В результате двадцать монументальных картин Альфонса Мухи, вошедших в «Славянскую эпопею» стали достоянием Праги. Знаменитый чешский художник Альфонс Муха, картины которого сегодня можно увидеть в лучших коллекциях мира является одним из самых ярких представителей стиля модерн. В 1936 году в Париже состоялась ретроспективная выставка картин Мухи. Все критики отмечают «поющие» линии на картинах Мухи и изысканный колорит, тёплый, как женское тело.
В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства. Муха за всю свою жизнь написал несколько сотен картин и плакатов. Летом 1936 года в Париже состоялась большая ретроспективная выставка Альфонса Мухи, где экспонировались и ранние его плакаты и картины из цикла «Славянский эпос». Томные барышни, королевы, принцессы, чаще прекрасные богини плодородия, женщины на картинах Мухи скорее Евы, чем тёмная искусительница, страстная Лилит.
В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. Но на этом сказка закончилась.
Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Мальчик с детства хорошо рисовал. Весна, 1894 год.
Холст, масло. Весь мир знал его как блестящего художника-декоратора. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа.
Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. На портрете изображена Ярослава, старшая дочь художника, с гвоздиками в руках. Портрет Ярославы, 1927-1935 гг. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. В представлении принимала участие Сара Бернар.
В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Вся работа заняла у Мухи три месяца. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары.
Ее привлекали утонченность его рисунка и оригинальность и красочность композиций. Приведем краткое описание картины. Фоном для красавицы станут замысловатые орнаменты. Ведь редкий гость, даже самый гениальный, сможет принести с собой тепло и изысканность. Интересна история внучки Мухи. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. После образования в 1918 независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты.
В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. С 1887–1922 г. Альфонс Муха жил в основном в Париже. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице.
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. В 1887 году Альфонс Муха переедет в Париж и будет учиться в двух самых известных и престижных художественных школах того времени – Академии Жюлиана и Академии Коларосси.
Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Новые моменты в жизни связаны с Парижем. В 1879 Муха был замечен и приглашен в Вену в качестве художника театральных декораций. Музей Альфонса Мухи, Прага. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. Это было время творческих скитаний и поисков себя.
От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. После пожара в «Рингтеатре» в 1881, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясен, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов, где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Иногда гений становится гением не благодаря, а вопреки чему-то.
Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна. С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. В 1906 году мастер женится на Марии. От заказов не было отбоя. Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги.
Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог.
Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом).
Несколько раз посетил США, где работал, как художник и педагог. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа.
Из работ Мухи этого периода стоит отметить рекламирующий детское питание плакат для фирмы Nestle, которая сегодня стала крупным международным концерном и изображения женских фигур, на эскизах оберток для шоколада Masson, выполненных Мухой в 1895 году. Девочка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920 год.
Богатые люди, в которых здесь недостатка не было, просили художника взяться за декорирование их домов. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Еще позже, судьба сведет Муху с графом Куэн-Беласи. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Важной вехой в этот период был заказ на создание иллюстраций к многотомной «Истории Германии».
Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— его произведения дышат спокойствием и негой. Мадонна лилий, 1905 год. Афиша восхитила актрису и парижскую публику, моментально принесла художнику популярность.
Акварели эти художник называл «Блаженствами». Расцвет его творчества приходится на парижский период на рубеже конца XIX – начала XX веков. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908).
Художественное образование получает в Брно. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой.
Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». От заказов не было отбоя. У неё две дочери. Растительные орнаменты, также являются отличительной чертой творчества художника. Альфонс Муха (1860—1939гг), – выдающийся чешскийхудожник, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем, его произведения дышат спокойствием и негой. Художественное образование получил в Брно.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. В ту пору он заинтересовался историей славян. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Предки его занимались выращиванием винограда. Работы Мухи имели свой неповторимый стиль. Здесь он познакомился в Ван Гогом и Полем Гогеном. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами.
На фото слева: Цветок, 1897 год. Впереди Муху ожидает работа судебного писаря. Там Альфонс Муха некоторое время расписывал стены замка, принадлежавшего брату Куэн-Беласси.
Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. Увидев результаты работы, граф решит принять участие в судьбе художника. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат.
Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Холст, масло. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». Он должен быть готов к утру новогоднего дня. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге.
Одновременно он принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США, где жил и работал до 1910года и считался крупнейшим художником современности. Да еще как. Муха остался без средств к существованию. «Сара была великолепна», — вспоминал Муха.
Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. По ее настоянию Муха получил должность главного декоратора театра. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Родился Альфонс Муха в 1860 году.
Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. В последние десятилетия своей жизни Альфонс Муха жил на родине – в Чехословакии. Альфонс Муха дал начало новому стилю в искусстве, став образцом для подражания для многих известных художников рубежа XIX – XX столетий.
Работы, отличающиеся своеобразным стилем и оригинальностью, сразу пришлись по душе читателям. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Но судьба благосклонна к гению. После первой мировой войны художник возвращается на родину. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня).
Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Цветы и прекрасные женские головки проходят лейтмотивом через все творчество художника. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Аметист, 1900 год. Открывалась она фронтисписом изображавшим человека, взывающего к изображенному гдето сверху божеству с широко раскрытыми глазами и совсем не похожему на освященные традицией изображения Бога.
Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. На его картинах будет царить загадочная незнакомка с пленительной улыбкой.
Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились.
Судьба Альфонса Мухи складывалась настолько удивительно, что, не будь у него истинного таланта художника, его имя кануло бы в небытие. Я предложил мою работу о драпировках. Ради своей мечты мастер едет на заработки в Америку, где он вынужден много работать, создавая рекламные плакаты и афиши. В 1900году Муха принимает участие в отделке павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. На полотне изображены сразу четыре эпохи развития славянской культуры и истории: древний мир, средневековье, период угнетения и светлое будущее. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно.
И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). Ivanice) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника. В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Божественная актриса (так называли Сару Бернар французы) высоко ценила талант Мухи. Техника создания – масло и яичная темпера.
Проводя все свободное время в его стенах, он начнет рисовать. Холст, масло.
Каждый его визит длился несколько месяцев, а с осени 1906 года он прожил в Америке два с половиной года, до июня 1909го. Является единственным официальным музеем художника. 1893 год. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Близится Рождество.
Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках.
Славянский Эпос, 1928 год. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (чешск. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. А ведь выжило и проросло. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Коммерческий успех и широкое признание творчество Мухи получило в 1893 году, когда художник получил заказ от театра «Ренессанс» – ему предстояла написать афишу представления «Жисмонда», в котором играла сама Сара Бернар. Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». В 1906 Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой.
Поворотный момент в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1894 году, когда он выполнил очередной заказ на афишу к постановке пьесы «Жисмонда» театра «Ренессанс», которую играла великая Сара Бернар. Театральные афиши Мухи наполнены символическими деталями и схожи с прекрасными ребусами.
В 1895 Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам.
В 1894 году малоизвестный художник Альфонс Муха вытащил свой счастливый билет. Альфонс Муха родился в 1860 году в городке Иванчице, расположенном недалеко от Брно. И передавал свою любовь через декоративную живопись людям. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии».
Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Принцесса Гиацинт, 1911 год. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. Сам Альфонс увлекался с детства пением и изредка пробовал рисовать. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже.
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и, к сожалению, подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. От претенциозных и чересчур раскрепощенных парижанок Художник был отчаянно одинок и тосковал по родине.
Париж сходил с ума от его дизайнерских работ, на них был огромный спрос, что в конце концов вынуждало его повторяться. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. Этот цикл картин был посвящён истории славянства различных народов, среди которых: чехи, поляки, болгары, русские и другие народы.
До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории».
Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Семья была большая. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Граде. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. Тогда Муха стал брать уроки рисования. Картины отличались насыщенностью красок и деталей.
Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Это было довольно прибыльным делом.
В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Mucha Museum, Прага.
Топаз, 1900 год. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани.
С 1904 по 1913 гг. Он получил несколько заказов на портреты, также читал лекции в Нью-Йорке, Филадельфии и Чикаго. Хитилова была соотечественницей Мухи. Жизнь его родителей не была даже приближена к творческой. Альфонс Муха (чеш. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898).
Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. С этого момента начнет свое рождение уникальный и узнаваемый стиль Мухи. Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно.
У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». Репродукции, сделанные с работ Мухи, станут добрыми гостями в вашем доме.
И опять мы видим прекрасных женщин в окружении цветов. Благодаря этому Альфонсом будет получено блестящее художественное образование. И тут снова вмешается театр. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха.
Альфонс Муха в своих работах стремился приобщать простых людей к искусству модерна с помощью понятных всем элементов декора: красивых женщин и цветов. Альфонс был первым сыном во втором браке. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Его декоративные работы были рассчитаны на широкую публику.
Он с удовольствием писал то, что любил сам. От того, что здесь его называют Мюша. Великая актриса была очарована работой. Книга была издана в формате 395Ч310 мм. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования.
Он сотрудничал с такими журналами как «Маленькая французская иллюстрация», «Народная жизнь» («La Vie populaire») и газетами «Фигаро» и «Парижская жизнь». Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Каждый драгоценный камень имеет свое выражение в цветах.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле.
Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве.
Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви.
Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. К тому времени он решил, что его прежнее творчество исчерпало себя и задумывался о создании грандиозного цикла эпических картин на тему истории славян. Оформительскую задачу художник решал комплексно. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Афиша стала революционной.
Спасибо увлечению любительским театром. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Художник моментально становится знаменитым.
франков. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899).
Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви. В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей».
3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Разве смогло бы выжить в такой почве зерно таланта. Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. Дама с камелиями – афиша к одноименному спектаклю с Сарой Бернар в главной роли.
Уже в школьном возрасте начал рисовать, а после окончания гимназии решил поступать в Прагу в Академию художеств. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга.
Чешский художник Альфонс Мария Муха (Alfons Maria Mucha), (1860 – 1939 гг) известен всему миру прежде всего своими блестящими декоративными произведениями (панно, плакаты, афиши, календари и т. п. ), выполненными в стиле ар нуво (модерн). Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Но мировую славу известность и достаток ему принесли именно декоративные работы в стиле модерн. Музей Альфонса Мухи, Прага. Приглядитесь к этим картинам. Так же в этот период он на заказ иллюстрирует многотомную «Историю Германии».
Дама с камелиями, 1896 год. Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар. Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Декоративные панно, этикетки, виньетки, портьеры интерьеры, ювелирные украшения игральные карты, открытки иллюстрации книг — все это было «феноменом Мухи». Последний также оформил фасад и интерьер магазина Фуке, придав ювелирному магазину довольно экстравагантный вид. Посетители узнают и детали личной жизни автора. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года.
Оригинальные рисунки воспроизводились в технике фототипии, которая, к слову сказать, также была изобретена чехами. Многое из нарисованного впоследствии было выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Позже у них рождаются две дочери и сын.
Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. Практически все работы мастера представляют собой изображение молодой красивой женщины с развевающимися кудрями, которую окружают великолепные цветы.
В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов— иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Дело в том, что тогдашняя публика привыкла к чёрно-белым плакатам, с кучей текста и минимумом картинок, а Муха нарисовал яркий постер в золотых тонах, с Сарой Бернар во весь рост. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Изумруд, 1900 год.
Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права в России». Например, аметист – это ирисы. Он тут же сделал наброски в своем альбоме.
Холст, масло. После провозглашения в 1918 году республики, Альфонсу Муха было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников.
Именно это увлечение позволило ему в конце концов получить приглашение на обучение в Вене и найти богатого покровителя, который оплатил обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Во время своего путешествия в 1902 году он увлекся созданием эпических патриотических работ, передавая, таким образом историю славянского народа в нео-классическом стиле. Объединяет их то, что все персонажи картин дышат неподдельной чувственностью, восхищают настоящим «живым» теплом, грациозностью и статью.
Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Восхищенный его творчеством граф согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенской академии изящных искусств. В настоящее время она живет в Чехии. Он согласился. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. Рубин, 1900 год.
Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Портрет Ярославы Альфонс Муха написал в стиле романтизма.
Поворот в его судьбе наступил в 1894, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Мария становится для Альфонса новой музой, второй любовью в жизни, как отмечал он сам, после родины. Великая французская актриса Сара Бернар (1834 – 1923 гг. ) подписала с ним контракт на 6 лет.
В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Эту декоративную серию, составленную из четырех работ, Альфонс Муха создал в 1900 году. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (известная акварель «Жанна дАрк»).
«Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Сара Бернар заключила с ним контракт на шесть лет и, благодаря ей, муха стал главным декоратором «Ренессанса».
Музей Альфонса Мухи, Прага. Занимался он и практической работой. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896).
Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. В детстве он увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. После школы он пытался поступить в Пражскую Академию художеств, но провалился и вынужден был устроиться на работу – с помощью отца он поступил писарем в суд, в свободное время подрабатывал в театре.
Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. Тот пригласит художника для оформления собственного замка.
В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Сначала билеты и афиши, затем декорации. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Частная коллекция.
Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.
Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Художник брался за любую работу, так или иначе связанную с живописью: рисунки для газет и журналов, рекламные и театральные афиши, открытки, упаковка и т. д. Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой.
Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901).