Альфонс Мариа Муха (Alfons Maria Mucha, 1860-1939) — чешский живописец, театральный художник иллюстратор и плакатист, работавший в стиле art nouveau (термин принято переводить как модерн). Альфонс Муха (Mucha Alphonse Maria) – Чешский художник. Альфонс Муха — выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. Альфонс Мария Муха (24 июля 1860 – 14 июля 1939), часто известный на английском и французском языке как Альфонс Муха, был чешский живописец Ар-нуво и декоративный художник известный лучше всего его отличным стилем.
Альфонс Муха — чешско-моравскийживописец, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Альфонс Муха – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. 24 июля исполнилось 156 лет со дня рождения всемирно известного чешского художника иллюстратора, ювелирного дизайнера, плакатиста Альфонса Мухи. В 1998 в историческом центре Праги, в великолепном барочном дворце Кауницкого, построенного в 1720, был открыт музей, посвящённый творчеству всемирно известного и любимого чешского художника Альфонса Мухи. В России имя знаменитого чешского художника Альфонса Мухи мало известно.
Посетители узнают и детали личной жизни автора. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Несколько раз (начиная с 1903) посетил США, где работал как художник и педагог.
Там он поступает в Академию изящных искусств. В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т. д. ). Знакомство Мухи с братьями Люмьер (создателями первого киноаппарата и движущегося изображения) побуждает его экспериментировать с созданием собственных работ – позже, работая над серией «Славянская эпопея» художник будет использовать в качестве основы для картины сфотографированные им снимки натурщиц (фото Альфонса Мухи за работой представлено ниже). Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним.
Немало украшений по эскизам Мухи было сделано для невесты, а затем и супруги художника — Марии Хитиловой, которую художник и его друзья звали Марушкой. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Ему очень нравились женские образы, которые сейчас называют «фирменным стилем Мухи» и он совершенствовался в их изображении. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши.
Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. В настоящее время она живет в Чехии. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».
Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
От того, что здесь его называют Мюша. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Все рисунки отличались настроением и цветовой гаммой, которую тщательно подбирал Альфонс Муха. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. Работает в художественной мастерской театральных декораций в Вене и посещает вечерние курсы рисунка. Является единственным официальным музеем художника. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
С 1904 по 1913 гг. Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда».
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Граде. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права в России». Огромные полотна, подчас не вмещающиеся в помещение из-за своих размеров, отражали историю гонений славян их праздников, развитие их культурного наследия.
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. начинает активно работать, как иллюстратор. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы.
Великая актриса была очарована работой. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (чешск. Некоторое время он работает художником по декорациям для театра, а затем его приглашают расписывать стены замка графа Куэн-Беласси.
В 1906 Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой. В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. Ее можно назвать наиболее нехарактерной для стиля художника.
От заказов не было отбоя. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной.
Один из ярчайших представителей стиля модерн. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Слева автопортрет художника.
Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Произведения дышат спокойствием и негой. После двух лет занятий в Мюнхене Муха в1887годупереезжает вПарижи поступает вАкадемию Жюлиана, а затем вАкадемию Коларосси, наиболее известные художественные школы своего времени. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Позже де Бруноф выкупил это кафе и стол с рисунком Мухи стал его главной достопримечательностью.
Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Впрочем иногда случались и серьёзные заказы. Так, в1892годуМуха проиллюстрировал многотомный труд «Сцены и эпизоды из истории Германии», французского историкаШарля Сеньобоса.
Хитилова была соотечественницей Мухи. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет.
В этом и есть прелесть Времен года Альфонса Мухи – в непохожести картин. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров.
В 1895 Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». По возвращении в Европу он стал готовиться к работе, которую считал самой важной в своей работе. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров.
А вместе с ней взошла звезда и никому ранее не известного художника Альфонса Мухи. Естественно, за годы их сотрудничества ходило немало слухов о том, что художника и актрису связывали не только деловые, но и романтические отношения. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже.
Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. Муха был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её сВан Гогом). Восхищённый его творчеством граф согласился оплатить расходы по его учёбе в мюнхенской Академии изящных искусств.
Муха чувствовал себя достаточно уверенным в своих художественных способностях, чтобы заняться портретной живописью. Выставки работ Альфонса Мухи организуются в крупнейших городах Европы. Известность художника растет. Описание картины, плаката Альфонса Мухи «Девушка с распущенными волосами» может выглядеть следующим образом.
