В церки выставлены три картины Караваджо: «Призвание Апостола Матфея» (Vocazione di San Matteo), «Мученичество Апостола Матфея» (Mrtirio di San Matteo) и «Святой Матфей и Ангел» (San Matteo e lAngelo).
Банкир Джустиньяни не раздумывая приобрёл отвергнутую картину, увидев в ней то главное, что Караваджо хочет выразить в искусстве и чем он так отличается от всех современных художников. Правой рукой он пересчитывает монеты, которые ему отдает взрослый мужчина с бородой.
А он, неблагодарный, даже не простился с ним, впопыхах покинув Милан. Из карет стали выходить члены верховного суда инквизиции. Спустя некоторое время модный художник Чезари дАрпино взял Караваджо помощником в свою мастерскую, где тот выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина. Но Фульвиан еще более разозлился.
На первом плане двое полуобнажённых калек, — апостол считался целителем душ и плоти, максимально приближены к зрителю. Как много ему прощалось этим человеком и скольким он ему обязан. Тот же Беллори с неодобрением отмечал, что Караваджо «начал писать, слушаясь собственного таланта, не следуя превосходным мраморным творениям древних и прославленной живописи Рафаэля, а почти что презирая их и признавая одну лишь природу объектом своей кисти» 2. Одно из них, масштабное полотно «Обращение Савла», было представлено на московской выставке. Одно из самых известных ранних произведений Караваджо – «Вакх» (начало 1590-х) – демонстрирует и связь молодого художника с традицией и его новаторство.
Через пару дней неожиданно пришла помощь. Но счастливый владелец никому её так и не уступил. Прошло совсем немного времени и ни о каком спасении Караваждо думать уже не смог. Все из-за того, что в образе богоматери предстала подруга художника — проститутка Элен. Кроме того, Караваджо, как и в Ужине в Эммаусе показывает, что знаковые события и чудеса происходят в разгар самых обыденных ситуаций.
А вот для центральной картины над алтарём Караваджо решил использовать знакомого натурщика по «Отдыху на пути в Египет». Вот когда для римлян открылась заманчивая возможность сравнить эти фресковые росписи с картиной Караваджо в Сан-Луиджи деи Франчези. Недаром современный автор книги о Рембрандте пишет, что «Караваджо гремел органными трубами церквей Контрреформации» 3.
Забыв об осторожности, Джордано Бруно отправился в Венецию, которая издавна славилась своим свободомыслием и терпимостью к инакомыслию и там угодил в ловушку. О последующей жизни св. В его новой картине «Апостол Матфей и ангел» апостол выглядит благообразным крестьянским мудрецом с высоким сократовским лбом. Затем наступила тишина — толпа умолкла и слышно было, как потрескивают дрова в костре. К ним присоединились оказавшиеся там же друзья Лонги, Леони, Марино и Милези.
Затем город был колонизирован римлянами. Сын архитектора (или руководителя каменщиков), юный Микеле с 1584 года в течение четырех лет обучался ремеслу живописца в мастерской миланского маньериста Симоне Петерциано. Весь город сошелся на такое чудо и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. Понтифик Павел V заказывает ему картину для собора Св.
«Что ж, оно даже к лучшему, — подумал художник. Здесь наряду с осуждением апостола Фомы, не поверившего в свершившееся чудо, одновременно утверждается его неотъемлемое законное право не следовать слепо вере. Однажды апостолы были в лодке, а Иисус молился в одиночестве на горе.
() Все сидящие за столом объединены замкнутым контуром, близким к овалу, составляя компактную группу. А затем, подумав, осенил крестным знамением, как бы благословляя на нелёгкое дело. Есть мнение, что апостол бывал в Эфиопии и именно там и был убит. Помаранчо был близок к кругу кавалера Чезари дАрпино, о чём не мог не знать Караваджо.
Матфея. Атрибут апостола Матфея или Левия, — ангел с крыльями. При первом взгляде на картину трудно определить, где происходит действие.
Вскрытые данные помогают также понять, какое глубокое волнение и душевный трепет испытывал Караваджо, рисуя столь удавшийся ему вдохновенный профиль Спасителя и сколько раз он переделывал написанное, пока не добился нужного результата с помощью контрастных светотеневых переходов. () Как поясняет средневековый писатель Иаков Ворагинский в известном сочинении «Золотая легенда» имя «Матфей» в переводе с греческого означает не только «дар быстроты», но и «рука Господня». Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо.
Молодой головорез угрожающе стоит над распростёртым перед алтарём на полу Матфеем, крепко держа его за руку и занеся над апостолом смертоносный меч. «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей и говорит ему: Следуй за мной. Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). Свое имя Микеланджело Меризи да Караваджо получил в честь архангела Михаила, в день которого появился на свет (по новейшим изысканиям, в конце 1570 или в 1571 году), прозвище – по месту рождения. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими.
В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. Вокруг столба были разложены поленница сухих дров и кучи хвороста. На их примере можно отчётливо видеть, как в творчестве художника пришли в столкновение две различные тенденции, что позволяет понять психологическую и стилистическую обоснованность того или иного произведения. если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.
Матфея послужил друг художника известный римский архитектор Онорио Лонги). Ему нужно было изобразить два сюжета: призвание и мученичество св. Он без труда отыскал его в одной из дешёвых таверн на улице Скрофа. Все внимание художника сосредоточено на персонажах – Христе, входящем в помещение в сопровождении апостола Петра и сидящих за столом сборщиках подати, евангельских «мытарях». В тот же вечер он слёг в горячке.
Фигуры стоят на плите, нависающей над черной могильной ямой, придвинутой прямо к зрителю. МАТФЕЙ. Лишь бы это пошло ему на пользу. Узнав о случившемся, местный правитель-язычник Фулвиан сначала порадовался исцелению супруги и сына, но потом, по научению бесовскому, разгневался на Апостола за то, что весь народ приходит к нему, оставляя богов своих и замыслил погубить его. В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. 11:3). По его распоряжению к больному приставили опытную сиделку.
Да так как праведники не нужны Спасителю. Мудрый Джустиньяни ещё задолго до совета осторожного Сандрарта прикрыл на всякий случай шёлковой кисеёй ранее купленную им картину «Неверие апостола Фомы», которая была куда более крамольной и опасной, нежели юнец ангел с его дерзко вызывающей наготой. При первом взгляде на картину трудно определить, где происходит действие. Единственное, что напоминает здесь о религии — это едва заметный нимб над головой Христа.
Пока помощники возились с вещами, Караваджо с грустью осмотрелся в последний раз. Не осуждающий, а повелительный жест Христа вызывает в памяти протянутую длань бога Саваофа на плафонной фреске Микеланджело «Сотворение человека» в Сикстинской капелле. И в разгар очередной сделки к нему и приходит Иисус. Любой человек у него раскрывается как личность с её неотъемлемым правом усомниться в бесспорности правоты церковных догматов и своим разумом доходить до понимания сущего. Поддерживая тело Христа, он изогнулся в неудобной позе, повернув лицо к зрителю.
Как несколько патетически выразился Пьетро Беллори историк искусства, живший в XVII веке и много писавший о мастере, «рождением своим он удвоил славу Караваджо, благородной ломбардской местности» 1. Еще более непримиримую позицию занимал работавший при испанском дворе флорентийский художник Винченцо Кардуччо, который в риторических пассажах именовал Караваджо «гениальным чудовищем» и даже «антихристом». Матфея изображают с ангелом, пишущим Евангелие. Эта мысль оказалась революционной в эпоху жестокого подавления любого инакомыслия. Щупальца инквизиции проникали в самые потаённые области жизни человека.
Пожалуй, это были последние работы, которые по радостному мировосприятию и яркому колориту могли сравниться с «Отдыхом на пути в Египет». В экспонированном на выставке в Москве «Иоанне Крестителе» обнаженный юноша с улыбающимся лицом и освещенным золотистым светом телом обнимает ягненка, доверчиво склонившего к нему почти очеловеченную морду и олицетворяющего грядущую жертву Христа.
Скрестив ноги, он удобно сидит в кресле, называемом «савонароловским» и неспешно пишет своё Евангелие по наитию свыше. 11:3). Матфея.
Матфей был сборщиком податей для римской власти. Христос (справа от Петра) указывает на Левия, сборщика налогов (бородатый человек в берете), который неоднократно появляется в работах для этой церкви.
Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Святого Матфея растянули на земле лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Мученичество апостола Матфея – Микеланджело Меризи да Караваджо.
Тело Матфея с разведенными в сторону руками как бы образует крест у ног палача. Желая загладить вину и восстановить справедливость, Италия, ставшая наконец единым национальным государством, прилюдно попросила прощения у своего прославленного сына и 9 июня 1889 года воздвигла ему памятник на той же самой Кампо ди Фьори, почти не изменившейся и столь же людной со своими прежними торговыми рядами. До начала 1590-х годов Микеланджело да Караваджо учился у миланского художника Симоне Петерцано, около 1593 года уехал в Рим. Недаром одно из его сочинений так и называется «О героическом энтузиазме» в нем философ высмеивает невежество и схоластику, мужественно отстаивая собственные принципы и право каждого человека на свободу мысли. В обстановке, в которой все обстоятельства говорят против, кроме сердца Матфея, которое в итоге ответит «Да». Он же сказал: иди.
Стало быть, не напрасны были его муки и старания. Простым людям, заполнившим церковь до отказа и не только знатокам, всё понятно и близко. Теперь на лице юноши мы читаем всю драму происходящего.
Его тело осталось невредимым. У Матфея – это изображения ангела. Как характерно для многих работ Караваджо, потрясение героя передано жестом широко раскинутых рук (одновременно обозначающих глубину пространства). Он же в 1598 году подписал знаменитый Нантский эдикт, открывший эру веротерпимости в новой истории европейской культуры. Традиция изображения символов евангелистов — ангела (Матфей), льва (Марк), вола (Лука) и орла (Иоанн) — основана на ветхозаветном тексте видения пророка Иезекииля.
На выставке в ГМИИ было показано еще одно прославленное монументальное полотно Караваджо – алтарный образ для церкви Санта Мария ин Валличелла, объединивший в себе два иконографических мотива – «Оплакивание Христа» и «Положение во гроб» и уподобленный грандиозному живописному реквиему. Явно не с радостью переносил он собственный опыт на холст. В этом едва ли не первом в истории европейской живописи натюрморте корзина (похожая на ту, что держит в руках юноша на экспонированном в ГМИИ полотне) зрительно нависает над нижним краем холста, словно выходя за его пределы, – такой прием Караваджо использовал и в других работах.
Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу Апостола. Один из них, оседлав скамейку, сидит спиной к зрителю. По данным рентгенограммы, первоначальный замысел Караваджо был иным. В одном из номеров «Аввизи» говорится, что в праздничные дни Вечный город посетило более миллиона верующих. Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio).
апостола Левин Матфея является ангел. Запахло гарью и палёным мясом. Неслучайно в этом полотне, как и в ряде других композиций Караваджо тех лет использован прием зеркального отражения, при котором «правое» становится «левым» (так, Вакх держит чашу не в правой, а в левой руке). В состав этой работы вошли Призвание апостола Матфея, а также Вдохновение (1602) и Мученичество святого Матфея (1599–1600). Через секунду последует реакция, но это будет потом. «Неверие апостола Фомы» является основополагающим для понимания метода Караваджо при построении композиции, когда каждая деталь на картине выверена с математической точностью в стремлении добиться чёткой организации пространства.
Картина «Мученичество святого Матфея» принесла художнику огромную славу. Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный. Из-за наличия этой школы Салерно часто называют «городом Гиппократа». Не исключено, что эта книга могла попасть в руки Караваджо в библиотеке дворца Навичелла.
Еле различимы отдельные элементы архитектуры в виде тонущих во мраке колонн храма. Но пламя растопило идолов, как воск и опалило Фулвиана. Но пламя растопило идолов, как воск, и опалило Фулвиана.
СВ. Но Караваджо по-своему решает эту сцену из Священного Писания. Испуганные свидетели бегут прочь, не отводя взгляда от происходящего. Направленное вниз, к могиле, движение большинства персонажей уравновешивается устремленной вверх фигурой Марии Клеоповой и вся ритмически организованная композиция «звучит» подобно хоралу Баха.
На площадь въехала вереница закрытых экипажей, сопровождаемых отрядом всадников. – Н. А. ), лишенный помощи, он через несколько дней скончался. Будущий апостол Павел, услышавший голос Христа и ослепленный идущим с неба лучом, показан упавшим с коня, которого держит под уздцы старый слуга.
После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. Петр сказал Ему в ответ: Господи. Но «Мадонна со змеей» провисела там только два дня.
Это сам Караваджо. Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром. Не убоявшись кривотолков и злых языков инквизиция выбрала этот несчастливый день для совершения «правосудия» в её понимании. Но вернёмся к тому трагическому дню четырёхсотлетней давности.
Увы, всему приходит конец. Отсюда поистине неукротимая энергия, запечатленная в его лице и жесте. Караваджо встречался с ним ранее у Крешенци, где тот расписывал фресками парадный зал.
Этот же луч освещает и руку Спасителя, указывающую на будущего апостола. С помощью ломового извозчика нехитрый скарб был погружен на телегу. Но картину увидел Джустиньяни и уговорил автора от греха подальше расстаться с ней. Но однажды Христос обратился к нему «и говорит ему: следуй за мной. Художник мог повторить слова его современника Шекспира, вложенные в уста Гамлета, о том, что цель искусства – «держать зеркало перед природой».
Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром. Неожиданно возникла проблема с натурщиком. Небесный вестник исполнен женственной красоты и терпеливого усердия. В упоминавшейся выше картине «Неверие апостола Фомы» (107x146) наиболее зримо и убедительно выражено кредо художника, который в своём неприятии официального искусства, отягощённого условностями маньеристского и академического толка, доводит изображение до полемической заострённости, демонстративно отказавшись от всех атрибутов святости, чьё наличие обязательно в сугубо евангельском сюжете. В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком.
Но Фульвиан еще более разозлился. Помимо всего прочего он единственный, кто сидит на стуле, остальные же сидят на скамейке. Во дворце можно было повстречать ещё одного художника, лет на двадцать старше Караваджо. Второй план картины четко прописан (что крайне редко у Караваджо) и являет дворец Ирода, соединенный с тюрьмой и символизирующий земную власть. Что же не устроило в картине церковный клир.
Им был понятен драматический пафос нового произведения. Воодушевлённый успехом Караваджо приступил к написанию последней картины цикла «Апостол Матфей и ангел» (223x183).
Так экстремально выразились черты его личности, которые в основе своей не были отрицательными, а явились лишь своеобразным проявлением антиконформизма. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Первая работа Караваджо, предназначенная для широкой аудитории, вызвала сенсацию. Символически такое поведение лишает их возможности получить «вечную жизнь», которую Христос обещает дать всем верующим в Него. Постояв немного, старик так же незаметно уходил, как и появлялся, не проронив ни слова.
Вскоре подошёл и Манчини. Хочется бежать от этой картины как можно дальше. После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Это удивительно, так как полностью отражает идею Церкви, как видимого выражения присутствующего Христа, находящую свое конечное выражение в фигуре Петра и в его служение. Художник запечатлел наиболее драматический момент всей сцены: появление Христа настолько неожиданно, а его жест до такой степени повелителен и непреклонен, что на секунду все застывают в немом удивлении. Композиция как будто оживает и стремится перейти с холста в реальную жизнь. Известно, что под контрактом поставил свою подпись и Онорио Лонги, взявшийся опекать не очень-то сведущего в практических делах друга и не отходивший от него ни на шаг после неудачи с картиной «Апостол Матфей и ангел».
Фулвиан приказал принести еще более дров, ветвей и хворосту, а святого Матфея облить смолойи зажечь. Это чудо обратило ко Господу множество язычников. По сравнению с первой картиной количество персонажей доведено до тринадцати.
Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием. для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези вРиме. Вот что немец отметил в книге «Галерея Джустиньяни», где среди пятнадцати картин кисти Караваджо особо выделен его «Всепобеждающий Амур»: «Эта работа, которая находится в одном помещении вместе с другими тремя сотнями картин самых известных мастеров, по моему настоятельному совету была задрапирована тёмно-зелёным шёлковым покрывалом и показывалась лишь в последнюю очередь иначе она затмевала бы своей броской красотой остальные не менее прекрасные произведения других мастеров»58.
Нет, ему нужно такое ничтожество, как Матфей. Множество туристов из Тбилиси в летние месяцы пользуются пляжами, которые обычно рассматриваются в качестве более экологически чистых, чем пляжи около Батуми (расположен в 15 км к северу от крепости). «Успении Богоматери» было отвергнуто заказчиком из-за того, что, по слухам, Караваджо использовал в качестве модели Девы Марии труп проститутки из морга. Другой, по-настоящему отличный от местной компании. Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром.
Художник передает все градации чувств – от высокой патетики до неприкрытого страдания. «Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г. ) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Именно так выполнены иллюстрации в знаменитом Евангелии Хитрово, которые обычно приписывают самому Андрею Рублеву. Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.
Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Это смысловой и композиционный центр картины.
Это большое драматическое полотно было написано в 1599-1600 гг. Сомневающийся жест Петра, который как будто спрашивает Иисуса: «Неужели мы возьмем его. ». «Пусть здесь и останется, — решил Караваджо, — напоминая кое-кому обо мне».
Однако все они охвачены печалью и понимают значение происходящего. Изображённые на картине персонажи хорошо им знакомы и узнаваемы. В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Во второй картине этой серии «Мученичество святого Матфея» у Микеланджело Караваджо возобладало стремление к более эффектному и театрально-патетическому решению композиции.
На подъезде к месту казни карету пришлось оставить перед дворцом Канчеллерия, так как въезд на площадь Цветов был перекрыт. Врач предписал кормить его крепким бульоном и специальными целительными отварами из трав. Ярко освещён бегущий мальчик-служка. Сроки поджимали и под впечатлением увиденного на площади Кампо ди Фьори он приступил к написанию второй картины цикла «Мученичество апостола Матфея» (323x343).
Обычно именно хозяин заведения сидит в самом дорогом кресле, его же «клиенты» вынуждены ютиться на чем получится. Вот таким образом заказчик торопил с завершением работы. Двое помощников, сидящих слева от Леви, так увлеклись подсчетом денег, что даже не заметили (или не захотели заметить) прихода Иисуса. И он, оставив все, встал и последовал за Ним».
Старый апостол показан упавшим навзничь на ступени алтаря, над ним склонился палач с мечом. Legenda aurea.
Традиционно в живописи этот сюжет трактовался по-разному. В одном исподнем его повели на эшафот. Справа в тени в сопровождении апостола Петра появляется Христос. Во второй версии Караваджо придал большую экспрессию жестам персонажей. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и увещал возглавить Ефиопскую Церковь.
Всё было продумано до мелочей и вы глядело на удивление буднично. Перед нами убогая обстановка.
Но его мнением Караваджо пренебрёг. Но Караваджо по-своему решает эту сцену из Священного Писания. Глубина перспективы утопает в тёмном безвоздушном пространстве.
Человеческое страдание в этом грубоватом и как бы обнаженном лице передано с откровенностью, аналогию которой можно найти, пожалуй, только в живописи Рембрандта. Знатоки в Италии и за ее пределами в скором будущем оценят присущие молодому художнику живописное мастерство, мощь образов, красоту светящихся красок, уверенную лепку формы искусство светотени и умение передавать, как напишет Беллори, «естество вещей». Когда работа над первым полотном была завершена, перед её отправкой к месту назначения в мастерскую пришёл кардинал с братьями.
11:3). Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Но более созвучно его картине другое великое произведение, созданное почти за сто лет до Микеланджело, – знаменитая фреска Мазаччо «Чудо со статиром» в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции.
Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов — оба в Галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Одна его рука еще сжимает монеты на столе, но он уже не смотрит туда. «Юный Иоанн Креститель» и «Всепобеждающий Амур» — эти два бесспорных шедевра были единственными у Караваджо, в которых он, отбросив все запреты и условности, смело воспел красоту набирающего силу молодого мужского тела, выразив радость жизни, свойственную молодости. «Иоанн Креститель» (1610 г. ) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. Перепуганные ребята побежали утром за Манчини.
Но все это не имеет значения, поскольку его рукой в прямом смысле слова водит рука ангела. Действующих лиц было всего трое, а вся композиция решена в классическом духе. Хотя библейский образ воспет многими живописцами, не все они отражают суровый образ Предтечи, крестившего народные массы в Иордане. Неудивительно, что с самого начала творческого пути художник, наряду со светскими, создавал произведения на религиозные темы, примером которых может служить большое полотно «Отдых на пути в Египет» (1590-е).
Но пламя растопило идолов, как воск и опалило Фулвиана. Тогда Фулвиан попросил у святого апостола Матфея прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему, повинуясь повелению Божию. Иногда Матфей изображался сидящим за столом, а Христос заглядывал в комнату через окно. Караваджо заверил хозяина дома, что его пожелание будет исполнено к нужному сроку. Караваджо начал со второго, но картина у него откровенно не получалась.
Художник оказался в тупике и тогда решил на время оставить работу над «Мученичеством святого Матфея» и обратиться к другой картине — к «Призванию святого Матфея». Он был на хорошем счету у старого кардинала и ему были поручены оформление домашней часовни и роспись фресками фамильной капеллы в церкви Арачели рядом с Капитолием. Здесь Бог через касание вдохнул жизнь в первого человека. Несмотря на критические стрелы, выпущенные многими недоброжелателями Караваджо против «Амура» и вопреки раздававшимся утверждениям, что это всего лишь пародия на скульптуру Микеланджело «Победа» во дворце палаццо Веккио во Флоренции, когда в ответ остаётся только развести руками, поскольку возражать тут бесполезно и глупо, картина пользовалась неимоверным успехом. Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж).
Таков находящийся в Эрмитаже холст «Лютнист» 1594 года (долгое время носивший название «Девушка с лютней»). Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. Но здесь еще есть намек на возможное спасение. «Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана.
На самом деле художник изобразил вполне пристойных и по большей части хорошо одетых горожан, сгруппированных в мизансцену, смысл которой состоит в отношении ко входящему Христу. Всю ночь бредил, вскрикивал, его мучили кошмары. Караваджо Микеланджело (Caravaggio). Этот призыв прозвучал на картине зримо и психологически достоверно.
Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. Иисус продолжает настаивать на своем несмотря ни на что. Вон на стене висит его карандашный рисунок. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею.
Можно вспомнить например картину Паоло Веронезе «Мученичество святого Георгия». Противопоставление подчеркивается разницей в одежде персонажей. Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). Благодаря общим усилиям Караваджо был через пару недель поставлен на ноги.
Никакой условности или нимбов — всё жизненно достоверно. Св. Теперь ему постоянно заказывают религиозные сюжеты. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. Видно, как тяжело дается ему процесс писания.
Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Поначалу он бедствовал, работал по найму. Композиционно картина делится на две части. Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). А вот для заказчиков и прежде всего для римской курии основополагающим являлось первое значение имени, связанное со скоропалительным обращением французского короля Генриха IV из гугенота в католика, когда он произнес свою историческую фразу изумившую всю Европу: «Париж стоит мессы».
В конце 1580-х или в начале 1590-х он приезжает в Рим, который в эти годы вновь стал, как в начале века, средоточием духовной и художественной жизни Италии. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. Совпадение более чем многозначительное ибо для каждого итальянца число семнадцать приносит несчастье, а уж если не дай бог оно падает на пятницу, то откладываются все важные дела и лучше сидеть дома, не высовывая нос наружу. () Известно, что у ворот Капернаума Христос повстречал мытаря Левия и призвал его стать апостолом.
Караваджо вторично обращается к образу Спасителя, рисуя вдохновенный профиль. Хотя он и раскаялся, но сомнений своих еще не оставил. «Контора, где взимаются сборы» обозначена всего несколькими деталями: чернильницей на столе, мешочком с деньгами, рассыпанными монетами. Почему к нему.
Каков был сюжет картины и была ли она написана, так и осталось невыясненным. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь это Я, не бойтесь. Караваджо специально идет против сложившихся правил живописи. В эпоху же Андрея Рублева (конец XIV – начало XV века), напротив, единообразие в изображении евангелистов стало цениться больше.
Все движение на полотне направлено от центра к краям. Казалось, сама природа воспротивилась этому вымученному браку-сделке. Картина содержит ряд деталей, нуждающихся в пояснении. Это чудо обратило ко Господу множество язычников. Его попутчики ничего не поняли, но застыли в оцепенении, а чудесный свет ослепил Павла на 3 дня, что впоследствии привело его к исцелению, покаянию и служению Богу.
Картина лишний раз доказывает, сколь демократично искусство Караваджо. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. После призыва «следовать за мной», Матфей выполняет просьбу. Всё было готово.
По странной иронии судьбы (), жизни французского монарха и великого художника трагически оборвались почти одновременно. (. ) Не осуждающий, а повелительный жест Христа вызывает в памяти протянутую длань бога Саваофа на плафонной фреске Микеланджело «Сотворение человека» в Сикстинской капелле. Но, пожалуй, больше всего с Караваджо окажется внутренне связан Рембрандт.
Однако искусство так «нелепо» (по мнению современников) жившего и умершего художника одержит победу над временем. Наконец добрался до жилья и слег с лихорадкой. Первыми обитателями территории современного Салерно были этрусские племена.
В эпоху же Андрея Рублева (конец XIV — начало XV века), напротив, единообразие в изображении евангелистов стало цениться больше. В переполненной церкви находился и Караваджо. Иисус называл его величайшим из пророков. Но Караваджо не слушал ничьих советов и продолжал работать с прежним остервенением.
Картина «Юный Иоанн Креститель» (128x94) пользовалась не меньшим успехом у знатоков, чем «Всепобеждающий Амур». Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед. Художник не ошибся в выборе. Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Картины «Призвание святого Матфея», «Мученичество святого Матфея» и «Апостол Матфей и ангел» (погибла во время Второй мировой войны) написаны художником для капеллы семейства Котарелли в римской церкви Сан Луиджи ди Франчези. Он приобрёл её за сто пятьдесят скудо.
Хотя он и раскаялся, но сомнений своих еще не оставил. Матфей здесь — продажный чиновник, плут. Традиция изображения символов евангелистов – ангела (Матфей), льва (Марк), вола (Лука) и орла (Иоанн) – основана на ветхозаветном тексте видения пророка Иезекииля. Через секунду ему придется совершить выбор и он понимает всю серьезность данного решения.
Ощущение полной сопричастности со всем происходящим на картине было более чем очевидным. Видно, что ступни босых ног обращены к выходу. Итальянский художник. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Конечно, святого ждет смерть, но ему на это совершенно все равно.
Кроме того, вокруг костра он поставил 12 золотых идолов, призывая их на помощь, чтобы силою их Матфей не мог избавиться от пламени и обратился бы в пепел. Летом 1610 года он наконец получает разрешение вернуться в Рим.
Что касается «Мученичества апостола Матфея», то там сама фигура евангелиста несколько отошла на второй план, уступив место убийце и вот таким образом художнику не столь важен был типаж. «Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца. Здесь он провёл почти пять лет и ему неплохо жилось и работалось.
И он встал и последовал за Ним». Слева в потоке света идущего из правого верхнего угла картины, за столом сидит сборщик налогов Леви (так звали Матфея прежде чем он сделался апостолом) в окружении четырех своих помощников и подсчитывает выручку, полученную за день. За наемником и Матфеем виден алтарь. КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА: СВЯТОЙ МАТФЕЙ: Атрибутом св.
(Так, прототипом св. Все эти детали связаны с Иисусом Христом, принёсшим себя в жертву ради спасения людей. Ждать пришлось недолго. Его тело осталось невредимым.
В толпе раздался гул, то ли осуждающий, то ли сочувствующий. У апостола голова Сократа и облик человека из народа. Весь город сошелся на такое чудо и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. «Призвание Матфея» изображает момент, в который Иисус Христос вдохновляет Матфея на следование за Господом и дальнейшее становление апостолом. Всё прошло гладко и спокойно, без упрёков и обид.
Родился 28 сентября 1573 года. Тело Матфея у ног мучителя образует крест. Упомянутый выше Иаков Ворагинский в своём сочинении «Золотая легенда», этом своеобразном католическом аналоге православной книги Четьи Минеи, пишет: «Месса шла к завершению, когда в храме неожиданно появился убийца, подосланный эфиопским царём. И снова никаких младенцев-ангелов, никаких небес, никакого явного откровения. В то время и у самого Караваджо тоже появились все основания для радости.
Иногда символы евангелистов, без их персонифицированных изображений, можно встретить на самых разнообразных иконах, таких, например, как «Спас в силах», где их непременно изображают в окружении Христа в углах композиции. Весь город сошелся на такое чудо и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. Его недоуменный взгляд обращен на Христа и апостола Петра, а своей левой рукой он неуверенно указывает на себя, как будто задавая вопрос: «Неужели вам нужен я. ». Преклонных лет мужчина с линзами в руках и его соратник, деловито подсчитывающий выручку, контрастируют с нищим и босым Иисусом. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев.
Собравшиеся на площади молча смотрели на полуголого человека, привязанного к столбу. Тело Матфея с разведенными в сторону руками как бы образует крест у ног палача. В творчестве великого голландца, при всей его непохожести на искусство итальянского предшественника, найдут продолжение присущий Караваджо демократизм и психологизм образов, магия света и тени, глубина и напряженность религиозного чувства. В римской церкви Сан Луиджи деи Франчези висит картина «Призвание апостола Матфея», написанная в самом начале XVII века. Стоящие фигуры образуют вертикальный блок, сидящие вокруг стола — горизонтальный. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером.
Работа великолепна и по композиции и по исполнению. Ничего необычного нет и в их пластически-осязаемых фигурах. Понимая это, он поостерёгся показывать картину дотошным гостям старшего брата, кардинала Бенедетто Джустиньяни, проживавшего с ним в одном доме, — их хватила бы кондрашка при виде столь необычной композиции с Христом и учениками, щупающими зияющую на теле рану. ». А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете.
Было предназначено первоначально для палестинских христиан из Иудеев. Гонио в настоящее время испытывает туристический бум. Едва прикрытый тканью одухотворенный ангел выглядит вполне реальным. В этом мгновении «остановки действия» содержится огромный эмоциональный накал картины.
Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный. Это чудо обратило ко Господу множество язычников. К обнажённому Бруно подошёл священник и поднёс к лицу распятие.
Матфей, пишущий Евангелие под диктовку стоящего рядом ангела. Католицизм празднует победу над Реформацией. К сожалению, о замечательной картине сегодня можно судить только по копии, поскольку оригинал погиб в 1945 году в Берлине, как и упоминавшийся ранее великолепный портрет «Куртизанка Филлида».
Здесь (в Порто Эрколе. Бедняжка расплакалась и, запутавшись в длинном шлейфе, громко запричитала: «Мама, мама. » Хворый супруг был не в силах её успокоить, так как сам зашёлся в диком кашле и его била лихорадка. Двое гвардейцев схватили её и силком уволокли в сторону. Эта грязная таверна — его штаб-квартира, где со своими помощниками он ведет незаконный бизнес. На ней был представлен св. Вокруг полутьма.
И он встал и последовал за ним». Было предназначено первоначально для палестинских христиан из Иудеев.
Святого Матфея растянули на земле лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Второе большое полотно в капелле Контарелли посвящено трагическому концу земного пути св.
Спустя почти триста лет отвергнувший философа мир всё же вспомнил о нём. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола от потопления в воде, как сохранил его в огне, то воистину Он есть Единый и Всемогущий Бог и следует Ему поклоняться. Было предназначено первоначально для палестинских христиан из Иудеев. Однако клир церкви Сан Луиджи деи Франчези не увидел в этом произведении «ни святости, ни приличия» и художнику пришлось срочно писать новый вариант композиции, более благопристойный, академичный и соответственно более холодный и формальный. Вот он, его лицо видно чуть выше руки убийцы, сжимающей смертоносный клинок. Уже с византийских времен изображения стремились разнообразить, представив процесс написания книги.
1599-1600 Это большое драматическое полотно было написано в 1599-1600 гг. зачем ты усомнился. » (Мф 14:24—31). Именно в такой драматической обстановке ему придется принять решение. Караваджо (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (1573-1610) итальянский художник.
Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу Апостола. Жест Иисуса остается неизменным. спаси меня. Здесь о страданиях не говорит вообще ничего. В глубине слева Караваджо изобразил себя.
И только Матфей понимает, что сейчас произошло. Для хранения святых мощей был сооружён серебряный саркофаг, на изготовление которого было израсходовано четыре тысячи золотых скудо из папской казны. Толпу оттеснили ещё дальше, а на помост поднялись палач с подручными.
Тогда же им были написаны ещё два Иоанна Крестителя в пустыне. Вероятно, советуя задрапировать картину, немец беспокоился не только о том, что она «затмевает» все другие работы, а среди них картины Рафаэля, Джорджоне, Тициана и других великих мастеров. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. В левой руке он сжимает кошелек полный денег, правую руку он положил на монеты, люди, окружающие его, смеются над ним. Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609).
Матфей осудил местного царя, который возжелал христианку, за что был убит мечом. Вновь поражает светотеневая лепка фигуры мальчика, обнимающего рукой не ягнёнка, согласно установившейся традиции, а взрослого барана, написанного с поразительной тщательностью. Композиция исполнена проникающего динамизма. Стоя на лестнице с палитрой перед огромным холстом, он чувствовал порой, как в мастерскую неслышно заходил кардинал, но не мог понять, каково его отношение к картине.
Torino, 1995). Стоит обратить внимание на то, что убийство происходит в храме. В холсте «Амур-победитель» античное божество любви предстает в облике полного обаяния итальянского мальчишки, попирающего ногами символы цивилизации: скипетр, лавровую ветвь, книгу, музыкальные инструменты, компас, угломер. Кричащие герои предыдущих работ мастера теперь погружены в молчание.
Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. Давида возмутили пренебрежительный тон в адрес израильтян и их Бога и он сразил гордеца в лоб камнем из пращи. Что толку в запоздалом признании и невысказанных вовремя словах благодарности. Иногда символы евангелистов, без их персонифицированных изображений, можно встретить на самых разнообразных иконах, таких, например, как «Спас в силах», где их непременно изображают в окружении Христа в углах композиции.
В этом моменте Караваджо перефразирует произведение своего великого предшественника Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». С замечательной картиной произошло непредвиденное. Именно за такие картины критиковали художника Караваджо многие современники. Этим произведением он ещё больше подлил масла в огонь полемики вокруг своего творчества. Фарисей Савл (Саул) имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. Вы, конечно, знаете эту евангельскую притчу.
В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Петра. Видно, что ступни босых ног обращены к выходу. Действие происходит в помещении церкви: видны алтарь и купель, художник следует «Золотой легенде», согласно которой святой Матфей был убит по завершении мессы.
Казнь была назначена на пятницу 17 февраля. для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези в Риме. Матфей был сборщиком податей (мытарем) римского наместника. У них обоих было, говоря словами П. Декарга, «одинаковое стремление напомнить, что вера опаляет» 6.
У Матфея – это изображения ангела. Духовенство решительно отвергло работу как противоречащую евангельским канонам. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). О неизбежном конце всякого жизненного расцвета напоминает картина «Корзина с фруктами», в которой разнообразные свежие плоды и зелень соседствуют с сухими ветками и увядшими листьями. Лодка была уже на средине моря и ее било волнами, так как ветер был противный. Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. Лишь ставня окна на стене – в итальянских домах, как и в русских избах, она всегда снаружи – указывает на то, что изображенные на картине люди, сидящие за столом после трудов праведных, удобно расположились в тенечке перед таверной, что так характерно для римского быта в летнюю пору, хотя место события не играет здесь существенной роли. () Рыжебородый мытарь или сборщик податей Левий подсчитывает собранную дневную выручку с помощью старика в очках.
Во второй версии Караваджо придал большую экспрессию жестам персонажей. Матфея» становится особенно ясной природа знаменитого «кьяроскуро» Караваджо – резких контрастов света и тени, которые были средством не только более объемного, но и более психологизированного изображения, олицетворяя при этом противоборство мировых начал. Его тело осталось невредимым.
Слава о двух шедеврах в церкви Сан-Луиджи шла по всему городу. Сам апостол Матфей на ней утратил прежний облик мудреца сократовского типа. Отправившись туда морским путем, Караваджо по ложному доносу был заключен в тюрьму, а выйдя на свободу, обнаружил, что фелюга с его скарбом исчезла. Все предельно реалистично. Окончательно же действующих лиц на картине стало тринадцать, а вся композиция строится вокруг поверженного апостола и его убийцы, от которых в ужасе разбегаются свидетели преступления. Однажды Иисус явился к нему и сказал: «Следуй за Мною. Но приговорённый к смерти монах отвернулся, отказавшись приложиться к кресту. Зато ярко освещены ступени перед алтарём, где разыгралась трагедия.
()Закрываемый, как щитом, мощной кряжистой фигурой апостола Петра, Христос появился лишь на миг, чтобы тут же удалиться. В «Призвании св. Святой Петр жестом пытается унять его чрезмерную подозрительность. Вероятно, тогда у него оказалась в руках «Исповедь» блаженного Августина, которая помогла ему ориентироваться в сложной богословской символике и толковании библейских сюжетов.
Златошёрстный баран упрятал мальчика от гнева отца в далёкой Колхиде — родине «золотого руна». В отличие от спокойного «Призвания апостола Матфея» здесь с особой наглядностью и глубиной проявился дух нового динамичного искусства барокко, которое повсеместно прокладывало себе путь. Настал день расставания с дворцом Мадата. Первый план занимала фигура, в позе ангела из «», две другие повторяли образцы античной скульптуры. Со всех сторон посыпались заказы. (Как полагают биографы, Караваджо мог видеть ее еще во время первого путешествия из родных мест в Рим. ) На этой фреске Христос повелевает апостолу Петру поймать рыбу и вынуть из ее рта монету для уплаты подати и апостол точно повторяет указующий жест учителя.
Действительно, на картине Караваджо именно он пересчитывает и сгребает деньги к себе. Призвание на апостольское служение мытаря (сборщика податей), будущего автора одного из канонических Евангелий – один из самых символичных эпизодов Нового Завета, вот таким образом неудивительно, что во все времена этот сюжет пользовался популярностью у христианских художников. Именно через него заказчик Крешенци передал тогда партию дорогостоящих красок, которые, по мнению Помаранчо, должны были «придать нужную красоту и пышность». Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна.
Он умер так же нелепо, как и жил» 5. Он изображён во всей своей откровенно плотской красе с отнюдь не ангельскими крылышками и плутовской улыбкой, словно вопрошая: «А теперь что вы на это скажете, господа хорошие. » Можно многое сказать об Амуре, этом излюбленном персонаже маньеристов со свойственными их творениям гедонизмом и явным эротизмом. — Не нужно произносить непременных в подобных случаях слов благодарности за хлеб-соль». Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Во время своих скитаний он проповедовал всеобщий «закон любви, созвучный природе» в развитие гуманистического толкования внеисповедного христианства. Так например, на одной миниатюре Матфей разворачивает свиток, сверяя текст.
Матфея (1602). Дрожа от холода, он стал похлопывать себя руками по бокам, чтобы как-то согреться. Матфея почти ничего не известно, но, согласно легенде, он проповедовал в Эфиопии. Но Фульвиан еще более разозлился.
Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф 9:10—13). Предание говорит, что Матфей обошел с проповедью Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Удивительный человек, о котором, к сожалению, мы так мало знаем Что было на душе у него, сборщика налогов— ненавидимого своим народом предателя, которого позвал за собой Иисус. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус идя по морю. И каждое из полотен вызывает в обществе скандал. Это ангел, протягивающий пальмовую ветвь Матфею. И святой Матфей исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении Христовом.
Всё значительно проще с «Всепобеждающим Амуром», для которого позировал озорной подросток Чекко. (Jacopo da Varagine. Так например, на одной миниатюре Матфей разворачивает свиток, сверяя текст.
Ангел, сверху протягивает Матфею пальмовую ветвь— знак мученичества. Караваджо обвиняли в том, что он своим искусством профанирует память святых и священных событий изображая и описывая их в своих картинах обычным «человеческим» языком. И он встал и последовал за Ним». Там он продолжал работать над крупными заказами его искусствооказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи.
Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев.