Фредерик-морис де Ла Тур был сыном герцога Анри де Латур дОверня от его второго брака— с Елизаветой Оранской-Нассау, дочерью Вильгельма I Оранского. Фредерик-морис де Ла Тур дОвернь (фр. Frdric-Maurice de La Tour dAuvergne 22октября 1605 (16051022), Седан— 9 августа 1652, Понтуаз)— французский генерал из рода Латуров, титулярный герцог Бульонский, активный участник Фронды. Морис Кантен де Латур (фр. Maurice Quentin de La Tour 1704—1788)— французский портретист, работавший преимущественно пастельными карандашами.
Морис Кантен де Латур (1704—1788)-выдающийся французский пастелист и рисовальщик, один из крупнейших портретистов XVIII века. Хотелось бы познакомить вас с творчествомзнаменитого французского пастелиста и рисовальщика, одного из крупнейших портретистов XVIII векаМориса Кантена де Латура1704-1788гг. В 1766 году Морис Кантен де Латур посетил Голландию с целью ближе ознакомиться с творчеством Рембрандта, Рубенса и других фламандских и голландских живописцев.
Эта техника позднее стала классической как для учеников художника, так и для последующих поколений вXVIII веке она получила название dessin a trois crayons («рисунок тремя карандашами», фр. ). Придавая большое значение психологической характеристике своих моделей, художник признавался: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и забираю ее целиком». Постепенно в связи с возрастающим интересом к живописи пастельная техника начинает использоваться для работы над станковыми картинами. Латур Морис Кантен Искусство Франции Автопртрет художника, 1751 Музей Пикардии, Амьен Жан-Жак Руссо, 1753 Музей истории и искусства, Женева Латур Морис Кантен де (Maurice Quentin de La Tour) (1704—1788) Великий французский портретист Морис Кантен де Латур, работавший преимущественно пастельными карандашами, родился 5 сентября 1704 года в Сен-Кантене (департамент Эна).
Писал как монументальные репрезентативные портреты, в которых модель изображается в полный рост, так и камерные интимные (погрудные или поясные). Умер Латур в Сен-Кантене 17 февраля 1788. С таких подготовок Латур начинал свое знакомство с моделью.
Их портреты заложили основу дрезденской коллекции пастелей художницы. Виртуозное владение техникой проявляется в «Портрете президента парижского парламента Габриэля Бернара де Рие в своем кабинете» (1741). В 1742 году Латур создал одно из лучших своих произведений — Портрет аббата Юбера. А для Латура именно в этом заключалась суть задачи портретиста. Сначала художница динамично наносила широкие плоские штрихи разного цвета, затем, растирая их, добивалась тонких тоновых и цветовых нюансов, а в конце добавляла карандашные штрихи для передачи бархатистой воздушной фактуры. Известно довольно большое наследие автопортретов художника, в которых де Латуру с легкостью и изяществом удалось выразить не только собственное настроение, но и дух «галантного века». Так, лицо Мари Фель дано крупным планом, почти фронтально и проработано во всех деталях.
Ему позировали Вольтер, Руссо, ДАламбер, король Людовик XV, маркиза Помпадур, художники, актрисы, общественные деятели эпохи Просвещения. Подлинные шедевры портретного искусства Латура были созданы в середине века.
В зрелый период творчества (1760-е) Латур тяготел к простоте, строгости, обобщенности. Примером данной тенденции могут служить станковые работы пастелью французского художника Жозефа Вивьена (1657–1734). Его лицо оживлено движением мысли иронической улыбкой. Некоторые его пастели достигали свыше двух метров высоты и полутора метров ширины.
Работал Латур обычно в техниие пастели (цветные мелки) используя все ее выразительные и цветовые возможности. Латур был страстно увлечен изучением человеческого лица и рисовал его часто отдельно, вне всякого контекста, в виде маски («Автопортрет» – ок. Эти оригинальные этюды человеческих лиц, в которых пастель сочетается с карандашом, мелом и сангиной, отличаются многообразием приемов штриховки и богатством колористической гаммы («Preparation к портрету Вольтера» – Стокгольм, национальный музей «Preparation к портрету маркизы де Курси» – Сен-Кантен, Музей А. Лекюйе). Творческое наследие Морис Кантена де Латура насчитывает свыше 1200 пастелей и рисунков.
1736-1737 гг., Париж, Лувр). Многие произведения Латура гравированы выдающимися мастерами его времени. Оставшиеся подготовительные зарисовки раскрывают технологию создания произведения. Известно, что он назначал очень высокие цены за свои пастели, говоря при этом, что «богатые должны платить за бедных». Ее работы вдохновляли шведского художника-пастелиста Густава Лундберга (1695–1786).
В 1746 он стал членом Королевской академии, а с 1750 – «живописцем короля». В молодости Латур приехал в Париж, где обучался живописи у Клода Дюпуша. деятелей, философов, художников, актрис «века Просвещения» (портрет Ж. Л. ДАламбера, 1753, Лувр, Париж этюд в Музее Лекюйе). Работал Латур и в Париже и Сен-Кантене около 1725 года уехал Великобританию, через несколько лет вернулся в Париж.
В схожей технике выполняли работы Ж. Фуке и П. П. Рубенс. С 1724 года он обосновался в Париже и начал серьезно работать в области пастели. Де Латур создал портреты наиболее видных деятелей эпохи: Людовика XV (см. Согласно определению Мариетта – известного знатока искусства того времени, Латур получил прозвище «король пастели». Родился 5 сентября 1704 в Сен-Кантене (департамент Эна).
Ее первые портреты пастелью (около 1703) были высоко оценены современниками. С 1724 жил в Париже.
Морис Кантен де Латур (фр. Ее образ сохранил для нас Морис Кантен де Латур. Мы видим полутемную комнату, стол, заваленный книгами, горящие свечи и аббата Юбера, погруженного в чтение Опытов Монтеня, как это явствует из названия книги.
(La Tour, Maurice Quentin de) (1704-1788), французский художник, портретист эпохи рококо. рис. 4), Мориса Саксонского, Марии Лещинской. Легкость визуального восприятия пастели (отсутствие сильного блеска красочного слоя), яркость цветов позволяли художникам выполнять как парадные так и камерные портреты. Он намеренно не подчеркивает в облике модели признаков увядания, а как бы следует широко распространенному мнению, что «во Франции нет пожилых женщин». Наиболее известные мастера пастели – Д. иП.
Мастером, наиболее сильно повлиявшим на формирование основных принципов работы пастелью, была Розальба Каррьера, художник-портретист (1675–1757) (см. В нем чувствуется полемист, готовый ринуться в бой, вольтерьянец, типичный герой той эпохи, когда все подвергалось анализу и критике с позиций разума. Чрез несколько лет после того отправился в Реймс и Камбре, случайно приобрел благорасположение к себе английского посланника при французского дворе, взявшего его с собой в Египет и работал там настолько успешно, что возвратился в Париж с порядочной суммой денег и репутацией искусного «английского» живописца. Занявшись в течение двух лет усовершенствованием себя в рисунке, через то достигнул в пастельном роде живописи такого мастерства, равным которому не обладал никто из предшествовавших ему и, может быть из следовавших за ним пастелистов. ЛАТУР, МОРИС КАНТЕН ДЕ (La Tour, Maurice Quentin de) (1704–1788), французский художник, портретист эпохи рококо.
Подчёркивая в портретируемых просветленно-лирическое начало, Л. часто изображал обществ. В 1750 году он получил должность живописца короля и был удостоен чести написать портрет маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV, который он выставил в Салоне 1755 году (Париж, Лувр). В портретах влиятельных особ Латур прибегал, как правило, к идеализации и подчеркивал высокий социальный статус модели, тогда как портреты его друзей написаны с искренней теплотой и отличаются более спонтанной манерой исполнения («Портрет скульптора Рене Фремена» – 1743 г., Париж, Лувр «Портрет Шардена» – 1761 г., оба – Париж, Лувр).
Полная гладкопись же в пастеле, наоборот, позволяет достичь максимальной натуралистичности тогда, когда это необходимо, при этом (. ) отсутствие в её составе лака не уподобляет, к примеру, фрукты на такой работе муляжам, а лица – кукольным. Художник явно любуется своеобразной красотой своей модели, овальным разрезом ее темных, бархатных глаз, ритмически повторенных в полукружиях бровей, нежностью кожи, всем ее мягким и женственным обликом. Это нетрудно заметить и в портрете мадемуазель Ферран. О годах его ученичества существуют лишь отрывочные сведения.
Учился в Сен-Кантене, затем в Париже у К. Дюпуша, Ж. Ж. Спуда и Ж. Ресту II. Вот таким образом такое широкое распространение и получает жанр портрета, особенно «интимного» портрета, основоположником которого и стал Морис Кантен де Латур. рис. 2), фаворитки короля Людовика XV (175 128см).
И в искусстве, как и в жизни, возрастает интерес к индивидуальности, личности человека. Умер Латур в Сен-Кантене 17 февраля 1788. Многие произведения Латура гравированы выдающимися мастерами его времени. В них прелесть первого, живого и непосредственного ощущения.
В серии портретов философов, общественных деятелей, художников, актрис утверждал достоинство деятельной и волевой личности, подчёркивая не только социальное положение модели, но и её интеллектуальную активность, богатые оттенки душевных движений (портрет Ж. Л. ДАламбера, 1753, автопортрет – оба в Лувре). По свидетельству современников Латура, он, как редко кто-либо другой, схватывал сходство с этим качеством соединялись сила, гармония и приятность красок, сохранившихся до сего времени в его портретах, несмотря на их давность. По свидетельству современников Латура, он, как редко кто-либо другой, схватывал сходство с этим качеством соединялись сила, гармония и приятность красок, сохранившихся до сего времени в его портретах, несмотря на их давность. Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к академии художеств в 1746 году он был избран в ее действительные члены. Ум художник ценил в человеке превыше всего. Сам Латур неоднократно передавал большие денежные суммы своему родному городу Сен-Кантену на благотворительные цели – в пользу бедных матерей, престарелых ремесленников, а также на учреждение бесплатной школы рисования (1782), которой он завещал основную часть своего творческого наследия. Известность его росла все более и более, чему способствовала также и мода на пастель, распространившаяся в тогдашнем французском обществе. Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 г., доставили ему звание сопричисленного к академии художеств в 1746 году он был избран в ее действительные члены, а в 1750 г. получил титул королевского живописца, который и сохранял в течение 23 лет. Таков его Даламбер — блистательный философ и полемист, один из авторов Энциклопедии.
Питер Пауль Рубенс начал применять смешанную технику рисования углем, сангиной и мелом. Известно, что Латур копировал ее пастели (две такие копии сохранились), увлеченный их живостью и остротой выражения. Искусство Мориса Кантена де Латура — одного из выдающихся французских художников XVIII века — знаменовало новый этап в развитии портретной живописи. Одной из наиболее значительных работ не только в творчестве де Латура, но и в истории пастельной графики можно назвать «Портрет маркизы де Помпадур» (см.
н. «preparations» преимущественно в Музее Лекюйе, Сен-Кантен), автопортреты. Для Л. характерны камерные портреты, где тонкая градация оттенков пастели показывает «жизнь души» модели в игре мимолётных мимических нюансов. Портрет убеждает нас, что мадемуазель Ферран (к сожалению, кроме имени, о ней ничего неизвестно) была одной из тех женщин, которые первыми прокладывали своим современницам путь к науие. В молодости Латур приехал в Париж, где обучался живописи у Клода Дюпуша.
Первые два произведения Латура (портреты его самого и жены живописца Буше), выставленные в парижском салоне 1737 года, доставили ему звание сопричисленного к Королевской академии художеств в 1746 году Латур был избран ее действительным членом. Глядя в упор на зрителей, он словно спорит с невидимым собеседником. Что же так трудно выразить масляной техникой. А. Больтраффио, Б. Луини, Л. Карраччи, Гвидо Рени в Италии.
Наиболее знаменитые представители эпохи рококо Жан Антуан Ватто (1684–1721) и Франсуа Буше (1703–1770) работали в пастельной технике, однако большая часть известных произведений этих художников выполнена маслом. Особую важность для зрелого творчества Л. приобретают этюды лица (т. Если раньше в женщине прежде всего ценили внешнюю привлекательность изящество, грацию (вспомните портреты Перроно), то теперь куда важнее, чтобы она была умна, начитанна, способна и серьезным н самостоятельным суждениям, приобщена к наукам. (фр. В 1780 г. удалился на покой в свой родной город. С 1750 художник короля. Латур родился в 1704 году в небольшом городке Сен-Кантен. В 1746 он стал членом Королевской академии, а с 1750 – "живописцем короля".
Художник называл технику работы мягкими материалами «сухие краски» ииспользовал, помимо выше названных, несколько других цветов. До сих пор такие оттенки ассоциируются у зрителя с пастелью и «пастельными» цветами.
Латур, Ла Тур (La Tour) Морис Кантен де (5. 9. 1704, Сен-Кантен, Иль-де-Франс, 17. 2. 1788, там же), французский художник писал преимущественно пастелью. Автор тонких, камерных портретов, выполненных преимущественно пастелью, выразительных этюдов, автопортретов. Стиль Каррьеры оказал заметное влияние на манеру живописи мастеров рококо Франсуа Буше (1703–1770) и Жана Батиста Перроно (1715–1783), Жана Батиста Греза (1725–1805) работавших как в масляной технике, так и пастелью. Родился 5 сентября 1704 в Сен-Кантене (департамент Эна).
рис. 3), дАламбера, Вольтера, Жан-Жака Руссо (см. рис. 1).
В молодости Латур уехал в Париж, где обучался живописи у Клода Дюпуша. Современники увидели в этом определенную гражданскую позицию художника. Особый интерес в творчестве Мориса Кантена де Латура представляют его автопортретные «штудии», которые поражают виртуозной техникой, фантазией и изобретательностью («Автопортрет с указательным пальцем» – Женева, Музей искусства и истории). Одним из первых художников, работавших с применением материалов используемых в пастельной живописи (уголь – «черный камень» втенях, сангина в полутонах и белый мел на светах), был Леонардо да Винчи. Предметы окружения указывают на ее многогранные интересы: литература, музыка, астрономия и графика.