Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. Однако прежде взгляд зрителя останавливается на лице изображенной дамы. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности.
Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, которых не было на картине. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. Цель этого похищения не выяснена одназначно. Она славилась не только своей красотой, но и мужеством, за что современники прозвали ее «Воительницей».
Тогда и возникла идея кражи. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Во-вторых, — и это, пожалуй, ещё важнее— одухотворенности Моны Лизы пытались приписать эмоциональное содержание, между тем как на самом деле она имеет интеллектуальные корни. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Зрители изумились, нередко пугались: им казалось, что вместо женщины на картине вот-вот возникнет чудовище, какая-нибудь морская сирена. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Глядя на них, становилось ясно, что дама сидит на балконе, а вовсе не подвешена в воздухе, как это иногда кажется.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). И чему. Существует два типа зрения: центральное, ориентирование на детали и периферическое, менее отчетливое. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
«Возрождение или Ренессанс (фр. Renaissance итал. Взгляд художника на Женщину может не совпадать с общепринятыми мнениями. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей. Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью.
Он хотел при помощи приемов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека». На поздних картинах Леонардо все контуры размыты: между источником света и предметом помещен, как выражался мастер, «некий род тумана». Леонардо начал рисовать Мону Лизу во Флоренции около 1503 года и взял портрет с собой, когда он уехал во Францию через 13 лет. По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук». Там начали продавать копии картины, выдавая их за оригинал. и это притом, что его технические экспериментирования в живописи были не всегда удачными.
На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире. Нос, с его проработанными тонкими, розовыми ноздрями, кажется непременно живым. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). И напротив, если в действительности «античность» отстояла от эпохи Возрождения на несколько десятилетий, то на произведениях художников эпохи Возрождения мы будем постоянно натыкаться на некие реликты античной эпохи, абсолютно необъяснимые с позиций Ренессанса. Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию. Sfumato – «дымка», «туман» или полутень, в которой на картинах Леонардо тонут все контурные линии.
Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan. Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Именно он и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Похитители вывезли Джоконду в США. Тот согласился. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. В эпоху Возрождения расцветает изобразительное искусство. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици.
Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привез картину во Францию. В течение этого времени. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22.
Вот таким образом выражение её лица постоянно неуловимо меняется, оно действительно как бы живёт. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Лазарев В. Н. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Прекрасным получился и ее задний план. Оба этих случая не нанесли картине вреда. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Её громкая репутация связана не только с её высокими художественными достоинствами, но и с атмосферой загадочности, окружающей это произведение. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица.
И кстати она у него очень хорошо вышла. Увлечение Леонардо объясняется другим.
Критик Уолтер Патер в своем эссе 1867 года о да Винчи выразил свое мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлет славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя, благодаря чему она не сходила со страниц газет. «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Это одно из чудес этого портрета. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей. Все это время музее висела ее копия в траурной раме. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
Женщины в то время, следуя моде выбривали брови и волосы на верхушке лба, высокий лоб считался невероятно красивым и дамы шли на такие хитрости. Примерные хронологические рамки эпохи – XIV-XVI века. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
После завершения своего обучения, он начал свою карьеру как художник с портретами и религиозными картинами, получая заказы от богатых граждан или монастырей. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
«Мона» переводится как «госпожа». Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками». Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
Мона Лиза. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Он хотел при помощи приемов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека». Именно sfumato создает влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук». Таинственность духовной влюбленности и необыкновенной, опрокидывающей все социальные границы, близости блестяще описана высочайшим авторитетом в этом вопросе: брак Мережковского и Зинаиды Гиппиус до сих пор остается одним из самых невероятных образцов духовного союза. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Работа выполнена на тонкой тополиной доске, которая теперь чрезвычайно хрупкая.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс. » Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Кватрочентистские портреты были обычно поясными. Франсуа является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет.
В 1963 побывав в США и 1974 в Японии. Оно было достаточно обеспеченным и пользовалось доходами ферм в Кьянти, на которых производилось оливковое масло, вино, выращивались пшеница и скот. Он также начал изучал архитектуру и скульптуру.
Его главная цель — не отвлечь внимания зрителя от лица. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Этот эффект достигается с помощью соотношения фигуры и заднего плана. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений. На протяжении всей жизни он развивал свои технические и художественные таланты. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.
Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. Не понятно только у кого и что собирали.
Его искусство уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Вот таким образом, чтобы иметь на что жить решил продать оригинал. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Мона Лиза не была, как многие считают идеалом красоты для Леонардо: его идеал скорей просматривается в ангеле из Мадонны в скалах. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Вот таким образом глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства.
77 x 53 см. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Мона Лиза стала осуществлением идей художника, высказанных им в трактате по живописи. Мону Лизу копировали чаще всех других картин.
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Но возникает вопрос: действительно ли в эпоху Возрождения «появляется интерес к античной культуре» или сама эпоха Возрождения и конструирует эту «античную культуру». Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Публика разделилась на два враждующих лагеря. Картина была извлечена из чемодана с двойным дном.
«Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Поиски полиции были безуспешными.
Сколько было нанесено лессировок, определить просто не возможно. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. А, кстати, в чью же. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). С ним соглашается Лазарев: «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления).
Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой.
Так же роль играет постепенный переход человеческого тела во мрак. Перуджу, с одной стороны, хвалили за итальянский патриотизм, с другой— дали ему небольшой срок в тюрьме. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3.
Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. Мережковский в книге, посвященной Леонардо.
Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Создавая свой шедевр, художник использовал секрет известный многим портретистам: вертикальная ось полотна проходит через зрачок левого глаза, что должно вызывать у зрителя чувство возбуждения. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q».
Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Эта красота, к которой стремится изболевшаяся душа, весь опыт мира собраны здесь и воплощены в форму женщины.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в Моне Лизе. В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Леонардо да Винчи анатомировал трупы.
Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Именно сфумато создаёт влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. рисунок) – комментарии излишни. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Однако художник обещал отписать ее в своем завещании французской короне.
Кто такая Мона Лиза. Одно – это чудесное леонардовское сфумато. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца.
Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Это— зримый символ самой жизни человека и природы, соединенных в одно целое и представленных отвлеченно от своей индивидуально-конкретной формы. Техника живописи Ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Репутация картины Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела. Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук.
Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Морщины были ее безошибочным паспортом.
Но это чрезвычайно трудная задача. Картину столь часто копировали и она оказала столь сильное (возможно, даже слишком сильное) влияние на искусство, что очень трудно взглянуть на нее непредвзятым взором, однако внимательное рассмотрение цветных иллюстраций может привести к удивительным открытиям даже тех, кто устал или же считает, что устал, от Моны Лизы.
На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Возрождение.
Большое их количество вызвало на свет недоказуемую версию, что существовал вариант обнажённой Моны Лизы, написанный самим мастером. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Второе средство – это отношение между фигурой и фоном.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Париж.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Поиски картины длились два года. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины.
Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. В лице её мягкость, человечность, одухотворённость. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Италия.
В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. () Джоконда— не портрет. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. История картины «Мона Лиза» («Джоконда») полное название— Портрет госпожи Лизы Джокондо, — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505года. Еще первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека. Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию.
Тогда скульптор обратился к физиологу, профессору Анри Греппо, а тот привлек специалиста по микрохирургии рук Жан-Жака Контэ. Вазари пишет, что Пьетро Торриджани ударил однокашника из-за завести к его таланту, а Бенвенуто Челлини объясняет травму его заносчивостью и наглостью: копируя фрески Мазаччо, на уроке он высмеивал каждый образ, за что и получил в нос от Торриджани. 5 июня 1940 года она была перевезена в Шовиньи на мягких носилках в машине скорой помощи, В сентябре ее перевезли в Музей Энгра в Монтобане, а затем в 1942 году в Монталь.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Но она ли на картине. Работа создавалась на протяжении нескольких лет, она уникальна. Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в Отель Джоконда). Вот таким образом неудивительно, что.
Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка.
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его усадьбе. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер.
Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджиа (итал. Vincenzo Peruggia). От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Что это дает. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов. Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны.
Самой бесценной картиной всего человечества, считают работу Леонардо да Винчи Мона Лиза. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше.
S fumato — это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Секрет выразительности лица Джоконды в технике многослойного живописи лессировкамы-тонкими слоями краски поверх уже высохшей слоев. Художник не расставался с портретом до самой смерти.
золотых экю. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. 21 августа 1911 г. в три пополудни картина была похищена. От по своему привязался к этой картине. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Она придаст твоему лицу таинственное выражение. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Так продали шесть картин и заработали всего 2 млн – 47 млн как на сейчас. Это и есть одна из главных тайн изображения.
Но самое замечательное в портрете — это подчинение всех частностей руководящей идее. Поиски полиции были безуспешными. И в качестве первого шага мы хотим проверить рельеф и наличие скрытых надписей на картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза» с помощью микроэпиграфики.
От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ». Король решил простить выжившего из ума, как он полагал, старика, а знаменитый портрет в конце концов оказался в Лувре. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зеленых тонах дали. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Картина была в Швейцарии или Аргентине. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Апологеты этой версии считали: переодеваясь в женское платье и рисуя себя в таком виде, великий художник обнажил скрывавшуюся на протяжении всей жизни гомосексуальность. Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире. не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена.
В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Эта методика позволила достигнуть невероятной имитации плоти. Мне показалась такая реакция странной. Это воздушная перспектива лучшая по исполнению. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия».
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы».
Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Около 1503 года, Леонардо исполнил портрет Моны Лизы (так называемая Джоконда), ныне находящийся в Лувре. Так, лицо Моны Лизы, в отличие от рук, покрыто сетью трещин. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Лувр. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
С ним соглашается Лазарев: «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В области горла, внимательный наблюдатель может уловить биение вен.
Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель.
Флиртующая улыбка, хотя при этом соблазнитель и отводит глаза в сторону от объекта своего интереса, чтобы затем вновь бросить на него лукавый взгляд, который опять же мгновенно отводится, едва лишь будет замечен. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Кисть его так легка, так прозрачна, что в ХХ веке даже рентгеноскопический анализ не выявит следов ее удара, Сделав несколько мазков, он откладывает картину, чтобы дать ей высохнуть. Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо самый же портрет почитается произведением необычайным ибо и сама жизнь не могла бы быть иной»2. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
Подобной версии придерживается в своей книге «Код да Винчи» и американский писатель Дэн Браун. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Улыбается она или нет.
Вообще словосочетание собирательный образ неудобоваримое. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. Голова слегка повёрнута10. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Её осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место.
Однако, все эти меры никакого результата не дали. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному».
В 1986 году американская художница Лилиан Шварц использовав перевернутое изображение его известного автопортрета, с помощью компьютера привела картины к единому масштабу таким образом, чтобы расстояние между зрачками на них были одинаковым. Дополнительную дистанцию создает искусственность, возникающая из-за безупречного сфумато -эффекта (отказа от четких очертаний в пользу создания воздушного впечатление).
Кража «Моны Лизы» Мона Лиза долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая обеспечила ей всемирную известность. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Свидетельством этого может быть использование различных растворителей в период написания. Леонардо работал над ним не один год. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица.
Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства. Паратико предлагает провести эксгумацию останков Леонардо и анализ его ДНК, чтобы подтвердить свою теорию. Статуя Венеры, между прочим, тоже находится в Лувре, но этажом ниже. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Она отнимает у лица все жесткое, напряженное, застывшее, она превращает его в зеркало смутных, неопределенных душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью. Размер ейо довольного большой 75, 650 см.
Эта версия считается просто домыслом. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в то же время недосягаемым и бесчувственным образом. Ведь речь не идет даже о так называемом типичном образе, не об идеале.
Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую – святой Иоанн Креститель в молодости и третью – Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Но вполне вероятно, что секретарь, перегруженный работой и впечатлениями, обронил имя Медичи по небрежности. Более позднее, второе утверждение Визари, он писал, что Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была третьей женой флорентийского богача по имени Франческо ди Бартоломее дель Джиокондо (откуда пошло второе название картины Джиокондо). Мы знаем, что она женилась на дель Джиокондо в 1495, но мы фактически не имеем никакого доказательства, что она могла быть хозяйка Медичи. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Нежный розовый нос кажется настоящим. По одной из версий, она была реквизирована немцами и позже обнаружена в шахтах Альтаусзее в числе прочих шедевров, похищенных нацистами.
Была нарисована примерно в 1504 году в Париже. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи. Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достоянии национальной коллекции. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности ее глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы ее сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». Эта версия считается просто домыслом. Нежный розовый нос кажется настоящим.
С этой целью посмотрим на автопортрет Леонардо (см. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как легкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Monna — это сокращение от ma donna — Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо.
Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.
Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Цель этого похищения не выяснена однозначно. Скорее, здесь было что-то из области колдовства. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было с многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи.
раздел Техника). Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Она одновременно кажется желанной и холодной. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дерево, масло.
Музей – это публичное заведение.
Кто бы не смотрел внимательно на ее шею, всем казалось, что у нее бьется пульс., что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. Голова слегка повёрнута. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма.
Мона Лиза – автопортрет художника. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён.
() Джоконда— не портрет. Джоконда— не портрет. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» – так и появился термин. Абсолютно бессознательно он писал новое существо, наделенное всеми возможными признаками материнства. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Никто не знает, кто обрезал картину. Леонардо называл этот метод сфумато (sfumato), по другому, более известному нам названию, лессировка.
А великий замысел состоит в том, чтобы показать двойственность мира и средством для этого служит образ Моны Лизы, в которой сочетается божественная и земная красота. Разделенные пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. И самое сложное моделирование лица, что получилось удивительно реалистически. Леонардо выполнял многослойную живопись с потрясающим терпением и виртуозностью: после подготовки деревянной панели с несколькими уровнями покрытия (уже в то время было множество способов грунтования дерева), он прежде всего рисовал общую композицию, фон, после чего наносятся тонкие слои (масло с добавлением скипидара, что давало ему возможность работать на уровнях прозрачного цвета).
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Ряд исследователей утверждает, что Леонардо писал портрет с нескольких моделей, ведь, когда он отказался отдать картину торговцу тканями Джокондо, она оставалась незаконченной. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности.
Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Это я взял в Лувре Джоконду два года назад. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. Композиция Портрет Джоконды является одним из самых лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, легким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Когда-то слева и справа на картине были нарисованы невысокие колонны, теперь обрезанные.
Мона Лиза (Джоконда) Леонардо да Винчи- без преувеличений, самая известная картина в мире. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Объективно, без художественных домыслов. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Картина невелика, однако производит впечатление монументальной.
Затем между сообщниками начались ссоры. Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Денег взять не успел. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона.
У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна. Цель этого похищения не выяснена однозначно. И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. На протяжении этого времени Мона Лиза не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия». В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Но от чего они также зависят и зависели в 1911 году, так это в значительной мере от еще большего отсутствия – ее бровей. Все детали ее исполнены с величайшим усердием. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Тот не мог жениться на безродной, а взял в жены девушку из знатной семьи с приданым, но та оказалась бесплодна. Нашел сообщников – художника Ива Шадр и мошенника Эдуардо де Валферно. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Животное начало в отношении к жизни в Древней Греции, страстность мира, грехи Борджиа. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона.
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. Дополнительную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного сфумато-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания «воздушного» впечатления). В том и состоит гениальность произведения и потому оно стало символом начала новой эры в искусстве.
Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем. Историю написания полотна великолепно изобразил Д. С. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу.
Вот таким образом выражение ее лица постоянно неуловимо меняется, оно действительно как живое. В первом браке он был женат на Лизе ди Джованни Филиппо де Кардуччи, а во втором – на Катерине ди Мариотто Ручеллиа, которые обе умерли во время родов. Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел. После его смерти 2 мая 1519 года эту картину выкупил сам король.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. С 1793 была размещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. О матери Леонардо почти ничего не известно.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Трудно представить, что получилось бы. на нынешние деньги. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Портрет удался – по словам Вазари, это была точная копия натуры. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Мона Лиза – идеальный портрет, благодаря тонким эффектам света на лице и продуманным пейзажем (цветовая гамма, перспектива пейзажа в сочетании с небом) в фоне картины.
Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Франческо ди Бартоломео дель Джокондо заказал великому художнику портрет своей третьей жены, 24-летней Моны Лизы. Подобная концепция исключает возможность интимного диалога, как, например, в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанном Рафаэлем около десяти лет спустя. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Мне кажется, улыбка наполнена большой любовью. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа».
Её сущность заключается в том, что здесь дается одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок. Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете.
для картины такого уровня это много. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Таким образом он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу. Впечатление, произведенное портретом Моны Лизы на современников Леонардо, было огромно.
Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её. В настоящее время невозможно узнать, это копия с существовавшей женщины или Леонардо да Винчи идеализировал портрет или он полностью изобразил тип универсальной женщины. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Катерина воспитывала ребенка первые несколько лет его жизни, а потом отец забрал сына в свой дом.
Индивидуальное и общее слились здесь воедино. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана).
Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Стремился вернуть Италии сокровище Леонардо, украденный когда-то французами. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Это была дерзость неслыханная. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал.
Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Но это уже другая история. Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса. Что это даёт., по пресловутому замечанию американцев в 1950-х. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы (Сфумато) не переданы с таким совершенством, как в Мона Лизе. Vincenzo Peruggia). Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер.
В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Для нас портрет остается шедевром кисти Леонардо. Провели обыски в поездах, закрыли вокзалы и порты.
Писал ее великий художник четыре года (он вообще свои произведения творил длительное время). Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». появилось высказывание (идея), что это – портрет мужчины (позже создавалось много обнаженных копий, где художники пытаются импровизировать то с женским, то с мужским полом). Наконец, в более поздних упоминаниях, примерно с 1625г., по мнению большинства исследователей портрет стали называть Джиоконда. Даже сегодня, мы не обладаем никакими заключительными доказательствами личности женщины, показанной Леонардо. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача».
Красная краска рта гармонично совпадает с цветом лица.
Мона Лиза улыбается, но почему. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Умерла знаменитая авантюристка и куртизанка в 1509 году в возрасте 46 лет.
Хватали и проверяли всех подозрительных парижских художников и иностранцев. () Джоконда— не портрет.
С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Леонардо отказал. Она до сегодняшних дней не перестает быть актуальной и вызывать нестихающие спору.
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. В 1957 году итальянец Карло Педретти выдвинул иную версию: на самом деле это Пачифика Брандано, еще одна любовница Джулиано Медичи. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Ни одна картина (не только эпохи Возрождения) не может сравниться с Мона Лизой. Смотря на картину, человек испытывает целую гамму ощущений, которых передать словами не возможно. Главная героиня картины- Лиза Герардини (Лиза дель Джокондо), жена флорентийского торговца и просто женщина неземной красоты.
Поездки только закрепили успех и ее славу. «Голова и руки— вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма.
раздел Техника). Так улыбается мать, смотрящая на своего ребенка. Картина не исполнена в ярких тонах. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно, сила ее очарования.
На фоне отдаленных гор фигура производит впечатление монументального, хотя формат картины невелик (77х53 см). Все дело в существовании у человека двух «систем» зрения: центральной и периферической. Вот тогда Перуджа и забрал картину и ушел с ней в Европу. А. Т. Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной.
Предыстория Джоконды такова. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Мону Лизу копировали чаще всех других картин. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Картина, размером 97х53 см, была закончена в 1503 г. и сразу получила известность. В результате получилось зеркальное отражение одного и того же лица.
Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Но только убедился в том, что картина оригинал – сдал ее владельца полиции. Для Леонардо да Винчи, поиск совершенства – истинная, навязчивая идея. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Есть и еще одна полярная «медицинская» версия — беременность. Портрет отразил своеобразный человеческий характер. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Он приходит в музей.
Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Еще одна схожая версия. Изобразительное искусство. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари».
Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Vincenzo Peruggia). И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Наш ИДДЦ (Институт древнеславянской и древнеевразийской цивилизации РАЕН) занимает по этому вопросу пока нейтральную позицию и ищет некоторые независимые аргументы, которые могли бы либо подтвердить, либо опровергнуть данное утверждение.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Главным было, конечно, знаменитое леонардовское сфумато.