Знаменитый чешский художник Альфонс Муха, картины которого сегодня можно увидеть в лучших коллекциях мира является одним из самых ярких представителей стиля модерн.
Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Дама с камелиями – афиша к одноименному спектаклю с Сарой Бернар в главной роли. Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером.
Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Близится Рождество. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток.
В 1895 художник сталкивается с символистами и ненадолго примыкает к ним. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями.
Портрет Ярославы, 1927-1935 гг. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет.
Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Семья была большая. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Он рисовал афиши для различных театральных постановок.
В ту пору он заинтересовался историей славян. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
По ее настоянию Муха получил должность главного декоратора театра. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. Он с удовольствием писал то, что любил сам. Картины отличались насыщенностью красок и деталей. В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар.
На фото слева: Цветок, 1897 год. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Афиша стала революционной. Рубин, 1900 год.
Приведем краткое описание картины. Принцесса Гиацинт, 1911 год. В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров.
В последние десятилетия своей жизни Альфонс Муха жил на родине – в Чехословакии. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Художественное образование получает в Брно. Музей Альфонса Мухи, Прага. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы.
Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Однако позже в письмах своей жене Марии Муха будет утверждать, что с актрисой у него сложились исключительно приятельские отношения. После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли. Альфонс был первым сыном во втором браке. После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже.
Актриса выступала с пышной прической, украшенной орхидеями, в богато орнаментированном платье с расшитыми золотом рукавами, с пальмовой ветвью в правой руке. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Там он поступает в Академию изящных искусств.
Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Годы сотрудничества с Сарой Бернар стали началом самого плодотворного периода в творчестве художника Альфонса Мухи. Слава талантливого художника, предлагающего нечто абсолютно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения.
Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток.
Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. 1893 год. Хотя Муха считал Эпопею самой значимой работой, она была принята довольно холодно европейской публикой- вкусы изменились, да и Первая мировая война повлияла.
А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. Оформительскую задачу художник решал комплексно.
Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». У неё две дочери. Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. Изумруд, 1900 год. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились.
Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. Альфонс Муха с детства хорошо рисовал, однако его попытка поступить в пражскую Академию художеств не увенчалась успехом. Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. «Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Один из ярчайших представителей стиля модерн.
В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Это было время творческих скитаний и поисков себя. В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи.
И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества.
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Например, аметист – это ирисы. Один экземпляр оттиснули на пергаменте, один — на шелке, 15 — на японской бумаге, 35 — на рисовой бумаге, а остальные 180 — на веленевой. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Панно печатали на шелке либо плотной бумаге и развешивали в гостиных, будуарах и различных ресторанах.
В настоящее время она живет в Чехии. На портрете изображена Ярослава, старшая дочь художника, с гвоздиками в руках. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей».
Холст, масло. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. Является единственным официальным музеем художника. Художник моментально становится знаменитым.
Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Когда в 1918 году провозглашается республика, Альфонс Муха получает заказ на изготовление чехословацких почтовых марок, государственного герба и денежных знаков. Книга была издана в формате 395Ч310 мм. Тогда Муха стал брать уроки рисования.
И опять мы видим прекрасных женщин в окружении цветов. Позже у них рождаются две дочери и сын. В 1906 году мастер женится на Марии. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Мария становится для Альфонса новой музой, второй любовью в жизни, как отмечал он сам, после родины. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге.
Какое-то время Альфонс работал в местном суде на скучной должности писаря, свободное время посвящая созданию декораций и афиш для любительского театра. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. После первой мировой войны художник возвращается на родину. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью.
Он согласился. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга.
В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. франков. Mucha Museum, Прага. Работы, отличающиеся своеобразным стилем и оригинальностью, сразу пришлись по душе читателям.
Холст, масло. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Его декоративные работы были рассчитаны на широкую публику. Мальчик с детства хорошо рисовал. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс.
Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое».
Чтобы прокормиться, будущая знаменитость вынуждена зарабатывать на жизнь изготавливая плакаты, афиши, приглашения и календари. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т. д. ). Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Да и самого художника в Европе порой считают французом. В настоящее время она живет в Чехии.
Муха, приверженец славянского сепаратизма, с энтузиазмом взялся за работу с новым правительством. Холст, масло. Божественная актриса (так называли Сару Бернар французы) высоко ценила талант Мухи. Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901).
На картине «Лето» героиня изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой. Знакомство Мухи с братьями Люмьер (создателями первого киноаппарата и движущегося изображения) побуждает его экспериментировать с созданием собственных работ – позже, работая над серией «Славянская эпопея» художник будет использовать в качестве основы для картины сфотографированные им снимки натурщиц (фото Альфонса Мухи за работой представлено ниже). Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию.
Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Техника создания – масло и яичная темпера.
Муха остался без средств к существованию. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много.
Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды. Мадонна лилий, 1905 год. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Музей Альфонса Мухи, Прага.
В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. Ее привлекали утонченность его рисунка и оригинальность и красочность композиций.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Ее можно назвать наиболее нехарактерной для стиля художника. Славянский Эпос, 1928 год.
Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков. Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. За время проживания в Америке Муха получает множество крупных заказов.
Вся работа заняла у Мухи три месяца. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя.
Несколько раз посетил США, где работал, как художник и педагог. Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников.
Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Но на этом сказка закончилась.
Весна, 1894 год. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Коммерческий успех и широкое признание творчество Мухи получило в 1893 году, когда художник получил заказ от театра «Ренессанс» – ему предстояла написать афишу представления «Жисмонда», в котором играла сама Сара Бернар.
Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Но это не так. В этом и есть прелесть Времен года Альфонса Мухи – в непохожести картин.
В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. Цветы и прекрасные женские головки проходят лейтмотивом через все творчество художника. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой.
Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Весь мир знал его как блестящего художника-декоратора. Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог.
С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». Предки его занимались выращиванием винограда. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха. У неё две дочери. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году.
Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Объединяет их то, что все персонажи картин дышат неподдельной чувственностью, восхищают настоящим «живым» теплом, грациозностью и статью. Слева автопортрет художника. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Великая французская актриса Сара Бернар (1834 – 1923 гг. ) подписала с ним контракт на 6 лет. От того, что здесь его называют Мюша.
Но это не так. Он считал свои работы в стиле ар-нуво несерьезными, вот таким образом он особо не расстраивался, что они выходят из моды. Один из ярчайших представителей стиля модерн.
Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. В 1920 году после Первой Мировой войны Чехословакия получила независимость от Австро-Венгрии. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898).
Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Занимался он и практической работой. Название пришло из Франции. Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа.
Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.
Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам.
Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. Аметист, 1900 год. Интересна история внучки Мухи. Родился Альфонс Муха в 1860 году. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар.
Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. Интересна история внучки Мухи.
Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Выставки работ Альфонса Мухи организуются в крупнейших городах Европы. Дама с камелиями, 1896 год.
Творчество Альфонса Мухи было разнообразно: на протяжении всей своей жизни он писал в разных стилях. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Хитилова была соотечественницей Мухи. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением.
Немало украшений по эскизам Мухи было сделано для невесты, а затем и супруги художника – Марии Хитиловой, которую художник и его друзья звали Марушкой. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). От заказов не было отбоя.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Альфонс Муха (чеш. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре.
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов.
В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Я предложил мою работу о драпировках. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского.
Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов. Они обрели популярность не только у знатоков и ценителей живописи, но и у скромных обывателей. Два года проучился там Муха, а затем перебрался в Париж, чтобы продолжить образование в Академии Жюльена.
3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Это было довольно прибыльным делом. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908).
В число его знакомых входят братья Люмьер, вместе с которыми он участвует в опытах по кинематографии и Стриндберг. Музей Альфонса Мухи, Прага. Но судьба благосклонна к гению. Из-за финансовых трудностей патрон Мухи граф Куэн-Беласси больше не мог снабжать деньгами своего подопечного и молодой художник быстро оказался на мели. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня).
Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. С 1904 по 1913 гг. Его композиции, как правило изображающие томных роскошных девушек, стали печататься в виде плакатов в модных газетах и журналах. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Великая актриса была очарована работой.
Работы Мухи имели свой неповторимый стиль. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Описание плаката Альфонса Мухи можно продолжать бесконечно. Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства.
Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. С 1887–1922 г. Альфонс Муха жил в основном в Париже. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров.
Топаз, 1900 год. Посетители узнают и детали личной жизни автора. Портрет Ярославы Альфонс Муха написал в стиле романтизма. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев».
Описание картины, плаката Альфонса Мухи «Девушка с распущенными волосами» может выглядеть следующим образом. Слева автопортрет художника. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896).
Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши.
В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). В 1882 году после пожара в Городском театре, где работала его компания, она оказалась в стесненных финансовых обстоятельствах и его уволили. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея».
Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Растительные орнаменты, также являются отличительной чертой творчества художника. На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. В данном городе его принимают на обучение сразу два престижных учреждения – Академия Жюлиана и Академия Коларосси. Название пришло из Франции.
Альфонс Муха (1860—1939гг), – выдающийся чешскийхудожник, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем, его произведения дышат спокойствием и негой. Художественное образование получил в Брно. Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация».
Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi). В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж. Частная коллекция. Акварели эти художник называл «Блаженствами».
Хитилова была соотечественницей Мухи. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов.
Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души».
Каждый драгоценный камень имеет свое выражение в цветах. Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. От претенциозных и чересчур раскрепощенных парижанок Художник был отчаянно одинок и тосковал по родине. Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком.
В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. Художник переезжает, становится преподавателем в крупном художественном учреждении. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Холст, масло.
«Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». Да и самого художника в Европе порой считают французом. В 1905 году Альфонс Муха получает приглашение от Американского общества иллюстраторов. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон».
Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». И передавал свою любовь через декоративную живопись людям. В 1906 году он делает предложение руки и сердца Марии Хитиновой. Чешский художник Альфонс Мария Муха (Alfons Maria Mucha), (1860 – 1939 гг) известен всему миру прежде всего своими блестящими декоративными произведениями (панно, плакаты, афиши, календари и т. п. ), выполненными в стиле ар нуво (модерн).
Девочка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920 год. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Известность художника растет. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Он сотрудничал с такими журналами как «Маленькая французская иллюстрация», «Народная жизнь» («La Vie populaire») и газетами «Фигаро» и «Парижская жизнь».
Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. В представлении принимала участие Сара Бернар. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант.
Эту декоративную серию, составленную из четырех работ, Альфонс Муха создал в 1900 году. В 1894 году малоизвестный художник Альфонс Муха вытащил свой счастливый билет. В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры.