В 1766 году Морис Кантен де Латур посетил Голландию с целью ближе ознакомиться с творчеством Рембрандта, Рубенса и других фламандских и голландских живописцев. Морис Кантен де Латур (1704—1788)-выдающийся французский пастелист и рисовальщик, один из крупнейших портретистов XVIII века. Морис Кантен де Латур (фр. Maurice Quentin de La Tour 1704—1788)— французский портретист, работавший преимущественно пастельными карандашами.
А для Латура именно в этом заключалась суть задачи портретиста. Все детали старательно прописаны, а фон удачно нюансирован полутонами. И в искусстве, как и в жизни, возрастает интерес к индивидуальности, личности человека. Многие произведения Латура гравированы выдающимися мастерами его времени. В 1761 художник выставляет портрет супруги дофина, Марии Иозефы Саксонской (Париж, Лувр). Известно, что Латур копировал ее пастели (две такие копии сохранились), увлеченный их живостью и остротой выражения.
Работал Латур обычно в техниие пастели (цветные мелки) используя все ее выразительные и цветовые возможности. Приятная манера исполнения камерных пастельных портретов, отличавшихся достоверным сходством, вскоре сделала художника популярным.
В 1723, возможно, вследствие неудачной любовной связи с кузиной, он едет в Париж, где знакомится с гравером Н. Тардье и поступает в ученики к И. Спуде, художнику средней руки. 1736-1737 гг., Париж, Лувр). В 1742 году Латур создал одно из лучших своих произведений — Портрет аббата Юбера. Латур был страстно увлечен изучением человеческого лица и рисовал его часто отдельно, вне всякого контекста, в виде маски («Автопортрет» — ок. В Салоне в 1753 он выставляет портреты Жан-Жака Руссо (Женева, Музей искусства и истории) и Даламбера (Париж, Лувр).
Писал как монументальные репрезентативные портреты, в которых модель изображается в полный рост, так и камерные интимные (погрудные или поясные). В 1743 художник начинает серию официальных портретов: портрет герцога де Вийяра, генерал-губернатора Прованса (Экс-ан-Прованс, музей Гране). В 1741 он создает большой портрет в рост президента де Риё (Прени, коллекция Ротшильда), в 1742 – портрет супруги президента де Риё в бальном платье (Париж, музей Коньяк-Же) и, очень похожий, портрет его друга аббата Юбера, читающего при свечах (Сен-Кантен, музей Латура). Придавая большое значение психологической характеристике своих моделей, художник признавался: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и забираю ее целиком». Чрез несколько лет после того отправился в Реймс и Камбре, случайно приобрел благорасположение к себе английского посланника при французского дворе, взявшего его с собой в Египет и работал там настолько успешно, что возвратился в Париж с порядочной суммой денег и репутацией искусного «английского» живописца. Занявшись в течение двух лет усовершенствованием себя в рисунке, через то достигнул в пастельном роде живописи такого мастерства, равным которому не обладал никто из предшествовавших ему и, может быть из следовавших за ним пастелистов.
Академии в 1737, он, благодаря «Портрету Ресту, живописца» (Париж, Лувр), становится ее членом в 1746 в качестве «живописца пастельных портретов». В зрелый период творчества (1760-е) Латур тяготел к простоте, строгости, обобщенности. В 1780 г. удалился на покой в свой родной город. С 1750 художник короля. Особый интерес в творчестве Мориса Кантена де Латура представляют его автопортретные «штудии», которые поражают виртуозной техникой, фантазией и изобретательностью («Автопортрет с указательным пальцем» — Женева, Музей искусства и истории).
В них прелесть первого, живого и непосредственного ощущения. В серии портретов философов, общественных деятелей, художников, актрис утверждал достоинство деятельной и волевой личности, подчёркивая не только социальное положение модели, но и её интеллектуальную активность, богатые оттенки душевных движений (портрет Ж. Л. ДАламбера, 1753, автопортрет – оба в Лувре). По свидетельству современников Латура, он, как редко кто-либо другой, схватывал сходство с этим качеством соединялись сила, гармония и приятность красок, сохранившихся до сего времени в его портретах, несмотря на их давность. В зрелый период творчества (1760-е) Латур тяготел к простоте, строгости, обобщенности.
Морис Кантен де Латур (фр. Родился 5 сентября 1704 в Сен-Кантене (департамент Эна). Морис Кантен де Латур (фр. Эти оригинальные этюды человеческих лиц, в которых пастель сочетается с карандашом, мелом и сангиной, отличаются многообразием приемов штриховки и богатством колористической гаммы («Preparation к портрету Вольтера» – Стокгольм, национальный музей «Preparation к портрету маркизы де Курси» – Сен-Кантен, Музей А. Лекюйе). Латур, Ла Тур (La Tour) Морис Кантен де (5. 9. 1704, Сен-Кантен, Иль-де-Франс, — 17. 2. 1788, там же), французский художник писал преимущественно пастелью. строений, Орри де Виньори.
Эти оригинальные этюды человеческих лиц, в которых пастель сочетается с карандашом, мелом и сангиной, отличаются многообразием приемов штриховки и богатством колористической гаммы («Preparation к портрету Вольтера» — Стокгольм, национальный музей «Preparation к портрету маркизы де Курси» — Сен-Кантен, Музей А. Лекюйе). (фр. Во всех официальных документах Сен-Кантена его имя пишется Делатур (Delatour). С 1724 года он обосновался в Париже и начал серьезно работать в области пастели.
(La Tour, Maurice Quentin de) (1704-1788), французский художник, портретист эпохи рококо. Известно, что он назначал очень высокие цены за свои пастели, говоря при этом, что «богатые должны платить за бедных». В Салоне в 1753 он выставляет портреты Жан-Жака Руссо (Женева, Музей искусства и истории) и Даламбера (Париж, Лувр). В портретах влиятельных особ Латур прибегал, как правило, к идеализации и подчеркивал высокий социальный статус модели, тогда как портреты его друзей написаны с искренней теплотой и отличаются более спонтанной манерой исполнения (Портрет скульптора Рене Фремена – 1743 г., Париж, Лувр Портрет Шардена – 1761 г., оба – Париж, Лувр). 1736-1737 гг., Париж, Лувр).
Сам Латур неоднократно передавал большие денежные суммы своему родному городу Сен-Кантену на благотворительные цели – в пользу бедных матерей, престарелых ремесленников, а также на учреждение бесплатной школы рисования (1782), которой он завещал основную часть своего творческого наследия. Вот таким образом такое широкое распространение и получает жанр портрета, особенно «интимного» портрета, основоположником которого и стал Морис Кантен де Латур. Все детали старательно прописаны, а фон удачно нюансирован полутонами. В 1750 году он получил должность живописца короля и был удостоен чести написать портрет маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV, который он выставил в Салоне 1755 году (Париж, Лувр). Некоторые его пастели достигали свыше двух метров высоты и полутора метров ширины.
С 1724 жил в Париже. О годах его ученичества существуют лишь отрывочные сведения. Автор тонких, камерных портретов, выполненных преимущественно пастелью, выразительных этюдов, автопортретов. В дальнейшем имеется больше сведений о его творчестве.
Он намеренно не подчеркивает в облике модели признаков увядания, а как бы следует широко распространенному мнению, что «во Франции нет пожилых женщин». В последний раз он выставляется в Салоне в 1773. Портрет убеждает нас, что мадемуазель Ферран (к сожалению, кроме имени, о ней ничего неизвестно) была одной из тех женщин, которые первыми прокладывали своим современницам путь к науие. Современники увидели в этом определенную гражданскую позицию художника. Художник основал три премии, одна из которых предназначалась для Академии наук в Амьене, а другая, за лучший поясной портрет, присуждается и по сей день. Он получает советы также от Луи де Булоня и Жана Ресту.
Его лицо оживлено движением мысли иронической улыбкой. Полная гладкопись же в пастеле, наоборот, позволяет достичь максимальной натуралистичности тогда, когда это необходимо, при этом (. ) отсутствие в её составе лака не уподобляет, к примеру, фрукты на такой работе муляжам, а лица – кукольным. В 1737 году Латур был причислен к Королевской Академии живописи и скульптуры и с этого момента вплоть до 1765 года регулярно выставлялся в парижском Салоне. Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 года, доставили ему звание сопричисленного к Королевской академии художеств в 1746 году Латур был избран ее действительным членом.
Что же так трудно выразить масляной техникой. «Он был портретистом, – пишет Марьет. Умер Латур в Сен-Кантене 17 февраля 1788. Таков его Даламбер — блистательный философ и полемист, один из авторов Энциклопедии.
деятелей, философов, художников, актрис «века Просвещения» (портрет Ж. Л. ДАламбера, 1753, Лувр, Париж этюд в Музее Лекюйе). н. «preparations» преимущественно в Музее Лекюйе, Сен-Кантен), автопортреты. В те же годы (1751) Латур создает наиболее «законченный» из своих «Автопортретов» (Амьен, музей Пикардии). В Салоне 1755 был показан большой портрет маркизы Помпадур (там же три эскиза пастелью, в перламутровых тонах из которых один поразительно передает преклонный возраст модели – Сен-Кантен, музей Латура) за него было заплачено тысячу луидоров. В 1745 он показывает в Салоне портрет Дюваля де Лепинуа (Лиссабон, фонд Гюльбенкяна).
Для Л. характерны камерные портреты, где тонкая градация оттенков пастели показывает «жизнь души» модели в игре мимолётных мимических нюансов. Ум художник ценил в человеке превыше всего. Особый интерес в творчестве Мориса Кантена де Латура представляют его автопортретные «штудии», которые поражают виртуозной техникой, фантазией и изобретательностью («Автопортрет с указательным пальцем» – Женева, Музей искусства и истории). Сам Латур неоднократно передавал большие денежные суммы своему родному городу Сен-Кантену на благотворительные цели — в пользу бедных матерей, престарелых ремесленников, а также на учреждение бесплатной школы рисования (1782), которой он завещал основную часть своего творческого наследия. Известно, что он назначал очень высокие цены за свои пастели, говоря при этом, что «богатые должны платить за бедных».
Среди портретов, выставленных в Салоне в 1757, следует назвать портреты капуцина отца Эмманюэля и оперной певицы мадемуазель Фель (Сен-Кантен, музей Латура) Фель была одной из многих актрис, портреты которых писал Латур и которая стала спутницей почти всей его жизни. В 1761 художник выставляет портрет супруги дофина, Марии Иозефы Саксонской (Париж, Лувр). Глядя в упор на зрителей, он словно спорит с невидимым собеседником. Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к академии художеств в 1746 году он был избран в ее действительные члены, а в 1750 г. получил титул королевского живописца, который и сохранял в течение 23 лет. В 1743 художник начинает серию официальных портретов: портрет герцога де Вийяра, генерал-губернатора Прованса (Экс-ан-Прованс, музей Гране).
н. «preparations» преимущественно в Музее Лекюйе, Сен-Кантен), автопортреты. Еще в ранней юности он проявил склонность к рисованию и копировал эстампы. Латур был страстно увлечен изучением человеческого лица и рисовал его часто отдельно, вне всякого контекста, в виде маски («Автопортрет» – ок. Учился в Сен-Кантене, затем в Париже у К. Дюпуша, Ж. Ж. Спуда и Ж. Ресту II.
деятелей, философов, художников, актрис «века Просвещения» (портрет Ж. Латур Морис Кантен де ДАламбера, 1753, Лувр, Париж этюд — в Музее Лекюйе). Крупные суммы вознаграждения, которые он запрашивал у своих клиентов, значительно его обогатили.
Портретами Латура восхищается в те годы Дидро. Латур родился в 1704 году в небольшом городке Сен-Кантен. Критики все меньше говорят о нем.
В дальнейшем имеется больше сведений о его творчестве. Ее образ сохранил для нас Морис Кантен де Латур. В 1750 году он получил должность живописца короля и был удостоен чести написать портрет маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV, который он выставил в Салоне 1755 году (Париж, Лувр). В последний раз он выставляется в Салоне в 1773. Если раньше в женщине прежде всего ценили внешнюю привлекательность изящество, грацию (вспомните портреты Перроно), то теперь куда важнее, чтобы она была умна, начитанна, способна и серьезным н самостоятельным суждениям, приобщена к наукам.
Латур Морис Кантен Искусство Франции Автопртрет художника, 1751 Музей Пикардии, Амьен Жан-Жак Руссо, 1753 Музей истории и искусства, Женева Латур Морис Кантен де (Maurice Quentin de La Tour) (1704—1788) Великий французский портретист Морис Кантен де Латур, работавший преимущественно пастельными карандашами, родился 5 сентября 1704 года в Сен-Кантене (департамент Эна). Учился в Сен-Кантене, затем в Париже у К. Дюпуша, Ж. Ж. Спуда и Ж. Ресту II. В портретах влиятельных особ Латур прибегал, как правило, к идеализации и подчеркивал высокий социальный статус модели, тогда как портреты его друзей написаны с искренней теплотой и отличаются более спонтанной манерой исполнения («Портрет скульптора Рене Фремена» – 1743 г., Париж, Лувр «Портрет Шардена» – 1761 г., оба – Париж, Лувр). В 1741 он создает большой портрет в рост президента де Риё (Прени, коллекция Ротшильда), в 1742 – портрет супруги президента де Риё в бальном платье (Париж, музей Коньяк-Же) и, очень похожий, портрет его друга аббата Юбера, читающего при свечах (Сен-Кантен, музей Латура). Во всех официальных документах Сен-Кантена его имя пишется Делатур (Delatour). Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к академии художеств в 1746 году он был избран в ее действительные члены.
строений, Орри де Виньори. В 1780 г. удалился на покой в свой родной город. Особую важность для зрелого творчества Л. приобретают этюды лица (т. Академии в этом же году к Академии был «причислен» художник, которого многие критики противопоставляли Латуру – Жан-Батист Перронно.
«Он был портретистом, - пишет Марьет. Сам Латур неоднократно передавал большие денежные суммы своему родному городу Сен-Кантену на благотворительные цели – в пользу бедных матерей, престарелых ремесленников, а также на учреждение бесплатной школы рисования (1782), которой он завещал основную часть своего творческого наследия. В те же годы (1751) Латур создает наиболее «законченный» из своих «Автопортретов» (Амьен, музей Пикардии).
Особый интерес в творчестве Мориса Кантена де Латура представляют его автопортретные штудии, которые поражают виртуозной техникой, фантазией и изобретательностью (Автопортрет с указательным пальцем – Женева, Музей искусства и истории). Он получает советы также от Луи де Булоня и Жана Ресту. В портретах влиятельных особ Латур прибегал, как правило, к идеализации и подчеркивал высокий социальный статус модели, тогда как портреты его друзей написаны с искренней теплотой и отличаются более спонтанной манерой исполнения («Портрет скульптора Рене Фремена» — 1743 г., Париж, Лувр «Портрет Шардена» — 1761 г., оба — Париж, Лувр). Академии в 1737, он, благодаря «Портрету Ресту, живописца» (Париж, Лувр), становится ее членом в 1746 в качестве «живописца пастельных портретов».
Известность его росла все более и более, чему способствовала также и мода на пастель, распространившаяся в тогдашнем французском обществе. Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к академии художеств в 1746 году он был избран в ее действительные члены, а в 1750 г. получил титул королевского живописца, который и сохранял в течение 23 лет. В зрелый период творчества (1760-е) Латур тяготел к простоте, строгости, обобщенности. Эти оригинальные этюды человеческих лиц, в которых пастель сочетается с карандашом, мелом и сангиной, отличаются многообразием приемов штриховки и богатством колористической гаммы (- Стокгольм, национальный музей – Сен-Кантен, Музей А. Лекюйе). Однако сам художник писал свое имя раздельно и затем это написание стало общепринятым.
В Салоне 1755 был показан большой портрет маркизы Помпадур (там же три эскиза пастелью, в перламутровых тонах из которых один поразительно передает преклонный возраст модели – Сен-Кантен, музей Латура) за него было заплачено тысячу луидоров. Еще в ранней юности он проявил склонность к рисованию и копировал эстампы. Латур изобрел для своих пастелей фиксатор, тайну состава которого никто, кроме него, не знал. В 1750 Латура назначают советником Кор. В молодости Латур уехал в Париж, где обучался живописи у Клода Дюпуша.
В 1750 году он получил должность живописца короля и был удостоен чести написать портрет маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV, который он выставил в Салоне 1755 году (Париж, Лувр). «Причисленный» к Кор. «Причисленный» к Кор.
Творческое наследие Морис Кантена де Латура насчитывает свыше 1200 пастелей и рисунков. Через несколько лет после того отправился в Реймс и Камбре. Подлинные шедевры портретного искусства Латура были созданы в середине века. Число пастелей, отправленных им в Салон в 1748, достигает 14, среди которых восемь теперь хранятся в Лувре (портреты короля, королевы, дофина, маршала Морица Саксонского и др. ). Многие произведения Латура гравированы выдающимися мастерами его времени.
Французский художник, работавший в технике пастели. Это нетрудно заметить и в портрете мадемуазель Ферран. Латур, Ла Тур (La Tour) Морис Кантен де (5. 9. 1704, Сен-Кантен, Иль-де-Франс, 17. 2. 1788, там же), французский художник писал преимущественно пастелью. Среди портретов, выставленных в Салоне в 1757, следует назвать портреты капуцина отца Эмманюэля и оперной певицы мадемуазель Фель (Сен-Кантен, музей Латура) Фель была одной из многих актрис, портреты которых писал Латур и которая стала спутницей почти всей его жизни.
Писал как монументальные репрезентативные портреты, в которых модель изображается в полный рост, так и камерные интимные (погрудные или поясные). Однако сам художник писал свое имя раздельно и затем это написание стало общепринятым.
Так, лицо Мари Фель дано крупным планом, почти фронтально и проработано во всех деталях. Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к академии художеств в 1746 году он был избран в ее действительные члены. В молодости Латур приехал в Париж, где обучался живописи у Клода Дюпуша. Портретами Латура восхищается в те годы Дидро.
В 1750 Латура назначают советником Кор. Для Латур Морис Кантен де характерны камерные портреты, где тонкая градация оттенков пастели показывает «жизнь души» модели в игре мимолётных мимических нюансов. Творческое наследие Морис Кантена де Латура насчитывает свыше 1200 пастелей и рисунков.
Академии в этом же году к Академии был «причислен» художник, которого многие критики противопоставляли Латуру – Жан-Батист Перронно. Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к академии художеств в 1746 году он был избран в ее действительные члены. В 1746 он стал членом Королевской академии, а с 1750 – живописцем короля. Особую важность для зрелого творчества Латур Морис Кантен де приобретают этюды лица (т.
С 1724 жил в Париже. В 1745 он показывает в Салоне портрет Дюваля де Лепинуа (Лиссабон, фонд Гюльбенкяна). Критики все меньше говорят о нем. С таких подготовок Латур начинал свое знакомство с моделью. 1736-1737 гг., Париж, Лувр).
Число пастелей, отправленных им в Салон в 1748, достигает 14, среди которых восемь теперь хранятся в Лувре (портреты короля, королевы, дофина, маршала Морица Саксонского и др. ). Подчёркивая в портретируемых просветленно-лирическое начало, Л. часто изображал обществ.