Он с удовольствием писал то, что любил сам. Дама с камелиями, 1896 год. Однако к этому времени его покровитель умирает и художник остается без средств к существованию. Соединив традиции Запада и Востока, античности и средневековья, аристократического и фольклорного искусства, обобщив опыт всего предыдущего художественного развития, художники-ювелиры эпохи модерна создали яркое самобытное искусство. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем.
Мальчик с детства хорошо рисовал. Ее привлекали утонченность его рисунка и оригинальность и красочность композиций. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. Книга была издана в формате 395Ч310 мм. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. В 1871 году Муха присоединился к хору в Соборе Святого Петра в Брно, где он посещал начальную школу.
Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Сценические украшения, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно («Драгоценные камни»). «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. На портрете изображена Ярослава, старшая дочь художника, с гвоздиками в руках. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Весна, 1894 год. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже».
Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в городе Иванчице, в Моравии, которая была в то время частью Австро-Венгрии. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца.
Холст, масло. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Художественное образование получает в Брно. Название пришло из Франции. Великая актриса была очарована работой.
Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Музей Альфонса Мухи, Прага.
Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Девочка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920 год. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Афиша стала революционной.
В представлении принимала участие Сара Бернар. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). И опять мы видим прекрасных женщин в окружении цветов. Например, аметист – это ирисы. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников.
С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. От того, что здесь его называют Мюша. На фото слева: Цветок, 1897 год. В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. В ту пору он заинтересовался историей славян.
Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Он считал свои работы в стиле ар-нуво несерьезными, вот таким образом он особо не расстраивался, что они выходят из моды. Божественная актриса (так называли Сару Бернар французы) высоко ценила талант Мухи. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа.
Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли.
Портрет Ярославы, 1927-1935 гг. Загадочная и грациозная женщина, утопающая в море цветов, всегда изображалась в самом центре произведения. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое».
По завершению работы художник передает полотна в дар городу Прага. В 1918 г. Чехословакия получила независимость и Муха создает образцы первых банкнот и почтовых марок государства. В 1939 г. после оккупации Праги нацистами художник несколько раз задерживался и подвергался допросам. Альфонс Муха умер 14 июля 1939 г. Альфонс Муха (1860—1939гг), – выдающийся чешскийхудожник, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем, его произведения дышат спокойствием и негой. Художественное образование получил в Брно. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». Является единственным официальным музеем художника.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. К началу XX века флоральное течение модерна достигло апогея своего развития. С 1904 по 1913 гг. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Альфонс был первым сыном во втором браке. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц.
Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».
Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага.
Альфонс Муха (чеш. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Муха Альфонс – чешский художник, график, декоратор, основатель театральной и рекламной афиши написанной в стиле модерн, если быть точнее – стиля Арт Нуво.
Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи».
Слева автопортрет художника. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Музей Альфонса Мухи, Прага.
Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». От заказов не было отбоя.
Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). Принцесса Гиацинт, 1911 год. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений.
От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Именно в эти годы Муха является ведущим художником французской рекламы, его работы печатаются в журналах в виде плакатов. Да и самого художника в Европе порой считают французом. Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много.
В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Посетители узнают и детали личной жизни автора. Мадонна лилий, 1905 год. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений.
Частная коллекция. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной.
Идеи для будущих картин Муха собирал во время путешествия по славянским странам, в том числе по России. Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников.
Многое из нарисованного впоследствии было выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви. Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток.
Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Предки его занимались выращиванием винограда.
Ярмила Муха-Плоцкова сотрудничала с рядом музеев и выставочных галерей в США, Италии, Японии и Франции. В начале марта 1906 года Альфонс писал своей любимой Марушке: «Приходил издатель из Кливленда он хочет издать чтолибо мое. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать».
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. На фото справа изображен плакат, созданный Альфонсом Мухой в 1930 году к выставке всех своих полотен Славянской эпопеи. Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi).
Один из ярчайших представителей стиля модерн. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Через два года, трагический пожар в театре «Рингтеатре» (погибло 500 человек) уничтожил его мастерскую и декораторская фирма потерпела крах.
У неё две дочери. Это и женственность, феминность, мягкость – причем не только очевидная, через изображение соответствующих образов – но и через общую атмосферу картин – нежных, спокойных, умиротворяющих. Славянский Эпос, 1928 год. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря.
Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Позже у них рождаются две дочери и сын. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование.
Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно. Близится Рождество.
На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением.
Всю жизнь Альфонс не прекращает обучение и совершенствование своего художественного таланта. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Интересно, что в её чувствах к Мухе отсутствовал материальный расчёт: к моменту брака долги Мухи намного превышали его состояние.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Хитилова была соотечественницей Мухи. У неё две дочери.
Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно.
Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой. франков. Мальчик с детства хорошо рисовал. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса.
В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея».
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Но это не так. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре.
В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Но на этом сказка закончилась. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. В настоящее время она живет в Чехии. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. Актрисе так понравилась работа, что она заключила с художником контракт на шесть лет, а также добилась его повышения до главного декоратора театра. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация».
Аметист, 1900 год. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним.
Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи.
Интересна история внучки Мухи. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Mucha Museum, Прага. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение.
Обе они в определённой степени унаследовали таланты своего прадеда — как к изобразительному искусству, так и к музыке. После того, как Ярмила доказала, что именно она способна лучше всех справиться с этой задачей, Иржи Муха ноториально предоставил ей эксклюзивное право работы над проектами такого рода. В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга.
У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Топаз, 1900 год. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов.
Альфонс Муха (Alfons Muca) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. В 1906 году мастер женится на Марии.
Холст, масло. Хитилова была соотечественницей Мухи. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Общественного дома, отелей «Европа» и «Империал», создаёт эскиз главного витража достраиваемого Собора святого Вита.
Несколько раз посетил США, где работал, как художник и педагог. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих».
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. Цветы и прекрасные женские головки проходят лейтмотивом через все творчество художника. Предки его занимались выращиванием винограда. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Портрет Ярославы Альфонс Муха написал в стиле романтизма. Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием.
Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Да и самого художника в Европе порой считают французом. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Один из ярчайших представителей стиля модерн. Каждый драгоценный камень имеет свое выражение в цветах.
Муха был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах.
Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов. Изумруд, 1900 год.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Приведем краткое описание картины. Он рисовал афиши для различных театральных постановок. После провозглашения в 1918 году республики, Альфонсу Муха было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Украшения на театральных афишах Мухи представляли собой утонченную историческую стилизацию в духе подлинных артефактов Средневековья: широкий декоративный пояс, рельефная орденская цепь и богато орнаментированное оружие («Лорензаччо», «Гамлет»).
Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным.
Граф, восхищенный талантом художника, соглашается оплатить его обучение в академии искусств города Мюнхен. Оригинальные рисунки Мухи пришлись по душе ювелиру. Оформительскую задачу художник решал комплексно. Его декоративные работы были рассчитаны на широкую публику.
Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника. Новые моменты в жизни связаны с Парижем.
Это было довольно прибыльным делом. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения.
Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. «Сара была великолепна», — вспоминал Муха.
Эту декоративную серию, составленную из четырех работ, Альфонс Муха создал в 1900 году. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами.
Весь мир знал его как блестящего художника-декоратора. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Акварели эти художник называл «Блаженствами». Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. Уже в школьном возрасте начал рисовать, а после окончания гимназии решил поступать в Прагу в Академию художеств. Дама с камелиями – афиша к одноименному спектаклю с Сарой Бернар в главной роли.
Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Надо заметить, что Фуке наступали на пятки не менее именитые ювелиры Р. Лалик и А. Вевер.
Украшения для волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные многоярусные ожерелья, пояса-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переходящие в платье («Брюнетка», «Зодиак» и др. ). После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Образы эффектно подчеркивали самые невероятные драгоценные предметы. Муха остался без средств к существованию.
Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси».
Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире».
Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной.
Длительное время она прожила в Испании, где два года училась в Барселоне в престижной школе изобразительных искусств Массана на отделении живописи. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX – XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Тогда Муха стал брать уроки рисования. Занимался он и практической работой.
Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. Так же в этот период он на заказ иллюстрирует многотомную «Историю Германии». Во время своего путешествия в 1902 году он увлекся созданием эпических патриотических работ, передавая, таким образом историю славянского народа в нео-классическом стиле.
В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Название пришло из Франции.
Он увлекся историей и культурой славянских народов и создал целую серию картин, объединенных в цикл Славянская эпопея. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. После первой мировой войны художник возвращается на родину. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах.
Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви.
В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. С 1887–1922 г. Альфонс Муха жил в основном в Париже. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной.
Холст, масло. Я предложил мою работу о драпировках. В 1894 году малоизвестный художник Альфонс Муха вытащил свой счастливый билет. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним.
Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Но это не так. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием.
Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна.
Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Холст, масло. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Слева автопортрет художника.
Он согласился. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Произведения дышат спокойствием и негой. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Интересна история внучки Мухи.
Рубин, 1900 год. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Родился Альфонс Муха в 1860 году. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток.
Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. Техника создания – масло и яичная темпера. В последние десятилетия своей жизни Альфонс Муха жил на родине – в Чехословакии.
Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Вся работа заняла у Мухи три месяца. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
Семья была большая. Это было время творческих скитаний и поисков себя. Альфонс был первым сыном во втором браке. В настоящее время она живет в Чехии.
Чешский художник Альфонс Мария Муха (Alfons Maria Mucha), (1860 – 1939 гг) известен всему миру прежде всего своими блестящими декоративными произведениями (панно, плакаты, афиши, календари и т. п. ), выполненными в стиле ар нуво (модерн). Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси.
50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. Семья была большая. Работы Мухи имели свой неповторимый стиль. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов.
Интересно, что в её чувствах к Мухе отсутствовал материальный расчёт: к моменту брака долги Мухи намного превышали его состояние. Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве.
И передавал свою любовь через декоративную живопись людям. Но судьба благосклонна к гению.
Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. Великая французская актриса Сара Бернар (1834 – 1923 гг. ) подписала с ним контракт на 6 лет. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы».
Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). Сара Бернар помогла Мухе реализовать его ювелирные фантазии.
А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков. Художник моментально становится знаменитым. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз.
Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души».
Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Дело в том, что тогдашняя публика привыкла к чёрно-белым плакатам, с кучей текста и минимумом картинок, а Муха нарисовал яркий постер в золотых тонах, с Сарой Бернар во весь рост. Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар.
Музей Альфонса Мухи, Прага. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков.
В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. 1893 год. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.