Фредерик-морис де Ла Тур дОвернь (фр. Frdric-Maurice de La Tour dAuvergne 22октября 1605 (16051022), Седан— 9 августа 1652, Понтуаз)— французский генерал из рода Латуров, титулярный герцог Бульонский, активный участник Фронды. Морис Кантен де Латур (фр. Хотелось бы познакомить вас с творчествомзнаменитого французского пастелиста и рисовальщика, одного из крупнейших портретистов XVIII векаМориса Кантена де Латура1704-1788гг. Фредерик-морис де Ла Тур был сыном герцога Анри де Латур дОверня от его второго брака— с Елизаветой Оранской-Нассау, дочерью Вильгельма I Оранского.
Морис Кантен де Латур (фр. Maurice Quentin de La Tour 1704—1788)— французский портретист, работавший преимущественно пастельными карандашами. В 1766 году Морис Кантен де Латур посетил Голландию с целью ближе ознакомиться с творчеством Рембрандта, Рубенса и других фламандских и голландских живописцев.
Первые два произведения Л. (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к акад. Он намеренно не подчеркивает в облике модели признаков увядания, а как бы следует широко распространенному мнению, что «во Франции нет пожилых женщин». Наиболее знаменитые представители эпохи рококо Жан Антуан Ватто (1684–1721) и Франсуа Буше (1703–1770) работали в пастельной технике, однако большая часть известных произведений этих художников выполнена маслом.
Что же так трудно выразить масляной техникой. Среди портретов, выставленных в Салоне в 1757, следует назвать портреты капуцина отца Эмманюэля и оперной певицы мадемуазель Фель (Сен-Кантен, музей Латура) Фель была одной из многих актрис, портреты которых писал Латур и которая стала спутницей почти всей его жизни. Художник называл технику работы мягкими материалами «сухие краски» ииспользовал, помимо выше названных, несколько других цветов. Так, лицо Мари Фель дано крупным планом, почти фронтально и проработано во всех деталях.
В 1780 г. удалился на покой в свой родной город. Девятнадцати лет от роду покинул свой родной город, Сен-Кентен и явился в Париж, где учился у посредственного живописца Дюпуша и у некоторых других художников. В схожей технике выполняли работы Ж. Фуке и П. П. Рубенс. В начале сороковых годов Латур переходит от погрудных или поколенных портретов к фигурам в рост, от камерных изображений к картинам большого размера.
Портретами Латура восхищается в те годы Дидро. В них прелесть первого, живого и непосредственного ощущения. С таких подготовок Латур начинал свое знакомство с моделью. В последний раз он выставляется в Салоне в 1773. Марии Лещинской (там же) и нек. Особый интерес в творчестве Мориса Кантена де Латура представляют его автопортретные «штудии», которые поражают виртуозной техникой, фантазией и изобретательностью («Автопортрет с указательным пальцем» – Женева, Музей искусства и истории).
В те же годы (1751) Латур создает наиболее «законченный» из своих «Автопортретов» (Амьен, музей Пикардии). Ее первые портреты пастелью (около 1703) были высоко оценены современниками. Легкость визуального восприятия пастели (отсутствие сильного блеска красочного слоя), яркость цветов позволяли художникам выполнять как парадные так и камерные портреты.
Вот таким образом такое широкое распространение и получает жанр портрета, особенно «интимного» портрета, основоположником которого и стал Морис Кантен де Латур. худ. Современники утверждали, что Латур заставлял портретируемого очень долго позировать, назначая многократные сеансы, вот таким образом слишком нетерпеливые клиенты предпочитали обращаться к Ж. М. Наттье, который писал значительно быстрее.
Чтобы передать очарование немолодой женщины, художник обрамляет ее лицо и фигуру светлыми, нежными тонами — белым, голубым, желтым, розовым. В Салоне в 1753 он выставляет портреты Жан-Жака Руссо (Женева, Музей искусства и истории) и Даламбера (Париж, Лувр). Подлинные шедевры портретного искусства Латура были созданы в середине века.
Многие произведения Л. гравированы выдающимися мастерами его времени. Ее образ сохранил для нас Морис Кантен де Латур. В Салоне 1755 был показан большой портрет маркизы Помпадур (там же три эскиза пастелью, в перламутровых тонах из которых один поразительно передает преклонный возраст модели – Сен-Кантен, музей Латура) за него было заплачено тысячу луидоров. И в искусстве, как и в жизни, возрастает интерес к индивидуальности, личности человека.
Академии в 1737, он, благодаря «Портрету Ресту, живописца» (Париж, Лувр), становится ее членом в 1746 в качестве «живописца пастельных портретов». Работал Латур и в Париже и Сен-Кантене около 1725 года уехал Великобританию, через несколько лет вернулся в Париж.
Работал Латур обычно в техниие пастели (цветные мелки) используя все ее выразительные и цветовые возможности. Латур, Морис Кентен (de Latour, 1704—1788) — знаменитый французский портретист, работавший пастельными карандашами. др.
Питер Пауль Рубенс начал применять смешанную технику рисования углем, сангиной и мелом. В 1741 он создает большой портрет в рост президента де Риё (Прени, коллекция Ротшильда), в 1742 – портрет супруги президента де Риё в бальном платье (Париж, музей Коньяк-Же) и, очень похожий, портрет его друга аббата Юбера, читающего при свечах (Сен-Кантен, музей Латура). В 1750 Латура назначают советником Кор.
Мастером, наиболее сильно повлиявшим на формирование основных принципов работы пастелью, была Розальба Каррьера, художник-портретист (1675–1757) (см. Через несколько лет после того отправился в Реймс и Камбре.
Чтобы продемонстрировать возможности пастели, Морис Кантен де Латур написал два портрета необычайно больших размеров. 1788). Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к академии художеств в 1746 году он был избран в ее действительные члены, а в 1750 г. получил титул королевского живописца, который и сохранял в течение 23 лет.
Придавая большое значение психологической характеристике своих моделей, художник признавался: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и забираю ее целиком». Академии в этом же году к Академии был «причислен» художник, которого многие критики противопоставляли Латуру – Жан-Батист Перронно. др. Морис Кантен де Латур (фр. С 1724 года он обосновался в Париже и начал серьезно работать в области пастели.
Лучшими в их числе считаются портреты живописца Рету, проповедника Фиакра, президента де-Рио, г-жи Салле, г-жи Буассиер (в сен-кентенском музее), аббата Леблана (там же), наследной принцессы саксонской (там же), абб. К пятидесятым годам относятся и лучшие подготовительные наброски Латура, которые обладают самостоятельной эстетической ценностью и иногда более остро, чем законченные портреты, раскрывают характер изображенных людей. Лучшими в их числе считаются портреты живописца Рету, проповедника Фиакра, президента де-Рио, г-жи Салле, г-жи Буассиер (в сен-кентенском музее), аббата Леблана (там же), наследной принцессы саксонской (там же), абб.
Творческое наследие Морис Кантена де Латура насчитывает свыше 1200 пастелей и рисунков. Все детали старательно прописаны, а фон удачно нюансирован полутонами. Многие произведения Латура гравированы выдающимися мастерами его времени.
В 1745 он показывает в Салоне портрет Дюваля де Лепинуа (Лиссабон, фонд Гюльбенкяна). До сих пор такие оттенки ассоциируются у зрителя с пастелью и «пастельными» цветами. Он получает советы также от Луи де Булоня и Жана Ресту. «Причисленный» к Кор. Латур был страстно увлечен изучением человеческого лица и рисовал его часто отдельно, вне всякого контекста, в виде маски («Автопортрет» – ок. Некоторые его пастели достигали свыше двух метров высоты и полутора метров ширины.
В стиле рококо большое внимание уделялось оттенкам человеческой кожи, материальности и осязаемости предметов – лепесткам цветов, легким и прозрачным тканям. Де Латур с натуры рисовал только голову, а всю остальную работу выполнял отдельно, прибегая к помощи натурщиц. Эти оригинальные этюды человеческих лиц, в которых пастель сочетается с карандашом, мелом и сангиной, отличаются многообразием приемов штриховки и богатством колористической гаммы («Preparation к портрету Вольтера» – Стокгольм, национальный музей «Preparation к портрету маркизы де Курси» – Сен-Кантен, Музей А. Лекюйе). Ум художник ценил в человеке превыше всего.
рис. 3), дАламбера, Вольтера, Жан-Жака Руссо (см. Известно, что Латур копировал ее пастели (две такие копии сохранились), увлеченный их живостью и остротой выражения.
Одной из наиболее значительных работ не только в творчестве де Латура, но и в истории пастельной графики можно назвать «Портрет маркизы де Помпадур» (см. Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 года, доставили ему звание сопричисленного к Королевской академии художеств в 1746 году Латур был избран ее действительным членом.
Это нетрудно заметить и в портрете мадемуазель Ферран. Современники увидели в этом определенную гражданскую позицию художника. строений, Орри де Виньори. В портрете, о котором идет речь, Латур создал образ женщины эпохи Просвещения, эпохи великих мыслителей, философов, ученых. Глядя в упор на зрителей, он словно спорит с невидимым собеседником.
«Он был портретистом, – пишет Марьет. Во всех официальных документах Сен-Кантена его имя пишется Делатур (Delatour). Известно довольно большое наследие автопортретов художника, в которых де Латуру с легкостью и изяществом удалось выразить не только собственное настроение, но и дух «галантного века».
1736-1737 гг., Париж, Лувр). Это прекрасно понимали современники художника, отмечая, что в его портретах — сходство, сила, правда и жизнь. рис. 2), фаворитки короля Людовика XV (175 128см).
Критики все меньше говорят о нем. Полная гладкопись же в пастеле, наоборот, позволяет достичь максимальной натуралистичности тогда, когда это необходимо, при этом (. ) отсутствие в её составе лака не уподобляет, к примеру, фрукты на такой работе муляжам, а лица – кукольным. рис. 1). Известно, что он назначал очень высокие цены за свои пастели, говоря при этом, что «богатые должны платить за бедных». Портрет убеждает нас, что мадемуазель Ферран (к сожалению, кроме имени, о ней ничего неизвестно) была одной из тех женщин, которые первыми прокладывали своим современницам путь к науие. Де Латур создал портреты наиболее видных деятелей эпохи: Людовика XV (см.
Гюбера (там же), самого художника, г-жи Леконт, Мармонтеля, Сильвии, Людовика XV (в луврском музее), г-жи Помпадур (там же), кор. Эта техника позднее стала классической как для учеников художника, так и для последующих поколений вXVIII веке она получила название dessin a trois crayons («рисунок тремя карандашами», фр. ). Наиболее известные мастера пастели – Д. иП. Французский художник, работавший в технике пастели.
Сам Латур неоднократно передавал большие денежные суммы своему родному городу Сен-Кантену на благотворительные цели – в пользу бедных матерей, престарелых ремесленников, а также на учреждение бесплатной школы рисования (1782), которой он завещал основную часть своего творческого наследия. Примером данной тенденции могут служить станковые работы пастелью французского художника Жозефа Вивьена (1657–1734). В 1743 художник начинает серию официальных портретов: портрет герцога де Вийяра, генерал-губернатора Прованса (Экс-ан-Прованс, музей Гране). Однако сам художник писал свое имя раздельно и затем это написание стало общепринятым.
знаменитый французский портретист, работавший пастельными карандашами. Многие произведения Л. гравированы выдающимися мастерами его времени. Еще в ранней юности он проявил склонность к рисованию и копировал эстампы. В молодости Латур уехал в Париж, где обучался живописи у Клода Дюпуша.
Латур родился в 1704 году в небольшом городке Сен-Кантен. В портретах влиятельных особ Латур прибегал, как правило, к идеализации и подчеркивал высокий социальный статус модели, тогда как портреты его друзей написаны с искренней теплотой и отличаются более спонтанной манерой исполнения («Портрет скульптора Рене Фремена» – 1743 г., Париж, Лувр «Портрет Шардена» – 1761 г., оба – Париж, Лувр). В 1750 году он получил должность живописца короля и был удостоен чести написать портрет маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV, который он выставил в Салоне 1755 году (Париж, Лувр). О годах его ученичества существуют лишь отрывочные сведения. В зрелый период творчества (1760-е) Латур тяготел к простоте, строгости, обобщенности. Ее работы вдохновляли шведского художника-пастелиста Густава Лундберга (1695–1786).
Число пастелей, отправленных им в Салон в 1748, достигает 14, среди которых восемь теперь хранятся в Лувре (портреты короля, королевы, дофина, маршала Морица Саксонского и др. ). Если раньше в женщине прежде всего ценили внешнюю привлекательность изящество, грацию (вспомните портреты Перроно), то теперь куда важнее, чтобы она была умна, начитанна, способна и серьезным н самостоятельным суждениям, приобщена к наукам.
В 1742 году Латур создал одно из лучших своих произведений — Портрет аббата Юбера. Их портреты заложили основу дрезденской коллекции пастелей художницы. Одним из первых художников, работавших с применением материалов используемых в пастельной живописи (уголь – «черный камень» втенях, сангина в полутонах и белый мел на светах), был Леонардо да Винчи. Виртуозное владение техникой проявляется в «Портрете президента парижского парламента Габриэля Бернара де Рие в своем кабинете» (1741).
Первые два произведения Л. (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к акад. В 1761 художник выставляет портрет супруги дофина, Марии Иозефы Саксонской (Париж, Лувр). Писал как монументальные репрезентативные портреты, в которых модель изображается в полный рост, так и камерные интимные (погрудные или поясные). Согласно определению Мариетта – известного знатока искусства того времени, Латур получил прозвище «король пастели». Учился в Сен-Кантене, затем в Париже у К. Дюпуша, Ж. Ж. Спуда и Ж. Ресту II.
Его лицо оживлено движением мысли иронической улыбкой. Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к академии художеств в 1746 году он был избран в ее действительные члены. Латур Морис Кантен Искусство Франции Автопртрет художника, 1751 Музей Пикардии, Амьен Жан-Жак Руссо, 1753 Музей истории и искусства, Женева Латур Морис Кантен де (Maurice Quentin de La Tour) (1704—1788) Великий французский портретист Морис Кантен де Латур, работавший преимущественно пастельными карандашами, родился 5 сентября 1704 года в Сен-Кантене (департамент Эна). А для Латура именно в этом заключалась суть задачи портретиста. Эти же мягиие, ласкающие глаз цвета подчеркивают нравственную высоту, благородство его героини.
Для каждой из них Латур находит строго индивидуальную форму выражения, в которой воплощаются их внешний облик и характер. Стиль Каррьеры оказал заметное влияние на манеру живописи мастеров рококо Франсуа Буше (1703–1770) и Жана Батиста Перроно (1715–1783), Жана Батиста Греза (1725–1805) работавших как в масляной технике, так и пастелью. Таков его Даламбер — блистательный философ и полемист, один из авторов Энциклопедии. худ.
Оставшиеся подготовительные зарисовки раскрывают технологию создания произведения. (de Latour, 1704. рис. 4), Мориса Саксонского, Марии Лещинской. В дальнейшем имеется больше сведений о его творчестве. Из этого письма мы узнаем, как мучительно создавались его портреты: сколько трудов, сколько вариантов, сколько мучений, — писал Латур, а ведь кажется, что они сделаны на одном дыхании.
А. Больтраффио, Б. Луини, Л. Карраччи, Гвидо Рени в Италии. Гюбера (там же), самого художника, г-жи Леконт, Мармонтеля, Сильвии, Людовика XV (в луврском музее), г-жи Помпадур (там же), кор.
Марии Лещинской (там же) и нек.