В 1906 году он делает предложение руки и сердца Марии Хитиновой. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани.
Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия).
После пожара в «Рингтеатре» в 1881, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясен, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов, где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». После образования в 1918 независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты.
Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Однако, в том же1887годуграф Куэн-Беласси покончил с собой. На картине «Лето» героиня изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой.
В 1895 художник сталкивается с символистами и ненадолго примыкает к ним. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Фигура прекрасной и девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок стала его фирменным знаком.
Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Окончил гимназию, пел в церковном хоре, работал помощником писаря в суде. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898).
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Работа была закончена в 1928 году, но, поскольку тогда в Праге не было места для хранения и демонстрации столь масштабных полотен, Славянская эпопея сначала демонстрировалась во Дворце Ярмарок, а после войны была помещена в одном из моравских замков. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. Он согласился. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года.
За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос.
Важной вехой в этот период был заказ на создание иллюстраций к многотомной «Истории Германии». Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. У неё две дочери. В 1905 году Альфонс Муха получает приглашение от Американского общества иллюстраторов. Всё своё свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре— вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. Писал полотна Муха на парусине изготовленной в Брюсселе.
В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков. За время проживания в Америке Муха получает множество крупных заказов. Тогда Муха стал брать уроки рисования.
В 1895 г. Муха примкнул к объединению символистов «Салон ста». От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Был четвертым ребенком в семье судебного чиновника Ондржея Мухи. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. В ту пору он заинтересовался историей славян.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. И он создал афишу к спектаклю «Жисмонда» с блистательной Сарой Бернар в главной роли. Альфонс Муха (чеш. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Он хватался за любую работу: рисовал визитные карточки и приглашения, рекламные плакаты и афиши, меню для ресторанов и этикетки.
Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами.
Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». К тому времени он решил, что его прежнее творчество исчерпало себя и задумывался о создании грандиозного цикла эпических картин на тему истории славян. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи».
Название пришло из Франции. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Приведем краткое описание картины. Описание плаката Альфонса Мухи можно продолжать бесконечно. Его стилю Ар-нуво часто подражали. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Там он освоил технику литографии, которая впоследствии стала его визитной карточкой.
Через два года, трагический пожар в театре «Рингтеатре» (погибло 500 человек) уничтожил его мастерскую и декораторская фирма потерпела крах. 1893 год. В 1906 году мастер женится на Марии. Ярмила Муха-Плоцкова сотрудничала с рядом музеев и выставочных галерей в США, Италии, Японии и Франции. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Устав от излишка славы, современности с ее ложными материалистическими идеалами, Муха уезжает за город, где в одном из замков он начинает активно рисовать.
Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»8. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. С 1887–1922 г. Альфонс Муха жил в основном в Париже.
Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. Мы помним не столько его имя, сколько его произведения, продолжающие оставаться популярными и у посетителей музеев и у дизайнеров. В детстве он увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. В 1879 году он получил в Вене должность помощника в фирме, которая занималась декорациями и реквизитом, где он добился известности в театральном дизайне интерьера. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери).
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и, к сожалению, подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Интересна история внучки Мухи. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Это было довольно прибыльным делом.
И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Да и самого художника в Европе порой считают французом. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию.
В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Художник моментально становится знаменитым.
Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Мастер писал картины с высоких лесов, на которых работал по 8-10 часов в день. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. С середины 1920 -х годов Муха резко меняет направление своего творчества.
На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Это событие побудило его заинтересоваться историейславян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». У неё две дочери. Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер.
Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге.
От заказов не было отбоя. В1895годуМуха входит в кругсимволистов«Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художникиБоннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэтыВерлен, Маллармеи другие. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Позже у них рождаются две дочери и сын. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов.
В 1871 году Муха присоединился к хору в Соборе Святого Петра в Брно, где он посещал начальную школу. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Муха получил небольшую финансовую поддержку и возможность учиться. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.
После образования Чехословакии он проектирует образцы первых банкнот, почтовые марки, правительственные бланки и конверты. Альфонс Муха родился в городкеИванчице (Айбеншютц) (чеш. Ivanice, нем. Eibenschtz) в ЮжнойМоравии, недалеко отБрно, в семье небогатого судебного чиновника Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Но это не так. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (известная акварель «Жанна дАрк»).
Альфонс Муха (Alfons Maria Mucha) (24 июля 1860 — 14 июля 1939) родился в скучной моравской провинции в семье мелкого чиновника, он работал писарем в суде и рисовал афиши для местного театра. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно.
В 1887 году продолжает учебу у лучших академистов в Праге. Судьбоносной стала встреча художника с актрисой Сарой Бернар. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апофеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Несколько раз посетил США, где работал, как художник и педагог.
Его цветовые и декоративные решения поразили весь Париж. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Интересна история внучки Мухи. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
«Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников.
В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Петра.
Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.
Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Муха любил повторять: «Бедность тоже имеет право на красоту». Он должен быть готов к утру новогоднего дня.
Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории».
В 1879 Муха был замечен и приглашен в Вену в качестве художника театральных декораций. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Общественного дома, отелей «Европа» и «Империал», создаёт эскиз главного витража достраиваемого Собора святого Вита. Но на этом сказка закончилась.
Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров—Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
Близится Рождество. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.
В1879годуМуха был замечен и приглашён вВенув художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт, в качестве художника театральных декораций. Поворот в его судьбе наступил в 1894, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели.
скончался в Праге 14 июля 1939 года. Муха остался без средств к существованию. Картины отличались насыщенностью красок и деталей.
Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Художник переезжает, становится преподавателем в крупном художественном учреждении. От заказов не было отбоя. В настоящее время она живет в Чехии. В 1900году Муха принимает участие в отделке павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж.
Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар.
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св.
К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. В 1891 году знакомится с Полем Гогеном. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной.
Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901).
Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885– 1887) и академии Р. Жюльена в Париже. От заказов не было отбоя. Идеи для будущих картин Муха собирал во время путешествия по славянским странам, в том числе по России. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемогособора Святого ВитавПражском Граде. Но судьба благосклонна к гению.
Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Говорят, афиша так понравилась Саре, что она пришла в полный восторг, а уж как афиша понравилась зрителям – едва ли не больше, чем сам спектакль: «Жисмонду» срывали с тумб, доставали, перепродавали — это было какое-то массовое помешательство. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. В 1887– 1922 годах Альфонс Муха жил в основном в Париже. Со сторон матери имеет польские корни.
К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров.
От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Славянская эпопея – вершина чешского монументального искусства. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Там художник и освоил технику литографии, которая впоследствии стала его визитной карточкой.
Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире.
В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Откуда же такая точность в передаче линий и мимолетного движения. Он использовал специальную технику создания картин.
В 1881-83 годах живет в Микулове и Грушованах, зарабатывает на жизнь в качестве помощника маляра, делает портреты микуловской знати. Альфонс Муха с детства хорошо рисовал, однако его попытка поступить в пражскую Академию художеств не увенчалась успехом. Художественное образование получил в Брно. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
Одновременно он принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США, где жил и работал до 1910 и считался крупнейшим художником современности.
В представлении принимала участие Сара Бернар. Но после пожара в «Рингтеатре» в1881году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городокМикулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы — жены графа) в моравском городе Грушовани. Обращение к великим людям и великим событиям не только германского, но и общеевропейского прошлого обогатило художника ценным опытом, который впоследствии пригодился ему при работе над своим самым знаменитым творением— «Славянской эпопеей».
В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». В качестве декоратора оригинальных и ярких афиш в свою мастерскую Муху приглашает театральный мастер Бриши-Бургхардт.
Муха остался без средств к существованию. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи.
Здесь начинается увлечение Альфонса Мухи театром. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Это было время творческих скитаний и поисков себя. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело.
Альфонс Мария Муха родился в городе Ivanice, Моравия (существующая Чешская Республика). Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Альфонс Муха (1860—1939гг), – выдающийся чешскийхудожник, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем, его произведения дышат спокойствием и негой. Художественное образование получил в Брно. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.
Хитилова была соотечественницей Мухи. Ivanice) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Ivanice, нем. Eibenschtz) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника, мораванина Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров.
Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. При доработке картин пользовался приставной лестницей. Слава талантливого художника, предлагающего нечто абсолютно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции.
Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Плакат был неслыханной инновацией в плакатной печати- раньше в плакате было большое количество текста с несколькими мелкими иллюстрациями, обычно в 1-2 цвета. Картины обрамляют замысловатые растительныеорнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения.
В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом). Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.
В 1885 году поступил в Мюнхенскую Академию. Родился Альфонс Мария Муха в городке Иванчице 24 июля 1860 года. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину.