Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Но это уже другая история. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо.
В любом случае, после смерти да Винчи в 1519 году картина осталась в собственности короля, а после Французской революции стала государственной собственностью и была выставлена в Лувре.
Она сберегается в Лувре. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу». Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда.
Некоторые практикующие психологи говорят, что Секрет Моны Лизы прост: это улыбка самой себе. Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Но она ли на картине.
Французская lIllustration даже подготовила разворот, расписав историю, что Леонардо был влюблен в свою натурщицу и пообещала за пару недель изготовить цветную репродукцию. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Леонардо и Салаи были вместе 25 лет. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи.
Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью.
Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Была нарисована примерно в 1504 году в Париже. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.
Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы.
Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как легкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен.
Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Никто не говорит, не сыпятся шутки, не читаются никакие письма, не надо обедать, нянчиться с младенцами, гладить котят: в чем же причина. Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному». В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт.
Художник не расставался с портретом до самой смерти. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Что за юноша. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме.
Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Размер ейо довольного большой 75, 650 см. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Все детали ее исполнены с величайшим усердием. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель.
Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Она одновременно кажется сладострастной и холодной.
К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Публика разделилась на два враждующих лагеря.
Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Убедиться в этом и предлагает изложенная ниже подборка. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». В такой компании и оказалась «Мона Лиза».
До охраны наконец дошло, что картину украли. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. " Но тут приехали его почитатели и дружно как серые ничтожества начали разбирать его стихи на абзацы и просить его: А что вы имели ввиду в этой строке.
Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Я имею ввиду его черный квадрат.
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста.
Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо. Была уволена администрация музея. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды».
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». Пабло Пикассо также находился под подозрением. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно.
В лице её мягкость, человечность, одухотворённость. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
для картины такого уровня это много. Были допрошены сотни людей. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична.
Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Так он и спал на картине больше двух лет. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.
Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Картину еще ожидало настоящее признание: сейчас это кажется немыслимым, но в те дни репродукции Моны Лизы только что обрели популярность. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Будем считать, что мне повезло.
Столетия она считалась ценным, но достаточно заурядным шедевром эпохи Ренессанса. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями». А само изображение покрывает толстая броня. Разразился страшный скандал.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Бельгиец Пьере был его секретарем.
Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину.
Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Когда кумир столетий вновь оказался в Лувре, писатель Теофиль Готье язвительно заметил, что улыбка стала насмешливой и даже торжествующей.
Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали.
Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками». Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица.
Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Vincenzo Peruggia). Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться., что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа.
Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. () Джоконда— не портрет. Картина была в Швейцарии или Аргентине. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства. Опасно попасть под обаяние этого призрака.
А далее в специальном зале, где всегда толпятся туристы из разных стран мира, наконец увидишь то из-за чего сюда многие стремятся – всемирно известный шедевр кисти Леонардо да Винчи Монна Лиза. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. А сколько тайн и загадок скрыто за именем, жизнью и трудами любого из мастеров. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе.
Назревала большая европейская война. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа».
А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом.
Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа.
Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Как было с Малевичем. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». На его стихи есть неплохие песни.
Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное.
Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари».
Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра). Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Искусство – одно из достижений человечества, предмет его заслуженной гордости. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. «Джоконда» впала в полное забвение.
По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук». Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами. Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина».
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Цель этого похищения не выяснена одназначно. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности.
Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение. Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в Отель Джоконда). Мона Лиза – автопортрет художника.
Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле.
Она утверждает, что на портрете изображён юноша в женском платье. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала.
Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника., по пресловутому замечанию американцев в 1950-х. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Еще одна схожая версия.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Мне показалась такая реакция странной. Морщины были ее безошибочным паспортом. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало.
Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». «Джокондомания» охватила Америку. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа.
По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.
30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Но действительно ли перед нами жена торговца шелком Франческо дель Джокондо, фамилия которого стала вторым именем этой загадочной дамы.
Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Голова слегка повёрнута.
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела. Где любовь, там и ревность.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки.
Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота.
Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. () Джоконда— не портрет. Ее перевели в покои министров.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений. Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. Эта версия считается просто домыслом.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. К тому же он доверял профессионалам. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить.
Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18.
Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду».
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других.
До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. раздел Техника).
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Это ученик великого художника по имени Салаи.
Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Предполагается, что их связывали не только дружеские отношения, но и нетрадиционная ориентация.
Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды».
21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Таковой и считали ее Франциск и его придворные. То есть разобраться в этом механизме. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения.
Только чувство утраты рождает любовь. Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. «Голова и руки— вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы.
Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Есть ещё одна экзотическая версия. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Вазари, великий историк искусства Возрождения, также дает описание картины: Глаза блестели и были влажными, как будто в реальной жизни. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Флиртующая улыбка, хотя при этом соблазнитель и отводит глаза в сторону от объекта своего интереса, чтобы затем вновь бросить на него лукавый взгляд, который опять же мгновенно отводится, едва лишь будет замечен. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы.
Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером.
Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Что вы видите перед собой. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджиа (итал. Vincenzo Peruggia).
И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук.
Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Мона Лиза улыбается, но почему. От по своему привязался к этой картине. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
И вот в том самом борделе он видит изображение, которое представляет собой прототип собирательного образа всех матерей. У да Винчи несомненно был такой недостаток, часто он затягивал работу над своими произведениями, откладывал из-за чего работа длилась слишком долго. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински.
То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см.
Поиски полиции были безуспешными. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну.
() Джоконда— не портрет. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Она без конца перестраивалась, то входила в упадок, то снова возрождалась. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье.
Маленькие, красиво вырезанные ноздри, розоватые и нежные исполнены с величайшей правдивостью. И кстати она у него очень хорошо вышла. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Ему легко удалось пройти мимо сторожей.
Так и с данной статьей. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения».
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. С апреля по июнь 1974 года «Джоконда» — возможно, самый известный портрет за всю историю человечества — проездом из Японии, где ее посмотрели 1, 5 миллиона человек, остановилась в Москве и два месяца выставлялась в Пушкинском музее. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция».
Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы».
Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
Никто не знает, кто обрезал картину. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни.
Музей – это публичное заведение. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности.
Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Её сущность заключается в том, что здесь дается одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Я не говорю, что я совершенно прав. Франсуа является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет.
Картина написана маслом на доске из тополя. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Когда впервые 100 лучших картин из коллекции французского короля были показаны в 1750 году в Париже избранной аристократической публике, ее среди них не было.
Картина была извлечена из чемодана с двойным дном. На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
«Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными. Потом разошлись по всему миру. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
На раме он заметил отпечаток пальца. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени.
Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Но затворницей Мона Лиза не была. Все детали её исполнены с величайшим усердием.
Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа.
Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать. Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории.
Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире. Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Эти идеи вызрели в квартале поэтов – Латинском квартале Парижа, в дискуссиях в кафе романтической молодежи. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики.
Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи.
Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Второе средство – это отношение между фигурой и фоном. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе.
Данная версия тоже объясняет, почему портрет остался у великого художника. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка.
Она расположилась на фоне пейзажа. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Цель этого похищения не выяснена однозначно. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. Этот портрет молодой женщины с загадочной улыбкой на устах будоражит умы многие сотни лет.
Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. Только вот женщин там вы не найдете. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Но загадка Мона Лизы автопортретом Леонардо не ограничивается. Через два года в Италии картина была найдена. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Голова слегка повёрнута10. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Эту картину надо просто один раз увидеть. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Леонард был арестован. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо.
Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева сделала невозможное, чтобы советские люди увидели шедевр: благодаря ее энергии была изыскана огромная страховая сумма (100 млн. долларов) и по ее личному заказу изготовлен специальный пуленепробиваемый футляр для экспонирования «прекрасной флорентийки».
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка».
Как выглядит «Мона Лиза». Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий.
Он не мог лично знать художника или его модель, так что изложил лишь информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей.
Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть.
Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин.
Рядом с портретом постоянно находится пара охранников, сюда устремляется несчетное число посетителей. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж».
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». На её роль до сих пор претендуют такие женщины, как: Катерина Сфорца – дочь миланского герцога Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская Чечилия Галлерани она же – Дама с горностаем Констанца дАвалос, которую также звали Весёлая или La Gioconda Пачифика Брандано любовница Джулиано Медичи Изабела Галанда Юноша в женском одеянии Автопортрет самого Леонардо да Винчи. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным. Он приходит в музей.
В 1991-м французский скульптор Ален Рош решил воплотить Мону Лизу в мраморе, у него ничего не вышло. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. До него никто не видел в ней никакой тайны. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды».
Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. да там толпа. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека.
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
Одно – это чудесное леонардовское сфумато. Если вы сосредоточены не глазах натуры или пытаетесь охватить взглядом все ее лицо – Джоконда вам улыбается. Увлечение Леонардо объясняется другим. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. История искусств очень сложная вещь. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. А еще – техника.
Девушку звали Мона Лиза. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Немецкие газеты платили той же монетой. У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна.
Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Меня удивило, что он маленький. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Леонардо да Винчи анатомировал трупы.
«Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза».
В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Его ученики всегда были скорее красивы, нежели талантливы особым же расположением пользовался его слуга Джакомо Салаи. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. О матери Леонардо почти ничего не известно. Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию. И не только был закончен, но является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо».
21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Учёные из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Вместе они пришли к выводу, что правая рука загадочной женщины не опирается на левую, потому как, возможно, короче и могла быть подвержена судорогам. Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса.
Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения.
Они избрали ее объектом своих экспериментов. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её. Время шло – картина не появлялась. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Где-то между 1503 и 1506-м.
Не было ее и у реставраторов. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Хотя брови действительно важны, так как они придают четкость изображению не только глаз, но и всего лица. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.