Изображена на картине Василия Сурикова Боярыня Морозова и сестра последней – Евдокия Урусова, принявшая столь же жестокие испытания за веру. Эту картину с униженной раскольницей боярыней Морозовой, художник представил в победоносном образе не сломленной женщины, давая зрителю прочувствовать весь трагизм этого действия, ощутить ту нелёгкую судьбу русского глубоковерующего народа. То, что главным героем картины является боярыня Морозова, следует и из самого названия картины и из того, что фанатичная боярыня-страстотерпица изображена в центре картины.
И хотя в картине «Степан Разин» Суриков отходит от обычного своего принципа изображения толпы, композиции картины выполнена по тому же принципу, что и «Боярыня Морозова» Мы видим, тот же треугольник, направленный в левый угол холста по диагонали поражения. Одно из самых известных его полотен – это картина Боярыня Морозова. Картина Боярыня Морозова Суриков В. И. Данное произведение художника навеяно чисто русским течением не легкой жизни того времени, жесткого и не доброго времени церковного раскола. Картина обладает единым композиционным центром – это сама Морозова. Картина «Боярыня Морозова» – самая известная работа Василия Сурикова.
Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена церковному расколу в России. Морозова и народ — такова тема картины. Боярыня Морозова – центральный образ этой картины, определяющий всю её композицию.
Первый эскиз будущей картины «Боярыня Морозова» Василий Суриков создал в 1881-м году, в возрасте 33-х лет. После темной гаммы Меншикова картина Боярыня Морозова поражает своим светлым, очень сложным тоном. Многим известна картина великого русского художника Василия Ивановича Сурикова Боярыня Морозова.
Десятки оттенков снега на картине «Боярыня Морозова» также дались художнику непросто. Боярыня Морозова Василия Ивановича Сурикова – одна из самых больших и серьезных русских картин. Первые эскизы к Боярыне Морозовой относятся к 1881 г. Окончательный вариант размером 3, 04 на 5, 86 м Суриков закончил в 1887 г. О картине Боярыня Морозова современники говорили, что Суриков воссоздал подлинную старину, словно был её очевидцем. Благодаря картине Сурикова стала известна просто как боярыня Морозова.
В правой части картины видно сестру Морозовой – княгиню Урусову, которая медленно движется за ее санями. Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать описание картины Василия Сурикова (Боярыня Морозова). Упомянем и другие образы и исторические детали, которые можно увидеть на картине Василия Ивановича Сурикова Боярыня Морозова.
Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше.
Франциска Ассизского и другие трудные для пересказа словами религиозные, мистические символы. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Молодой царь Алексей сначала пытался уладить споры в Московской церкви полюбовно.
Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой. Его интерес к этой теме был не случаен. Она прощается с народом, подняв руку, сложенную двуперстным крестом, как знамение старообрядчества. В последствии всего этого она тайно приняла постриг у старообрядцев, где ее нарекли именем Феодора, тем самым удалилась от посещения светских и церковных мероприятий. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой.
Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями. Ей было семнадцать, мужу – далеко за пятьдесят. Острые контуры ее черного силуэта, напоминающие клюв и крылья, распространяются на организацию различных элементов картины (Рисунок 2).
Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Все лицо мелко было. (2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным.
Среди последних, как известно, было даже немало священников. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Но смеялись немногие.
Другой скрытый знак развивает символизацию народа — всех униженных и оскорбленных. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Сквозь пелену облаков, очертания хомута, полозья саней проступает крупная, организующая всю плоскость изображения конфигурация, напоминающая трубящего ангела (Рисунки 8 и 9). Такое внимание к следам характерно для острого взгляда Сурикова. (8).
«На снегу писать – все иное получается. Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками.
В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников. В толпе терялось. Но, как и в других шедеврах искусства, многое здесь остается малоизученным. Выбор был сделан в 1666 году, Московский освященный Собор положил конец противостоянию, осудил все семьсот лет русского христианства.
Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. Морды и шкуры зверей служили одеждой и масками обрядов сибирских шаманов. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Это движение ведет в будущее согласно Библии к Судному дню. Он говорил, что «это не копыта лошади важны, но факт что они стерты» (Тепин 1916), «важно как мерцает грязь на колесах телеги» (Волошин 1985).
А ведь портрет Леонардо символизирует жизнь этого герцогства. Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества). Сложность в том, что белые одежды юродивого написаны на фоне белого снега полного рефлексов и теней. Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Она призывает народ к борьбе и подвигу.
Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Рукой она изображает два перста. Алкоголики ведь они все.
Особенно в отношениях цвета. На величественном полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова» Феодосия Прокофьевна Морозова изображена в тот момент, когда ее везут на допрос в Чудов монастырь. Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. (5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе.
Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Но не только юношеские воспоминания повлияли на присутствие звериных мотивов в картине. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен.
«Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. Эти два человека формируют основное настроение сострадания и сочувствия народа героине. Таким образом выражалась идея их божественного происхождения.
Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. Морозова была ближайшей его последовательницей. Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии. По новым правилам верующих заставляли креститься тремя перстами.
Это был последний порыв горячих человеческих чувств в нечеловеческих страданиях. Картина ожила. Главный символ этого дня — трубящий ангел.
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Путь в будущее, неопределенный и туманный, предвещает метель. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения.
Пальцы поднятой руки она сложила двоеперстием, чтобы показать всему народу, что она не отступает от своей веры. Знаете, что значит симпатичное лицо.
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. С этим связаны цветовые оттенки и элементы этих частей верха и низа. В этот жест несёт главный смысл в картине. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной.
Благодаря отображению в композиции зрительного образа раненой вороны придается особая направленность восприятию. Написал порядочное количество. Братья Морозовы, Борис и Глеб, приходились родственниками отцу царя Михаилу и в юные годы служили у старшего Романова спальниками, это было исключительное положение при дворе.
Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. Это сама героиня и юродивый. Хоть она и ведёт себя очень решительно, но по её напряжённому лицу видно, что ей очень трудно. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освященным маслом, но Феодосья воспротивилась. Как отмечали исследователи, удаление их из толпы произвело бы совсем другое впечатление (Кеменов 1963: 111).
Мозаика толпы и пейзажа скрывает морды волков, оленей и других обитателей леса (Рисунки 10 и 11). На переднем плане картины в санях изображена женщина. Среди сочувствующих — нищенка и юродивый в правой части композиции. Вот пять женщин в правой части картины. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. На третьей, может быть самой знаменитой исторической картине Сурикова, «Боярыня Морозова» (1887 г. ) изображён пролог к трагическим событиям Петровской эпохи, разыгравшийся ещё при отце Петра, царе Алексее Михайловиче.
Вся Москва сотрясалась от споров. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Высоко поднятая в символическом жесте рука— как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди. Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика.
В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Действие происходит на одной из московских улиц. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами».
Всю ночь тревожил монастырь ее тягостный крик. Картина в целом формируется как разнообразие чувств: различие сочувствия и злорадства. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Фанатичность и непокорность боярыни проявляются еще и в резкости поднятой руки (Алленов 1997).
Женское их дело что они много смыслят. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Там в переулке всегда были глубокие сугробы и ухабы и розвальней много, - рассказывал он. - Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно. Фаворит Петра I Александр Меншиков руководил строительством Санкт-Петербурга, был героем Полтавского сражения и единственным российским дворянином, получившим герцогский титул. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом».
Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Звук трубы возвещает о его наступлении. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. По центру полотна изображена боярыня Морозова.
В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. (3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой. Это был раскол из-за убеждений и веры.
Врагом Никона был протопоп Аввакум. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». Она почти не смотрит на боярыню. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. Картина содержит коннотации, связанные с главной идеей, но имеющие собственные значения. Уличал протопоп боярыню и в скупости по отношению к их общему делу, но, скорей всего, это была не просто скупость, а рачительность хозяйки.
Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. Остро дан характер попа – пьяницы и циника. По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. Она сидит в розвальнях, на соломе. А сторонников соблюдения старых обрядов (старообрядцев, как теперь говорят) практически объявили вне закона.
На ее лице глубокая скорбь. В двух московских женщинах столкнулись два мира: старая Московия с ее последним непогасающим светом Святой Руси и Россия иная, свежая и бурная, как дикий ветер, – Россия Петра. Практически одновременно арестовывают и ее сестру. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма.
Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение. В портрете «Дама с горностаем» под основным изображением проступает герб Миланского герцогства.
А вот отдельные детали и лица он писал долго, мучительно всматриваясь в образы староверов и не находя именно тот образ, который сложился у него с детства, после услышанного рассказа о боярыне Морозовой. Черная ворона многое определяет в картине и связана с другими знаками. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра.
(Тогда ее еще Новой Слободой звали). Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Два поднятых перста боярыни – благословление людей. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье.
Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Замысел этой картины, как и других картин у В. И. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини.
Да в штоф все смотрел. Силуэт Богородицы проступает в цветной мозаике толпы. Многие люди представляют себе боярыню Морозову суровой, пожилой женщиной, как на картине, которая фанатично взметнула руку в двоеперстии. Это была попытка братьев Бориса и Глеба Морозовых продолжить свой род.
Действие происходит на одной из московских улиц. Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. Она не хотела изменять старой вере. Она действительно крестилась, крестилась двуперстно и ее цепи очень громко звенели. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон.
В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Боярыня подняла руку с двумя перстами. В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. Раскольники выступали против нововведений, за сохранение старых обрядов. «Пишу татар. Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы».
Рис. Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление.
В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Они подобны знакам с двумя перстами. Неудивительно вот таким образом, что над образом самой Морозовой Суриков работал больше всего.
Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. «Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. В современной теории искусства эти явления объясняются как знаковые системы, благодаря которым производится информация, осуществляется коммуникация между людьми — их духовное общение (Somov 2005, 2013, 2014). Он был ревнителем Домостроя и спальником царей Михаила и Алексея. Она к старой вере стала склонятся. На картине Сурикова она сопровождает боярыню Морозову – она ближайшая к саням, в шапочке, отороченной мехом.
Все взгляды направлены на Боярыню, все здесь выражает то, что эта поездка последняя. Она не знала другого спасения от надвинувшейся беды, кроме молитвы. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Цепями были скованы не руки Морозовой, она сама была прикована к этим цепям. И началась череда казней.
Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру». Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Не смотря на то, что Боярыня Морозова придерживалась старообрядчества она также посещала церковь нового обряда, что соответственно не красило ее в лице сторонников старой веры. И чувствуешь здесь всю бедность красок».
Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след. Но важна не только символическая сторона скрытого знака.
В. И. Суриков не только поместил икону с Богоматерью и младенцем вверху справа, но и объединил цветовую мозаику картины общей цветовой конфигурацией (Рисунок 7). В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Они провели допрос Феодосьи и её сестры. У боярыни Морозовой родился сын, которого нарекли Иваном.
Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Эти его воспоминания известны в записях (Тепин 1977). Знак получает развитие во всей композиции картины (Рисунок 6). Дознание шло девять лет. Ангелов, скрытых в небесах, также как у Сурикова, можно разглядеть в «Сикстинской мадонне» Рафаэля.
Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова — картина известная всем. И вот однажды В. И. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну.
Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. Жест юродивого отвечает этому знаку. Приглядел для работы соседний переулок. В девичестве она была Соковнина. «Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее.
На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали. В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. Потом она стихла.
На шапку накинут платок. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Это стало возможным благодаря сложности и мозаичности изображения. Морозова была ближайшей его последовательницей.
Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Но радость материнства не победила в душе молодой женщины нестерпимой тревоги за Русь.
Двуперстиям уподобляются группы провожающих Боярыню людей (Рисунок 5). Уложение 1649 г. завершило закрепощение крестьян, начатое при Иване Грозном. Вот таким образом выразить защиту народа — значило ввести в картину изображение Богородицы. Исход битвы предрешен. А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур.
После допроса их заковали в кандалы и оставили под домашним арестом. В многокрасочной мозаике картины ее коричневатая крупная форма организует, связывает между собой фигуры людей, пестроту и мозаичность толпы и одновременно связывается зрительно с формой иконы в правом верхнем углу картины. «Боярыня Морозова». Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Ее увозили в ссылку.
Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. Алексей Михайлович решил избавиться от непокорных женщин без шума. Её вернули под арест.
За что ругали художника – телеканалу «МИР» пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв. Алексей Михайлович понимал, что для усмирения народа нужна реформа церкви. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова.
Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях. Этот образ и вошел в картину. Сёстры, выказывая своё презрение к пришедшим, легли в постели и лежа отвечали на вопросы.
Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Все на картине будто напряглось. Сурикова возник одномоментно из яркого впечатления.
Ноги у нее скованы цепью. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. Например, в «Тайной Вечере» – росписи Леонардо да Винчи — исследователи находят инициалы Марии Магдалины.
Сам дух истории живет в его картинах. Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Однако в стране было неспокойно. Юродивый благословляет Боярыню.
Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Эта «вторая картина» имеет свои особые элементы. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России.
Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов». На переднем плане картины в санях изображена женщина. Эти слова заслуживают самого пристального внимания.
Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Ее духовником был сам знаменитый протопоп Аввакум. Греческую красоту можно и в остяке найти». Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.
Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. А дом Морозовой запустел, потом и вообще был разграблен. Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания. Доминирующий цвет покрывала (покрова) Богородицы — коричневато-вишневый, близкий к его цвету на иконах. В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал». В государственном Русском музее храниться эскиз композиции Сурикова, где Василий Иванович делал попытку изобразить движение саней слева направо, в другую сторону.
Впереди на коленях старая нищенка. Снег внизу, на переднем плане усилен сложными тенями. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Очертания Богородицы противостоят картине языческих сил. В какой – то момент терпение царя лопается и боярыню Морозову арестовывают.
На картине изображен момент, когда боярыню Морозову везут из ее дома в Чудов монастырь. Все в рефлексах, лиловых и розовых. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Однако. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. По замыслу художника эти их эмоции противоположны.
Художник увидел собор Василия Блаженного и вспомнил о казни стрельцов (картина «Утро стрелецкой казни») заснеженную избушку с мерцающим светом в оконце и представил А. Меньшикова в ссылке (картина «Меньшиков в Березове») черную ворону на белом снегу и увидел в ней боярыню Морозову — героическую защитницу старой веры. (1) Феодосия Морозова. Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. Эта метафора получила развитие в изображении. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью.
Но боярыня отказалась. Семья Морозовых оказалась в гуще этих событий. Подобных трубящих ангелов, возвещающих о наступлении Судного Дня, можно видеть в росписях русских соборов (Наумова 2013). Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила.
Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. Скрытая труба создает эффект сильного трубного звука. Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати. Но Смута добралась и туда.
Подобных скрытых знаков немало и в картинах мастеров русского искусства (Somov 2005). В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. На иконах, в свою очередь, коричневато-вишневый цвет является знаком жертвенной любви. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова.
Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. (11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. «Я написал много этюдов все лица характерные. Там, в Преображенском, все меня знали. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу.
Впрочем, чего гадать. На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря.
Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Это усилило раздражение царя и судьба боярыни была решена окончательно. Только здесь, однажды, прорвалось всей силой рыданий материнское горе, любовь к Ванюше. На вечное заточение.
А этюд Кончаловских написан в два слоя и это уже не работа с натурой. Таким образом, не меняя пропорции, художник уходит от подробностей, создавая обобщенный образ сильной духом женщины, которая не потеряется в любой толпе. Кроме того усиливается центр картины — фигура Боярыни. И отверженные тянутся душами к своей заступнице. Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты.
Этому отвечает благословляющая рука юродивого (справа). Коннотации символов крестного знамения, скрытые в архитектуре, показаны в специальных исследованиях (Барбышев 1991). Но боярыню Морозову пока не трогали: у нее была при дворе сильная рука. Не случайно, что подобных попыток Суриков больше не предпринимал. Таким образом, художник, даже не подозревая о будущих изысканиях психолога, только с помощью одной интуиции принимает верное решение, которые наиболее точно отражает его отношение к героине и к историческим событиям. В ходе небольшого исследования можно увидеть, что и другие картины В. И. Сурикова вполне укладываются в схему Тарабукина. Лицо ее представлено в виде строгого профиля.
Критики было много. Вскоре церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. Это особенно важно для формирования в картине синтагматики знаков: икона способствует неосознанному зрительному «прочтению» Богородицы в толпе, а формы, организующие цветовую мозаику толпы, придают особую значимость формам иконы и очертанию Богородицы на ней. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». (14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками. Знак – крещение двумя перстами – главный символ приверженцев старых обрядов.
Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. В произведении Сурикова совмещается несколько различных картин. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км). Он приказал тайно вывезти Морозову из Москвы под крепкой стражей в далекий никому не ведомый Боровск, городок в Калужской области, в 90 км от Москвы, в острог, заключив ее в земляную тюрьму.
Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ. С Федосьей в дом Морозова вошли молодость и веселость.
(8) Церковь. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. Контурная линия неоднозначна. В результате такого анализа обнаруживается, что в картине скрыта другая картина. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь.
Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе. Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова. Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь.
Коннотации усиливаются, когда они связаны с общими структурами изображений — с ритмом, пропорциями, повторениями элементов. (8) Церковь. Во время пути сани поравнялись с Чудовым монастырем, Боярыня Морозова подняла свою правую руку и ясно изобразила сложенный перст над людьми. Детей у них не было. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
Ее глаза полны слез. Системы признаков крестного двуперстия организуют картину и формируют ее ритм. Его лица не видно.
Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Сам царь благословил ее на венец образом Живоначальной Троицы. Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича.
Это по большей части подростки. Стасов, — «оскорбленные и униженные» (Стасов 1952: 400) другие — злорадствующие народные персонажи. Имения, вотчины, стада коней розданы боярам. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.
События происходят в 17 веке. Ведь сколько времени я его искал. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры. Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине».
Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено. Это то, где черты лица сгармонированы. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Этот момент был моментом подлинного вдохновения. В то же время в произведениях различных периодов и течений в творчестве мастеров весьма различного мировоззрения обнаруживаются многообразные, скрытые от непосредственного зрительного восприятия знаковые образования, наделенные своей особой энергией, силой эмоционального воздействия, связанные общими структурными построениями. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах.
Но духовная гроза потрясла всех. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги. Сразу появились слухи о том, что Феодосья нагуляла сына не от мужа. Каменный храм построили в 1703 году.
Нравилось им, что я казак и не курю. Портретный этюд был написан всего за два часа. Тарабукина.
Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. Люди любви и добра противопоставлены в картине злорадствующим и злым. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Новая жена царя Алексея Наталья Алексеевна Нарышкина сразу невзлюбила мятежную боярыню. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих.
И как вставил ее в картину- она всех победила. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону. Очень трудно ее лицо было найти. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Небо в картине более темное и более теплое, чем снег. При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей.
Писать не Исус, а Иисус – с двумя и. Когда царь Алексей Михайлович задумал жениться, он назначил боярыню Морозову исправлять на свадьбе почетную должность. Однако Морозова была не рядовая ослушница. После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. Боярыня отрешается от всего земного, что и выражает черный цвет. Также за Феодосью заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. 5.
А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками. Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. Очертания оружия образуют в изобразительном поле самостоятельную систему. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Суриков увидел ее одетой в черное в темных санях и как ее везут по снегу (Волошин 1985 Никольский 1918).
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Все изменилось в марте 1669 года, когда царица скончалась. Конфигурации человеческих изображений — укрупненные коннотации этого символа.
А потом начнешь колею писать. Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. Не смею, - отвечал стрелец. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова. Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки. Мужу ее в ту пору перевалило за пятьдесят.
Художник делал для своей картины много эскизов и набросков. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Фигуры людей их группы, позы, движения, жесты, участки цвета отображают эмоции людей. Во многих других произведениях живописи такого рода знаковые образования сложнее увидеть, связать с сюжетом историей их создания, с творческими концепциями создателей. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. 1669 год — царица скончалась.
(1) Феодосия Морозова. Несмотря на близость ко двору царя, она была схвачена, подвергнута жестоким допросам и пыткам и умерла в земляной тюрьме в Боровском Монастыре. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили.
(16) Икона «Богоматерь Умиление». (12) Колорит картины. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела.
Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе.
Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Тонкость черт ее лица, глубоко запавшие глаза, резко очерченные скулы, мертвенная бледность губ – в каждой складочке этого женского образа сквозит непоколебимость, твердость характера, решимость и несгибаемая воля.
Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. «Черная ворона на белом снегу» образует силуэт Боярыни, который, в свою очередь, лежит в основе пропорционального построения элементов картины (Рисунки 3 и 4).
Исследователи отмечали то, что черная одежда Морозовой противопоставлена цветной толпе и выражает презрение к человеческим чувствам (Кеменов 1963: 110). В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Хмурое небо нависает над Красной площадью. Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится.
Царь предложил ему самому провести допрос боярыни. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах. Досталось и художнику за эту картину. Их взаимное расположение охватывает все поле изображения.
Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. Светлые части изображения вверху и внизу указывают на снежную зиму. «Персты твои тонкостны. В доме Морозовых шли самые долгие и суровые службы.
Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу.
Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку. «Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна.
Каменный храм построили в 1703 году. Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче. Я с нее написал этюд в садике в два часа. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался.
Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая.
Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она. Зрители не видят птицу в картине. От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота. Люди потянулись к ней взорами. Но вскоре скончался её сын Иван. Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях.
Это и отразил художник на картине. Через несколько лет данная тема вырастет у Сурикова в самостоятельную картину Взятие снежного городка. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Сурикова. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру.
В ту пору в русской церкви произошел раскол. За этот отход от исторической правды Сурикова тоже критиковали. Старообрядчество (раскол) – религиозно-общественное движение, противостоявшее официальной Русской Православной Церкви. Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири.
Её поручили патриарху Никону.