфонса Мухи организуются в крупнейших городах Европы. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. А. Муха составил настоящую энциклопедию таких форм — книгу «Декоративные документы».
Это было довольно прибыльным делом. Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог.
В ту пору он заинтересовался историей славян. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». В 1905 году Альфонс Муха получает приглашение от Американского общества иллюстраторов. Как рассказывал впоследствии художник, в конце 1893 года ему позвонил владелец типографии по имени де Бруноф, с которым он поддерживал деловые отношения. Поворотный момент в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1894 году, когда он выполнил очередной заказ на афишу к постановке пьесы «Жисмонда» театра «Ренессанс», которую играла великая Сара Бернар.
Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». «Живые картины» предполагали работу с женскими моделями. Искусствоведы пишут, что в его творчестве большую роль играет линия, «подчас она свободно и беспрепятственно бежит, закручивается, словно гребни волн, слагается в причудливый ритмичный арабеск или трепещет как язычки пламени». От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Талантливый художник, мастер своего дела Альфонс Муха сразу поступает на 3 курс в Мюнхенской Академии Художеств.
Хитилова была соотечественницей Мухи. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). Сын художника рассказывает, что однажды рядом с этой печкой отец сфотографировал бывшую королеву Мадагаскара. Картины отличались насыщенностью красок и деталей.
С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Я предложил мою работу о драпировках. Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар.
Один экземпляр оттиснули на пергаменте, один — на шелке, 15 — на японской бумаге, 35 — на рисовой бумаге, а остальные 180 — на веленевой. Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет.
Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. Следующие несколько лет он посвятил созданию Славянской Эпопеи, серии из двадцати монументальных полотен. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Интересна история внучки Мухи.
Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Растительные орнаменты, также являются отличительной чертой творчества художника. Когда в 1918 году провозглашается республика, Альфонс Муха получает заказ на изготовление чехословацких почтовых марок, государственного герба и денежных знаков. Близится Рождество.
Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Художник моментально становится знаменитым. В настоящее время она живет в Чехии. Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. После первой мировой войны художник возвращается на родину.
А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Он считал свои работы в стиле ар-нуво несерьезными, вот таким образом он особо не расстраивался, что они выходят из моды. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. У неё две дочери. Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901).
Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси.
Название пришло из Франции. Всё своё свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре— вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908).
Он получил несколько заказов на портреты, также читал лекции в Нью-Йорке, Филадельфии и Чикаго. Оформительскую задачу художник решал комплексно. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров.
Слева автопортрет художника. 1893 год. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
В этом и есть прелесть Времен года Альфонса Мухи – в непохожести картин. Название пришло из Франции. Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви. Да и самого художника в Европе порой считают французом.
В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». Альфонс был первым сыном во втором браке. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс».
Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896).
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос.
Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга.
Великая актриса была очарована работой. Появление дорогой книги изготовленной дешевым и нетрудоемким способом, было парадоксальным. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Он тут же сделал наброски в своем альбоме.
Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым».
В 1906 году мастер женится на Марии. Мы помним не столько его имя, сколько его произведения, продолжающие оставаться популярными и у посетителей музеев и у дизайнеров. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись.
Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. Позже у них рождаются две дочери и сын.
Описание плаката Альфонса Мухи можно продолжать бесконечно. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Но он известен и как оригинальный, самобытный фотограф.
Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. В 1920 году после Первой Мировой войны Чехословакия получила независимость от Австро-Венгрии.
Там он поступает в Академию изящных искусств. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага.
Занимался он и практической работой. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Он сотрудничал с такими журналами как «Маленькая французская иллюстрация», «Народная жизнь» («La Vie populaire») и газетами «Фигаро» и «Парижская жизнь». Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. Принято считать, что стиль «модерн» в жанре натюрморта никак не проявился. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования.
В 1906 году он делает предложение руки и сердца Марии Хитиновой. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Скорее, отношение Сары Бернар к художнику можно сравнить с покровительством старшей сестры.
В представлении принимала участие Сара Бернар. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Альфонс Муха родился в 1860 году в городке Иванчице, расположенном недалеко от Брно.
Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Хитилова была соотечественницей Мухи.
Но это не так. Посетители узнают и детали личной жизни автора. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Тогда Муха стал брать уроки рисования. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани.
Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры. И если учесть, что при составлении этих орнаментов художник активно пользовался собственными фотографиями, слово «документ» получает новое значение: документально (то есть с помощью камеры) зафиксированная декоративная форма. Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразные орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей.
В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т. д. ). Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея».
Однажды Муха работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси и тот был так впечатлен работой художника, что согласился оплатить его учебу в мюнхенской Академии изящных искусств. Ее можно назвать наиболее нехарактерной для стиля художника. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Как бы то ни было, успех был оглушительным: актриса тут же разыскала создателя восхитительной афиши и сразу подписала с ним контракт на 6 лет, в течение которых он работал не только над множеством анонсов спектаклей, но так же и над декорациями. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение.
В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника. В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж. Последний также оформил фасад и интерьер магазина Фуке, придав ювелирному магазину довольно экстравагантный вид.
Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Интересна история внучки Мухи. Но судьба благосклонна к гению. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Но это не так. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов.
Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. По возвращении в Европу он стал готовиться к работе, которую считал самой важной в своей работе.
Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Альфонс Муха родился в 1860 году в городе Иванчицы. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Предки его занимались выращиванием винограда.
В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Слева автопортрет художника. После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен.
Приведем краткое описание картины. Альфонс Муха стал очень знаменит еще при жизни, в конце 19 века работы Муха экспонировались во всех основных столицах Европы и в США. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. В число его знакомых входят братья Люмьер, вместе с которыми он участвует в опытах по кинематографии и Стриндберг.
Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Ему было достаточно светлого фона. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Как рассказывал впоследствии художник, в конце 1893 года ему позвонил владелец типографии по имени де Бруноф, с которым он поддерживал деловые отношения.
По ее настоянию Муха получил должность главного декоратора театра. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Является единственным официальным музеем художника. Известность художника растет.
Театральные афиши Мухи наполнены символическими деталями и схожи с прекрасными ребусами. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Книга была издана в формате 395Ч310 мм. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику.
В 1913 году художник посетил Россию.
Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. Вся работа заняла у Мухи три месяца. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Акварели эти художник называл «Блаженствами».
«Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Он согласился. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Фотографируя своих близких и друзей. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя.
Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. Сара Бернар заключила с ним контракт на шесть лет и, благодаря ей, муха стал главным декоратором «Ренессанса». С 1904 по 1913 гг. Семья была большая. Но на этом сказка закончилась.
Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды.
Несколько раз посетил США, где работал, как художник и педагог. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков. На картине «Лето» героиня изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним.
За время проживания в Америке Муха получает множество крупных заказов. Родился Альфонс Муха в 1860 году. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. И А. Муха особенно тщательно продумывал их предметное окружение. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире.
Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Описание картины, плаката Альфонса Мухи «Девушка с распущенными волосами» может выглядеть следующим образом. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.
Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Длительное время она прожила в Испании, где два года училась в Барселоне в престижной школе изобразительных искусств Массана на отделении живописи.
В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже. Так же в этот период он на заказ иллюстрирует многотомную «Историю Германии». Оставив борт пришвартовавшегося в НьюЙорке французского парохода, 6 марта 1904 года художник впервые ступил на американскую землю. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Декоративные панно, этикетки, виньетки, портьеры интерьеры, ювелирные украшения игральные карты, открытки иллюстрации книг — все это было «феноменом Мухи». В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». франков. Заказ шаржа по фотографии был в том числе.
После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Ярмила Муха-Плоцкова родилась в Праге в 1950 году, является выпускницей пражского Факультета архитектуры и Академии изящных искусств.
Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. После школы он пытался поступить в Пражскую Академию художеств, но провалился и вынужден был устроиться на работу – с помощью отца он поступил писарем в суд, в свободное время подрабатывал в театре. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар.
Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США.
Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Один из ярчайших представителей стиля модерн.
Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Ярмила Муха-Плоцкова родилась в Праге в 1950 году, является выпускницей пражского Факультета архитектуры и Академии изящных искусств. Неповторимый стиль всего творчества и, в частности, картин Альфонса Мухи выражается в поклонении своему идеалу – прекрасной грациозной женщине ярко выраженного славянского типа. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице.
Художественное образование получает в Брно. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие.
Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку».
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Вот таким образом свой творческий путь он начинал как декоратор, художник афиш и пригласительных билетов. Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже».
И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Альфонс Муха (чеш. Муха остался без средств к существованию. После завершения главного труда всей своей жизни Альфонс подарил всю серию картин своему любимому городу Праге.
Да и самого художника в Европе порой считают французом. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво.
Один из ярчайших представителей стиля модерн. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Например, тяготел к сочетанию разных фактур к причудливому изгибу линий. Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком.
Сегодня произведения мастера входят в коллекции музеев различных стран мира, а в Праге есть музей, полностью посвященный творчеству знаменитого земляка. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха.
Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. В стиле «модерн» сделаны и некоторые его фотографии. На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности.
С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник.
Коммерческий успех и широкое признание творчество Мухи получило в 1893 году, когда художник получил заказ от театра «Ренессанс» – ему предстояла написать афишу представления «Жисмонда», в котором играла сама Сара Бернар. Этот цикл картин был посвящён истории славянства различных народов, среди которых: чехи, поляки, болгары, русские и другие народы. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. В 1895 художник сталкивается с символистами и ненадолго примыкает к ним.
Афиша стала революционной. В настоящее время она живет в Чехии. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже.
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями. Здесь он познакомился в Ван Гогом и Полем Гогеном. Объединяет их то, что все персонажи картин дышат неподдельной чувственностью, восхищают настоящим «живым» теплом, грациозностью и статью. Альфонс Муха (1860—1939гг), – выдающийся чешскийхудожник, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем, его произведения дышат спокойствием и негой. Художественное образование получил в Брно. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории».
Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Париж сходил с ума от его дизайнерских работ, на них был огромный спрос, что в конце концов вынуждало его повторяться. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. С 1887–1922 г. Альфонс Муха жил в основном в Париже. Слава талантливого художника, предлагающего нечто абсолютно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем.
Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Натюрморт как фрагмент «застывшей» реальности был просто не нужен художникам той эпохи, так как этот стиль любые предметы и явления воплощает в виде застывших форм.
В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. Художника очень привлекала, например, работа с цветами, растениями в натюрморте. От заказов не было отбоя. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. От того, что здесь его называют Мюша.
Техника создания – масло и яичная темпера. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Новые моменты в жизни связаны с Парижем. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар.
На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Сара Бернар была под таким сильным впечатлением от работы художника, что она тут же предложила художнику шестилетний эксклюзивный контракт.
Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер.
В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Художник переезжает, становится преподавателем в крупном художественном учреждении.
Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Бруноф впоследствии купил это кафе и стол с рисунками Мухи стал его главной достопримечательностью. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать».
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. Начиная с 1897года он организует персональные выставки в Париже и других городах Европы, включая Прагу, пользующиеся огромным успехом, журнал La Plume посвящает ему специальный номер. Это было время творческих скитаний и поисков себя. Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Являясь ярким представителем стиля «модерн», художник воплощал в своем творчестве многие черты, присущие этому стилю.
Техника литографии позволяет тиражирование, при этом каждый оттиск сохраняет свою художественную оригинальность. Афиша восхитила актрису и парижскую публику, моментально принесла художнику популярность.
Мальчик с детства хорошо рисовал. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс».
У неё две дочери. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар.
Знакомство Мухи с братьями Люмьер (создателями первого киноаппарата и движущегося изображения) побуждает его экспериментировать с созданием собственных работ – позже, работая над серией «Славянская эпопея» художник будет использовать в качестве основы для картины сфотографированные им снимки натурщиц (фото Альфонса Мухи за работой представлено ниже). В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование.
Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Сотрудничество с Бернар сделало Альфонса Муху признанным и популярным мастером прикладной графики. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Дело в том, что тогдашняя публика привыкла к чёрно-белым плакатам, с кучей текста и минимумом картинок, а Муха нарисовал яркий постер в золотых тонах, с Сарой Бернар во весь рост. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве.